«Возможно ли оправдание и дальнейшее возрождение человека, совершившего преступление» (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»).
методическая разработка по литературе (10 класс)
Урок-дискуссия про роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
презентация к уроку | 48.03 КБ |
конспект урока | 35.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Тема дискуссии: «Возможно ли оправдание и дальнейшее возрождение человека, совершившего преступление?»
Цель урока: Постараться ответить на вопрос: «Возможно ли оправдание и дальнейшее возрождение человека, совершившего преступление?»
Свод правил для ведения дискуссии: С уважением относимся друг к другу. Чтобы высказаться, поднимаем руку. Четко соблюдаем регламент (для озвучивания своей точки зрения и аргументов в ее защиту вам отводится 4 минуты). За временем следит наш кип-таймер – Борисов Дима. Свое мнение аргументируем фактами, примерами из романа «Преступление и наказание», произведений литературы, жизни. Признаем право каждого иметь свою точку зрения, свое мнение. Обсуждаем точки зрения и взгляды, а не людей и личности. Говорим, что думаем – думаем , что говорим. Тезисы каждого выступления будут фиксироваться Сатлаевой Настей в таблицу на доске.
Возможно ли оправдание и возрождение Раскольникова? Да Нет
Домашнее задание: 1. Обязательно: написать сочинение-рассуждение, в процессе которого следует высказать свою позицию: вы – адвокат Раскольникова и желаете его защищать; вы – прокурор, осуждающий действия героя романа; вы придерживаетесь какого-то другого мнения. Об этом и будет ваше сочинение, а тема его: «Раскольников – это …». 2. По желанию: Попытайтесь представить, что бы произошло, если бы Родион не убил старуху-процентщицу. Исходя из ваших представлений, напишите свой вариант развития действий романа, исключающий страшное преступление.
«Мы живем в сложное, драматическое время… в мире кровь льется направо и налево. Как часто затирается ее цена!.. Но нельзя, чтоб затиралась ! Нельзя , чтобы в нашем мире кем бы то ни было утверждалось право на собственную избранность, раскольниковское право на насилие. В современном прочтении романа, мне кажется, особенно важно подчеркнуть, что ни один человек не освобожден от законов морали, нравственности…» Г. Тараторкин
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока по литературе в 10 классе
Курусканова Валентина Валерьевна, учитель русского языка и литературы.
Тема урока-дискуссии: «Возможно ли оправдание и дальнейшее возрождение человека, совершившего преступление» (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»).
Цель:
анализ и обобщение знаний обучающихся по содержанию романа; подведение учеников к ответу на вопрос: «Возможно ли оправдание и дальнейшее возрождение человека, совершившего преступление?».
Задачи:
Дидактические:
- сформулировать предпосылки возникновения бунта Раскольникова;
- сформулировать мотивы совершения преступления;
- показать ответственность человека за совершенное преступление;
- помочь понять, какую власть над человеком может иметь любая теория;
- на примере Раскольникова объяснить, как ответственен человек за идею, которой он руководствуется.
Развивающие:
- развивать навыки работы в группе;
- развивать умение аргументировать и обосновывать собственную позицию, уважать разные точки зрения;
- развивать умение вести дискуссию;
- развивать логику мышления;
- развивать образное мышление;
- развивать умения анализировать, синтезировать, сравнивать.
Воспитательные:
- развивать эмоциональную отзывчивость учащихся на сложные жизненные ситуации, описанные в художественном произведении;
- развивать чувство ответственности за свои поступки;
- формировать негативное отношение к преступности;
- воспитывать терпимость по отношению к другому человеку, чужому мнению.
Планируемые результаты:
Предметные результаты:
- сформулировать предпосылки возникновения бунта Раскольникова;
- сформулировать мотивы совершения преступления;
- показать ответственность человека за совершенное преступление;
- помочь понять, какую власть над человеком может иметь любая теория;
- на примере Раскольникова объяснить, как ответственен человек за идею, которой он руководствуется.
Надпредметные результаты:
- умение работать в группе;
- умение аргументировать и обосновывать собственную позицию, уважать разные точки зрения;
- умение вести дискуссию;
- умение проявлять эмоциональную отзывчивость на сложные жизненные ситуации, описанные в художественном произведении.
Понятия: дискуссия, аргументы, доказательства.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Вид урока: урок-дискуссия.
Методы обучения: проблемный, частично-поисковый.
Организационные формы урока: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Оснащение урока:
- авторская презентация, созданной в программе PowerPoint;
- раздаточный материал (приложения);
- рабочие тетради по литературе;
- тексты романа «Преступление и наказание»;
- отрывок из к/ф «Преступление и наказание».
Этапы урока:
№ этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Используемые методы и приемы | Формируемые УУД |
I Организационный (30 сек.) | Приветствие. Проверка готовности к уроку. Настрой учащихся на работу. | Приветствие. Подготовка к уроку. Самоорганизация. | Регулятивные | |
II Стадия вызова (6 мин.) | Создание учебной мотивации с использованием фрагмента из кинофильма режиссера Дмитрия Светозарова (содержательное введение). Целеполагание. Знакомство с правилами ведения дискуссии (организационное введение). | Отвечают на вопросы учителя после просмотра видео фрагмента. Определяют тему урока. Определяют цель урока. Прогнозируют содержание своей деятельности. | Беседа, просмотр видео фрагмента. | Познавательные (ответы на вопросы) Регулятивные (определение темы урока и прогнозирование содержания своей деятельности) |
III Стадия осмысления (21 мин. 30 сек.) | Сохранение интереса к теме при непосредственной работе с информацией, проведение дискуссии. Организация работы групп. Организация подведения итогов дискуссии. | Выступают с итоговыми аргументами, принятыми во время работы в группе, доказывают свою точку зрения. Задают вопросы противоположной группе. Отвечают на вопросы. Один обучающийся записывает короткие тезисы по ходу выступления группы, другой ученик помогает следить за временем. Три человека – группа экспертов, задающих вопросы обеим группам. | Дискуссия, провокационный вопрос. | Коммуникативные (работа в группах, защита собственного мнения). Познавательные (сравнение, анализ). |
IV Стадия рефлексии (12 минут) | Проводит рефлексию, во время которой просит учащихся продолжить предложение: сегодняшний урок помог мне понять …, сегодняшний урок помог мне разобраться …, для человека очень важно понимать... Выставление оценок, сопровождающееся вопросами: - Как вы думаете, чей вопрос сегодня был наиболее интересным, полным, проблемным? - Чья аргументация была наиболее убедительной, точной? - Кто, по-вашему, аргументировал, опираясь на текст произведения, тем самым убедив нас, что роман Достоевского прочитан им от корки до корки и, что немаловажно, понят? Чьи слова – повод для новой дискуссии? Инструктаж по выполнению домашнего задания. Подведение итога урока. | Продолжают предложенные учителем предложения. Отвечают на вопросы. | Беседа | Регулятивные (рефлексия, оценивание одноклассников, коррекция своих действий). Коммуникативные (выражение собственной позиции, аргументация). Личностные (осмысление общечеловеческих нравственных ценностей) |
Структура урока:
- Организационный момент
Учитель и учащиеся приветствуют друг друга, проверяют готовность к уроку.
Актуализация знаний. 0,5
- Добрый день, ребята. Сегодня у нас очень интересный урок, урок-дискуссия. Но прежде я хочу вас попросить улыбнуться друг другу, поскольку, несмотря на то, что вы сегодня сидите друг напротив друга и будете доказывать друг другу несостоятельность точки зрения напротив, мне все же хочется, чтобы урок прошел в дружелюбной атмосфере и позитиве (улыбаются друг другу).
- Постановка целей и задач
Содержательное введение:
Просмотр отрывка из фильма 2007 года режиссера Дмитрия Светозарова (в отрывке – Родион Раскольников и его теория).
- Скажите, кого мы увидели в данном видеофрагменте? (бывший студент юридического факультета Родион Раскольников)
- О чем говорят персонажи, которых мы увидели в видеофрагменте? (говорили о теории, придуманной Раскольниковым).
- В чем суть его теории? (Мир по теории Раскольникова разделен на обыкновенных и необыкновенных. Обыкновенные живут в послушании необыкновенным ради блага общества дозволено переступить закон, даже разрешена «кровь по совести»).
- Претворяет ли в жизнь Раскольников то, на чем основывается его теория? (Да, убивает старуху-процентщицу и вместе с ней ее сестру Лизавету).
- Можем ли мы сказать, что Раскольников совершил страшное? (Да)
- Сегодня нам предстоит с вами ответить на крайне сложный вопрос, и мне бы хотелось, чтобы вы его сформулировали сами. Исходя из предыдущих вопросов, просмотра эпизодов из фильма, сформулируйте, пожалуйста, предполагаемую тему для дискуссии. («Возможно ли оправдание и дальнейшее возрождение человека, совершившего преступление»)
- А теперь еще раз прочитайте тему нашей дискуссии и скажите, какова цель нашего урока? (Постараться ответить на вопрос: «Возможно ли оправдание и дальнейшее возрождение человека, совершившего преступление?») 5,0
Организационное введение:
До учеников доводится «Свод правил ведения дискуссии»:
1. С уважением относимся друг к другу.
2. Чтобы высказаться, поднимаем руку.
3. Четко соблюдаем регламент (для озвучивания своей точки зрения и аргументов в ее защиту вам отводится 4 минуты). За временем следит наш кип-таймер – Борисов Дима.
4. Свое мнение аргументируем фактами, примерами из романа «Преступление и наказание», произведений литературы, жизни.
5. Признаем право каждого иметь свою точку зрения, свое мнение.
6. Обсуждаем точки зрения и взгляды, а не людей и личности.
7. Говорим, что думаем – думаем, что говорим.
8. Тезисы каждого выступления будут фиксироваться Сатлаевой Настей в таблицу на доске. 1,0
3. Проведение дискуссии.
- Перед сегодняшним уроком вы поделились на две группы, исходя из ваших взглядов на проблему. Поэтому сейчас предлагаю вам сесть друг против друга, так сказать, одна точка зрения напротив другой.
- Первыми доказывать свое мнение будет группа, считающая, что человек, совершивший преступление, в данном случае – Родион Раскольников, не имеет право на оправдание и не способен в дальнейшем возродиться (высказывается первая группа).
- Итак, мы выслушали ваше мнение, предлагаю вам ответить на вопросы, которые желает задать вам группа напротив. Напоминаю, что нужно дослушать вопрос до конца, не перебивать отвечающего, уважать друг друга. (контрвопросы)
- Предлагаю второй группе аргументировать свою точку зрения (выступление второй группы)
- Спасибо, ребята. Предлагаю вам ответить на вопросы, которые возникли у ваших оппонентов. (контрвопросы)
Во время аргументации и ответов на контрвопросы один сильный ученик на интерактивной доске записывает в таблицу все «за» и «против» в виде коротких тезисов:
Возможно ли оправдание и возрождение Р.Р.?
Да Нет
- Итог урока.
- Посмотрите еще раз на тезисы, которые мы записывали на доске по ходу ваших выступлений и ответов на вопросы и, еще раз подумав, ответьте на вопрос: «Возможно ли оправдание и дальнейшее возрождение человека, совершившего преступление?». Возможно, ваша точка зрения во время дискуссии изменилась или осталась прежней, но претерпела некоторые изменения? (ответы учеников) 5,0
Итог, подведенный учителем:
- Ребята, мне бы хотелось высказать свою точку зрения по этому поводу: каждый человек за свою жизнь ошибается, и не раз, и каждый человек имеет право на то, чтобы исправить свою ошибку (вспомните пословицу: «Лошадь на четырех ногах, и та спотыкается»), но не стоит забывать о том, что не мы даровали однажды возможность жить человеку, и не нам лишать его такой возможности (как сделал Родион Раскольников), в том числе мы не имеем права лишать себя возможности жить (как сделал это Свидригайлов). Всегда в любой ситуации найдется выход, исключающий самоубийство и убийство человека, каким бы плохим он не был. 1,0
5. Рефлексия.
- Ребята, предлагаю вам продолжить фразы:
Сегодняшний урок помог мне понять …, сегодняшний урок помог мне разобраться …, для человека очень важно понимать... 2,0
6. Выставление оценок.
- Как вы думаете, чей вопрос сегодня был наиболее интересным, полным, проблемным?
- Чья аргументация была наиболее убедительной, точной?
- Кто, по-вашему, аргументировал, опираясь на текст произведения, тем самым убедив нас, что роман Достоевского прочитан им от корки до корки и, что немаловажно, понят?
- Чьи слова – повод для новой дискуссии? 2,0
8. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
1. Обязательно: Ребята, учитывая, что в скором будущем вам придется писать сочинение-рассуждение, которое будет допуском для сдачи ЕГЭ, предлагаю дома вам написать сочинение-рассуждение, в процессе которого вы выскажите свою точку зрения: вы – адвокат Раскольникова и желаете его защищать; вы – прокурор, и однозначно осуждаете действия героя романа, либо вы придерживаетесь какого-то другого мнения. Об этом и будет ваше сочинение, а тема его: «Раскольников – это …»;
2. По желанию: Попытайтесь представить, что бы произошло, если бы Родион не убил старуху-процентщицу. Исходя из ваших представлений, напишите свой вариант развития действий романа, исключающий страшное преступление.
1,0
Слово учителя:
Закончить урок мне бы хотелось словами актёра Г.Тараторкина, исполнителя роли Родиона Раскольникова: «Мы живём в сложное, драматическое время… в мире кровь льётся направо и налево. Как часто затирается её цена!.. Но нельзя, чтоб затиралась! Нельзя, чтобы в нашем мире кем бы то ни было утверждалось право на собственную избранность, раскольниковское право на насилие. В современном прочтении романа, мне кажется, особенно важно подчеркнуть, что ни один человек не освобождён от законов морали, нравственности…»0,5
- Согласны ли вы с мнением актера? Его слова можно назвать актуальными?
Чтение стихотворения В. Дашкевича (ученик): 1,0
Как не просили бы,
Не грозили
И не ругали бы исступленно,
Я все равно бы в музее человека
На самое видное место положил топор Раскольникова Родиона,
Чтобы и старый, и малый
Глядели на окровавленный обух,
Чтоб в глубине глаз никогда
к силе слепой, вероломной
гнева огонь не погас.
Да что топор -
террористическая бомба…
хоть встань в пространстве
со звездами вровень,
все равно никак, никогда
не уменьшить цены человеческой крови.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мотивы преступления Родиона Раскольникова (по роману Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание")
Урок-практикум. Помогает понять сложность и противоречивость образа Родиона Раскольникова, мотивы его преступления. Урок представляет собой исследование авторского текста, является результатом вдумчив...
Урок по литературе. Человек в романе Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание" подлец или....?
Один из уроков в системе изучения творчества Ф.М.Достоевского....
Исследовательская работа по роману Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание" на тему "Опыт современного прочтения романа Достоевского "Преступление и наказание"
Федор Михайлович Достоевский – пиФедор Михайлович Достоевский – писатель чрезвычайно индивидуальный. У негосвое , очень отличное от других классиков русской литературы от...
«Многогранность авторского мировосприятия - это постижение жизни в богатстве и противоречиях каждого его явления, постижение человека во всех его проявлениях» (По роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»)
конспект открытого урока по русской литературе 19 века...
Методическая разработка открытого урока: Образ Петербурга в раскрытии причин преступления Родиона Раскольникова. (По роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»).
Урок изучения нового материала с использованием элементов технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо"....
Мастер-класс "Путь к преступлению" (по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание" 10 класс)
Путь Родиона Раскольникова к преступлению....
Методическая разработка литературного квеста «Преступление или преступления?» (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)
Литературный квест - это один из вариантов игры-поиска, столь популярной в наше время в молодежной среде. Маршрут литературного квеста связан с сюжетом и героями книг, предложенных д...