Урок по литературе в 10 классе по теме "Роман И.С. Тургенева "Отцы и дети". Конфликт поколений"
методическая разработка по литературе (10 класс) на тему
Кто из героев романа так остро переживает конфликт поколений и оставляет за собой право на вечность?
Е. Базаров и Н.П. Кирсанов - характер отношений между героями, различие их взглядов на вечные проблемы бытия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_literature.doc | 51.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по литературе
10 класс
Тема:
Роман И.С.Тургенева «Отцы и дети»
Конфликт поколений
Учитель русского языка и литературы
Хоботникова Л.В.
ГБОУ СОШ №15
Василеостровского района
Санкт-Петербурга
Санкт-Петербург
2018
Кто из героев романа так остро переживает конфликт поколений и оставляет за собой право на вечность?
Цели:
1.Проследить за характером складывающихся отношений героев в поместье братьев Кирсановых в Марьине.
2.Выявить различие взглядов их на вечные проблемы бытия (красоты мира, природы, чел. души, вечности, смерти и бессмертия и т.д.) с тем, чтобы решить, кто более близок к истине, на чьей стороне автор и почему?
3.Пронаблюдать за мастерством писателя в создании характеров героев; выявить роль скрытой психологической детали как важнейшем средстве раскрытия внутреннего мира персонажа, роли пейзажа, портрета, внутреннего монолога.
Все мы, все мы в этом мире тленны,
Тихо льется с кленов листьев медь…
Будь же ты вовек благословенно,
Что пришло процвесть и умереть
С. Есенин.
(эпиграф записан на доске)
Вступительное слово учителя:
а) оформите урок (запись темы, эпиграфа)
б) Тургенев – писатель-психолог, философ. Посмотрим, как на примере своих героев он размышляет над вечными проблемами бытия и человека в нем.
Ход урока
Как вы заметили, автор очень многим персонажам дает предыстории. Н.П.Кирсанов тоже наделен предысторией.
Прослушаем историю жизни этого героя и задумаемся над вопросом: «Что же хотел сказать этой предысторией автор читателю?» (историю передает заранее подготовленный учащийся)
По окончании рассказа учащегося следуют варианты ответов ( жизнь Н.П. обычна и проста, в ней нет ничего особенного, яркого; жизнь прожита не напрасно, у него есть сын – его продолжение, хоть внешне он не красавец, как его брат П.П., но жизнь его удалась).
Темой нашего разговора являются взаимоотношения Н.П. и Базарова.
Вот мы познакомились с историей жизни Н.П., а почему Базарову автор не дает такой предыстории? (Т.к. он молод, у него вся жизнь впереди, а у Н.П. она уже наполовину прожита, «много пройдено дорог и мало сделано ошибок»).
Где и как встретились Н.П. и Евгений Базаров? (на постоялом дворе, читается текст, гл.2)
Как ведут себя они при встрече? (учитель обращает внимание на роль скрытой психологической детали: Н.П.стиснул руку Базарова; Базаров ничего не ответил и только приподнял фуражку).
Как эти жесты характеризуют героев? (Н.П. переполнен радостью встречи с сыном, он рад вдвойне оттого, что Аркадий приехал не один, а с другом; Н.П. – человек эмоциональный, он не скрывает своих чувств; Базаров же сдержан, скуп на чувства).
Пронаблюдаем дальше за этим приемом художника слова и приведем примеры из последующих эпизодов романа (например, по дороге в Марьино, гл.3).
Учитель: На фоне весеннего майского дня, когда кругом золотисто зеленело, когда под тихим дыханием теплого ветерка деревья, кусты, травы мягко волновались и лоснились, произошел следующий поэтический диалог между отцом и сыном (чтение диалога учащимся, гл.3).
Учащийся вслед за этим диалогом продолжает чтение пушкинского текста из романа «Евгений Онегин», гл.7).
Базаров прерывает этот поэтический диалог просьбой дать ему спичку, чтобы раскурить трубку.
Как эта просьба характеризует героя? (он равнодушен к природе, к прекрасному в ней)
Приведите подобные примеры, говорящие о равнодушии Базарова к прекрасному в жизни, искусстве.
Начинается работа учащихся с текстом.
1.гл.9 (конец), «природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник»
2. гл.10 (Н.П. читает пушкинских «Цыган», Аркадий уносит Пушкина и дает брошюру Бюхнера)
3.гл.9 (игра Н.П. на виолончели, «Ожидание» Шуберта)
4.гл.11 (Н.П. размышляет по поводу отвержения поэзии, прием внутреннего монолога героя)
После размышления Н.П. о поэзии на фоне теперь уже вечернего пейзажа (гл.11), учащийся выразительно читает картину вечернего пейзажа.
Н.П.воскликнул: «Как хорошо, боже мой»,- и любимые стихи пришли ему на уста.
Чтение стихотворений А.Пушкина о любви (читают заранее подготовленные учащиеся)
Как вы думаете, почему прозвучали стихи о любви? (они созвучны настроению Н.П., так как в нем как бы открылось второе дыхание, он почувствовал в себе подъем жизненных, душевных сил, он влюблен в Фенечку, у них растет сын Митя).
А как же воспринимает любовь Ев. Базаров на данном этапе жизненного пути? (конец гл.7)
Вывод учителя: Любовь - одно из лучших качеств в человеке, двигатель человеческой души, вечный двигатель человеческой жизни. Любовь может проявляться в различных формах: это может быть любовь к женщине, мужчине, ребенку, матери , к прекрасному, к труду, книгам, природе.
Любовь полов у Тургенева существует в 2-х ипостасях:
-любовь-страсть приводит в бездну
-любовь-привычка обещает тихое семейное счастье.
Итак, мы уже успели заметить, что на постоялом дворе встретились не только люди разных возрастов, но и различных жизненных взглядов, по-разному воспринимающих прекрасное. Как же такие непохожие друг на друга люди будут уживаться в одном доме, встречаться за одним столом утром, в обед и вечером. А между тем прошло уже 2 недели, Базаров благополучно гостит у братьев Кирсановых.
Какие сложились взаимоотношения между хозяином и гостем?
Работа учащихся с текстом по группам
1-я группа учащихся приводит примеры из текста, говорящие о том, как отзывается Базаров о Н.П.
1.гл.4 (отец у тебя славный малый, стихи он напрасно читает и в хозяйстве вряд ли смыслит, но он добряк)
2.гл9 (о Фенечке, приглянулась она и Базарову, «губа у твоего отца не дура, она мне нравится. Он молодец.)
3гл.10 (он человек отставной, его песенка спета)
Как же Базаров воспринимает Н.П? ( Базарову нравится Н.П., он очень по-доброму к нему относится, хотя и видит в нем недостатки: восторженное отношение к прекрасному, чтение стихов, отношение любовно-ироническое)
2-я группа учащихся приводит примеры из текста, говорящие о том, как Н.П.воспринимает Базарова.
1.гл.10 (Базаров умен и самолюбив)
2.гл.10 (Н.П. побаиваемся молодого нигилиста и сомневается в его пользе влияния на сына)
3.гл.6 (Н.П.уважает Базарова за его познания в области естественных наук, пытается воспользоваться его советами по агрономии и одновременно предотвратить спор между П.П и Базаровым)
3-я группа учащихся делает обобщения, высказывает суждения автора об этих взаимоотношениях героев, которые являются вполне приемлемыми, доброжелательными.
Н.П. является гостеприимным хозяином, он делает все возможное, чтобы не допустить ссоры между братом и гостем. Как человек культурный и добрый он заботится о том, чтобы Базарову не было дискомфортно в их доме, уважает Базарова как друга его сына.
Какие художественные средства языка использует автор в раскрытии взаимоотношений героев? (диалог, внутренний монолог, опытные замечания)
И все же, несмотря на вполне терпимые отношения между Н.П.и Базаровым, непонимание между ними остается, и это вполне закономерно и естественно и спорить об этом не следует. Это непонимание выражено как противостояние одновременно двух сословий и двух поколений внутри каждого сословия
Посмотрим, как же относятся к проблеме поколений Н.П. и Базаров?
Базаров видит эту проблему, но относится совершенно спокойно, почти равнодушно, зато Н.П.очень болезненно воспринимает замечание Базарова в адрес «отцов» о «спетой песенке».
Почему Н.П.так тяжело и остро переживает проблему поколений?
1.он не считает себя состарившимся человеком, у него растет маленький сын Митя, он любит Фенечку, жизнь для него продолжается, имеет цель и смысл.
2.он пытается шагать в ногу со временем, не отставать от века: «крестьян устроил, ферму завел, так что во всей губернии красным величают, читаю, учусь, вообще, стараюсь стать в уровень с современными требованиями» (см.гл.10)
3.по целым дням просиживал над новейшими сочинениями, напрасно прислушивался к разговорам молодых людей, он чувствовал свое разъединение с сыном, говоря: «Мне самому кажется, что они дальше от истины, нежели мы. И в то же время я чувствую, что за ними есть что-то».
Н.П-чу автор всецело доверяет, поэтому он как никто другой в романе ощущает различие между отцами и детьми и понимает, что проблема поколений – это вечная проблема (см. гл.10,конец)
Отцы и дети – это цикл. Дети становятся отцами и все повторяется, ибо таков неоспоримый закон жизни. И спорить с этим бесполезно.
.
У Н.П.нет серьезных оснований так тревожиться по поводу конфликта, проблемы поколений. Почему? Как вы думаете? Согласны ли вы с таким заявлением?
Попытаемся ответить для этого на ряд вопросов:
1.Была ли цель в жизни у Н.П.?
2.Достиг ли он ее?
3.Что есть истина?
Н.П. тревожит более всего то, что молодое поколение в лице Базарова не видит главного, того, чем жили «отцы», ибо истина, смысл жизни заключены в непроводящих вечных ценностях: красоте, добре, любви.
Каково место человека на земле?
В чем смысл жизни?
Зачем человек приходит в этот мир?
Чтобы ответить на эти вопросы, обратимся к эпиграфу урока. (прочтем его, какие слова непонятны, как понимаете его смысл, прокомментируйте строки этой строфы, как он перекликается со второй частью нашей темы?)
Вывод: Проблема отцов и детей вечна, как вечны такие понятия: добро, красота, любовь.
Человек не вечен, он смертен , он рождается и уходит, в этом состоит естественный закон жизни, но, уходя, человек оставляет о себе память, которая может быть выражена по-разному, в зависимости от способностей, рода занятий, душевных качеств.
Право на вечность оставляет тот, кто понимает и ценит прекрасное, ибо прекрасное – единственная бессмертная вещь на всю жизнь.
Человек должен стремиться созидать прекрасное, а не разрушать его.
Домашнее задание: Подумать над вопросом:»Кто из братьев Кирсановых является подлинным противником Евгения Базарова и почему?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок ИЗО для 4 классов по теме "Перспектива". Разработан на основе стандартов второго поколения.
В уроке изобразительного искусства по теме "Перспектива" учитываются психологические особенности формирования УУД, у школьников при реализации ФГОС второго поколения. Задача преподователя на ур...
Урок – русской литературы в классе по теме «Тема детства в стихотворении Н.А.Некрасова «Крестьянские дети».
Урок построен в соответствии с программными требованиями в технологии проблемно-диалогического обучения с использованием приемов развития критического мышления ...
Разработка урока математики в 5 классе по теме "Деление натуральных чисел", внедрение ФГОС нового поколения
Урок открытия и изучения новых знаний через экспериментальную проверку, с помощью наблюдений. Урок с применением технологии учебных циклов, ИКТ, здоровьесбережения, личностно-ориентированного обучения...
цикл уроков по литературе 11 класс по теме: "Проблема зла в русской литературе ХХ века"
Разработынный цикл уроков может быть реализовн как в целом, так и каждым уроком отдельно (исходя из возможностей и условий реализации рабочей программы учителя, возможностей обучающихся и т.п.). Данна...
Открытый урок по литературе " Любовь в романе И.С.Тургенева "Отцы и дети".
раскрыть суть отношений героев романа “Отцы и дети”;понять, для чего автор испытывает героев любовью к женщине...
Презентация по литературе 10 класс. И.С.Тургенев. Роман "Отцы и дети".
Творческая история и своеобразие романа И.С.Тургенева "Отцы и дети".Общественая атмосфера и её отражение в романе....
Конспект урока по литературе, 6 класс, для детей с ОВЗ
Человек и природа как главная тема рассказа «Бежин луг» И. С. Тургенева....