Технологическая карта урока литературы "Васюткино озеро"
план-конспект занятия по литературе (5 класс) на тему
Обучение анализу прозаического текста, развитие навыков комментированного чтения; развитие навыков групповой, парной и коллективной работы, совершенствование речевых умений; формирование через литературное произведение нравственных понятий, чувства сопричастности миру природы, осознание себя частью целого на земле
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehn.karta_vasyutkino_ozero_-_chelovek_i_priroda.docx | 30.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Конструкт урока
Предмет | литература |
Класс | 5А |
Тип урока | комбинированный |
Тема урока | В.П.Астафьев «Васюткино озеро». Человек и природа в рассказе. |
Цель урока | Обучение анализу прозаического текста, развитие навыков комментированного чтения; развитие навыков групповой, парной и коллективной работы, совершенствование речевых умений; формирование через литературное произведение нравственных понятий, чувства сопричастности миру природы, осознание себя частью целого на земле |
Основное содержание темы, термины, понятия | Пейзаж, комментирование, анализ, автобиографическая проза |
Планируемые результаты.
Личностные | Регулятивные | Познавательные | Коммуникативные |
Бережно относится к природе, понимает, что такое твердость духа. | Контролирует процесс и результаты своей деятельности | Делает вывод по прочитанному, умеет работать с текстом | Вступает в учебный диалог с учителем и одноклассниками |
Оценивает содержания рассказа Астафьева | Умеет действовать по плану | Работает с ИКТ; | Сотрудничает в группе, умеет высказывать свое мнение о прочитанном |
Умеет прогнозировать результат. | Анализирует эпизод | Развитие речи и творческих способностей обучающихся | |
Умеет оценивать собственную деятельность и деятельность партнера | Умеет структурировать знания по теме. | Умеет ставить вопрос | |
Умеет осознанно строить речевое высказывание в устной речи | Умеет точно выражать свои мысли |
Организация образовательного процесса
Межпредметные связи | Формы работы | ресурсы |
Литература, география, ОБЖ | Индивидуальная, групповая, коллективная | Проектор, ноутбук, Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. Часть 2. / Автор-составитель: Коровина Т.А. и др. М.: Просвещение, 2012 |
Этапы урока.
1 этап «Организационный» | |||
Цель | Ситуативные задания | Деятельность обуч-ся | Планируемый результат |
Создать позитивный настрой у обучающихся | Здравствуйте, ребята! Садитесь поудобнее. Посмотрите друг на друга улыбнитесь, и мы приступим к работе. | Слушают учителя | Настроились позитивно на работу |
2 этап «Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся» | |||
Подвести обучающихся к постановке темы и задач урока | Посмотрите на предметы, лежащие у меня на столе. Попробуйте определить, что тут лишнее. Обоснуйте своё мнение. Эти предметы мы возьмем с собой в наше сегодняшнее путешествие. Куда? Догадайтесь сами, ответив на мои простые, но в то же время мудрые вопросы.
Действительно, это тайга. А теперь вторая часть “ребуса”:
Вы правы: это главный герой рассказа В. П. Астафьева “Васюткино озеро”. Какое противоречие возникает из сказанного? Маленькая песчинка легко теряется в океане, а человек в тайге. (Вспомним жизненную ситуацию: несколько лет назад погиб 14-летний подросток. Он заблудился в тайге. Он умер не от голода, нет! Он поддался страху, панике, который сковал его и лишил сил, то есть возможности выжить. Он провел в тайге всего сутки и погиб от переохлаждения.) - Находясь вдали от близких и родного дома, оставшись один на один с суровой и величавой природой, Васютка борется за выживание. Китайский мыслитель Лу Синь считал: “Пути не открываются перед теми, кто не борется”. (СЛАЙД 1) Но не только самообладание помогло герою. Что же еще? Его поддерживали мудрость деда, навыки, сформированные отцом, доброта матери и умение разгадать тайны природы. - Можно ли назвать наш урок “Поединок Васютки и тайги?” Нет, в поединке участвуют враги, противники, в этом же рассказе они находят общий язык: Васютка смог прочитать “книгу тайги”, жил по ее законам, и она указала мальчику выход из тупика, преподала уроки мудрости и доброты. | Самостоятельно ставят цели и задачи Обобщая сказанное, формулируют тему урока: “Васютка в зеркале природы, или Человек и природа” Самостоятельно ставят цели и задачи Записывают тему в тетрадь | Проявляют интерес к поставленной цели. Познавательные: самостоятельное выделение и формирование познавательной цели. Личностные: умение сотрудничать с учителем и учащимися. Регулятивные: умение вносить дополнительную информацию. Коммуникативные: умение управлять своим поведением, формулировать коммуникативное высказывание. |
3 этап «Актуализация знаний» | |||
Цель | Деятельность обуч-ся | Планируемый результат | |
Повторение того, что необходимо для изучения нового материала: знание текста |
| Участвуют в познавательной беседе, делают предположения, вспоминают изученный ранее материал, предлагают варианты ответов, высказывают предположения | Познавательные: проявлять интерес к тексту, знать содержание текста рассказа; определять место Васютки среди взрослых; знать правила поведения в лесу; уметь анализировать эпизод Коммуникативные: умение с достаточной полнотой выражать свои мысли |
4 этап «Первичное усвоение новых знаний» | |||
Цель | Деятельность обуч-ся | Планируемый результат | |
Отработка навыков комментированного чтения | Чтение эпизода со слов «открытие было настолько простым и потрясающим» до «Живем!» Какова была первая реакция мальчика, когда он обнаружил, что заблудился? Чьи слова он вспомнил, когда ему стало плохо? Что он сделал в первую очередь? | Читают, комментируют, анализируют ответы одноклассников | Познавательные: уметь объяснять прочитанное, рассказывать, пересказывать эпизод, отвечать на вопросы Коммуникативные: умение точно высказывать свои мысли. |
Как он приготовил себе еду? В чем корил себя Васютка, когда начал ужинать? | Группы зачитывают свои ответы, затем проверяют по доске | ||
5 этап «Первичная проверка понимания» | |||
Цель | Деятельность обуч-ся | Планируемый результат | |
Отработка навыков работы в парах | Работа в парах с текстом произведения. Защита своего ответа. | Регулятивные: уметь оценить результат собственной деятельности; умение адекватно вести себя в учебной ситуации (в паре). Коммуникативные: уметь планировать учебное сотрудничество; уметь точно выражать свои мысли. Познавательные: находить и выделять необходимую информацию; свободно ориентироваться в тексте | |
6 этап «Первичное закрепление» | |||
цель | Деятельность ученика | Планируемый результат | |
Развитие навыков самостоятельной работы с текстом; усвоение содержания рассказа путем выборочного чтения и краткого пересказа текста, предварительно прочитанного учащимися. | Работа в группах. | Васютка убивал дичь как любой охотник, чтобы прокормиться, заботился о том, чтобы накормить других, но в тоже время он воспринимал животных как равных, сердился на кедровку, разговаривал с белкой. Это говорит о том, что мальчик хорошо знает жизнь животных, наблюдает за ней, при этом подражает взрослым, копирует их привычки. | Познавательные: самостоятельно находить ответ на поставленный вопрос; структурировать знания по теме « В.П.Астафьев «Васюткино озеро. Природа и человек»; осознанное построение высказывания. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой выражать свои мысли, работать в группе |
Поведение Васютки в лесу | Рассказать, как пригодились ему навыки, полученные в общении со взрослыми. Смекалка, вера в себя, сноровка помогли мальчику не растеряться и выжить в трудных условиях | ||
Мысли и чувства Васютки, которые помогли ему сделать правильные выводы и выбраться к реке. | Мальчик постоянно размышляет, у него пытливый ум, это оказывается решающим в его путешествии | ||
Васюткино озеро. Почему озеро назвали именем мальчика | Васютка нашел озеро, полное рыбы и открывает его людям . Отрывок из текста «мальчик внимательно следил за ныряющими на озеро утками. Они были совсем не пуганы и плавали возле самого берега с хозяйским покрякиванием. Уток было множество. Стрелять по одной не было никакого расчёта. Васюткa, прихватив ружьё, отправился на мысок, вдававшийся в озеро, и сел на траву. Рядом с осокой, на гладкой поверхности воды, то и дело расплывались круги. Это привлекло внимание мальчика. Васютка взглянул в воду и замер: около травы, плотно, одна к другой, пошевеливая жабрами и хвостами, копошились рыбы. Рыбы было так много, что Васютку взяло сомнение: «Водоросли, наверно?» Он потрогал траву палкой. Косяки рыбы подались от берега и снова остановились, лениво работая плавниками. Столько рыбы Васютка ещё никогда не видел. И не просто какой-нибудь озёрной рыбы: щуки там, сороги или окуня. Нет, но широким спинам и белым бокам он узнал пелядей, чиров, сигов. Это было удивительнее всего. В озере — белая рыба! Васютка сдвинул свои густые брови, силясь что-то припомнить. Но в этот момент табун уток-свиязей отвлёк его от размышлений. Он подождал, пока утки поравняются с мысом, выцелил пару и выстрелил. Две нарядные свиязи опрокинулись кверху брюшками и часто-часто задвигали лапками. Ещё одна утка, оттопырив крыло, боком уплывала от берега. Остальные всполошились и с шумом полетели на другую сторону озера. Минут десять над водой носились табуны перепуганных птиц» | ||
7 этап «Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция» | |||
цель | Деятельность ученика | Планируемый результат | |
Контроль за усвоением знаний, умений и навыков, самоконтроль | Обсуждают правильность ответов одноклассников | Регулятивные: осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия | |
8 этап «Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению» | |||
цель | Деятельность ученика | Планируемый результат | |
Объяснение домашнего задания. | Сочинение – миниатюра «Как и почему человек должен относиться к природе? | ||
9 этап «Рефлексия» | |||
цель | Деятельность ученика | Планируемый результат | |
выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими со своими. | Чему можно научиться у Васютки? | Герой - наблюдательный и способный к размышлению, потому что он черпает знания из опыта взрослых, из таежных законов, законов жизни. | Регулятивные: оценка достигнутых результатов. Личностные: нравственно-этическая ориентация |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
технологическая карта урока по рассказу В.П.Астафьева "Васюткино озеро"
Конструкт урокаПредметлитератураКласс5Тип урокакомбинированныйТема урокаВ.П.Астафьев «Васюткино озеро». Человек и природа в рассказе. Цель урокаОбучение анализу прозаического текста, развитие нав...
Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"
В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....
Технологическая карта урока по теме "Озера"
Способствовать формированию представлений об озерах сточных и бессточных, пресных и соленых болотах, водохранилищах, прудах; создать условия для формирования умений определять зависимость размещения о...
Технологическая карта урока "Озера и болота" 6 класс
Дидактическая цель: Создать условия для расширения и углубления знаний о водах суши – озерах и болотах....
Технологическая карта урока географии по теме: «Озера» 6 класс
Технологическая карта урока географии по теме «Озера» разработана к УМК Герасимова Т.П., Неклюкова Н. П. (География. Начальный курс. 6 класс - М.: Дрофа, 2019-2022 гг ). Учебный материал с...
Технологическая карта урока литературы в 5 классе. В.П.Астафьев «Васюткино озеро».
Тема урока: "Становление характера главного героя (по рассказу В.П.Астафьева «Васюткино озеро"....
Технологическая карта урока по теме Озера в 6 классе
Технологическая карта к уроку по географии по теме Озера в 6 классе...