Конспект урока. 7 класс. Литература. Тема "А.П. Чехов. Рассказ "Хамелеон".
план-конспект урока (литература, 7 класс) по теме
В данной публикации представлены конспект и технологическая карта разработанного мною урока для учащихся седьмого класса по произведению А.П. Чехова "Хамелеон". Для реализации проекта необходим цифровой пректор для просмотра изображений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока по рассказу "Хамелеон". | 85 КБ |
Технологическая карта урока. | 32.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ
«БЛАГОЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
пгт. БЛАГОЕВО
Методическое объединение учителей русского языка и литературы, истории, обществознания
Литература
Конспект урока
по теме: «А.П. Чехов. Рассказ «Хамелеон».
Выполнила:
Кырнышева З.А.
учитель русского языка
и литературы
высшей квалификационной категории
пгт. Благоево
2015
Конспект урока по литературе 7 класс.
Тема: А.П. Чехов. Рассказ «Хамелеон».
Тип урока: Урок формирования новых знаний с использованием ИКТ.
Цели:
Обучающие: организовать деятельность учащихся по формированию навыков анализа художественных произведений, организовать работу над освоением содержания текста литературного произведения, формировать умение осознанного восприятия текста, понимания решения представленных в нем проблем.
Развивающие: способствовать развитию навыка анализа художественного произведения, в том числе и сопоставительного; развивать навык выразительного чтения и соотнесения смысла произведения с интонационным выражением; развивать умение строить суждение, используя конкретный материал; давать устные ответы на вопросы по тексту произведения, в том числе и с использованием цитирования; подбирать цитаты из текста литературного произведения по заданной теме; развивать творческое мышление, речь.
Воспитательные: способствовать воспитанию интереса к литературе через работу с текстом; воспитать собственную информационную культуру, ответственное отношение к информации с учетом этических, правовых, духовно-нравственных аспектов её распространения; воспитывать сознательную дисциплину в решении поисковых задач при сотрудничестве в коллективе со сверстниками.
Оборудование: В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин « Литература» 7 класс; С. Ожегов «Словарь русского языка»; Л.Тимофеев, С. Тураев «Словарь литературоведческих терминов»; мультипроектор.
Словарная работа: юмор; сатира; художественная деталь; хамелеон; конфискованный.
Технологическая карта урока «А.П. Чехов. Рассказ «Хамелеон»
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД |
1.Организа-ционный момент. | -Добрый день. Пусть урок принесет нам всем радость общения и новые открытия. | Осуществляют самооценку готовности к уроку. | Регулятивные УУД: развитие мотивов учебной деятельности. Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Личностные УУД: самоопределение. |
2.Актуали-зация знаний. | Создать условия для актуализации знаний, необходимых для открытия «новых знаний» по данному материалу. Подвести детей к теме урока. -Героями рассказов Чехова являются люди ничем не примечательные, обыкновенные. В основе сюжета рассказа «Хамелеон», как и многих других чеховских рассказов, лежит анекдот, короткая занимательная история. События, о которых рассказывает писатель, тоже бытовые. Иногда рассказ представляет собой обычную бытовую сценку. Но бытовая сценка для Чехова - это лишь повод, чтобы поговорить о вполне серьёзных вещах. Чехов рисует картину нравов, его интересуют мотивы поведения людей, писатель исследует, как проявляют себя обыватели в зависимости от обстоятельств. Вы прочитали рассказ «Хамелеон». Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке? Определяется тема и цели урока вместе с учениками. | Отвечают на поставленные вопросы, определяют тему и цели урока. | Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме с достаточной полнотой и точностью мысли. Регулятивные УУД: умение высказывать своё предположение. Познавательные УУД: умение находить ответ на вопрос. |
3.Постанов-ка учебной задачи. | Сообщить тему урока. Создать условия для проблемной ситуации. | Определяют тему урока. Отвечают на поставленные вопросы. Выдвигают проблемный вопрос. Строят гипотезу. | Регулятивные УУД: умение высказывать свое предположение. Личностные УУД: умение осознавать трудности и стремление к их преодолению. |
4.Решение учебной задачи. | Работа над анализом рассказа Чехова «Хамелеон». -Большинство произведений Чехова сатирические. Как вы понимаете слово «сатира»? (Слайд 3) (Сатира-гневное осуждение и беспощадное высмеивание пороков общественной и личной жизни. Это слово пришло к нам из латинского языка. (Запись в тетради) Сфера сатиры- преимущественно явления общественной жизни).
Вопросы по вертикали:
- Давайте вспомним, с чего начинается рассказ? (Кругом тишина и покой. Обстановка лени и скуки царит в провинциальном городке. И вдруг: - Так ты кусаться, окаянная?- слышит вдруг Очумелов.- Ребята, не Угадай имена и фамилии чеховских героев». (Вопросы по горизонтали:
пущай её! Нынче не велено кусаться! Держи! А…а!) - И какая же картина предстает перед Очумеловым? Зачитайте. («Очумелов глядит в сторону и видит:…»). - Кто оказался виновником скандала? (Действительно, виновником скандала оказался белый борзой щенок, в слезящихся глазах его было выражение тоски и ужаса.) - А каким образом ведет себя страж порядка, полицейский надзиратель Очумелов? («…шагает к сборищу.») -Обратимся к названию рассказа. Слово «хамелеон» не встречается в рассказе. Почему же возник такой заголовок, оправдан ли он? Кто такой хамелеон? (Слайд 4. Опережающее индивидуальное домашнее задание: хамелеон- в словарях у этого слова есть два объяснения, одно из них говорит о том, что это разновидность ящериц, меняющих свой цвет в зависимости от обстановки; второе значение формулируется следующим образом: «переносное значение. Беспринципный человек, легко меняющий свои взгляды в зависимости от обстановки»). - Какое значение этого слова раскрывается в рассказе? ( Имя героя рассказа давно стало нарицательным, понятие «хамелеонства» вошло в русский язык. Хамелеоном мы обычно называем человека, готового постоянно и моментально, в угоду обстоятельствам меня свои взгляды на противоположные). - Давайте проследим, как меняется поведение Очумелова в зависимости от обстоятельств, обратите внимание на его речь, обращение к Хрюкину и «виновнику скандала» (Пересказ текста с зачитыванием реплик Очумелова). - Прочитайте «жалобу» Хрюкина. Что в ней смешного и как она характеризует его? Как Очумелов обращается к Хрюкину? Найдите эти обращения. Почему он их так часто меняет? (Сначала – Хрюкин, потом_- свинья, болван). - Сколько раз и почему меняет свое решение Очумелов и как это проявлялось внешне? (Шесть раз, а зависит от чина предполагаемого хозяина собаки). - Как меняется тон его высказываний? (6 смен интонаций- от начальственно-повелительных до рабски-трусливой. Первоначально звучит категоричное, так сказать, законное решение: уничтожить собаку и наказать хозяина. Затем собака берется под защиту, как генеральская, и виновником оказывается Хрюкин.) - Есть ли в рассказе герои, которых автор упоминает, но они не появляются перед читателями? Их роль в повествовании? (Слайд5.) ( Генералы не появляются на сцене, да это и необязательно. Достаточно взглянуть, как действует их сила и власть на людей лишь при одном упоминании. Упоминание генерала действует на Очумелова волшебным образом: он 6 раз меняет свое решение. «Братец» тоже требует почтения. Брат Хрюкина- тоже представитель власти,он жандарм.) Учитель: Итак, Чехов показал нам хамелеонство, мгновенные изменения в поведении и чувствах Очумелова. Он показывает наглость, грубость Очумелова по отношению к Хрюкину, который стоит по социальному положению намного ниже Очумелова, и заискивание, трусость перед сильными мира сего. Правда и справедливость для полицейского надзирателя не имеет никакого значения. Он вырастает в символ беззакония: кто сильнее, тот и прав. Сам Очумелов потерял все, что связано с человеческим достоинством и честью. От одного сознания, что он может вызвать недовольство генерала, его бросает то в жар, то в холод. - Только ли зрения, используя текст. (Слайд6.) Варианты:
В состоянии «хамелеонства» находятся все участники сцены на Очумелову присущи черты хамелеонства? - Сколько хамелеонов вы видите в рассказе? Докажите свою точку базарной площади: и Елдырин, и Хрюкин, и толпа. - Какое настроение от этого у вас? (От этого становится грустно.) - Рассказ смешон, но за этим просматривается невеселый порядок вещей. Разнообразны проявления юмора в «Хамелеоне». - Что такое юмор? (Слайд 7.) (Впервые мы видим Очумелова, идущим на базарную площадь в новой шинели и с узелком в руке. За ним шагает рыжий городовой с решетом, доверху наполненным конфискованным крыжовником.) - Как вы думаете, почему Чехов обращает вниминие на эти детали? Что такое деталь? Какова её роль в произведении? (Слайд8.) (Деталь художественная (от франц.- подробность, мелочь, частность)- выразительная подробность в произведении, несущая значительную смысловую и эмоциональную нагрузку. Деталь художественная может воспроизводить подробности обстановки, внешности, пейзажа, портрета, интерьера, но в любом случае она используется чтобы наглядно представить и охарактеризовать героев и их среду обитания.) - Чехова называют мастером художественной детали. Попробуем найти выразительные детали в тексте и определить их роль? (Слайд 9.) - Что несут служители закона? (Вывешиваются рисунки) 1. Решето, доверху наполненное конфискованным крыжовником. - Как вы понимаете слово «конфискованный»? (Конфискованный- отобранный.) 2. Узелок. - Узелок и конфискованный крыжовник, что означают эти детали? (Вседозволенность. Скорее всего в этом узелке то, что дали Очумелову как взятку. Значит, полицейский надзиратель и городовой, по долгу службы обходя площадь , уже собрали «дань».) Очень важная деталь- крыжовник- мелочь, ягода, не представляющая особой ценности, но он конфискован! - Таким образом, полицейский надзиратель, который должен следить за соблюдением законов, сам нечист на руку, сам нарушает закон. (Слайд 9.) Работа с иллюстрацией «Очумелов шевствует по городу». - Вот таким представляет Очумелова художник. А ваше мнение совпадает? 3. Следующая деталь. Шинель. - А теперь подумайте, что значит шинель в портрете Очумелова? (Символ власти над людьми.) В тексте еще несколько раз упоминается «шинель» и «пальто». - Определите лексическое значение этих слов. (Шинель-это форменное пальто, подчеркивающее принадлежность к власти, наличие какого-то чина. Пальто- это гражданская верхняя одежда, которая не подчеркивает принадлежность к власти.) - Подумайте, почему приходит на площадь и уходит он в шинели, а снимает и надевает ему пальто Елдырин? (Слово «шинель» употребляется в авторской речи, следовательно, для Чехова в Очумелове важна шинель как символ власти, чина. Сам Очумелов говорит «пальто», и здесь эта художественная деталь выполняет иную функцию: показать душевное состояние Очумелова, от страха его бросает то в жар, то в холод.)
Окровавленный палец Хрюкина- это политическая деталь, и деталь, помогающая понять характер Хрюкина. Палец поднят, как знамя, как некий призыв к справедливости.
(Слайд 10.) отмеченным выше деталям. 6. А теперь посмотрите на щенка. Что вы увидели в его глазах? -Обратите внимание: «человеческое» только в глазах собаки, в то время как площадь полна людей! Вот оно, проявление едкого, близкого к сарказму, юмора Чехова. - Как вы считаете, для чего Чехов использует в рассказе прием «говорящие фамилии»? Попробуйте «расшифровать» фамилии героев рассказа. (Очумелов, Хрюкин, Жигалов, Елдырин.) (Очумелов- от очуметь, т.е. одурелый, совсем потерявший соображение.) - Прием «говорящих имен и фамилий»- юмористический или -Давайте рассмотрим еще иллюстрацию к рассказу, относящуюся к сатирический? Полностью понять социальную сущность и комизм хамелеонства помогает речевое мастерство Чехова. Реплики настолько выразительны, что дают моментальный языковой фотопортрет. - Найдите реплики героев, вызывающие у вас смех? Почему Очумелова называют косноязычным? Найдите доказательства косноязычия героя в тексте. (Комический эффект достигается в рассказе композиционным приемом – повторением. В рассказе повторяется ситуация выяснения («чья собака?»). Шесть раз меняется ответ на этот вопрос, и столько же раз меняется реакция полицейского надзирателя.) Вывод: Итак, делаем выводы: в рассказе Чехова юмор носит саркастический характер. В свой короткий «смешной» рассказ Чехов вложил серьёзное содержание, показав при этом мастерство большого художника. - Почему в конце рассказа толпа хохочет над Хрюкиным? (Слайд 11.) (Хрюкин повержен. Его палец опущен, А «повергла» его жалкая, хромоногая, побитая собачонка, она вознесена над толпой, и сам Очумелов готов лично доставить ее брату генерала Жегалова.) Учитель:Тем самым Чехов как бы утверждает, что хамелеонство – всеобщее явление, за которым кроются чинопочитание, подхалимство, угодничество, лицемерие, самодурство. Такой смешной рассказ становится гневным обличением российской действительности времен писателя. Персонажи Чехова образуют пеструю толпу, это люди разных судеб и разных профессий, их занимают различные проблемы – от мелких бытовых забот до серьезных философских вопросов. И жизнь каждого героя – особая, отдельная чёрточка русской жизни, в сумме все эти черты обозначают все глобальные проблемы России конца XIX века. -Первоначально рассказ имел подзаголовок «Сценка», но потом А.П. Чехов его снял. Почему? (Слово «сценка» указывает на единственный конкретный случай. Заменив заголовок, Чехов подчеркнул, что хамелеонство, чинопочитание вошло в кровь и ложь русского человека, приобрело всеохватывающий характер!) - А как вы думаете, актуально ли это произведение в наше время? Есть ли сейчас хамелеоны, подобные Очумелову? | Отвечают на поставленные вопросы. Работают с текстом. Выразительно читают. Анализируют художественное произведение. Подбирают цитаты из текста. | Коммуникативные УУД: аргументация своего мнения с учетом разных мнений. Познавательные УУД: умение анализировать, осознанно строить речевое высказывание, полно и точно выражать свои мысли, умение находить ответ на вопрос, умение сопоставлять и делать выводы. Формировать умения осознанного восприятия текста. Умение подбирать цитаты из текста литературного произведения по заданной теме. Личностные УУД: следование моральным нормам и этическим требованиям в общении. Ответственное отношение к информации. Воспитание сознательной дисциплины в решении поисковых задач при сотрудничестве в коллективе со сверстниками. Формирование интереса к чтению. |
Физкультминутка. На болоте две подружки- две зелёные лягушки, Утром рано умывались, полотенцем растирались. Ножками топали, ручками хлопали, Вправо, влево наклонялись И обратно возвратились. Вот друзья в чем секрет, Вам, друзья: «Физкультпривет!» . | |||
5.Обобще-ние и систематизация знаний. Закрепление изученного. | Проверка индивидуальных групповых заданий:
-Показав обывателей городка, Чехов изобразил всю систему российской жизни. «Генералы» не появляются на сцене, да это и не обязательно. Достаточно взглянуть, как действуют их сила и власть на людей лишь при одном упоминании. Самая опасная зависимость- зависимость психологическая. Внешне свободные люди в рассказе на самом деле не только действуют, но и думают по шаблону: «генеральское»- всегда право, «прочее» (мелкая сошка)- всегда виновато. Так отдельный анекдотический случай вырастает у Чехова до обобщения, до сатирического изображения, осмеяния системы. | Прослушивание чтения и выступлений учащихся. Оценивание своей учебной деятельности. Умение выразительно читать, связно излагать и формулировать ответ на вопрос. | Регулятивные УУД: сохранение учебно-познавательной задачи до конца учебных действий, оценивание результата, решение поставленных задач. Личностные УУД: формирование интереса к чтению произведений Чехова. |
6.Домашнее задание. | Обеспечить понимание учащимися целей содержания и способов выполнения домашнего задания. Информация о домашнем задании. Мотивация к выполнению домашнего задания. Инструктаж по выполнению домашнего задания. Проверка понимания учащимися содержания и способов выполнения домашнего задания.
Индивидуальное домашнее задание:
| Записывают домашнее задание. | |
7.Итог. Рефлексия. | Подведение итогов учебного занятия. Дать ясную оценку работы класса и отдельных учащихся. - Оцените себя. Продолжите предложение (выберите один из вариантов): -Сегодня я узнал… -Я понял, что… -Сегодня было интересно… -Мне захотелось… -Урок дал мне для жизни… | Подведение итогов самими учащимися, ответы учащихся, оценивание своей учебной деятель- ности. | Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Участвовать в диалоге на уроке в ситуации оценивания совместной деятельности. Познавательные УУД: представлять информацию в виде текста. Регулятивные УУД: самооценка. |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ
«БЛАГОЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
пгт. БЛАГОЕВО
Методическое объединение учителей русского языка и литературы, истории, обществознания
Литература
Технологическая карта урока
по теме: «А.П. Чехов. Рассказ «Хамелеон».
Выполнила:
Кырнышева З.А.
учитель русского языка
и литературы
высшей квалификационной категории
пгт. Благоево
2015
Использование современных образовательных технологий в структуре урока по литературе в 7 классе «А.П. Чехов. Рассказ «Хамелеон».
Этапы урока | Использование образовательных технологий |
1.Организационный момент. | Педагогика сотрудничества. Здоровьесберегающий подход. |
2.Актуализация знаний | Проблемное обучение. Педагогика сотрудничества. Информационно-коммуникативные технологии. |
3.Постановка учебной задачи. | Информационно-коммуникативные технологии. Компетентностно-ориентированное обучение. |
4.Решение учебной задачи. | Развивающее обучение. Проблемное обучение. Информационно-коммуникативные технологии. Обучение сотрудничеству. Игровые технологии. Здоровьесберегающий подход. |
5.Обобщение и систематизация. Закрепление изученного. | Педагогика сотрудничества. Гуманно-личностная технология. |
6.Итог. Рефлексия. | Гуманно-личностная технология. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по литературе "А.П.Чехов. Рассказ "Хирургия" (5 класс)
Урок литературы. Тема: «Антон Павлович Чехов. Рассказ «Хирургия» (5 класс) Цели: познакомить учащихся с творчеством А.П.Чехова на примере рассказа «Хирургия»; развивать умение размышлять на...
Цикл конспектов уроков по литературе для 11 классов. Литература конца XIX - начала XX века.
Конспекты уроков созданы мною в свободной форме. Представляет собой ход урока, слова учителя и т. д.Буду рада, если подготовленные материалы кому-то помогут! Урок №1. Литературный процесс рубежа ...
Конспект урока по теме: "А.П. Чехов "Лошадиная фамилия"
А.П.Чехов. Рассказ «Лошадиная фамилия». Речь героев и художественная деталь как источник юмора....
План-конспект урока по литературе в 9 классе по теме "Древнерусская литература и литература XVIII века"
План-конспект итогового урока по литературе в 9 классе по теме "Древнерусская литература и литература XVIII века" в форме литературной игры...
Презентация к уроку по литературе: "А.П. Чехов Рассказ "Лошадиная фамилия"
Презентация к уроку по литературе: "А.П. Чехов Рассказ "Лошадиная фамилия"...
Конспект урока по литературе для 5 класса "Хирургия.А.П.Чехов"
Тип урока: изучение нового материала.Цель урока: познакомить учащихся с творчеством А.П.Чехова на примере рассказа «Хирургия»;Задачи:Развивать умение размышлять над прочитанным,...
Презентация к уроку по литературе А.П.Чехов "Лошадиная фамилия"
Презентация к уроку по литературе для 6 класса по теме "А.П.Чехов "Лошадиная фамилия" предназначена для учителей русского языка и литературы, работающих в 6 классах. Методическая разраб...