Конспект урока. 7 класс. Литература. Тема "А.П. Чехов. Рассказ "Хамелеон".
план-конспект урока (литература, 7 класс) по теме

В данной публикации представлены конспект и технологическая карта разработанного мною урока для учащихся седьмого класса по произведению А.П. Чехова "Хамелеон". Для реализации проекта необходим цифровой пректор для  просмотра изображений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ

«БЛАГОЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

пгт. БЛАГОЕВО

Методическое объединение учителей русского языка и литературы, истории, обществознания

Литература

Конспект урока

по теме: «А.П. Чехов. Рассказ «Хамелеон».

Выполнила:    

       Кырнышева З.А.

                   учитель русского языка

 и литературы

                                           высшей квалификационной категории

     пгт. Благоево

          2015

Конспект урока по литературе 7 класс.

Тема: А.П. Чехов. Рассказ «Хамелеон».

Тип урока: Урок формирования новых знаний с использованием ИКТ.

Цели:

Обучающие: организовать деятельность учащихся по формированию навыков анализа художественных произведений, организовать работу над освоением содержания текста литературного произведения, формировать умение осознанного восприятия текста, понимания решения представленных в нем проблем.

Развивающие: способствовать развитию навыка анализа художественного произведения, в том числе и сопоставительного; развивать навык выразительного чтения и соотнесения смысла произведения с интонационным выражением; развивать умение строить суждение, используя конкретный материал; давать устные ответы на вопросы по тексту произведения, в том числе и с использованием цитирования; подбирать цитаты из текста литературного произведения по заданной теме; развивать творческое мышление, речь.

Воспитательные: способствовать воспитанию интереса к литературе через работу с текстом; воспитать собственную информационную культуру, ответственное отношение к информации с учетом этических, правовых, духовно-нравственных аспектов её распространения; воспитывать сознательную дисциплину в решении поисковых задач при сотрудничестве в коллективе со сверстниками.

Оборудование: В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин « Литература» 7 класс; С. Ожегов «Словарь русского языка»; Л.Тимофеев, С. Тураев «Словарь литературоведческих терминов»; мультипроектор.

Словарная работа: юмор; сатира; художественная деталь; хамелеон; конфискованный.

Технологическая карта урока «А.П. Чехов. Рассказ «Хамелеон»

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

1.Организа-ционный момент.

-Добрый день.

Пусть урок принесет нам всем радость общения и новые открытия.

Осуществляют самооценку готовности к уроку.

Регулятивные УУД:  развитие мотивов учебной деятельности.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Личностные УУД: самоопределение.

2.Актуали-зация знаний.

Создать условия для актуализации знаний, необходимых для открытия «новых знаний» по данному материалу. Подвести детей к теме урока.

-Героями рассказов Чехова являются люди ничем не примечательные, обыкновенные. В основе сюжета рассказа «Хамелеон», как и многих других чеховских рассказов, лежит анекдот, короткая занимательная история. События, о которых рассказывает писатель, тоже бытовые. Иногда рассказ представляет собой обычную бытовую сценку. Но бытовая сценка для Чехова - это лишь повод, чтобы поговорить о вполне серьёзных вещах. Чехов рисует картину нравов, его интересуют мотивы поведения людей, писатель исследует, как проявляют себя обыватели в зависимости от обстоятельств.

 Вы прочитали рассказ «Хамелеон». Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?

 Определяется тема и цели урока вместе с учениками.

Отвечают на поставленные вопросы, определяют тему и цели урока.

Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме с достаточной полнотой и точностью мысли.

Регулятивные УУД: умение высказывать своё предположение.

Познавательные УУД: умение находить ответ на вопрос.

3.Постанов-ка учебной задачи.

Сообщить тему урока. Создать условия для проблемной ситуации.

Определяют тему урока. Отвечают на поставленные вопросы. Выдвигают проблемный вопрос. Строят гипотезу.

Регулятивные УУД: умение высказывать свое предположение.

Личностные УУД: умение осознавать трудности и стремление к их преодолению.

4.Решение учебной задачи.

Работа над анализом рассказа Чехова «Хамелеон».

-Большинство произведений Чехова сатирические. Как вы понимаете слово «сатира»? (Слайд 3)

(Сатира-гневное осуждение и беспощадное высмеивание пороков общественной и личной жизни. Это слово пришло к нам из латинского языка. (Запись в тетради) Сфера сатиры- преимущественно явления общественной жизни).

  1. -Давайте вспомним героев произведения, а поможет нам в этом кроссворд «Полицейский надзиратель (Очумелов).
  2. Имя генеральского повара (Прохор).
  3. Золотых дел мастер (Хрюкин).

 Вопросы по вертикали:

  1. Имя брата генерала (Владимир).
  2. Рыжий городовой с решетом, наполненным крыжовником (Елдырин).

- Давайте вспомним, с чего начинается рассказ? (Кругом тишина и покой. Обстановка лени и скуки царит в провинциальном городке. И вдруг:

- Так ты кусаться, окаянная?- слышит вдруг Очумелов.- Ребята, не Угадай имена и фамилии чеховских героев».

(Вопросы по горизонтали:

  1. Фамилия генерала (Жигалов).

пущай её! Нынче не велено кусаться! Держи! А…а!)

- И какая же картина предстает перед Очумеловым? Зачитайте. («Очумелов глядит в сторону и видит:…»).

- Кто оказался виновником скандала? (Действительно, виновником скандала оказался белый борзой щенок, в слезящихся глазах его было выражение тоски и ужаса.)

- А каким образом ведет себя страж порядка, полицейский надзиратель Очумелов? («…шагает к сборищу.»)

-Обратимся к названию рассказа. Слово «хамелеон» не встречается в рассказе. Почему же возник такой заголовок, оправдан ли он? Кто такой хамелеон? (Слайд 4. Опережающее индивидуальное домашнее задание:

хамелеон- в словарях у этого слова есть два объяснения, одно из них говорит о том, что это разновидность ящериц, меняющих свой цвет в зависимости от обстановки; второе значение формулируется следующим образом: «переносное значение. Беспринципный человек, легко меняющий свои взгляды в зависимости от обстановки»).

- Какое значение этого слова раскрывается в рассказе? ( Имя героя рассказа давно стало нарицательным, понятие «хамелеонства» вошло в русский язык. Хамелеоном мы обычно называем человека, готового постоянно и моментально, в угоду обстоятельствам меня свои взгляды на противоположные).

- Давайте проследим, как меняется поведение Очумелова в зависимости от обстоятельств, обратите внимание на его речь, обращение к Хрюкину и «виновнику скандала» (Пересказ текста с зачитыванием реплик Очумелова).

- Прочитайте «жалобу» Хрюкина. Что в ней смешного и как она характеризует его? Как Очумелов обращается к Хрюкину? Найдите эти обращения. Почему он их так часто меняет? (Сначала – Хрюкин, потом_- свинья, болван).

- Сколько раз и почему меняет свое решение Очумелов и как это проявлялось внешне? (Шесть раз, а зависит от чина предполагаемого хозяина собаки).

- Как меняется тон его высказываний? (6 смен интонаций- от начальственно-повелительных до рабски-трусливой. Первоначально звучит категоричное, так сказать, законное решение: уничтожить собаку и наказать хозяина. Затем собака берется под защиту, как генеральская, и виновником оказывается Хрюкин.)

- Есть ли в рассказе герои, которых автор упоминает, но они не появляются перед читателями? Их роль в повествовании? (Слайд5.) ( Генералы не появляются на сцене, да это и необязательно. Достаточно взглянуть, как действует их сила и власть на людей лишь при одном упоминании. Упоминание генерала действует на Очумелова волшебным образом: он 6 раз меняет свое решение. «Братец» тоже требует почтения. Брат Хрюкина- тоже представитель власти,он жандарм.)

Учитель: Итак, Чехов показал нам хамелеонство, мгновенные изменения в поведении и чувствах Очумелова. Он показывает наглость, грубость Очумелова по отношению к Хрюкину, который стоит по социальному положению намного ниже Очумелова, и заискивание, трусость перед сильными мира сего.

Правда и справедливость для полицейского надзирателя не имеет никакого значения. Он вырастает в символ беззакония: кто сильнее, тот и прав. Сам Очумелов потерял все, что связано с человеческим достоинством и честью. От одного сознания, что он может вызвать недовольство генерала, его бросает то в жар, то в холод.

- Только ли зрения, используя текст. (Слайд6.)

 Варианты:

  1. Хамелеон- Очумелов.
  2. Хамелеоны- Очумелов и Хрюкин. ( То он требует равенства, вспоминая, что у него брат в жандармах, то по-холопски умолкает, когда гнев Очумелова обращается на него.)
  3. Хамелеоны- Очумелов, Хрюкин и толпа. (Собравшаяся толпа сочувствует мастеровому в начале рассказа, а в конце- смеётся и злорадствует.)

В состоянии «хамелеонства» находятся все участники сцены на Очумелову присущи черты хамелеонства?

- Сколько хамелеонов вы видите в рассказе? Докажите свою точку

базарной площади: и Елдырин, и Хрюкин, и толпа.

- Какое настроение от этого у вас? (От этого становится грустно.)

- Рассказ смешон, но за этим просматривается невеселый порядок вещей.

Разнообразны проявления юмора в «Хамелеоне».

- Что такое юмор? (Слайд 7.) (Впервые мы видим Очумелова, идущим на базарную площадь в новой шинели и с узелком в руке. За ним шагает рыжий городовой с решетом, доверху наполненным конфискованным крыжовником.)

- Как вы думаете, почему Чехов обращает вниминие на эти детали? Что такое деталь? Какова её роль в произведении? (Слайд8.)                                      (Деталь художественная (от франц.- подробность, мелочь, частность)- выразительная подробность в произведении, несущая значительную смысловую и эмоциональную нагрузку. Деталь художественная может воспроизводить подробности обстановки, внешности, пейзажа, портрета, интерьера, но в любом случае она используется чтобы наглядно представить и охарактеризовать героев и их среду обитания.)

- Чехова называют мастером художественной детали. Попробуем найти выразительные детали в тексте и определить их роль? (Слайд 9.)

- Что несут служители закона? (Вывешиваются рисунки)

 1. Решето, доверху наполненное конфискованным крыжовником.

- Как вы понимаете слово  «конфискованный»? (Конфискованный- отобранный.)

2. Узелок.

- Узелок и конфискованный крыжовник, что означают эти детали? (Вседозволенность. Скорее всего в этом узелке то, что дали Очумелову как взятку. Значит, полицейский надзиратель и городовой, по долгу службы обходя площадь , уже собрали «дань».)

Очень важная деталь- крыжовник- мелочь, ягода, не представляющая особой ценности, но он конфискован!

- Таким образом, полицейский надзиратель, который должен следить за соблюдением законов, сам нечист на руку, сам нарушает закон.

(Слайд 9.) Работа с иллюстрацией «Очумелов шевствует по городу».

- Вот таким представляет Очумелова художник. А ваше мнение совпадает?

3. Следующая деталь. Шинель.

- А теперь подумайте, что значит шинель в портрете Очумелова? (Символ власти над людьми.)

В тексте еще несколько раз упоминается «шинель» и «пальто».

- Определите лексическое значение этих слов. (Шинель-это форменное пальто, подчеркивающее принадлежность к власти, наличие какого-то чина. Пальто- это гражданская верхняя одежда, которая не подчеркивает принадлежность к власти.)

- Подумайте, почему приходит на площадь и уходит он в шинели, а снимает и надевает ему  пальто Елдырин?

(Слово «шинель» употребляется в авторской речи, следовательно, для Чехова в Очумелове важна шинель как символ власти, чина. Сам Очумелов говорит «пальто», и здесь эта художественная деталь выполняет иную функцию: показать душевное состояние Очумелова, от страха его бросает то в жар, то в холод.)

  1. Следующая деталь. Палец.

 Окровавленный палец Хрюкина- это политическая деталь, и деталь, помогающая понять характер Хрюкина. Палец поднят, как знамя, как некий призыв к справедливости.

  1. Открытые двери лавок, сонные физиономии - эти детали создают зримую точность обстановки.

 (Слайд 10.) отмеченным выше деталям.

6.  А теперь посмотрите на щенка. Что вы увидели в его глазах?

-Обратите внимание: «человеческое» только в глазах собаки, в то время как площадь полна людей! Вот оно, проявление едкого, близкого к сарказму, юмора Чехова.

- Как вы считаете, для чего Чехов использует в рассказе прием «говорящие фамилии»? Попробуйте «расшифровать» фамилии героев рассказа. (Очумелов, Хрюкин, Жигалов, Елдырин.)

(Очумелов- от очуметь, т.е. одурелый, совсем потерявший соображение.)

- Прием «говорящих имен и фамилий»- юмористический или

 -Давайте рассмотрим еще иллюстрацию к рассказу, относящуюся к

сатирический?

Полностью понять социальную сущность и комизм хамелеонства помогает речевое мастерство Чехова. Реплики настолько выразительны, что дают моментальный языковой фотопортрет.

- Найдите реплики героев, вызывающие у вас смех? Почему Очумелова называют косноязычным? Найдите доказательства косноязычия героя в тексте.

(Комический эффект достигается в рассказе композиционным приемом – повторением. В рассказе повторяется ситуация выяснения («чья собака?»). Шесть раз меняется ответ на этот вопрос, и столько же раз меняется реакция полицейского надзирателя.)

Вывод: Итак, делаем выводы: в рассказе Чехова юмор носит саркастический характер. В свой короткий «смешной» рассказ Чехов вложил серьёзное содержание, показав при этом мастерство большого художника.

- Почему в конце рассказа толпа хохочет над Хрюкиным? (Слайд 11.)

(Хрюкин повержен. Его палец опущен, А «повергла» его жалкая, хромоногая, побитая собачонка, она вознесена над толпой, и сам Очумелов готов лично доставить ее брату генерала Жегалова.)

Учитель:Тем самым Чехов как бы утверждает, что хамелеонство – всеобщее явление, за которым кроются чинопочитание, подхалимство, угодничество, лицемерие, самодурство. Такой смешной рассказ становится гневным обличением российской действительности времен писателя. Персонажи Чехова образуют пеструю толпу, это люди разных судеб и разных профессий, их занимают различные проблемы – от мелких бытовых забот до серьезных философских вопросов. И жизнь каждого героя – особая, отдельная чёрточка русской жизни, в сумме все эти черты обозначают все глобальные проблемы России конца XIX века.

-Первоначально рассказ имел подзаголовок «Сценка», но потом А.П. Чехов его снял. Почему?

(Слово «сценка» указывает на единственный конкретный случай. Заменив заголовок, Чехов подчеркнул, что хамелеонство, чинопочитание вошло в кровь и ложь русского человека, приобрело всеохватывающий характер!)

- А как вы думаете, актуально ли это произведение в наше время? Есть ли сейчас хамелеоны, подобные Очумелову?

Отвечают на поставленные вопросы. Работают с текстом. Выразительно читают. Анализируют художественное произведение. Подбирают цитаты из текста.

Коммуникативные УУД: аргументация своего мнения с учетом разных мнений.

Познавательные УУД: умение анализировать, осознанно строить речевое высказывание, полно и точно выражать свои мысли, умение находить ответ на вопрос, умение сопоставлять и делать выводы. Формировать умения осознанного восприятия текста. Умение подбирать цитаты из текста литературного произведения по заданной теме.

Личностные УУД: следование моральным нормам и этическим требованиям в общении. Ответственное отношение к информации. Воспитание сознательной дисциплины в решении поисковых задач при сотрудничестве в коллективе со сверстниками. Формирование интереса к чтению.

Физкультминутка.

На болоте две подружки- две зелёные лягушки,

Утром рано умывались, полотенцем растирались.

Ножками топали, ручками хлопали,

Вправо, влево наклонялись

И обратно возвратились.

Вот друзья в чем секрет,

Вам, друзья:

                       «Физкультпривет!»

.

5.Обобще-ние и систематизация знаний. Закрепление изученного.

Проверка индивидуальных групповых заданий:

  1. Выразительное чтение по ролям.
  2. Инсценировка отрывков из рассказа «Хамелеон».
  3. Шаржи, портреты героев рассказа.
  4. Письменный ответ на вопрос: почему рассказ называется «Хамелеон»?

-Показав обывателей городка, Чехов изобразил всю систему российской жизни. «Генералы» не появляются на сцене, да это и не обязательно. Достаточно взглянуть, как действуют их сила и власть на людей лишь при одном упоминании. Самая опасная зависимость- зависимость психологическая. Внешне свободные люди в рассказе на самом деле не только действуют, но и думают по шаблону: «генеральское»- всегда право, «прочее» (мелкая сошка)- всегда виновато. Так отдельный анекдотический случай вырастает у Чехова до обобщения, до сатирического изображения, осмеяния системы.

Прослушивание чтения и выступлений учащихся. Оценивание своей учебной деятельности. Умение выразительно читать, связно излагать и формулировать ответ на вопрос.

Регулятивные УУД: сохранение учебно-познавательной задачи до конца учебных действий, оценивание результата, решение поставленных задач.

Личностные УУД: формирование интереса к чтению произведений Чехова.

6.Домашнее задание.

  Обеспечить понимание учащимися целей содержания и способов выполнения домашнего задания. Информация о домашнем задании. Мотивация к выполнению домашнего задания. Инструктаж по выполнению домашнего задания. Проверка понимания учащимися содержания и способов выполнения домашнего задания.

  1. Прочитать рассказ Чехова «Злоумышленник».
  2. Чтение рассказа по ролям.
  3. Ответить на вопрос: что должно измениться в обществе, чтобы поступок Дениса был невозможен? (Подготовить развернутое устное рассуждение на эту тему.)

Индивидуальное домашнее задание:

  1. Прочитать отрывок из очерка  М. Горького «А.П. Чехов» и ответить на вопрос: совпадает ли точка зрения Чехова и следователя? Почему?
  2. Составьте сценарий по рассказу «Злоумышленник».

Записывают домашнее задание.

7.Итог. Рефлексия.

Подведение итогов учебного занятия. Дать ясную оценку работы класса и отдельных учащихся.

- Оцените себя. Продолжите предложение (выберите один из вариантов):

-Сегодня я узнал…

-Я понял, что…

-Сегодня было интересно…

-Мне захотелось…

-Урок дал мне для жизни…

Подведение итогов самими учащимися, ответы учащихся, оценивание своей учебной деятель- ности.

Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Участвовать в диалоге на уроке в ситуации оценивания совместной деятельности.

Познавательные УУД: представлять информацию в виде текста.

Регулятивные УУД: самооценка.



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ

«БЛАГОЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

пгт. БЛАГОЕВО

Методическое объединение учителей русского языка и литературы, истории, обществознания

Литература

Технологическая карта урока

по теме: «А.П. Чехов. Рассказ «Хамелеон».

Выполнила:    

       Кырнышева З.А.

                   учитель русского языка

 и литературы

                                           высшей квалификационной категории

     пгт. Благоево

          2015

Использование современных образовательных технологий в структуре урока по литературе в 7 классе «А.П. Чехов. Рассказ «Хамелеон».

Этапы урока

Использование образовательных технологий

1.Организационный момент.

Педагогика сотрудничества.

Здоровьесберегающий подход.

2.Актуализация знаний

Проблемное обучение.

Педагогика сотрудничества.

Информационно-коммуникативные технологии.

3.Постановка учебной задачи.

Информационно-коммуникативные технологии.

Компетентностно-ориентированное обучение.

4.Решение учебной задачи.

Развивающее обучение.

Проблемное обучение.

Информационно-коммуникативные технологии.

Обучение сотрудничеству.

Игровые технологии.

Здоровьесберегающий подход.

5.Обобщение и систематизация. Закрепление изученного.

Педагогика сотрудничества.

Гуманно-личностная технология.

6.Итог. Рефлексия.

Гуманно-личностная технология.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по литературе "А.П.Чехов. Рассказ "Хирургия" (5 класс)

Урок литературы. Тема: «Антон Павлович Чехов. Рассказ «Хирургия» (5 класс) Цели: познакомить учащихся с творчеством А.П.Чехова на примере рассказа «Хирургия»; развивать умение размышлять на...

Цикл конспектов уроков по литературе для 11 классов. Литература конца XIX - начала XX века.

Конспекты уроков созданы мною в свободной форме. Представляет собой ход урока, слова учителя и т. д.Буду рада, если подготовленные материалы кому-то помогут! Урок №1. Литературный процесс рубежа ...

Конспект урока по теме: "А.П. Чехов "Лошадиная фамилия"

А.П.Чехов. Рассказ «Лошадиная фамилия». Речь героев и художественная деталь как источник юмора....

План-конспект урока по литературе в 9 классе по теме "Древнерусская литература и литература XVIII века"

План-конспект итогового урока по литературе в 9 классе по теме "Древнерусская литература и литература XVIII века" в форме литературной игры...

Презентация к уроку по литературе: "А.П. Чехов Рассказ "Лошадиная фамилия"

Презентация к уроку по литературе: "А.П. Чехов Рассказ "Лошадиная фамилия"...

Конспект урока по литературе для 5 класса "Хирургия.А.П.Чехов"

Тип урока: изучение нового материала.Цель урока:  познакомить учащихся с творчеством А.П.Чехова на примере рассказа «Хирургия»;Задачи:Развивать умение размышлять над прочитанным,...

Презентация к уроку по литературе А.П.Чехов "Лошадиная фамилия"

Презентация к уроку по литературе для 6 класса по теме "А.П.Чехов "Лошадиная фамилия" предназначена для учителей русского языка и литературы, работающих в 6 классах. Методическая разраб...