Конспект урока литературы "А.П. Чехов. Жизнь и творчество. Особенности рассказов начала 80-х годов", 10 класс
план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему

Конспект урока литературы "А.П. Чехов. Жизнь и творчество. Особенности рассказов 80-х годов", 10 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 93_chehov_lichnost_i_tvorchestvo.doc73 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта учебного занятия

План занятия № 93 по дисциплине «Литература» в 10 классе

Тема занятия: А.П. Чехов. Жизнь и творчество. Особенности рассказов начала 80-х годов.

Тип занятия: урок изучения нового материала.

Вид занятия: диалоговая технология.

Класс

Дата

Цели:

а) образовательные:

– знакомясь с жизнью и творчеством А. Чехова, найти истоки его своеобразного творчества;

– определить, в чем своеобразие рассказов 1880-х годов;

б) развивающие:

– развивать общекультурную эрудицию;

– продолжить работу по развитию мыслительных операций: отбор и анализ материала по заданным вопросам;

в) воспитательные:

– способствовать формированию и укреплению чувства дружбы и товарищества;

 способствовать формированию основ мировоззренческой и нравственной культуры учащихся;

– на основе сопоставления взаимосвязи между автором и героем произведения подвести учащихся к пониманию необходимости вдумчивого чтения.

Методические приемы: беседа, групповая работа.

Оборудование: портрет писателя.

Дополнительная литература:

Эпиграф: 

Ход занятия:

I. Организационный момент (1 – 2 мин.).

Запись темы занятия в журнале. Подготовка рабочего места.

II. Сообщение темы занятия, постановка цели и задачи занятия (3 – 5 мин.).

Сегодня мы приступим к изучению темы «А.П. Чехов. Жизнь и творчество. Особенности рассказов начала 80-х годов». Наша задача  –  знакомясь с жизнью и творчеством А. Чехова, найти истоки его своеобразного творчества; определить, в чем своеобразие рассказов 1880-х годов.

III. Проверка знаний учеников (0 мин.).

IV. Подведение итогов проверки (0 мин.).

V. Изложение нового материала (30 – 32 мин.).

1. Слово учителя.

– Ключом к пониманию творчества Чехова могут стать слова Горького: «Мимо всей этой скучной, серой толпы бессильных людей прошел большой, умный, ко всему внимательный человек, посмотрел он на этих скучных жителей своей родины и с грустной улыбкой, тоном мягкого, но глубокого упрека, с безнадежной тоской на лице и в груди, красивым искренним голосом сказал: «Скверно вы живете, господа!»

Антон Павлович Чехов – необычный писатель, очень откровенный, прямой. Он и человеком был необыкновенным, главными чертами которого являлись интеллигентность, деликатность, умение сильно чувствовать, любить. Не случайно все его работы полемичны, споры о его творчестве начались еще среди современников. «...Тупоумны, холодны и пошлы», – это слова современника о чеховских рассказах. Говорили, что Чехов – поэт будней, серых людей. С такой точкой зрения спорили и К.С. Станиславский, и И. Бунин, и М. Горький. «Слишком своеобразный, сложный был он человек», – писал о Чехове И. Бунин. Мягкость, интеллигентность и внутренняя сила; поэтичность и сатира – все это было в нем.

2. Работа творческих групп по отдельным фрагментам биографии и творчества.

2.1. Детство и юность писателя.

Отец – торговец в лавке, но большой любитель музыки, рисования, регент церковного хора. Когда, после смерти отца, семья уезжает в Москву, Антон остается один в Таганроге. Об этих годах А.П. Чехов писал Суворину: «Напишите-ка рассказ о том, как молодой человек, сын крепостного, бывший лавочник, певчий, гимназист и студент, воспитанный на чинопочитании, целовании поповских рук, поклонении чужим мыслям, благодаривший за каждый кусок хлеба, много раз сеченый, ходивший по урокам без галош, дравшийся, мучивший животных, любивший обедать у богатых родственников, лицемеривший богу и людям без всякой надобности – только из сознания своего ничтожества, напишите-ка, как этот молодой человек выдавливает по капле из себя раба и как он, проснувшись в одно прекрасное утро, чувствует, что в его жилах течет уже не рабская кровь, а настоящая, человеческая».

Но было что-то еще, помогающее сохранить в себе человека: порыв к добру и красоте, выразившийся в увлечении театром; жажда творчества; победа над жестокостью, над собой.

2.2. Рассказы Чехова, в которых отразился внутренний мир ребенка в сложных жизненных ситуациях: «Степь», «Ванька». Поиск автобиографических фактов.

2.3. Изучение жизни Чехова в Москве, учебы на медицинском факультете университета, первых литературных опытов.

Он начинает «по капле выдавливать из себя раба», увлекается литературой, пишет первые рассказы, печатается в журналах «Стрекоза», «Будильник», «Зритель», «Сверчок», «Осколки».

Справка о псевдонимах Чехова.

Чехов был изобретательным в придумывании псевдонимов. Пожалуй, ни у кого из писателей не было столько «вторых имен». Вот история некоторых из них:

Антоша Ч., Ан. Ч., А. Чехонте – так называл Чехова законоучитель таганрогской гимназии отец Покровский, любитель переиначивать фамилии.

Сокращение фамилии: Нте, -нте, Анче.

Шуточное письмо в редакцию «Осколков» подписано «полковник Кочкарев» (гибрид полковника Кошкарева из «Мертвых душ» Гоголя и Кочкарева из «Женитьбы»).

Чехов подписывался Лаэрт, Улисс.

Юмористические подписи и псевдонимы: Врач без пациентов, Гайка № 6, Акакий Тарантулов, Кисляев, Балдастов, Шампанский, Ч. Б. С. (Человек без селезенки), Брат моего брата, Некто, Шиллер Шекспирович Гете.

Чехов писал литератору Билибину: «Фамилию я отдал медицине, с которою не расстанусь до гробовой доски. С литературой же мне рано или поздно придется расстаться. Во-вторых, медицина, которая мнит себя быть серьезной, и игра в литературу должны иметь разные клички».

Таким образом, сочетание в одном человеке качеств врача и писателя привело к высокому гуманизму его творчества.

3. Чехов–врач и отражение этой темы в творчестве писателя.

Чехов писал: «Занятия медицинскими науками имели серьезное влияние на мою литературную деятельность». Он не раскаялся в выборе профессии, но за время учебы в университете опубликовал более двухсот различных материалов. Создавая свои смешные рассказы, задумывая монументальные труды по медицине, например, «История полового авторитета» (о взаимодействии полов на всех ступенях развития) и «Врачебное дело в России», Чехов выбирает профессию врача и ...писателя. Он так и остался в русской культуре – врач-писатель и писатель-врач. Он без колебаний спешил к больному дифтерией ребенку, «ловил на хвост холеру», принимал мужиков, часто не беря ничего. И писал свои рассказы, принесшие славу настоящего писателя. И это все, несмотря на свою тяжелую болезнь. Чехов предан медицине, поэтому врач «выглядывает» из многих его рассказов.

4. Сообщения по некоторым рассказам, в которых есть «намек на медицину»: «Скучная история», «В овраге», «Враги», «Палата . 6», «Хирургия», «Дуэль», «Неприятность», «Зеркало» и др.

В них созданы образы врачей-подвижников и врачей-стяжателей. Медицина и литература – две страсти Чехова, он не отказался от медицины ради литературы, он взял ее в литературу.

5. Сообщения о произведениях Чехова, посвященных искусству.

Много разговоров о литературе в рассказах «Попрыгунья», «Дом с мезонином», в пьесе «Чайка», связанной с раздумьями Чехова о сущности таланта. Тригорин мучительно ощущает тяжесть таланта, не вдохновляемого большой целью. В образе Тригорина много самого Чехова: «Я никогда не нравился себе. Я не люблю себя как писателя... Я люблю вот эту воду, деревья, небо, и чувствую природу, она возбуждает во мне страсть, непреодолимое желание писать. Но ведь я не пейзажист только, я чувствую, что если я писатель, то я обязан говорить о народе, об его страданиях, об его будущем, говорить о науке, о правах человека и проч. и проч.». Это чеховские взгляды на роль художника.

6. Влияние каторги на человека и рассказы о поездке Чехова на Сахалин.

В 1890 году писатель уезжает на Сахалин, чтобы изучить каторгу, – «одну из самых ужасных нелепостей, до которой мог додуматься человек». Поездка – подвиг. Более четырех тысяч верст на лошадях по Сибири, где холод, пронзительный ветер, разливы рек, а Чехов серьезно болен и как врач знает, чем ему грозит этот путь. Впечатления от поездки стали материалом для книги очерков «Остров Сахалин» и причиной написания ряда рассказов (например «Палата № 6»).

7. Любовь в жизни Чехова. Обсуждение рассказов о любви: «Цветы запоздалые», «Дом с мезонином», «Дама с собачкой», «О любви».

Чехов писал о любви грустно и возвышенно: «Я слышу ее шаги... Я без нее жить не могу... Даже звук ее шагов прекрасен... Я счастлив безумно! Волшебница, мечта моя...» («Чайка»). Много любви в «Чайке» потому, что любовь готова была войти в жизнь Чехова, любовь, имя которой Лика Мизинова. Правда, Инна Гофф считает, что тема «Чайки» и многих других рассказов подсказана Лидией Авиловой.

«Я добросовестно искренна», – говорит Авилова. «Я никогда не лгу», – пишет Чехов. Их отношения намеками проявляются в его «Чайке», «Даме с собачкой», «О любви», в ее «Забытых именах». «Две натянутых, напряженных струны», – скажет она спустя годы. «Мое сердце так болезненно сжалось», – скажет он устами Тригорина. В их любви было много тайного, скрытого от посторонних и от них самих. В своей любви они не знали счастья. «Я был несчастлив», – Чехов в рассказе «О любви». «Одна боль...» – Авилова в дневнике.

8. О творчестве Чехова 1880-х годов.

В 1888 году он напишет: «Мой мозг машет крыльями, а куда лететь, не знаю». 1880-е годы для молодого писателя – это учеба в университете, это первые публикации в журналах, это несерьезное отношение к литературе. В письме Чехова к А.Н. Плещееву читаем: «Кроме романов, стихов и доносов, я все перепробовал, писал и повести, и рассказы, и водевили, и передовые, и юмористику, и всякую ерунду». А в 1883 году: «Я газетчик... но это временно... Оным не умру». Это мысль о том, что пора чувствовать ответственность за свое творчество, пора отходить от подобной работы.

 1880-е годы в общественной жизни России – это эпоха реакции, насилие над мыслью. Чехов признается, что «хотел бы быть свободным художником». Черты эпохи нашли отражение в рассказах Чехова «Смерть чиновника» и «Толстый и тонкий» (1883 – 1884), «Тоска» и «Переполох» (1886), «Враги» (1887), в которых запечатлелись символы отдельных людей. Символом реакционной эпохи в целом становится герой рассказа «Унтер Пришибеев» (1884 – 1885). Годы реакции обострили трагическое восприятие мира у людей чеховского круга: гибнет Гаршин, близок к самоубийству Левитан, психически больны Успенский и Врубель.

Для творчества Чехова характерны два начала: изображение картин пошлой жизни и стремление изобразить прекрасное, возвышенное, отвечающее высоким нормам нравственности. Эти два аспекта находятся во взаимовлиянии.

9. Анализ рассказов «Не в духе» и «Цветы запоздалые».

Картины пошлой жизни мы видим при анализе рассказа «Не в духе». 

– Как автор изображает состояние Семена Ильича Прачкина? Как в подтексте выражается авторское отношение к изображаемому? («Неприятное чувство», «бес жадности и корыстолюбия», «и Лизка не развеселила», «растеребил сердечную рану», «заиграла желчь, подкатило под душу», «чувствительнее становилась потеря», «вперил свой печальный взор в снежные сугробы» (возвышенная лексика) – и «так жалко было восьми рублей» (бытовой факт) – комический эффект несоответствия.)

– Какова причина такого состояния? Как утешает себя герой? («Проиграл восемь рублей – экая важность... Люди и больше проигрывают», «деньги – дело наживное», «не восемь тысяч, всегда и отыграться можно», «и зачем я с маленькой пошел: пойди я с туза треф», «и все десятка в сущности наделала», «было бы мне после ужина не садиться», «он не вынес»). 

– Какой смысл приобретает здесь прием внутреннего монолога?

– Как герой воспринимает стихи Пушкина? Что автор подчеркивает своеобразием его реакции на поэзию? (Крестьянин – «лучше бы подати исправно платил», лошадка – «кляча – кляча и есть», бразды – «скажут же этакую штуку», дворовый мальчик – «лучше бы дрова колол или священное писание читал», жучка – «и собак тоже развели», мать – «лень во двор выйти да наказать», Пушкин – «чудак какой-нибудь».)

– К какому результату привело отрицательное эмоциональное состояние отца? («Я тебя высеку за то, что ты вчера стекло разбил».)

– Почему проигрыш отца обернулся поркой сына? Какой смысл выявляет название рассказа?

Стремление к миру прекрасных и возвышенных чувств, тоска по ним – в центре рассказа «Цветы запоздалые».

– Как показана семья Приклонских? Кто виноват в их бедах?

– Как показан доктор Топорков? Каково его прошлое?

– Сопоставьте внешнее и внутреннее состояние Приклонских. О чем говорит их безоглядная вера Егорушке?

– Зачем автор сразу сравнивает Приклонских и Топоркова? Как ведет себя Топорков на осмотре Егорушки? Почему?

– О чем говорит портрет Маруси? А портрет Топоркова?

– Какие чувства вызывает Топорков у Маруси?

– Что заставило Марусю полюбить доктора?

– Сравните начало I, II, и III частей. Как показана природа? Почему так? Как она соответствует настроению героев?

– Как меняется Топорков, принимая деньги? Как чувствуют себя Маруся и Егорушка, глядя на эту сцену?

– Зачем Чехов сравнивает доктора с манекеном? Как доктор ведет себя во время чая? Какие слова и выражения показывают авторское и Марусино отношение к нему?

– Что поразило Марусю в докторе? Как меняется отношение к нему после сватовства? Почему она не верит словам о 60–ти тысячах приданого?

– Что помогает Марусе жить в пошлой обстановке, окружающей ее?

– Как воспринимает доктор признание Маруси? Что сделала с ним любовь? Почему доктору страшно глядеть на женщин?

– Почему рассказ называется «Цветы запоздалые»?

10. Итог урока. 

Рассказ «Не в духе» – это мир пошлости и пустоты. Этот же мир и в рассказе «Цветы запоздалые». Но Прачкин давно потерял в себе человека, его жизнь пуста и бессмысленна. Он не способен к высоким чувствам и состраданию. Герои рассказа «Цветы запоздалые» тоже потеряли свою душу: и Егорушка, прошедший путь от состояния к бедности, и Топорков, проделавший обратный путь. Только любовь оказалась способна пробудить доктора: «Деньги, которые он вчера так усердно копил, в огромнейших дозах рассыпались теперь на пути. Он все отдал бы теперь, если бы хоть в одном легком этой девушки не слышались проклятые хрипы! Ему и ей так хотелось жить! Для них взошло солнце, и они ожидали дня... Но не спасло солнце от мрака и ... не цвести цветам поздней осенью!» Это обращение Чехова к читателям – не теряйте в себе человека.

VI. Закрепление изученного материала, применяемая методика – формулировка учащимися основных положений изложенного материала  (1 – 2 мин.).

Итак, что же нового мы узнали на сегодняшнем уроке? Сделай вывод по плану, записанному на доске.

Сегодня на уроке

Повторили… 

Узнали… 

Учились… 

Наблюдали…

Познакомились…

Сделали вывод…

Кроме этого…

VII. Подведение итогов проведенного урока (1 – 2 мин.).

VIII. Задание для самостоятельной работы учеников во внеурочное время.

Рассказы «Дом с мезонином», «Дама с собачкой», «Попрыгунья».

IХ. Литература, необходимая для подготовки к занятию.

1. Литература: 10 кл.: учеб.-хрестоматия для общеобразоват. учреждений: в 2 ч.: базовый и профильный уровни / Ю.В. Лебедев. – М.: Просвещение, 2009. – изд. 11. – Ч. 1. –  365 с.; ч. 2. – 383 с.

Подпись преподавателя:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

план - конспект урока "Виктор Гюго, его жизнь и творчество"

На уроке учащиеся вспоминают биографию В.Гюго, выполняют тест на знание биографии писателя, знакомятся  со стихами и романами В.Гюго, подробнее останавливаясь на романе "Notre - Dame de Paris", д...

Конспект урока по русской литературе "Жизнь и творчество И.С.Тургенева"

Урок-лекция. Творчество писателя И.С.Тургенева....

Конспект урока по литературе "Не остужайте свои сердца..." (по рассказу К.Паустовского "Телеграмма" 8 класс

Данный конспект урока поможет пробудить в детях чувства и желания пристально взглянуть на себя со стороны и задуматься над вопросом "Настоящая доброта... Какая она?"...

Конспект урока "А. И. Солженицын. Жизнь и творчество."

Класс: 11УМК: Литература 11 класс, учебник для общеобразовательных учреждений в двух частях, под редакцией В. П. Журавлёва, 2012 год.Уровень обучения: базовыйТема урока: А. И. Солженицын. Жизнь и твор...