Природа и ее роль в рассказе И.С. Тургенева "Бежин луг"
план-конспект урока по литературе (6 класс) по теме
конспект урока
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
i.s._turgenev.doc | 77.5 КБ |
prezentatsiya_i.s.turgenev.ppt | 1.54 МБ |
test_bezhin_lug.docx | 14.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа Невского района Санкт-Петербурга
Конспект урока по литературе в 6 классе
«Природа и ее роль в рассказе И.С.Тургенева «Бежин луг».
Составила:
учитель русского языка и литературы
Чиркова Анна Сергеевна
Санкт-Петербург
2018
Конспект урока по литературе в 6 классе
«Природа и ее роль в рассказе И.С.Тургенева «Бежин луг».
Цели урока:
образовательные: - расширить представление учащихся о творчестве И.С.Тургенева;
- познакомить с рассказом, отметить мастерство писателя в описании природы
- повторить понятия «метафора», «эпитет», «олицетворение» , «сравнение»;
развивающие: - развивать навыки связной устной речи;
- развивать логическое мышление;
- развивать умение работы с текстом;
- развивать умение выражать собственную позицию, умение вести диалог;
воспитательные: - воспитывать интерес и любовь к художественному слову;
- прививать интерес к творчеству И.С.Тургенева;
Тип урока: урок актуализации знаний и умений.
Оборудование урока: презентация.
Методические приёмы: беседа, выразительное чтение, комментированное чтение, анализ текста.
Ход урока
1. Организация начала урока. Слайд 1.
2. Вступительное слово учителя
Сегодня мы продолжим изучение творчества великого классика, мастера слова, чьи произведения известны и высоко ценятся не только в России, но и во всем мире. На прошлом уроке мы говорили о главной теме рассказа – о крестьянских детях; они являются центральным образом произведения. Мы с вами узнали о жизни подростков в 19 веке.
Тему сегодняшнего урока вы попытаетесь сформулировать сами, отгадав ключевое слово. Для этого выполним следующую работу: Слайд 2.
Литературоведческий диктант
Картина природы в художественном произведении. | Пейзаж | |
Созвучие окончаний стихотворных строк. | Рифма | |
Выражение насмешки. | Ирония | |
В литературном произведении образ человека, от лица которого ведется повествование. | Рассказчик | |
Разновидность малой формы эпической литературы, чаще всего посвящается современной автору жизни, фактам, людям. | Очерк | |
Разговор двух или нескольких лиц. | Диалог | |
Иносказательное изображение предмета или явления с целью наглядно показать его существенные черты. | Аллегория |
Обратите внимание на выделенные буквы каждого термина, какое слово у нас получилось. О чем мы будем говорить на уроке? Слайд 3.
3. Изучение нового материала.
Оформление записи в тетрадях (дата, «Роль пейзажа в рассказе И.С.Тургенева «Бежин луг»)
Описывая природу, писатель показывает ее особенности, красоту и величие. Но он не просто описывает природу. При этом он выражает свое отношение к ней, передает свое настроение, раскрывает мысли и чувства, помогает понять настроение своего героя.
В описании природы присутствуют светлая часть дня (утро, день) и темная (сумерки, ночь). Свои наблюдения мы будем оформлять в виде таблицы.
Природа | ||
Светлая часть (день, утро) | Темная часть (сумерки, ночь) | |
Краски | небо ясное, румянец, солнце – не огнистое, не тускло – багровое, приветно – лучезарное, лиловое | |
Звуки | зашумело, заговорило, звуки колокола | |
Запахи | полынью, сжатой рожью, гречихой | |
Настроение | радостное, спокойное |
А) День
- Каким предстает пейзаж перед охотником в самом начале рассказа? Найдем это место в тексте, прочитаем выразительно, чтобы легче представить июльский день. (Чтение эпизода на с. 178) Слайд 4.
- Какие же они, краски июльского дня?
(небо ясное; румянец, солнце – не огнистое, не тускло – багровое, приветно – лучезарное, лиловое)
- Кто нашел в рассказе, чем пахнет день в июле?
(Полынью, сжатой рожью, гречихой.)
Ответы записать в таблицу.
Вывод: Июльский день создает впечатление радостное и спокойное.
Б) Сумерки. Слайд 5.
- Именно в такой день рассказчик удачно поохотился и собирается в обратный путь, но неожиданно осознает, что заблудился. Давайте проследим, как меняется окружающая среда и ее восприятие.
- Случалось ли вам заблудиться? Какие чувства, как вы думаете, можно испытывать при этом?
-А какими словами передает свое состояние рассказчик? (С.180-182)
(«Недоумение», «жутко», «отчаянно устремился», «сердце сжалось», пошёл «по звездам – наудалую».
-Тревожное настроение может передаваться не только с помощью слов, но и знаков препинания.
(Чередование коротких вопросительных и восклицательных предложений. Обилие многоточий подчеркивают растерянность героя.)
- С какой целью Тургенев столь подробно описывает свои блуждания в поисках дороги?
(Автор создает атмосферу таинственности, показывает, как внешний мир, погруженный в темноту, становится фантастическим.)
Вывод: С помощью описания природы рассказчик передает свое тревожное состояние. Под влиянием темноты нарастает настроение таинственности. Автор подготавливает читателя к беседе мальчиков о домовых и леших.
В) Глубокая ночь. Слайд 6.
Ночная природа живет своей жизнью. У нее свои звуки, необъяснимые, таинственные. Для мальчиков, которых встретил охотник у ночного костра, природа, с одной стороны, их жизнь, даже праздник. С другой стороны, природа для них полна загадок, непонятных явлений, которые они объясняют действием потусторонних сил: в историях о домовом, русалке, лешем, водяном.
- Ребята, вы ведь тоже, наверное, замечали, что днем вы себя чувствуете по-другому, не так, как ночью? А как?
-Действительно, ночная природа создает настроение грустное, таинственное.
- А теперь рассмотрим картину глубокой ночи перед самым рассветом. Прочитаем эпизод на с. 184.
(тихо, спокойно, торжественно)
-Но пейзаж меняется, когда автор переходит к характеристике мальчиков и к их «страшным историям». Тургенев, с одной стороны, любуется природой, красотой ночи, с большим интересом слушает таинственные рассказы «… торжественно, необыкновенно стояла ночь …», а с другой, вместе с ребятами переживает непонятные явления природы «странный, резкий болезненный крик раздался вдруг два раза сряду над рекой и, спустя несколько мгновений, повторился уже далее…»
Г) Утро. Слайд 7.
-Но, как пишет Тургенев, «Недолги летние ночи!..» Весь рассказ заканчивается изображением летнего утра. С особым чувством нарисована картина пробуждения и оживления природы. Давайте найдем это место в рассказе. (Чтение эпизода с.205.)
«Утро зачиналось…»
-В этом описании слышится шум пробуждающейся жизни: «…Полились сперва алые, потом красные, золотые потоки молодого, горячего света... Все зашевелилось, проснулось, запело, зашумело, заговорило. Всюду лучистыми алмазами зарделись крупные капли росы; мне навстречу, чистые и ясные, словно тоже обмытые утренней прохладой, принеслись звуки колокола, и вдруг мимо меня, погоняемый знакомыми мальчиками, промчался отдохнувший табун».
-Природа в рассказе, словно живое существо, ей нужно просыпаться, двигаться, встречать новый день.
Возвращение к заполнению таблицы.
Вывод: Таким образом, мы убедились в том, что И.С.Тургенев, стремясь передать полноту своих ощущений, воздействует на различные органы чувств: зрение, слух, обоняние. Это придаёт картинам природы особую выразительность, а также вполне отвечает жизненной правде. Когда вы идёте по лесу, вы не только видите деревья, траву, небо, но и…?
(Слышим пение птиц, чувствуем запахи, нам жарко или прохладно.)
- Попробуйте из рассказа убрать картины природы. Что останется?
Да, без картин природы, без этих пейзажных зарисовок исчезнет обаяние и вся прелесть этого коротенького, но такого красивого рассказа. Картины природы помогли нам глубже понять и характеры действующих лиц рассказа.
4. Проблемный вопрос.
- Как на протяжении рассказа писатель показывает связь между человеком и окружающей его природой?
В начале рассказа природа живет отдельной, прекрасной, независимой жизнью. Человек как будто смотрит на неё снизу вверх (описание неба, солнца, облаков), восхищается постоянно меняющимися картинами неба. Человек может уповать на природу, как на высшую силу – он зависит от её расположения: «Подобной погоды желает земледелец для уборки хлеба». В описании дня охоты природа пугает охотника, враждебна ему (охотник заблудился, словно его водит какая-то нечистая сила): «Меня тотчас охватила неприятная, неподвижная сырость, точно я вошёл в погреб»
5. А что-нибудь сказочное вы не заметили в этом рассказе?
Автор использует сказочный прием: охотник заблудился и неожиданно для себя открыл особый мир природы, детский мир, полный тайн, фантастики, поверий, сказок, мир искренний и добрый.
6. Какие художественные изобразительные средства использовал писатель?
Эпитеты: «Солнце – не огнистое, не раскаленное… Светлое и лучезарное», «играющие лучи», «бесконечно разлившееся река», «могучее светило».
Сравнения: «блеск подобен блеску кованого серебра», «сами они… лазурны, как небо», «последние из них, черноватые и неопределенные, как дым», «как бережно несомая свечка»…
Метафоры: она разливается кротким румянцем», «солнце – мирно всплывает», «хлынули играющие лучи»…
Олицетворения: «ветер разгоняет, раздвигает накопившийся зной», «вихри… гуляют по дорогам…», «облака исчезают…, ложатся розовыми клубами»….
7. Выводы урока. Слайд 8.
Какую роль играет пейзаж в рассказе И.С.Тургенева «Бежин луг»?
- Тургенев в описании природы создает атмосферу таинственности, показывает, что такой необыкновенной ночью неизбежно должно произойти нечто таинственное
- Автор использует поэтический, сказочный прием: охотник заблудился. Заблудился …. И неожиданно для себя открыл особый мир природы, полный фантастических тайн, поверий, сказок, мир искрений и добрый.
- Картины природы в рассказе отражают настроения человека, человек – часть природы.
- Пейзаж у Тургенева живет одной жизнью с героями, словно природа понимает людей.
- Можно смело утверждать, что Тургенев – мастер пейзажа.
7. Домашнее задание: Слайд 9.
- Заполнить вторую часть таблицы,
Оценки за урок.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Тема урока: "Пейзаж и его роль в рассказе И. С. Тургенева "Бежин луг""
« Природа – единое чудо и целый мир чудес: таким же должен быть каждый человек – таков он и есть… Чем была бы природа без нас, - чем были бы мы без природы? И то и другое немыслимо! … как бесконечно сладостна – и горька – и радостна и в то же время тяжела жизнь!..» И. С. Тургенев
Цели урока: выявить роль пейзажа в произведении; показать взаимосвязь человека и природы в рассказе; развитие навыков выразительного чтения, анализа текста; воспитание трепетного отношения к природе.
Проблемный вопрос: Как на протяжении рассказа писатель показывает связь между человеком и окружающей его природой?
«Прекрасный июльский день»
« Между тем ночь приближалась и росла, как грозовая туча…»
Светлая часть дня Вечер и ночь Яркий свет, ясность Покой и кротость души Угрюмый мрак, темнота Тревога, страх, замирание перед бездной
«Торжественно и царственно стояла ночь»
В. Е. Маковский « В ночном»
«Недолги летние ночи»
«Утро зачиналось»
« Все зашевелилось, проснулось, запело, зашумело, заговорило»
Композиция рассказа 1. «Прекрасный июльский день» 2. « Между тем ночь приближалась и росла, как грозовая туча…» 3. «Торжественно и царственно стояла ночь» 4. «Недолги летние ночи» 5. «Утро зачиналось» 6. « Все зашевелилось, проснулось, запело, зашумело, заговорило»
Проблемный вопрос: Как на протяжении рассказа писатель показывает связь между человеком и окружающей его природой?
В рассказе «Бежин луг» перед нами открывается общая гармония – гармония природы и крестьянских ребятишек, стерегущих табун.
1. Пейзаж – 2. Описание природы помогает картина природы в художественном произведении. лучше понять героев и их поступки, представить место действия. 3. Для мальчиков, которых охотник встретил у ночного костра, природа , с одной стороны – … их жизнь, даже праздник, с другой стороны, природа для них полна загадок, непонятных явлений, которые они объясняют в своих историях действием потусторонних сил.
«…Природа не справляется с логикой, с нашей человеческой логикой; у нее есть своя, которую мы не понимаем и не признаем до тех пор, пока она нас, как колесом, не переедет». И. С. Тургенев
И. С. Тургенев «Бежин луг» «Я поглядел кругом: …Бесчисленные золотые звезды, казалось, тихо текли все, наперерыв мерцая, по направлению Млечного Пути, и, право, глядя на них, вы как будто смутно чувствовали сами стремительный, безостановочный бег земли…»
Домашнее задание Заполнить вторую часть таблицы.
Предварительный просмотр:
Тест по творчеству И.С. Тургенева.
- Кто из пяти мальчиков в рассказе «Бежин луг» был старше всех?
а) Павлуша, б) Илюша, в) Костя, г) Федя.
- Кто из мальчиков «лучше других знал сельские поверья»?
а) Костя, б) Павлуша, в) Ваня, г) Илюша.
- Как звали собаку охотника?
а) Ветка, б) Жучка, в) Бианка, г) Дианка.
- Что такое «разрыв-трава»?
а) горькая трава, б) колдовская трава, в) сухая трава, г) волшебная трава.
- Что такое «гурт»?
а) стадо скота, б) стадо скота, которое гонят на продажу,
в) стадо овец, г) стадо коров, которое гонят на водопой.
- Кто такие «козюли»?
а) козы, б) козлы, в) лягушки, г) змеи.
- О ком эти слова: «Он принадлежал, по всем приметам, к богатой семье и выехал в поле не по нужде, а так, для забавы»?
а) о Косте, б) о Павлуше, в) о Феде, г) об Илюше.
- Кто из мальчиков рассказывал у костра историю о русалке?
а) Костя, б) Павлуша, в) Ваня, г) Илюша.
- Кому принадлежат слова: «А слыхали вы, ребятки, что намеднись у нас на Варновицах приключилось?»
а) Косте, б) Павлуше, в) Ване, г) Илюше.
- «Я с версту крюку дал». Чему равна верста?
а) 1,06 км, б) 1 км, в)1,5 км, г) 2 км.
- Что такое «пейзаж»?
а) словесное описание красивого места,
б) словесное изображение природы,
в) картина природы в художественном произведении,
г) жанр изобразительного искусства.
- Какой рассказ не входит в книгу И.С. Тургенева «Записки охотника»?
а) «Бирюк», б) «Скворцы», в) «Певцы», г) «Хорь и Калиныч».
Ответы:
1-г, 2-г, 3-в, 4-в, 5-б, 6-г, 7-в, 8-а, 9-г, 10-а, 11-в, 12-б.
Литература:
А.Н. Замышляева. Литература. 6кл.: система уроков по учебнику под ред. В.Я. Коровиной.- Волгоград: Учитель, 2014- с.132-133.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образ круга и его роль в рассказе В.Набокова «Круг»
Анализ художественного текста «вслед за автором», работа в группах. Урок формирует навыки рефлексивного характера, развивает умение видеть особенности хуложественной манеры автора. Рекомендуется...
Поэтический мир природы и человеческой души в рассказе И.А.Бунина “Косцы». 5 класс
Особенности жизни, творчества И.А. Бунина достаточно глубоко уходят корнями в историческое прошлое и настоящее народа. Показать зримую и еле уловимую красоту природы, душу русского человека приз...
Разработка урока "Превосходство природы над душой людской" по рассказам В Шаламова.
Разработка урока "Превосходство природы над душой людской" по произведениям В. Шаламова знакомит обучающихся с жизнью и творчеством писателя, с рассказом «Воскрешение лиственницы». Выявляе...
Пейзаж и его роль в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг
Конспект урока по творчеству И.С. Тургенева....
Бинарный урок русского языка и биологии "Цветы — роскошный дар природы» Тема урока: «Роль имени прилагательного в текстах-описаниях»
Cистематизация материала по теме “Роль имени прилагательного в речи”. Выяснить роль прилагательных в художественных текстах, формировать умение использовать литературное произведение для иллюстр...
Бинарный урок русского языка и биологии "Цветы — роскошный дар природы» Тема урока: «Роль имени прилагательного в текстах-описаниях» Презентация.
Cистематизировать материал по теме “Роль имени прилагательного в речи”, выяснить роль прилагательных в художественных текстах, формировать умение использовать литературное произведение для иллюстрации...