Вовлечение обучающихся в систему исследовательской и творческой деятельности на уроках и внеурочной деятельности
статья на тему

Выступление на педагогическом совете

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vovlechenie_obuchayushchihsya.docx20.72 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №16»

Вовлечение обучающихся в систему исследовательской и творческой деятельности на уроках и внеурочной деятельности

Подготовила

учитель химии

Горбунова Н.П.

Слушаю-забываю,

Смотрю-запоминаю,

Делаю-понимаю.

Конфуций.

Одно из перспективных направлений модернизации образования - использование компетентностного подхода в процессе обучения.

Компетентностный подход - это совокупность общих положений, определяющих логику образовательного процесса, ориентированного на развитие системного комплекса осведомлённости, умений, смысловых ориентаций, адаптационных возможностей, опыта и способов преобразовательной деятельности с получением конкретного продукта.

 Применительно к компетентностному подходу смысл образования заключается в развитии у обучаемых способности самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности на основе использования социального опыта, элементом которого является и собственный опыт учащихся.

Компетентностный подход – это попытка привести в соответствие систему образования и потребностей современного общества. Данный подход обеспечивается за счет деятельностного подхода, активных форм обучения, организации учебного процесса через систему учебных задач, реализацию принципов развивающего обучения. На мой взгляд, эффективно реализовать данные направления можно с помощью организации исследовательского  обучения и творческой деятельности обучающихся на уроках химии и внеурочной деятельности.

     Развивающемуся обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способные к сотрудничеству, умеющие оперативно работать с постоянно обновляющейся информацией. Психологи давно подметили такую особенность - умственная деятельность учёного,  делающего открытия и умственная деятельность ребёнка, познающего новое идентичны по своей внутренней механике. Для ребёнка гораздо легче изучать и усваивать новое, действуя подобно учёному, чем получать готовые знания. Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически, ребёнок рождается исследователем.

Если  проследить исторический путь химической науки, то можно убедиться, что в ее развитии огромная роль принадлежит исследованию и эксперименту. Все значимые теоретические открытия в химии являются результатом обобщения большого числа экспериментальных фактов. Познание природы веществ достигается с помощью исследования и эксперимента, он помогает раскрывать взаимосвязи и взаимозависимости между ними.

Внутренняя взаимосвязь деятельности преподавателя и учащихся в процессе исследовательской деятельности  позволит организовать процесс познания химии не на уровне описательного ознакомления с явлениями и процессами, а на уровне овладения их сущностью, объяснения причинно-следственных связей между ними с позиций современной химической науки.

Следовательно, только в тесном взаимодействии эксперимента и теории в учебно-воспитательном процессе можно достигнуть высокого качества знаний учащихся по химии.

Заниматься исследовательской деятельностью способен любой пытливый ученик, получая при этом удовольствие от самостоятельного поиска и испытывая радость открытия.

Химия – это благодатная почва для проведения целого ряда исследований от самых простых и до самых сложных. Исследовательская деятельность учащихся красной линией проходит через все уроки химии. Это и небольшие лабораторные работы исследовательского характера и крупные практические работы, домашний эксперимент. Так в 8 классе, когда учащиеся только начинают свой путь в науку химию, им предлагается много мини-исследовательских работ. Например, при изучении темы «Вода. Растворы», в качестве домашнего задания предлагаю провести домашнюю исследовательскую работу: оценить значение аномальных свойств воды для жизни на Земле. В 9-м классе помимо лабораторных работ исследовательского характера, в программу включена практическая работа «Знакомство с образцами лекарственных препаратов.  Знакомство с образцами химических средств санитарии и гигиены». В процессе этой работы учащиеся исследуют такие лекарственные препараты как ацетилсалициловую кислоту, доказывая, что ее нельзя применять для консервации продуктов, так как под влиянием горячей воды (кипятка) одним из продуктов распада этого вещества является фенол – опаснейшее вещество, провоцирующее развитие онкологических заболеваний. Также в ходе работы ребята доказывают, что нельзя смешивать для очистки различных загрязнений бытового характера чистящие средства, содержащие хлоринол (такие как например «Комет») и аммиак («Мистер Мускул»), так как в результате их взаимодействия выделяется хлор – ядовитое вещество. Эта работа является как бы трамплином для выполнения исследовательских работ и во внеурочное время. Учащиеся 8,9,10 и 11 классов очень активно принимают участие в проектной деятельности: создают проекты как краткосрочные, так и долгосрочные. Краткосрочные проекты, как правило, выполняются в течение 1-2 уроков, а долгосрочные – в течение 8-10 уроков (в рамках одной темы). Очень часто использую   домашние задания с использованием метода RAFT (роль, аудитория, форма, тема). Учащиеся с удовольствием выполняют данные задания. Они придумывают сказки, составляют репортажи с «места событий», «берут интервью» у специалистов и т.д. Выполняя домашние задания такого типа, учащиеся активно ищут дополнительный материал по теме и не просто «скачивают» информацию с интернета, а прорабатывают ее,  обдумывают, адаптируют к своей «роли».

С прошлого года начала работу секция «Алхимик» научного общества учащихся. НОУ предполагает работу учащихся в качестве исследователей, участие их в различных творческих, исследовательских конкурсах. Исследовательские работы, которыми ребята занимались в течение года, носили разный характер: кто-то только начинал работать с литературой и учился проводить исследование, используя различные источники (это учащиеся 7-8 классов) по таким темам как «Семь металлов древности», «Неинертный благородный ксенон», кто-то начал работу над проектом (учащиеся 9-10 классов) по темам «Не попить ли нам чайку?», «Пестициды: за или против?», ну и конечно работы, которые требуют проведения исследования с помощью постановки опытов – это «Химия сладкого вкуса», «Исследование качества пшеничной муки и хлебобулочных изделий», «Исследование воды реки Осколец». Некоторые работы заняли призовые места на конкурсах различных уровней. Так работа ученицы 9 класса  «Гидрхимическое исследование воды реки Осколец» заняла 2 место в международном конкурсе «Оригинальная идея», также работа ученицы 9 класса «Аспирин друг или враг?» заняла 3 место в том же конкурсе. Также участники НОУ приняли активное участие в конкурсе эссе, проводимом КурскимГМУ «Достойный выбор», 7 человек отправили свои работы на конкурс и все были приглашены принять участие в двухдневной работе открытой площадки на базе университета.

Ну, и конечно же нельзя не сказать о работе детского объединения дополнительного образования  «Занимательная химия». Занятия в объединении рассчитаны на учащихся 8 классов, которые делают лишь первые шаги в науку химию. Ребята на занятиях приобретают первые навыки работы в химической лаборатории, проводят эффектные опыты, выращивают кристаллы, знакомятся с использованием химических знаний в жизни. В ходе занятий проводятся лабораторные опыты, практические работы исследовательского характера. Ребята проявляют творчество, выращивая кристаллы (думают, анализируют какие вещества можно применить, а какие нет для этой работы), проводя устные журналы на темы «Химия и медицина»,  «Химические реакции внутри нас», «Химия в быту», виртуальные экскурсии на химические производства.

Таким образом, систематическое применение исследовательского эксперимента, а также творческой деятельности учащихся в обучении химии дает реальные результаты в формировании химических компетенций учащихся, а также в развитии их творческого потенциала.

И в конце своего выступления позвольте обратиться к древней легенде.

Однажды к старцу пришел его послушник и спросил:

— Отче, объясни мне, почему я, имея такие же глаза как и у тебя, часто не замечаю того, что замечаешь ты.

Старец вышел из комнаты и через какое-то время вернулся, держа в руках древнюю рукопись на незнакомом для послушника языке. Развернув её, он сказал:

— Что ты видишь?

Послушник, не желая выдавать свое незнание, ответил:

— Я вижу многовековую мудрость в этой рукописи. Тогда старец сказал:

— На самом деле перед тобой — записка греческого купца, — а знаю и вижу это потому, что однажды, не побоявшись признаться себе в том, что я толком ничего не знаю, выучил этот язык.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская деятельность через урок и внеурочную деятельность

В статье рассказывается как  учащимся предоставляется возможность применять свои умения и знания в новой ситуации. Это способствует не только  развитию мышлени...

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕРЕЗ УРОК И ВНЕУРОЧНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ

Основные направления и формы научно- исследовательской деятельности учащихся на уроках и во внеклассной деятельности...

Опыт работы учителя музыки "Развитие творческих способностей обучающихся через систему урочной и внеурочной деятельности посредством внедрения современных технологий"

Развитие творческих способностей обучающихся через систему урочной и внеурочной деятельности посредством внедрения современных технологий....

Проектная деятельность на уроках, во внеурочной деятельности, в кружковой работе как способ интеграции предметов эстетического цикла и технологии.

Отчет работы методического объединения учителей эстетического цикла и технологий над проектной деятельностью учащихся на уроках, во внеурочной деятельности,  в кружковой работе как способ интегра...

Мастер класс для педагогов "«Организация исследовательской деятельности на уроке и внеурочной деятельности как способ достижения метапредметных результатов обучения».

Распространение опыта организации исследовательской деятельности учащихся на уроках и во внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС, как одной из личностно-ориентированных технологий, способству...

Мастер-класс по теме «Использование творческого проекта на уроках и внеурочной деятельности»

В своей практике я давно использую проектное обучение. Этот метод позволяет отойти от авторитарности в обучении, всегда ориентирован на самостоятельную работу учащихся. С помощью творческого проекта у...