Технологическая карта по литературе. Былины. 7класс.
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему

Былины... И сразу перед глазами из памяти всплывает картина "Три богатыря", " Садко." Былина обращает нас к путешествию через века в  сказочную Киевскую Русь и Великий Новгород, к знакомству с былинными героями, с особым стихосложением и терминологией. Основной темой для исследования является былина "Вольга и Микула Селянинович" 

Исполнялись былины под "гуслярный звон", нараспев, воспевали широту Русской земли, раскинувшейся  под высоким небом, воспевали героизм  сынов родной земли-истинных богатырей, их  верность правому делу: защите земли Русской. Как творения крестьянской Руси, былины охотно делали предметом изображения не только событий героической обороны страны, но воспевали  события повседневной жизни: работа на пашне (Микула Селянинович), торговле (Садко), о далёких путешествиях. Былины не только развлекали, они учили и наставляли, как жить. В былине о землепашце Микуле и князе Вольге идея будничного труда поставлена выше воинского. Вот эти и другие вопросы мы исследуем на нашем уроке.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Урок литературы в 7классе. Былины.880.51 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока литературы

Учитель: Мальцева Нэля Минигайсовна

Предмет: литература

Класс: 7А

Тип урока: изучение новой темы.

Тема: Русские былины. Киевский цикл былин.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Цели: расширить представление об особенностях жанра былины; дать представление об отличиях былины от сказки; показать соотношение реальности и вымысла в былинах.

Планируемые результаты:

Метапредметные:

Познавательные: извлекать, перерабатывать, анализировать, сравнивать, рассуждать, делать выводы.

Коммуникатвные: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, осуществлять контроль; точно, правильно и логично излагать свою точку зрения в процессе обсуждения, слушать и слышать других.

Предметные: умение различать жанры фольклора; знание понятия былина, особенностей этого фольклорного жанра, содержания былины «Вольга и Микула Селянинович»; умения характеризовать героев, объяснять значения устаревших слов.

Обрудование: словари, различные издания былин, иллюстрации к былинам.              

Материально-техническое обеспечение урока:

  • компьютер;
  • мультимедийный проектор;
  • экран;
  • учебник для общеобразовательных организаций 1 часть, авт.В.Я Коровина, В.П. Журавлев. Москва. Просвещение, 2015 год.;
  • доска.
  • Этапы урока

Содержание

Формирование УУД и технология оценивания

Регулятивные УУД

1. Самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока.

2. Формирование атмосферы исследования, сотворчества.

2. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы.

Познавательные УУД

1. Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации

2. Пользоваться приёмами изучающего чтения.

3. Извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст).

4. Пользоваться приёмами ознакомительного и просмотрового чтения.

5. Излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно.

6. Пользоваться словарями, справочниками.

7. Осуществлять анализ и синтез.

8. Устанавливать причинно-следственные связи.

9. Строить рассуждения.

Коммуникативные УУД

1. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

2. Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её.

3. Осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека.

4. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации, создавать тексты различного типа, стиля, жанра.

5. Высказывать и обосновывать свою точку зрения.

6. Слушать и слышать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.

7. Выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.

Личностные результаты

1. Формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному.

2. Формирование восприятия текста как произведения искусства.

.

АЛГОРИТМ САМООЦЕНКИ

(вопросы к ученику):

1-й шаг. Что нужно было сделать в этом задании ? Какая была цель, что нужно было получить в результате?

2-й шаг. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ?

3-й шаг. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чём)?

4-й шаг. Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чём)?

Какую оценку ты себе ставишь?

Необходимый уровень (базовый) – решение простой типовой задачи, где требуется применить сформированные умения и усвоенные знания, прежде всего опорной системы, что необходимо всем. Это «хорошо, но не отлично».

Повышенный уровень – решение нестандартной задачи, где требуется либо применить знания по новой, изучаемой в данный момент теме, либо «старые» знания и умения, но в новой, непривычной ситуации. Это уровень функциональной грамотности – «отлично».

Максимальный уровень– решение «сверхзадачи» по неизученному материалу с применением самостоятельно добытых знаний или самостоятельно усвоенных умений.

I. Мотивационный

Здравствуйте, ребята !. Пусть урок наш будет добрым, светлым и познавательным сегодня.

II.Актуализация знаний

Введение в тему с постановкой проблемы урока.

Работа с текстом.

1. Работа с текстом до чтения. Формулирование темы урока.

Формулируем проб-лемный вопрос:

Самостоятельная работа.

2.Работа с текстом вовремяпрослушивания и чтения. Анализ текста.

3. Работа с текстом после чтения

4.Анализ по тексту.

Деятельность учителя.

Работа с эпиграфом:

 Вы поедьте  по  своим местам,

 Вы чините везде такову славу,

 Что  Святая  Русь не пуста стоит,

 На Святой Руси есть сильны могучи

                                                    богатыри.

Сегодня мы совершим небольшое путешествие в прошлое, побываем в Киевской Руси, услышим исполнение былины под гуслярный звон. (Иллюстрации)

– Давайте прочитаем текст на с. 11–12.

– Как вы думаете, о чём мы сегодня будем с вами говорить? Что такое былины? (Разные ответы.)

Что такое былина?

- Найдите в тексте учебника ответ на вопрос: «Что такое былина?»

Слайд 1

-Но, поскольку мы говорим о русских былинах, давайте поставим вопрос немного иначе:

– В чём особенности русской былины и чем отличается былина от сказки?

Слово учителя

Былина – это жанр русских эпических песен-сказаний. Термин введён И.П. Сахаровым в 1839 году. На русском севере былины и исторические песни называются «старины». Они рассказывают о событиях далёкого прошлого, как правило о так называемых богатырских временах, когда Русь была великой.

Слайд 2.

– Для чего пишутся былины, мы примерно уже представляем.                                             Термин былина закрепился за эпическими сказаниями и эпическими песнями в середине XIX столетия; ранее их называли старинами, реже —старинками, так как слово былина обозначало в народной речи былое, реально существовавшее (вспомните: слово быличка обозначало рассказ о реальной встрече самого участника событий с «нечистой силой»; бывальщина — повествование о встрече рассказчика с «нечистой силой», а не того, кто сам с ней встретился. Но это рассказ о том, что было на самом деле). Постепенно новый термин былина вытеснил ранее принятый даже в среде исполнителей былин.

2) Терминологическая             работа: былина, богатырь, сказитель.

Актуализирует ведущие способы аналитической, исследовательской, творческой  деятельности

-

-Назовите особенности, характерные для былин.

-В чем отличие былины от сказки?

Почему былинные герои наделены внешней красотой? О чем это свидетельствует?

(Внешняя красота – отражение внутренней красоты и силы)

Чем былина отличается от народной сказки?             

  (Герои былины играют важную историческую роль; в сказке герои отражают абстрактное противостояние добра и зла; сказка носит поучительный и развлекательный характер; былина прославляет героев. 

 Оветить на вопросы:

-Как актер при чтении подчеркивает, выделяет особенности древнерусского былинного стиха?

-Какие интонации преобладают в чтении?

- Какое отношение народа стремиться выразить актер?

-Обратите внимание, как меняются интонация, темб голоса актера, когда он воспроизводит речь Микулы Селяниновича.

Вольга и Микула Селянинович

Когда воссияло солнце красное
На тое ли на небушко на ясное,
Тогда зарождался молодой Вольга,
Молодой Вольга Святославович.

(Ясным днём, когда светило яркое солнце, родился Вольга Святославович. Тут же идёт сравнение Вольги с красным (синоним слова «красивый») солнцем.)

Как стал тут Вольга растеть-матереть,
Похотелося Вольге много мудрости:
Щукой-рыбою ходить ему в глубоких морях,
Птицей-соколом летать ему под оболока,
Серым волком рыскать да по чистыим полям.

(Аллегория – иметь множество способностей, быть везде своим и др.)
Уходили все рыбы во синии моря,
Улетали все птицы за оболока,
Ускакали все звери во тёмныи леса.

(Но наука ему не очень давалась.)

Как стал тут Вольга растеть-матереть,
Собирал себе дружинушку хоробрую:
Тридцать молодцов да без единого,
А сам-то был Вольга во тридцатыих.

(Троичность – один из главных приёмов в былинах. Вольга, не преуспев в науках, решил стать первым в ратном деле).
Собирал себе жеребчиков тёмно-кариих,
Тёмно-кариих жеребчиков нелегчёныих.

(То есть жеребцов, а не мерино).

Вот посели на добрых коней, поехали,
Поехали к городам да за получкою.

(Поехали за данью.)
Повыехали в раздольице чисто поле,
Услыхали во чистом поле оратая.

(Выехали в широкую степь и услышали вдалеке, как пахарь покрикивает на лошадей, вспахивая поле).
Как орёт в поле оратай, посвистывает,
Сошка у оратая поскрипывает,
Омешики по камешкам почиркивают.

(Издалека было слышно, как поскрипывает соха, когда на неё налегает пахарь; как он посвистывает, направляя коней, как чиркает по камням лезвие плуга).
Ехали-то день ведь с утра до вечера,
Не могли до оратая доехати.
Они ехали да ведь и другой день.
Другой день ведь с утра до вечера,
Не могли до оратая доехати.
Как орёт в поле оратай, посвистывает,
А омешики по камешкам почиркивают.
Тут ехали они третий день,

(Опять магическое число «три».
А третий день ещё до пабедья.
А наехали в чистом поле оратая.

(На третий день, ближе к полудню, догнали они пахаря).

Как орёт в поле оратай, посвистывает,
А бороздочки он да помётывает,
А пенье-коренья вывёртывает,
А большие-то каменья в борозду валит.

(Налегает на плуг с такой силой, что вывёртываются пни и корни, отлетают в сторону камни).
У оратая кобыла соловая,

(У пахаря жёлтая кобыла с белой гривой).
Гужики у неё да шелковые,

(Сбруя у лошади шёлковая (очень дорогая).
Сошка у оратая кленовая,

(Крепкое, ценное дерево).
Омешики на сошке булатные,

(Плуг скован из булатной стали).
Присошечек у сошки серебряный,

(Сошник сделан из серебра).
А рогачик-то у сошки красна золота.

(А рукояти плуга золотые).

А у оратая кудри качаются,
Что не скачен ли жемчуг рассыпаются,

(Сравнение кудрей с жемчугами).
У оратая глаза да ясна сокола,

(Зоркие глаза).

А брови у него да черна соболя.

(Сравнение бровей с дорогими соболиными шкурками).
У оратая сапожки зелен сафьян,

(Сафьян – дорогой иноземный материал, сафьяновые сапоги могли себе позволить только богатые люди).
Вот шилом пяты, носы востры,

(Сапоги с острыми каблуками и острыми носами – модные).
Вот под пяту-пяту воробей пролетит,
Около носа хоть яйцо прокати.
У оратая шляпа пуховая,

(Тоже дорогая).
А кафтанчик у него чёрна бархата.

(Кафтан, да ещё бархатный – привилегия зажиточных).

Говорит-то Вольга таковы слова:
– Божья помочь тебе, оратай-оратаюшко!
Орать, да пахать, да крестьянствовати,
А бороздки тебе да помётывати,

(Делать глубокие борозды – от глубины вспашки зависел урожай).
А пенья-коренья вывёртывати,
А большие-то каменья в борозду валить!
Говорит оратай таковы слова:
– Поди-ка ты, Вольга Святославович!

(Дословный перевод «ну и ну», возможно «смотри-ка»).
Мне-ка надобна Божья помочь крестьянствовати.

(Мне, конечно же, нужна Божья помощь в моем крестьянском труде).

– Давайте определим особенности данного текста (работа по группам).:

— Мы с вами прочитали былину, в название которой было вынесено  два имени.  Как вы думаете, почему?

— О чем повествуется в былине «Вольга и Микула  Селянинович»?

— Есть ли в этой былине зачин? Найдите и прочитайте его.

— Можно ли отыскать в былине «Вольга и Микула Селянинович» концовку? Зачитайте ее.

— Можем ли мы определить, какой персонаж является здесь главным? Аргументируйте свой ответ.

— Когда мы узнаем имя главного героя этой

былины?

— Как вы думаете, откуда у богатыря такое

имя — Микула Селянинович? Что оно обозначает? (Микула — по-современному Николай, а Селянинович означает, что он селянин, т. е. живет в селе. Он это как раз и подчеркивает: де, я простой мужик-пахарь (оратай), не князь, не дружинник и не богатырь).

— Каково основное содержание былины? 

Главная ценность на Земле — человек-труженик, в переносном значении — пахарь. Только человек, созидающий новое и нужное людям, заслуживает уважения. Государство и власть в лице князя и его дружины должны уважать, охранять и защищать человека-пахаря, так как без него не будет самого госу-дарства, не будет сел и городов, просто хлеб не родится.

— Как вы полагаете, по каким признакам произведение «Вольга и Микула Селянинович» можно отнести к жанру былины? Найдите в произведении отличительные черты былинного эпоса.

— Найдите в тексте былины описание князя

Вольги Святославича. Как его характеризует автор произведения? Какие черты характера князя и его мысли выделяет автор?

— Какие изобразительно-выразительные средства используются при описании образа героя?

— Найдите в тексте былины постоянные эпитеты.

— Что вы можете сказать об употреблении в

былинах такого приема, как гипербола?

— Как гипербола подчеркивает основную мысль произведения?

— Нравится ли вам князь Вольга Святославич? Объясните почему. Свой ответ подтвердите цитатами из текста.

— Найдите в тексте былины описание пахаря

Микулы Селяниновича. Зачитайте его.

— Что подчеркивает безымянный автор былины в облике Микулы Селяниновича?

— Как показывается не внешняя, преходящая, а внутренняя, духовная красота Микулы Селяниновича? Зачитайте разговор князя с пахарем. Что мы можем сказать об уме и воспитании «простого крестьянина»?

— За что уважают Микулу Селяниновича простые селяне? (За трудолюбие, хлебосольство, чувство собственного достоинства и доброту.)

— За что уважает Микулу Селяниновича князь Вольга Святославич? (3а физи-ческую силу, мастерство, трудолюбие,чувство собственного достоинства и доброту.

-Что, на ваш взгляд, хотел передать нам безымянный автор былины ее содержанием? Каков основной смысл этого произведения?

Деятельность учеников

- Мы будем говорить сегодня о былинах.

- Что такое былина?

Зачитывают из текста понятие былина, записывают в тетрадь.

Отвечают на вопрос.

Былина - жанр русского народного эпоса, песни-сказания о богатырях, народных героях, сложенные в Древней Руси, отразившие историческую действитель-ность, главным образом 11-16 веков.

На севере былины назывались старинами, старинками

 Былины - это жанр устного народного творчества, то есть былины передавались из уст в уста. Их сказывали сказители-гусляры, которые ходили из города в город 

-Сказка воспринимается и рассказчиком, и слушателями как чудесный вымысел, былины – как рассказ о действительных событиях.

-Для былин характерен своеобразный тон (читаются нараспев).

-Пение былин в древности сопровождалось игрой на гуслях.

- Главными героями являются русские богатыри, совершающие подвиги во имя земли русской.

Выполняют задания.

Записывают значения слов.

Составляют план, пересказывают с опорой на план.

Особенности русских былин - это эпические сказания о русском народе через образы богатырей и земледельцев. В них скрыта народная философия и мудрость; они необходимы нам для того, чтобы понять особенности нашей культуры, знать и помнть историю нашего народа,

Обучающиеся внимательно       слушают актерское чтение, следят по тексту былины, готовят ответы.

Работа по группам:

первая группа анализирует фактологическую сторону, вторая – подтекстовую,

третья – концептуальную. Задания по группам:

1-я – о чём рассказывает текст, какие особенности у этого текста;

2-я – о чём можно прочитать между строк данного текста;

3-я – какие смыслы могут вкладываться в этот текст.

Возможный ответ первой группы: текст рассказывает о встрече богатыря Вольги и пахаря Микулы Селяниновича.

Возможный ответ второй группы: текст говорит о том, что пахарь не беднее богатыря Вольги, а ещё он сильнее и умнее его.

Возможный ответ третьей группы: противопостав-ляются крестьянин и князь, причём не в пользу последнего. То есть крестьянский труд не менее важен, чем ратный.

Делают записи в тетрадях

Результат совместной деятельности: изучен учебный материал урока, проведена работа в группах, проведен фронтальный опрос по изученному материалу.

III. Итог урока.

– Мы выяснили, что ...(выводы делают сами обучающиеся)

– Подведите краткие итоги работы на уроке: чему научились, какие

– Как бы вы оценили свою работу на уроке?

– Кто успешно справился с заданиями? Мотивируйте своё мнение.

– Что осталось непонятным, трудным в изученной теме?

Слайд 11

Выводы по уроку:

Ообенности русских былин - это эпические сказания о русском народе через образы богатырей и земледельцев. В них скрыта народная философия и мудрость; они необходимы нам для того, чтобы понять особенности нашей культуры, знать и помнть историю нашего народа, его.

Оценивают свою работу на уроке, воспользовавшись алгоритмом самооценки.

Регулятивные УУД

1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.

2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

Технология оценки учебных умений.

Результат совместной деятельности: подведены итоги урока, получен ответ на проблемный вопрос, обозначенный в начале урока, оценены учебные умения, выставлены отметки за работу на уроке.

IV. Домашнее задание.

Подготовить выразительное чтение былины или инсценированное чтение, обратив внимание на напевность, торжественность и т.д.

Произвести анализ эпизодов по плану.

Составить словарик древнерусских слов, употребленных в былине «Вольга и Микула Селянинович» и записать в тетрадь. Творческое задание: составить проектную работу «Былины» в картинах.






Приложение

https://arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/03/02/s_58b8721c12069/577943_1.pnghttps://arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/03/02/s_58b8721c12069/577943_2.pnghttps://arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/03/02/s_58b8721c12069/577943_3.png

https://arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/03/02/s_58b8721c12069/577943_4.pnghttps://arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/03/02/s_58b8721c12069/577943_3.png

С

https://arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/03/02/s_58b8721c12069/577943_6.png

https://arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/03/02/s_58b8721c12069/577943_7.pnghttps://arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/03/02/s_58b8721c12069/577943_8.png

Слайд 7,8

https://arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/03/02/s_58b8721c12069/577943_9.pnghttps://arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/03/02/s_58b8721c12069/577943_10.png 

https://arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/03/02/s_58b8721c12069/577943_11.png


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дифференциация обучения на уроках литературы.Технологическая карта урока литературы на основе дифференциации обучения.

Класс: 5 Литературная тема: Н.А.Некрасов. Судьбы крестьянских детей, их жизнь. Тема урока: Н.А.Некрасов. Рассказ о поэте .Стихотворение «Крестьянские дети».  Тип урока: вступительный (опережаю...

Технологическая карта урока алгебры в 7классе по учебнику Алимова Ш.А. "Формулы сокращенного умножения"

Технологическая карта урока-новый вид методической продукции,который обеспечивает эффективное и качественное преподавание учебных курсов в школе,возможность  достижения планируемых результатов, у...

Технологическая карта урока литературы в 5 классе "Басня как жанр литературы"

Технологическая карта урока литературы по ФГОС с формируемыми УУД...

Технологическая карта урока литературы в 8 классе по теме "Н.В. Гоголь, "Шинель". Образ маленького человека в литературе"

Материал содержит технологическую карту урока литературы по творчеству Н.В. Гоголя, а также презентацию к нему. Урок выполнен в технологии развития критического мышления, получил высокие оценки специа...

Технологическая карта урока географии в 7классе .

Особенности природы Австралии....

Технологическая карта урока по биологии 7класс с учетом ФГОС УМК В.В. Пасечник "Отряды Грызуны, Зайцеобразные».

Познакомить учащихся с многообразием млекопитающих, обеспечить усвоение знаний о характерных особенностях грызунов и зайцеобразных. Их значение в природе и жизни человека....

Технологическая карта урока литературы на тему "Человек и природа в стихах И. Бунина" (7класс)

В технологической карте урока представлены задания для работы с поэтическим текстом "Догорел апрельский светлый вечер". ...