Технологическая карта урока литературы "Рассказ Чехова "Хирургия"" 5 класс
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Учитель русского языка и литературы: Глущенко Ирина Вилорьевна
Предмет: литература
Класс: 5
УМК: Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Учебник Литература 5 класса: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М.: Просвещение,2016
Тема: Рассказ А.П.Чехова «Хирургия»
Тип: урок открытия новых знаний.
Цель: открыть и обобщить рассказы А.П. Чехова «Жалобная книга», «Пересолил», «Хирургия».
Развивать способности понимать тексты литературных художественных произведений.
Познакомить с понятиями «юмор и сатира».
Задачи:
Образовательные:
- закреплять знания об авторе и биографических сведений о нем;
- развивать умение определять такие приемы юмористической и сатирической оценки героев в рассказах Чехова, как говорящие фамилии, грустный взгляд сквозь веселый смех, выразительность, яркость художественной детали, контрастность образов, сценичность диалога, динамичность повествования, индивидуальность речи героев;
- развивать умение составления рассказа о писателе на основе прочитанного, определять, какими средствами писатель создает юмористические ситуации;
- тренировать мыслительные операции, речь, творческие способности учащихся; воспитывать познавательный интерес к предмету;
- способствовать развитию правильной речи
- воспитывать культуру поведения при фронтальной, индивидуальной, парной, групповой работе.
Формировать УУД:
Личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действовать по плану.
Познавательные: осознавать познавательную задачу, читать и слушать, извлекать нужную информацию, а также самостоятельно находить ее в материалах учебника, рабочих тетрадях.
Коммуникативные: строить небольшие монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность в рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.
Планируемые предметные результаты:
- овладение навыками анализа литературного произведения: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
Планируемые метапредметные результаты:
-умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности
Форма организации учебной деятельности обучающихся: фронтальная, индивидуальная, работа в парах, в группах.
Ресурсы: компьютер, проектор, презентация к уроку, учебник «Литература» 5 класс В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин, карточки для групповой работы, портрет писателя, выставка книг А.П. Чехова.
Этап урока |
| Деятельность ученика | Планируемые УУД |
1.Мотивация к учебной деятельности | Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку Надеюсь, что урок нам принесет радость общения и новые открытия в удивительном мире литературы. | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку | Регулятивные: -нацеливание на успешную деятельность. Личностные: - выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнать новое. Коммуникативные: - формирование умения слушать и слышать. |
2.Актуализация и пробное учебное действие | Организует диалог с обучающимися, составляет совместно с обучающимися план урока. Давайте обратимся к портрету писателя..Каким вы представляете себе этого человека? | Отмечают добрый и грустный взгляд человека, который многое знает о жизни. | Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели, формулирование проблемы. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Регулятивные: целеполагание |
3. Этап актуализации и пробного учебного действия. | В качестве эпиграфа мне хотелось бы использовать слова: «Они смешные, но невеселые», такую характеристику своим рассказам дал писатель. О ком идёт речь, вы догадались? И мы с вами должны выяснить, что хотел сказать А.П.Чехов этими высказываниями. Презентация «Жизнь и творчество А.П.Чехова» - Что нового вы узнали о А.П.Чехове? - Что заинтересовало вас в биографии писателя? А сейчас давайте посмотрим, как этой жизненной ситуацией воспользовался А.П.Чехов. | Это Чехов Антон Павлович. Его смешные рассказы. Формулируют тему и задачу урока Осуществляют учебные действия по намеченному плану Сообщение группы учеников, которые готовились к уроку вместе с учителем: сюжеты для своих рассказов А.П.Чехов брал из жизни. Чехов-гимназист был неистощим на выдумки, обладал даром перевоплощения. Уже первые рассказы изображают злободневные вопросы. Они заставляют читателя не только смеяться, но и негодовать. Это такие образцы юмористики, как «Жалобная книга», «Пересолил» Иногда он изображал зубного врача. Знаменитый рассказ «Хирургия» был написан под влиянием этого домашнего спектакля. | Регулятивные: - оценивать (сравнивать с эталоном) результаты своей деятельности. Коммуникативные: - умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми; |
4. Этап выявления места и причины затруднения Прослушивание аудиозаписи Беседа по ней | Предлагаю прослушать аудиозапись рассказа «Хирургия» из аудиокниги «А.П.Чехов. Рассказы» Организует подводящий к теме диалог. - Что за ситуация лежит в основе рассказа? Вы должны будете мне ответить на этот вопрос после того, как прослушаете аудиозапись в исполнении замечательного артиста.
- Понравился рассказ Чехова? - Что еще привлекло ваше внимание в рассказе А.П.Чехова «Хирургия». | Слушают аудиозапись, объясняют толкования слов, делают выводы. Повторяют теорию о жанре рассказа. Словарная работа: фельдшер, дьячок, ряса, псалтырь, литургия, хирургия, тракция. (словарная работа подготовлена группой учеников -дублеров учителя) Изучают рассказ. Человек и голос, богатство тембров, что кажется перед нами настоящий театр. Смешной, юмор. Узнают о юморе. Проверяют себя по учебнику. Формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно | Личностные: - знание основных моральных норм работы в коллективе (умение слушать, вступать в беседу); Коммуникативные: - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Регулятивные: - умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками; Познавательные: - поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска |
5. Этап построения проекта выхода из затруднения. Работа в парах. | - А что такое юмор? - Но мы с вами уже говорили о том, что рассказы Чехова смешные, но невеселые. - Давайте попробуем разобраться в этом. Нарисуйте на листочках, которые лежат перед вами, рисунок юмора, как вы представляете себе его. Постройте проект юмора.
Проводится рефлексия. Вопросы: • Какую задачу ставили? Удалось решить поставленную задачу? • Каким способом? • Что нужно сделать ещё? | Юмор — это добродушный смех, который не уничтожает человека, на которого направлена насмешка. Юмор – это добрый смех. Дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей) | Коммуникативные: - умение работать в парах, владение монологической и диалогической формами речи; Познавательные: - самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Личностные: - ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях; - готовность к сотрудничеству и дружбе; Регулятивные: - умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей |
6.Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи. Работа в группах. Обсуждение рассказа «Хирургия». Карточки-задания.) | Дать характеристику герою рассказа по плану. Организует работу в группах. Раздаёт карточки-задания: 1-я группа фельдшер Курятин. 2-я группа дьячок Вонмигласов. 3-я группа: Постарайтесь найти в описаниях фельдшера и дьячка сходства, перекличку в отдельных характеристиках. - Чем вы объясняете эти совпадения? - Так почему нам хочется смеяться, читая рассказ «Хирургия», но в то же время появляется и грустное чувство? - Отчего это происходит? . | Работа в группах. Обсуждение. Образ фельдшера кратко, но ёмко вырисован в описании одежды и действий. Он ведет прием больных, а в руке зловонная сигара, в одежде – небрежность. Точная художественная деталь заменяет подробное описание. Говорящая фамилия Курятин придает его образу характеристику человека курящего и ассоциацию со словом «курица». «Как курица лапой», «куриные мозги» – такой человек не умеет что-либо делать хорошо и глуп. Дальнейшее повествование подтверждает это. Таким образом, название придает рассказу не только комичный, но и сатирический характер. Дьячок смиренно выслушивает рассуждения фельдшера о хирургии, хвалит его за еще не сделанную работу. Но зуб не удален. Происходит резкая смена настроения героев. После повторной попытки вырвать зуб Вонмигласов уходит ни с чем. Взаимные обвинения героев. Обосновывают свою точку зрения. Делают выводы. Рассказы Чехова не просто юмористические, как мы убедились с вами. Они носят еще сатирический характер. | Коммуникативные: - умение работать в группах, владение монологической и диалогической формами речи; Познавательные: - самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Личностные: - готовность к сотрудничеству и дружбе; Регулятивные: - умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей. |
7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону | - Что такое сатира? Чем она отличается от юмора? Создайте проект сатиры в парах: нарисуйте рядом с проектом юмора сатиру и сравните их. | Сатира – это злой смех, смех жгучий, искореняющий, смеется над опасным, вредным для людей, высмеивает общественные пороки, обличает зло. Осуществляют учебные действия. | |
8. Этап рефлексии контрольно-коррекционной деятельности. | Предлагаю вам заполнить лист самооценки. Организует самооценку. Возвращает внимание учеников к эпиграфу урока и организует высказывания ребят. | Выполняют задание. Осуществляют самопроверку и самооценку. Проговаривают по плану новые знания, высказывают свои впечатления от урока, делают предположения. Формулируют конечный результат своей работы на уроке. Работают с листом самооценки. | Регулятивные: выделение и осознание учащимся того что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. |
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке, домашнее задание.) | Отмечает степень вовлеченности учащихся Дает комментарий к домашнему заданию. 7. Домашнее задание. Подготовиться к внеклассному чтению. 1. По группам или индивидуально подготовить: 1в.: чтение и пересказ рассказа «Толстый и тонкий» 2в.: чтение по ролям рассказа «Лошадиная фамилия» 3в. инсценирование рассказа «Хамелеон» 2. Письменно ответить на вопрос: - Отдаленные от нас целым столетием рассказы А.П.Чехова все же во многом современны, даже злободневны. Почему? В чем это проявляется? (На основе рассказа, который готовится для представления). | Могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей | Регулятивные: - оценка – осознание качества и уровня освоения и владения теми или иными учебными действиями; - осуществлять итоговый контроль Личностные: - оценивать собственную учебную деятельность: Коммуникативные: - умение строить продуктивное взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФГОС ООО: второе поколение, презентация для учащихся, презентация конструкта урока, технологическая карта урока математики 6 класс.
Технологическая карта урока по теме " Решение уравнений" 6 кл. содержит: цели, задачи, планируемые результаты УУД, дидактическую структуру урока. Данная карта позволяет определить деятельность учителя...
Технологическая карта урока в 11 классе с применением проектной технологии «Основные классы неорганических соединении»
Технологическая карта урокаТема урока «Основные классы неорганических соединений»Цель: Организовать деятельность учащихся по обобщению, закреплению, углублению знаний об основных классах неоргани...
Технологическая карта урока технологии 5 класс Тема урока: «Лоскутная техника»
Планируемые результаты:· Личностные: осознание личностной и практической значимости учебного материала, умение мотивировать свою деятельность, осо...
Технологическая карта урока в 6 классе по русскому языку по теме «Имя существительное - часть речи удивительная.( Повторение изученного в V классе)»
Урок по русскому языку в 6 классе разработан по ФГОС.Технологическая карта урока по русскому языку в 6 классе по теме: «Имя существительное – часть речи удивительная» Цель деятельности учителяСис...
ФГОС. Технологическая карта урока в 6 классе. Повторительно- обобщающий урок по теме "Глагол" в 5 классе.
ФГОС. Технологическая карта урока в 6 классе. Повторительно- обощающий урок изученного по теме "Глагол" в 5 классе....
Технологическая карта урока географии 6 класс по теме Изображение рельефа на планах и картах (блочно - модульная технология)
Блочно - модульная технология...
Технологическая карта урока технологии 8 класс (Технология ведения дома). Урок №6 (из 6) Тема урока: «Деловая игра "Защита творческих проектов"
Технологическая карта урока технологии 8 класс (Технология ведения дома). Урок №6 (из 6)Тема урока: «Деловая игра "Защита творческих проектов"...