Открытый урок по литературе " Любовь в романе И.С.Тургенева "Отцы и дети".
план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему

Кириллова Галина Николаевна
  • раскрыть суть отношений героев романа “Отцы и дети”;

понять, для чего автор испытывает героев любовью к женщине

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_po_teme.docx40.47 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока :   Любовь в романе   И.С.Тургенева «Отцы и дети».

Тип урока - урок усвоения новых знаний

Форма урока – урок-беседа.

Оборудование – компьютер, мультимедиапроектор, слайд-презентация (как сопровождение урока), дидактический материал в виде карточек.

Цели урока:

  • раскрыть суть отношений героев романа “Отцы и дети”;
  • понять, для чего автор испытывает героев любовью к женщине.

Задачи:

Дидактические:

  • продолжить формирование умений анализировать художественный текст; аргументировано доказывать собственное суждение;
  • проверить степень сформированности навыков глубокого прочтения художественного произведения;
  • показать неоднозначность и сложность авторского замысла образа Базарова;

Развивающие:

  • развивать творческую речевую деятельность учащихся через выражение своего представления о героях произведения;
  • совершенствовать умения анализировать, доказывать, сравнивать, формулировать обобщенные выводы;
  • расширить круг ассоциаций;
  • развивать эмоциональную восприимчивость.

Воспитательные:

  • воспитывать трепетное отношение к женщине, к любви;
  • показать вневременные рамки классического художественного произведения;
  • воспитывать художественный вкус.

Ход урока

Учитель:

Организационный момент.

Сегодня на уроке мы продолжаем изучение и анализ романа И.С. Тургенева “Отцы и дети” (слайд №1)

А вот тему урока вы сформулируете сами, если, прослушав высказывание автора романа, догадаетесь, что он имел в виду:

Это сильнее смерти и страха смерти. Только этим держится и движется жизнь” (И.С. Тургенев).

Правильно, ребята, это – любовь. Тема нашего сегодняшнего урока - Любовь в романе “Отцы и дети”. А назовём мы его выразительной строкой из   стихотворения русского поэта  Юнны Петровны   Мориц  “За невлюблёнными людьми любовь идёт, как  привиденье»  (слайд №2). Эпиграфом к уроку станут слова самого Тургенева:

Любовь сильнее смерти и страха смерти. Только любовью держится и движется жизнь” (И.С. Тургенев) (слайд №3).

Сегодня на уроке мы должны раскрыть суть отношений героев, понять, для чего автор испытывает героев любовью к женщине (слайд №4).

Но прежде чем начать разговор о любви в романе, проверим, насколько внимательно вы его прочитали. Вам выданы листочки, на них укажите свои имя и фамилию. Напишем цифровой диктант. Если утверждение верно, вы ставите цифру “1”, если нет – “0”. Слушайте внимательно (слайды № 5-9).

  1. Действие романа начинается в 1859 году. 1
  2. Николай Петрович Кирсанов не занимался в своём поместье преобразованиями. 0
  3. Евгений Васильевич Базаров с первого взгляда не понравился дяде Аркадия Кирсанова. 1
  4. Поводом к началу схватки между Базаровым и Павлом Петровичем Кирсановым послужила неодобрительная реплика Базарова об одном из соседних помещиков. 0
  5. Сводного брата Аркадия звали Митей. 1
  6. Евдоксия Кукшина и её взгляды на жизнь были интересны Евгению Базарову, т.к. в ней он видел единомышленницу. 0
  7. Знакомство Евгения Базарова с Анной Сергеевной Одинцовой произошло на балу у губернатора. 1
  8. Чувства Евгения Базарова, напор его страсти испугали Одинцову. 1
  9. Дуэль с Павлом Петровичем состоялась в первый приезд Евгения Базарова в Марьино. 0
  10. В эпилоге романа Анна Сергеевна вышла замуж по любви за одного из будущих русских деятелей. 0

В итоге: 1010101100

Изучение новой темы мне бы хотелось начать с высказывания самого Тургенева о сущности любви:“Любовь – вовсе даже не чувство; она – болезнь, известное состояние души и тела; она не развивается постепенно; в ней нельзя сомневаться, с ней нельзя хитрить; обыкновенно она овладевает человеком без спроса, против его воли – ни дать ни взять холера или лихорадка. В любви одно лицо – раб, а другое – властелин”. (Полное собрание сочинений и писем И.С. 

Согласны ли вы, ребята, с Тургеневым?

В любом тургеневском романе герои проведены через любовь к женщине, через самое личное из всех человеческих чувств. Тургенев делал это не только для полноты и многогранности образа. В его романах любовь является одним из основных моментов раскрытия характера героя.

В романе “Отцы и дети” четыре любовных сюжета, 4 взгляда на эту проблему. Назовите, пожалуйста, эти любовные линии, назовите,  ( слайд №10), что для каждого героя значит любовь, реальное чувство или мечта?    

Для Николая Петровича любовь – это мечта, сон , воспоминание о Марии, о молодости и красоте. Настоящее – примирение с жизнью.

Для Павла Петровича – это загадка, поиск разгадки сфинкса. Это страсть и страдание, ломающее жизнь.

Для Аркадия  любовь и семья – синонимы; любовь – это взаимопонимание, движение друг к другу, общие интересы.

Для Фенечки любовь – это служение «благодетелю» Н.П.

Для Одинцовой – любопытство, чувство, которого она боится и так и не решается познать.

Для Кати – семья и равенство в браке.

Для княгини Р. – прихоть неведомых сил, убежище от страха смерти

Базаров считает, что любовь – пустяки и романтизм. Но именно его взгляды коренным образом меняются, рушатся.

Слайд №11,12

Учитель: Сегодня нам предстоит раскрыть взаимоотношения Базарова и Одинцовой, понять причину перемен, происходящих в душе Базарова, проследить, как герой проходит испытание любовью.

-   Поэтому прежде всего, нам нужно выяснить, кто такой Евгений Базаров?  ( молодой человек, студент медицинского факультета, нигилист)

   Образ Базарова будет неполным, если мы не рассмотрим, как он проходит главное испытание в своей жизни.

     

.              

                   Давайте охарактеризуем отношение Базарова к женщине, опираясь на текст романа. Ребята приводят цитаты( гл7)

“Человек, который всю свою жизнь поставил на карту женской любви…, этакой человек не мужчина, не самец”;

“И что за таинственные отношения между мужчиной и женщиной? Мы, физиологи знаем, какие это отношения”.

“Свободно мыслят между женщинами только уроды”.

У Базарова вульгарный, упрощенный подход к любви и женщине. Эти рассуждения окажутся просто теорией. Жизнь диктует свои правила. На наш взгляд, Базаров верно рассуждает о том, что нельзя ставить свою жизнь только на карту женской любви, а тем более нельзя раскисать от неудачи и превращаться в ни на что не способного человека.

Несмотря на это, в жизни Базарова произойдет встреча, которая опровергнет эти его теоретические рассуждения. Что это встреча? Кто эта женщина?

Учитель: На балу у губернатора (14 глава ) попытаемся выделить главные черты её облика.  и каковы ваши первые впечатления об Анне Сергеевне Одинцовой?

Ответы учащихся

Вывод  учителя:

Впервые она появляется на балу у губернатора. Аркадию она представляется в каком-то царственном ореоле. Действительно, она необыкновенно хороша собой. Главное, во всём её облике и поведении присутствовало глубокое спокойствие. В результате возникшая цепочка характеристик Анны Сергеевны – спокойна, вежливо участлива, снисходительна, холодна, строга – закономерно подводит читателя к мысли о возможном её равнодушии по отношению ко всему происходящему вокруг неё (глава 14).

 

Учитель: Как ведёт себя Базаров, впервые увидев Анну Сергеевну?        (подтверждение текстом)

Ученики: Цинично, как положено естествоиспытателю: “Это что за фигура? На остальных баб не похожа”. Но оказываясь рядом с Одинцовой, Евгений начинает конфузиться.

Учитель: Мы уже знаем, что представляет собой Базаров. А что нам известно об Одинцовой? Именно в прошлом Анны Сергеевны кроется ключ к пониманию её характера. Расскажите об Одинцовой, о ее прошлом

Ответы учащихся:

Мать Анны Сергеевны умерла рано. Отец её – Сергей Николаевич Локтев – проигрался и вынужден был поселиться в деревне. Через некоторое время скончался и он, оставив своим дочерям крошечное наследство. Анна Сергеевна, чтобы суметь прожить в деревне, выписала к себе тётушку.

Однажды Анну увидел очень богатый человек 46 лет – Одинцов. Он предложил ей свою руку, она дала согласие. Через 6 лет он скончался, оставив всё наследство супруге.

Учитель : В чем же особенность её жизни до встречи с Базаровым?

Ответы уч-ся: Основа её жизни – обеспеченность. Ей свойственны ум и самостоятельность, холодность и незнание любви, отсутствие друзей и интересных людей

- Какое впечатление произвели друг на друга Базаров и Одинцова?

Базаров увидел не только красоту, но и отличие Одинцовой от остальных женщин дворянского круга. Это все и пробудило интерес Базарова к Анне Сергеевне.

- А Анна Сергеевна почувствовала необычность и непохожесть Базарова, т.к. она внимательна и наблюдательна.  Ум, силу, отсутствие пошлости. Затем любопытство переросло в заинтересованность, в желание узнать, что это за человек, как поведет он себя, что будет говорить Поэтому она пригласила его навестить её в имении  Никольское.

Учитель: как отреагировал Базаров на приглашение?

Ученики : Поклонился  и, как отметил Аркадий, покраснел.

Учитель: Что ведет Базарова в дом Одинцовой?

Её красота, новое возникшее чувство, которое он еще для себя не обозначил. Таким образом, после свидания в гостинице интерес Базарова и Одинцовой друг к другу усилился.

Базаров и Одинцова в Никольском (гл.16)

Итак, Базаров и Аркадий приезжают в Никольское.

- Какая мысль промелькнула у Базарова во время разговора с Аркадием у портрета мужа Одинцовой?

(«Аль удрать?»)

Чего испугался Базаров?

Он познакомился с порядками, царящими в Никольском, и понимает, что приехал в чуждый для него мир и боится погрузиться в этот мир Одинцовой.

- Сколько дней проведет Базаров в Никольском?

15 дней.

- Изменилось ли за эти дни поведение Базарова? ( гл.17)

Да, он много говорит, перестает работать. Стал легко раздражаться. Говорил нехотя, глядел сердито. Базарова и тянет к ней, и раздражается, и в то же время испытывает чувство злобы.

- В чем причина такого поведения Базарова?

Чувство, внушенное Базарову Одинцовой. Чувство, которое его мучило и бесило. Одинцова ему нравилась, но он скоро понял, что с ней «не добьешься толку», а отвернуться от неё он, к изумлению своему, не имел сил.

- Как он ведет себя с Одинцовой, а как думает наедине?

В разговорах с Анной Сергеевной он высказывал равнодушие ко всему романтическому, а, оставшись наедине, с негодованием сознавал романтика в самом себе.

Вывод. Базаров предстает перед нами, с одной стороны, теоретиком, а с другой стороны, - человеком, почувствовавшим себя романтиком. Он ощущает у себя чувство и понимает, что нигилист не должен испытывать подобных чувств, но сделать с собой ничего не может. В этом и заключается внутренний конфликт героя.

Он понимает отступничество от своей теории как слабость, как жизненный крах, поэтому и ведет внутреннюю борьбу, поэтому и стыдится Аркадия. (тетрадь)

А что чувствует Одинцова?

Базаров, конечно, поразил её воображение, и она думала о нем, но «она хотела чего-то, сама не зная чего именно».

- Что лежит в основе её отношения к Базарову?

Интерес к чему-то новому и боязнь этого нового.

Любопытство её переходит в заинтересованность, заинтересованность – в увлечение, которое может вырасти в любовь. Но Одинцовой надо знать, что представляет собой Базаров как человек.

- Прочитайте объяснение Базарова и Одинцовой по ролям (18 гл.)

 

-

Проследим за поведением Одинцовой в этой сцене.

     - Почему она останавливается "то перед окном, то перед зеркалом"? 

      (Окно символизирует готовность отдаться чувству, в зеркале мы видим себя, думаем о себе, рассматриваем себя; зеркало, по мнению Л.Н.Толстого, делает нас эгоистами) Значит, Одинцова выбирает: отдаться ли ей любви, выбрать путь и радости, и страдания, или остаться прежней, самой собой, выбрать комфорт, спокойствие, прежний образ жизни.

        - Что же выбирает Одинцова? 

Она выбирает зеркало, а значит - покой: "Спокойствие все-таки лучше всего на свете". То равнодушие, холодность, что мы видели в ней с самого начала, победили.

- Почему Анна Сергеевна решила «не шутить этим»?

Ответы:

  1. Она испугалась, поняв, что приключение для неё опасно, т.к. она в конце концов может влюбиться в Базарова. А любовь-страсть Базарова разрушительна
  2. По социальному положению Базаров – выходец из низов, бедняк, будущий лекарь. Даже если бы полюбила, она не пошла бы за ним в горькую жизнь.

- Найдите в тексте и зачитайте внутренний монолог Анны Сергеевны. Что же она выбирает.

Спокойствие.

Как описывает Тургенев поведение Базарова в момент объяснения?

Тургенев передает психологическое состояние героя: отвернулся, стал спиной, уперся лбом в стекло. Он хочет избежать объяснения, объясняется, не глядя на Одинцову - испытывает злость на себя

Как вы думаете, почему Базарову так мучительно даётся признание в любви?

Принципы Базарова не выдерживают испытания жизнью. Происходит внутреннее столкновение идеи и неподвластного разуму чувства любви. Это приводит к конфликту с самим собой.

. Сколько страдания испытывает Базаров при своём последнем визите к Одинцовой! По-прежнему затаённо-трепетно любящий Анну Сергеевну, он вместе с тем понимает, что её прощальным порывом движет жалость к нему. И потому он как бы поднимается над своим же чувством, чтобы иметь силы произнести: “Человек я бедный, но милостыни ещё до сих пор не принимал. Прощайте-с и будьте  здоровы”.

.

- Чем же это признание в любви стало для Базарова?

Поражением. Оказывается, он оказался тонко организованной натурой; испытывает трепет, муки, страсть. Ведь он всю жизнь ломал себя, отказывался от традиционного, и вдруг всё, как у всех.

- Какие новые черты характера героя открываются в этих сценах?

Он стал лучше, сердечнее, человечнее.

Ребята, перед вами слова, показывающие изменения в Базарове. Эти слова нужно распределить в той последовательности, в которой происходили изменения в герое.

Цинизм – любопытство – конфуз – досада – испуг – преувеличенная развязность – стремление понравиться – смущение (покраснение) – интерес – мучительное чувство.

Таким образом, Базаров незаметно меняется. Постепенно исчезает цинизм, появляется смущение, перерастающее в мучительное чувство.

Испытание любовью становится для героя рубежным. Только любовь-страсть обнаруживает в нём глубокого, значительного, необыкновенно мощного в эмоциональном переживании человека, самосгорающего в своём чувстве и при этом становящегося ещё более сильным.

На следующем этапе урока работа будет идти в группах (3 группы). Представление групп:

1 группа - знатоки истории любви Николая Петровича и Фенечки;

2 группа – знатоки истории любви Павла Петровича и княгини Р.;

3 группа – знатоки истории любви Аркадия и Кати.

Первое задание для групп. Расскажите об истории любви своих героев.

Один представитель от группы рассказывает, остальные добавляют.

Второе задание. В своём романе Тургенев изобразил разные виды любви. Подумайте, какое название любви вы дадите для того, чтобы раскрыть суть отношений героев.

Николай Петрович и Фенечка – любовь-семья (естественность и простота).

Павел Петрович и княгиня Р. – любовь-наваждение.

Аркадий и Катя – земная любовь.  Слайд№11,12

 Третье задание

. Я приготовила для вас разные иллюстрации, на которых изображены героини “Отцов и детей” (слайд № 14). Ваша задача – найти среди них “вашу” героиню, подобрать из литературного произведения цитаты-аргументы.

Иллюстрация №1 – Катя Локтева;

Иллюстрация №2 – княгиня Р.

Иллюстрация №3 – Фенечка. Слайд 14

Четвёртое задание. Ребята, а как вы считаете, с какой целью Тургенев вводит эти женские образы в роман “Отцы и дети”.

Правильно, для того, чтобы испытать героя, а также раскрыть его характер. Что мы узнаем о героях-мужчинах, об их характере, анализируя их любовные истории?

Любовь сломала Павла Петровича. Он уже не мог жить по-прежнему после смерти княгини Р.   Из истории любви Павла Петровича Кирсанова к княгине Р. мы можем многое понять: например, почему Павел Петрович так замкнут, почему он избрал именно такую манеру поведения.

.

В отношении с Фенечкой Н.П. робок, добр, как и в жизни. Для него важнее всего семья, сын. Его любовь, как свеча, пламя которой горит ровно и спокойно.

Аркадий меняется, “возвращается” к себе истинному под влиянием Кати. Нигилизм для него – наносное. Он любит музыку, природу, романтик в душе. Все лучшие стороны его раскрывают отношения с Катей (Слайд № 14).

Итак, ребята, сегодня на уроке мы рассмотрели с вами любовные отношения основных героев романа “Отцы и дети”.  Но какая бы разная ни была любовь, это чувство всё равно прекрасно. Поэтому о любви столько пишут, сочиняют стихи, о любви поётся в песнях. А создателей прекрасных произведений можно перечислять до бесконечности.

Для закрепления материала предлагаю сыграть вам в игру “Угадай-ка”. На доске разноцветные 

сердечки(из цветного картона), сзади которых находятся вопросы, оцененные от 1 до 5 баллов в зависимости от их сложности. Работа продолжается в группах. Выбор сердечка группы делают по очереди. Ответив полностью на вопрос, они получают то количество баллов, которое присвоено этому сердечку. Если ребята этой группы затрудняются ответить, право ответа переходить к другим группам. Команда, набравшая наибольшее количество баллов, оказывается победителем.

[Этот соревновательный этап урока, вызывает положительные эмоции у учащихся].

Розовое сердце – 5 баллов; В чём сходство и в чём отличие отношения к любви Павла Петровича Кирсанова и Евгения Базарова?

Голубое сердце – 1 балл; Что стало формальным поводом к дуэли Евгения Базарова и Павла Петровича Кирсанова?

Зелёное сердце – 5 баллов; Какой момент в духовной биографии Базарова можно назвать переломным и почему?

Золотое сердце – 3 балла; Кто из героев романа вызвал большую симпатию? Чья любовная история Вам ближе всего?

Красное сердце – 5 баллов; Сопоставьте любовь братьев Кирсановых. Что общего и в чём разница в их чувствах?

Жёлтое сердце – 2 балла; Кто из героинь романа мечтает о семейном счастье?

Д.з. Болезнь и смерть Базарова

Подведение итогов и выставление оценок

Рефлексия «Одним словом»

Закончите одним словом

Сегодняшний урок- это…

Сегодня на уроке я…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка открытого урока по литературе по творчеству поэтов-декабристов "Любовью к родине дыша..."

Данная методическая разработка открытого урока представляет собой один из уроков предметной недели, посвящённой 195 - летию Восстания декабристов....

Презентация к открытому уроку по литературе по творчеству поэтов - декабристов "Любовью к родине дыша..."

Презентация к открытому уроку по литературе по творчеству поэтов - декабристов "Любовью к родине дыша...", посвящённому 195 - летию Восстания декабристов....

«Любой судьбе любовь дает отпор» Открытый урок по литературе по повести М. Шолохова «Судьба человека»

Тема урока «Любой судьбе любовь дает отпор»Общая тема: Публицистика военных лет Цель: проследить судьбу отдельного человека в трагическое для страны время и на его примере показать великую силу любви....

«Любой судьбе любовь дает отпор» Открытый урок по литературе по повести М. Шолохова «Судьба человека»

Тема урока «Любой судьбе любовь дает отпор»Общая тема: Публицистика военных лет Цель: проследить судьбу отдельного человека в трагическое для страны время и на его примере показать великую силу любви....

План-конспект открытого урока по литературе в 9 классе на тему: Анализ повести «Бэла» по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» Подготовила учитель русского языка и литературы Чижова Светлана Николаевна.

        План-конспект  открытого урока по литературе в 9 классе на тему:Анализ повести  «Бэла» по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»Подготовила учитель р...

Технологическая карта урока по литературе в 10 классе на тему «Отцы и дети» в романе «Отцы и дети» И.С. Тургенева. Предмет: литература Класс: 10 Используемый учебно-методический комплекс: ЛИТЕРАТУРА 10 класс Учебник для общеобразовательных учреждений Баз

Технологическая карта урока по литературе в 10 классе на тему «Отцы и дети» в романе «Отцы и дети» И.С. Тургенева. Предмет: литератураКласс: 10Используемый учебно-методиче...