Урок литературы "Обнажившееся сердце" по рассказу А.Платонова "Возвращение"
методическая разработка (литература, 8 класс) на тему
Представленный урок литературы на тему «Обнажившееся сердце» по рассказу А.Платонова «Возвращение» является учебным занятием, построенным на основе технологических особенностей метапредмета «Проблема».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_obnazhivsheesya_serdtse.doc | 51 КБ |
Предварительный просмотр:
План конспект урока литературы с использованием ТВУ
Тема урока: «Обнажившееся сердце» ( по рассказу А.П. Платонова «Возвращение» )
Цель: раскрытие значимости понятия «Семья» в жизни человека.
Задачи:
Обучающая: совершенствовать умение анализировать художественное произведение
Развивающая: развивать монологическую речь; уметь пользоваться жизненным опытом при изучении нового материала; высказывать свою точку зрения.
Воспитывающая: воспитывать любовь и уважение к своим родителям, членам семьи; чувство ответственности за происходящее.
Оборудование: портрет А.Платонова, презентация к уроку, видеофильм .
Ход урока
Оргмомент.
1. Психологический настрой урока:
Учитель: Итак, друзья, задумываемся ли мы о счастье? Да. Наверное, у каждого у нас свое представление о нем. И писатели пытались ответить на этот вопрос: и Пушкин, Лермонтов, Толстой. Среди них и Андрей Платонович Платонов. Ранее знакомый вам писатель. (Слайд «Война и мир», «Анна Каренина»)
А что в вашем понимании «счастье»? его можно потрогать , измерить…(Счастье –это, когда тебя понимают….Счастье- когда твои родные и близкие живы, здоровы…
А я счастлива , что сегодня с вами провожу открытый урок. И это тоже может быть еще не знает , его сердце откроется, обнажится для любви к родным.
"Счастье - когда тебя понимают, большое счастье - когда тебя любят, настоящее счастье, когда любишь ты" Конфуций (китайский мыслитель) (Слайд)
А вот как сказал о счастье Платонов в рассказе: «Есть время в жизни, когда невозможно избежать своего счастья. Это счастье происходит не от добра и не от других людей, а от силы растущего сердца, согревающего своим теплом» (Слайд)
Учитель: Мне кажется, эти слова можно отнести к платоновским героям, и, в первую очередь, к Алексею Иванову – герою рассказа, о котором сегодня пойдёт речь, ведь именно ему, Иванову, предстоит научиться жить « от силы растущего сердца». Но вначале герой этого не знает, но далее сердце его откроется, обнажится для любви к своим родным
Учитель: О чем же будет наш урок, о любящем сердце, обнажившемся для любви к своим родным.
Учитель: Итак, тема урока «Обнажившееся сердце» ( по рассказу А.П. Платонова «Возвращение»)
На уроке мы поговорим о героях рассказа «Возвращение». В чем же для счастье для главного героя и остальных членов семьи. Попробуем разобраться в странном поведении главного героя, почему автор назвал рассказ «Возвращение». Чтобы ответить на все поставленные перед нами вопросы, попробуем прожить вместе с героями А. Платонова совсем короткое время. Именно прожить для того, чтобы постараться понять автора. А поможет нам в этом просмотр фрагментов фильма, снятого по этому произведению.
А эпиграфом к уроку послужат слова из нашего произведения.
Прежде он (Иванов) чувствовал другую жизнь
через преграду самолюбия и собственного интереса,
а теперь внезапно коснулся ее обнажившимся сердцем.
А.Платонов «Возвращение».
Мчится поезд
2. Подготовительный этап:
-Ребята, какие чувства вызвал у вас рассказ? ( одно, два слова: грусть, боль, чувство сострадание, мне было жаль героя, я счастлив, оттого что герой вернулся в семью…)
- Какие ассоциации вызывает у вас название рассказа ?
( дом, семья, любовь, родина…)
Расширьте круг ассоциаций:
Прямое значение слова «Возвращение» ( Дом, семья, любовь, разлука, когда мы возвращаемся домой после долгой разлуки к своим родным, близким)
Переносное значение с понятием «состояние души» ( возвращение к себе, когда душа человека начинает оживать от грубостей, ран войны)
Учитель: Это путь домой после долгой разлуки, путь с войны, ожидание радости, любви и тревога о том, как произойдёт встреча героя с родными, возвращение к себе. И вот какое возвращение главное для нашего главного героя, нам предстоит выяснить.
Возвращение
3. Аналитическая беседа: ( Сотворчество)
А) Фрагмент «Иванов и Маша» Вопросы:
1. Торопится ли Иванов домой? (Нет) – Почему?
2.Почему он остаётся с Машей ещё на два дня? Что их объединяет? (подтвердите словами из текста) Маша боится
(«…потому, что хотел погулять ещё немного на воле», оба боялись возвращаться домой, так как привыкли к войне, они чувствовали себя «осиротевшими без армии»)
Учитель: Как вы думаете, почему автор выбрал именно фамилию Иванов? (это одна из самых распространённых фамилий в России)
Учащиеся: Наверное, автор хотел этим сказать, что такая беда постигла не только эту конкретную семью, то, что такую ситуацию переживало большинство людей.
Б) Фрагмент фильма «Встреча с родными»
Учитель: 1. Как отца встречает сын?
( Холодно, приехал на 6 сутки, удивляется, что мало наград
Учитель:2. Как встречают его дома? Что он чувствует, оказавшись дома? ( Возвращение героя происходит в доме. Он ощущает «тихую радость в сердце и спокойное довольство. Война миновала»(Знакомится с предметами, вспоминает запахи. Это помогает ему почувствовать себя родным среди своих, согревает душу). («Странен и ещё не совсем понятен был Иванову родной дом… до …и он не мог ещё ясно понять, почему у Петрушки сложился такой характер».)
Учитель: 3. Кто командует в доме? (Петька).
(Эпизод про печку, про картошку). «Я не серчаю, я по делу… Отца кормить надо, он с войны пришел…».Мальчик рано повзрослел, война нужно выживать.)
Учитель: 4 Проблему раннего взросления рассматривали многие писатели. Среди них наш земляк Алексей Балакаев. Герою Борису пришлось рано повзрослеть, отец на фронте, мать болеет, он единственный кормилец в семье. Наш герой каждый день ходил на вокзал и ждал возвращения с войны своего отца.
Физминутка (под музыку) Отправимся в виртуальное путешествие по экзотическим местам родного края.
Учитель: А почему, ребята, казалось бы все вместе, должны радоваться , а все плачут?
(За годы войны он просто отвык от семейной жизни. У него обида . Думает больше о себе, чем о семье: жене, детях.)
В) Фрагмент «Возвращение» (Духовное возвращение к себе)
Учитель: Почему Иванов решает уехать?
(Прибыв с войны в родной дом, в семью, главный герой столкнулся с нищетой, голодом. Иванов испугался трудностей, он вспомнил о другой женщине, с которой ему было тепло и уютно.)
Учитель: Кто помог возвратиться Иванову домой?
( Дети помогают ему в этом. Он возвращается в семью: к детям, к жене, в нормальный послевоенный мир, а главное – он возвращается к себе прежнему, в его душе настало прозрение и сердце его «обнажилось» для любви к своим родным.
Учитель: Удалось ли Иванову преступить через собственное самолюбие?
( Можем ли мы сказать, что Алексей, сойдя с поезда, возвращается к себе настоящему? Искалеченные войной души поддаются лечению только любовью и пониманием. )
Учитель: Вопросы:
- Что значит «обнажившимся сердцем»? ( открытым)
- Что он победил в себе? (собственное самолюбие)
- На что настроил своё сердце Иванов?- На любовь.
- Сколько в рассказе возвращений и какие? Какое из них главное? (Когда он возвратился к себе, а затем к семье, жене и детям)
Учитель: Скажите, актуален ли сегодня, в наше время рассказ А. Платонова? Может быть, сейчас нет такой проблемы возвращения к мирной жизни.
( К глубокому нашему сожалению и горечи в 21 веке войны не прекращаются. Достаточно вспомнить Афганистан, Нагорный Карабах, Чечню. Многие ребята с трудом адаптируются к мирной жизни, ведь они увидели и другую её сторону.)
Вывод: Итак, счастье – возможность вернуться к себе прежнему, настоящему, в нормальный послевоенный мир и к своей семье. Семья - главное для героев, ее опора, надежность, и ней спасение от одиночества.
Хотелось бы закончить урок известной народной мудростью: «Семья вместе, и душа на месте»
5. Рефлексия ( под музыку Шопена)
Ребята, на столах у вас лежат рисунки с изображением домика с окошками. Сейчас они темные, но нам надо их зажечь. Если вы считаете, что нам с вами удалось помочь герою вернуться домой. к родным , самому себе, то закрасьте окна желтым цветом, тогда окошки в доме загорятся и это будет означать, что мы достигли с вами гармонии., если вы думаете, что не смогли вернуть Иванова домой, то можете зажечь не все окошки. Пусть свет в наших окошках будет символизировать уют в доме мир, добро, любовь и лад в семье. ( по тому как светятся наши окна, в семье Ивановых все будет хорошо. Желаю, чтобы свет в ваших окошках всегда горел любовью и добротой.)
6. Оценки Ребята, очень приятно вы славно сегодня поработали все. Самое главное вы сопереживали с героями рассказа, помогли главному герою найти себя и вернуться к себе. Я всем ставлю положительные оценки – пятерки. Пусть ваши сердца всегда будут обнажены для любви и доброты..
7. .Домашнее задание по выбору
- прогнозирование «Как сложится судьба героев (за рамками рассказа);
- письмо герою (Иванову, Петрушке…);
- эссе «Мои мысли, чувства по прочтении рассказа «Возвращение»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.
При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке....
Методическая разработка урока литературы по теме «Творчество Сергея Есенина»(11 класс). Тема урока - «Голубая Русь» Сергея Есенина. Тип урока –урок-исследование.
Знакомство со стихотворениями С.Есенина, посвящёнными теме родины, с творческим методом поэта....
Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)
Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...
Урок изобразительного искусства в 5-ом классе.Тема урока: « Деревья как люди». Вид работы: рисование по представлению Тип урока: комбинированный, урок – сказка
Тема урока: « Деревья как люди».Вид работы: рисование по представлениюТип урока: комбинированный, урок – сказка Цель урока:ü Средствами изобразительного языка ...
Класс 9 Урок №24. Тема урока: Системы счисления. Перевод чисел Тип урока; Урок «построения » системы знания.
Урок для учащихся 9 класса по теме "Системы счисления. Перевод чисел". Урок в разделе программы по счету третий. Цель:Образовательная: систематизация и расширение знаний обучающихся о операциях п...
Урок обобщающего повторения по теме Южная Америка.Урок-игра.Особый колорит уроку придаёт просмотр ролика"Танго и футбол", вопрос от шеф повара с угощением мамалыгой и синквейн. Легенда рассказанная в начале урока настраивает ребят на работу.
Урок географии в 7-м классе по теме "Южная Америка". Подготовила и провела: учитель географии 1квалификационной категории Васильева Елена Тихоновна в МБОУ СОШ №21 г. Коврова, в рамках подго...
Конспект урока Вторая война Рима с Карфагеном 5 класс, Конспект урока кубановедения Появление человека современного облика 5 класс, Конспект урока Королевство франков и христианская церковь в VI— VIII вв. 6 класс, Конспект урока Московское княжество и его
В ходе подготовки к урокам использовались современные информационные технологии. Участники проектной деятельности в ходе подготовки к уроку использовали свободное образовательное пространство сети Инт...