Технологическая карта урока географии в 7классе .
методическая разработка по географии (7 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока географии в 7 классе с учётом требований ФГОС.
Учитель: Фролова Татьяна Ивановна.
Предмет: география.
Класс: 7
Тема: Особенности природы Австралии.
Учебник: А.П Кузнецов, Л.Е. Савельева, В.П.Дронов.М. « Просвещение». 2013 г.
Цели урока:
Воспитательная: способствовать воспитанию географической культуры; воспитывать толерантность в работе в группе, паре, коллективе.
Развивающая : создать условия для развития системы умений работать с разными источниками информации, умений анализировать и обобщать полученные знания.
Образовательная: формировать представление о физико - географическом положении Австралии, познакомить обучающихся с характером поверхности, климатом, внутренними водами, органическим миром, природными зонами, природными богатствами.
Планируемые результаты:
Личностные: формировать личностные представления о целостности природы, населения и хозяйства Земли и её крупных районов и стран.
Метапредметные: формировать умение организовать свою деятельность , определять её цели и задачи, вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение работать в паре, группе, коллективе. Высказывать суждения, подтверждая их фактами, овладение практическими умениями работы с учебником, атласом для исследования, умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные , осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
Предметные: называть и показывать природные географические объекты материка, наносит их на контурную карту.
Универсальные учебные действия:
Личностные: осознать необходимость изучения окружающего мира.
Познавательные: анализировать карты и составлять характеристики природных компонентов Австралии( рельефа, полезных ископаемых, климата, поверхностных вод, органического мира и природных зон).
Регулятивные: устанавливать взаимосвязи на основе анализа и сопоставления тематических карт Австралии: между особенностями строения земной коры и рельефом, между климатом и характером природной зональности , между природными зонами и зональными природными богатствами.
Коммуникативные: отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы и подтверждать их фактами , использовать речевые средства для выражения чувств, мыслей.
Тип урока: изучение нового материала.
Технология: технология развития критического мышления.
Формы работы обучающихся: индивидуальная, парная, групповая, коллективная.
Техническое оборудование: атласы, тематические карты, контурные карты, мультимедиа, тетрадь практикум.
Дидактическая структура урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | ЭОР |
Момент. | 1 Приветствие. Проверка готовности обучающихся к уроку. | 1.Приветствуют учителя. | |
|
«О! Самая причудливая, самая нелогичная страна! Земля парадоксальная, отвергающая все законы природы!» Так писал про эту землю один из героев романа Жюля Верна « Дети капитана Гранта». 2.Объявление темы урока. Природа Австралии. Ребята! Я прочитаю стихотворение Галины Усовой . Австралия- страна наоборот. (Приложение 1.). А вы определите цель и задачи урока. 3.Определение цели и задач урока. Цель урока учитель записывает на доске. Учитель. Это наша общая цель . Но я предлагаю каждому записать в тетради собственную цель . | 2.Отвечают на вопросы учителя. Высказывают предложения по определению темы урока. Формулируют цель урока в группах. Записывают личную цель в тетрадь. | |
3. Стадия осмысления. | 1.Систематизация информации. Ребята! В учебнике на стр . 100 найдите план определения географического положения материка Австралии и с помощью карт атласа ответьте на эти вопросы.( Приложение 2) Учитель. Найдите на карте два самых крупных залива. Назовите крупные города, в какой части материка они расположены? Что такое Большой Барьерный риф? Где находиться? Какова его протяжённость? ( ознакомимся с этой информацией на стр. 100 учебника). Посмотрим фрагмент видеофильма о Большом Барьерном рифе. 2.Игра « Учёный совет» Класс делится на группы учёных, задача которых определить рельеф, полезные ископаемые внутренние воды. Группы получают карточки с заданиями. ( Приложение 3) 3. А сейчас посмотрим презентацию заранее подготовленную одним из обучающихся об органическом мире Австралии. 4. Игра « Угадай-ка». Вы должны по описанию определить то или растение или животное. ( Приложение 4). 5. Игра « Да . Нет» ( Приложение 5). Учитель. Молодцы! Справились с заданием! 6. Изучение климата Австралии проводится в форме беседы. 1) В скольких климатических поясах находится Австралия?( В трёх поясах: субтропическом, тропическом, субэкваториальном. На острове Тасмания и Новая Зеландия есть умеренный пояс) Какой из поясов больше по площади? ( Тропический) Сравните количество поясов Австралии и Африки. Далее учитель раздаёт трафареты с контурами материка и предлагает перевести их в тетрадь. Задание : на полученных контурах показать границы климатических поясов; устно дать характеристику расположения поясов. ( субэкваториальный – в северной части материка до 20 градусов ю.ш. ; тропический – от 20 до 30 градусов ю.ш; субтропический- южнее 30 градусов ю.ш; умеренный- в южной части о. Тасмания и о. Новая Зеландия). 7. Практическая работа. Задание: по климатограммам городов в атласе и приведённой климатограмме в тетради –практикуме определите наиболее оптимальные по климатическим условиям месяцы для путешествия. | Выполняют задание. Отвечают устно на вопросы. Один из обучающихся читает вслух эту информацию. Обучающиеся находят географический объект в картах атласа и отмечают его в контурных картах. Отвечают на вопросы учителя. Работают в тетрадях , используя карты атласа, учебник. | Видеофильм Презентация.
|
4. Стадия рефлексии. | Осмысление, рождение нового знания. Учитель. Итак, наш урок походит к концу. Осмыслить новые знания, проверить качество своей работы на уроке вы сможете, выполнив следующее задание.
Инструкция: За каждый правильный ответ - 1 балл; 50 %-70 % -оценка «3». 70%-90%- оценка « 4» 90%-100% оценка « 5» Учитель. Какую цель мы перед собой ставили? Как вы считаете, мы её достигли? А ваши личные цели достигнуты? | Выполняют тестовую работу на ноутбуках. | СД диск. |
5. Домашнее задание. | 1. Параграф 31.Оценка «3» 2. Используя атласы и дополнительную литературу, объяснить процессы и явления, описанные в стихотворении. Оценка «4» 3.Используя карты и текст учебника, определить различия в рельефе Африки и Австралии, результаты сравнительного анализа занести в таблицу .Оценка «5» ( Приложение 6) 4.Подробный инструктаж. | Выбирают один из вариантов домашнего задания. | |
6. Итоги урока. | Учитель . Спасибо вам за урок! Оцените, его, пожалуйста. У вас на столе смайлики. Если урок был для вас интересным, информация полезной и понятной ,то поднимите весёлого смайлика, если у вас остались вопросы- то задумчивого, а если считаете время напрасно потрачено- то грустного. | Работа со смайликами. |
Приложение 1.
Австралия- страна наоборот.
Её исток на Лондонском причале:
Для хищников дорогу расчищали
Изгнанники и каторжный народ.
Австралия- страна наоборот.
Она располагается над нами .
Там, очевидно, ходят вверх ногами;
Там наизнанку вывернутый год.
Там расцветают в октябре сады
Там в январе , а не в июле лето,
Там протекают реки без воды
Они в пустыне пропадают где- то.
Деревья сами лезут из коры,
Там кролики страшней , чем наводнение.
Спасает юг от северной жары
Столица не имеет населения.
Там в зарослях следы бескрылых птиц
Там кошкам в пищу достаются змеи,
Рождаются зверята из яиц,
И там собаки лаять не умеют. ( Галина Усова)
Приложение 2.
Определите.
Как расположен материк относительно экватора, южного тропика и полярного круга.
Как расположен материк относительно нулевого меридиана.
Какие океаны и моря омывают материк.
Как расположен материк относительно других материков.
Приложение 3.
Карточка №1.
Геотектоники.
Геотектоника- отрасль геологии , изучающая движение земной коры, изменения формы геологических тел под воздействием этих движений.
Что лежит в основании материка?
Сколько литосферных плит находится в основании материка, как они называются?
Где происходит столкновение литосферных плит, в каком направлении они движутся?
Карточка №2.
Геоморфологи.
Геоморфология- наука, изучающая строение и развитие рельефа.
Какие формы рельефа встречаются на материке?
Как они размещаются по территории континента?
Охарактеризуйте одну форму рельефа по типовому плану.
Карточка №3.
Геологи.
Геология- наука о составе , строении земной коры. А также о размещении в земной коре полезных ископаемых.
Определите закономерности размещения полезных ископаемых на территории континента.( следует акцентировать внимание учащихся на размещении осадочных пород на платформах , а магматических- в складчатых областях.0
Какие полезные ископаемые добывают на материке?
Покажите на контурной карте распространенные полезные ископаемые.
Карточка №4.
Гидрологи.
Гидрология - наука, занимающаяся изучением природных вод.
Укажите, как влияет рельеф на внутренние воды Австралии, приведите примеры.
Реки какого океана имеют большой бассейн?
Почему велика территория внутреннего стока?
Есть ли горные оледенения в Австралии?
Приложение 4.
- Листья этого дерева используют для производства масел, красок и лекарств. Их листья светлее, чем у обычных деревьев. Его листьями питаются коалы. ( Эвкалипт)
- Эта большая птица , имеющая мощные ноги. Быстро бегает и не летает ( Страус Эму)
- Эти животные единственные сумчатые хищники, имеют чёрную окраску с белыми вкраплениями по бокам , массивные и сильные челюсти, питаются млекопитающими и пресмыкающимися. Издают очень сильный и противный крик с хрипом. Занесён в Красную книгу( сумчатый дьявол, тасманский волк)
- Это что еще за шутки?
Нет ни пуха , ни пера,
Хвост бобра , а нос от утки,
И ни утки ,ни бобра ( утконос)
- Похожа будто на ежа,
Но никак ни на стрижа.
А выводит , как у птиц,
Поколение из яиц ( ехидна).
Приложение 5.
Игра: « Да» « Нет»
- Коала питается только листьями эвкалиптов ( Да)
- В Австралии встречаются львы, медведи, бегемоты ( Нет)
- Природные зоны Австралии и Африки имеют сходные черты.( Да)
- Утконос и ехидна – яйцекладущие млекопитающие. ( Да)
- В Австралии много рек и озёр. ( Нет)
- Собака Динго не умеет лаять. ( Да)
- Столица Австралийского союза- город Сидней. ( Нет)
- Бутылочное дерево растёт в Австралии и а Африке. ( Да)
- В Австралии растут дубы и берёзы. ( Нет)
- Кораллы- это животные. ( Да).
Приложение 6.
Признак сравнения | Африка | Австралия |
| Эфиопское нагорье, нагорье Ахаггар, Тибести | Плоскогорья на западе материка |
| Ливийская | Низменности на юго- востоке.Центральная низменность. |
| Атлас- молодые горы,2000-4000 м; Драконовы- древние горы, 2000- 3000 м; Капские – древние горы, 1000- 2000 м. | Большой Водораздельный хребет- древние горы, 1000- 2000м |
| Камерун, Кения, Карисимби, Килиманджаро. | Действующих вулканов нет. |
| Землетрясения есть на востоке материка Африка, в районе гор Атлас. | Землетрясения – большая редкость. |
| Озеро Ассаль. Вулкан Килиманджаро. | Озеро Эйр- Норд. Гора Косцюшко. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока алгебры в 7классе по учебнику Алимова Ш.А. "Формулы сокращенного умножения"
Технологическая карта урока-новый вид методической продукции,который обеспечивает эффективное и качественное преподавание учебных курсов в школе,возможность достижения планируемых результатов, у...
Технологическая карта урока географии в 5 классе на тему "Глобус и карта"
Технологическая карта урока географии в 5 классе на тему "Глобус и карта"...
Технологическая карта урока географии на тему "География населения и хозяйства Зарубежной Европы".
Общая характеристика Зарубежной Европы. Состав, население, хозяйство, международные союзы....
Технологическая карта урока по биологии 7класс с учетом ФГОС УМК В.В. Пасечник "Отряды Грызуны, Зайцеобразные».
Познакомить учащихся с многообразием млекопитающих, обеспечить усвоение знаний о характерных особенностях грызунов и зайцеобразных. Их значение в природе и жизни человека....
Технологическая карта урока географии 6 класс по теме Изображение рельефа на планах и картах (блочно - модульная технология)
Блочно - модульная технология...
Технологическая карта урока географии в 6 классе. Тема "Землетрясения: причины и последствия". География. Землеведение. 5—6 классы. Учебник (под ред. О. А. Климановой) .
На уроке мы узнаем как связаны землетрясения и сейсмические пояса и можно ли предсказатьземлетрясения. Могут ли произойти землетрясения в Саратовской области?. С какой целью японцы держат аквари...
Технологическая карта урока географии в 6 классе. Тема "Движение литосферных плит". География. Землеведение. 5—6 классы. Учебник (под ред. О. А. Климановой) .
Учёные считают, что Красное море и озеро Байкал — это нарождающиеся океаны. Можете ли вы привести доводы в пользу этих предположений?...