Программа элективного курса по литературе "Сочинение - рассуждение на основе прочитанного текста"
рабочая программа (10 класс)
Программа элективного курса по литературе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_elektivnogo_kursa_akbuldinoy_z.a.docx | 39.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №7» г. Когалыма
Программа элективного курса
«Сочинение - рассуждение на основе прочитанного текста»
10 - 11 кл.
Автор: Акбулдина З.А.,
учитель русского языка и литератцуры
Г .Когалым
Пояснительная записка
Программа элективного курса «Сочинение-рассуждение на основе прочитанного текста» для учащихся 11 класса составлена на основе программы элективного курса Л.А Кобзаревой «Теория и практика сочинения-рассуждения на основе прочитанного текста» и учебно–методических пособий Н. А. Сениной и А. Г. Нарушевич, Г. Т. Егораевой, Е. С. Симаковой и других. Программа рассчитана на 34 часа.
Актуальность ведения данного курса возрастает в связи с тем, что одним из заданий ЕГЭ является создание сочинения-рассуждения, проверяющего умение создавать собственное высказывание на основе прочитанного текста и являющегося показателем не только уровня владения русским языком, но и показателем их общей культуры, уровня нравственного и социального развития. Это является ещё одной причиной ведения в старших классах элективного курса, изучение которого будет полезно любому выпускнику школы, стремящегося получить высокий бал на ЕГЭ.
Кем бы ни стали сегодняшние школьники в будущем, прежде всего они должны быть культурными людьми, а по-настоящему культурному человеку сегодня так же необходимо уметь свободно и грамотно писать, так и свободно и грамотно говорить. Поэтому главной целью школы, отвечающей требованиям настоящего времени, является успешная социализация выпускника в обществе, и здесь на первое место выходят социально-коммуникативные компетенции школьников. Это является ещё одной предпосылкой введения в образовательный процесс элективного курса «Сочинение-рассуждение на основе прочитанного текста».
Специфика курса заключается в том, что он содержит методику подготовки к выполнению части С, систематизированные теоретические сведения о структуре и компонентах сочинения-рассуждения и подобранные к ним задания.
Новизна программы
- в логике построения учебного материала, для формирования навыков лингвистического анализа;
- в определенном планировании занятий (но вовсе не обязательном), так как распределение часов для подготовки учащихся во многом зависит от уровня подготовленности учащихся;
- в представлении большого количества разнообразных заданий, которые можно использовать выборочно. Отбор предложенных для анализа текстов осуществлен с точки зрения нравственного и эстетического воспитания старшеклассников. Варианты заданий и занятий в целом позволяют учителю использовать материал в зависимости от психолого-педагогических особенностей класса или группы учащихся;
- в акцентировании внимания на взаимопроверке, рецензировании, редактировании текстов;
- в систематизировании занятий для постепенного накопления умений: осмысление авторского текста, создание текста с опорой на образец, написание собственного текста;
- в отсутствии необходимости обеспечения дополнительной литературой как учителя, так учащихся. Все, что необходимо для работы, содержится в методическом обеспечении к данному элективному курсу.
Значимость данной программы – в углублении лингвистических знаний, овладении культурой устной и письменной речи и искусством речевого общения, формировании умений применять полученные знания на практике, обеспечении сознательного усвоения материала, развитии навыков активных речевых действий и риторических способностей, логики мышления, подготовки конкурентоспособного ученика.
Отбор литературного материала для развития навыков филологического анализа соотнесен с требованиями государственного стандарта общего образования.
Практическая направленность курса проявляется в том, что теоретический материал постигается учащимися через опыт анализа текста, при этом особое внимание уделяется развитию устной и письменной монологической речи.
Материал построен таким образом, что соблюдается единство программы, ощущается взаимосвязь между отдельным занятием и всем курсом в целом. С целью предотвращения перегрузки учебный материал распределен так, что практически не требуется домашней подготовки.
Цели и задачи курса:
Теоретические:
- освоение знаний о языке и речи: литературных нормах, видах речевой деятельности, функциональных стилях русской речи, стилистических ресурсах русского языка, коммуникативных качествах речи, нравственной стороне речевой деятельности, речевом этикете;
Развивающие:
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, логики мышления;
- развитие речевой культуры, бережного и сознательного отношения к языку;
Практические:
- совершенствование коммуникативных умений;
- овладение умением проводить лингвистический, стилистический анализ текста; адекватно передавать содержание текста, определять авторскую позицию, выражать собственное мнение по заявленной проблеме, подбирать убедительные доказательства своей точки зрения; логично и образно излагать свои мысли, составлять связное высказывание, создавать собственное письменное высказывание по заданной модели; совершенствовать и редактировать текст; применять полученные знания в работе над разработанной устной и письменной информацией;
Кроме того, данный курс помогает решать задачи литературного образования: воспитывать внимательного читателя, учить его размышлять над прочитанным, извлекая нравственные уроки.
Доминирующей идеей курса «Сочинение-рассуждение на основе прочитанного текста» является формирование у учащихся высокой коммуникативной, языковой, лингвистической, эстетической и нравственной компетенции.
Занятия данного курса базируется на знаниях, полученных на уроках литературы и русского языка в V – IХ классах.
Теоретической основой данного курса являются:
- лингвистический, стилистический анализ текста;
- система языковых понятий и функционирование;
- различные виды упражнений и заданий, стимулирующих активные речевые действия и задачи.
Принципы, на которых базируется программа:
- учет индивидуальных особенностей и возможностей учащихся;
- уважение к результатам их деятельности в сочетании с разумной требовательностью;
- комплексный подход при разработке занятий;
- вариативность содержания и форм проведения занятий;
- научность, связь теории и практики;
- преемственность;
- наглядность;
- систематичность и последовательность;
- прочность полученных знаний;
- активность и сознательность обучения.
Применяемые технологии:
- технологии исследовательской деятельности учащихся;
- технологии проблемного обучения.
Роль программы в образовательном маршруте обучающего заключается в том, что в процессе обучения по данной программе ученик:
- овладевает глубокими и систематизированными знаниями;
- способен работать над разнообразной информацией;
- может корректно выразить свое мнение по различным проблемам;
- способен аргументировано доказать собственную точку зрения.
Обоснование отбора содержания и общей логики и последовательности его изучения
Основное содержание курса составляют знания о языке, литературных нормах, видах речевой деятельности, функциональных стилях русской речи, средствах художественной выразительности, коммуникативных качествах речи, тексте, нравственной стороне речевой деятельности, речевом этикете. Значительное внимание в содержании программы уделено формированию практических навыков анализа авторского текста, в составлении собственного текста.
Материал рассматривается в порядке усложнения: последовательно формируются навыки по составлению собственного текста-рассуждения.
В результате обучения написанию творческой работы по данной программе ученик должен
иметь представление:
- о коммуникативной функции языка;
- о литературном языке как основе художественной литературы;
- о языковых нормах и их признаках;
знать:
- смысл понятий: речь устная и письменная, ситуация речевого общения, тема текста, идея, проблема, авторская позиция, аргументы;
- стили речи и их признаки;
- особенности жанра рассуждения;
- признаки текста и его функционально смысловые типы;
- основные единицы языка, их признаки;
- основные нормы русского литературного языка;
- основные нормы речевого этикета;
уметь применять на практике:
- различать стили речи;
- проводить лингвистический, стилистический анализ текста;
- вести спор, соблюдая правила речевого этикета;
- определять авторскую позицию, адекватно и корректно выражать собственное мнение к фактам и явлениям окружающей действительности;
- подбирать убедительные доказательства своей точки зрения, адекватно выражать собственное мнение;
- свободно, правильно, логично и образно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдая нормы построения текста;
- создавать собственное письменное высказывание по заданной модели;
- осуществлять речевой самоконтроль: находить ошибки и исправлять их, совершенствовать и редактировать текст;
- извлекать необходимую информацию из различных источников, включая жизненные ситуации и средства массовой информации, свободно использовать её в творческой работе;
- применять полученные знания в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения.
Содержание контроля
Перечень разделов и тем | Уровень контроля | Требования к знаниям | Требования к умениям | Обще учебные навыки |
Основные цели и задачи курса. Основные требования к творческой работе. Основные аспекты анализа текста. | Уровень знакомства (распознавания) | Знать основные требования к работе. Композиция творческой работы, смысл понятий: речь устная и письменная, ситуация речевого общения | Разбираться в нормах оценки | Оформлять записи в тетради |
Работа с авторскими текстами | Репродуктивный уровень | Понятия: стили речи, типы речи, тема текста, проблема, авторская позиция. Корректное изложение собственного мнения по проблеме, аргументы. | Производить лингвистический анализ текста с помощью учителя. | Оформлять записи в тетради. Находить необходимую информацию в тексте. |
Обучающие работы над созданием собственного текста | Уровень полноценных знаний | Понятия: тема текса, проблема, авторская позиция, корректное изложение собственного мнения по проблеме, аргументы Композиция текста. Основные нормы литературного языка, основные нормы речевого этикета. | Производить лингвистический анализ текста, адекватно передавать содержание текста, определять авторскую позицию текста, выражать собственное мнение по заявленной проблеме, подбирать убедительные доказательства своей точки зрения, уметь составлять текст по заданной модели. | Планировать работу. Аргументировано выражать собственное мнение. |
Самостоятельное создание собственного текста | Уровень трансформации | Понятия: тема текста, проблема, авторская позиция. Корректное изложение собственного мнения по проблеме, аргументы. Композиция текста. | Самостоятельно производить лингвистический анализ текста, уметь составлять собственный текст по заданной модели. Уметь совершенствовать редактировать текст. | Планировать работу, выбирать необходимую информацию из различных источников, логично и образно излагать свои мысли, составлять связное высказывание |
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности учащихся.
Разновидность метода | Приёмы |
Метод словесной передачи информации и слухового восприятия информации | Лекция, беседа, рассказ, дискуссия, инструктаж |
Метод наглядной передачи информации и зрительного восприятия информации | Наблюдение, экспериментальная задача, иллюстрирование (готовый текст) |
Метод передачи информации с помощью практической деятельности | Практические упражнения, составление плана, рецензирование, редактирование, трудовая деятельность |
Методы контроля и самоконтроля
Разновидность метода | Приёмы |
Устный опрос | Индивидуальный опрос, «тихий опрос» |
Письменная работа | Сочинение |
Самоконтроль | Самоконтроль по образцу |
Формы организации занятий:
- индивидуальные
- фронтальные
- групповые
Технологии:
- технологии исследовательской деятельности учащихся
- технологии проблемного обучения.
Система оценивания
Учащиеся, посетившие не менее 70% занятий, усвоившие основные знания и овладевшие материалом, принимающие активное участие в различных видах деятельности получают за I полугодие «зачёт/незачёт», за год-оценку.
При оценке сочинения используется бальная система, принятая при оценивании задания с развернутым ответом (С1) на ЕГЭ.
«5»- 21-23 балла
«4»-17-20 баллов
«5»- 13-16 баллов
«5»- 5- 12 баллов
Календарно-тематический план
№ п\п | Тема занятия | Всего часов | Теория | Практика | Вид занятия | Дата проведения |
1, 2 | Основные цели и задачи курса. Основные требования к творческой работе. Работа с авторским текстом. Основные аспекты анализа текста. | 2 | 2 | Лекция Практика | ||
3 | Основные аспекты анализа текста: тема, проблема, авторская позиция, аргументы | 1 | 1 | Лекция | ||
4, 5 | Композиция сочинения. Вступление и его виды. | 2 | 1 | 1 | Лекция с элементами практической и исследовательской деятельности | |
6, 7 | Абзацное членение. Речевые клише. Обучающее сочинение по тексту художественного стиля. Тема и проблема текста. | 2 | 1 | 1 | Лекция с элементами практической и исследовательской деятельности | |
8, 9 | Обучающее сочинение по тексту художественного стиля. Тема и авторская позиция. Корректное изложение собственного мнения по проблеме. | 2 | 1 | 1 | Беседа с элементами практической и исследовательской деятельности | |
10, 11 | Обучающее сочинение по тексту художественного стиля. Аргументы. | 2 | 1 | 1 | Беседа с элементами практической и исследовательской деятельности | |
12, 13 | Обучающее сочинение по тексту художественного стиля. Оформление работы. Рецензирование творческих работ. | 2 | 1 | 1 | Беседа с элементами практической деятельности | |
14, 15 | Редактирование собственной творческой работы. | 2 | 1 | 1 | Беседа с элементами практической и исследовательской деятельности | |
16, 17 | Рецензирование творческих работ на основе примеров сочинений. Критерии и нормы оценки задания. | 2 | 1 | 1 | Беседа с элементами практической деятельности | |
18, 19, 20 | Анализ текста художественного стиля. Работа с одним текстом по разным проблемам. Выявление темы и всех проблем текста. Авторская позиция. | 3 | 3 | Практикум | ||
21,22, 23, 24 | Анализ текста художественного стиля по разным проблемам. Собственное мнение. Аргументы. Заключение. Виды заключения. Кольцевая композиция. Оформление работ. | 4 | 4 | Комплексное применение знаний | ||
25,26, 27, 28, 29 | Как написать сочинение-рассуждение по тексту публицистического стиля. | 4 | 4 | Комплексное применение знаний | ||
30, 31,32 | Как написать сочинение-рассуждение по тексту научно-популярного стиля | 4 | 4 | Комплексное применение знаний | ||
33,34 | Итоговые занятия. Защита творческих работ. | 2 | 2 | Презентация. Рецензирование, экспертная оценка | ||
Итого | 34 | 10 | 24 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
«Сочинение-рассуждение на основе прочитанного текста»
Тема 1. Основные цели и задачи курса. Основные требования к творческой работе (2 часа)
Знакомство с основными целями и задачами курса. Лингвистический анализ текста.
Критерии и нормативы оценки творческой работы.
Тема 2. Композиция сочинения-рассуждения (1 час).
Композиция сочинения. Вступление и его виды. Основная часть. Заключение и его виды. Абзацное членение. Речевые клише.
Тема 3. Зачин сочинения- рассуждения (2 часа)
Виды зачина. Практическая работа
Тема 4. Тема и проблема текста (2 часа)
Тема текста. Проблема. Корректное изложение собственного мнения по проблеме. Аргументы. Оформление темы.
Тема 5. Как прокомментировать проблему (2 часа).
Текстуальный и концептуальный комментарий. Корректное изложение собственного мнения по проблеме. Аргументы. Оформление работы.
Тема 6. Позиция автора (2 часа).
Лексические и синтаксические средства выражения авторской позиции.
Тема 7. Как выразить собственное мнение по выявленной проблеме (2 часа).
Корректное изложение собственного мнения по проблеме. Аргументы. Оформление работы. Критерии и нормативы оценки задания.
Тема 8. Что такое аргумент? Типы аргументирования. Способы ввода аргументов (2 часа).
Аргументы из художественной литературы. Критерии и нормативы оценки задания.
Тема 9. Финал сочинения (2 часа).
Заключение и его виды. Критерии и нормативы оценки задания.
Тема 10. Обучающее сочинение по тексту (3 часа).
Тема текста. Проблема. Авторская позиция. Корректное изложение собственного мнения по проблеме. Аргументы. Оформление работы. Критерии и нормативы оценки задания.
Тема 11. Анализ текста художественного стиля. Работа с одним текстом по разным проблемам(4 часа).
Тема текста. Проблема. Авторская позиция. Корректное изложение собственного мнения по проблеме. Аргументы. Оформление работы.
Тема 12. Анализ текста публицистического стиля. Работа с одним текстом по разным проблемам
(4 часа).
Тема текста. Проблема. Авторская позиция. Корректное изложение собственного мнения по проблеме. Аргументы. Оформление работы.
Тема 13.Анализ текста научно-популярного стиля. Работа с одним текстом по разным проблемам
(4 часа).
Тема 14. Устное рецензирование творческих работ. Подведение итогов курса(2 часа)
Критерии и нормативы оценки задания. Типы ошибок. Исправление недочётов.
Литература для учителя
- Астраханцева Т.С. , Семёнов А.Н. Информационно-аналитические и методические материалы для подготовки к единому государственному экзамену по русскому языку и литературе. Ханты-Мансийск: РИЦ ИПКиРРО, 2005г.
- Богуславская Н.Е. , Купина Н.А. , Матвеева Т.В. Сборник упражнений по культуре речи, стилистике и риторике. – Екатеринбург: Сократ. 2002.
- Егорова Н.В. , Дмитриева А.П. , Золотарёва И.В. Поурочные разработки по русскому языку. Классическая программа и подготовка к ЕГЭ. –М: ВАКО, 2012.
- Шерстинов Е.Е. , Арцев М.Н. Методические рекомендации по разработке авторских учебных программ // Практика административной работы в школе. – 2003. -№5.- с.3-12.
- Сенина Н.А. «Русский язык. Подготовка к ЕГЭ-2012», Легион, Ростов-на-Дону, 2012
- Сенина Н.А., Нарушевич А.Г. «Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки», Легион-М, Ростов-на-Дону2012
- НарушевичА.Г.«Русский язык. Сочинение на ЕГЭ». Просвещение. Москва,2009
- Цыбулько И.П., ГостеваЮ.Н., ВасильевыхИ.П.. «Отличники ЕГЭ. Русский язык. Решение сложных заданий», ФИПИ, Интеллект-Центр, Москва, 2010
Литература для учащихся
- Н.А.Сенина, А.Г. Нарушевич «Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки», Легион-М, Ростов-на-Дону 2012.
- А.Г.Нарушевич «Русский язык. Сочинение на ЕГЭ». Просвещение. Москва, 2009
- И.П.Цыбулько, ЮН.Гостева, И.П.Васильевых. «Отличники ЕГЭ. Русский язык. Решение сложных заданий», ФИПИ, Интеллект-Центр, Москва, 2010
Интернет-ресурсы
http:/www.fipi.ru/
http:/www.gramota.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная программа дополнительного образования учащихся "Сочинения-рассуждения на основе прочитанного текста: теория и практика""
Программа дополнительного образования по русскому языку для учащихся 10-11 классов смешанной возрастной группы...
ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА СОЧИНЕНИЯ-РАССУЖДЕНИЯ НА ОСНОВЕ ПРОЧИТАННОГО ТЕКСТА»
Элективный курс «Теория и практика сочинения – рассуждения на основе прочитанного текста» предназначен для учащихся 9 класса и рассчитан на 22 час...
Программа элективного курса«Подготовка к экзамену в новой форме в 9 классе. III часть: «Сочинение-рассуждение на основе прочитанного текста».
Программа элективного курса "Подготовка к экзамену в новой форме в 9 классе. III часть: "Сочинение-рассуждение на основе прочитанного текста"...
Элективный курс "Теория и практика сочинения-рассуждения на основе прочитанного текста".
Материал содержит планирование элективного курса для учащихся 9 класса....
Программа элективного курса «Теория и практика сочинения-рассуждения на основе прочитанного текста»
Доминирующей идеей курса «Теория и практика сочинения – рассуждения на основе прочитанного текста» является формирование у учащихся высокой коммуникативной, языковой, лингвистической, эстетической и н...
Программа элективного курса " Сочинение-рассуждение на основе прочитанного текста" 11 класс
Основное содержание курса составляют знания о языке, литературных нормах, видах речевой деятельности, функциональных стилях русской речи, средствах художественной выразительности, коммуникативных каче...
Элективный курс "Сочинение-рассуждение на основе прочитанного текста:теория и практика"
Написание сочинения по прочитанному тексту является заданием повышенной сложности, поэтому необходимо очень серьёзно отнестись к его подготовке. Элективный курс «Сочинение-рассуждение на основе прочит...