Мастер класс для педагогов "«Организация исследовательской деятельности на уроке и внеурочной деятельности как способ достижения метапредметных результатов обучения».
методическая разработка

Ульянова Анна Викторовна

Распространение опыта организации исследовательской деятельности учащихся на уроках и во внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС, как одной из личностно-ориентированных технологий, способствующей формированию ключевых компетенций.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс:   «Организация исследовательской деятельности на уроке и внеурочной деятельности как способ достижения метапредметных результатов обучения».

Ульянова А.В. учитель биологии, географии ФМБОУ « КСОШ№4».

Цель мастер - класса:

Распространение опыта организации исследовательской деятельности учащихся на уроках и во внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС, как одной из личностно-ориентированных технологий, способствующей формированию ключевых компетенций.

Задачи:
1. Представление разных форм реализации исследовательского метода в рамках урочной и внеурочной деятельности

2. Представление алгоритма работы над исследованием

3. Моделирование участниками мастер-класса различных мини-исследованийв рамках урочной деятельности.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация, карточки с заданиями

Ход мероприятия:

Не существует сколько-нибудь достоверных тестов

на одарённость, кроме  тех, которые проявляются в результате

активного участия хотя бы в самой маленькой    поисковой

исследовательской работе

А. Н. Колмогоров

О сколько нам твердят ученики

Зачем искать, ведь все давно открыто

И вот тогда влюбленный в свой предмет учитель

Сумел увлечь и повести дорогою открытий

И первое открытие, которое станет основой нашей сегодняшней встречи мы предлагаем вам совершить.

Внимание.  Тест. « Определение доминирующего полушария головного мозга»

Я не случайно организовала работу в группах по методическим объединениям. В процессе подготовки к мастер-классу возникла гипотеза. Каждый предметник в свое время выбирал  специальность исходя из своих нейропсихологических особенностей.

Давайте подтвердим или опровергнем это предположение.

Итак, группа  МО «Эстетического цикла» и группа «ЕМЦ». Как вы  думаете, опираясь на полученную формулу, какой признак вас объединяет? Что общего в ваших результатах?

-Ответы : преимущественно левополушарные

Группа   «Начальная школа»  и МО гуманитарного цикла – преимущественно правополушарные.

Таким образом, мы видим закономерность  выбора специальности в зависимости от типа мышления, за которое отвечают соответственно правое или  левое полушарие.

Наш профессиональный разговор будет посвящен проблеме организации исследовательской деятельности как способу достижения метапредметных результатов обучения.

        Прежде чем перейти к рассмотрению сути исследовательской  деятельности и ее применению на уроках , необходимо определить, какое место занимает проектно-исследовательская  деятельность в реализации ФГОС нового поколения.

  1. Основное отличие нового Стандарта заключается в изменение результатов, которые мы должны получить на выходе (планируемые личностные, предметные и метапредметные результаты);
  2. Инструментом достижения данных результатов являются универсальные учебные действия (программы формирования УУД);
  3. Основным подходом формирования УУД, согласно новым Стандартам, является системно-деятельностный подход;
  4. Одним из методов (возможно наиболее эффективным) реализации данного подхода является проектно-исследовательская  деятельность.

Так как, проектно- исследовательская деятельность учащихся прописана в стандарте образования, следовательно, каждый ученик должен быть обучен этой деятельности. И это не случайно, ведь именно в процессе правильноорганизованной  самостоятельной работы лучше всего формируется культура умственного труда учеников.

Для начала разберемся, в чем же состоит отличие проектной и исследовательской деятельности.

Исследовательская деятельность – это исследование различных объектов с соблюдением процедур и этапов, близких научному исследованию, но адаптированных к уровню познавательных возможностей учащихся.

Принципиальное отличие исследования от проектирования состоит в том, что исследование не предполагает создания какого-либо заранее планируемого объекта, продукта, даже его модели или прототипа. Исследование, − по сути, процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека.

Специфические черты проектной и учебно-исследовательской деятельности

Проектная деятельность

Учебно-исследовательскаядеятельность

Проект направлен на получениеконкретного запланированногорезультата − продукта, обладающего определёнными свойствами и необходимого для конкретного использования

В ходе исследования организуется поиск в какой-то области, формулируются отдельныехарактеристики итогов работ.Отрицательный результат естьтоже результат

Реализацию проектных работпредваряет представление о будущем проекте, планирование процесса создания продукта и реализации этого плана.Результат проекта должен бытьточно соотнесён со всеми характеристиками, сформулированными в его замысле

Логика построения исследовательской деятельности включает формулировку проблемыисследования, выдвижение гипотезы (для решения этой проблемы) и последующую экспериментальную или модельнуюпроверку выдвинутых предположений

В свою очередь, исследовательскую деятельность можно разделить на две составные части:

- научно-исследовательская – вид деятельности, направленный на получение объективных научных знаний
- учебно-исследовательская – деятельность, главная цель которой – образовательный результат, т.е обучение навыкам, которые затем могут быть использованы в исследовании любой сложности .

Для того, чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять учащимися, развивать их познавательную деятельность.

Основные задачи учителя:

– научить самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации;

– сформировать навыки самоконтроля;

– создать условия для развития и проявления ребенком своих личностных качеств, формированию его индивидуальности, способности к нравственной и творческой реализации своих возможностей;

–  ориентировать учащихся на развитие критического мышления, их рефлексивных способностей, умений представить результаты своей работы;

– сформировать навыки работы в команде.

На уроке с элементами исследования учащиеся отрабатывают отдельные учебные приемы: учатся выделять проблему, формулировать гипотезу, определять цели и задачи, проводить эксперимент, работать с источниками информации и т.д. Дети учатся получать информацию с помощью таблиц, схем, графиков, диаграмм, составлять их самостоятельно на основе текста Подобная деятельность развивает умения анализировать, классифицировать, сравнивать.находить причинно-следственные связи, систематизировать информацию.

На уроке-исследовании учащиеся овладевают методикой научного исследования, усваивают этапы научного познания.

Смысл  учебного исследования заключается в том, чтобы помочь ученику пройти путь научного познания и усвоить его алгоритм.

- Давайте выполним такое задание:

• Загадайте число.

• Прибавьте столько же.

• Прибавьте 10.

• Разделите на два.

 Отнимите задуманное.

- Какое число загадали? (спросить у 2-3 человек)

-Что у вас получилось?

• В результате у всех должно получиться число 5.

Нетрудно догадаться, что в основе задачи лежит некий алгоритм. Результат был известен только мне, но посредством направления ваших действий, мы все пришли к одному ответу. Причем, вначале никто об этом даже не догадывался. Также происходит и в исследовательской деятельности учащихся.

Используя алгоритм работы,  учитель «ведет» детей по неизведанному ими пути.

Поскольку речь зашла об алгоритме давайте с вами его составим. У вас на столе есть конверт, в нем  этапы исследовательской деятельности. Задача: расположить этапы в правильной последовательности:

Давайте сравним ваш алгоритм построения этапов и, если нужно, внесём коррективы. (Сравниваем этапы по Савенкову А.И.)

Основные этапы исследования.

  • Выбор темы исследования .
  • Анализ литературы, источников по проблеме
  • Выявление противоречия и постановка проблемы (гипотезы), требующей решения
  • Определение объекта и предмета исследования
  • Выбор цели исследования
  • Определение задач по достижению цели
  • Определение методов исследования
  • Сбор эмпирического материала.
  • Анализ и обобщение собранного материала
  • Собственные выводы

Формировать исследовательские умения необходимо не только на уроках, но и во внеклассной работе, которая позволяет учащимся, интересующимися предметом, не ограничиваться рамками учебной программы.

Исследовательские проекты можно считать высшей ступенью исследовательской деятельности учащихся. Овладев методом  теоретических экспресс-исследований,  приобретя навыки практической экспериментальной работы, учащиеся достаточно успешно справляются с экспериментальной частью проектов.
Работа в группах. Одна из задач мастер-класса звучит так

Моделирование участниками мастер-класса различных мини-исследований в рамках урочной деятельности.

1. Вопрос-проблема. Почему родственные животные в разных местах нашей планеты отличаются по ряду признаков?

 Цель: выяснить существует ли зависимость между местом обитания и размерами тела у родственных животных. Сформулировать гипотезу, подтвердить или опровергнуть ее.  

 Имена признаков

 

Значение признака

амурский тигр

бенгальский (королевский) тигр

индокитайский тигр

суматранский тигр

Вес

Страны

Географическая широта

 1.              Амурский тигр

Самый известный подвид тигра в России амурский тигр. Он же уссурийский. Самый большой из тигриного семейства. Бескрайняя тайга на юго-востоке России в бассейнах рек Амур и Уссури в Приморском крае является его домом. По размерам является самым крупным представителем семейства кошачьих, обгоняя даже царя зверей - льва. Длина его тела колеблется от 2,7 до 3,8 м, рост в холке составляет 99-106 см. Весить может до 250 кг, хотя встречаются и гораздо более массивные экземпляры. Шерсть у него очень густая, поскольку местность обитания отнюдь не славится теплым климатом. Огромная физическая сила и размеры позволяют ему охотиться на крупную дичь, например оленей и кабанов. Все что мельче - на закуску, он не брезгует ничем.

2.              Бенгальский (королевский) тигр

Королевский бенгальский тигр, обитает на территории Индии, Бангладеша, Бутана и Непала. Всего их около трех тысяч. Размером он чуть меньше амурского тигра (около 200 кг). В области питания особой брезгливостью не отличается и может съесть все, что движется. 

3.              Индокитайский тигр

Индокитайский тигр, ареал обитания которого находится во Вьетнаме, Малайзии, Тайланде и южном Китае. По размерам индокитайский тигр меньше своего бенгальского собрата, его вес колеблется от 110 до 200 кг. Голова меньше, чем у бенгальского тигра, окрас темный, с более короткими и узкими полосами. 

4.              Суматранский тигр

В отличие от других подвидов тигра - Суматранский тигр своим названием полностью подтверждает место своего обитания. Остров Суматра. И нигде больше. Суматранский тигр отличается агрессивностью по отношению к своему главному врагу - человеку, видимо больше других впитал в себя неприятный опыт общения. Является самым маленьким из всех известных тигров. Высота в холке до 60 см, общая длина до 2,7 м (самки - 1,8-2,2 м, самцы - 2,2-2,7 м), длина хвоста - 0,9-1,2 м. Вес: самцов - 100-130 кг, самок - 70-90 кг.

2. Вопрос-проблема. Почему родственные животные в разных местах нашей планеты отличаются по ряду признаков?

 Цель: выяснить существует ли зависимость между местом обитания и размерами  частей тела у родственных животных. Сформулировать гипотезу, подтвердить или опровергнуть ее.  

Имена признаков

Значение признака

Заяц чернохвостый

Заяц - толай

Заяц беляк

Арктический беляк

Длина ушей

Длина ног

Страны

Географическая широта

Копилка разных подвидов тигров .

 1. Заяц чернохвостый

Чернохвостый заяц имеет длинные уши и длинные мощные задние ноги. Достигает в длину от 47 до 63 см, вес составляет от 1,5 до 3 кг. Самки немного крупнее самцов.  Длина хвоста составляет от 5 до 11 см. Уши длиной от 10 до 13 см. Окрас шерсти верхней части тела серо-бурый, брюхо белёсого цвета. У зайца на спине имеется чёрная полоса и чёрный хвост. Чернохвостый заяц является наиболее распространенным видом зайца в западной части США и Мексике. Активен в предрассветное время и ночью. Днём укрывается в тени кустов. Ведут одиночный образ жизни, защищаясь от хищников, прежде всего, своей маскировкой и скоростью от 50 до 60 км/ч. Кроме того, зайцы способны прыгать из положении стоя на расстояние до 6 м.

My, What Big Ears You Have! (2103626690).jpg

2.             Заяц - толай

Некрупный заяц, по внешнему виду напоминающий мелкого русака: длина тела 39-55 см, масса 1,5-2,8 кг. Уши и ноги длинные, по относительным размерам даже длиннее, чем у русака. Длина клиновидного хвоста 5-10 см, длина уха 8,3-11,9 см. Ступни задних лап довольно узкие, к передвижению по глубокому снегу этот заяц не приспособлен. Окраска меха, в целом, напоминает окраску светлого русака, но мех не имеет характерной волнистости. Летний мех серый с буроватым или охристым налётом. Зимний мех немногим светлее летнего, с выраженными пестринами. Линяет толай весной и осенью. Обитает в полупустынях и горах Средней Азии  УзбекистанТаджикистанКиргизияТуркмения, Казахстана, Южной Сибири и  ЗабайкальяМонголии и Северо-Восточного Китая. Длинные пушистые уши зайца могут двигаться в разных направлениях и, услышав звук, поворачиваются, чтобы найти его источник.

Lepus tolai; Baikonur 03.jpg

3.            Заяц - беляк

Крупный заяц: длина тела взрослых животных от 44 до 65 см, изредка достигая 74 см; масса тела 1,6—4,5 кг. Средние размеры уменьшаются с северо-запада на юго-восток. Самые крупные беляки обитают в тундре Западной Сибири (до 5,5 кг), самые мелкие в Якутии и на Дальнем Востоке (3 кг). Уши длинные (7,5—10 см), но заметно короче, чем у русака. Хвост обычно сплошь белый; относительно короткий и округлый, длиной 5—8 см. Лапы сравнительно широкие; ступни, включая подушечки пальцев, покрыты густой щёткой волос. Нагрузка на 1 см² площади подошв у беляка всего 8,5—12 г, что позволяет ему легко передвигаться даже по рыхлому снегу. В окраске наблюдается чётко выраженный сезонный диморфизм: зимой беляк чисто-белый, за исключением чёрных кончиков ушей; окраска летнего меха в различных частях ареала — от рыжевато-серой до аспидно-серой с бурой струйчатостью. Только в областях, где нет устойчивого снегового покрова, зайцы на зиму не белеют. Заяц-беляк обитает в тундровой, лесной и частично лесостепной зоне Северной ЕвропыРоссииКазахстане, северо-западной Монголии, северо-восточного Китая, Японии (о. Хоккайдо).

http://xn--d1acimmaskq.xn--p1ai/photo/c0/c043f080e676066c5fde01b355a17798.jpg

4.              Арктический беляк

Арктический беляк распространён по тундровым регионам в Гренландии и в самых северных частях Канады: о.Ньюфаундленд и Лабрадор. Раньше он считался подвидом зайца-беляка, но сейчас выделяется как отдельный вид. В среднем достигает в длину 55 — 70 см, весит около 4 — 5,5 кг. Как и другие зайцы, имеет маленький пушистый хвост (5 см) и длинные, мощные задние лапы, которые позволяют ему прыгать по снегу на большой скорости. Его уши — относительно короткие 5-8 см.  Обладает мехом, позволяющим ему хорошо переносить холод. На дальнем севере он белый круглый год, лишь с чёрными кончиками ушей. В других же местах, летом имеет седовато-голубой окрас. Самцы и самки внешне не отличаются. Северные особи склонны быть крупнее. На лапах, особенно на передних, когти вытянутые и изогнутые. Зайцы используют их для раскапывания плотного снега. Их резцы длиннее и прямее, чем у большинства зайцев. Они используются, чтобы разгрызать замёрзшие арктические растения, причём у гренландских зайцев резцы острее. Их особая пищеварительная система позволяет им переваривать пищу дважды. По бокам расположены большие глаза, благодаря которым животное может видеть почти на 360° вокруг себя, не поворачивая головы. Зрачки круглые, радужная оболочка — красновато-бурого цвета. Чёрные ресницы хорошо защищают от солнца. У арктических беляков отлично развит нюх, и их нос и ноздри постоянно в движении. Считается, что живут около 5 лет.

Это быстрые животные, которые могут развивать скорость до 60 км/ч и иногда переплывать узкие ручьи. Таким образом они спасаются от хищников.

Arctic hare.jpg

3. Вопрос-проблема. Почему родственные животные в разных местах нашей планеты отличаются по ряду признаков?

 Цель: выяснить существует ли зависимость между местом обитания и окраской тела у родственных животных. Сформулировать гипотезу, подтвердить или опровергнуть ее.  

 Имена признаков

 

Значение признака

Полярный волк

Сибирский волк

 Степной волк

 Кавказский волк

Окрас

Страны

Географическая широта

  1. Полярный волк

 Обитает на всей территории Арктики и в тундре, за исключением льдин и больших территорий, покрытых льдом.  Чтобы выжить, волк приспособился есть любой корм, который только попадается. Может годами жить при минусовой температуре, месяцами не видеть солнечного света и неделями оставаться без пищи.

Полярный волк до сих пор обитает на всей территории исторически доступной его виду. Причиной тому является слабая конкуренция с человеком. Длина без хвоста: 130—150 см. Высота в холке: 80—93 см. Масса: до 85 кг, самки меньше. Продолжительность жизни: около 17 лет. Окрас светлый с серебристым отливом окрас шерсти, небольшие уши и густой мех. К зиме могут сменить цвет шубы на практически белый.

Полярный волк

2. Сибирский волк

Сибирский лесной волк обитает на Камчатке, Дальнем Востоке и Восточной Сибири. Относится к крупным представителям: самцы 30-80 кг, а самки 23-55 кг. Рекордным весом этого подвида считается 85 кг. Преобладающий окрас светло-серый, охристые тона заметны плохо или отсутствуют вовсе. Мех хотя и не столь высокий и шелковистый, как у полярного волка, но тоже густой и мягкий. Охотясь стаями, Сибирские волки часто нападают на серн, маралов, диких кабанов и лосей. Они ведут постоянную борьбу за добычу с тиграми и медведями.

http://picsvision.ru/images/625084_blog-26677.jpg

3.              Степной волк

Это животное несколько мельче представителей лесного подвида. Он имеет более грубый и редкий волос. На спине окрас с заметным преобладанием серо-ржавых, а зачастую и бурых волос. При этом бока остаются светло-серыми. Сегодня этого волка можно встретить в степях Каспия, Урала, Нижнего Поволжья. Вид является малоизученным. Еще не разработана система характерных признаков. Численность этих животных невелика, особенно это касается западных районов ареала.

http://soyuz-pisatelei.ru/_bl/48/44181307.jpg

4.              Кавказский волк

Зверь средних размеров с грубым и коротким остевым волосом и довольно слабо развитой подпушью. По окрасу заметно темнее вышеописанных подвидов из-за равномерно распределенных по шкуре черных остевых волос. Общий тон грязновато-серый, тусклый. В пределах нашей России ареал ограничен Главным Кавказским хребтом и его лесистыми предгорьями.

http://doghusky.ru/wp-content/uploads/2010/08/mongol.jpg

4. Вопрос - проблема: Водоросли - это растения, но почему они бывают не только зелеными, но и бурыми и красными?

Цель: выяснить причины разной окраски водорослей. Сформулировать гипотезу, подтвердить или опровергнуть ее.  

Элемент мира (объект)

красные

бурые

зеленые

пигменты

глубина

 Копилка фактов:

  •   Пигменту хлорофиллу нужные преимущественно красные видимые фотоны, фукоксантину - желтые и образующие зеленый цвет, а фикоэритрину - синие и зеленые.
  • Ученые установили, что световые лучи синего и зеленого цветов способны достигать в большем количественном составе больших глубин, нежели желтые лучи, и тем более - красные.
  • Морская спирулина красивого фиолетового цвета пока живет в море на значительной глубине100- 200м, а, попав в аквариум, скоро зеленеет, и из пряди фиолетовых спирулин вырастает там зеленое потомство.
  • Две водоросли сверлят известковые камни и раковины моллюсков - Hyella caespitosa и Mastigocoleus tastarum, обе сине-зеленого цвета, но те из них, что живут на значительной глубине, красного цвета.
  • Сине-зеленая Microchaete grisea живет ближе к поверхности воды, на глубине всего около 9 м, а очень похожая на нее бурая  Microchaete purpurea на глубине 35- 1        00м.

Заключение.  Закончить сегодняшний мастер-класс хочется словами немецкого педагога-демократа Фридриха Дестервега: «Знания в собственном смысле слова сообщить невозможно. Можно их человеку предложить, подсказать, но овладеть ими он должен путем собственной деятельности. Можно наполнить чем-нибудь тело, но ум наполнить нельзя. Он должен самостоятельно все охватить, усвоить, переработать». Этому способствует использование в учебном процессе исследовательской деятельности как одной из форм творчества учащихся.

РЕФЛЕКСИЯ

Интерес

Сотрудничество

Стимул

Любознательность

Единство

Доказательность

Оперативность

Вариантность

Аналитика

Новшество

Индивидуальность

Если долго мучиться, что-нибудь получится….

 Желаем вам на этом пути терпения, новых идей и достижения всех намеченных целей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Проектная деятельность как способ формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации ФГОС »

В статье  автор акцентирует внимание на  ФГОС второго поколения, в основу которых  положены требования к результатам освоения обучающимися основных образовательных программ, перечисляет...

Проектная деятельность как способ формирования метапредметных результатов обучения

Проектная деятельность как способ формирования метапредметных результатов обучения...

Использование сервиса classroom на уроках и во внеурочной деятельности как средство достижения метапредметных результатов

Представлен опыт работы в сервисе Classroom.Компания Google сообщила о полноценном запуске сервиса «Класс» для преподавателей по всему миру. При этом интегрирован с другими сервисами: &laq...

СПОСОБЫ ДОСТИЖЕНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

                                            «Особенностью английского языка, ...

Проектная деятельность учащихся по физике как способ достижения метапредметных результатов обучения

Аннотация. Сформулированы  метапредметные результаты обучения в рамках предмета физики, показаны какие формируются УУД на этапах создания проекта. Приведен краткий пример  проектной работы....

Использование сервисов web 2.0 в урочной и внеурочной деятельности как средство достижения метапредметных результатов

Решение проблемы снижения познавательной активности школьников на сегодняшний день является одной из важнейших задач современного образования. Учителю необходимо организовать процесс обучения таким об...