«Возможно ли оправдание и дальнейшее возрождение человека, совершившего преступление» (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»).
методическая разработка по литературе (10 класс)

Курусканова Валентина Валерьевна

Урок-дискуссия про роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл презентация к уроку48.03 КБ
Файл конспект урока35.29 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Тема дискуссии: «Возможно ли оправдание и дальнейшее возрождение человека, совершившего преступление?»

Слайд 3

Цель урока: Постараться ответить на вопрос: «Возможно ли оправдание и дальнейшее возрождение человека, совершившего преступление?»

Слайд 4

Свод правил для ведения дискуссии: С уважением относимся друг к другу. Чтобы высказаться, поднимаем руку. Четко соблюдаем регламент (для озвучивания своей точки зрения и аргументов в ее защиту вам отводится 4 минуты). За временем следит наш кип-таймер – Борисов Дима. Свое мнение аргументируем фактами, примерами из романа «Преступление и наказание», произведений литературы, жизни. Признаем право каждого иметь свою точку зрения, свое мнение. Обсуждаем точки зрения и взгляды, а не людей и личности. Говорим, что думаем – думаем , что говорим. Тезисы каждого выступления будут фиксироваться Сатлаевой Настей в таблицу на доске.

Слайд 5

Возможно ли оправдание и возрождение Раскольникова? Да Нет

Слайд 6

Домашнее задание: 1. Обязательно: написать сочинение-рассуждение, в процессе которого следует высказать свою позицию: вы – адвокат Раскольникова и желаете его защищать; вы – прокурор, осуждающий действия героя романа; вы придерживаетесь какого-то другого мнения. Об этом и будет ваше сочинение, а тема его: «Раскольников – это …». 2. По желанию: Попытайтесь представить, что бы произошло, если бы Родион не убил старуху-процентщицу. Исходя из ваших представлений, напишите свой вариант развития действий романа, исключающий страшное преступление.

Слайд 7

«Мы живем в сложное, драматическое время… в мире кровь льется направо и налево. Как часто затирается ее цена!.. Но нельзя, чтоб затиралась ! Нельзя , чтобы в нашем мире кем бы то ни было утверждалось право на собственную избранность, раскольниковское право на насилие. В современном прочтении романа, мне кажется, особенно важно подчеркнуть, что ни один человек не освобожден от законов морали, нравственности…» Г. Тараторкин



Предварительный просмотр:

          Методическая разработка урока по литературе в 10 классе

Курусканова Валентина Валерьевна, учитель русского языка и литературы.

Тема урока-дискуссии: «Возможно ли оправдание и дальнейшее возрождение человека, совершившего преступление» (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»).

Цель:

           анализ и обобщение знаний обучающихся по содержанию романа; подведение учеников к ответу на вопрос: «Возможно ли оправдание и дальнейшее возрождение человека, совершившего преступление?».

Задачи:

Дидактические:

- сформулировать предпосылки возникновения бунта Раскольникова;

- сформулировать мотивы совершения преступления;

- показать ответственность человека за совершенное преступление;

- помочь понять, какую власть над человеком может иметь любая теория;

- на примере Раскольникова объяснить, как ответственен человек за идею, которой он руководствуется.

Развивающие:

- развивать навыки работы в группе;

- развивать умение аргументировать и  обосновывать собственную позицию, уважать разные точки зрения;

          - развивать умение вести дискуссию;

           - развивать логику мышления;

          - развивать образное мышление;

           - развивать умения анализировать, синтезировать, сравнивать.

Воспитательные:

- развивать эмоциональную отзывчивость учащихся на сложные жизненные ситуации, описанные в художественном произведении;

- развивать чувство ответственности за свои поступки;

- формировать негативное отношение к преступности;

- воспитывать терпимость по отношению к другому человеку, чужому мнению.

Планируемые результаты:

Предметные результаты:

- сформулировать предпосылки возникновения бунта Раскольникова;

- сформулировать мотивы совершения преступления;

- показать ответственность человека за совершенное преступление;

- помочь понять, какую власть над человеком может иметь любая теория;

- на примере Раскольникова объяснить, как ответственен человек за идею, которой он руководствуется.

Надпредметные результаты:

- умение  работать в группе;

- умение аргументировать и  обосновывать собственную позицию, уважать разные точки зрения;

- умение вести дискуссию;

-  умение проявлять эмоциональную отзывчивость на сложные жизненные ситуации, описанные в художественном произведении.

Понятия: дискуссия,  аргументы, доказательства.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Вид урока: урок-дискуссия.

Методы обучения: проблемный, частично-поисковый.

Организационные формы урока: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Оснащение урока:

- авторская презентация, созданной  в программе PowerPoint;

- раздаточный материал (приложения);

- рабочие тетради по литературе;

- тексты романа «Преступление и наказание»;

- отрывок из к/ф «Преступление и наказание».

Этапы урока:

№ этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Используемые методы и приемы

Формируемые УУД

I

Организационный

(30 сек.)

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Настрой учащихся на работу.

Приветствие. Подготовка к уроку. Самоорганизация.

Регулятивные

II

Стадия вызова

(6 мин.)

Создание учебной мотивации с использованием фрагмента из кинофильма режиссера Дмитрия Светозарова (содержательное введение).

Целеполагание. Знакомство с правилами ведения дискуссии (организационное введение).

Отвечают на вопросы учителя после просмотра видео фрагмента.

Определяют тему урока. Определяют цель урока. Прогнозируют содержание своей деятельности.

Беседа, просмотр видео фрагмента.

Познавательные (ответы на вопросы)

Регулятивные (определение темы урока и прогнозирование содержания своей деятельности)

III

Стадия осмысления

(21 мин. 30 сек.)

Сохранение интереса к теме при непосредственной работе с информацией, проведение дискуссии.

Организация работы групп.

Организация подведения итогов дискуссии.

Выступают с итоговыми аргументами, принятыми во время работы в группе, доказывают свою точку зрения. Задают вопросы противоположной группе. Отвечают на вопросы. Один обучающийся записывает короткие тезисы по ходу выступления группы, другой ученик помогает следить за временем. Три человека – группа экспертов, задающих вопросы обеим группам.

Дискуссия, провокационный вопрос.

Коммуникативные (работа в группах, защита собственного мнения).

Познавательные (сравнение, анализ).

IV

Стадия рефлексии

(12 минут)

Проводит рефлексию, во время которой просит учащихся продолжить предложение: сегодняшний урок помог мне понять …,  сегодняшний урок помог мне разобраться …,  для человека очень важно понимать...  

Выставление оценок, сопровождающееся вопросами:

- Как вы думаете, чей вопрос сегодня был наиболее интересным, полным, проблемным?

- Чья аргументация была наиболее убедительной, точной?

- Кто, по-вашему, аргументировал, опираясь на текст произведения, тем самым убедив нас, что роман Достоевского прочитан им от корки до корки и, что немаловажно, понят?

Чьи слова – повод для новой дискуссии?

Инструктаж по выполнению домашнего задания. Подведение итога урока.

Продолжают предложенные учителем предложения. Отвечают на вопросы.

Беседа

Регулятивные (рефлексия, оценивание одноклассников, коррекция своих действий).

Коммуникативные (выражение собственной позиции, аргументация).

Личностные (осмысление общечеловеческих нравственных ценностей)

Структура урока:

  1. Организационный момент

Учитель и учащиеся приветствуют друг друга, проверяют готовность к уроку.

Актуализация знаний.                                                                                                                                                            0,5

- Добрый день, ребята. Сегодня у нас очень интересный урок, урок-дискуссия. Но прежде я хочу вас попросить улыбнуться друг другу, поскольку, несмотря на то, что вы сегодня сидите друг напротив друга и будете доказывать друг другу несостоятельность точки зрения напротив, мне все же хочется, чтобы урок прошел в дружелюбной атмосфере и позитиве (улыбаются друг другу).

  1. Постановка целей и задач

Содержательное введение:

Просмотр отрывка из фильма 2007 года режиссера Дмитрия Светозарова (в отрывке – Родион Раскольников и его теория).

- Скажите, кого мы увидели в данном видеофрагменте? (бывший студент юридического факультета Родион Раскольников)

- О чем говорят персонажи, которых мы увидели в видеофрагменте? (говорили о теории, придуманной Раскольниковым).

- В чем суть его теории? (Мир по теории Раскольникова разделен на обыкновенных и необыкновенных. Обыкновенные живут в послушании необыкновенным ради блага общества дозволено переступить закон, даже разрешена «кровь по совести»).

- Претворяет ли в жизнь Раскольников то, на чем основывается его теория? (Да, убивает старуху-процентщицу и вместе с ней ее сестру Лизавету).

- Можем ли мы сказать, что Раскольников совершил страшное? (Да)

- Сегодня нам предстоит с вами ответить на крайне сложный вопрос, и мне бы хотелось, чтобы вы его сформулировали сами. Исходя из предыдущих вопросов, просмотра эпизодов из фильма, сформулируйте, пожалуйста, предполагаемую тему для дискуссии. («Возможно ли оправдание и дальнейшее возрождение человека, совершившего преступление»)

- А теперь еще раз прочитайте тему нашей дискуссии и скажите, какова цель нашего урока? (Постараться ответить на вопрос: «Возможно ли оправдание и дальнейшее возрождение человека, совершившего преступление?»)                                                                              5,0

Организационное введение:

До учеников доводится «Свод правил ведения дискуссии»:

1. С уважением относимся друг к другу.

2. Чтобы высказаться, поднимаем руку.

3. Четко соблюдаем регламент (для озвучивания своей точки зрения и аргументов в ее защиту вам отводится 4 минуты). За временем следит наш кип-таймер – Борисов Дима.

4. Свое мнение аргументируем фактами, примерами из романа «Преступление и наказание», произведений литературы, жизни.

5. Признаем право каждого иметь свою точку зрения, свое мнение.

6. Обсуждаем точки зрения и взгляды, а не людей и личности.

7. Говорим, что думаем – думаем, что говорим.

8. Тезисы каждого выступления будут фиксироваться Сатлаевой Настей в таблицу на доске.                                                               1,0

      3. Проведение дискуссии.

- Перед сегодняшним уроком вы поделились на две группы, исходя из ваших взглядов на проблему. Поэтому сейчас предлагаю вам сесть друг против друга, так сказать, одна точка зрения напротив другой.

- Первыми доказывать свое мнение будет группа,  считающая, что человек, совершивший преступление, в данном случае – Родион Раскольников, не имеет право на оправдание и не способен в дальнейшем возродиться (высказывается первая группа).

- Итак, мы выслушали ваше мнение, предлагаю вам ответить на вопросы, которые желает задать вам группа напротив. Напоминаю, что нужно дослушать вопрос до конца, не перебивать отвечающего, уважать друг друга. (контрвопросы)

- Предлагаю второй группе аргументировать свою точку зрения (выступление второй группы)

- Спасибо, ребята. Предлагаю вам ответить на вопросы, которые возникли у ваших оппонентов. (контрвопросы)

Во время аргументации и ответов на контрвопросы один сильный ученик на интерактивной доске записывает в таблицу все «за» и «против» в виде коротких тезисов:

Возможно ли оправдание и возрождение Р.Р.?

                          Да                                                      Нет

  1. Итог урока.

- Посмотрите еще раз на тезисы, которые мы записывали на доске по ходу ваших выступлений и ответов на вопросы и, еще раз подумав, ответьте на вопрос: «Возможно ли оправдание и дальнейшее возрождение человека, совершившего преступление?». Возможно, ваша точка зрения во время дискуссии изменилась или осталась прежней, но претерпела некоторые изменения? (ответы учеников)                                                                                                                                                                                         5,0

Итог, подведенный учителем:

- Ребята, мне бы хотелось высказать свою точку зрения по этому поводу: каждый человек за свою жизнь ошибается, и не раз, и каждый человек имеет право на то, чтобы исправить свою ошибку (вспомните пословицу: «Лошадь на четырех ногах, и та спотыкается»), но не стоит забывать о том, что не мы даровали однажды возможность жить человеку, и не нам лишать его такой возможности (как сделал Родион Раскольников), в том числе мы не имеем права лишать себя возможности жить (как сделал это Свидригайлов). Всегда в любой ситуации найдется выход, исключающий самоубийство и убийство человека, каким бы плохим он не был.                                           1,0

     5. Рефлексия.

- Ребята, предлагаю вам продолжить фразы:

Сегодняшний урок помог мне понять …,  сегодняшний урок помог мне разобраться …,  для человека очень важно понимать...     2,0

     6. Выставление оценок.

- Как вы думаете, чей вопрос сегодня был наиболее интересным, полным, проблемным?

- Чья аргументация была наиболее убедительной, точной?

- Кто, по-вашему, аргументировал, опираясь на текст произведения, тем самым убедив нас, что роман Достоевского прочитан им от корки до корки и, что немаловажно, понят?

- Чьи слова – повод для новой дискуссии?                                                                                                                                       2,0

       8. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

1. Обязательно: Ребята, учитывая, что в скором будущем вам придется писать сочинение-рассуждение, которое будет допуском для сдачи ЕГЭ, предлагаю дома вам написать сочинение-рассуждение, в процессе которого вы выскажите свою точку зрения: вы – адвокат Раскольникова и желаете его защищать; вы – прокурор, и однозначно осуждаете действия героя романа, либо вы придерживаетесь какого-то другого мнения. Об этом и будет ваше сочинение, а тема его: «Раскольников – это …»;

2. По желанию: Попытайтесь представить, что бы произошло, если бы Родион не убил старуху-процентщицу. Исходя из ваших представлений, напишите свой вариант развития действий романа, исключающий страшное преступление.

                                                                                                                                                                                                            1,0

 

Слово учителя:

Закончить урок мне бы хотелось словами актёра Г.Тараторкина, исполнителя роли Родиона Раскольникова: «Мы живём в сложное, драматическое время… в мире кровь льётся направо и налево. Как часто затирается её цена!.. Но нельзя, чтоб затиралась! Нельзя, чтобы в нашем мире кем бы то ни было утверждалось право на собственную избранность, раскольниковское право на насилие. В современном прочтении романа, мне кажется, особенно важно подчеркнуть, что ни один человек не освобождён от законов морали, нравственности…»0,5

- Согласны ли вы с мнением актера? Его слова можно назвать актуальными?

Чтение стихотворения В. Дашкевича (ученик):                                                                                                                                    1,0

Как не просили бы,

Не грозили

И не ругали бы исступленно,

Я все равно бы в музее человека

На самое видное место положил топор Раскольникова Родиона,

Чтобы и старый, и малый

Глядели на окровавленный обух,

Чтоб в глубине глаз никогда

к силе слепой, вероломной

гнева огонь не погас.

Да что топор -

террористическая бомба…

хоть встань в пространстве

со звездами вровень,

все равно никак, никогда

не уменьшить цены человеческой крови.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мотивы преступления Родиона Раскольникова (по роману Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание")

Урок-практикум. Помогает понять сложность и противоречивость образа Родиона Раскольникова, мотивы его преступления. Урок представляет собой исследование авторского текста, является результатом вдумчив...

Урок по литературе. Человек в романе Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание" подлец или....?

Один из уроков в системе изучения творчества Ф.М.Достоевского....

Исследовательская работа по роману Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание" на тему "Опыт современного прочтения романа Достоевского "Преступление и наказание"

Федор Михайлович Достоевский – пиФедор Михайлович Достоевский – писатель  чрезвычайно индивидуальный. У негосвое , очень  отличное  от других  классиков  русской литературы от...

Методическая разработка открытого урока: Образ Петербурга в раскрытии причин преступления Родиона Раскольникова. (По роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»).

Урок изучения нового материала с использованием элементов технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо"....

Методическая разработка литературного квеста «Преступление или преступления?» (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)

Литературный квест - это один из вариантов игры-поиска, столь популярной в наше время в молодежной среде. Маршрут  литературного квеста связан с сюжетом и героями книг, предложенных  д...