Рабочая программа факультативного курса "Элементы физики" для учащихся 7 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида
рабочая программа (7 класс) по теме

Рабочая программа факультатива "Элеметы физики" содержит основные темы из курса физики средней школы, но в более сжатой и упрощенной форме. Курс предусматривает изучение элементарных сведений, доступных умственно отсталым школьникам,  о физических явлениях, происходящих в природе, о строении вещества, о взаимодействии тел, об использовании в промышленности и быту различных технических  устройств, основанных на использовании явлений и законов природы, открытых и изученных в физике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_fizike.doc121.5 КБ

Предварительный просмотр:

КАЗЕННОЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ (КОРРЕКЦИОННОЕ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ХАНТЫ – МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

«МЕГИОНСКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ШКОЛА VIII ВИДА»

_______________________________________________________________________________________________________________________

     

               

                                                                                                                                                                   

Рабочая программа

факультативного курса «Элементы физики»

для 7 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида

на 2012 – 2013 учебный год

Составитель: Касимова Гузалия Наримановна,

                                                                                                                     учитель математики

2012  год

Мегион

Пояснительная записка

        Рабочая  программа   факультативного курса «Элементы физики» для 7 класса коррекционной школы VIII вида составлена на основе  авторской программы Е.М.Гутник, А.В. Перышкин из сборника "Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7 – 11 кл. / сост. В.А. Коровин, В.А. Орлов. – М.: Дрофа, 2010г. с учетом психофизических особенностей и возможностей умственного развития  обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

        Цель программы: Сформировать у школьников представления и понятия о физических процессах и явлениях

Основными  задачами  факультативного курса  «Элементы физики»  являются:

  1. Сообщение учащимся знания об основных физических явлениях, происходящих в природе, первоначальных сведений о строении вещества и о взаимодействии тел, об использовании в промышленности и быту различных технических устройств, основанных на использовании явлений и законов природы, открытых и изученных в физике.
  2. Формирование правильного понимания и отношения к физическим явлениям, происходящим в живой и неживой природе.
  3. Воспитание бережного отношения к природе.
  4. Коррекция высших психических функций умственно отсталых учащихся, развитие речи, мышления. наблюдательности, формирование умения устанавливать простейшие причинно-следственные отношения и зависимости.

        Возможность изучения элементов физики на факультативных занятиях (1 час в неделю) предусмотрена Базисным планом специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Планирование занятий факультативного курса «Элементы физики» в 7 классе рассчитано на 34 часа. Обучение осуществляется на основе  учебника физики для 7 (А.В. Перышкин / М. Дрофа, 2001г.) и по пособию для учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (В. В. Жумаев, Б. Б. Горскин  «Физика в твоей жизни» 9-10 классы)

        Факультативные занятия могут проводиться с учащимися для получения ими дополнительных жизненно необходимых знаний и умений, которые дают возможность более широкого выбора профессии и более свободной ориентировки, безопасности в современном обществе и быту. Факультативный курс знакомит учащихся с элементами физики и основными принципами работы различных технических устройств, а также раскрывает сущность природных явлений, с которыми учащиеся сталкиваются ежедневно.

             Календарно-тематическое планирование содержит основные темы из курса физики средней школы, но отличается количеством сообщаемых сведений, понятий, физических терминов и глубиной раскрытия причинно-следственных сведений. Выводы различных теоретических положений опираются на простой и наглядный эксперимент, не требующий специально оборудованного кабинета физики, на ранее изученный материал других учебных предметов, а также на личный опыт и наблюдения учащихся. При построении урока целесообразно использовать такой же принцип. Проводя аналогии между жизненным опытом школьников и физическим экспериментом, необходимо переходить к теоретическим положениям и обобщениям. Развивая теоретические положения, нужно показать их практическое применение в повседневной жизни и тем самым расширить кругозор и жизненный опыт учащихся.

        Факультативный курс  «Элементы физики» предусматривает изучение элементарных сведений, доступных умственно отсталым школьникам, о физических явлениях, происходящих в природе, о строении вещества, о взаимодействии тел, об использовании в промышленности и быту различных технических устройств, основанных  на использовании явлений и законов природы, открытых и изученных в физике.

Содержание факультатива «Элементы физики»

Темы разделов

Количество часов

Из них практические и лабораторные работы

1

Предмет физики

Что изучает физика?

Физические явления. Способы изучения физических явлений. Физические величины.

Физические измерения

4

1

2

Первоначальные сведения о строении вещества

Строение вещества.

Свойства молекул. Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах.

Вещество и его агрегатные состояния.

Смачивание и капиллярность.

Плотность.

5

1

3

Взаимодействия тел

Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение.

Скорость. Единицы скорости. Расчет пути и времени движения.

Инерция. Взаимодействия тел.

Масса тела. Расчет массы тела и объема тела по его плотности.

Сила. Явления тяготения. Сила тяжести. Сила упругости.

Вес тела. Сила трения. Трение покоя. Трение в природе и технике.

7

2

4

Давление твердых тел, жидкостей и газов

Давление. Единицы давления.

Давление газа.

Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля.

Давление в жидкости и газе. Сообщающиеся сосуды.

Вес воздуха. Атмосферное давление. Воздушная оболочка земля.

Измерение атмосферного давления.

Атмосферное давление на различных высотах. Манометры.

Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. Архимедова сила.

Плавание тел. Плавание судов.

Воздухоплавание.

10

1

5

Работа и мощность. Энергия

Механическая работа. Единицы работы.

Мощность. Единицы мощности.

Простые механизмы.

Рычаг. Равновесие сил на рычаге.

Момент силы

Рычаги в технике, быту и природе. Применение закона равновесия рычага к блоку.

Равенство работ при использовании простых механизмов.

Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия.

8

1

ИТОГО

34

6

        

Основные требования к знаниям и умениям учащихся по факультативному курсу «Элементы физики»

Учащиеся должны знать:

  1. Основные физические термины
  2. Основные физические величины. Единицы их измерения в системе СИ
  3. Элементарное представление о строении вещества, различии в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов
  4. Основные формулы для расчета скорости, пути и времени движения, силы тяжести, массы и объема тела по его плотности
  5. Простые механизмы, правило равновесия рычага.

Учащиеся должны уметь:

  1. Применять формулы для расчета скорости, пути и времени движения
  2. Определять по показаниям приборов температуру воздуха и воды
  3. Применять рычаг в быту и на производстве

УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ПРЕДМЕТ

                класс

ПРОГРАММА

УЧЕБНИКИ И УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ

Элементы физики

7 класс

«Программы для общеобразовательных учреждений.»

 Физика. Астрономия. 7 – 11 кл. /  Сборник ,сост. В.А. Коровин, В.А. Орлов. – М.: Дрофа, 2010г.

1.

А.В. Перышкин  «Физика 7 класс», М. Дрофа, 2001г

2.

В. В. Жумаев, Б. Б. Горскин  «Физика в твоей жизни» 9-10 классы, Пособие для учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида

Список используемой литературы:

  1. В.В.Воронкова, М.Н.Перова, В.В.Экк и др., «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида», под редакцией   В.В.Воронковой.
  2.  «Программы для общеобразовательных учреждений.» Физика. Астрономия. 7 – 11 кл. /  Сборник ,сост. В.А. Коровин, В.А. Орлов. – М.: Дрофа, 2010г.
  3. А.В. Перышкин  «Физика 7 класс», М. Дрофа, 2001г.
  4. В. В. Жумаев, Б. Б. Горскин  «Физика в твоей жизни» 9-10 классы, Пособие для учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида

Тематическое планирование уроков

по элементам физики

7 класс (1 час в неделю)

 34 недели – 34 часа

2012 – 2013 учебный год

Тема урока

Кол-во часов

Лабораторные и практические работы

Основные понятия

Требования к уровню

подготовки

обучающихся

Тип урока

Домашнее задание

Дата

I четверть – 9 часов

Предмет физики

4

Знать основные физические термины;

основные физические величины; единицы их измерения в системе СИ

1

Что изучает физика?

1

Наука о природе

Объекты природы

Живая и неживая природа

Явления природы

Вещество

Вводный урок

2

Физические явления. Способы изучения физических явлений.

1

Физическое явление, физическое тело

Гипотеза, опыт, наблюдения

Изуч.нов.мат.

3

Физические величины.

1

Физическое явление, Физический закон

Единицы длины, массы, времени

Комбиниров.

4

Физические измерения

1

Практическая работа: Определение простейшими измерительными приборами размера предметов.

Физическая величина, физическое тело

Измерительные приборы: простейшие и усложненные.

Шкала деления.


Комбиниров.

Первоначальные сведения о строении вещества

5

Знать элементарное представление о строении вещества;

  1. различие в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов.

5

Строение вещества.

1

Объем тела

Изменение объема при нагревании и охлаждении

Мельчайшие частицы

Изуч.нов.мат.

6

Свойства молекул. Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах.

1

Молекула

Атомы

Молекула воды

Диффузия

Комбиниров.

7

Вещество и его агрегатные состояния.

1

Молекула вещество

Агрегатное состояние вещества: жидкое, твердое, газообразное

Свойства веществ в различных состояниях

Комбиниров.

8

Смачивание и капиллярность.

1

Лаб. работа: Растекание жидкости по поверхности твердого тела; подъем смачивающей жидкости по тонкому капилляру.

Физическое явление: смачивание и капиллярность

Проявление смачивания и капиллярности в быту.

Комбиниров.

9

Плотность.

1

Вещество, масса, объем, плотность физического тела

Измерительные приборы: плотномер, ареометр

Использование знаний о плотности вещества в быту.

Комбиниров.

II четверть – 7 часов

Взаимодействия тел

7

1

Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение.

1

Изменение положения тела

Понятие механического движения

Длина траектории

Примеры равномерного и неравномерного движения.

Знать основные формулы для расчета скорости, пути и времени движения, силы тяжести, массы и объема тела по его плотности

Уметь применять формулы для расчета скорости, пути и времени движения

Изуч.нов.мат.

2

Скорость. Единицы скорости. Расчет пути и времени движения.

1

Практич. работа: Расчет скорости, пути и времени движения.

Понятие скорости

Измерение скорости

 Формулы для расчета скорости, пути и времени движения

Ускорение

Комбиниров.

3

Инерция. Взаимодействия тел.

1

Изменение скорости

Понятие инерции

Действие тел друг на друга Проявление инерции в жизни

Комбиниров.

4

Масса тела. Расчет массы тела и объема тела по его плотности.

1

Практич. работа: Расчет массы и объема тела по таблице плотности

Понятие массы тела, единицы измерения в СИ

Измерение массы

Плотность веществ

Комбиниров.

5

Сила. Явления тяготения. Сила тяжести. Сила упругости.

1





Понятие силы

Деформация тел

Явление тяготение, земное притяжение

Закон всемирного тяготения

Сила тяжести

Сила упругости

Закон Гука

Комбиниров.

6

Вес тела.

1

Понятие веса тела

Сила тяжести

Условия возникновения невесомости

Иметь понятия о весе тела, о силе трения.

Комбиниров.

7

Сила трения. Трение покоя. Трение в природе и технике.

1

Трение скольжения

Трение качения

Разница между трениями

Понятие трения покоя

Примеры трения в природе и технике

Комбиниров.

III четверть – 10 часов

Давление твердых тел, жидкостей и газов.

10

Понятие давления.

Площадь поверхности. Единицы измерения давления.

Иметь представление о давлении, о давлении в жидкостях и газе.

Знать практическое применение знаний о давлении.

1

Давление. Единицы давления.

1

Изуч.нов.мат.

2

Давление газа.

1

Зависимость между объемом газа и давлением газа

Комбиниров.

3

Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля.

1

Способ передачи давления жидкостями и газами. Опыт и закон Паскаля

Комбиниров.

4

Давление в жидкости и газе. Сообщающиеся сосуды.

1

Лабор. работа: сообщающиеся сосуды

Давление в жидкостях, давление в газах на разных уровнях, на одном и том же.

Расположение поверхности однородной жидкости в сообщающихся сосудах

Комбиниров.

5

Вес воздуха. Атмосферное давление. Воздушная оболочка земля.

1

Понятие атмосферного давления, существование воздушной оболочки. Технические устройства, основанные на действии атмосферного давления

Знать практическое применение знаний о давлении.

 Уметь определять по показаниям приборов температуру воздуха и воды и атмосферное давление

Комбиниров.

6

Измерение атмосферного давления.

1

Опыт Торричелли

Ртутный барометр

Комбиниров.

7

Атмосферное давление на различных высотах. Манометры.

1

Нормальное атмосферное давление, анероиды, высотомер, манометры, их применение.

Комбиниров.

8

Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. Архимедова сила.

1

Существование выталкивающей силы, действие выталкивающей силы. Архимед, архимедова сила

Комбиниров.

9

Плавание тел. Плавание судов.

1

Причина плавания тел. Осадка судна.

Водоизмещение судна.

Комбиниров.

10

Воздухоплавание.

1

Условия, необходимые для воздухоплавания. Аэростаты, стратостаты, дирижабли

Комбиниров.

IV четверть – 8 часов

Работа и мощность. Энергия.

8

1

Механическая работа. Единицы работы.

1

Понятие работы, механической работы

Знать простые механизмы, правило равновесия рычага.

Уметь применять рычаг в быту и на производстве


Изуч.нов.мат.

2

Мощность. Единицы мощности.

1

Понятие мощности. Единицы мощности в технике

Комбиниров.

3

Простые механизмы.

1

Какие бывают простые механизмы

Комбиниров.

4

Рычаг. Равновесие сил на рычаге.

1

Практ. работа: использование рычага при поднятии груза

Плечо силы, точка опоры. Ознакомление с правилом равновесия рычага.

Комбиниров.

5

Момент силы

1

Правило моментов, единицы момента силы

Комбиниров.

6

Рычаги в технике, быту и природе. Применение закона равновесия рычага к блоку.

1

Применение рычагов, их использование в технике, быту, природе Неподвижный и подвижный блоки. Цели применения блоков.

Комбиниров.

7

Равенство работ при использовании простых механизмов.

1

Соотношение между силами, действующими на рычаг

«Золотое правило» механики

Комбиниров.

8

Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия.

1

Понятие энергии. Использование энергии.

Комбиниров.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по природоведению для 5 класса специальной коррекционной школы VIII вида

Рабочая программа по природоведению для 5 класса специальной коррекционной школыVIII вида....

Рабочая программа по математике для 5 класса специального (коррекционного) образования VIII вида (надомное обучение)

Математическое образование вносит свой вклад в формирование общей культуры у детей. Изучение математики способствует эстетическому воспитанию школьника, пониманию красоты и изящества математичес...

Рабочая программа по сельскохозяйственному труду 7 класса в коррекционной школе VIII вида

Рабочая программа по сельскохозяйственному труду 7 класса в коррекционной школе VIII вида. Программа содержит необходимый объём сельскохозяйственных знаний и навыков, которые нужны для работы в коллек...

Рабочая программа по географии 6 - 9 классы специальной (коррекционной) школы VIII вида.

Рабочая программа по географии для  6 - 9 классов  специальной (коррекционной) школы VIII вида создана исходя из образовательных потребностей с учётом психофизических возможностей учащихся, ...