Интегрированный урок литературы и биологии 8 класс "Наш дар бесценный - речь" (на материале рассказа А.Платонова "Возвращение")
план-конспект урока по литературе (8 класс) по теме

Интегрированный урок поможет учащимся обращать внимание на речевые характеристики героев, раскрывать идейный замысел автора, награждающего своих персонажей особенностями речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok._nash_dar_bestsennyy_-rech.doc90.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока. «Наш дар бесценный – речь» (И.Бунин)

Форма урока: интегрированный урок литературы и биологии

Цели: уметь характеризовать героев, раскрывать замысел автора произведения, анализируя речь героев.

Задачи: развивать навыки анализа текста

воспитывать культуру общения

Оборудование:

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Инсценирование фрагмента произведения. Формулирование целей и задач урока.

Иванов приехал. Его встретил сын Петр(Петрушке шел двенадцатый год, и отец не сразу узнал своего ребенка в серьезном подростке, который казался старше своего возраста. Петр был малорослый и худощавый мальчуган, но зато головастый, лобастый, и лицо у него было спокойное, словно бы уже привычное к житейским заботам, а маленькие карие глаза его глядели на белый свет сумрачно и недовольно, как будто повсюду они видели один непорядок. Одет-обут Петрушка был аккуратно: башмаки на нем были поношенные, но еще годные, штаны и куртка старые, переделанные из отцовской гражданской одежды, но без прорех — где нужно, там заштопано, где потребно, там положена латка, и весь Петрушка походил на маленького, небогатого, но исправного мужичка.)

 Отец (Иванов) удивился и вздохнул. Иванов его обнял и поцеловал, приподнявши к себе

Петр.. Ты отец, что ль? …Знать, отец!

Иванов. Отец... Здравствуй, Петр Алексеевич!

Петр. Здравствуй... Чего ехал долго? Мы ждали-ждали.

Иванов. Это поезд, Петя, тихо шел... Как мать и Настя: живы-здоровы?

Петр. Нормально. Сколько у тебя орденов?

Иванов. Два, Петя, и три медали.

Петр. А мы с матерью думали — у тебя на груди места чистого нету. У матери тоже две медали есть, ей по заслуге выдали... Что ж у тебя мало вещей — одна сумка?

Иванов. Мне больше не нужно.

Петр. А у кого сундук, тому воевать тяжело?

Иванов. Тому тяжело. С одной сумкой легче. Сундуков там ни у кого не бывает.

Петр.  А я думал — бывает. Я бы в сундуке берег свое добро — в сумке сломается и помнется.

Он взял вещевой мешок отца и понес его домой, а отец пошел следом за ним.

- Вспомните автора и название произведения, эпизод из которого нам продемонстрировали ребята. (А.Платонов «Возвращение»)

- Какой именно фрагмент нам представлен? (Встреча Иванова с сыном, их разговор/диалог)

- Не случайно именно диалог стал началом нашего урока. Вы уже догадались, что темой урока является….(Речь) И.Бунин назвал речь «дар бесценный»

- Как вы думаете, какие задачи мы сегодня будем решать?

3. Б.: термины. Сообщение о речи (зоны мозга), о Маугли. (обобщение на слайде – термины!)

    Л.: - Встречаемся ли мы с этими понятиями на уроках литературы? Когда именно? (Говорим о картинах, представляющихся в мыслях героев или самого читателя, о речевых характеристиках героев) Таким образом, речь героев, их мысли играют важную роль при характеристике образа.

- Перед вами несколько отрывков из рассказа Платонова. Давайте посмотрим, как же речь характеризует героев этого произведения.

— Тому тяжело, — согласился отец. — С одной сумкой легче. Сундуков там ни у кого не бывает.

— А я думал — бывает. Я бы в сундуке берег свое добро — в сумке сломается и помнется.

(Иванов представляется настоящим солдатом, человекаом, который готов жизнь отдать в бою за Родину. Ему не нужны вещи, т.к. живут на фронте одним днем, одним мгновением, не задумываясь над тем, какие у них есть вещи, сбережения, их мысли – о тех любимых, дорогих сердцу людях, которые остались дома, всё их богатство всегда с ними в душе! Петр же, рано повзрослев, занимаясь хозяйством, думает о том, как бы сохранить хоть то немногое, что еще остается у них, как бы не потерять ничего, что может пригодиться)

— Где работаешь? — не понял Иванов.

— На кирпичном заводе, на прессу. Квалификации ведь у меня не было, сначала я во дворе разнорабочей была, а потом меня обучили и на пресс поставили. Работать хорошо, только дети одни и одни... Видишь — какие выросли. Сами все умеют делать, как взрослые стали, — тихо произнесла Любовь Васильевна. — К хорошему ли это, Алеша, сама не знаю...

— Там видно будет, Люба... Теперь мы все вместе будем жить, потом разберемся — что хорошо, что плохо...

— При тебе все лучше будет, а то я одна не знаю — что правильно, а что нехорошо, и я боялась. Ты сам теперь думай, как детей нам растить...

Иванов встал и прошелся по горнице.

— Так, значит, в общем ничего, говоришь, настроение здесь было у вас?

— Ничего, Алеша, все уже прошло, мы протерпели. Только по тебе мы сильно скучали, и страшно было, что ты никогда к нам не приедешь, что ты погибнешь там, как другие...

(Жена Иванова, Люба, предстает тихой, кроткой, скромной, растерянной женщиной, которая тоже пережила («прожила») за годы войны много горя, страданий

«Никак не угомонятся, — думал Петрушка на печи, — помирились, и ладно; матери на работу надо рано вставать, а она все гуляет — обрадовалась не вовремя, перестала плакать-то».

(Петр – заботливый сын, переживающий за мать, которой приходится трудиться на тяжелой работе)

…он еще из части послал жене телеграмму, что он без промедления выезжает домой и желает как можно скорее поцеловать ее и детей.

(Иванов стремится скорее вернуться домой к детям и жене. Он еще не знает, какие испытания готовит ему судьба. Ведь оказавшись без армии, он словно «осиротел»…)

- Конечно же, речь героев неразрывно связана с их чувствами, мыслями, переживаниями, поэтому мы и говорим о таком средстве выразительности, как речевые характеристики героев)

4. Заполнение таблицы «Виды речи»

Б.: В данных отрывках представлены разные виды речи. Заполните таблицу, данную на ваших листах, поработав в парах.

5. Заполнение таблицы «Первая и вторая сигнальная системы»

Б.:

Л.: - У меня возник один вопрос, касающийся….

Вспомните концовку рассказа. Возникает ли у нас ощущение, что при отсутствии диалогов в тексте мы словно слышим героев?

        Двое детей, взявшись за руки, все еще бежали по дороге к переезду. Они сразу оба упали, поднялись и опять побежали вперед. Бо́льший из них поднял одну свободную руку и, обратив лицо по ходу поезда в сторону Иванова, махал рукою к себе, как будто призывая кого-то, чтобы тот возвратился к нему.

        -Мы говорили уже о настоящем возвращении героя. И самым важным в этом решении героя были именно эти как будто сказанные, даже вырвавшиеся криком слова Сына, Петра.

Б.: -

6. Работа со схемами «Функции речи» и «Свойства речи»

Б.: - Речь – то, что отличает человека от других животных. Назовите функции речи.

        - Какую функцию выполняет речь в данных вам отрывках из рассказа Платонова, может, вы найдете нужные иллюстрации-фрагменты и в рассказе целиком?

Б.: Какую же функцию выполняет речь в мышлении?........

Л.: Проведем с вами лингвистический эксперимент. Перед вами набор слов – это предложение из рассказа Платонова. Восстановите фразу, вспомните, каково же ее значение в понимании идейного замысла автора произведения.

теперь обнажившимся жизнь преграду он через ее и интереса, а прежде внезапно самолюбия чувствовал коснулся собственного сердцем другую.

        (Прежде он чувствовал другую жизнь через преграду самолюбия и собственного интереса, а теперь внезапно коснулся ее обнажившимся сердцем.)

Герой рассказа осознал, в чем заключается настоящий смысл жизни,  истинное понимание любви: это не только забота о близких, но и самопожертвование, прощение, искренность и преданность)

Б.: Речь обладает и определенными свойствами. Давайте их определим, заполняя таблицу:

Свойства речи

Литературный пример

Свойства речи

Литературный пример

содержательность

Выражение мыслей, чувств, стремлений

Квалификации ведь у меня не было, сначала я во дворе разнорабочей была, а потом меня обучили и на пресс поставили. Работать хорошо, только дети одни и одни...

Только по тебе мы сильно скучали, и страшно было

понятность

диалоги

выразительность

А тебе какое дело — чего мне надо? — отозвался отец. — Ишь ты, сержант какой? (грубость, тревога, возмущение)

Ты что, Настенька моя? (нежность, чуткость)

воздейственность

—А вам ничего не жалко, — равнодушно сказал Петрушка. — А я хочу, чтоб вам больше досталось.

Отец и мать поглядели друг на друга и содрогнулись от слов сына.

7. Л.: Ребята, вы тоже обладаете речью, которая тоже характеризует и ваше понимание художественно произведения, да и вообще - понимание того материала, который вы изучаете на разных уроках в школе…Используя свои способности и возможности, попробуйте  устно «нарисовать» финал рассказа: чем, на ваш взгляд, закончится история Иванова? Мне кажется, что у большинства из вас примерно одинаковые варианты, но ваша задача – не повторяя ни одного слова из предыдущего ответа одноклассника, предложить свой вариант (используйте синонимы!)

8. Подведение итогов.

Б.: - Почему же можно дать считать речь «даром бесценным»?

9. Д/з: по литературе -  «Нарисуйте» портрет героя рассказа (по выбору)

           по биологии -


Тема урока: ____________________________________________________________________________________________

















Свойства речи

Литературный пример

































Иванов приехал. Его встретил сын Петр(Петрушке шел двенадцатый год, и отец не сразу узнал своего ребенка в серьезном подростке, который казался старше своего возраста. Петр был малорослый и худощавый мальчуган, но зато головастый, лобастый, и лицо у него было спокойное, словно бы уже привычное к житейским заботам, а маленькие карие глаза его глядели на белый свет сумрачно и недовольно, как будто повсюду они видели один непорядок. Одет-обут Петрушка был аккуратно: башмаки на нем были поношенные, но еще годные, штаны и куртка старые, переделанные из отцовской гражданской одежды, но без прорех — где нужно, там заштопано, где потребно, там положена латка, и весь Петрушка походил на маленького, небогатого, но исправного мужичка.)

 Отец (Иванов) удивился и вздохнул. Иванов его обнял и поцеловал, приподнявши к себе

Петр.. Ты отец, что ль? …Знать, отец!

Иванов. Отец... Здравствуй, Петр Алексеевич!

Петр. Здравствуй... Чего ехал долго? Мы ждали-ждали.

Иванов. Это поезд, Петя, тихо шел... Как мать и Настя: живы-здоровы?

Петр. Нормально. Сколько у тебя орденов?

Иванов. Два, Петя, и три медали.

Петр. А мы с матерью думали — у тебя на груди места чистого нету. У матери тоже две медали есть, ей по заслуге выдали... Что ж у тебя мало вещей — одна сумка?

Иванов. Мне больше не нужно.

Петр. А у кого сундук, тому воевать тяжело?

Иванов. Тому тяжело. С одной сумкой легче. Сундуков там ни у кого не бывает.

Петр.  А я думал — бывает. Я бы в сундуке берег свое добро — в сумке сломается и помнется.

Он взял вещевой мешок отца и понес его домой, а отец пошел следом за ним.

        Иванов приехал. Его встретил сын Петр(Петрушке шел двенадцатый год, и отец не сразу узнал своего ребенка в серьезном подростке, который казался старше своего возраста. Петр был малорослый и худощавый мальчуган, но зато головастый, лобастый, и лицо у него было спокойное, словно бы уже привычное к житейским заботам, а маленькие карие глаза его глядели на белый свет сумрачно и недовольно, как будто повсюду они видели один непорядок. Одет-обут Петрушка был аккуратно: башмаки на нем были поношенные, но еще годные, штаны и куртка старые, переделанные из отцовской гражданской одежды, но без прорех — где нужно, там заштопано, где потребно, там положена латка, и весь Петрушка походил на маленького, небогатого, но исправного мужичка.)

 Отец (Иванов) удивился и вздохнул. Иванов его обнял и поцеловал, приподнявши к себе

Петр.. Ты отец, что ль? …Знать, отец!

Иванов. Отец... Здравствуй, Петр Алексеевич!

Петр. Здравствуй... Чего ехал долго? Мы ждали-ждали.

Иванов. Это поезд, Петя, тихо шел... Как мать и Настя: живы-здоровы?

Петр. Нормально. Сколько у тебя орденов?

Иванов. Два, Петя, и три медали.

Петр. А мы с матерью думали — у тебя на груди места чистого нету. У матери тоже две медали есть, ей по заслуге выдали... Что ж у тебя мало вещей — одна сумка?

Иванов. Мне больше не нужно.

Петр. А у кого сундук, тому воевать тяжело?

Иванов. Тому тяжело. С одной сумкой легче. Сундуков там ни у кого не бывает.

Петр.  А я думал — бывает. Я бы в сундуке берег свое добро — в сумке сломается и помнется.

Он взял вещевой мешок отца и понес его домой, а отец пошел следом за ним.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок литературы и биологии "Едины божие созданья" (на материале рассказа Ф.Абрамова "О чём плачут лошади"

интегрированный урок позволяет учащимся с разных точек зрения рассмотреть один объект - познакомиться с важными характеристиками лошади как животного класса Млекопитающие, затронуть проблему нравстенн...

Интегрированный урок (литература и биология). Поэзия и времена года

В красоте родной природы все находят что-то родственное, близкое… И поэтому неудивительно, что природе посвящены многие поэтические и прозаические произведения, произведения Пушкина, используя з...

Интегрированный урок литературы и биологии по рассказу В. П. Астафьева «Васюткино озеро» «И читая книгу природы…»

Интегрированный урок литературы и биологии по рассказу В. П. Астафьева «Васюткино озеро» «И читая книгу природы…» подготовлен в рамках авторской программы "Человек и природа"...

Модель урока Интегрированный урок литературы и биологии в 8 классе «Душа обязана трудиться» по рассказу В.П. Астафьева «Яшка – лось»

Тема данного урока выбрана не случайно. Она является продолжением целого ряда уроков, посвященных духовно-нравственному воспитанию в рамках авторской программы «Человек и природа». На этом уроке продо...

Интегрированный урок литературы и музыки в 11 классе. Талант любви( по рассказу А.И.Куприна "Гранатовый браслет")

Урок предназначен для использования на уроке литературы в 11 классе, либо на уроках музыки для рассказа о преобразующей силе музыки, о созвучности её жизни....

Интегрированный урок химии, физики, биологии и экологии "Бесценный дар Земли"

Интегрированный урок химии, физики, биологии и экологии "Бесценный дар Земли" посвящен воде. Урок проводился в 8-9 классах с целью сформирования у учащихся целостного представления о воде....

Интегрированный урок литература + обществознание по теме «Моя семья – моя обитель » по рассказу В. Осеевой "Бабка"

Цель:Сформировать понятия, что такое семья, члены семьи, цель создания семьи, значения семьи в жизни человека.Задачи: Формирование умения извлекать нравственные уроки произведения.Развивать умени...