Война и судьбы людей (по рассказу А.Платонова "Возвращение")
план-конспект урока по литературе (8 класс)
Урок литературы, предполагающий углубленный анализ текста. Презентация прилагается. В ходе урока используется фрагмент фильма "Домой" (1982 г.): https://www.youtube.com/watch?v=CYjZtls6Y1k
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
platonov._vozvrashchenie.docx | 25.73 КБ |
platonov._vozvrashchenie.pptx | 1.67 МБ |
Предварительный просмотр:
Задание перед уроком:
- Прочитать рассказ А. Платонова «Возвращение»
- Заполнить таблицу «Образы детей в рассказе»
- Индивидуально:
А) значения имен в рассказе
Б) запахи в рассказе
В) части, на которые можно поделить ночной разговор Иванова и его жены
Война и судьбы людей
…А под шинелью бились учащенней
Сердца, ожесточенные войной…
(А. Парпара)
Записываем эпиграф. Каков ключевой образ в нем? Сердце, ожесточенное войной. Вернемся к этому образу снова в конце урока.
1. Рассказ впервые был опубликован в журнале «Новый мир» в 1946 году. Как вы видите, у произведения было другое название. Давайте проанализируем их.
Семья Иванова ↓ типичная фамилия ↓ типичная ситуация ↓ Что в центре внимания? ↓ Тип | Возвращение ↓ Предполагает ли это название многозначность? ↓ Да. Значит и смыслов много Что в центре внимания? ↓ Проблема возвращения |
Итак, перед нами проблема: почему автор изменил название? Чтобы эту проблему решить, поставим перед собой цели в связи с двумя вариантами названий.
2. Цель урока: рассмотреть, как по-разному раскрывается автором проблема возвращения; проанализировать, ушла ли идея типичности с изменением названия. Выводы будем записывать в рамку:
Возвращение:
|
3. Чтение 1 предложения текста. Сразу вывод в рамку: возвращение к мирной жизни. ВЕРА ОРЕХОВА: имя героя Алексей, что значит защитник.
4. Сколько раз провожают героя? Дважды. (Запомним!) На второй раз он сближается с Машей. ЧТЕНИЕ АБЗАЦА «В ОКРУЖАЮЩЕЙ ИХ ОСЕННЕЙ ПРИРОДЕ…». В чем внешние причины сближения героев? (скука, одиночество в пространстве, узнавание) ЧТЕНИЕ АБЗАЦА «ИВАНОВ И МАША ЧУВСТВОВАЛИ СЕБЯ СЕЙЧАС…». Что объединяет героев, кроме перрона? Они «чувствовали себя осиротевшими без армии». Какое чувство испытывал Иванов к Маше? Любовь? (нет, это «подручная радость», способ избежать уныния)
5. С какого раза Иванов отправляется домой? С третьего, Маша провожает его на вокзал третий раз. Записать в рамку: три попытки Иванова вернуться домой. АЛЁНА КОНДРАТЬЕВА: Запах Маши? («как осенние павшие листья в лесу» «лесною листвой, незнакомой заросшей дорогой, не домом, а снова тревожной жизнью») АЛЁНА КОНДРАТЬЕВА: Запах Иванова? («табаком, сухим поджаренным хлебом, немного вином, - теми веществами, которые произошли из огня или сами могут родить огонь») Запахи разной природы! На этом уровне нет единения героев.
6. Итак, Иванов возвращается домой (записать в рамку). Кстати, почему не назван город? Неважно, это любой город, типичный. Рассказчик констатирует: «Иванов приехал на шестой день». Обратим внимание на запах дома: АЛЁНА КОНДРАТЬЕВА «…родным запахом дома – тлением дерева, теплом от тела своих детей, гарью на печной загнетке». Что общего у запаха Иванова и его дома? Мотивы тепла и огня, порождающего это тепло.
7. ЧТЕНИЕ АБЗАЦА «СТРАНЕН И НЕ СОВСЕМ ПОНЯТЕН БЫЛ ИВАНОВУ РОДНОЙ ДОМ…». Какие чувства испытывает герой дома? Что мешало Иванову чувствовать радость возвращения? (стыд, равнодушие, незнание) Он испытывает все чувства, кроме любви, поэтому не может чувствовать радость возвращения «всем сердцем»! Тогда в каком только смысле Иванов вернулся домой? Только физически – дописать это наречие в рамку.
8. Какой застает Иванов свою семью по возвращении?
А) Образы детей – устные высказывания ребят по домашней таблице
Критерий | Петруша | Настя |
Имя (ВЕРА ОРЕХОВА) | Петр - скала/камень Петр Алексеевич - император | Возвращенная к жизни |
Портрет | 12 лет Малорослый худощавый Головастый лобастый Глядел сумрачно и недовольно Одет-обут аккуратно | 5 лет маленькая |
Речевой потрет | Побудительные предложения Глаголы в повел.накл Недетская лексика | Мало говорит Плачет |
Отношение к матери | Командует ею | Жалеет Ласкается к матери |
Отношение к отцу | Командует им | Не узнает – плачет, Смотрит с интересом - изучает |
Отношение друг к другу | Командует сестрой | Слушается брата |
Поведение в целом | Хозяйственный, исправный мужичок | Тихая, незаметная |
Такими ли Иванов ожидал встретить своих детей? Нет. Что так изменило их? Война? А сам Иванов изменился? Безусловно.
Б) Жена. ВЕРА ОРЕХОВА ОБ ИМЕНИ ГЕРОИНИ (Любовь). Кстати, она «три дня подряд выходила ко всем поездам…». Самая напряженная сцена рассказа – ночной разговор мужа и жены. Как мы слышим этот разговор? Через призму внимания ребенка, Петруши. Благодаря чему нам становится это понятно? Авторские ремарки: «серчал отец / отец молчал и курил трубку / Петрушка расслышал, что мать плакала… что в глазах ее были большие остановившиеся слезы».
ЮРА МОЧАЛОВ – ДЕЛЕНИЕ НОЧНОГО РАЗГОВОРА НА ЧАСТИ. Разговор героев можно поделить на три части по образу, стоящему в центре обсуждения (Семен Евсеевич, безымянный мужчина, Харитон).
Просмотр эпизода фильма. Обсуждение видео:
Удалось ли создателям воплотить эффект того, что разговор дается через призму сознания ребенка?
Какие чувства владеют Ивановым? Как актеру удается их передать?
Кому посвящена первая часть? Семену Евсеевичу. Что мы знаем об этом персонаже? Что произошло с его семьей? Все погибли. Каковы его отношения с детьми, с Любовью Ивановой? Забота, помощь. Можно ли сказать, что и этот герой пытается возвратиться? К чему? К жизни в семье. Записать в рамку: попытка Семена Евсеевича вернуть себе семью через сближение с Ивановыми.
Кому посвящена вторая часть? Безымянному герою, с которым Любовь Иванова «стала близкой». Почему она пошла на сближение с этим человеком? По тексту: «И я не стерпела жизни и тоски по тебе…». Почему героиня говорит, что иначе она бы умерла? Чего не хватало ей? Любви. Можно ли сказать, что Любовь Иванова тоже пыталась возвратиться к чему-то? К чему? К жизни в любви. Записать в рамку: попытка Любы вернуть ощущение любви. Удачна ли была эта попытка? Нет. Почему? «Я поняла, что только с тобою я могу быть спокойной, счастливой…»
Какие чувства испытывает Иванов во время этого тяжелого разговора? Ревность, гнев, обида. Почему он не прощает жену? Не может понять ее поступков умом, а понять сердцем и не пытается. А что мешает ему? Те чувства, которые им овладели.
Третья часть – в разговор вступает Петруша. О чем он говорит в своем пространном монологе? О некоем Харитоне, который, вернувшись с войны, узнал, что его жена жила с другим мужчиной… О чем это свидетельствует? Ситуация действительно типична.
9. Последняя сцена рассказа. ЧТЕНИЕ АБЗАЦА «ДВОЕ ДЕТЕЙ, ВЗЯВШИСЬ ЗА РУКИ…». Почему Иванов не узнает своих детей, хотя видит такие мелкие детали, как обувь старшего? Видит глазами, сердцем не видит, наверное, потому, что не хочет этого разумом.
ЧТЕНИЕ АБЗАЦА «ИВАНОВ ЗАКРЫЛ ГЛАЗА, НЕ ЖЕЛАЯ ВИДЕТЬ И ЧУВСТВОВАТЬ…». В какой момент наступает «прозрение»? «…сердце… пробилось на свободу, заполнив все его существо теплом и содроганием». Обратить внимание на мотив тепла → вот оно, наконец, единение с домом, с семьей. Почему Иванов сходит с поезда? О возвращении чего можно говорить в этом случае? О возвращении любви в ожесточенное войной сердце – записать это в рамку.
Проанализируем нашу запись. Если пойти от начала сразу к концу, то что такое возвращение к мирной жизни? Это возвращение любви в сердце человека, поскольку война – это НЕлюбовь.
Итоги.
Утратилась ли идея типичности с изменением названия? Нет, она и вне названия осталась в романе, но на других уровнях.
Как раскрывается проблема возвращения в рассказе?
В нескольких аспектах, которые находятся в единстве, заявленном в названии. Автор в глобальном смысле рассматривает возвращение героев к мирной жизни. Вернемся к эпиграфу. В чем причина ожесточения людских сердец? Война. Что, по мысли автора, способно вернуть в эти сердца любовь? Семья.
Как вы думаете, ограничиваются ли возвращения этими, записанными нами? Нет, героям предстоит пройти множество еще возвращений.
Рассматривали ли вы когда-нибудь проблему войны в таком ключе?
Д/з: письменный развернутый ответ на вопрос: «Какой смысл, заложенный в названии, на Ваш взгляд, является в рассказе ведущим?»
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ВОЙНА И СУДЬБЫ ЛЮДЕЙ (по рассказу А.Платонова «Возвращение») …А под шинелью бились учащенней Сердца, ожесточенные войной… (А. Парпара )
№10-11 журнала «Новый мир». 1946 г.
ВАРИАНТЫ НАЗВАНИЙ «Семья Иванова» (1946 г.) ↓ Типичная фамилия ↓ Типичная ситуация ↓ В центре ТИП «Возвращение» (1962 г.) ↓ Многозначное слово ↓ Множественность смыслов ↓ В центре п роблема ВОЗВРАЩЕНИЯ
ВОЗВРАЩЕНИЕ Возвращение к мирной жизни Три попытки Иванова вернуться домой Иванов возвращается домой (только физически!) Попытка Семена Евсеевича возвратиться в семью через сближение с Ивановыми Попытка Любы возвратить себе ощущение любви Возвращение любви в ожесточенное войной сердце
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Письменный развернутый ответ на вопрос: «Какой смысл, заложенный в названии, на Ваш взгляд, является в рассказе ведущим?»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы по теме: «Проблемы личной ответственности человека за судьбы других людей в рассказе А.П.Платонова «В прекрасном и яростном мире».
Андрей Платонов из тех писателей, о которых говорят: «Писатель будущего».Не оцененный по достоинству в свое время ,он идет к нам ,а мы идем к нему. Трудно постигать произведения этого автора, на...
Конспект урока « Итоги Великой Отечественной войны. Война и судьбы людей»
Тема урока: «А нам нужна всего одна Победа, одна на всех....
Судьбы людей в «Донских рассказах» - М. Шолохова
Урок является, одним из первых при изучение творчества Шолохова....
«Что же с вами происходит, люди?». По рассказам В.М. Шукшина «Мастер», «Крепкий мужик», «Верую». «Что же с вами происходит, люди?». По рассказам В.М. Шукшина «Мастер», «Крепкий мужик», «Верую».
Интегрированное занятие по творчеству В.М. Шукшина9 классЗанятие внеклассного чтения по программе В.Я.Коровиной (2 часа). ...
План-конспект урока "Великая отечественная война. Война и судьбы людей"
Урок – раздумье о цене Победы над фашизмом, очень дорого обошедшейся каждой советской семье...
Тема урока: М. А. Шолохов рассказ «Судьба человека». Особенности сюжета и композиция рассказа. Трагедия народа в годы войны и судьба Андрея Соколова.
Тема урока: М. А. Шолохов рассказ «Судьба человека». Особенности сюжета и композиция рассказа. Трагедия народа в годы войны и судьба Андрея Соколова. Цели. 1. Продолжить изучение рассказа ...
Урок русской литературы по теме "Влияние гражданской войны на судьбы людей".
Урок русской литературы по теме "Влияние гражданской войны на судьбы людей" (сопоставительный анализ рассказов М.А. Шолохова "Родинка" и "Семейный человек")....