Урок – русской литературы в классе по теме «Тема детства в стихотворении Н.А.Некрасова «Крестьянские дети».
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему

Хисамиева Расиля Рауфовна

         Урок построен  в соответствии с программными требованиями в технологии проблемно-диалогического обучения с использованием приемов развития критического мышления учащихся.

         На сегодняшний день современный урок немыслим без «тактики сотрудничества»: ученик-учитель-ученик. Чтобы вовлечь ребят в учебу, необходимы все новые и новые формы урока, где за основу берется формирование универсальных учебных действий учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_literatury_singapur.docx36.66 КБ
Файл urok_literatury_singapur.docx36.66 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

Разработка открытого урока

 по русскому языку в 6 классе по теме:

Тема детства в стихотворении Н.А.Некрасова «Крестьянские дети»


Хисамиева Расиля Рауфовна,

учитель  русского языка и литературы

 первой квалификационной категории

МБОУ «Ашитбашская средняя общеобразовательная школа

 имени Г.Тукая»

Арского муниципального района РТ

 

2013 ГОД

Тема урока: Тема детства в стихотворении Н.А.Некрасова «Крестьянские дети».

Цели урока: проанализировать произведение, раскрыть отношение поэта к крестьянским детям, выявить особенности построения произведения;


развивать связную речь учащихся, навыки выразительного чтения, творческие способности;

 воспитывать доброту, чуткость, сострадание, милосердие, повышать            интерес к творчеству Некрасова.

Тип урока: обобщающий

Метод обучения: беседа

Оборудование: учебник русской литературы для 6 класса под ред. М.Г.Ахметзянова, портрет поэта, иллюстрации учащихся, презентация

Ход урока.

1.Организационный момент.

Приветствие учащихся, проверка  готовности индивидуальных заданий, различных материалов к уроку.

Ребята, какое у нас настроение сегодня? Отличное!

Мы сегодня организуем  тимбилдинг, то есть 4 ученика становятся командой . Давайте приветствуем своих соседей по лицу и по плечу.

 Приветствуем друг-друга веселой, теплой улыбкой. И пусть эта улыбка согревает наши юные сердца. Сегодня у нас гости и мы их тоже приветствуем нашими улыбками. Садитесь , пожалуйста.

Слушаем отчет нашего дежурного.

2.Актуализация пройденного материала.

Ребята, мы с вами изучили стихотворение Н.А.Некрасова «Крестьянские дети». И сегодня мы обобщим наши знания.  Тема нашего урока «Тема детства в стихотворении Н.А.Некрасова «Крестьянские дети». Давайте запишем в тетради сегодняшнее число и тему нашего урока.

Цели нашего урока( ознакомление целями урока).

 Я вам дала индивидуальные домашние задания, и их мы проверим по ходу нашего урока.

Слово учителя:

Да, удивительная эта пора – детство. Наверное, каждый взрослый мечтает хоть на одну минутку вернуться в то чудесное и беззаботное время. Каждый  человек, несмотря на свой возраст, не забывает свое детство. Сегодня мы с вами поговорим о детстве некрасовских времен. Сравним детство крестьянских детей с детством детей богатых. И ,конечно же, поговорим о вашем детстве.

1.Проведем мы с вами ТАЙМД-ПЭА-ШЕА, закончите предложение и объясните соседу по лицу и по плечу. Умение договариваться, убеждать, уступать, аргументировать, находить общее решение

Детство крестьянских детей похоже на –

2.Проверка индивидуальных домашних заданий.

1.Какие случаи из своего детства вспоминает Некрасов. ( Айгуль, Алина)

2.О каких двух сторонах  жизни крестьянского ребенка размышляет поэт? (Ильгиз, Дильбар)

3.Интересный случай из вашего детства (Радис, Фаягуль, Фаниль)

4.Иллюстрации учащихся к отрывкам из стихотворения  (Ильназ, Ильяс, Айзиряк, Алина)

Физкультминутка (танцуют, отдыхают и повторяют пройденный материал, то есть ответы на вопросы, презентация)

3.МИКС ПЭА ШЭА- участники смешиваются под музыку, образовывают пару, когда музыка прекращается, и обсуждают предложенную тему, используя РЕЛЛИ РОБИН (для коротких ответов) На обдумывание  отводится 3 секунды.

 Игра-викторина  «Угадай героя»

1.«Опять я в деревне. Хожу на охоту,

Пишу мои вирши- живется легко.

Вчера, утомленный ходьбой по болоту,

Забрел я в сарай и заснул глубоко»

Автор- охотник

2. Кому принадлежат  слова ?

«Такому –то гусю уж что за охота!

Лежал бы себе на печи»

Мальчик

3. «И, шествуя важно, в спокойствии чинном,

 Лошадку ведет под уздцы мужичок-

В больших сапогах, в полушубке овчинном,

В больших рукавицах…а сам с ноготок!»

Влас

4.Назовите кличку собаки охотника

Фингал

Молодцы, ребята. Садитесь на свои места.

4.Проведем РАУНД ТЭЙБЛ, учащиеся по очереди выполняют работу по кругу на одном  (на команду) листе бумаги. ( 6 минут) Учит принимать различные точки зрения на вопрос,  договариваться, находить общее решение

Находим изобразительно-выразительные средства из стихотворения:

1группа- эпитеты

2 группа- метафоры

3 группа- сравнения

5.Следующее задание будет такое. Из стихотворения находим строфы с определенным типом речи. Выполняется устно. На обдумывание дается 5 минут.

1 группа- описание

2 группа- повествование

3 группа- рассуждение

6.Ребята, мы должны заучивать наизусть отрывок из стихотворения  . Давайте выслушаем этот отрывок при чтении Фаягуль.

«…Однажды в студеную…»

7. ТИМ ЧИР- кричалка, девиз. Короткое, веселое упражнение для поднятия духа аудитории, поощрения или выражения благодарности.

Вывод. Ребята, о чем мы с вами говорили на этом уроке.

Да, ребята, молодцы. Мы говорили о детстве.  Я желаю, чтобы у всех было счастливое детство. В заключении нашего урока мы составим с вами ассоциограмму слова «Детство». Прослушивание ответов.

Выставление оценок.

Домашнее задание. 1.Выучить наизусть отрывок из стихотворения

                                   2.Выписать из стихотворения Н.А.Некрасова изобразительно-выразительные средства

Самоанализ урока

          Урок – русской литературы, который вы посмотрели,  третий урок по теме “Изучение стихотворения Н.А.Некрасова «Крестьянские дети». 

Тема урока «Тема детства в стихотворении Н.А.Некрасова «Крестьянские дети».

 Цели урока: проанализировать произведение, раскрыть отношение поэта к крестьянским детям, выявить особенности построения произведения;


развивать связную речь учащихся, навыки выразительного чтения, творческие способности;

 воспитывать доброту, чуткость, сострадание, милосердие, повышать            интерес к творчеству Некрасова.

Задачи урока. Формировать универсальные учебные действия:

  1. Через организацию пространства поиска, диалога, творчества;
  2. Через обмен содержанием субъективного опыта между учениками;
  3. Через общение с учениками на принципах сотрудничества;
  4. Через включенность каждого ученика в работу класса.

Положительные результаты урока.

         Урок построен  в соответствии с программными требованиями в технологии проблемно-диалогического обучения с использованием приемов развития критического мышления учащихся.

         На сегодняшний день современный урок немыслим без «тактики сотрудничества»: ученик-учитель-ученик. Чтобы вовлечь ребят в учебу, необходимы все новые и новые формы урока, где за основу берется формирование универсальных учебных действий учащихся.

       Такая форма проведения урока существенно повышает мотивацию учения,  эффективность и продуктивность учебной деятельности, обеспечила работу всего класса, позволила учащимся раскрыть свои способности, «раскрепостить» их мышление.

     В основу построения данного урока положены коммуникативные универсальные учебные действия, наилучшим образом способствующие реализации одной из главных задач обучения: работе с различными видами информации. Для этого использованы следующие приемы ТРКМ:

1.Организовала   тимбилдинг, то есть 4 ученика становятся командой .

2.Обучающая структура  ТАЙМД-ПЭА-ШЕА, в которой два участника делятся развернутыми ответами  в течении определенного количества времени . Учит принимать различные точки зрения на вопрос,  договариваться, находить общее решение.

3.  Обучающая структура МИКС ПЭА ШЭА- участники смешиваются под музыку, образовывают пару, когда музыка прекращается, и обсуждают предложенную тему, используя РЕЛЛИ РОБИН (для коротких ответов) На обдумывание  отводится 3 секунды.

4. Обучающая структура РАУНД ТЭЙБЛ, учащиеся по очереди выполняют работу по кругу на одном  (на команду) листе бумаги. ( 6 минут) . Умение договариваться, убеждать, уступать, аргументировать, находить общее решение.

5. ТИМ ЧИР- кричалка, девиз. Короткое, веселое упражнение для поднятия духа аудитории, поощрения или выражения благодарности.

Познавательные универсальные учебные действия формировались на всех стадиях урока.

  • общеучебные: умение строить речевое высказывание в письменной форме, контроль и оценка результата
  • универсальные: анализ с целью выделения признаков.

В течение всего урока  формировались регулятивные универсальные учебные действия

  • прогнозирование темы урока
  • целеполагание урока
  • волевая саморегуляция при самостоятельной работе
  • осознание качества и уровня усвоения учебного материала

Методы  обучения и используемые приемы ТРКМ послужили способом  создания максимальных условий для активной мыслительной деятельности учащихся. Выбранные мною методы и приемы ТРКМ соответствовали, характеру и содержанию учебного материала, уровню знаний, умений и навыков учащихся.

     Постаралась, чтобы задания, которые   предлагаются детям, давать в игровой форме, они быстро сменяют друг друга, яркие, запоминающиеся. Элемент занимательности, связь с жизнью (работа с пословицей, цитатой) заставляли учащихся  мобилизовать свои силы и все имеющиеся в арсенале знания, умения и навыки.

 

      На протяжении всего урока использовала: практические, логические задания, мультимедийные средства для формирования интереса к предмету.

        Для организации деятельности учащихся на уроке применила различные формы работы с детьми:

  • фронтальная(во время проверки раннее изученного материала)
  • групповая (во время систематизации имеющихся знаний)

работа в парах (для развития сотрудничества среди учащихся).

       Способы взаимодействия  продуманы с учетом индивидуальных способностей учащихся и их интересов. При подготовке к уроку  мною были учтены и возрастные, и индивидуальные особенности, а также уровень развития учащихся (класс среднего и ниже среднего развития):  

       Учитывала психологические особенности детей: визуалы, кинестетики, аудиалы и рекомендации психолога.

       Контроль усвоения знаний, умений и навыков учащихся осуществлялся на всех этапах урока методами само- и взаимоконтроля учащихся и корректного контроля за само- и взаимоконтролем учащихся со стороны учителя.

 

       Урок прошёл в  темпоритме, необходимом для оптимальной организации активной познавательной деятельности учащихся. Домашнее задание дала творческое.      

        Активность и работоспособность ребят на уроке хорошая.

       Психологическая атмосфера на уроке характеризовалась дружественностью, оптимизмом и равенством как учащихся между собой, так и между учащимися и учителем.
      Результаты урока я оцениваю как хорошие. Поставленные задачи и план урока удалось реализовать. Программный материал урока учащимися усвоен.        

        



Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

Разработка открытого урока

 по русскому языку в 6 классе по теме:

Тема детства в стихотворении Н.А.Некрасова «Крестьянские дети»


Хисамиева Расиля Рауфовна,

учитель  русского языка и литературы

 первой квалификационной категории

МБОУ «Ашитбашская средняя общеобразовательная школа

 имени Г.Тукая»

Арского муниципального района РТ

 

2013 ГОД

Тема урока: Тема детства в стихотворении Н.А.Некрасова «Крестьянские дети».

Цели урока: проанализировать произведение, раскрыть отношение поэта к крестьянским детям, выявить особенности построения произведения;


развивать связную речь учащихся, навыки выразительного чтения, творческие способности;

 воспитывать доброту, чуткость, сострадание, милосердие, повышать            интерес к творчеству Некрасова.

Тип урока: обобщающий

Метод обучения: беседа

Оборудование: учебник русской литературы для 6 класса под ред. М.Г.Ахметзянова, портрет поэта, иллюстрации учащихся, презентация

Ход урока.

1.Организационный момент.

Приветствие учащихся, проверка  готовности индивидуальных заданий, различных материалов к уроку.

Ребята, какое у нас настроение сегодня? Отличное!

Мы сегодня организуем  тимбилдинг, то есть 4 ученика становятся командой . Давайте приветствуем своих соседей по лицу и по плечу.

 Приветствуем друг-друга веселой, теплой улыбкой. И пусть эта улыбка согревает наши юные сердца. Сегодня у нас гости и мы их тоже приветствуем нашими улыбками. Садитесь , пожалуйста.

Слушаем отчет нашего дежурного.

2.Актуализация пройденного материала.

Ребята, мы с вами изучили стихотворение Н.А.Некрасова «Крестьянские дети». И сегодня мы обобщим наши знания.  Тема нашего урока «Тема детства в стихотворении Н.А.Некрасова «Крестьянские дети». Давайте запишем в тетради сегодняшнее число и тему нашего урока.

Цели нашего урока( ознакомление целями урока).

 Я вам дала индивидуальные домашние задания, и их мы проверим по ходу нашего урока.

Слово учителя:

Да, удивительная эта пора – детство. Наверное, каждый взрослый мечтает хоть на одну минутку вернуться в то чудесное и беззаботное время. Каждый  человек, несмотря на свой возраст, не забывает свое детство. Сегодня мы с вами поговорим о детстве некрасовских времен. Сравним детство крестьянских детей с детством детей богатых. И ,конечно же, поговорим о вашем детстве.

1.Проведем мы с вами ТАЙМД-ПЭА-ШЕА, закончите предложение и объясните соседу по лицу и по плечу. Умение договариваться, убеждать, уступать, аргументировать, находить общее решение

Детство крестьянских детей похоже на –

2.Проверка индивидуальных домашних заданий.

1.Какие случаи из своего детства вспоминает Некрасов. ( Айгуль, Алина)

2.О каких двух сторонах  жизни крестьянского ребенка размышляет поэт? (Ильгиз, Дильбар)

3.Интересный случай из вашего детства (Радис, Фаягуль, Фаниль)

4.Иллюстрации учащихся к отрывкам из стихотворения  (Ильназ, Ильяс, Айзиряк, Алина)

Физкультминутка (танцуют, отдыхают и повторяют пройденный материал, то есть ответы на вопросы, презентация)

3.МИКС ПЭА ШЭА- участники смешиваются под музыку, образовывают пару, когда музыка прекращается, и обсуждают предложенную тему, используя РЕЛЛИ РОБИН (для коротких ответов) На обдумывание  отводится 3 секунды.

 Игра-викторина  «Угадай героя»

1.«Опять я в деревне. Хожу на охоту,

Пишу мои вирши- живется легко.

Вчера, утомленный ходьбой по болоту,

Забрел я в сарай и заснул глубоко»

Автор- охотник

2. Кому принадлежат  слова ?

«Такому –то гусю уж что за охота!

Лежал бы себе на печи»

Мальчик

3. «И, шествуя важно, в спокойствии чинном,

 Лошадку ведет под уздцы мужичок-

В больших сапогах, в полушубке овчинном,

В больших рукавицах…а сам с ноготок!»

Влас

4.Назовите кличку собаки охотника

Фингал

Молодцы, ребята. Садитесь на свои места.

4.Проведем РАУНД ТЭЙБЛ, учащиеся по очереди выполняют работу по кругу на одном  (на команду) листе бумаги. ( 6 минут) Учит принимать различные точки зрения на вопрос,  договариваться, находить общее решение

Находим изобразительно-выразительные средства из стихотворения:

1группа- эпитеты

2 группа- метафоры

3 группа- сравнения

5.Следующее задание будет такое. Из стихотворения находим строфы с определенным типом речи. Выполняется устно. На обдумывание дается 5 минут.

1 группа- описание

2 группа- повествование

3 группа- рассуждение

6.Ребята, мы должны заучивать наизусть отрывок из стихотворения  . Давайте выслушаем этот отрывок при чтении Фаягуль.

«…Однажды в студеную…»

7. ТИМ ЧИР- кричалка, девиз. Короткое, веселое упражнение для поднятия духа аудитории, поощрения или выражения благодарности.

Вывод. Ребята, о чем мы с вами говорили на этом уроке.

Да, ребята, молодцы. Мы говорили о детстве.  Я желаю, чтобы у всех было счастливое детство. В заключении нашего урока мы составим с вами ассоциограмму слова «Детство». Прослушивание ответов.

Выставление оценок.

Домашнее задание. 1.Выучить наизусть отрывок из стихотворения

                                   2.Выписать из стихотворения Н.А.Некрасова изобразительно-выразительные средства

Самоанализ урока

          Урок – русской литературы, который вы посмотрели,  третий урок по теме “Изучение стихотворения Н.А.Некрасова «Крестьянские дети». 

Тема урока «Тема детства в стихотворении Н.А.Некрасова «Крестьянские дети».

 Цели урока: проанализировать произведение, раскрыть отношение поэта к крестьянским детям, выявить особенности построения произведения;


развивать связную речь учащихся, навыки выразительного чтения, творческие способности;

 воспитывать доброту, чуткость, сострадание, милосердие, повышать            интерес к творчеству Некрасова.

Задачи урока. Формировать универсальные учебные действия:

  1. Через организацию пространства поиска, диалога, творчества;
  2. Через обмен содержанием субъективного опыта между учениками;
  3. Через общение с учениками на принципах сотрудничества;
  4. Через включенность каждого ученика в работу класса.

Положительные результаты урока.

         Урок построен  в соответствии с программными требованиями в технологии проблемно-диалогического обучения с использованием приемов развития критического мышления учащихся.

         На сегодняшний день современный урок немыслим без «тактики сотрудничества»: ученик-учитель-ученик. Чтобы вовлечь ребят в учебу, необходимы все новые и новые формы урока, где за основу берется формирование универсальных учебных действий учащихся.

       Такая форма проведения урока существенно повышает мотивацию учения,  эффективность и продуктивность учебной деятельности, обеспечила работу всего класса, позволила учащимся раскрыть свои способности, «раскрепостить» их мышление.

     В основу построения данного урока положены коммуникативные универсальные учебные действия, наилучшим образом способствующие реализации одной из главных задач обучения: работе с различными видами информации. Для этого использованы следующие приемы ТРКМ:

1.Организовала   тимбилдинг, то есть 4 ученика становятся командой .

2.Обучающая структура  ТАЙМД-ПЭА-ШЕА, в которой два участника делятся развернутыми ответами  в течении определенного количества времени . Учит принимать различные точки зрения на вопрос,  договариваться, находить общее решение.

3.  Обучающая структура МИКС ПЭА ШЭА- участники смешиваются под музыку, образовывают пару, когда музыка прекращается, и обсуждают предложенную тему, используя РЕЛЛИ РОБИН (для коротких ответов) На обдумывание  отводится 3 секунды.

4. Обучающая структура РАУНД ТЭЙБЛ, учащиеся по очереди выполняют работу по кругу на одном  (на команду) листе бумаги. ( 6 минут) . Умение договариваться, убеждать, уступать, аргументировать, находить общее решение.

5. ТИМ ЧИР- кричалка, девиз. Короткое, веселое упражнение для поднятия духа аудитории, поощрения или выражения благодарности.

Познавательные универсальные учебные действия формировались на всех стадиях урока.

  • общеучебные: умение строить речевое высказывание в письменной форме, контроль и оценка результата
  • универсальные: анализ с целью выделения признаков.

В течение всего урока  формировались регулятивные универсальные учебные действия

  • прогнозирование темы урока
  • целеполагание урока
  • волевая саморегуляция при самостоятельной работе
  • осознание качества и уровня усвоения учебного материала

Методы  обучения и используемые приемы ТРКМ послужили способом  создания максимальных условий для активной мыслительной деятельности учащихся. Выбранные мною методы и приемы ТРКМ соответствовали, характеру и содержанию учебного материала, уровню знаний, умений и навыков учащихся.

     Постаралась, чтобы задания, которые   предлагаются детям, давать в игровой форме, они быстро сменяют друг друга, яркие, запоминающиеся. Элемент занимательности, связь с жизнью (работа с пословицей, цитатой) заставляли учащихся  мобилизовать свои силы и все имеющиеся в арсенале знания, умения и навыки.

 

      На протяжении всего урока использовала: практические, логические задания, мультимедийные средства для формирования интереса к предмету.

        Для организации деятельности учащихся на уроке применила различные формы работы с детьми:

  • фронтальная(во время проверки раннее изученного материала)
  • групповая (во время систематизации имеющихся знаний)

работа в парах (для развития сотрудничества среди учащихся).

       Способы взаимодействия  продуманы с учетом индивидуальных способностей учащихся и их интересов. При подготовке к уроку  мною были учтены и возрастные, и индивидуальные особенности, а также уровень развития учащихся (класс среднего и ниже среднего развития):  

       Учитывала психологические особенности детей: визуалы, кинестетики, аудиалы и рекомендации психолога.

       Контроль усвоения знаний, умений и навыков учащихся осуществлялся на всех этапах урока методами само- и взаимоконтроля учащихся и корректного контроля за само- и взаимоконтролем учащихся со стороны учителя.

 

       Урок прошёл в  темпоритме, необходимом для оптимальной организации активной познавательной деятельности учащихся. Домашнее задание дала творческое.      

        Активность и работоспособность ребят на уроке хорошая.

       Психологическая атмосфера на уроке характеризовалась дружественностью, оптимизмом и равенством как учащихся между собой, так и между учащимися и учителем.
      Результаты урока я оцениваю как хорошие. Поставленные задачи и план урока удалось реализовать. Программный материал урока учащимися усвоен.        

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок (литература+живопись) "Тема тяжёлого детства в стихотворении Н.А. Некрасова "Школьник" и картине Н.П. Богданова-Бельского "У дверей школы". I курс НПО.

На  уроке очень детально анализируются оба произведения поочерёдно (можно параллельно), после чего проводится сопоставление образов главных героев. Такая работа даёт возможность лучше представить...

Конспект урока литературы"Тема детства в стихотворении Н.А.Некрасова "Крестьянские дети"

Цели:·       проанализировать произведение, раскрыть отношение поэта к крестьянским детям, выявить особенности построения произведения;·...

Урок в 6 классе по литературе (технологическая карта урока) по теме "Стихотворение Н.А.Некрасова «Крестьянские дети». Технологии: проблемного обучения, проектного обучения, критического мышления (кластер, синквейн), ИКТ Методы обучения: метод проектов, п

Стихотворение Н.А.Некрасова «Крестьянские дети»Тип урока: урок формирования новых знанийТехнологии: проблемного обучения, проектного обучения, критического мышления (кластер, синквейн), ИКТФорма: урок...

Мир детства в стихотворении Н.А. Некрасова «Крестьянские дети» (урок литературы в 5 классе)

Цель урока:  показать, каким предстает мир крестьянских детей в изображении Н.А.Некрасова...

Образ крестьянских детей в стихотворении Н. А. Некрасова «Крестьянские дети»

Образ крестьянских детей в стихотворении Н. А. Некрасова «Крестьянские дети»...