Конспект урока по литературе, 6 класс, для детей с ОВЗ
план-конспект урока по литературе (6 класс)
Человек и природа как главная тема рассказа «Бежин луг» И. С. Тургенева.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_rasskazu_bezhin_lug.docx | 17.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Кузнецова Т.И., учитель русского языка и литературы МБОУ «Средняя школа №33» г. Дзержинск Нижегородской области
( До этого урока проводилось уже три :
1).Знакомство с рассказом И.С. Тургенева «Бежин луг».
2) В ночном.
3)Сопоставительная характеристика Павла и Ильи.
Урок по теме:
«Человек и природа как главная тема рассказа
«Бежин луг» И. С. Тургенева.»
Для учеников шестого класса с ОВЗ
Цель: воздействуя на эмоции и чувства учащихся, показать красоту и величие тургеневского пейзажа, его смысловую и образную роль в рассказе, связать описание природы с основной проблематикой произведения.
Задачи:
1)показать взаимосвязь человека и природы;
2) определить роль пейзажа;
3)совершенствовать навыки анализа художественного текста.
Оборудование:
1)портрет И.С. Тургенева;
2)запись фрагмента симфонической картины Э. Грига «Утро»;
3) дневниковые записи И.С.Тургенева.
Ход урока.
1.Обращение к письмам, дневниковым записям Ивана Сергеевича Тургенева: «Прежде чем лечь спать, я каждый вечер совершаю маленькую прогулку. Вот различные звуки, которые я слышал: шум дыхания и крови в ушах, шорох, неустанный шёпот листьев. Треск кузнечиков: их было четыре в деревьях на дворе…»Так автор умел вслушиваться в природу, чувствовал каждый звук или шорох.
2. Выразительное чтение описания начинающегося утра.
Задание: проследить за умением Тургенева рассказать читателю о том, что он видел и слышал.
3. Беседа с классом.
-Какие строки помогают понять, что начался новый день?
- Как «зачиналось» это утро?
- На что обращает внимание автор? Какими мы видим звёзды, луг, холмы, кусты, небо, речку?
- Каким настроением проникнуто всё описание утра?
- С помощью каких изобразительно-выразительных средств создаётся эта картина?
-Почему Тургенев использует выражение «утро зачиналось», а не «утро начиналось»? Как вы понимаете смысл этого слова?
4)Прослушивание по компьютеру фрагмента симфонической картины Э. Грига «Утро».
5) Беседа с классом.
-Какие чувства вызвало у вас это произведение? Что вы представляли, когда слушали музыку?
-Какую картину нарисовали бы вы, и какими красками? (Можно предложить задание нарисовать эту картину или написать мини-сочинение).
-Какова же основная тема рассказа?
6)Обобщение.
Главная тема рассказа «Бежин луг» - человек и природа. Не случайно произведение и начинается и завершается описанием картин природы. Эта тема является ведущей во всём сборнике «Записки охотника», открывающемся рассказом «Хорь и Калиныч» - о двух человеческих натурах, а завершаются рассказом «Лес и степь» и словами любви к природе и свободе. Понимание природы у Тургенева включает в себя народное толкование стихийных сил природы, и сама природа – стихия таинственного и непостижимого для человека.
7)Задание: сравнить описание природы в начале рассказа и в конце, какую роль играет каждое из них?
-Какое время дня описывается в начале рассказа?
-На что обращает внимание автор при описании утра, полдня, вечера? Какие краски используются?
- В чём особенность изображения явлений природы?
- Чем отличается первое описание от второго? (Первое вводит читателя в мир крестьянской жизни, оно даётся глазами охотника-рассказчика и крестьянина-земледельца: «Подобной погоды желает земледелец для уборки хлеба…» Второе описание завершает рассказ оптимистически. Чувство радости, уверенности наполняет душу писателя. Многие современники уидели в словах «утро зачиналось» огромную веру в судьбу России, её будущее. Эти строки перекликаются со стихотворением в прозе «Русский язык»: «Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!»
8)Обобщение учителя.
Однако чувство тревоги всё равно не покидает читателя. Рассказ завершается известием о смерти Павла. « Я, к сожалению, должен прибавить, что в том же году Павла не стало. Он не утонул: он убился, упав с лошади. Жаль, славный был парень!» Эти слова недаром обронены Тургеневым, они являются вторым финалом рассказа.
Павлуша в рассказе по-особому выделен: во-первых, самим рассказчиком, во-вторых, своими товарищами и как бы самой природой. В образе Павла пересекаются три линии: природа – человек – судьба. Павел – личность незаурядная, которая пытается познать действительность. Заглянуть в тайны природы с помощью разума. Он противостоит миру непознанного и тайного. Но мир природы полностью не раскрывает себя, а если и позволяет единицам «заглянуть в себя», то за это часто берёт самую жестокую и высокую плату – человеческую жизнь.
9. Домашнее задание:
сделать презентацию об одном из героев рассказа, подготовить пересказ понравившегося эпизода.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературе в 10 классе «Любовь в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети»
Конспект урока по литературе в 10 классе. «Любовь в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети»...
Конспект урока по литературе в 7 классе "Взаимоотношения взрослых и детей в рассказе И.А. Бунина "Цифры"
Данный материал представляет собой конспект урока по рассказу Бунина "Цифры", который был проведен совместно со школьным психологом в 7 классе....
Конспект урока домоводства в классе для детей ГУО, 5 год обучения. Практическая работа «Приготовление горячих бутербродов»
конспект урока в классе для детей ГУО, 5 год обучения. Практическая работа «Приготовление горячих бутербродов» ...
Конспект урока чтения «Литература родного края» «Писатели Кубани – детям В.П. Неподоба».
Данная разработка урока предназначена для учителей русского языка и чтения. Учитель познакомит учащихся с жизнью и творчеством кубанского писателя - В.П. Неподоба. Урок поможет воспитать л...
Конспект урока в 4 классе для детей ОВЗ по теме" Комнатные растения. Уход."
Конспект урока в 4 классе для детей ОВЗ по теме " Комнатные растения. Уход."...
Конспект урока по литературе (класс общеобразовательный) по рассказу А. П. Чехова «Ионыч»
Цель нашего урока - проанализировать идейно-композиционное содержание рассказа и выяснить, как главный герой Дмитрий Ионыч Старцев превращается в Ионыча. Под влиянием каких жизненных обстоятельств про...
Конспект урока во 2 классе для детей с ОВЗ с ЗПР «Урожай»
Конспект на тему "Урожай "для 2 классов для детей с задержкой психического развития . К конспекту прилагается презентация ....