Открытый урок по литературе " Любовь в романе И.С.Тургенева "Отцы и дети".
план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему
- раскрыть суть отношений героев романа “Отцы и дети”;
понять, для чего автор испытывает героев любовью к женщине
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_po_teme.docx | 40.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока : Любовь в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети».
Тип урока - урок усвоения новых знаний
Форма урока – урок-беседа.
Оборудование – компьютер, мультимедиапроектор, слайд-презентация (как сопровождение урока), дидактический материал в виде карточек.
Цели урока:
- раскрыть суть отношений героев романа “Отцы и дети”;
- понять, для чего автор испытывает героев любовью к женщине.
Задачи:
Дидактические:
- продолжить формирование умений анализировать художественный текст; аргументировано доказывать собственное суждение;
- проверить степень сформированности навыков глубокого прочтения художественного произведения;
- показать неоднозначность и сложность авторского замысла образа Базарова;
Развивающие:
- развивать творческую речевую деятельность учащихся через выражение своего представления о героях произведения;
- совершенствовать умения анализировать, доказывать, сравнивать, формулировать обобщенные выводы;
- расширить круг ассоциаций;
- развивать эмоциональную восприимчивость.
Воспитательные:
- воспитывать трепетное отношение к женщине, к любви;
- показать вневременные рамки классического художественного произведения;
- воспитывать художественный вкус.
Ход урока
Учитель:
Организационный момент.
Сегодня на уроке мы продолжаем изучение и анализ романа И.С. Тургенева “Отцы и дети” (слайд №1)
А вот тему урока вы сформулируете сами, если, прослушав высказывание автора романа, догадаетесь, что он имел в виду:
“Это сильнее смерти и страха смерти. Только этим держится и движется жизнь” (И.С. Тургенев).
Правильно, ребята, это – любовь. Тема нашего сегодняшнего урока - Любовь в романе “Отцы и дети”. А назовём мы его выразительной строкой из стихотворения русского поэта Юнны Петровны Мориц “За невлюблёнными людьми любовь идёт, как привиденье» (слайд №2). Эпиграфом к уроку станут слова самого Тургенева:
“Любовь сильнее смерти и страха смерти. Только любовью держится и движется жизнь” (И.С. Тургенев) (слайд №3).
Сегодня на уроке мы должны раскрыть суть отношений героев, понять, для чего автор испытывает героев любовью к женщине (слайд №4).
Но прежде чем начать разговор о любви в романе, проверим, насколько внимательно вы его прочитали. Вам выданы листочки, на них укажите свои имя и фамилию. Напишем цифровой диктант. Если утверждение верно, вы ставите цифру “1”, если нет – “0”. Слушайте внимательно (слайды № 5-9).
- Действие романа начинается в 1859 году. 1
- Николай Петрович Кирсанов не занимался в своём поместье преобразованиями. 0
- Евгений Васильевич Базаров с первого взгляда не понравился дяде Аркадия Кирсанова. 1
- Поводом к началу схватки между Базаровым и Павлом Петровичем Кирсановым послужила неодобрительная реплика Базарова об одном из соседних помещиков. 0
- Сводного брата Аркадия звали Митей. 1
- Евдоксия Кукшина и её взгляды на жизнь были интересны Евгению Базарову, т.к. в ней он видел единомышленницу. 0
- Знакомство Евгения Базарова с Анной Сергеевной Одинцовой произошло на балу у губернатора. 1
- Чувства Евгения Базарова, напор его страсти испугали Одинцову. 1
- Дуэль с Павлом Петровичем состоялась в первый приезд Евгения Базарова в Марьино. 0
- В эпилоге романа Анна Сергеевна вышла замуж по любви за одного из будущих русских деятелей. 0
В итоге: 1010101100
Изучение новой темы мне бы хотелось начать с высказывания самого Тургенева о сущности любви:“Любовь – вовсе даже не чувство; она – болезнь, известное состояние души и тела; она не развивается постепенно; в ней нельзя сомневаться, с ней нельзя хитрить; обыкновенно она овладевает человеком без спроса, против его воли – ни дать ни взять холера или лихорадка. В любви одно лицо – раб, а другое – властелин”. (Полное собрание сочинений и писем И.С.
Согласны ли вы, ребята, с Тургеневым?
В любом тургеневском романе герои проведены через любовь к женщине, через самое личное из всех человеческих чувств. Тургенев делал это не только для полноты и многогранности образа. В его романах любовь является одним из основных моментов раскрытия характера героя.
В романе “Отцы и дети” четыре любовных сюжета, 4 взгляда на эту проблему. Назовите, пожалуйста, эти любовные линии, назовите, ( слайд №10), что для каждого героя значит любовь, реальное чувство или мечта?
Для Николая Петровича любовь – это мечта, сон , воспоминание о Марии, о молодости и красоте. Настоящее – примирение с жизнью.
Для Павла Петровича – это загадка, поиск разгадки сфинкса. Это страсть и страдание, ломающее жизнь.
Для Аркадия любовь и семья – синонимы; любовь – это взаимопонимание, движение друг к другу, общие интересы.
Для Фенечки любовь – это служение «благодетелю» Н.П.
Для Одинцовой – любопытство, чувство, которого она боится и так и не решается познать.
Для Кати – семья и равенство в браке.
Для княгини Р. – прихоть неведомых сил, убежище от страха смерти
Базаров считает, что любовь – пустяки и романтизм. Но именно его взгляды коренным образом меняются, рушатся.
Слайд №11,12
Учитель: Сегодня нам предстоит раскрыть взаимоотношения Базарова и Одинцовой, понять причину перемен, происходящих в душе Базарова, проследить, как герой проходит испытание любовью.
- Поэтому прежде всего, нам нужно выяснить, кто такой Евгений Базаров? ( молодой человек, студент медицинского факультета, нигилист)
Образ Базарова будет неполным, если мы не рассмотрим, как он проходит главное испытание в своей жизни.
.
Давайте охарактеризуем отношение Базарова к женщине, опираясь на текст романа. Ребята приводят цитаты( гл7)
“Человек, который всю свою жизнь поставил на карту женской любви…, этакой человек не мужчина, не самец”;
“И что за таинственные отношения между мужчиной и женщиной? Мы, физиологи знаем, какие это отношения”.
“Свободно мыслят между женщинами только уроды”.
У Базарова вульгарный, упрощенный подход к любви и женщине. Эти рассуждения окажутся просто теорией. Жизнь диктует свои правила. На наш взгляд, Базаров верно рассуждает о том, что нельзя ставить свою жизнь только на карту женской любви, а тем более нельзя раскисать от неудачи и превращаться в ни на что не способного человека.
Несмотря на это, в жизни Базарова произойдет встреча, которая опровергнет эти его теоретические рассуждения. Что это встреча? Кто эта женщина?
Учитель: На балу у губернатора (14 глава ) попытаемся выделить главные черты её облика. и каковы ваши первые впечатления об Анне Сергеевне Одинцовой?
Ответы учащихся
Вывод учителя:
Впервые она появляется на балу у губернатора. Аркадию она представляется в каком-то царственном ореоле. Действительно, она необыкновенно хороша собой. Главное, во всём её облике и поведении присутствовало глубокое спокойствие. В результате возникшая цепочка характеристик Анны Сергеевны – спокойна, вежливо участлива, снисходительна, холодна, строга – закономерно подводит читателя к мысли о возможном её равнодушии по отношению ко всему происходящему вокруг неё (глава 14).
Учитель: Как ведёт себя Базаров, впервые увидев Анну Сергеевну? (подтверждение текстом)
Ученики: Цинично, как положено естествоиспытателю: “Это что за фигура? На остальных баб не похожа”. Но оказываясь рядом с Одинцовой, Евгений начинает конфузиться.
Учитель: Мы уже знаем, что представляет собой Базаров. А что нам известно об Одинцовой? Именно в прошлом Анны Сергеевны кроется ключ к пониманию её характера. Расскажите об Одинцовой, о ее прошлом
Ответы учащихся:
Мать Анны Сергеевны умерла рано. Отец её – Сергей Николаевич Локтев – проигрался и вынужден был поселиться в деревне. Через некоторое время скончался и он, оставив своим дочерям крошечное наследство. Анна Сергеевна, чтобы суметь прожить в деревне, выписала к себе тётушку.
Однажды Анну увидел очень богатый человек 46 лет – Одинцов. Он предложил ей свою руку, она дала согласие. Через 6 лет он скончался, оставив всё наследство супруге.
Учитель : В чем же особенность её жизни до встречи с Базаровым?
Ответы уч-ся: Основа её жизни – обеспеченность. Ей свойственны ум и самостоятельность, холодность и незнание любви, отсутствие друзей и интересных людей
- Какое впечатление произвели друг на друга Базаров и Одинцова?
Базаров увидел не только красоту, но и отличие Одинцовой от остальных женщин дворянского круга. Это все и пробудило интерес Базарова к Анне Сергеевне.
- А Анна Сергеевна почувствовала необычность и непохожесть Базарова, т.к. она внимательна и наблюдательна. Ум, силу, отсутствие пошлости. Затем любопытство переросло в заинтересованность, в желание узнать, что это за человек, как поведет он себя, что будет говорить Поэтому она пригласила его навестить её в имении Никольское.
Учитель: как отреагировал Базаров на приглашение?
Ученики : Поклонился и, как отметил Аркадий, покраснел.
Учитель: Что ведет Базарова в дом Одинцовой?
Её красота, новое возникшее чувство, которое он еще для себя не обозначил. Таким образом, после свидания в гостинице интерес Базарова и Одинцовой друг к другу усилился.
Базаров и Одинцова в Никольском (гл.16)
Итак, Базаров и Аркадий приезжают в Никольское.
- Какая мысль промелькнула у Базарова во время разговора с Аркадием у портрета мужа Одинцовой?
(«Аль удрать?»)
Чего испугался Базаров?
Он познакомился с порядками, царящими в Никольском, и понимает, что приехал в чуждый для него мир и боится погрузиться в этот мир Одинцовой.
- Сколько дней проведет Базаров в Никольском?
15 дней.
- Изменилось ли за эти дни поведение Базарова? ( гл.17)
Да, он много говорит, перестает работать. Стал легко раздражаться. Говорил нехотя, глядел сердито. Базарова и тянет к ней, и раздражается, и в то же время испытывает чувство злобы.
- В чем причина такого поведения Базарова?
Чувство, внушенное Базарову Одинцовой. Чувство, которое его мучило и бесило. Одинцова ему нравилась, но он скоро понял, что с ней «не добьешься толку», а отвернуться от неё он, к изумлению своему, не имел сил.
- Как он ведет себя с Одинцовой, а как думает наедине?
В разговорах с Анной Сергеевной он высказывал равнодушие ко всему романтическому, а, оставшись наедине, с негодованием сознавал романтика в самом себе.
Вывод. Базаров предстает перед нами, с одной стороны, теоретиком, а с другой стороны, - человеком, почувствовавшим себя романтиком. Он ощущает у себя чувство и понимает, что нигилист не должен испытывать подобных чувств, но сделать с собой ничего не может. В этом и заключается внутренний конфликт героя.
Он понимает отступничество от своей теории как слабость, как жизненный крах, поэтому и ведет внутреннюю борьбу, поэтому и стыдится Аркадия. (тетрадь)
А что чувствует Одинцова?
Базаров, конечно, поразил её воображение, и она думала о нем, но «она хотела чего-то, сама не зная чего именно».
- Что лежит в основе её отношения к Базарову?
Интерес к чему-то новому и боязнь этого нового.
Любопытство её переходит в заинтересованность, заинтересованность – в увлечение, которое может вырасти в любовь. Но Одинцовой надо знать, что представляет собой Базаров как человек.
- Прочитайте объяснение Базарова и Одинцовой по ролям (18 гл.)
-
Проследим за поведением Одинцовой в этой сцене.
- Почему она останавливается "то перед окном, то перед зеркалом"?
(Окно символизирует готовность отдаться чувству, в зеркале мы видим себя, думаем о себе, рассматриваем себя; зеркало, по мнению Л.Н.Толстого, делает нас эгоистами) Значит, Одинцова выбирает: отдаться ли ей любви, выбрать путь и радости, и страдания, или остаться прежней, самой собой, выбрать комфорт, спокойствие, прежний образ жизни.
- Что же выбирает Одинцова?
Она выбирает зеркало, а значит - покой: "Спокойствие все-таки лучше всего на свете". То равнодушие, холодность, что мы видели в ней с самого начала, победили.
- Почему Анна Сергеевна решила «не шутить этим»?
Ответы:
- Она испугалась, поняв, что приключение для неё опасно, т.к. она в конце концов может влюбиться в Базарова. А любовь-страсть Базарова разрушительна
- По социальному положению Базаров – выходец из низов, бедняк, будущий лекарь. Даже если бы полюбила, она не пошла бы за ним в горькую жизнь.
- Найдите в тексте и зачитайте внутренний монолог Анны Сергеевны. Что же она выбирает.
Спокойствие.
Как описывает Тургенев поведение Базарова в момент объяснения?
Тургенев передает психологическое состояние героя: отвернулся, стал спиной, уперся лбом в стекло. Он хочет избежать объяснения, объясняется, не глядя на Одинцову - испытывает злость на себя
Как вы думаете, почему Базарову так мучительно даётся признание в любви?
Принципы Базарова не выдерживают испытания жизнью. Происходит внутреннее столкновение идеи и неподвластного разуму чувства любви. Это приводит к конфликту с самим собой.
. Сколько страдания испытывает Базаров при своём последнем визите к Одинцовой! По-прежнему затаённо-трепетно любящий Анну Сергеевну, он вместе с тем понимает, что её прощальным порывом движет жалость к нему. И потому он как бы поднимается над своим же чувством, чтобы иметь силы произнести: “Человек я бедный, но милостыни ещё до сих пор не принимал. Прощайте-с и будьте здоровы”.
.
- Чем же это признание в любви стало для Базарова?
Поражением. Оказывается, он оказался тонко организованной натурой; испытывает трепет, муки, страсть. Ведь он всю жизнь ломал себя, отказывался от традиционного, и вдруг всё, как у всех.
- Какие новые черты характера героя открываются в этих сценах?
Он стал лучше, сердечнее, человечнее.
Ребята, перед вами слова, показывающие изменения в Базарове. Эти слова нужно распределить в той последовательности, в которой происходили изменения в герое.
Цинизм – любопытство – конфуз – досада – испуг – преувеличенная развязность – стремление понравиться – смущение (покраснение) – интерес – мучительное чувство.
Таким образом, Базаров незаметно меняется. Постепенно исчезает цинизм, появляется смущение, перерастающее в мучительное чувство.
Испытание любовью становится для героя рубежным. Только любовь-страсть обнаруживает в нём глубокого, значительного, необыкновенно мощного в эмоциональном переживании человека, самосгорающего в своём чувстве и при этом становящегося ещё более сильным.
На следующем этапе урока работа будет идти в группах (3 группы). Представление групп:
1 группа - знатоки истории любви Николая Петровича и Фенечки;
2 группа – знатоки истории любви Павла Петровича и княгини Р.;
3 группа – знатоки истории любви Аркадия и Кати.
Первое задание для групп. Расскажите об истории любви своих героев.
Один представитель от группы рассказывает, остальные добавляют.
Второе задание. В своём романе Тургенев изобразил разные виды любви. Подумайте, какое название любви вы дадите для того, чтобы раскрыть суть отношений героев.
Николай Петрович и Фенечка – любовь-семья (естественность и простота).
Павел Петрович и княгиня Р. – любовь-наваждение.
Аркадий и Катя – земная любовь. Слайд№11,12
Третье задание
. Я приготовила для вас разные иллюстрации, на которых изображены героини “Отцов и детей” (слайд № 14). Ваша задача – найти среди них “вашу” героиню, подобрать из литературного произведения цитаты-аргументы.
Иллюстрация №1 – Катя Локтева;
Иллюстрация №2 – княгиня Р.
Иллюстрация №3 – Фенечка. Слайд 14
Четвёртое задание. Ребята, а как вы считаете, с какой целью Тургенев вводит эти женские образы в роман “Отцы и дети”.
Правильно, для того, чтобы испытать героя, а также раскрыть его характер. Что мы узнаем о героях-мужчинах, об их характере, анализируя их любовные истории?
Любовь сломала Павла Петровича. Он уже не мог жить по-прежнему после смерти княгини Р. Из истории любви Павла Петровича Кирсанова к княгине Р. мы можем многое понять: например, почему Павел Петрович так замкнут, почему он избрал именно такую манеру поведения.
.
В отношении с Фенечкой Н.П. робок, добр, как и в жизни. Для него важнее всего семья, сын. Его любовь, как свеча, пламя которой горит ровно и спокойно.
Аркадий меняется, “возвращается” к себе истинному под влиянием Кати. Нигилизм для него – наносное. Он любит музыку, природу, романтик в душе. Все лучшие стороны его раскрывают отношения с Катей (Слайд № 14).
Итак, ребята, сегодня на уроке мы рассмотрели с вами любовные отношения основных героев романа “Отцы и дети”. Но какая бы разная ни была любовь, это чувство всё равно прекрасно. Поэтому о любви столько пишут, сочиняют стихи, о любви поётся в песнях. А создателей прекрасных произведений можно перечислять до бесконечности.
Для закрепления материала предлагаю сыграть вам в игру “Угадай-ка”. На доске разноцветные
сердечки(из цветного картона), сзади которых находятся вопросы, оцененные от 1 до 5 баллов в зависимости от их сложности. Работа продолжается в группах. Выбор сердечка группы делают по очереди. Ответив полностью на вопрос, они получают то количество баллов, которое присвоено этому сердечку. Если ребята этой группы затрудняются ответить, право ответа переходить к другим группам. Команда, набравшая наибольшее количество баллов, оказывается победителем.
[Этот соревновательный этап урока, вызывает положительные эмоции у учащихся].
Розовое сердце – 5 баллов; В чём сходство и в чём отличие отношения к любви Павла Петровича Кирсанова и Евгения Базарова?
Голубое сердце – 1 балл; Что стало формальным поводом к дуэли Евгения Базарова и Павла Петровича Кирсанова?
Зелёное сердце – 5 баллов; Какой момент в духовной биографии Базарова можно назвать переломным и почему?
Золотое сердце – 3 балла; Кто из героев романа вызвал большую симпатию? Чья любовная история Вам ближе всего?
Красное сердце – 5 баллов; Сопоставьте любовь братьев Кирсановых. Что общего и в чём разница в их чувствах?
Жёлтое сердце – 2 балла; Кто из героинь романа мечтает о семейном счастье?
Д.з. Болезнь и смерть Базарова
Подведение итогов и выставление оценок
Рефлексия «Одним словом»
Закончите одним словом
Сегодняшний урок- это…
Сегодня на уроке я…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка открытого урока по литературе по творчеству поэтов-декабристов "Любовью к родине дыша..."
Данная методическая разработка открытого урока представляет собой один из уроков предметной недели, посвящённой 195 - летию Восстания декабристов....
Презентация к открытому уроку по литературе по творчеству поэтов - декабристов "Любовью к родине дыша..."
Презентация к открытому уроку по литературе по творчеству поэтов - декабристов "Любовью к родине дыша...", посвящённому 195 - летию Восстания декабристов....
«Любой судьбе любовь дает отпор» Открытый урок по литературе по повести М. Шолохова «Судьба человека»
Тема урока «Любой судьбе любовь дает отпор»Общая тема: Публицистика военных лет Цель: проследить судьбу отдельного человека в трагическое для страны время и на его примере показать великую силу любви....
«Любой судьбе любовь дает отпор» Открытый урок по литературе по повести М. Шолохова «Судьба человека»
Тема урока «Любой судьбе любовь дает отпор»Общая тема: Публицистика военных лет Цель: проследить судьбу отдельного человека в трагическое для страны время и на его примере показать великую силу любви....
План-конспект открытого урока по литературе в 9 классе на тему: Анализ повести «Бэла» по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» Подготовила учитель русского языка и литературы Чижова Светлана Николаевна.
План-конспект открытого урока по литературе в 9 классе на тему:Анализ повести «Бэла» по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»Подготовила учитель р...
Технологическая карта урока по литературе в 10 классе на тему «Отцы и дети» в романе «Отцы и дети» И.С. Тургенева. Предмет: литература Класс: 10 Используемый учебно-методический комплекс: ЛИТЕРАТУРА 10 класс Учебник для общеобразовательных учреждений Баз
Технологическая карта урока по литературе в 10 классе на тему «Отцы и дети» в романе «Отцы и дети» И.С. Тургенева. Предмет: литератураКласс: 10Используемый учебно-методиче...