Методическая разработка литературного квеста «Преступление или преступления?» (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)
методическая разработка по литературе (10 класс) по теме
Литературный квест - это один из вариантов игры-поиска, столь популярной в наше время в молодежной среде. Маршрут литературного квеста связан с сюжетом и героями книг, предложенных для чтения. Это вид сюжета (литературного, компьютерного, игрового), в котором путешествие к намеченной цели проходит через преодоление ряда трудностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literaturnyy_kvest.doc | 56.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка литературного квеста
«Преступление или преступления?»
(по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)
Акулова Г.Н.
Кудрявцева Н.В.
Минина С.А.
Фомина С.Л.
Применение технологии квест при работе с подростками обосновывается тем, что именно в среднем и старшем школьном возрасте обостряется вопрос общения, взаимодействия учащихся. Кроме того, в процессе обучения происходит уход от игровой деятельности. Таким образом, нередко, дети, начиная с младшего подросткового возраста, сталкиваются с рутинностью обучения. В свою очередь квест успешно справляется с возникающими на этапе подросткового возраста педагогическими задачами. Он то и дело ставит ребёнка в ситуацию выбора, заинтересовывает и побуждает анализировать, решать интеллектуальные и физические задачи, искать новые творческие пути решения, взаимодействовать с окружающим пространством и людьми.
Литературный квест - это один из вариантов игры-поиска, столь популярной в наше время в молодежной среде. Маршрут литературного квеста связан с сюжетом и героями книг, предложенных для чтения. Это вид сюжета (литературного, компьютерного, игрового), в котором путешествие к намеченной цели проходит через преодоление ряда трудностей.
Идея игры проста: команды, перемещаясь по точкам, выполняют различные задания. Задания должны быть максимально интересными, оригинальными, подходящими под ситуацию и не требующими специальных знаний и умений от игроков.
Этапы работы по организации квеста:
1. Организация рабочей группы.
Определяется состав рабочей группы по разработке сценария литературного квеста, выбирается руководитель группы и ответственные за направления работы.
2. Определение целей и задач квеста.
Определяется цель проведения квеста и круг задач, которые решаются посредством организации данного мероприятия. В работе над нашим квестом были сформулированы следующие цели и задачи.
Цель квеста: продвижение книги и чтения в молодежной среде.
Задачи:
1). Внедрение инновационных технологий и форм работы с учащимися во внеурочной деятельности в условиях требования ФГОС ООО.
2). Привлечение учащихся к чтению классической русской литературы.
3). Популяризация деятельности и услуг библиотечного информационного центра образовательного учреждения.
3. Отбор материала и сбор реквизита.
При отборе материала учитывается цель квеста, интересы и потребности участников игры, исторический аспект и реалии времени.
Квест по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»
«Преступление или преступления?»
Оформление кабинета: при входе на полу – письмо от Раскольникова. На доске – портреты героев романа и их описания. В центре – стол с вазой, наполненной водой, с цветком. Около окон на столах - чемодан. В дальнем углу – кадка с цветком. В другом углу – стойка с платками. Полка с книгами (УК, КОАП). По стене на столах рамки с видами Петербурга. На учительском столе – компьютер, Похвальный лист, рамка.
Герои | Ключевые позиции |
СОНЯ МАРМЕЛАДОВА | На доске – фрагмент из романа (описание, портрет). Стойка с платками, шарфами. На каждом – цифры (17, 35, 89). Среди них – зеленый платок с цифрой 18 (возраст Сони) Цифра черного цвета. Соответствует цвету закладки на странице КОАП (Статья 6.11 – Занятие проституцией) |
ЛУЖИН | На доске – фрагмент из романа (описание, портрет). Записка: «Число 3 символизирует Божественное совершенство (Святая Троица). Где в романе встречается это число?» Разрезанная таблица – пазл «Число 3 в романе», на обороте фрагмент о клевете на Соню. Цифра 100 рублей зеленого цвета. Соответствует цвету закладки на странице УК РФ (Статья 128.1- Клевета) |
МАРМЕЛАДОВ | На доске – фрагмент из романа (описание, портрет). Записка: «Если правильный цветок ты польешь, то причину смерти назовешь». Из вазы с водой на столе поливаем цветок с трубкой, в которой спрятан киндер с цифрой 25 рублей красного цвета. Соответствует цвету закладки на странице УК РФ (Статья 264 – ДТП) |
КАТЕРИНА ИВАНОВНА | На доске – фрагмент из романа (описание, портрет). На книжной полке – медицинский справочник – страница о туберкулезе с фрагментом текста романа о Похвальном листе Катерины Ивановны. Похвальный лист – на учительском столе с номером 156 фиолетового цвета. Соответствует цвету закладки на странице УК РФ (Статья 116 – Побои) |
СВИДРИГАЙЛОВ | На доске – фрагмент из романа (описание, портрет). Кубок с флешкой для музыкального ангела, спрятанного в деревянной коробке под замком. Ключ от замка спрятан под партой на скотче? Звучит монолог Свидригайлова о 30 тыс. серебром. В красных рамках на столе учителя эта цифра написана желтым цветом. Соответствует цвету закладки на странице УК РФ (Статья 110 – Доведение до самоубийства) |
МИКОЛКА | На доске – фрагмент из романа (описание, портрет). Чемодан на столе, в нем газета с объявлением о ремонте, кисти, треуголка из газет, коробка с серьгами, на ней – квадрат с цифрой 2 рубля оранжевого цвета. Соответствует цвету закладки на странице УК РФ (Статья 307 – Заведомо ложные показания) |
ПЬЯНАЯ ДЕВОЧКА НА БУЛЬВАРЕ | На доске – фрагмент из романа (описание, портрет). Рамки с видами Петербурга. На обратной стороне одной из них записка: « О свет! Пролейся, помоги и преступленье освети!» На светильниках над доской лежат зонтик….., шейный платок с цифрой 15-16 лет синего цвета. Соответствует цвету закладки на странице УК РФ (Статья 131 – Изнасилование) |
ИТОГ | Играющие собрали цифры разного цвета. Из УК, КОАП выписали номера статей. На стене - лист с цветовой гаммой в нужной последовательности, в центре флешка «ПРЕСТУПЛЕНИЕ». Учащиеся соединяют флешку через шнур с компьютером. Вводят пользователь «ПРЕСТУПЛЕНИЕ», пароль, правильно найденный ими ( цветовая последовательность цифр). На экране компьютера открывается письмо к участникам квеста, в котором указано местонахождение ключа. |
4. Правила квеста.
Литературный квест «Преступление или преступления?» рассчитан на возрастную категорию учащихся 10 -11 классов. Для успешного прохождения квеста учащиеся должны ознакомиться с текстом романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».
Для игры формируется команда (команды) из 10 человек. В течение всей игры команда находится внутри одного кабинета, дверь которого закрыта на ключ. Игрокам необходимо за 1 час обнаружить все «улики», раскрыть все «преступления», чтобы найти ключ от входной двери и выйти.
Во время квеста в кабинете вместе с командой находится наблюдатель, функция которого следить за соблюдением установленных правил участниками игры. Также в пользовании наблюдателя находится телефон для связи команды с рабочей группой квеста с целью получения подсказки (команда имеет право на три подсказки).
5. Инструктаж участников, объяснение правил игры.
Уважаемые участники квеста!
Наш квест посвящен знаменитому роману «Преступление и наказание» Федора Михайловича Достоевского. Об идее своего романа Достоевский так писал издателю Михаилу Никифоровичу Каткову: «Это психологический отчет одного преступления». А давайте подумаем – одного ли? Название квеста: «Преступление или преступления?» Поспорим с классиком? Что – то подсказывает нам, что не один Родион Раскольников преступил черту Закона.
Каждая команда, находясь внутри своего кабинета, будет решать этот вопрос. Конечная цель – найти ключ от кабинета и выйти на свободу.
Для того чтобы успешно пройти квест, Вам необходимо ознакомиться со следующими правилами:
- Вам рекомендуется быть внимательными к каждой детали: предмету, цифре, цвету и т.д.
- К реквизиту квеста запрещается прилагать физические усилия: нельзя ничего отрывать, ломать, рвать.
- Зоны, которые не играют, обозначены значком красного цвета «СТОП КВЕСТ».
- Вам предоставляется возможность использовать три подсказки. Воспользоваться ими можно через наблюдателя квеста, у которого для данной цели есть мобильный телефон. Вам запрещено входить с мобильными телефонами в кабинет, где проходит квест.
6. Проведение квеста.
Проведение квеста также включает несколько этапов:
I этап. Общий сбор в назначенное время в назначенном месте. Повторный инструктаж (правила игры, техника безопасности и т.п.).
II этап. Прохождение командой (командами) квеста и выполнение заданий.
III этап. Сбор команды (команд) после завершения квеста и осуществление обратной связи (ответы участников на вопросы представителя рабочей группы, выявляющие осознанность принятых решений на основании найденных улик), подведение итогов игры.
IV этап. Подведение итогов и награждение победителей (при условии участия нескольких команд).
7. Распространение информация по итогам игры на сайте образовательной организации, в СМИ.
Фрагмент статьи «Улики ведут в тайную комнату» (газета «Северный рабочий» № 54 от 17.05.2017г., автор Екатерина Курзенёва)
«Как связаны между собой шарфы и прикрепленные к ним бирки с указанием возраста? А малярная кисть и старинные серьги из бирюзы? И что таится под замком в высоком сундуке? На кону – жизнь. Вернее, пятерка по литературе и честь называться знатоком культового романа Ф.М. Достоевского! …
…Браво педагогам Лингвистической гимназии № 27, решившимся на эксперимент! Они доказали: школьная программа может и должна быть интересной молодежи!»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательская работа по роману Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание" на тему "Опыт современного прочтения романа Достоевского "Преступление и наказание"
Федор Михайлович Достоевский – пиФедор Михайлович Достоевский – писатель чрезвычайно индивидуальный. У негосвое , очень отличное от других классиков русской литературы от...
Урок по литературе в 10 классе «Петербург Достоевского» по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».
урок литературы в 10 классе " Петербург Достоевского"...
Модель урока Урок-раздумье «Психологизм Достоевского» (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)
Тема данного урока выбрана в рамках авторской программы «Человек и природа», составленной авторами этого урока. Ф.М. Достоевского считают одним из родоначальников психологизма в литературе. Каждый из ...
Литературный вечер по роману Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание"
Литературный вечер по роману Ф.М.Достоевского представлен в форме суда над Раскольниковым, в нем представлено несколько точек зрения как на роман в целом, так и на поведение героя в различных ситуация...
Методический материал для учителя (к уроку по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание")
Дополнительный материал для учителя к уроку «Преступление Раскольникова. Трагедия отчужденности»....
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА урока литературы в 10 классе по роману Ф. М. Достоевского «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ»
В разработке раскрывается суть теории Раскольникова; ведется разбор ведущих мотивов преступления.Показано, какую власть над человеком может иметь «теория», как ответственен чел...
Литературная игра по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание"
Литературная игра проводится после изучения романа на уроках с целью обобщить и углубить знания обучающихся о произведении....