Технологическая карта урока "Озера и болота" 6 класс
план-конспект урока по географии (6 класс)
Дидактическая цель: Создать условия для расширения и углубления знаний о водах суши – озерах и болотах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_ozera_6_kl.docx | 27.23 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
УМК | Лобжанидзе А.А. География. Планета Земля. 5-6 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2015 |
Предмет | География |
Класс | 6 класс |
Тема | Озера и болота |
Тип урока | Изучение нового материала |
Дидактическая цель: | Создать условия для расширения и углубления знаний о водах суши – озерах и болотах. |
Задачи: | |
1. Предметные | Изучить понятия озеро, озера по происхождению, сточные и бессточные, соленые, пресные, водохранилища и болота. Познакомиться с крупнейшими озерами России, мира (обозначать на карте крупнейшие озера мира и России). и показывать по карте озера, водохранилища, болота, источники загрязнения озер (озера Байкал, Каспийское, Ладожское, Онежское, Виктория, Аральское, Баскунчак, Чан, Танганьика, Васюганское, Великие (Северо-Американские), водохранилища (Рыбинское, Вилюйское). Объяснить образование озерных котловин, болот, образование озерных котловин своей местности, соленых озер, торфа, причины возникновения экологических проблем озер: Аральское, Байкал, влияние водохранилищ на окружающую среду, деятельность человека |
2. Метапредметные | Организовать свою деятельность, определять ее цели и задачи. Вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации. Передача и презентация информации с помощью информационных технологий. Продолжить формирование навыков работы с картой как основным источником информации |
3. Личностные | Осознание целостности географической географической среды во взаимосвязи природы. Формирование эмоционально - ценностного отношения к окружающей среде, осознание необходимости ее сохранения и рационального использования. Уважение к природе русских озер. |
Планируемые образовательные результаты | |||
Предметные | Метапредметные | Личностные | |
Овладение терминами: озеро, озёрная котловина, карст, старица, болото. Картографическая грамотность, умение выделять, описывать, объяснять признаки озера, различных озёрных котловин; умение определять географическое положение озера. | Формирование и развитие познавательных интересов, способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью; умения организовывать свою деятельность, умение самостоятельно анализировать, умение взаимодействовать с одноклассниками. | Осознание себя как гражданина России; патриотизм, овладение географическими знаниями и умениями, навыками работы с географическими картами, со слайдами и иллюстрациями разных озер мира и России; продолжение работы с текстом параграфа | |
Решаемые учебные проблемы | 1.Чем озеро отличается от реки? 2.Как образуются озёра? 3.Как описать географический «адрес» озера? | ||
Основные понятия, изучаемые на уроке | Что такое озеро, озерные котловины, сточные и бессточные озёра, озёрная вода, пресные и солёные озёра, карст, болото, озера: тектонические, ледниковые, карстовые, старицы, водохранилища, каналы? | ||
Вид используемых на уроке средств ИКТ | Информационно-коммуникативные средства и технические средства: компьютер, медиапроектор, интерактивная доска, Интернет, электронное приложение к учебнику по теме «Озера и болота») | ||
Образовательные интернет-ресурсы | Сайт 1 сентября, сайт учителя географии, сайт http://spheres.ru/geografy/ |
Ход урока
Название урока и его этапы | Основное содержание (деятельность учителя) | Виды деятельности учащихся | Планируемые образовательные результаты | ||
Предметные | УУД: Регулятивные (Р), Познавательные (П), Коммуникативные (К) | Личностные | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Организационный момент | Проверка готовности к уроку. Включение в деловой ритм | Ученики настроились на работу, проверили на столах наличие учебника, тетради, дневника, письменных принадлежностей | Р: уметь организовать собственную деятельность | Уважительно относиться к учителю и одноклассникам | |
Этап мотивации и целеполагания (образовательная напряженность) | 1. Актуализация знаний Чтение фрагмент стихотворения А. И. Полежаева « Под надёжной охраной лесов..» на фоне фотографии Байкала Эвристическая беседа по вопросам:
- Посмотрите в учебнике, где авторы определяют цель урока. ( стр.92, «Вы узнаете… »)
| Смотрят иллюстрацию Анализируют отрывок из стихотворения Проявляют познавательную инициативу. Формулируют тему. Ставят цель и задачи. Осознание цели предстоящей деятельности. | Выделять и формулировать познавательную цель, задачи и гипотезу | Р: самостоятельно определять цель учебной деятельности, выдвигать гипотезы, искать пути решения проблемы и средства достижения цели, доказывать гипотезы. Принимать и сохранять учебную задачу. П: умение видеть в художественном тексте необходимую информацию К: умение учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; | Создание положительной мотивации учения |
Открытие нового знания | - А теперь попробуйте сами определить термин, что такое озеро, но так чтобы определение четко отличалось от определения реки или моря. - Кто согласен, кто не согласен, с чем не согласен? - Послушайте научное определение понятия «озеро». - Озеро-это скопление воды в природном углублении на суше. - Это углубление называется озёрной котловиной. - Озёра различают по размерам, происхождению котловин, солёности воды, наличию стока. Большинство озёр существуют длительное время. - От того, какого происхождения будет котловина, зависит внешний вид озера. - Поработаем в группах, каждая группа будет заниматься определением происхождения котловин по плану (план даётся каждой группе отдельно, учитель раздаёт карточки группам, контуры озёр, дополнительный материал) - Ребята, о котловинах вы прочитайте в учебнике стр.80. и в дополнительном материале, который я вам дала. Через 3 мин. один представитель команды выйдет к доске и о своей изучаемой котловине расскажет и прикрепит контур озера к таблице, и мы посмотрим фотографии этих озёр и запишем в своей таблице вид котловины и пример озёр. Писать будем по ходу рассказов ребят. Физкультминутка Учитель ставит перед учащимися задачу - Внимание, ребята, вам пришло электронное письмо от водяного. Он задает вам вот такую задачу! Послушайте -Эти озёра нашей страны называют морями. Возраст этих озёр – десятки тысяч лет. Одно из них – самое большое на Земле, другое – самое глубокое. Берега одного лежат ниже уровня моря, другое окружено горными хребтами, поднимающимися над водной поверхностью. Хотя первое из них солёное, а второе пресное. В их водах обитают тюлени. Каждое из озёр отличается своеобразной флорой и фауной. Одно сточное, а другое бессточное. -Назовите эти озёра. (Каспийское море и Байкал) - Про какие типы озер упоминалось в тексте (Озёра бывают сточные и бессточные) Работаем все вместе с рисунками по закреплению понятий. -Перед вами три рисунка. -Назовите, на котором рисунке изображено бессточное озеро? Работа в парах с атласом. (Стр8-9 и стр.10-11) -Приведите примеры сточных и бессточных озёр, заполнив схему -Вернёмся к задаче про Каспийское море и Байкал. В этой задаче пришлось назвать солёное и пресное озеро. -Найдите в учебнике, стр.92 какие озёра пресные, а какие солёные? -Загляните в блокнот стр. 93 учебника. (озеро Чаны показ на карте оз. Баскунчак.). - Можете показать, где эти озёра находятся? Работа с атласом -Посмотрите в атласе стр. 10-11 легенду карты. -Скажите, в чём отличие изображения солёных и пресных озёр. (пресные – синим, солёные - розовым). - Приведите примеры. (Балхаш. Байкал.) -В мире помимо озёр существуют болота. Если избыточное увлажнение, то озёро может превращаться в болото. В России 10% площади занимают болота. -Найдите в тексте как формируются болота. Прочитайте. | Называют определение озера, его отличие от определений река и море.
Самостоятельная работа в группах по определению происхождения озерных котловин. На доске таблица. Учащиеся заполняют ее, и в конце делают вывод (Озера различают по размерам и происхождению котловин)
Решение задачи. Работа с текстом по определение вида озер (сточное или бессточное).
Работа в парах. Ребята, работая с атласом, находят озёра сточные и бессточные и заполняют схему примерами. Указывают отличия соленых озер от пресных, приводят примеры Называют определение болота | Познакомить с понятиями: озеро, озерная котловина, болота. Различать озера по размерам и происхождению котловин Умение определять сточное и бессточное озеро, различать озера по степени солености (пресное и соленое), находить эти озера на карте. | Р: уметь организовать выполнение заданий учителя, корректировать результат своей деятельности К: уметь строить совместную работу на единый результат в группе, мобилизовать силы и энергию для предоставлению своей работы публике • формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; П: формирование умения применять графические символы для обозначения вида котловин | Воспитание культуры делового общения, положительного отношения учеников к мнению одноклассников, умения оказывать и принимать помощь |
Применение нового знания (отработка учебных действий) | Картографическая грамотность, описание географического положения озера. - Сейчас мы закрепим полученные знания в практической работе «Описание озера» по типовому плану. Используя полученную нами таблицу, которая есть на доске. Открываем атлас стр.8-9, где есть озёра. Какое озеро опишем? | Учащиеся самостоятельно выполняют практическую работу | Определять по карте географическое положение крупнейших озёр: Байкал, Каспийское , Ладожское, Виктория | Р: уметь организовать выполнение заданий учителя, делать выводы по результатам работы К: уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром П: поиск и выделение информации из текста учебника | Потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников |
Рефлексия | Организует рефлексию в технике «Светофор». Предлагает выбрать учащимся тот цвет, который соответствует ощущениям, и предлагает объяснить, как работалось в группе, и как усвоили новый материал. | Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и задачи урока, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения | Р: выделять и осознавать качество и уровень усвоение К: уметь выражать свои мысли, рефлексия своих действий. П: уметь выполнять работу, анализировать и контролировать результаты | Самооценка на основе успешности, адекватное понимание причин успеха или неуспеха в учебной деятельности | |
Домашнее задание | Учитель предлагает домашнее задание на выбор: 1.§ 35, составить к материалу параграфа 6-7 вопросов. 2.Составить кроссворд по терминам темы. 3.Нанести на К/К крупные озера мира 4. Составить описание озера по плану | Выбирают домашнее задание с учетом индивидуальных особенностей | Закрепляют умения по определению географического положения озер | П: искать и выделять информацию, анализировать её. Р: выполнять учебную задачу К: уметь доказывать собственную точку зрения | Создавать условия для успешной мотивации к учению |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока в 11 классе с применением проектной технологии «Основные классы неорганических соединении»
Технологическая карта урокаТема урока «Основные классы неорганических соединений»Цель: Организовать деятельность учащихся по обобщению, закреплению, углублению знаний об основных классах неоргани...
Технологическая карта урока в 6 классе по русскому языку по теме «Имя существительное - часть речи удивительная.( Повторение изученного в V классе)»
Урок по русскому языку в 6 классе разработан по ФГОС.Технологическая карта урока по русскому языку в 6 классе по теме: «Имя существительное – часть речи удивительная» Цель деятельности учителяСис...
ФГОС. Технологическая карта урока в 6 классе. Повторительно- обобщающий урок по теме "Глагол" в 5 классе.
ФГОС. Технологическая карта урока в 6 классе. Повторительно- обощающий урок изученного по теме "Глагол" в 5 классе....
Технологическая карта урока в 7 классе "Класс Головоногие моллюски"
Технологическая карта урока по биологии в 7 классе на тему "Класс Головоногие моллюски" разработана с учетом ФГОС. Цель урока: создать условия для формирования знаний о характерных особенно...
Технологическая карта проведения открытого мастер-класса по баскетболу с учащимися 10 класса
Развитие скоростно-силовых, координационных качеств, общей и скоростной выносливости на базовом виде спорта (баскетбол)....
Технологическая карта урока географии 6 класс по теме Изображение рельефа на планах и картах (блочно - модульная технология)
Блочно - модульная технология...
Технологическая карта урока в 5 классе. Минии буряад хэлэн. Повторение изученного в начальных классах.
Технологическая карта урока по бурятскому языку как государственному в 5 классе по ФГОС...