100 совят (уроки деонтологии) внеурочная деятельность
рабочая программа по литературе на тему
Предварительный просмотр:
Козлова Евгения Геннадьевна
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Ташаринская средняя общеобразовательная школа
«Рассмотрено» на заседании методического объединения Протокол № 1 от «28» августа 2018 г. Руководитель методического объединения ____________/Е. Н. Лакина/ | «Согласовано» Зам. директора по УВР ______/Г. В. Шаталова/ «28» августа 2018 г. | «Утверждаю» Директор МКОУ Ташаринская СОШ __________ /О. Х. Логинова/ Приказ № 61/15-04 от « 29» августа 2018 г. |
Рабочая программа внеурочной деятельности
интеллектуальный кружок «100 совят»
для 3-7 классов
Составитель: Козлова Е.Г.,
учитель русского языка и литературы
2018 – 2019 учебный год
«Я плыл по лодке вниз и вдруг услышал,
как в небе кто-то начал осторожно
переливать воду из звонкого
стеклянного сосуда
в другой такой же сосуд.
Вода булькала,
позванивала, журчала.
Звуки эти заполняли
все пространство
между рекой и небосводом.
Это курлыкали журавли».
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности интеллектуального кружка «100 совят» для 3–7 классов составлена с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Стратегии развития воспитания в РФ на период до 2025 г на основе проекта «Уроки деонтологии»: Рабочая программа дополнительного образования.
Цель: развитие познавательных способностей учащихся.
Задачи:
- развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
- развитие психических познавательных процессов: памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
- развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
- формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
- формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.
Общая характеристика учебного предмета, курса
Программа интеллектуального кружка «100 совят» предназначена для организации внеурочной деятельности по научно-познавательному направлению в 3-7 классах, направлена на формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию, мотивации к обучению и познанию, ценностного отношения к знанию. Педагогическая целесообразность данной образовательной программы обусловлена тем, что она предполагает формирование у обучающихся таких личностных характеристик, как любознательный, активно и заинтересованно познающий мир; владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности; доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение. Содержание курса «100 совят» максимально приспособлено к запросам и потребностям обучающихся, обеспечивает психологический комфорт, дающий шанс каждому открыть себя как индивидуальность, как личность. В рамках реализации данной программы обучающимся предоставляются возможности творческого развития по интересам, что позволяет научиться вести диалог с родителями, организовывать и проводить разнообразные формы работы с семьей, привлекать родителей к проведению совместных мероприятий, изучать, корректировать и осуществлять с учетом особенности воспитания школьников.
Учащиеся 3-5 классов выступают в качестве «конкурсантов», учащиеся 6-7 классов в качестве «экспертов». Задача «экспертов» подготовить и провести исследовательскую работу по предложенным темам. Задача «конкурсантов» подготовиться и набрать максимальное количество баллов по предложенным темам. По итогам викторин «конкурсанты», набравшие максимальное количество баллов, на следующий учебный год становятся «экспертами».
Актуальность программы обусловлена тем, что в новых социально-экономических условиях особое значение приобретает деятельность по освоению социального опыта, которая наиболее полно и эффективно реализует социально-педагогический потенциал свободного времени детей, где реализуются запросы социальной практики, существенно расширяются традиционные направления, формы, технологии работы с детьми. Социально-педагогические возможности различных видов содержательной деятельности, в которые включаются дети в рамках программы, базируются на том, что они связаны с удовлетворением исключительно важных для детей познавательных, социальных и духовных потребностей. Поэтому деятельность обучающихся в рамках реализации данной программы направлена не только на повышение компетенций обучающихся в определённых предметных областях, не только на развитие их способностей, но и на создание продукта, имеющего значимость для других, и этим данная программа отличается от имеющихся. В рамках программы обеспечено сочетание различных видов познавательной деятельности, где востребованы практически любые способности ребёнка, реализованы личные пристрастия к тому или иному виду деятельности, что открывает новые возможности для создания интереса обучающихся как к индивидуальному творчеству, так и к коллективному. Особую значимость данный курс имеет для детей, ориентированных на самостоятельный информационный поиск в разных областях знания, тем самым предоставляя обучающимся широкий спектр возможностей для самореализации и формирования ценностного отношения к процессу познания.
Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы: 8 - 13 лет.
Сроки реализации программы: 1 год
Место учебного предмета, курса в учебном плане
Программа курса внеурочной деятельности рассчитана на 34 часа в год, 1 час в неделю. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета, курса
Ценность жизни - признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям.
Ценность добра - направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие.
Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.
Ценность истины - это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, самопознание как ценность - одна из задач образования.
Ценность труда и творчества. Труд - естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду.
Ценность гражданственности - осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию культур.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения учебного предмета, курса
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
- определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве;
- в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить;
- чувствовать необходимость знаний;
- судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успех с усилиями, трудолюбием, старанием;
- формировать интерес к новому;
-осуществлять социально значимую и социально оцениваемую деятельность, быть полезным обществу;
- самоизменяться — приобретать новые знания и умения.
Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих универсальных учебных действий:
регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога;
- проговаривать последовательность действий;
- учиться высказывать своё предположение (версию);
- учиться совместно с педагогом и другими обучающимися давать эмоциональную оценку деятельности товарищей;
- оценивать значимость и смысл учебной деятельности для себя самого, расход времени и сил, вклад личных усилий, понимание причины успеха/неуспеха.
познавательные УУД:
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
- ориентироваться в различных источниках информации, делать предварительный отбор источников информации;
- извлекать информацию, воспринимать тексты разных стилей;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы, сравнивать и группировать;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую.
коммуникативные УУД:
- доносить свою позицию до других;
- слушать и понимать речь других;
- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
-умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнера по деятельности.
Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений:
- выделять существенные признаки предметов;
- сравнивать между собой предметы, явления, классифицировать их;
- определять последовательность событий;
- судить о противоположных явлениях;
- давать определения тем или иным понятиям;
- выявлять закономерности и проводить аналогии.
Содержание учебного предмета, курса
№ п/п | Раздел (глава) | Кол-во часов | Введение /диагностика | Занятия по развитию речи |
Раздел 1. Любовь | 9 | 5/1 | 3 | |
Раздел 2. Доброта | 6 | 2/1 | 3 | |
Раздел 3. Семья | 6 | 2/1 | 3 | |
Раздел 4. Смысл жизни | 8 | 3/1 | 4 | |
Раздел 5. Служение | 5 | 1/1 | 3 | |
Итого | 34 | 13/5 | 16 |
График выполнения практической части программы
Введение
№ п/п | Тема (раздел, блок тем) | Кол-во часов | Дата проведения | |
По плану | Фактически | |||
Раздел 1. Любовь | 5 | |||
Раздел 2. Доброта | 2 | |||
Раздел 3. Семья | 2 | |||
Раздел 4. Смысл жизни | 3 | |||
Раздел 5. Служение | 1 | |||
ИТОГО | 13 |
ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ
№ п/п | Тема (раздел, блок тем) | Кол-во часов | Дата проведения | |
По плану | Фактически | |||
Раздел 1. Любовь | 3 | |||
Раздел 2. Доброта | 3 | |||
Раздел 3. Семья | 3 | |||
Раздел 4. Смысл жизни | 4 | |||
Раздел 5. Служение | 3 | |||
ИТОГО | 16 |
Календарно - тематическое планирование предмета, курса
№ п/п | Наименование разделов, тем | Кол-во часов | Планируемые результаты (УУД) | Дата | |
План | Факт | ||||
Раздел 1. Любовь | Метапредметные результаты: -умение оценивать значимость и смысл учебной деятельности для себя самого, расход времени и сил, вклад личных усилий, понимание причины ее успеха/неуспеха. познавательные УУД: - извлекать информацию, воспринимать тексты разных стилей; коммуникативные УУД: - слушать и понимать речь других; -умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнера по деятельности. Личностные результаты: - судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успех с усилиями, трудолюбием, старанием; -осуществлять социально значимую и социально оцениваемую деятельность, быть полезным обществу. | ||||
«Грубость и капризы» (4 кл.) | 1 | -Знает современное многообразие источников информации как в традиционном (бумажном), так и в электронном виде; -умеет использовать рациональные приемы и способы самостоятельного поиска информации в соответствии с возникающими задачами. -Демонстрирует знания, полученные из различных источников информации. | |||
«Скромность и сквернословие» (5 кл.) | 1 | -Знает современное многообразие источников информации как в традиционном (бумажном), так и в электронном виде; -умеет использовать рациональные приемы и способы самостоятельного поиска информации в соответствии с возникающими задачами. -Демонстрирует знания, полученные из различных источников информации. | |||
«Насмешка, оскорбление и прощение» (6-7 кл.) | 1 | -Знает современное многообразие источников информации как в традиционном (бумажном), так и в электронном виде; -умеет использовать рациональные приемы и способы самостоятельного поиска информации в соответствии с возникающими задачами. -Демонстрирует знания, полученные из различных источников информации | |||
«Первое горе и память» (6-7кл.) | 1 | -Знает современное многообразие источников информации как в традиционном (бумажном), так и в электронном виде; - умеет использовать рациональные приемы и способы самостоятельного поиска информации в соответствии с возникающими задачами. -Демонстрирует знания, полученные из различных источников информации | |||
«Любовь и патриотизм» (3-4кл.) | 1 | -Знает современное многообразие источников информации как в традиционном (бумажном), так и в электронном виде; - умеет использовать рациональные приемы и способы самостоятельного поиска информации в соответствии с возникающими задачами. -Демонстрирует знания, полученные из различных источников информации | |||
Занятия по развитию речи (3-4 кл.) | 1 | -Демонстрирует знания, полученные из различных источников информации. | |||
Занятия по развитию речи (5 кл.) | 1 | -Демонстрирует знания, полученные из различных источников информации. | |||
Занятия по развитию речи (6-7кл.) | 1 | -Демонстрирует знания, полученные из различных источников информации. | |||
Диагностика | 1 | ||||
Раздел 2. Доброта | Метапредметные результаты: -умение оценивать значимость и смысл учебной деятельности для себя самого, расход времени и сил, вклад личных усилий, понимание причины ее успеха/неуспеха. познавательные УУД: - извлекать информацию, воспринимать тексты разных стилей; коммуникативные УУД: - слушать и понимать речь других; -умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнера по деятельности. Личностные результаты: - судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успех с усилиями, трудолюбием, старанием; -осуществлять социально значимую и социально оцениваемую деятельность, быть полезным обществу. | ||||
«Защита слабого, забота и взаимопомощь» (3-4кл.) | 1 | -Знает современное многообразие источников информации как в традиционном (бумажном), так и в электронном виде; - умеет использовать рациональные приемы и способы самостоятельного поиска информации в соответствии с возникающими задачами. | |||
« Скупость и обман» (5-7 кл.) | 1 | -Знает современное многообразие источников информации как в традиционном (бумажном), так и в электронном виде; - умеет использовать рациональные приемы и способы самостоятельного поиска информации в соответствии с возникающими задачами. | |||
Занятия по развитию речи «Ответственность» (4 кл.) | 1 | -Демонстрирует знания, полученные из различных источников информации. | |||
Занятия по развитию речи «Предательство» (5 кл.) | 1 | -Демонстрирует знания, полученные из различных источников информации. | |||
Занятия по развитию речи «Столкновение мировоззрений» (6-7 кл.) | 1 | Демонстрирует знания, полученные из различных источников информации. | |||
Диагностика | 1 | ||||
Раздел 3. Семья | Метапредметные результаты: -умение оценивать значимость и смысл учебной деятельности для себя самого, расход времени и сил, вклад личных усилий, понимание причины ее успеха/неуспеха. познавательные УУД: - извлекать информацию, воспринимать тексты разных стилей; коммуникативные УУД: - слушать и понимать речь других; -умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнера по деятельности. Личностные результаты: - судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успех с усилиями, трудолюбием, старанием; -осуществлять социально значимую и социально оцениваемую деятельность, быть полезным обществу. | ||||
«Самостоятельность» (3-4 кл.) | 1 | -Знает современное многообразие источников информации как в традиционном (бумажном), так и в электронном виде; - умеет использовать рациональные приемы и способы самостоятельного поиска информации в соответствии с возникающими задачами. | |||
«Свобода и послушание» (5-7 кл.) | 1 | -Знает современное многообразие источников информации как в традиционном (бумажном), так и в электронном виде; - умеет использовать рациональные приемы и способы самостоятельного поиска информации в соответствии с возникающими задачами. | |||
Занятия по развитию речи «Знакомство с окружающим миром» (3 кл.) | 1 | -Демонстрирует знания, полученные из различных источников информации. | |||
Занятия по развитию речи «Доверие» (5-6 кл.) | 1 | -Демонстрирует знания, полученные из различных источников информации. | |||
Занятия по развитию речи «Одиночество» (7 кл.) | 1 | -Демонстрирует знания, полученные из различных источников информации. | |||
Диагностика | 1 | ||||
Раздел 4. Смысл жизни | Метапредметные результаты: -умение оценивать значимость и смысл учебной деятельности для себя самого, расход времени и сил, вклад личных усилий, понимание причины ее успеха/неуспеха. познавательные УУД: - извлекать информацию, воспринимать тексты разных стилей; коммуникативные УУД: - слушать и понимать речь других; -умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнера по деятельности. Личностные результаты: - судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успех с усилиями, трудолюбием, старанием; -осуществлять социально значимую и социально оцениваемую деятельность, быть полезным обществу. | ||||
«Человек- не животное» (3-4кл.) | 1 | -Знает современное многообразие источников информации как в традиционном (бумажном), так и в электронном виде; - умеет использовать рациональные приемы и способы самостоятельного поиска информации в соответствии с возникающими задачами. | |||
«О материальном и духовном», «Историческая память» (5-6 кл.) | 1 | -Знает современное многообразие источников информации как в традиционном (бумажном), так и в электронном виде; - умеет использовать рациональные приемы и способы самостоятельного поиска информации в соответствии с возникающими задачами. | |||
«Риск и страх» (7 кл.) | 1 | -Демонстрирует знания, полученные из различных источников информации. | |||
Занятие по развитию речи «Смелость» (3-4 кл.) | 1 | -Демонстрирует знания, полученные из различных источников информации. | |||
Занятие по развитию речи «Мечта о счастье» (5-6 кл.) | 1 | -Знает современное многообразие источников информации как в традиционном (бумажном), так и в электронном виде; - умеет использовать рациональные приемы и способы самостоятельного поиска информации в соответствии с возникающими задачами. | |||
Занятие по развитию речи «Осквернение» (7кл.) | 1 | -Знает современное многообразие источников информации как в традиционном (бумажном), так и в электронном виде; - умеет использовать рациональные приемы и способы самостоятельного поиска информации в соответствии с возникающими задачами. | |||
Занятие по развитию речи «Осквернение» (7кл.) | 1 | -Демонстрирует знания, полученные из различных источников информации. | |||
Диагностика | 1 | -Демонстрирует знания, полученные из различных источников информации. | |||
Раздел 5. Служение | Метапредметные результаты: -умение оценивать значимость и смысл учебной деятельности для себя самого, расход времени и сил, вклад личных усилий, понимание причины ее успеха/неуспеха. познавательные УУД: - извлекать информацию, воспринимать тексты разных стилей; коммуникативные УУД: - слушать и понимать речь других; -умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнера по деятельности. Личностные результаты: - судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успех с усилиями, трудолюбием, старанием; -осуществлять социально значимую и социально оцениваемую деятельность, быть полезным обществу. | ||||
«Служение Родине» (3-7кл.) | 1 | -Знает современное многообразие источников информации как в традиционном (бумажном), так и в электронном виде; - умеет использовать рациональные приемы и способы самостоятельного поиска информации в соответствии с возникающими задачами. | |||
Занятие по развитию речи «Служение Родине» (3-4кл.) | 1 | -Демонстрирует использование всех знаний, умений и навыков, полученных в ходе занятий. | |||
Занятие по развитию речи «Служение Родине» (5кл.) | 1 | -Демонстрирует использование всех знаний, умений и навыков, полученных в ходе занятий. | |||
Занятие по развитию речи «Служение Родине» (6-7кл.) | 1 | -Демонстрирует использование всех знаний, умений и навыков, полученных в ходе занятий. | |||
Диагностика | 1 |
Учебно- методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
- Григорьев Д. В., Степанов П. В.. Стандарты второго поколения: Внеурочная деятельность школьников [Текст]: Методический конструктор. Москва: «Просвещение», 2010. – 321с.
- Зверкова П.К. Развитие познавательной активности учащихся при работе с первоисточниками. [Текст]: / Зверкова П.К. М.: Издательский центр «Aкадемия», 1999г. – 204с.
- Образовательная система «Школа 2100». Федеральный государственный образовательный стандарт. Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. Начальная школа/ Под науч. ред. Д.И. Фельдштейна. М.: Баласс, 2011. – 192с.
- Полат Е. С.. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст]: / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; Под редакцией Е. С. Полат. – М.: Издательский центр «Aкадемия», 1999г. – 224с.
Электронное сопровождение:
- Материалы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов на сайте: http://school-collection.edu/ru.
- http://www.edu54.ru/deontology/
Перечень учебного и компьютерного оборудования
№ | Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | В наличии * |
Печатные пособия | ||
Комплект научно-познавательных книг | Имеется в наличии | |
Технические средства обучения и оборудование кабинета | ||
Мультимедийный проектор | Д | |
Компьютер | П | |
Экспозиционный экран | Д | |
Сканер | Д | |
Принтер лазерный | Д | |
Ксерокс | Д | |
Экранно-звуковые пособия | ||
Подборка научно-познавательных презентаций | Д |
* Для характеристики количественных показателей используются следующие символические обозначения:
- Д – демонстрационный экземпляр (1 экз., кроме специально оговоренных случаев), буквой Д также обозначается все оборудование, необходимое в единственном экземпляре;
- Р – полный комплект (исходя из реальной наполняемости класса), для школ с наполняемостью классов свыше 25 человек при комплектовании кабинета средствами ИКТ рекомендуется исходить из 15 рабочих мест учащихся;
- Ф – комплект для фронтальной работы (примерно в два раза меньше, чем полный комплект, то есть не менее 1 экз. на двух учащихся),
- П – комплект, необходимый для практической работы в группах, насчитывающих по несколько учащихся (5-7 экз.)
Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса
По итогам изучения предмета, курса ученик научится:
- использовать элементы справочно-поискового аппарата печатных и электронных справочных изданий;
- определять смысловые и структурные особенности учебных, научно-познавательных текстов;
- осуществлять критический анализ текста с точки зрения истинности приведенных фактов и суждений, обнаружение нелогичности, непоследовательности или ложности в аргументации, различение подтвержденных и неподтвержденных высказываний;
- создавать электронную презентацию, критически ее оценивать.
По итогам изучения предмета, курса ученик может научиться:
- выражать свою информационную потребность,
-самостоятельно вести поиск информации, осуществлять анализ и синтез информации;
- самостоятельно создавать информационный продукт.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательская деятельность через урок и внеурочную деятельность
В статье рассказывается как учащимся предоставляется возможность применять свои умения и знания в новой ситуации. Это способствует не только развитию мышлени...
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕРЕЗ УРОК И ВНЕУРОЧНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ
Основные направления и формы научно- исследовательской деятельности учащихся на уроках и во внеклассной деятельности...
Применение метода проектной деятельности как средства повышения мотивации к изучению иностранного языка на уроке во внеурочной деятельности
В представленном материале описан опыт применения метода проектной деятельности на уроках французской литературы в 8 классе школы с углубленным изучением французского языка по теме " Великие люди (поэ...
Вовлечение обучающихся в систему исследовательской и творческой деятельности на уроках и внеурочной деятельности
Выступление на педагогическом совете...
Проектная деятельность на уроках, во внеурочной деятельности, в кружковой работе как способ интеграции предметов эстетического цикла и технологии.
Отчет работы методического объединения учителей эстетического цикла и технологий над проектной деятельностью учащихся на уроках, во внеурочной деятельности, в кружковой работе как способ интегра...
Мастер класс для педагогов "«Организация исследовательской деятельности на уроке и внеурочной деятельности как способ достижения метапредметных результатов обучения».
Распространение опыта организации исследовательской деятельности учащихся на уроках и во внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС, как одной из личностно-ориентированных технологий, способству...
Развитие учебной самостоятельности школьников через познавательную, творческую деятельность учащихся на уроках и внеурочной деятельности по физике.
Как удивить человека, когда он профессионал. Учителя - мастера, который посещает с тобой одинаковые курсы, читает одну и ту же методическую литературу. Да практически невозможно. Тогда дав...