Программа факультативного курса по географии для учащихся 7 класса специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида
элективный курс по географии (7 класс) по теме
Программа факультативного курса разработана для учащихся 7 класса. Цель программы познакомить учащихся с природой края, сообщить о современных проблемах экологии.
Основными принципами построения программы является доступность содержания теоретического материала , формирование культуры поведения в природе, рачительно и экономно пользоваться ее дарами.
Программа рассчитана на 1 год обучения. Учащиеся знакомятся с природой Ставропольского края , Благодарненского района со способами охраны природы , экологическими проблемами региона.
Обучение ведется в процессе изучения дополнительной литературы по предмету , практических занятий и экскурсий , просмотра видеосюжетов и фильмов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 119.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа факультативного курса для обучающихся воспитанников коррекционной школы VIII вида
«Мир вокруг нас».
Составила:
Учитель географии
Ковальчук Оксана Станиславовна
Пояснительная записка
Программа факультативного курса разработана для учащихся 7 класса. Цель программы познакомить учащихся с природой края, сообщить о современных проблемах экологии.
Основными принципами построения программы является доступность содержания теоретического материала , формирование культуры поведения в природе, рачительно и экономно пользоваться ее дарами.
Программа рассчитана на 1 год обучения. Учащиеся знакомятся с природой Ставропольского края , Благодарненского района со способами охраны природы , экологическими проблемами региона.
Обучение ведется в процессе изучения дополнительной литературы по предмету , практических занятий и экскурсий , просмотра видеосюжетов и фильмов.
На факультативные занятия отводится 2 часа в неделю продолжительность каждого до 40 минут . Оптимальная наполняемость группы 4-6 человек. Возможна организация занятий с одним учащимся для подготовки реферата ,сообщения , проектной работы по курсу.
Цель и задачи факультатива:
Сформировать у школьников законченное представление и знание о Ставропольском крае и Благодарненском районе. Учить извлекать информацию из различных источников знаний. Развивать познавательный интерес, творческие способностей посредством более подробного ознакомления с природой родного края. Воспитывать у школьников личностные качества: патриотизм, уважение к малой Родине.
Ожидаемый результат
Изучение факультативного курса «Мир вокруг нас» способствует активному формированию географического мышления школьников, развивает их интерес к предмету. Данный курс помогает глубже узнать природу края, ее экологические проблемы, развивает знания об охране природы, животном и растительном мире, о взаимодействии природы и общества. В ходе изучения школьники закрепляют свои умения: составлять краткие географические описания и характеристики объектов на основе разнообразных географических источников; выделять и описывать существенные признаки; находить в разных источниках и анализировать информацию; а так же развивать свои умения по написанию сообщений и рефератов по заданной теме. Учащиеся в дальнейшим могут использовать приобретенные знания, умения и навыки в практической деятельности и повседневной жизни.
Требования к знаниям и умениям учащихся.
Учащиеся должны знать :
- в чем заключается взаимосвязь природы и человека;
- название некоторых животных и растений, внесенных в « Красную Книгу»;
-какие меры по охране природы используют в крае.
Учащиеся должны уметь:
- наблюдать явления и объекты природы;
- элементарно оценивать состояние окружающей среды;
- предпринимать конкретные действия по улучшению состояния окружающей среды;
- правильно вести себя в природе.
Формы проведения занятий.
В данном курсе применяются различные формы организации и проведения занятий: фронтальный опрос, самостоятельная работа учащихся, практические работы, экскурсии, информационные компьютерные технологии.
Практическая работа способствует углублению и развитию теоретических знаний и навыков (самостоятельное использование учебника и дополнительной литературы, карт, статистических материалов, наглядных пособий, географических приборов и т.д.). Практическая работа подготавливает учащихся к выполнению самостоятельных работ творческого характера, к самостоятельному поиску новых знаний и овладению новыми умениями.
Информационные компьютерные технологии позволяют школьнику с интересом учиться, находить источники информации, воспитывает самостоятельность и ответственность при получении новых знаний, развивает дисциплину интеллектуальной деятельности.
Методы обучения
Для достижения цели факультативного курса используются методы, включающих в себя элементы исследования: частично-поисковый, самостоятельное добывание знаний, работа с документами и литературой, анализ географических источников знаний и статистических материалов.
В контексте с материалом данного факультативного курса используются мультимедийные компьютерные технологии. Применение на занятиях демонстрационных презентаций развивает воображение, абстрактное мышление, повышает интерес к изучаемому материалу. Мультимедийные презентации создаются и самими учащимися, используя Интернет. Подготовка презентаций позволяет ученикам развивать свой кругозор, строить планы на будущее и видеть перспективы собственного развития, а соответственно, стремиться к их осуществлению.
Диагностический инструментари1 для оценки качества усвоения программы.
№ | Критерии оценки | уровни |
высокий | средний | низкий |
1 | Свободно ориентируются в терминах, знают названия растений, животных, знают правила поведения в природе | 3 б |
2 | Знают меры по охране природы, которые используют в Ставропольском крае, но не ориентируются в терминах. | 26 |
3 | Не владеет знаниями о значении природы, ее взаимосвязи с человеком, не умеет вести себя в природе. | 1 б |
Учебно-тематический план.
№ | Тема | К-во часов | Вид деятельности |
I | Взаимодействие природы и общества | 8 |
1 | Зависимость человека от природы | 1 |
2 | Природа –источник жизни | 1 |
3 | Рост использования природных ресурсов | 1 |
4 | Охрана природных ресурсов | 2 |
5 | Природные комплексы: биологические и географические | 1 | Практическая работа |
6 | Исследование природного комплекса «Благодарненские узоры» | 1 | Экскурсия |
7 | Целостность природных комплексов | 1 |
II | Охрана природы района | 4 |
8 | Загрязнение географической Среды. Проблемы. Споры. | 1 |
9 | Основные виды загрязнений и источники их поступления | 1 |
10 | Организация охраны природы от загрязнения | 1 | Практическая работа |
11 | Утилизация отходов. Помощь природе | 1 | Экологический десант |
III | Преобразование природы Ставропольского края | 8 |
12 | Преобразование природы –это способ улучшения экологических качеств природной cреды | 2 |
13 | Следствие преобразования природы. Причина их появления, способы предотвращения | 2 |
14 | Составление проекта : преобразование природы в Благодарненском районе | 1 |
15 | Анализ карт, схем, рисунков в учебниках ,пособиях. | 2 | Практическая работа |
16 | Исследование территории вокруг реки. Возможность преобразования | 1 | Экскурсия |
IV | Водные ресурсы края | 10 |
18 | Современное водопотребление | 1 |
19 | Исследование местных источников | 1 | Экологический десант |
20 | Качественное и количественное изменение ресурсов природных вод | 2 |
21 | Способы защиты от истощения водных ресурсов | 1 |
22 | Главные реки края. Проблемы. | 1 |
23 | Другие объекты гидрологического изучения (колодцы, родники, минеральные источники) | 1 |
24 | Изменение экологической ситуации в районе озера Сенгилеевского и реки Мокрая Буйвола | 2 |
25 | Посещение санэпидемиологической станции | 1 | Экскурсия |
V | Исследование почв. Охрана почв. | 6 |
26 | Земля и ее роль в жизни человека | 1 |
27 | Земельный фонд России | 1 |
28 | Характеристика почв края. Различия по плодородности | 1 |
29 | Изучение действия оврагов и ветров на почвы. | 2 |
30 | Составление описания почв края., схемы почвенного разреза | 1 | Практическая работа |
VI | Атмосфера. Значение для жизни | 6 |
32 | Понятие о чистом и загрязненном воздухе. | 1 |
33 | Основные источники загрязнений | 1 |
34 | Проблемы промышленных центров и городов | 2 |
35 | Построение графика «Влияние погоды на концентрацию загрязняющих веществ» | 1 | Практическая работа |
36 | Мероприятия по охране воздуха | 1 |
VII | Растительный мир | 8 |
37 | Значение растений для человека | 1 |
38 | Красная:кйига. Составление альбома растений | 1 | Практическая работа |
39 | Географическая характеристика растительности. | 1 |
40 | Участие в работах по уходу за культурными растениями | 2 | Практическая работа |
41 | Фенологические'наблюдения за сезонными изменениями в природе | 1 | Практическая работа |
42 | Озеленение территории школы | 2 | Практическая работа |
VIII | Животный мир | 8 |
43 | Роль животных в географической оболочке | 1 |
44 | Роль животных в жизни человека | 1 |
45 | Особенности животных в нашем крае | 2 |
46 | Изучение Красной книги. Зарисовка животных | 1 | Практическая работа |
47 | Участие в работах по подкормке птиц и других животных | 2 | Практическая работа |
48 | Изготовление кормушек и гнездо» | 1 | Практическая работа |
IX | Туризм и отдых | 6 |
49 | Туризм -как один из видов активного отдыха | 2 |
50 | Туристические фирмы и агентства | 1 |
51 | Детский туризм | 1 |
52 | Основные правила поведения в природе | 2 | Туристический поход |
Литература
- Видеоучебник «Физическая география Ставропольского края . 2009 г.
- Видеоучебник «Экономическая и социальная география Ставропольского края.» 2009 г.
- Дьяченко О.М. Пути активизации воображения школьников // Вопр. психол. 1987. № 1. С. 44–51. 17.
- Зубрик Л.А., Рязанцев С.В., Смеликова Т. География Благодарненского района. Учебное пособие, Ставрополь 2001г.
- Ивановский В.А. География Ставропольского края. Учебник. Ставрополь, 2001г.
- Колчанов В.А. Изучение региональных проблем в курсе «География России» Ж. География в школе. 2008 г.
- Красная Книга растений Ставропольского края.
- Красная Книга животных Ставропольского края.
- Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: (Олигофренопедагогика) : учеб. пособие / под ред. Б.П. Пузанова, 4-е изд., стер. – М.: ИЦ Академия, 2008, -272 с.
- Пороцкая Т.И. Обучение географии во вспомогательной школе /Т. И. Пороцкая. – М. : Просвещение, 1977. – 159 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа факультативного курса "Оригами" для 5-6 классов специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида
Программа содержит следующие разделы: пояснительная записка; содержание; учебно- тематитеский план; информационные источники; методическое обеспечение программы....

Презентация к уроку географии в 8 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида на тему: "Кенгуру - сумчатое животное Австралии"
Представлена учебная презентация, которую можно использовать на уроках окружающего мира, уроках биологии и природоведения, а также на уроках географии при изучении живлтного мира Австралии....
Конспект урока географии в 6 классе специальной (коррекционной) школы - интернат VIII вида на тему "Первые кругосветные путешествия".
Конспект урока географии в 6 классе специальной (коррекционной) школы - интернат VIII вида на тему "Первые кругосветные путешествия" содержит цели, задачи, тип, оборудование, структурные элемент...
Конспект открытого урока по истории России в Специальной (коррекционной) школы - интернат №9 VIII вида.
Конспект открытого урока по истории России в 8 классе на тему "Полтавская битва"...

Рабочая программа по географии для 6 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида на 2014-2015уч.г.
Рабочая программа по географии для 6 класса составлена с учётом возрастных и психофизиологических особенностей обучающихся с интеллектуальной недостаточно...
Тематическая тетрадь по курсу «История России» для 7 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида
Рабочая тетрадь состоит из разнообразных и интересных заданий: ребусов, кроссвордов, тестов, анаграмм, которые дадут возможность вспомнить и закрепить знания, полученные на уроках. Задания в рабочей т...
Тематическая тетрадь по курсу «История России» для 8 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида.
Тематическая тетрадь по «Истории Отечества» представляет собой сборник заданий по всем темам, предусмотренным программой по истории Отечества для учащихся 8 класса специа...