Урок по литературе. Человек в романе Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание" подлец или....?
учебно-методический материал (10 класс) на тему
Один из уроков в системе изучения творчества Ф.М.Достоевского.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_dostoevskomu.doc | 47.5 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ ДЛЯ 10 КЛАССА.
Тема: Творчество Ф.М.Достоевского.
Тема урока: Человек в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».подлец или... ?
( Предыдущий урок: Идеологический роман. Последующий урок: «В Петербурге , самом отвлеченном и умышленном городе на всем земном шаре.»)
Домашнее задание к уроку:
Проследить по тексту романа путь Раскольникова к преступлению.
Посмотреть как часто в тексте романа встречается слово «подлец». Определить относится ли оно к какому-то конкретному человеку или же к человеку вообще, т.е. к каждому из нас.
Попытаться ответить на вопрос: что понимает Ф.М.Достоевский под красотой, утверждая, что «красота спасет мир»?
ЦЕЛИ УРОКА:
-ПОПЫТАТЬСЯ ВВЕСТИ УЧАЩИХСЯ В ТВОРЧЕСКУЮ ЛАБОРАТОРИЮ ПИСАТЕЛЯ.
-НАЧАТЬ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭСТЕТИКИ Ф.М.ДОСТОЕВСКОГО.
-ПОСТАВИТЬ ВОПРОС О НРАВСТВЕННЫХ УСТОЯХ ЛИЧНОСТИ, О ТОМ,ЧТО ЕСТЬ НАКАЗАНИЕ ПО ДОСТОЕВСКОМУ.
1 ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ | 2 ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ. |
- | 1.Учащиеся слушают, пытаясь найти ответ на вопрос: что «своё» находили в романе и народники (страстотерпцы) и фашисты (сверхчеловеки). Учащиеся высказывают своё мнение по поводу. |
1 .Вводное слово учителя о вечных проблемах, поднимаемых Достоевским в романе. | |
2.Задает проблемную ситуацию: осмыслить название романа. | 2.Учащиеся определяют, в чем смысл названия. Подбирают названия других произведений, также основанных на антитезе. |
У Достоевского- только ли противопоставление понятий ? | Учащиеся записывают в тетради своё мнение об этом: «Преступление - это начало наказания. Для того чтобы само преступление стало настоящим нравственным наказанием по Достоевскому «душу нужно иметь».» |
3.Учитель организует работу по подбору материала для доказательства выдвинутого тезиса. | 3.Учащиеся реализуют первую часть домашнего задания, зачитывая отрывки, в которых отражен путь Раскольникова к преступлению. |
4.Учитель задает новую проблемную ситуацию: «Подлец ли человек ?'» | |
4.Учащиеся реализуют вторую часть домашнего задания. Приводят цитаты из текста романа ,где встречается слово «подлец». Отвечают на вопрос : к кому применено это слово - к конкретному человеку ил к человеку вообще, т.е. к каждому из нас? | |
5.Учитель пытается выяснить, а какова же позиция автора в этом вопросе. Для этого задает ряд вопросов.(Что делает человека подлецом? Что позволяет ему быть человеком? Какова по вашему мнению т.з. Ф.М.Достоевского?) | |
5.Учащиеся зачитывают записанные дома ответы на вопрос о красоте. | |
Учащиеся определяют, кому принадлежат слова. Отвечают на вопрос : почему именно Сонечка - идеал писателя ? | |
Кто становиться идеалом писателя в связи с вышеизложенным? Зачитывает отрывок из монолога Сонечки: «Это человек -то вошь!?» | |
Учитель предлагает найти в тексте эпизоды ,в которых Раскольников предстает перед нами человеком сострадающим, благородным, великодушным - душу имеющим. | 7.Учащиеся зачитывают текст, анализируют фрагменты. |
5.почему Ф.М.Достоевский показывает Раскольникова таким? | 8. Ответы учащихся. («Развенчивает «сильную личность»» «Показывает, что душа в нем возьмет верх.» |
9. Учитель говорит о том, что гений Достоевского в том , что он ,желая реализовать эстетическую и философскую идею, не свел образ до схемы. Что же «подло» в жизни? | 9.Учащиеся читают и анализируют эпизод с письмом матери из первой части. пытаются найти противоречия в действиях и желаниях героя. |
10. | 10.Учащиеся делают вывод. Быть преступником - страшно! (Даже до совершения преступления, когда есть только намерения.) Страшно отделить себя от людей и не иметь возможности вернуться к ним. |
11.Учитель подводит итог урока: убивший раз может убивать многократно. для Раскольникова же :один раз убить - это непрекращающийся кошмар наказания. Учитель предлагает учащимся сформулировать продолжение темы проблемы. | 11.Учащиеся предлагают варианты. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы в 10 классе "Тема маленького человека в романе Достоевского "Преступление и наказание"."
Выявление многогранности творчества Ф.М.Достоевского, его взгляда на тему "маленького человека". Отражение данной темы в русском искусстве....
Конспект урока литературы в 11 классе по «Проблема нравственного выбора в жизни человека» (по роману В.Дудинцева «Белые одежды»)
Урок помогает углубить знания учащихся об истории отечественной генетики, вскрыть причины «феномена» Лысенко и исторический фон становления генетики в России, познакомить учащихся с произведением отеч...
Конспект урока литературы в 11 классе по «Проблема нравственного выбора в жизни человека» (по роману В.Дудинцева «Белые одежды»)
Урок помогает углубить знания учащихся об истории отечественной генетики, вскрыть причины «феномена» Лысенко и исторический фон становления генетики в России, познакомить учащихся с произведением отеч...
Открытый урок по литературе " Любовь в романе И.С.Тургенева "Отцы и дети".
раскрыть суть отношений героев романа “Отцы и дети”;понять, для чего автор испытывает героев любовью к женщине...
Методическая разработка урока по литературе в 10 классе по теме "Изображение положительно прекрасного человека в романе Ф.М. Достоевского "Идиот" "
В курсе литературы 10 класса необходимо знакомство учащихся с романом Ф.М. Достоевского "Идиот". В этом произведении главный герой, Лев Николаевич Мышкин, является духовным двойником писател...
Интегрированный урок по математике и литературе «Где же тут человек?» (по роману И.А.Гончарова "Обломов)
Урок с использованием Квест-технологии и технологии "Лэпбук"...
Интегрированный урок истории-литературы "Человек на войне"
Разработка интегрированного урока истории и литературы в 11 классе....