Разработка урока "Превосходство природы над душой людской" по рассказам В Шаламова.
план-конспект урока по литературе (11 класс) по теме
Разработка урока "Превосходство природы над душой людской" по произведениям В. Шаламова знакомит обучающихся с жизнью и творчеством писателя, с рассказом «Воскрешение лиственницы». Выявляет своеобразие писательского стиля. Приобщает обучающихся к эстетическим, нравственным, мировоззренческим ценностям, заключенным в произведении. Развивает ассоциативное мышление, повышает уровень речевой и эстетической культуры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_uroka_po_rasskazam_v._shalamova.docx | 51.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: "Превосходство природы над душой людской" (по рассказам В.Т. Шаламова)
Цели урока: Ознакомление обучающихся с жизнью и творчеством писателя В.Т. Шаламова, с рассказом «Воскрешение лиственницы». Выявление своеобразия писательского стиля. Приобщение обучающихся к эстетическим, нравственным, мировоззренческим ценностям, заключенным в произведении. Развитие ассоциативного мышления, повышение уровня речевой и эстетической культуры.
Оборудование: портрет писателя, карточки с заданиями, музыкальное произведение А. Вивальди "Зима" из цикла "Времена года".
Ход урока.
I Организационный момент.
II Сообщение темы и целей урока.
-Наш урок - это урок открытия нового имени. Запишите тему и эпиграф.
Эпиграф к уроку
Я, пробывший столько лет наедине с природой, с камнем, с облаками, с травой, пытался выразить их чувства,
их мысли на человеческом языке...
В. Т. Шаламов
III Работа над новым материалом.
/. Вступительное слово учителя:
Варлам Шаламов отмечал: "Так называемая лагерная тема - очень большая тема, где разместится 100 таких писателей, как Солженицын, 5 таких писателей, как Толстой, и никому не будет тесно". В одном из стихотворений он говорит о "превосходстве природы над душой людской". В чем это "превосходство" проявляется? Этот вопрос ждет нашего разрешения.
-Мы множество раз повторяли "Никто не забыт, ничто не забыто" - и предали глубочайшему забвению миллионы наших сограждан. Мы с комом в горле слушали "Бухенвальдский набат", но не слышали набата Колымы, Печоры, Соловков. А ведь жертвы сталинского геноцида не имеют даже братских могил. Только в 30-е годы в стране было репрессировано более 1000 литераторов. Сегодня необходимо вернуть людям право на память. Ведь так долго нам внушали, что ни сталинского геноцида, ни хрущевских бульдозеров, зарывающих картины художников-неформалов, ни брежневских "психушек, в которых томились абсолютно здоровые люди только потому, что не вписывались в рамки системы, не было. Кому-то нужно было, чтобы чувство памяти, право на память атрофировались в наших душах. Да, можно убить человека, уничтожить всякую возможность вспоминать о нем. Но нельзя убить или заставить замолчать вечно живое Слово, сохранившее для нас, потомков, многочисленные свидетельства современников того кровавого лихолетья. История атрофии человеческой души отражена в "Колымских рассказах" В.Т. Шаламова. В.Т.
Шаламова можно назвать человеком трагической судьбы. В этом вы убедитесь, познакомившись с биографией писателя.
2. Сообщение учащегося о биографии писателя:
Варлам Шаламов родился в Вологде в семье священника Тихона Николаевича Шаламова. Среднее образование получил в Вологодской гимназии. В 17 лет оставил родной город и отправился в Москву. В столице юноша сначала устроился дубильщиком на кожевенный завод в Сетуни, а в 1926 году поступил в МГУ на факультет советского права. Самостоятельно мыслящему юноше, как и всем людям с таким складом характера, пришлось нелегко. Совершенно справедливо опасаясь сталинского режима и того, что он может повлечь за собой, Варлам Шаламов занялся распространением "Письма к съезду" В. И. Ленина. За это молодой человек был арестован и приговорен к трем годам заключения.
Полностью отбыв срок заключения, начинающий писатель вернулся в Москву, где продолжил литературную деятельность: работал в небольших профсоюзных журналах. В 1936 году в журнале "Октябрь" был опубликован один из его первых рассказов - "Три смерти доктора Аустино".
Вольнолюбие писателя, читаемое между строк его произведений, не давало покоя властям, и в январе 1937 года его вновь арестовали. Теперь Шаламова приговорили уже к пяти годам лагерей. Освободившись, он снова начал писать. Но пребывание на свободе длилось недолго: ведь он обратил на себя самое пристальное внимание соответствующих органов. И после того, как в 1943 году писатель назвал Бунина русским классиком, его осудили еще на десять лет.
В общей сложности Варлам Тихонович провел в лагерях 17 лет, и большую часть этого времени - на Колыме, в жесточайших условиях Севера. Заключенные, изможденные и страдающие от болезней, трудились на золотодобывающих приисках даже при сорокаградусном морозе.
В 1951 году Варлама Шаламова освободили, но сразу выехать с Колымы не позволили: еще три года ему пришлось работать фельдшером. Наконец, он поселился в Калининской области, а после реабилитации в 1956 году переехал в Москву. Сразу по возвращении из заключения родился цикл "Колымские рассказы", которые сам писатель назвал "художественным исследованием страшной реальности". Работа над ними продолжалась с 1954 по 1973 год. Созданные в этот период произведения были разделены автором на шесть книг: "Колымские рассказы", "Левый берег", "Артист лопаты", "Очерки преступного мира", "Воскрешение лиственницы" и "Перчатка, или КР-2".
К сожалению, при жизни писателю не суждено было опубликовать эти произведения на родине. Даже во времена хрущевской оттепели они были слишком смелы для того, чтобы быть изданными. Но с 1966 года рассказы Шаламова стали выходить в эмигрантских изданиях.
Сам же писатель в мае 1979 года переехал в дом инвалидов, откуда в январе 1982 его насильно отправили в интернат для психохроников - в последнюю ссылку. Но добраться до места назначения ему не удалось: простудившись, писатель умирает в пути.
Учитель:
"Колымские рассказы" в нашей стране впервые увидели свет лишь спустя пять лет после смерти автора, в 1987 году.
Кажется, его судьба затем и послана была ему, чтобы вместить в себя самые страшные испытания, которые нес человеку тоталитарный режим.
Писатель выжил, чтобы рассказать правду, какой бы страшной она ни была. Свои произведения автор называл "художественным исследованием страшной реальности", "новой прозой", "прозой живой поэзии, прозой живой жизни, которая в то же время -преображенная действительность", а себя - "Плутоном, поднявшимся из ада".
"Энциклопедией колымской жизни" можно назвать его произведения. Шаламов убежден:
лагерь - это только зло. Он превращает человека или в зверя, или в забитое, презренное
существо. Охранники избивают и убивают заключенных, уголовники - политических.
При чтении рассказов В.Шаламова, становится жутко, больно за человека.
Вот послушайте реальные случаи из колымской жизни, ставшие сюжетной канвой
рассказов:
Свитер шерстяной, домашний, часто лежит на лавке и шевелится - так много в нем вшей.
Идет шеренга, в ряду люди сцеплены локтями, на спинах жестяные номера (вместо бубнового туза), конвой, собаки во множестве, через каждые 10 минут - Ложись ! Лежали подолгу в снегу, не поднимая головы, ожидая команды.
У кого-то видели листок бумаги в руках - наверное, следователь выдал для доносов; 16-часовой рабочий день.
Спят, опираясь на лопату, - сесть и лечь нельзя, тебя застрелят сразу. Тех, кто не может идти на работу, привязывают к волокушам, и лошадь тащит их по дороге за 2-3 км.
Ворот у отверстия. Бревно, которым ворот вращают, и 7 измученных оборванцев ходят по кругу вместо лошади. И у костра - конвоир. Чем не Египет?
Из таких "случайных картинок" складывается представление о жизни на Колыме. Вывод: Писатель показал, во что могут превратиться люди, лишенные человеческих условий жизни; как система, убивая одних, из других делает преступников и убийц. Автор "Колымских рассказов" считает лагерь отрицательным опытом для человека - с первого до последнего часа. Человек не должен знать, не должен даже слышать о нем. Еще раз хочется обратить внимание на эту мысль Шаламова: - Ни один человек не становится ни лучше, ни сильнее после лагеря. Лагерь - это растление для всех - для начальников и заключенных.
3. Особенности творчества писателя
Учитель: Особый характер носят в прозе Шаламова антропоморфные детали в описаниях
природы. Они контрастируют с изображением людей. Если в персонажах подчеркивается
«расчеловечивание», переход в «дочеловеческий мир», то в описаниях растений,
напротив, последовательно используются метафоры и эпитеты-олицетворения; ср.,
например:
Через два-три часа из-под снега протягивает ветви стланик и расправляется потихоньку,
думая, что пришла весна. («Кант»);
Лиственницы падали навзничь, головами в одну сторону, и умирали, лежа на мягком
толстом слое мха... («Сухим пайком»);
Разочарованный кедрач, плача от обиды, снова согнется и ляжет на старое место...
(«Стланик»).
В. Шаламов писал: «Я, пробывший, столько лет наедине с природой, с камнем, с
облаками, с травой, я пытался выразить их чувства, их мысли на человеческом языке,
пытался перевести на русский язык язык травы и камня» .В описаниях природы
подчеркивается, «превосходство природы над душой людской». Это «превосходство»,
«благородство» растений и камней он видит в неспособности к нравственному падению, в
умении противостоять «мерзлой от века судьбе», в упорстве сопротивления.
Деревья и камни наделяются в прозе Шаламова и даром памяти. Сквозным образом «Колымских рассказов» является образ лиственницы - «дерева познания добра и зла», «дерева концлагерей»:
Лиственница сместила масштабы времени, пристыдила человеческую память, напомнила незабываемое. Лиственница, которая видела смерть Натальи Долгорукой и видела миллионы трупов - бессмертных в вечной мерзлоте Колымы, видевшая смерть русского поэта, лиственница живет где-то на Севере, чтобы видеть, чтобы кричать, что ничего не изменилось в России - ни судьбы, ни человеческая злоба и равнодушие. («Воскрешение лиственницы»).
- Выразительное чтение учителем рассказа "Воскрешение лиственницы "
(приложение 1). - Беседа по содержанию рассказа. Работа с карточками, (приложение № 2)
Учитель: Образ лиственницы сближается с образом повествователя (а в стихах Шаламова - с образом лирического героя) и развивает, с одной стороны, тему творчества-памяти, творчества-суда, с другой - тему воскрешения души.
Образ лиственницы развивает тему памяти и суда. Приведите примеры из текста:
... Лиственница, чья ветка, веточка дышала на московском столе, - ровесница Натальи Шереметевой-Долгоруковой и может напомнить о ее горестной судьбе: о превратностях жизни, о верности и твердости, о душевной стойкости, о муках физических, нравственных, ничем не отличающихся от мук тридцать седьмого года, с бешеной северной природой, ненавидящей человека, смертельной опасностью весеннего половодья и зимних метелей, с доносами, грубым произволом начальников, смертями, четвертованием, колесованием мужа, брата, сына, отца, доносивших друг на друга, предававших друг друга... .
... .Лиственница сместила масштабы времени, пристыдила человеческую память, напомнила незабываемое.
Лиственница, которая видела смерть Натальи Долгоруковой и видела миллионы трупов -бессмертных в вечной мерзлоте Колымы, видевшая смерть русского поэта, лиственница живет где-то на Севере, чтобы видеть, чтобы кричать, что ничего не изменилось в России - ни судьбы, ни человеческая злоба, ни равнодушие... .
...Лиственница в московской квартире дышала, чтобы напоминать людям их человеческий долг, чтобы люди не забыли миллионы трупов - людей, погибших на Колыме.
Учитель: Воскрешение - это оживление, восстановление, обретение сил, бодрости. Как происходит воскрешение лиственницы, доставленной с Колымы в московскую квартиру? Какими художественными средствами передается обретение сил угасшей, казалось бы, мертвой северной ветки?
-... Ставят в консервную банку, налитую злой хлорированной обеззараженной московской водопроводной водой, водой, которая сама, может, и рада засушить все живое, - московская мертвая водопроводная вода (метафора "московская мертвая водопроводная вода).
... .Лиственница стоит в холодной воде, чуть согретой.
...Повинуясь страстной человеческой воле, ветка собирает все силы - физические и духовные, ибо нельзя ветке воскреснуть только от физических сил: московского тепла, хлорированной воды, равнодушной стеклянной банки (в этой строчке олицетворение "собирает все силы", "равнодушная стеклянная банка").
...Проходит три дня и три ночи, и хозяйка просыпается от странного, смутного скипидарного запаха, слабого, тонкого, нового запаха. В жесткой деревянной коже открылись и выступили явственно на свет новые, молодые, живые ярко-зеленые иглы свежей хвои (метафора "в жесткой деревянной коже").
б. Прослушивание музыкального произведения "Зима" А. Вивальди из цикла "Времена года".
Учитель: Какую связь можно установить между рассказом "Воскрешение лиственницы" и музыкальным произведением А. Вивальди? Свои мысли оформите в слова и запишите их в тетради (чтение размышлений уч-ся).
IV Подведение итогов урока.
Учитель: Разворачивая образную картину, иллюстрирующую чувствительность северной ветки, В.Т. Шаламов восходит к откровенному преклонению перед мудростью природы. Автор дает понять, что человек в этом смысле обладает несовершенством, и это дает человеку стимул к непрерывному совершенствованию. Только постоянный труд души способен превозмочь боль, усталость, безнравственность окружающего мира, "вечную мерзлоту" несвободы и непонимания.
Образность, эмоциональность, изобразительно-выразительные средства - главные черты стиля Шаламова. Чтобы понять идейный смысл его произведений, надо стать сочувствующим, со-участвующим, т.е со-автором.
V. Домашнее задание (на выбор)
- чтение рассказов "Тропа", "Водопад", "Стланик" (по выбору); подготовить устное
сочинение на тему " Мастерство В.Т.Шаламова, художественное своеобразие рассказов"; - написание отзыва о прочитанном рассказе;
-сочинение-размышление на тему урока "Превосходство природы над душой людской".
(приложение 1)
В.Т.Шаламов. ВОСКРЕШЕНИЕ ЛИСТВЕННИЦЫ
Мы суеверны. Мы требуем чуда. Мы придумываем себе символы и этими символами живем.
Человек на Дальнем Севере ищет выхода своей чувствительности - не разрушенной, не
отравленной десятилетиями жизни на Колыме. Человек посылает авиапочтой посылку: не книги,
не фотографии, не стихи, а ветку лиственницы, мертвую ветку живой природы.
Этот странный подарок, иссушенную, продутую ветрами самолетов, мятую, изломанную в
почтовом вагоне, светло-коричневую, жесткую, костистую северную ветку северного дерева ставят
в воду.
Ставят в консервную банку, налитую злой хлорированной обеззараженной московской
водопроводной водой, водой, которая сама, может, и рада засушить все живое, - московская
мертвая водопроводная вода.
Лиственницы серьезней цветов. В этой комнате много цветов, ярких цветов. Здесь ставят букеты
черемухи, букеты сирени в горячую воду, расщепляя ветки и окуная их в кипяток.
Лиственница стоит в холодной воде, чуть согретой. Лиственница жила ближе к Черной речке, чем
все эти цветы, все эти ветки - черемухи, сирени.
Это понимает хозяйка. Понимает это и лиственница.
Повинуясь страстной человеческой воле, ветка собирает все силы - физические и духовные, ибо
нельзя ветке воскреснуть только от физических сил: московского тепла, хлорированной воды,
равнодушной стеклянной банки. В ветке разбужены иные, тайные силы.
Проходит три дня и три ночи, и хозяйка просыпается от странного, смутного скипидарного запаха,
слабого, тонкого, нового запаха. В жесткой деревянной коже открылись и выступили явственно на
свет новые, молодые, живые ярко-зеленые иглы свежей хвои.
Лиственница жива, лиственница бессмертна, этого чуда воскрешения не может не быть - ведь
лиственница поставлена в банку с водой в годовщину смерти на Колыме мужа хозяйки, поэта.
Даже эта память о мертвом тоже участвует в оживлении, в воскрешении лиственницы.
Этот нежный запах, эта ослепительная зелень - важные начала жизни. Слабые, но живущие,
воскрешенные какой-то тайной духовной силой, скрытые в лиственнице и показавшиеся на свет.
Запах лиственницы был слабым, но ясным, и никакая сила в мире не заглушила бы этот запах, не
потушила этот зеленый свет и цвет.
Сколько лет - исковерканная ветрами, морозами, вертящаяся вслед за солнцем, - лиственница
каждую весну протягивала в небо молодую зеленую хвою.
Сколько лет? Сто. Двести. Шестьсот. Зрелость даурской лиственницы - триста лет.
Триста лет! Лиственница, чья ветка веточка дышала на московском столе, - ровесница Натальи
Шереметевой-Долгоруковой и может напомнить о ее горестной судьбе: о превратностях жизни, о
верности и твердости, о душевной стойкости, о муках физических, нравственных, ничем не
отличающихся от мук тридцать седьмого года, с бешеной северной природой, ненавидящей
человека, смертельной опасностью весеннего половодья и зимних метелей, с доносами, грубым
произволом начальников, смертями, четвертованием, колесованием мужа, брата, сына, отца,
доносивших друг на друга, предававших друг друга.
Чем не извечный русский сюжет?
После риторики моралиста Толстого и бешеной проповеди Достоевского были войны, революции,
Хиросима и концлагеря, доносы, расстрелы.
Лиственница сместила масштабы времени, пристыдила человеческую память, напомнила
незабываемое.
Лиственница, которая видела смерть Натальи Долгоруковой и видела миллионы трупов -
бессмертных в вечной мерзлоте Колымы, видевшая смерть русского поэта, лиственница живет
где-то на Севере, чтобы видеть, чтобы кричать, что ничего не изменилось в России - ни судьбы, ни
человеческая злоба, ни равнодушие. Наталья Шереметева все рассказала, все записала с грустной
своей силой и верой. Лиственница, ветка которой ожила на московском столе, уже жила, когда
Шереметева ехала в свой скорбный путь в Березов, такой похожий на путь в Магадан, за Охотское
море.
Лиственница источала, именно источала запах, как сок. Запах переходил в цвет, и не было между
ними границы.
Лиственница в московской квартире дышала, чтобы напоминать людям их человеческий долг,
чтобы люди не забыли миллионы трупов - людей, погибших на Колыме.
Слабый настойчивый запах - это был голос мертвых.
От имени этих мертвецов лиственница и осмеливалась дышать, говорить и жить.
Для воскрешения нужна сила и вера. Сунуть ветку в воду - это далеко не все. Я тоже ставил ветку
лиственницы в банку с водой: ветка засохла, стала безжизненной, хрупкой и ломкой - жизнь ушла
из нее. Ветка ушла в небытие, исчезла, не воскресла. Но лиственница в квартире поэта ожила в
банке с водой.
Да, есть ветки сирени, черемухи, есть романсы сердцещипательные; лиственница - не предмет, не
тема для романсов.
Лиственница - дерево очень серьезное. Это - дерево познания добра и зла, - не яблоня, не
березка! - дерево, стоящее в райском саду до изгнания Адама и Евы из рая.
Лиственница - дерево Колымы, дерево концлагерей.
На Колыме не поют птицы. Цветы Колымы - яркие, торопливые, грубые - не имеют запаха.
Короткое лето - в холодном, безжизненном воздухе - сухая жара и стынущий холод ночью.
На Колыме пахнет только горный шиповник - рубиновые цветы. Не пахнет ни розовый, грубо
вылепленный ландыш, ни огромные, с кулак, фиалки, ни худосочный можжевельник, ни
вечнозеленый стланик.
И только лиственница наполняет леса смутным своим скипидарным запахом. Сначала кажется,
что это запах тленья, запах мертвецов. Но приглядишься, вдохнешь этот запах поглубже и
поймешь, что это запах жизни, запах сопротивления северу, запах победы.
К тому же - мертвецы на Колыме не пахнут - они слишком истощены, обескровлены, да и хранятся
в вечной мерзлоте.
Нет, лиственница - дерево, непригодное для романсов, об этой ветке не споешь, не сложишь
романс. Здесь слово другой глубины, иной пласт человеческих чувств.
Человек посылает авиапочтой ветку колымскую: хотел напомнить не о себе. Не память о нем, но
память о тех миллионах убитых, замученных, которые сложены в братские могилы к северу от
Магадана.
Помочь другим запомнить, снять со своей души этот тяжелый груз: видеть такое, найти мужество
не рассказать, но запомнить. Человек и его жена удочерили девочку - заключенную девочку
умершей в больнице матери - хоть в своем, личном смысле взять на себя какую-то обязанность,
выполнить какой-то личный долг.
Помочь товарищам - тем, кто остался в живых после концлагерей Дальнего Севера...
Послать эту жесткую, гибкую ветку в Москву.
Посылая ветку, человек не понимал, не знал, не думал, что ветку в Москве оживят, что она,
воскресшая, запахнет Колымой, зацветет на московской улице, что лиственница докажет свою
силу, свое бессмертие; шестьсот лет жизни лиственницы - это практическое бессмертие человека;
что люди Москвы будут трогать руками эту шершавую, неприхотливую жесткую ветку, будут
глядеть на ее ослепительно зеленую хвою, ее возрождение, воскрешение, будут вдыхать ее запах
- не как память о прошлом, но как живую жизнь.
(Приложение 2)'
Карточка №1.
1.Объясни значения слов "воскрешение", "память".
2. Как развивается тема памяти в рассказе? Привести примеры.
Карточка №2.
- Как происходит воскрешение лиственницы?
- Какое впечатление произвел на вас этот рассказ?
Карточка №3.
- Какие чувства испытали вы, прочитав текст? Почему?
- Прочитайте отрывок из романа "Война и мир" с описанием знаменитого дуба. Похожи
ли судьбы дуба и северной ветки? Свой ответ аргументируйте.
На краю дороги стоял дуб. Вероятно, в десять раз старше берез, составлявших лес, он был в десять раз толще, и в два раза выше каждой березы. Это был огромный, в два обхвата дуб, с обломанными, давно, видно, суками и с обломанной корой, заросшей старыми болячками. С огромными своими неуклюже, несимметрично растопыренными корявыми руками и пальцами, он старым, сердитым и презрительным уродом стоял между улыбающимися березами. Только он один не хотел подчиняться обаянию весны и не хотел видеть ни весны, ни солнца.
«Весна, и любовь, и счастие! — как будто говорил этот дуб. — И как не надоест вам все один и тот же глупый бессмысленный обман! Все одно и то же, и все обман! Нет ни весны, ни солнца, ни счастья. Вон смотрите, сидят задавленные мертвые ели, всегда одинокие, и вон и я растопырил свои обломанные, ободранные пальцы, где ни выросли они — из спины, из боков. Как выросли — так и стою, и не верю вашим надеждам и обманам».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока литературы в 6 классе по рассказу М.М.Пришвина "Кладовая солнца"
Урок-исследование по тексту рассказа М.М.Пришвина "Кладовая солнца" с использованием презентации PowerPoint. Тема урока: "Настя и Митраша. Их приключения. Причины их бедствий в пути". Учебник: Литерат...
Разработка урока литературы для 5 класса по рассказу И.С. Тургенева "Муму".(Урок №3).
Разработка урока по рассказу И.С.Тургенева «Муму». (Урок №3). Тема:" Герасим и Муму." Обучающие цели: раскрыть другую сторону души Герасима, его умение заботиться о слабом существе, способн...
Разработка урока литературы для 5 класса по рассказу Л.Н.Толстого «Кавказский пленник». Тема: Жилин и Костылин.
Разработка урока литературы для 5 класса по рассказу Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»Тема: Жилин и Костылин. Предметные цели: осмысление содержания рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленни...
Методическая разработка уроков литературы в 11 классе по творчеству В.Шаламова
Разработка 2-х уроков по творчеству В.Шаламова с использованием презентации: "Колымские рассказы" как "панорама антижизни", "Пусть же потомки рассудят нас..."...
Методическая разработка урока «Имей сердце, имей душу, и будешь русский человек во всякое время» (по повести Н.С.Лескова «Очарованный странник»)
Конспект урока по повести Н.С. Лескова "Очарованный странник"...
Урок по теме "Взросление души в рассказе Л. Улицкой "Гвозди"
Урок разработан с применением технологии развития критического мышления через чтение и письмо. Урок для 8-11 классов....
РАЗРАБОТКА урока литературы в 9 классе по рассказу Л.С.Петрушевской «ГЛЮК» «Рассказ Л.С. Петрушевской «Глюк» как зеркало социальных и нравственных проблем современного общества»
Разработка урока внеклассного чтения по литературе в 9 классе по рассказу Л.Петрушевской "Глюк"....