Образ круга и его роль в рассказе В.Набокова «Круг»
план-конспект урока (литература, 11 класс) по теме
Анализ художественного текста «вслед за автором», работа в группах. Урок формирует навыки рефлексивного характера, развивает умение видеть особенности хуложественной манеры автора. Рекомендуется в классах гуманитарного профиля.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nabokov_11_klass.docx | 21.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: « Образ круга и его роль в рассказе В.Набокова «Круг»,
11 класс, гуманитарный профиль
Чернова Ольга Владимировна,
учитель русского языка и литературы
Цели урока:
- Обучающие –
- познакомить учащихся с особенностями творчества В.Набокова;
- помочь им понять идею рассказа «Круг»;
- подготовить учащихся к пониманию характера главного героя рассказа.
- Развивающие–
- формировать умения и навыки аналитического и рефлексивного характера;
- формировать умения в монологической форме выражать свою точку зрения, решать проблемную ситуацию;
- развивать умения видеть особенности художественной манеры В. Набокова.
- Воспитательные –
- воспитывать любовь к художественному слову.
Тип урока: Урок формирования новых знаний.
Вид урока: проблемно- эвристическая беседа.
Основные приемы: анализ художественного текста «вслед за автором», групповая работа.
Оборудование: презентация урока, портрет В.Набокова, текст рассказа «Круг».
ХОД УРОКА
- Вступительное слово учителя
Каждое произведение В.Набокова становится для читателя одновременно и откровением и загадкой писателя. Всю свою жизнь Набоков стремился к тому, чтобы зашифровать свои замыслы, планы, даже точной даты своего появления на свет он не оставил. А ещё Набокова принято считать русско-американским писателем, но в его произведениях чувствуются традиции русской классики. Русский писатель Иван Алексеевич Бунин так писал о Набокове: «Этот мальчишка выхватил пистолет и одним выстрелом уложил всех стариков, в том числе и меня. Чудовище, но какой писатель!» Вот так образно, ярко, высоко оценивает И.Бунин мастерство В.Набокова. А сам Набоков, несмотря на то что жил вдали от родины, всегда помнил отечество, и потому тема памяти является центральной в его творчестве («В горах Америки моей вздыхать по северной России…», « …и так в Россию вдруг потянет,// Обдаст всю душу тошный жар,// И ноет грудь от запаха черемух…»).
- Выступления учащихся с сообщениями о творческой манере В.Набокова, об истории создания рассказа «Круг»
Сообщения учащихся составлены на основе исследований С. Федякина, статьи В.Набокова «О хороших читателях и хороших писателях» и отражают особенности языка и композиции рассказов Набокова, учащиеся отмечают художественные средства и приемы, используемые автором в рассказах, написанных в 30 годы 20 века.
Вывод по сообщениям
Набоков достиг вершин в тончайших психологических наблюдениях, в игре языка, в блистательной композиции, в динамизме сюжета.
Но Набоков не только пишет по-новому, он учит читать по-новому. Исследователь творчества Набокова С.Федякин в одной из статей говорит, что Набоков «просто вынуждает «ощупывать» свою прозу: «Писатель просто вынуждает ощупывать свою прозу и ощупывать с особым пристрастием: каждый абзац, каждую фразу, каждый изгиб фразы…»
Действительно, читая произведения Набокова, надо быть готовым ко всяческим неожиданностям: к тому, что Набоков ведет с читателями своеобразную игру, к тому, что «загадки» Набокова имеют не одну, а две, три отгадки, к тому, что сами тексты словно сопротивляются интерпретации.
Цель нашего урока – прочитать рассказ «Круг» по-набоковски
Из истории создания рассказа «Круг»:
Это последний рассказ, написанный Набоковым по-русски, был опубликован в 1934 году в Париже. Сам Набоков о появлении рассказа так: «…когда я уже заканчивал роман «Дар», от основной массы романа вдруг отделился маленький спутник и стал вокруг него вращаться. Не обязательно знать сам роман, чтобы испытать восхищение от довеска – у него есть своя орбита и своя расцветка».
- Анализ рассказа «Круг»
Слово учителя
Как правило, первое слово автора, обращенное к читателю, - это заглавие. Оно в концентрированном виде формулирует тему, вводит читателя в суть проблемы, соотносится с ходом повествования, с художественными образами. Этот рассказ не исключение.
Прошу вас анализировать рассказ линейно – абзац за абзацем (всего их 17), отмечая по возможности все места, где появляется – явно или неявно – ОБРАЗ КРУГА.
Вопросы для исследования текста:
- В чем особенность построения рассказа? Как оно связано с заглавием рассказа?
- Почему рассказ начинается с «во-вторых», а заканчивается «во-первых»?
- В чем необычность композиционного кольца? Композиционный круг сомкнут или разомкнут?
- Найдите в тексте образы круга. Почему так много таких образов? О чем они говорят?
- Докажите, что вся жизнь героя – это круг.
- Найдите единичные образы круга (круги на воде, падающий летунок и др.), соберите материал в круг памяти (портрет отца, усадьба, приятели и недруги и др.), в круг представлений героя о мире (переживаемое плебейство, ненависть к барству), в круг тайных переживаний (стыд за отца, любовь к Тане).
Учащиеся работают в группах, собирают материал, оформляя его графически.
Комментарий: исследовательская работа ведется по абзацам, постепенно выстраиваются круги: круг памяти, круг представлений героя о мире, круг единичных образов, связанный также с темой памяти, все эти круги входят в композиционный круг («во-вторых» – «во-первых»).
- Учащиеся представляют свое исследование текста. Защита проекта.
- Рефлексия.
Как вы думаете, круг - это символ спасения для героя или безысходности? (Размышления учащихся).
- Заключительное слово учителя, задание на дом
Почти каждое произведение В.Набокова требует второго прочтения. При повторном чтении часто читатель по-иному расставляет акценты. Оно и дополняет, и «выправляет» первое прочтение. И если первое чтение – лишь знакомство с прошлым героя, то при втором все окрашивается в иные тона, в этом и есть загадка набоковских произведений. Прочтите ещё раз рассказ «Круг» и постарайтесь определить, круг разрывается в финале рассказа или нет. Почему Набоков писал относительно этого рассказа, что «спираль – одухотворение круга». Как вы понимаете смысл этой фразы?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"9 кругов ада по Данте" Путеводитель по кругам ада из «Божественной комедии» Данте Алигьери.
«Божественная комедия» (итал. La Commedia, позже La Divina Commedia) — поэма, написанная Данте Алигьери в период с 1307 по 1321 годы и дающая наиболее широкий синтез средневековой культ...
Конспект урока по теме"Круг. Площадь круга"
Данный урок является 2 уроком по данной теме и имеет ряд прикладных задач для закрепления материала....
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений. Тема: «Знакомство с геометрическими фигурами кругом и квадратом. Обводка по точкам круга и квадрата».
Работа о различении геометрических фигур круга и квадрата....
Эйлеровы круги (круги Эйлера).
Презентация к уроку для 8 класса Эйлеровы круги(круги Эйлера)....
"Обида" рассказ Набокова
Урок литературы в 6 классе по рассказу Набокова "Обида"...
Задания для формирования личностных и метапредметных результатов (математика, 6 класс "Круг. Площадь круга.")
Задания для формирования личностных и метапредметных результатов (6 класс)...
Урок "Круг, окружность, линии в круге"
урок для 9 класса коррекционной школы...