Мастер-класс "Путь к преступлению" (по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание" 10 класс)
план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему

Данцова Лариса Алексеевна

Путь Родиона Раскольникова к преступлению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master-klass_put_k_prestupleniyu.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Мастер-класс из серии уроков «Книга-жизнь продолжает урок»

Данцова Лариса Алексеевна, учитель литературы

                                                  МБОУ «Школа №10» г. Ростов-на-Дону

                           

                          Урок - размышление

Тема урока:  «Путь к преступлению»  (по роману   Ф.М. Достоевского  «Преступление и наказание»)

Цели урока: расширить представление о герое романа;

                       помочь понять сложный и противоречивый характер героя;

                       раскрыть причины зарождения теории Раскольникова;

                       показать власть теории над человеком.  

Оборудование: портрет Ф.М. Достоевского, роман,  репродукция картины Н. Ярошенко «Студент», презентация.

Предварительное домашнее задание:

  1. Рассказать о Раскольникове. Подобрать цитаты, характеризующие внешность героя, его жилище, город, назвать определяющие черты характера героя.
  2. Перечитать главы 6,7 из 1 части. Пересказ эпизодов («Раскольников идет к старухе-процентщице»
  3. Индивидуальное задание: перечитать статью Раскольникова «О преступлении», подумать над вопросом: в чем суть теории о «двух разрядах людей»?

Словарь: гуманизм, психологизм, индивидуализм, теория.

Эпиграф к уроку:

                                                                                 «Не убий» (Из Библии)

                                    Ход урока

  1. Вступительное слово учителя.

 Что толкнуло Раскольникова на путь преступления? - главный вопрос урока.

Подумаем  и поразмышляем вместе о причинах и пагубности теории насилия.

Трудно представить, что все события в романе «Преступление и наказание» происходят в течение двух недель. Причем подготовка и само преступление описаны Достоевским в первых главах, а мотивам и наказанию посвящен весь роман.

   

  1. Просмотр репродукции картины Н. Ярошенко «Студент».

Вопросы:

- Опишите героя картины Ярошенко Н.

- Как вы думаете, в какой момент (до или после преступления) изображен  «Студент»?  

    Возможные варианты ответа:

На рисунке изображен человек, в котором происходит мучительная борьба.

«…с некоторого времени он был в раздражительном и напряженном состоянии, похожем на ипохондрию. Он до того углубился в себя и уединился от всех, что даже боялся всякой встречи…»

«Ужасно высоко себя ценит, и, кажется, не без некоторого права на то».             (не разубеждаем учеников)

3. Беседа о герое романа.

Обратимся к образу Раскольникова.

    Вопросы:

1.  Кто такой Родион Раскольников? Как фамилия помогает раскрыть характер героя?

   Родион Романович Раскольников- бывший студент Петербургского университета юридического факультета. Его фамилия происходит от слова раскол, что означает раздвоение. Второе толкование связано со словом раскольничество, то есть одержимость одной мыслью, идеей, упрямством и фанатизмом. Фамилия героя свидетельствует о глубоком расколе (раздвоении), происходящем в душе бывшего бедного студента. Раскольникова «характеризуют горячая любовь к людям, стремление помочь всем страждущим… и совершенно дикий фанатизм в отстаивании своей античеловеческой идеи. В Раскольникове  разум борется с чувством, в его душе идет раскол между гуманной, благородной целью: помочь людям (спасение человечества) и безнравственными средствами (убийство)

Таким образом в душе Раскольникова постоянно борются «две крайности»: отзывчивый, чуткий человек, остро реагирующий на несправедливость, и холодный, жестокий, равнодушный, злой.

   Раскольников- фанатик идеи, недоучившийся студент, который благодаря своей образованности может уже самостоятельно мыслить, но еще не имеет четких ориентиров в духовном мире.

2. Найдите в тексте выразительное описание внешности Раскольникова.     Где живет герой Достоевского? С какой целью автор так подробно описывает жилище Раскольникова?

Портрет «был замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, темно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен… Он был до того худо одет, что иной, даже и привычный человек, посовестился бы днем выходить в таких лохмотьях на улицу… Шляпа… была высокая, круглая, циммермановская, но уже вся изношенная, совсем рыжая, вся в дырах и пятнах…»

 

Интерьер «Каморка его приходилась под самою кровлей высокого пятиэтажного дома и проходила более на шкаф, чем на квартиру… Это была крошечная клетушка, шагов десять длиной, имевшая самый жалкий вид со своими желтенькими, пыльными и всюду отставшими от стены обоями, и до того низкая, что чуть-чуть высокому человеку становилось в ней жутко, и все казалось, что вот-вот стукнется головой о потолок...  Мебель соответствовала  помещению: было три старых стула, не совсем исправных, крошечный стол в углу… неуклюжая старая софа… когда-то обитая ситцем, но теперь вся в лохмотьях…»

   Пейзаж «На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможность нанять дачу… Нестерпимая же вонь из распивочных, которых в этой части города особенно множество, и пьяные, поминутно попадавшиеся, несмотря на буднее время, довершили отвратительный и грустный колорит картины».

    Перед нами смрадный город, засасывающий человека в трясину нищеты, толкающий его на преступление

   Может быть, Раскольников был преступником по сути?

Для этого вспомним его поступки до преступления.

1) помогает Мармеладовым, отдает последние деньги на похороны;

2) сострадает пьяной девочке, дает деньги , чтобы ее довели до дома;

3) переживает за мать и Дуню;

 Следовательно, гуманный, сострадающий человек, но в то же время Раскольников - сложный, противоречивый образ.  В нем, по мнению Разумихина, «два противоположные характера поочередно сменяются». Великодушный, добрый, остро воспринимающий чужую боль, Родион Раскольников вместе с тем и угрюмый, мнительный, непомерно гордый, надменный.

3.  Выделите определяющие черты характера главного героя.

Его девиз: «Разум и воля». Характер героя сумрачный, замкнутый, одинокий, болезненно самолюбивый, восприимчивый..

Вывод: окружающая жизнь и желание вырваться из нищеты толкает Родиона Раскольникова на преступление.  

  1. Размышления над причинами преступления Раскольникова (беседа с учащимися)

    Автор скрупулезно прослеживает, как развивается в душе Раскольникова мысль об убийстве старухи. Достоевский примечает «малейшие движения его души, все оттенки его состояний…» Мысль крепнет, набирает силу.

   Проследим путь героя Достоевского к преступлению. Сжатый пересказ –глава 6,1 ч. Раскольников идет к старухе –процентщице. Пересказ сцены убийства старухи и смиренной Лизаветы- глава 7, 1 ч.

- Каковы же истинные причины преступления Родиона Раскольникова? Какую из них можно считать главной?

  1.     помочь сестре и матери
  2. самому выбраться из нищеты
  3. спасти от нищеты Мармеладова
  4. практически подтвердить свою теорию

Вывод: Мотивы преступления сложны и многослойны. Прежде всего это                        1) бедность. Страшно жить в ужасающей нищете, быть вечно голодным, плохо одетым.

2) Раскольников хочет решить для себя вопрос: кто он- тварь дрожащая или право имеет.

3) Раскольников хочет решить проблему, можно ли, преступив законы враждебного человеку общества, прийти к счастью.

               Выводы (записать в тетрадь)

          «Путь Раскольникова к преступлению»:

А) душевные муки и поиски выхода из тупиковой ситуации,

Б) безмерная гордость и уверенность в своей исключительности

В) разговор студента и офицера в распивочной,

Г) теория о «двух разрядах»

Д) «случайности», подталкивающие на убийство (страшная история жизни    

    Мармеладовых, письмо от матери, опозоренная девушка на бульваре,    

     случайно услышанный разговор мещан с Лизаветой)

Е) мысль героя- решиться хоть на что –нибудь,

Ж) Раскольников идет на преступление, разрешает себе «кровь по совести».  

     Он убивает процентщицу и сестру ее Лизавету.

  Поговорим о теории Родиона Раскольникова «о двух разрядах» людей.

-Вспомните статью Раскольникова «О преступлении». Как вы поняли суть теории Раскольникова о «двух разрядах»?

     Раскольников убежден, что люди по природе своей «делятся на два разряда: «обыкновенные», т. е. живущие «в послушании», безропотно принимающие любой порядок вещей, и «необыкновенные», т. е. имеющие «дар или талант сказать новое слово «Это сильные люди, Наполеоны. Все они «переступают закон», имеют право на преступление, могут разрешить себе «кровь по совести».

- К какой группе людей принадлежит сам герой?

- Вынашивая свою идею, Раскольников находит оправдание в исторических примерах, в необходимости спасти близких людей, сделать добро на деньги процентщицы.

- Соне он открывает свою душу: «Не для того, чтоб матери помочь, я убил,-вздор! Не для того я убил, чтобы, получив средства и власть, сделаться благодетелем человечества. Вздор! Я просто убил… для себя одного: а там стал ли бы я чьим –нибудь благодетелем или всю жизнь, как паук, ловил бы всех в паутину и из всех живые соки высасывал, мне в ту минуту , все равно должно было быть… Мне надо было узнать тогда и поскорее узнать, вошь ли я, как все, или человек?.. Тварь я дрожащая или право имею?»

        Итак, Раскольников погружен в свою идею. Его разум поражен, кто-то невидимый, неизвестный, ведет его к роковой черте.

- Почему Раскольников совершает 2 убийства? (Человек, совершивший однажды преступление, способен его повторить. Включается цепная реакция, в которую увлекаются новые жертвы. Убита старуха-процентщица, потом совершенно невинная Лизавета)

- Что недооценил в себе Раскольников? Почему он терзается и страдает после преступления? (Его мучает совесть. Его преступление оборачивается духовным самоубийством. «Разве я старушонку убил? Я себя убил, а не старушонку!» Обратимся к эпиграфу «НЕ УБИЙ». Преступление, совершенное Раскольниковым, - это преступление против человека.

Вывод. Невозможно делать добро с помощью насилия и жестокости. Путь к преступлению лежит в душе человека, где борется разум с чувствами, и разум в виде антигуманной теории побеждает. Условия жизни не снимают ответственности с человека.

5. Заключительное слово учителя.

   Чему учит классическое произведение? Мотивы преступления в самом человеке. Актуальность романа в вечных вопросах добра и зла, преступления и наказания. Он связан с проблемами современности. Никакая теория или учение не оправдывает насилие, за каждым преступлением следует наказание.  И главное в романе – гуманизм и духовный путь к спасению.

6. Домашнее задание.

1. Перечитать страницы о Лужине и Свидригайлове. Ч.1 гл. 3, ч. 2 гл.4-5, ч.4 гл. 1-2, ч.5 гл. 1-3.

2. Сообщения о «сильных мира сего». Наполеон: историческая справка.

Лужин - подлец «по убеждению».

В чем причина самоубийства Свидригайлова?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литература. Контрольная работа по роману И.А.Гончарова "Обломов" (10 класс)

Контрольная работа проводится после изучения романа и может заменить сочинение по роману. В работе три варианта по 5 заданий в каждом....

Тест по роману М.Булгакова "Белая гвардия" 11 класс

Материал поможет не только проверить знание текста, но и умение анализировать, сопоставлять, делать выводы....

Итоговый практикум по роману А.С.Пушкина «Дубровский». 6 класс

Практикум выполняется на итоговом занятии по роману А.С.Пушкина "Дубровский". Этот вид работы готовит детей к домашнему сочинению по роману....

Тест по роману А.С. Пушкина. "Дубровский" 6 класс. Урок литературы.

Презентация-тест по роману А.С. Пушкина "Дубровский" для учащихся 6 класса....

Урок литературы "Музыка в романе И.А.Гончарова "Обломов". 10 класс. Конспект урока и презентация.

Урок литературы в 10 классе "Музыка в романе И.А.Гончарова "Обломов"". Конспект урока и презентация. Урок рассчитан на 2 учебных часа. Приложение №1 - тест к уроку. Тест нужно распечатать. Прилож...

Методическая разработка литературного квеста «Преступление или преступления?» (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)

Литературный квест - это один из вариантов игры-поиска, столь популярной в наше время в молодежной среде. Маршрут  литературного квеста связан с сюжетом и героями книг, предложенных  д...