Рабочая программа факультативного курса "Элементы физики" для учащихся 7 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида
рабочая программа (7 класс) по теме
Рабочая программа факультатива "Элеметы физики" содержит основные темы из курса физики средней школы, но в более сжатой и упрощенной форме. Курс предусматривает изучение элементарных сведений, доступных умственно отсталым школьникам, о физических явлениях, происходящих в природе, о строении вещества, о взаимодействии тел, об использовании в промышленности и быту различных технических устройств, основанных на использовании явлений и законов природы, открытых и изученных в физике.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_fizike.doc | 121.5 КБ |
Предварительный просмотр:
КАЗЕННОЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ (КОРРЕКЦИОННОЕ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ХАНТЫ – МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
«МЕГИОНСКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА VIII ВИДА»
_______________________________________________________________________________________________________________________
Рабочая программа
факультативного курса «Элементы физики»
для 7 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида
на 2012 – 2013 учебный год
Составитель: Касимова Гузалия Наримановна,
учитель математики
2012 год
Мегион
Пояснительная записка
Рабочая программа факультативного курса «Элементы физики» для 7 класса коррекционной школы VIII вида составлена на основе авторской программы Е.М.Гутник, А.В. Перышкин из сборника "Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7 – 11 кл. / сост. В.А. Коровин, В.А. Орлов. – М.: Дрофа, 2010г. с учетом психофизических особенностей и возможностей умственного развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Цель программы: Сформировать у школьников представления и понятия о физических процессах и явлениях
Основными задачами факультативного курса «Элементы физики» являются:
- Сообщение учащимся знания об основных физических явлениях, происходящих в природе, первоначальных сведений о строении вещества и о взаимодействии тел, об использовании в промышленности и быту различных технических устройств, основанных на использовании явлений и законов природы, открытых и изученных в физике.
- Формирование правильного понимания и отношения к физическим явлениям, происходящим в живой и неживой природе.
- Воспитание бережного отношения к природе.
- Коррекция высших психических функций умственно отсталых учащихся, развитие речи, мышления. наблюдательности, формирование умения устанавливать простейшие причинно-следственные отношения и зависимости.
Возможность изучения элементов физики на факультативных занятиях (1 час в неделю) предусмотрена Базисным планом специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Планирование занятий факультативного курса «Элементы физики» в 7 классе рассчитано на 34 часа. Обучение осуществляется на основе учебника физики для 7 (А.В. Перышкин / М. Дрофа, 2001г.) и по пособию для учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (В. В. Жумаев, Б. Б. Горскин «Физика в твоей жизни» 9-10 классы)
Факультативные занятия могут проводиться с учащимися для получения ими дополнительных жизненно необходимых знаний и умений, которые дают возможность более широкого выбора профессии и более свободной ориентировки, безопасности в современном обществе и быту. Факультативный курс знакомит учащихся с элементами физики и основными принципами работы различных технических устройств, а также раскрывает сущность природных явлений, с которыми учащиеся сталкиваются ежедневно.
Календарно-тематическое планирование содержит основные темы из курса физики средней школы, но отличается количеством сообщаемых сведений, понятий, физических терминов и глубиной раскрытия причинно-следственных сведений. Выводы различных теоретических положений опираются на простой и наглядный эксперимент, не требующий специально оборудованного кабинета физики, на ранее изученный материал других учебных предметов, а также на личный опыт и наблюдения учащихся. При построении урока целесообразно использовать такой же принцип. Проводя аналогии между жизненным опытом школьников и физическим экспериментом, необходимо переходить к теоретическим положениям и обобщениям. Развивая теоретические положения, нужно показать их практическое применение в повседневной жизни и тем самым расширить кругозор и жизненный опыт учащихся.
Факультативный курс «Элементы физики» предусматривает изучение элементарных сведений, доступных умственно отсталым школьникам, о физических явлениях, происходящих в природе, о строении вещества, о взаимодействии тел, об использовании в промышленности и быту различных технических устройств, основанных на использовании явлений и законов природы, открытых и изученных в физике.
Содержание факультатива «Элементы физики»
№ | Темы разделов | Количество часов | Из них практические и лабораторные работы |
1 | Предмет физики Что изучает физика? Физические явления. Способы изучения физических явлений. Физические величины. Физические измерения | 4 | 1 |
2 | Первоначальные сведения о строении вещества Строение вещества. Свойства молекул. Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах. Вещество и его агрегатные состояния. Смачивание и капиллярность. Плотность. | 5 | 1 |
3 | Взаимодействия тел Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение. Скорость. Единицы скорости. Расчет пути и времени движения. Инерция. Взаимодействия тел. Масса тела. Расчет массы тела и объема тела по его плотности. Сила. Явления тяготения. Сила тяжести. Сила упругости. Вес тела. Сила трения. Трение покоя. Трение в природе и технике. | 7 | 2 |
4 | Давление твердых тел, жидкостей и газов Давление. Единицы давления. Давление газа. Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля. Давление в жидкости и газе. Сообщающиеся сосуды. Вес воздуха. Атмосферное давление. Воздушная оболочка земля. Измерение атмосферного давления. Атмосферное давление на различных высотах. Манометры. Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. Архимедова сила. Плавание тел. Плавание судов. Воздухоплавание. | 10 | 1 |
5 | Работа и мощность. Энергия Механическая работа. Единицы работы. Мощность. Единицы мощности. Простые механизмы. Рычаг. Равновесие сил на рычаге. Момент силы Рычаги в технике, быту и природе. Применение закона равновесия рычага к блоку. Равенство работ при использовании простых механизмов. Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия. | 8 | 1 |
ИТОГО | 34 | 6 |
Основные требования к знаниям и умениям учащихся по факультативному курсу «Элементы физики»
Учащиеся должны знать:
- Основные физические термины
- Основные физические величины. Единицы их измерения в системе СИ
- Элементарное представление о строении вещества, различии в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов
- Основные формулы для расчета скорости, пути и времени движения, силы тяжести, массы и объема тела по его плотности
- Простые механизмы, правило равновесия рычага.
Учащиеся должны уметь:
- Применять формулы для расчета скорости, пути и времени движения
- Определять по показаниям приборов температуру воздуха и воды
- Применять рычаг в быту и на производстве
УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
ПРЕДМЕТ класс | ПРОГРАММА | УЧЕБНИКИ И УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ | |
Элементы физики 7 класс | «Программы для общеобразовательных учреждений.» Физика. Астрономия. 7 – 11 кл. / Сборник ,сост. В.А. Коровин, В.А. Орлов. – М.: Дрофа, 2010г. | 1. | А.В. Перышкин «Физика 7 класс», М. Дрофа, 2001г |
2. | В. В. Жумаев, Б. Б. Горскин «Физика в твоей жизни» 9-10 классы, Пособие для учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида |
Список используемой литературы:
- В.В.Воронкова, М.Н.Перова, В.В.Экк и др., «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида», под редакцией В.В.Воронковой.
- «Программы для общеобразовательных учреждений.» Физика. Астрономия. 7 – 11 кл. / Сборник ,сост. В.А. Коровин, В.А. Орлов. – М.: Дрофа, 2010г.
- А.В. Перышкин «Физика 7 класс», М. Дрофа, 2001г.
- В. В. Жумаев, Б. Б. Горскин «Физика в твоей жизни» 9-10 классы, Пособие для учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида
Тематическое планирование уроков
по элементам физики
7 класс (1 час в неделю)
34 недели – 34 часа
2012 – 2013 учебный год
№ | Тема урока | Кол-во часов | Лабораторные и практические работы | Основные понятия | Требования к уровню подготовки обучающихся | Тип урока | Домашнее задание | Дата |
I четверть – 9 часов | ||||||||
Предмет физики | 4 | Знать основные физические термины; основные физические величины; единицы их измерения в системе СИ | ||||||
1 | Что изучает физика? | 1 | Наука о природе Объекты природы Живая и неживая природа Явления природы Вещество | Вводный урок | ||||
2 | Физические явления. Способы изучения физических явлений. | 1 | Физическое явление, физическое тело Гипотеза, опыт, наблюдения | Изуч.нов.мат. | ||||
3 | Физические величины. | 1 | Физическое явление, Физический закон Единицы длины, массы, времени | Комбиниров. | ||||
4 | Физические измерения | 1 | Практическая работа: Определение простейшими измерительными приборами размера предметов. | Физическая величина, физическое тело Измерительные приборы: простейшие и усложненные. Шкала деления. | Комбиниров. | |||
Первоначальные сведения о строении вещества | 5 | Знать элементарное представление о строении вещества;
| ||||||
5 | Строение вещества. | 1 | Объем тела Изменение объема при нагревании и охлаждении Мельчайшие частицы | Изуч.нов.мат. | ||||
6 | Свойства молекул. Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах. | 1 | Молекула Атомы Молекула воды Диффузия | Комбиниров. | ||||
7 | Вещество и его агрегатные состояния. | 1 | Молекула вещество Агрегатное состояние вещества: жидкое, твердое, газообразное Свойства веществ в различных состояниях | Комбиниров. | ||||
8 | Смачивание и капиллярность. | 1 | Лаб. работа: Растекание жидкости по поверхности твердого тела; подъем смачивающей жидкости по тонкому капилляру. | Физическое явление: смачивание и капиллярность Проявление смачивания и капиллярности в быту. | Комбиниров. | |||
9 | Плотность. | 1 | Вещество, масса, объем, плотность физического тела Измерительные приборы: плотномер, ареометр Использование знаний о плотности вещества в быту. | Комбиниров. | ||||
II четверть – 7 часов | ||||||||
Взаимодействия тел | 7 | |||||||
1 | Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение. | 1 | Изменение положения тела Понятие механического движения Длина траектории Примеры равномерного и неравномерного движения. | Знать основные формулы для расчета скорости, пути и времени движения, силы тяжести, массы и объема тела по его плотности Уметь применять формулы для расчета скорости, пути и времени движения | Изуч.нов.мат. | |||
2 | Скорость. Единицы скорости. Расчет пути и времени движения. | 1 | Практич. работа: Расчет скорости, пути и времени движения. | Понятие скорости Измерение скорости Формулы для расчета скорости, пути и времени движения Ускорение | Комбиниров. | |||
3 | Инерция. Взаимодействия тел. | 1 | Изменение скорости Понятие инерции Действие тел друг на друга Проявление инерции в жизни | Комбиниров. | ||||
4 | Масса тела. Расчет массы тела и объема тела по его плотности. | 1 | Практич. работа: Расчет массы и объема тела по таблице плотности | Понятие массы тела, единицы измерения в СИ Измерение массы Плотность веществ | Комбиниров. | |||
5 | Сила. Явления тяготения. Сила тяжести. Сила упругости. | 1 | Понятие силы Деформация тел Явление тяготение, земное притяжение Закон всемирного тяготения Сила тяжести Сила упругости Закон Гука | Комбиниров. | ||||
6 | Вес тела. | 1 | Понятие веса тела Сила тяжести Условия возникновения невесомости | Иметь понятия о весе тела, о силе трения. | Комбиниров. | |||
7 | Сила трения. Трение покоя. Трение в природе и технике. | 1 | Трение скольжения Трение качения Разница между трениями Понятие трения покоя Примеры трения в природе и технике | Комбиниров. | ||||
III четверть – 10 часов | ||||||||
Давление твердых тел, жидкостей и газов. | 10 | Понятие давления. Площадь поверхности. Единицы измерения давления. | Иметь представление о давлении, о давлении в жидкостях и газе. Знать практическое применение знаний о давлении. | |||||
1 | Давление. Единицы давления. | 1 | Изуч.нов.мат. | |||||
2 | Давление газа. | 1 | Зависимость между объемом газа и давлением газа | Комбиниров. | ||||
3 | Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля. | 1 | Способ передачи давления жидкостями и газами. Опыт и закон Паскаля | Комбиниров. | ||||
4 | Давление в жидкости и газе. Сообщающиеся сосуды. | 1 | Лабор. работа: сообщающиеся сосуды | Давление в жидкостях, давление в газах на разных уровнях, на одном и том же. Расположение поверхности однородной жидкости в сообщающихся сосудах | Комбиниров. | |||
5 | Вес воздуха. Атмосферное давление. Воздушная оболочка земля. | 1 | Понятие атмосферного давления, существование воздушной оболочки. Технические устройства, основанные на действии атмосферного давления | Знать практическое применение знаний о давлении. Уметь определять по показаниям приборов температуру воздуха и воды и атмосферное давление | Комбиниров. | |||
6 | Измерение атмосферного давления. | 1 | Опыт Торричелли Ртутный барометр | Комбиниров. | ||||
7 | Атмосферное давление на различных высотах. Манометры. | 1 | Нормальное атмосферное давление, анероиды, высотомер, манометры, их применение. | Комбиниров. | ||||
8 | Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. Архимедова сила. | 1 | Существование выталкивающей силы, действие выталкивающей силы. Архимед, архимедова сила | Комбиниров. | ||||
9 | Плавание тел. Плавание судов. | 1 | Причина плавания тел. Осадка судна. Водоизмещение судна. | Комбиниров. | ||||
10 | Воздухоплавание. | 1 | Условия, необходимые для воздухоплавания. Аэростаты, стратостаты, дирижабли | Комбиниров. | ||||
IV четверть – 8 часов | ||||||||
Работа и мощность. Энергия. | 8 | |||||||
1 | Механическая работа. Единицы работы. | 1 | Понятие работы, механической работы | Знать простые механизмы, правило равновесия рычага. Уметь применять рычаг в быту и на производстве | Изуч.нов.мат. | |||
2 | Мощность. Единицы мощности. | 1 | Понятие мощности. Единицы мощности в технике | Комбиниров. | ||||
3 | Простые механизмы. | 1 | Какие бывают простые механизмы | Комбиниров. | ||||
4 | Рычаг. Равновесие сил на рычаге. | 1 | Практ. работа: использование рычага при поднятии груза | Плечо силы, точка опоры. Ознакомление с правилом равновесия рычага. | Комбиниров. | |||
5 | Момент силы | 1 | Правило моментов, единицы момента силы | Комбиниров. | ||||
6 | Рычаги в технике, быту и природе. Применение закона равновесия рычага к блоку. | 1 | Применение рычагов, их использование в технике, быту, природе Неподвижный и подвижный блоки. Цели применения блоков. | Комбиниров. | ||||
7 | Равенство работ при использовании простых механизмов. | 1 | Соотношение между силами, действующими на рычаг «Золотое правило» механики | Комбиниров. | ||||
8 | Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия. | 1 | Понятие энергии. Использование энергии. | Комбиниров. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по природоведению для 5 класса специальной коррекционной школы VIII вида
Рабочая программа по природоведению для 5 класса специальной коррекционной школыVIII вида....
Рабочая программа по математике для 5 класса специального (коррекционного) образования VIII вида (надомное обучение)
Математическое образование вносит свой вклад в формирование общей культуры у детей. Изучение математики способствует эстетическому воспитанию школьника, пониманию красоты и изящества математичес...
Рабочая программа по сельскохозяйственному труду 7 класса в коррекционной школе VIII вида
Рабочая программа по сельскохозяйственному труду 7 класса в коррекционной школе VIII вида. Программа содержит необходимый объём сельскохозяйственных знаний и навыков, которые нужны для работы в коллек...
Рабочая программа по географии 6 - 9 классы специальной (коррекционной) школы VIII вида.
Рабочая программа по географии для 6 - 9 классов специальной (коррекционной) школы VIII вида создана исходя из образовательных потребностей с учётом психофизических возможностей учащихся, ...
Рабочая программа по географии для 9 класса специального (коррекционного) образования VIII вида
Эта программа поможет Вам в работе с детьми 8-го вида....