Исследовательская деятельность через урок и внеурочную деятельность
статья (физика) на тему
В статье рассказывается как учащимся предоставляется возможность применять свои умения и знания в новой ситуации. Это способствует не только развитию мышления, но и более глубокому пониманию взаимосвязи изучаемых явлений, формирует исследовательские навыки, а разумно подобранные, с учетом уровня знаний, интересов и способностей учеников, учебно-исследовательские задания являются хорошим стимулом для мотивации изучения предмета.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
isselovatelskaya_deyatelnost_cherez_urok_i_vneklassnuyu_rabotu.doc | 37 КБ |
Предварительный просмотр:
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕРЕЗ
УРОК И ВНЕУРОЧНУЮ РАБОТУ.
Выполняя учебно-исследовательскую работу (УИР), учащимся предоставляется возможность применять свои умения и знания в новой ситуации. Это способствует не только развитию мышления, но и более глубокому пониманию взаимосвязи изучаемых явлений, формирует исследовательские навыки, а разумно подобранные, с учетом уровня знаний, интересов и способностей учеников, учебно-исследовательские задания являются хорошим стимулом для мотивации изучения предмета. На начальных этапах обучения физики наиболее эффективна
организация учебно-исследовательской работы вне школы:
во дворе, в мастерской, и т. д. Например, так можно организовать изучение темы "Силы давления". Такая форма организации позволяет показать учащимся, что физические законы управляют повседневной жизнью человека. В классах с пониженным уровнем знаний
проводятся фронтальные исследования. Для проведения исследований используется одна экспериментальная установка. Пример, "Исследование периода колебаний пружинного маятника". Ход работы, последовательность действий устанавливаются в процессе беседы с классом. Учащиеся активно привлекаются для выполнения отдельных операций. Отсчет времени проводится каждым учащимся на своем рабочем месте, что позволяет отработать необходимость многократных измерений физических величин и вычисление среднего значения, закрепить понятие погрешности измерений. Многократно проделывая операции, учащиеся приобретают опыт обращения с оборудованием, уясняют логику хода исследований и, в последствии, становятся способными провести работу в малых группах, проявив больше самостоятельности. После выполнения эксперимента учитель проводит обсуждение экспериментальных результатов, предлагает учащимся сформулировать наблюдаемые закономерности. В классах, где преобладают дети с ослабленным вниманием и памятью, исследовательская работа осуществляется в группах по 2 человека. Причем каждая группа получает один и тот же набор заданий и оборудования. Выводы учащиеся формулируют под руководством учителя после выполнения каждого минизадания. Таким образом, регламентируется ход работы, учащиеся получают навыки проведения исследовательской работы, вносится элемент соревнования, что стимулирует учащихся к выполнению заданий. Примером подобного урока может служить урок по теме "Установление формулы периода колебаний нитяного маятника". Особенно эффективна организация УИР школьников при выполнении лабораторных работ , а так же при обобщении и повторении пройденного материала. Например, при повторении в 10 классе темы "Движение тела под действием нескольких сил" учащимся предоставляется возможность, используя имеющееся в их распоряжении оборудование, самостоятельно спланировать эксперимент для решения выбранной ими задачи. После выполнения задания учащиеся представляют результаты своей работы всему классу. Учитель в этом случае выполняет функции консультанта. Уроки исследовательского характера можно проводить с использованием компьютерного моделирования различных процессов при изучении нового материала. Использование информационных технологий обучения позволяет организовать исследования в виртуальной лаборатории (например, по теме "Искусственные спутники Земли"), получить графические представления процессов и явлений, которые либо малодоступны (например, "Графическое представление электрических полей", моделирование экспериментов по атомной и ядерной физике), либо требуют больших затрат времени (например, "Изопроцессы в газах"). Перед проведением уроков-конференций может быть использована групповая форма организации исследовательской работы , как в младшей (7-9 классы) так и в старшей (10 - 11 классы) школе. Итогом их работы является сообщение, сопровождаемое иллюстрациями и демонстрациями, проводимыми перед всем классом. В зависимости от целей урока, его можно построить как урок по приобретению новых знаний ("Равномерное и неравномерное движение" 7 класс, "Законы постоянного тока" 8 класс), как урок по закреплению знаний ("Волновая оптика" 11 класс) и урок по применению знаний ("Законы геометрической оптики" 11 класс). Индивидуальная исследовательская работа учащихся проходит под руководством школьных учителей. В начале учебного года ученик, выбирает тему для самостоятельной исследовательской работы в течении года или меньшего промежутка времени. В этом вопросе учащимся предоставляется большая свобода - они самостоятельно очерчивают круг объектов и явлений, изучением которых они хотят заняться. После составления плана работы совместно с преподавателем, учащийся приступает к работе, которая проходит поэтапно: согласуются сроки выполнения каждой части работы, предварительные результаты демонстрируются перед классом или группой. Роль "учителя" сводится к оказанию необходимой помощи в поисках литературы, в исследовании теоретических вопросов, в постановке эксперимента, в конечном счете, к стимулированию активности, самостоятельности и заинтересованности ученика в продолжении исследований. Форма взаимодействия "учитель-ученик" демократическая, в виде сотрудничества соратников на основе общей цели, при этом учитывается важность для ученика любого возраста осознания своей значимости, ориентации на личностный успех. Конечный результат учащиеся представляют на уроках обобщения и подведения итогов или заседании школьной практической конференции.
Список используемой литературы:
Методика факультативных занятий по физике. Пособие для учителя. Под редакцией О. Ф. Кабардина, В. А.Орлова. М., «Просвещение», 1998.
Внеурочная работа по физике. Под ред. О. Ф.Кабардина. М., «Просвещение»,2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕРЕЗ УРОК И ВНЕУРОЧНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ
Основные направления и формы научно- исследовательской деятельности учащихся на уроках и во внеклассной деятельности...
Вовлечение обучающихся в систему исследовательской и творческой деятельности на уроках и внеурочной деятельности
Выступление на педагогическом совете...
Мастер класс для педагогов "«Организация исследовательской деятельности на уроке и внеурочной деятельности как способ достижения метапредметных результатов обучения».
Распространение опыта организации исследовательской деятельности учащихся на уроках и во внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС, как одной из личностно-ориентированных технологий, способству...
Формирование здоровьесберегающей компетентности через уроки и внеурочную деятельность
Обучение правильному положению тела в воде на задержке дыхания...
Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках и внеурочных занятиях по изобразительному искусству.
Организация проектно-исследовательской деятельности относится к наиболее эффективным способам построения образования, направленного на развитие активной личности, успешной в постоянно изменяющихся усл...
Проектно – исследовательская деятельность на уроках и внеурочных занятиях
Проектно – исследовательская деятельность на уроках и внеурочных занятияхВ школьном возрасте дети проводят большую часть своего времени с нами, учителями. Значит, от нас во м...