Мастер класс для педагогов "«Организация исследовательской деятельности на уроке и внеурочной деятельности как способ достижения метапредметных результатов обучения».
методическая разработка
Распространение опыта организации исследовательской деятельности учащихся на уроках и во внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС, как одной из личностно-ориентированных технологий, способствующей формированию ключевых компетенций.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Мастер-класс: «Организация исследовательской деятельности на уроке и внеурочной деятельности как способ достижения метапредметных результатов обучения».
Ульянова А.В. учитель биологии, географии ФМБОУ « КСОШ№4».
Цель мастер - класса:
Распространение опыта организации исследовательской деятельности учащихся на уроках и во внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС, как одной из личностно-ориентированных технологий, способствующей формированию ключевых компетенций.
Задачи:
1. Представление разных форм реализации исследовательского метода в рамках урочной и внеурочной деятельности
2. Представление алгоритма работы над исследованием
3. Моделирование участниками мастер-класса различных мини-исследованийв рамках урочной деятельности.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация, карточки с заданиями
Ход мероприятия:
Не существует сколько-нибудь достоверных тестов
на одарённость, кроме тех, которые проявляются в результате
активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой
исследовательской работе
А. Н. Колмогоров
О сколько нам твердят ученики
Зачем искать, ведь все давно открыто
И вот тогда влюбленный в свой предмет учитель
Сумел увлечь и повести дорогою открытий
И первое открытие, которое станет основой нашей сегодняшней встречи мы предлагаем вам совершить.
Внимание. Тест. « Определение доминирующего полушария головного мозга»
Я не случайно организовала работу в группах по методическим объединениям. В процессе подготовки к мастер-классу возникла гипотеза. Каждый предметник в свое время выбирал специальность исходя из своих нейропсихологических особенностей.
Давайте подтвердим или опровергнем это предположение.
Итак, группа МО «Эстетического цикла» и группа «ЕМЦ». Как вы думаете, опираясь на полученную формулу, какой признак вас объединяет? Что общего в ваших результатах?
-Ответы : преимущественно левополушарные
Группа «Начальная школа» и МО гуманитарного цикла – преимущественно правополушарные.
Таким образом, мы видим закономерность выбора специальности в зависимости от типа мышления, за которое отвечают соответственно правое или левое полушарие.
Наш профессиональный разговор будет посвящен проблеме организации исследовательской деятельности как способу достижения метапредметных результатов обучения.
Прежде чем перейти к рассмотрению сути исследовательской деятельности и ее применению на уроках , необходимо определить, какое место занимает проектно-исследовательская деятельность в реализации ФГОС нового поколения.
- Основное отличие нового Стандарта заключается в изменение результатов, которые мы должны получить на выходе (планируемые личностные, предметные и метапредметные результаты);
- Инструментом достижения данных результатов являются универсальные учебные действия (программы формирования УУД);
- Основным подходом формирования УУД, согласно новым Стандартам, является системно-деятельностный подход;
- Одним из методов (возможно наиболее эффективным) реализации данного подхода является проектно-исследовательская деятельность.
Так как, проектно- исследовательская деятельность учащихся прописана в стандарте образования, следовательно, каждый ученик должен быть обучен этой деятельности. И это не случайно, ведь именно в процессе правильноорганизованной самостоятельной работы лучше всего формируется культура умственного труда учеников.
Для начала разберемся, в чем же состоит отличие проектной и исследовательской деятельности.
Исследовательская деятельность – это исследование различных объектов с соблюдением процедур и этапов, близких научному исследованию, но адаптированных к уровню познавательных возможностей учащихся.
Принципиальное отличие исследования от проектирования состоит в том, что исследование не предполагает создания какого-либо заранее планируемого объекта, продукта, даже его модели или прототипа. Исследование, − по сути, процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека.
Специфические черты проектной и учебно-исследовательской деятельности
Проектная деятельность | Учебно-исследовательскаядеятельность |
Проект направлен на получениеконкретного запланированногорезультата − продукта, обладающего определёнными свойствами и необходимого для конкретного использования | В ходе исследования организуется поиск в какой-то области, формулируются отдельныехарактеристики итогов работ.Отрицательный результат естьтоже результат |
Реализацию проектных работпредваряет представление о будущем проекте, планирование процесса создания продукта и реализации этого плана.Результат проекта должен бытьточно соотнесён со всеми характеристиками, сформулированными в его замысле | Логика построения исследовательской деятельности включает формулировку проблемыисследования, выдвижение гипотезы (для решения этой проблемы) и последующую экспериментальную или модельнуюпроверку выдвинутых предположений |
В свою очередь, исследовательскую деятельность можно разделить на две составные части:
- научно-исследовательская – вид деятельности, направленный на получение объективных научных знаний
- учебно-исследовательская – деятельность, главная цель которой – образовательный результат, т.е обучение навыкам, которые затем могут быть использованы в исследовании любой сложности .
Для того, чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять учащимися, развивать их познавательную деятельность.
Основные задачи учителя:
– научить самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации;
– сформировать навыки самоконтроля;
– создать условия для развития и проявления ребенком своих личностных качеств, формированию его индивидуальности, способности к нравственной и творческой реализации своих возможностей;
– ориентировать учащихся на развитие критического мышления, их рефлексивных способностей, умений представить результаты своей работы;
– сформировать навыки работы в команде.
На уроке с элементами исследования учащиеся отрабатывают отдельные учебные приемы: учатся выделять проблему, формулировать гипотезу, определять цели и задачи, проводить эксперимент, работать с источниками информации и т.д. Дети учатся получать информацию с помощью таблиц, схем, графиков, диаграмм, составлять их самостоятельно на основе текста Подобная деятельность развивает умения анализировать, классифицировать, сравнивать.находить причинно-следственные связи, систематизировать информацию.
На уроке-исследовании учащиеся овладевают методикой научного исследования, усваивают этапы научного познания.
Смысл учебного исследования заключается в том, чтобы помочь ученику пройти путь научного познания и усвоить его алгоритм.
- Давайте выполним такое задание:
• Загадайте число.
• Прибавьте столько же.
• Прибавьте 10.
• Разделите на два.
Отнимите задуманное.
- Какое число загадали? (спросить у 2-3 человек)
-Что у вас получилось?
• В результате у всех должно получиться число 5.
Нетрудно догадаться, что в основе задачи лежит некий алгоритм. Результат был известен только мне, но посредством направления ваших действий, мы все пришли к одному ответу. Причем, вначале никто об этом даже не догадывался. Также происходит и в исследовательской деятельности учащихся.
Используя алгоритм работы, учитель «ведет» детей по неизведанному ими пути.
Поскольку речь зашла об алгоритме давайте с вами его составим. У вас на столе есть конверт, в нем этапы исследовательской деятельности. Задача: расположить этапы в правильной последовательности:
Давайте сравним ваш алгоритм построения этапов и, если нужно, внесём коррективы. (Сравниваем этапы по Савенкову А.И.)
Основные этапы исследования.
- Выбор темы исследования .
- Анализ литературы, источников по проблеме
- Выявление противоречия и постановка проблемы (гипотезы), требующей решения
- Определение объекта и предмета исследования
- Выбор цели исследования
- Определение задач по достижению цели
- Определение методов исследования
- Сбор эмпирического материала.
- Анализ и обобщение собранного материала
- Собственные выводы
Формировать исследовательские умения необходимо не только на уроках, но и во внеклассной работе, которая позволяет учащимся, интересующимися предметом, не ограничиваться рамками учебной программы.
Исследовательские проекты можно считать высшей ступенью исследовательской деятельности учащихся. Овладев методом теоретических экспресс-исследований, приобретя навыки практической экспериментальной работы, учащиеся достаточно успешно справляются с экспериментальной частью проектов.
Работа в группах. Одна из задач мастер-класса звучит так
Моделирование участниками мастер-класса различных мини-исследований в рамках урочной деятельности.
1. Вопрос-проблема. Почему родственные животные в разных местах нашей планеты отличаются по ряду признаков?
Цель: выяснить существует ли зависимость между местом обитания и размерами тела у родственных животных. Сформулировать гипотезу, подтвердить или опровергнуть ее.
Имена признаков
| Значение признака | |||
бенгальский (королевский) тигр | индокитайский тигр | суматранский тигр | ||
Вес | ||||
Страны | ||||
Географическая широта |
1. Амурский тигр | ||||
Самый известный подвид тигра в России амурский тигр. Он же уссурийский. Самый большой из тигриного семейства. Бескрайняя тайга на юго-востоке России в бассейнах рек Амур и Уссури в Приморском крае является его домом. По размерам является самым крупным представителем семейства кошачьих, обгоняя даже царя зверей - льва. Длина его тела колеблется от 2,7 до 3,8 м, рост в холке составляет 99-106 см. Весить может до 250 кг, хотя встречаются и гораздо более массивные экземпляры. Шерсть у него очень густая, поскольку местность обитания отнюдь не славится теплым климатом. Огромная физическая сила и размеры позволяют ему охотиться на крупную дичь, например оленей и кабанов. Все что мельче - на закуску, он не брезгует ничем. | ||||
2. Бенгальский (королевский) тигр | ||||
Королевский бенгальский тигр, обитает на территории Индии, Бангладеша, Бутана и Непала. Всего их около трех тысяч. Размером он чуть меньше амурского тигра (около 200 кг). В области питания особой брезгливостью не отличается и может съесть все, что движется. | ||||
3. Индокитайский тигр | ||||
Индокитайский тигр, ареал обитания которого находится во Вьетнаме, Малайзии, Тайланде и южном Китае. По размерам индокитайский тигр меньше своего бенгальского собрата, его вес колеблется от 110 до 200 кг. Голова меньше, чем у бенгальского тигра, окрас темный, с более короткими и узкими полосами. | ||||
4. Суматранский тигр | ||||
В отличие от других подвидов тигра - Суматранский тигр своим названием полностью подтверждает место своего обитания. Остров Суматра. И нигде больше. Суматранский тигр отличается агрессивностью по отношению к своему главному врагу - человеку, видимо больше других впитал в себя неприятный опыт общения. Является самым маленьким из всех известных тигров. Высота в холке до 60 см, общая длина до 2,7 м (самки - 1,8-2,2 м, самцы - 2,2-2,7 м), длина хвоста - 0,9-1,2 м. Вес: самцов - 100-130 кг, самок - 70-90 кг. |
2. Вопрос-проблема. Почему родственные животные в разных местах нашей планеты отличаются по ряду признаков?
Цель: выяснить существует ли зависимость между местом обитания и размерами частей тела у родственных животных. Сформулировать гипотезу, подтвердить или опровергнуть ее.
Имена признаков | Значение признака | |||
Заяц чернохвостый | Заяц - толай | Заяц беляк | Арктический беляк | |
Длина ушей | ||||
Длина ног | ||||
Страны | ||||
Географическая широта |
Копилка разных подвидов тигров .
1. Заяц чернохвостый | |
Чернохвостый заяц имеет длинные уши и длинные мощные задние ноги. Достигает в длину от 47 до 63 см, вес составляет от 1,5 до 3 кг. Самки немного крупнее самцов. Длина хвоста составляет от 5 до 11 см. Уши длиной от 10 до 13 см. Окрас шерсти верхней части тела серо-бурый, брюхо белёсого цвета. У зайца на спине имеется чёрная полоса и чёрный хвост. Чернохвостый заяц является наиболее распространенным видом зайца в западной части США и Мексике. Активен в предрассветное время и ночью. Днём укрывается в тени кустов. Ведут одиночный образ жизни, защищаясь от хищников, прежде всего, своей маскировкой и скоростью от 50 до 60 км/ч. Кроме того, зайцы способны прыгать из положении стоя на расстояние до 6 м. | |
2. Заяц - толай | |
Некрупный заяц, по внешнему виду напоминающий мелкого русака: длина тела 39-55 см, масса 1,5-2,8 кг. Уши и ноги длинные, по относительным размерам даже длиннее, чем у русака. Длина клиновидного хвоста 5-10 см, длина уха 8,3-11,9 см. Ступни задних лап довольно узкие, к передвижению по глубокому снегу этот заяц не приспособлен. Окраска меха, в целом, напоминает окраску светлого русака, но мех не имеет характерной волнистости. Летний мех серый с буроватым или охристым налётом. Зимний мех немногим светлее летнего, с выраженными пестринами. Линяет толай весной и осенью. Обитает в полупустынях и горах Средней Азии Узбекистан, Таджикистан, Киргизия, Туркмения, Казахстана, Южной Сибири и Забайкалья, Монголии и Северо-Восточного Китая. Длинные пушистые уши зайца могут двигаться в разных направлениях и, услышав звук, поворачиваются, чтобы найти его источник. | |
3. Заяц - беляк | |
Крупный заяц: длина тела взрослых животных от 44 до 65 см, изредка достигая 74 см; масса тела 1,6—4,5 кг. Средние размеры уменьшаются с северо-запада на юго-восток. Самые крупные беляки обитают в тундре Западной Сибири (до 5,5 кг), самые мелкие в Якутии и на Дальнем Востоке (3 кг). Уши длинные (7,5—10 см), но заметно короче, чем у русака. Хвост обычно сплошь белый; относительно короткий и округлый, длиной 5—8 см. Лапы сравнительно широкие; ступни, включая подушечки пальцев, покрыты густой щёткой волос. Нагрузка на 1 см² площади подошв у беляка всего 8,5—12 г, что позволяет ему легко передвигаться даже по рыхлому снегу. В окраске наблюдается чётко выраженный сезонный диморфизм: зимой беляк чисто-белый, за исключением чёрных кончиков ушей; окраска летнего меха в различных частях ареала — от рыжевато-серой до аспидно-серой с бурой струйчатостью. Только в областях, где нет устойчивого снегового покрова, зайцы на зиму не белеют. Заяц-беляк обитает в тундровой, лесной и частично лесостепной зоне Северной Европы, России, Казахстане, северо-западной Монголии, северо-восточного Китая, Японии (о. Хоккайдо). | |
4. Арктический беляк | |
Арктический беляк распространён по тундровым регионам в Гренландии и в самых северных частях Канады: о.Ньюфаундленд и Лабрадор. Раньше он считался подвидом зайца-беляка, но сейчас выделяется как отдельный вид. В среднем достигает в длину 55 — 70 см, весит около 4 — 5,5 кг. Как и другие зайцы, имеет маленький пушистый хвост (5 см) и длинные, мощные задние лапы, которые позволяют ему прыгать по снегу на большой скорости. Его уши — относительно короткие 5-8 см. Обладает мехом, позволяющим ему хорошо переносить холод. На дальнем севере он белый круглый год, лишь с чёрными кончиками ушей. В других же местах, летом имеет седовато-голубой окрас. Самцы и самки внешне не отличаются. Северные особи склонны быть крупнее. На лапах, особенно на передних, когти вытянутые и изогнутые. Зайцы используют их для раскапывания плотного снега. Их резцы длиннее и прямее, чем у большинства зайцев. Они используются, чтобы разгрызать замёрзшие арктические растения, причём у гренландских зайцев резцы острее. Их особая пищеварительная система позволяет им переваривать пищу дважды. По бокам расположены большие глаза, благодаря которым животное может видеть почти на 360° вокруг себя, не поворачивая головы. Зрачки круглые, радужная оболочка — красновато-бурого цвета. Чёрные ресницы хорошо защищают от солнца. У арктических беляков отлично развит нюх, и их нос и ноздри постоянно в движении. Считается, что живут около 5 лет. Это быстрые животные, которые могут развивать скорость до 60 км/ч и иногда переплывать узкие ручьи. Таким образом они спасаются от хищников. |
3. Вопрос-проблема. Почему родственные животные в разных местах нашей планеты отличаются по ряду признаков?
Цель: выяснить существует ли зависимость между местом обитания и окраской тела у родственных животных. Сформулировать гипотезу, подтвердить или опровергнуть ее.
Имена признаков
| Значение признака | |||||||||||
Полярный волк | Сибирский волк | Степной волк | Кавказский волк | |||||||||
Окрас | ||||||||||||
Страны | ||||||||||||
Географическая широта | ||||||||||||
1. Полярный волк | ||||||||||||
Обитает на всей территории Арктики и в тундре, за исключением льдин и больших территорий, покрытых льдом. Чтобы выжить, волк приспособился есть любой корм, который только попадается. Может годами жить при минусовой температуре, месяцами не видеть солнечного света и неделями оставаться без пищи. Полярный волк до сих пор обитает на всей территории исторически доступной его виду. Причиной тому является слабая конкуренция с человеком. Длина без хвоста: 130—150 см. Высота в холке: 80—93 см. Масса: до 85 кг, самки меньше. Продолжительность жизни: около 17 лет. Окрас светлый с серебристым отливом окрас шерсти, небольшие уши и густой мех. К зиме могут сменить цвет шубы на практически белый. | ||||||||||||
2. Сибирский волк | ||||||||||||
Сибирский лесной волк обитает на Камчатке, Дальнем Востоке и Восточной Сибири. Относится к крупным представителям: самцы 30-80 кг, а самки 23-55 кг. Рекордным весом этого подвида считается 85 кг. Преобладающий окрас светло-серый, охристые тона заметны плохо или отсутствуют вовсе. Мех хотя и не столь высокий и шелковистый, как у полярного волка, но тоже густой и мягкий. Охотясь стаями, Сибирские волки часто нападают на серн, маралов, диких кабанов и лосей. Они ведут постоянную борьбу за добычу с тиграми и медведями. | ||||||||||||
3. Степной волк | ||||||||||||
Это животное несколько мельче представителей лесного подвида. Он имеет более грубый и редкий волос. На спине окрас с заметным преобладанием серо-ржавых, а зачастую и бурых волос. При этом бока остаются светло-серыми. Сегодня этого волка можно встретить в степях Каспия, Урала, Нижнего Поволжья. Вид является малоизученным. Еще не разработана система характерных признаков. Численность этих животных невелика, особенно это касается западных районов ареала. | ||||||||||||
4. Кавказский волк | ||||||||||||
Зверь средних размеров с грубым и коротким остевым волосом и довольно слабо развитой подпушью. По окрасу заметно темнее вышеописанных подвидов из-за равномерно распределенных по шкуре черных остевых волос. Общий тон грязновато-серый, тусклый. В пределах нашей России ареал ограничен Главным Кавказским хребтом и его лесистыми предгорьями. | ||||||||||||
4. Вопрос - проблема: Водоросли - это растения, но почему они бывают не только зелеными, но и бурыми и красными? Цель: выяснить причины разной окраски водорослей. Сформулировать гипотезу, подтвердить или опровергнуть ее. | ||||||||||||
Элемент мира (объект) | ||||||||||||
красные | бурые | зеленые | ||||||||||
пигменты | ||||||||||||
глубина |
Копилка фактов:
- Пигменту хлорофиллу нужные преимущественно красные видимые фотоны, фукоксантину - желтые и образующие зеленый цвет, а фикоэритрину - синие и зеленые.
- Ученые установили, что световые лучи синего и зеленого цветов способны достигать в большем количественном составе больших глубин, нежели желтые лучи, и тем более - красные.
|
- Сине-зеленая Microchaete grisea живет ближе к поверхности воды, на глубине всего около 9 м, а очень похожая на нее бурая Microchaete purpurea на глубине 35- 1 00м.
Заключение. Закончить сегодняшний мастер-класс хочется словами немецкого педагога-демократа Фридриха Дестервега: «Знания в собственном смысле слова сообщить невозможно. Можно их человеку предложить, подсказать, но овладеть ими он должен путем собственной деятельности. Можно наполнить чем-нибудь тело, но ум наполнить нельзя. Он должен самостоятельно все охватить, усвоить, переработать». Этому способствует использование в учебном процессе исследовательской деятельности как одной из форм творчества учащихся.
РЕФЛЕКСИЯ
Интерес
Сотрудничество
Стимул
Любознательность
Единство
Доказательность
Оперативность
Вариантность
Аналитика
Новшество
Индивидуальность
Если долго мучиться, что-нибудь получится….
Желаем вам на этом пути терпения, новых идей и достижения всех намеченных целей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Проектная деятельность как способ формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации ФГОС »
В статье автор акцентирует внимание на ФГОС второго поколения, в основу которых положены требования к результатам освоения обучающимися основных образовательных программ, перечисляет...
Внеурочная деятельность как средство достижения метапредметных результатов обучения математике
Из опыта работы ГБОУ школы №403...
Проектная деятельность как способ формирования метапредметных результатов обучения
Проектная деятельность как способ формирования метапредметных результатов обучения...
Использование сервиса classroom на уроках и во внеурочной деятельности как средство достижения метапредметных результатов
Представлен опыт работы в сервисе Classroom.Компания Google сообщила о полноценном запуске сервиса «Класс» для преподавателей по всему миру. При этом интегрирован с другими сервисами: &laq...
СПОСОБЫ ДОСТИЖЕНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
«Особенностью английского языка, ...
Проектная деятельность учащихся по физике как способ достижения метапредметных результатов обучения
Аннотация. Сформулированы метапредметные результаты обучения в рамках предмета физики, показаны какие формируются УУД на этапах создания проекта. Приведен краткий пример проектной работы....
Использование сервисов web 2.0 в урочной и внеурочной деятельности как средство достижения метапредметных результатов
Решение проблемы снижения познавательной активности школьников на сегодняшний день является одной из важнейших задач современного образования. Учителю необходимо организовать процесс обучения таким об...