Самообразование
статья
"Формирование читательской грамотности" - важная тема в процессе обучения на данный момент. Детям, чтобы стать личностью, необходимо научиться выразительно читать, извлекать из текста полезную и интересную информацию, выбирать книги для чтения, работать с разными источниками инфрмации. И без грамотной помощи учителя ученику сложно прийти к этому.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lyudi_perestayut_myslit.docx | 20.36 КБ |
Предварительный просмотр:
«Люди перестают мыслить, когда перестают читать».
Дени Дидро
Ранее умение читать, которому обучали в начальной школе, считалось достаточным для получения информации из текста, но современные представления о процессе чтения включают совокупность навыков, совершенствующихся на протяжении всей жизни.
Проблема формирования читательской грамотности сегодня очень актуальна: чтение связано с грамотностью и образованностью, формирует идеалы, обогащает внутренний мир человека. Одна из главных задач современной школы заключается в том, чтобы вызвать у подрастающего поколения интерес к чтению, создать условия для воспитания настоящего читателя, способного отбирать, понимать, организовывать информацию и успешно ее использовать в личных и общественных целях.
«Читательская грамотность» — способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
Через формирование читательской грамотности происходит развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в дальнейшей жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений).
Через формирование читательской грамотности ученик учиться осознанно, правильно, выразительно читать; извлекать из текстов интересную и полезную информацию; самостоятельно выбирать книги для чтения; работать с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе и на электронных носителях); высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении; развивать потребность в чтении (самостоятельном, инициативном).
Читательская грамотность состоит из системы следующих аспектов:
- -беглое чтение;
- -толкование текста в буквальном смысле;
- -оценка языка и формы сообщения;
- -поиск информации и ее извлечение;
- -преобразование данных от частных явлений к обобщенным;
- -формулирование основных идей и выводов;
- -общее понимание текста;
- размышления о содержании и оценка, соотнесение с внетекстовой информацией.
Все эти навыки взаимосвязаны между собой. Работа по читательской грамотности опирается не только на сам текст. Под ней подразумевают умение извлекать дополнительную информацию, делать выводы, видеть «зазоры» между авторским изложением мыслей.
Эффективность формирования читательской грамотности, прежде всего, зависит от педагога, задача которого, выступая организатором учебной деятельности, стать заинтересованным и интересным соучастником этого процесса. Тогда он уверенно может сказать: «Мои ученики будут узнавать новое не только от меня; они будут открывать это новое сами» (И.Г. Песталоцци).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа самообразования «Компетентностный подход в формировании здорового образа жизни лицеистов»
Самообразование учителя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к учителю самые высокие требования. Для того, чтобы учить ...
План самообразования по физической культуре: Тема самообразования «Формирование всесторонне развитой личности в учебно-воспитательном процессе».
ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯучителя физической культурыМальцевой Валентины Николаевны. Тема самообразования «Формирование всесторонне развитой личности в учебно-воспитательном про...
Программа профессионального самообразования учителя информатики. Тема самообразования: «Применение тестового контроля на уроках информатики»
Проблема контроля учебных достижений всегда очень актуальна, особенно по такому предмету как информатика. Где существует граница между теоретическими знаниями и практическими навыками и умениями учащи...
План самообразования (образец) и ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА к плану самообразования (образец)
Индивидуальная образовательная программа повышения квалификации...
Программа профессионального развития и самообразования. Тема самообразования: " Подготовка к реализации ФГОС в основной школе"
Приоритетным направлением школа считает создание условий для саморазвития личности школьника. Это напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Думаю, что этот уровень должен постоянно расти,...
Программа самообразования / План самообразования
Методическая тема: «Современные информационные технологии обучения в работе учителя – залог успешного прехода на ФГОС» Задачи:1.Активизировать работу по выявлению и обощению, ра...
Программа самообразования / План самообразования
Повышение качества образования и воспитания на основе инновационных образовательных технологий, реализующих стандарты нового поколенияСовременные инновационные технологии обучения в работе учите...