Мотивы преступления Родиона Раскольникова (по роману Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание")
план-конспект урока по литературе (10 класс) по теме
Урок-практикум. Помогает понять сложность и противоречивость образа Родиона Раскольникова, мотивы его преступления. Урок представляет собой исследование авторского текста, является результатом вдумчивого чтения и анализа романа. Сопровождается презентацией.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_literatury_v_10_klasse.doc | 44.5 КБ |
urok_motivy_prestupleniya_raskolnikova_10_klass.pptx | 243.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературы в 10 классе
по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»
Тема урока «Мотивы преступления Родиона Раскольникова»
Цели урока:
- Обучающие –
- познакомить учащихся с героем романа Родионом Раскольниковым Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»;
- помочь им понять состояние героя накануне преступления, проанализировать мотивы преступления Родиона Раскольникова;
- подготовить учащихся к пониманию причин совершенного героем убийства.
- Развивающие–
- формировать умения и навыки аналитического и рефлексивного характера;
- формировать умения в монологической форме выражать свою точку зрения, решать проблемную ситуацию;
- развивать умения видеть особенности художественной манеры Достоевского.
- Воспитательные –
- воспитывать любовь к русской классической литературе и художественному слову; умения сострадать, сочувствовать, сопереживать.
Тип урока: Урок формирования новых знаний.
Вид урока: проблемно- эвристическая беседа.
Основные приемы: анализ художественного текста «вслед за автором».
Оборудование: презентация урока, текст романа «Преступление и наказание»; фрагмет из кинофильма Л.Кулиджанова по роману Ф.М. Достоевского.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Объявление темы урока. Целеполагание. (Слайд №1)
На предыдущем уроке мы говорили о том, что роман «Преступление и наказание» - роман – исследование души человеческой, поиск человека в человеке. Перед своими читателями Достоевский ставит три вопроса исследовательского характера
(Слайд №2):
Почему убил? Почему признался? Почему воскрес?
- Как родилось преступление? Что заставило Раскольникова взять в руки топор? На эти вопросы мы попытаемся дать ответы.
III. Слово учителя. Работа по тексту. Чтение и проблемный анализ опорных глав романа (часть I, гл. 1-6).
( Слайд №3 )
В черновиках к «Преступлению и наказанию» Достоевский писал: «...уничтожить неопределенность, то есть объяснить убийство». Удалось ли ему это?
В первых шести главах романа мы видим лишь те события, что непосредственно предшествовали преступлению и подвели героя к роковой черте.
Давайте назовем эти события.
Учащиеся называют эпизоды романа, предшествующие убийству.
Выстраивается схема: Слайд №4
Гл.6 Разговор студента и офицера
Гл 5.Сон на Васильевском
Гл 4 Сцена на бульваре
Гл 3 Письмо матери
Гл 2. Встреча с С.Мармеладовым
Гл 1. Петербург. Проба.
Главным из них является, безусловно, письмо матери, в котором она рассказывает о своем бедственном положении, об унижении Дуни в семье Свидригайловых, наконец, о Лужине и Дуне. (Вспомним слова Раскольникова: «Сонечка! Вечная Сонечка!...»)
Но на «пробу» Раскольников отправился до получения письма. И драму семьи он воспринимает не только как драму частную, только его касающуюся.
Значит, мотивы преступления надо искать уже в первой главе.
Вопросы, рассуждения:
- Назовите ключевое слово первой главы, характеризующее мир, в котором живет герой, слово, объясняющее причину конфликта его с окружающим миром, слово, определяющее внутреннее состояние героя, наконец, его мечту, которая зародилась в углу, в каморке, похожей на шкаф?
- Таким словом будет слово «БЕЗОБРАЗНЫЙ» (синонимы: отвратительный, уродливый, ужасный)
- Как доказать это? Учащиеся работают с текстом 1, 2 главы, приводят цитатный материал, подтверждающий, что Петербург – ЗЛОЙ город.
- Безобразен Петербург (уличные сцены, пейзаж Петербурга, дома-колодцы, мертвый город, контраст «Город бедный, город пышный», интерьеры, лестницы, цветовая гамма Петербурга – желтый, желчный, злой)
- Безобразны люди (уличные сцены, толпа, пьяные, «входящие и выходящие так и шмыгали…»)
- Безобразна старуха – процентщица (портретная характеристика)
Приходим к промежуточному выводу:
Все это безобразие отталкивает от себя умного, красивого, гордого Раскольникова (портрет) и объясняет социальные мотивы преступления.
- Обращает внимание на себя характеристика психологического состояния героя: «углубился в себя», «задавлен бедностью», «уединился в себя», «злая, желчная улыбка змеилась по его лицу» и др.
- Все это вызывает в душе Раскольникова безобразные чувства («злобное презрение», «чувство глубочайшего омерзения») – психологические и нравственные мотивы преступления.
Просмотр фрагмента кинофильма Л.Кулиджанова (начало фильма, 5 минут)
- Какое слово постоянно повторяет герой?
- Думаю…
- Что рождается из этих чувств?
- Рождаются мысли, думы, которые находят воплощение в «БЕЗОБРАЗНОЙ МЕЧТЕ» (философские мотивы).
- Найдите в тексте потверждение. Где автор говорит о «безобразной мечте»? (зачитать)
- Два несовместимых слова ставит автор рядом (оксюморон). Два голоса звучат в словах. Рядом добро, красота и отвращение, зло. Это не случайно.
Поставив рядом эти слова, Достоевский говорит о двойственности души главного героя, о его раздвоении. Писатель показывает, как в душе героя идет постоянная борьба между добром и злом, любовью и ненавистью, верой и безверием, красотой и безобразием.
- Докажите это. (Учащиеся приводят примеры из 1-6 глав, подтверждающие противоречивость натуры Раскольникова, при этом обращаются к фамилии героя).
ВЫСТРАИВАЕТСЯ СХЕМА:
Отвращение («Неужели я смогу…») Зло (1 больше 100)
БЕЗОБРАЗНАЯ МЕЧТА
Ум, создавший теорию Добро (100 больше 1)
Вопросы к схеме:
- О чем мечтает герой?
- Какой смысл вкладывает в слово «мечта»?
- Что побеждает?
- Принимает ли то, что делает? Решителен ли он?
Вслед за автором мы прошли путь Р. Раскольникова.
Так какие же мотивы стали определяющими в решении героя пойти на убийство?
Выслушиваем мнения учеников, составляем таблицу, содержащую иллюстративный материал (слайд № 5)
IV. Выводы (делаются учащимися совместно с учителем):
- Мотивы преступления лежат в преступном, безобразном состоянии мира, который вызывает у Раскольникова отвратительные чувства, из этих чувств рождаются мысли, каждая из которых стремится к одному из полюсов, затем в результатеборьбы двух противоположных идей побеждает идея Наполеона, идея власти.
V. Заключительное слово учителя. Рефлексия.
Таким образом, нам удалось с вами выстроить всю цепочку, путь Радиона Раскольникова к преступлению.
Комментарий учителя «Путь от страдания к состраданию лежит через преступление».
(Слайд №6)
СТРАДАНИЕ (неудовлетворенность окружающим миром)
РОЖДЕНИЕ ТЕОРИИ («безобразная мечта»)
ЭКСПЕРИМЕНТ (убийство)
СТРАДАНИЕ (наказание героя)
СО - СТРАДАНИЕ
VII.Домашнее задание: таблица «Мотивы преступления Р.Раскольникова», часть 1, глава 5 (Сон на Васильевском).
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Ищу человеческое в человеке» Ф.М. Достоевский Роман-исследование Почему воскрес? Почему убил? Почему признался?
«…уничтожить неопределённость, то есть объяснить убийство» Ф.М. Достоевский (Из черновиков к роману «Преступление и наказание»)
Глава 1. Петербург. Проба. Глава 2. Встреча с Мармеладовым. Глава 3. Письмо матери. Глава 4. Сцена на бульваре. Глава 5. Сон на Васильевском. Глава 6. Разговор студента и офицера Убийство
Социальные «Он был задавлен бедностью» «…углубился в себя и уединился от всех» «…второй день как уж он почти ничего не ел» «Я тогда, как паук, к себе в угол забился» «столько злобного презрения» «И эта же Дунечка за это же кажется замуж идет!..» «Я хотел Наполеоном сделаться, оттого и убил» «Я просто убил; для себя убил, для себя одного» «Тварь ли я дрожащая или право имею…» Причины преступления Нравственные
«Путь от страдания к состраданию лежит через преступление». Страдание (неудовлетворённость окружающим миром) Рождение теории («безобразная мечта») Эксперимент (убийство) Страдание (наказание героя) СО-СТРАДАНИЕ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по роману Достоевского "Преступление и наказание" "Мотивы преступления Раскольникова"
"Мотивы преступления Раскольникова" - 5 урок в системе уроков по роману Достоевского "Преступление и нааказание". Цель урока - показать общественно-историческую ситуацию в России в 60-егг. 19 века, со...
Методическая разработка открытого урока: Образ Петербурга в раскрытии причин преступления Родиона Раскольникова. (По роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»).
Урок изучения нового материала с использованием элементов технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо"....
Презентация к уроку "Теория Родиона Раскольникова и её крушение в романе Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание".
Цель урока: раскрыть суть разработанной Родионом Раскольниковым теории, разобраться в ведущих мотивах преступления и развенчании теории, показать какую власть над человеком может иметь «т...
"Преступление и наказание Родиона Раскольникова по роману ф.М. Достоевского "Преступление и наказание"
Тема урока: «Преступление и наказание Раскольникова по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»Тип урока - развитие критического мышлен...
Урок литературы в 10 классе по роману Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание" "Мотивы преступления Раскольникова"
Конспект урока литературы с презентацией по роману Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание" для 10 класса...
Методическая разработка урока литературы. Тема: Социальные и философские источники теории Родиона Раскольникова (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»).
Разработка будет полезна учителям литературы. В результате работы на уроке ребта должны будут прийти к выводу, что античеловеческая теория Родиона Раскольникова – результат поисков ответов...