Конспект интегрированного урока по математике и литературе "Личность. Жизнь и деятельность Софьи Васильевны Ковалевской"
учебно-методический материал по литературе (8 класс) на тему

Иваненко Татьяна Александровна

Цели интегрированного урока:

-учить детей ценить чужие открытия не меньше, чем свои

-учить слышать и уважать друг друга

 

Обучающие задачи интегрированного урока по математике:

-ученик должен действовать автономно и рефлексивно

-использовать различные средства интерактивно

-входить в социальные группы (пары) и функционировать в них

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного урока по математике и литературе "Личность. Жизнь и деятельность Софьи Васильевны Ковалевской"

Цели интегрированного урока:

-учить детей ценить чужие открытия не меньше, чем свои

-учить слышать и уважать друг друга

Обучающие задачи интегрированного урока по математике:

-ученик должен действовать автономно и рефлексивно

-использовать различные средства интерактивно

-входить в социальные группы (пары) и функционировать в них

Воспитательные задачи интегрированного урока по математике:

-интегрированное занятие направлено на воспитание свободно мыслящей, творческой личности, на воспитание человека, ценящего и свой, и чужой труд, духовное наследие

Принцип занятия математики:

-путь к истине через диалог участников

-оценка заменяется самооценкой и самокоррекцией

Результатом работы является не только реализация знаний и умений, но и сам процесс постижения истины и создания творческого продукта.

Оборудование для проведения интегрированного урока математики и литературы:

-индивидуальные листы с таблицей для работы в течение занятия

-толковые словари

- карточки с высказываниями известных людей о личности

- портрет С.В.Ковалевской

-биография С.В.Ковалевской на листах для работы в группе

-стихи, написанные Софьей Васильевской

-компьютерная презентация.

План конспекта интегрированного занятия

I. Вступление. Слово учителя.

- Как вы считаете, есть ли какая-нибудь связь между русским языком, математикой и литературой?

-Как вы считаете, какими чертами характера должен обладать истинный математик, а какими – настоящий поэт?

-Может ли математик писать сказки, а поэт делать научные открытия?

Учитель математики: Сегодня у нас нетрадиционное занятие, занятие интегрированное по математике и литературе. Всё, что от вас требуется – это довериться себе и довериться нам.

II. Понятие « личности».

 1 Задание:

Учитель математики: Как вы понимаете слово «личность»?

(Вариант записи на доске и листах: Яркий, замечательный, обладатель неповторимых свойств, честность, порядочность, талант, индивидуальность. Личность - состоявшийся, уверенный в себе человек, имеющий свою точку зрения.)

Учитель математики: Кого можно по праву назвать личностью?

 (Варианты ответов: «Личность - это штучный товар», «…благородная личность сознаёт своё кровное родство, свои кровные связи с отечеством», «…Самый важный плод его (человека) усилий - его собственная личность»…)

III. С.В. Ковалевская – математик или литератор?

Учитель русской литературы: История знает много имён, достойных носить высокое звание «личность». Об одном человеке, а точнее, об одной такой личности мы будем сегодня говорить. Это первая русская женщина – математик, член корреспондент Санкт – Петербургской Академии наук, профессор Стокгольмского университета, литератур и публицист? Ее жизнь – это увлекательная история о девушке, полюбившей  математику и литературу , история о женщине проложившей дорогу в науку женщинам России и Европы.

А как ее фамилия, назовете вы.

Итак, задание №1. Выберите её имя из четырёх имён известных женщин, выбрав правильный ответ.

 

Общий объём воды в Мировом океане примерно равен 1340 млн.куб. км. Как эта величина записывается в стандартном виде?

Ада Августа Лаврейс

Софья Ковалевская

Екатерина Дашкова

Софи Жермен

1)1340*106 км3     

1,34*109 км3       

1,34*103 км3       

13,4*108 км3       

Её имя - Софья Васильевна Ковалевская.

Справка:

Ада Августа Лавлейс, дочь Байрона – первая программистка , сотрудничала с изобретателем вычислительных машин Ч. Бэбиджем, в честь ее один из языков программирования назван «Ада»

 Софи Жермен  в 1808 году получила Наполеоновскую премию парижской Академии наук за исследования по теории упругости.

Екатерина Романовна Дашкова – русская княгиня, директор Санкт – Петербургской Академии наук.

 

Она прожила короткую, но яркую жизнь. Много ей довелось пережить: научную славу и литературное признание, сомнение и неуверенность, недовольство собой и одиночество.

Учитель математики: В своё время Лион Фейхтвангер сказал: «Человек талантливый, талантлив во всех областях». Кем была Софья Васильевна - математиком или литераторам? Это и предстоит понять нам на нашем занятии.

С.В.Ковалевская – математик или литератор?

Мы разделили ее биографию на 4 периода. Задание для каждой группы состоит в том, чтобы прочитать материал и выбрать наиболее интересные факты, связанные с математической, литературной деятельностью и другими яркими страницами ее жизни.

1. Вступление.

“Я чувствую, что предназначена служить истине - науке и прокладывать новый путь женщинам, потому что это значит - служить справедливости” - это девиз всей жизни этой удивительной женщины, полюбившей свободу и математику.

1 группа- детство Софьи

2 группа- учёба за границей

3 группа - возвращение в Россию

4 группа - работа в Стокгольме

2. Детство Сони.

Задание №2. В каком году родилась Софья Васильевна Ковалевская?

Год рождения записан в таблице и является ответом на вопрос: где расположены числа в порядке убывания

1848

1849

1850

1851

2√7; 5; 3√3

5;  3√3;  2√7

2√7; 3√3; 5

3√3;  5; 2√7

Софья Васильевна Ковалевская родилась в Москве 15 января 1850 года в семье генерала Василия Васильевича Корвин-Круковского. Её мать Елизавета Фёдоровна была дочерью почётного члена Петербургской Академии Наук - геодезиста Ф. Ф. Шуберта и внучкой знаменитого астролога и математика Ф. И. Шуберта.

Отец С. В. Генерал – лейтенант артиллерии  Василий Васильевич Корвин – Круковский вышел в отставку и уехал с семьей из Москвы в свое родовое поместье, которое находилось на границе с Литвой. Сейчас – это Псковская земля. Красота имения была необычной: вокруг его на сотни километров простирались леса, богатые ягодами, грибами, зайцами, птицами и барсуками

Задание №3. Знаете ли вы название имения Круковских? Оно записано в таблице.

        Число, записанное под названием имения Круковских равно количеству верных        высказываний среди следующих:

Карелино

Ливаново

Палибино

Марьино

1

2

3

4

1.Против большего угла треугольника лежит большая сторона.

2.Существует треугольник со сторонами 2, 3, 11.

3.Сумма углов треугольника равна 180 градусов.

4.Если длины сторон треугольника равны 3, 4 и 5, то такой треугольник – прямоугольный.

На воображение Сони повлияли нянины сказки. “Всего счастливее я была, когда оставалась наедине с няней по вечерам, когда Федю уже уложат спать, а Анюта убежит в гостиную к большим. Я садилась рядом с няней на диване, прижималась к ней совсем близко, и она начинала рассказывать мне сказки. Эти сказки оставили в моём воображении глубокий след” - рассказывала Ковалевская.

У Сони была страсть к стихам и чтению книг. Училась девочка с большим желанием. Домашний учитель Малевич был больше склонен к гуманитарным предметам, чем к точным. Поэтому он гордился литературными способностями ученицы, одобрял её стихи и возлагал большие надежды на её будущее. В 12 лет Софья была уверена, что станет поэтессой. Её стихотворение:

Пришлось ли раз вам безучастно

 Бездельно средь толпы гулять

 И вдруг какой-то песни страстной

 Случайно звуки услыхать.

 Но вот нежданною волною

 Пахнула память прежних лет.

 И что-то милое, родное

 В душе откликнулось в ответ.

 Казалось вам, что эти звуки

 Вы в детстве слышали не раз

 Так много счастья, неги, муки

 В них вспоминалося для вас.

 Спешили вы привычным слухом

 Напев знакомый уловить

 Хотелось вам за каждым звуком

 За каждым, словом уследить.

С математикой, ещё не зная её, Соня соприкоснулась рано. Семья Корвин-Круковских после выхода отца на пенсию поселилась в своём имении Палибино в Витебской области. Весь дом пришлось отделывать заново и все комнаты оклеивать новыми обоями, а так как комнат было много, то на одну из детских комнат обоев не хватило, выписывались обои их Петербурга, а это была целая история. Поэтому решили до удобного случая стену покрыть простой бумагой, а этой бумагой были листы лекции: математика Остроградского о дифференциальном и интегральном исчислении. Эти листы с непонятными формулами привлекали внимание девочки, Соня подолгу простаивала перед ними, пытаясь разобрать хотя бы отдельные фразы и найти тот порядок, в котором листы должны были следовать друг за другом. Как пишет Ковалевская, «от долгого ежедневного созерцания внешний вид многих формул так и врезалась в моей памяти». 

Она училась в первом классе и устно решала задачи на движение, легко справлялась с задачами геометрического содержания, без труда извлекала квадратные корни из чисел, выполняла действия с отрицательными величинами и т.д.

«Как ты считаешь?» – спросили девочку.

«Я не считаю, я соображаю» – был ее ответ.

Отправляясь спать, она брала с собой курс алгебры, а когда все засыпали, читала ее, возле ночника.

Математика казалось Софье удивительной наукой, открывающей свои тайны только посвящённым людям. Софья решила заняться всерьёз математикой.

В 1866 году пятнадцатилетней девочкой она начала заниматься высшей математикой у известного преподавателя Александра Николаевича Страннолюбского. В течение двух с половиной лет Софья усвоила всю арифметику, отлично решала самые трудные задачи. Затем был изучен обширный курс алгебры в двух томах, и на шестом году обучения были закончены планиметрия и стереометрия.

Стало ясно, что даже самые лучшие частные уроки не заменят систематический университетский курс. Соня хотела поступить в университет, но доступ женщинам во все русские университеты был закрыт. Высшее образование она могла получить только за границей.

Стихотворение, написанное Софьей:

Если ты в жизни, хотя на мгновенье

 Истину в сердце своём ощутил,

 Если луч правды сквозь мрак и сомненья

 Ярким сияньем твой путь озарил:

 Чтобы в решенье своём неизменном

 Рок не назначил тебе впереди –

 Память об этом мгновенье священном

 Вечно храни, как святыню в груди.

 Тучи сберутся громадой нестройной

 Небо покроется чёрною мглой,

 С ясной решимостью, с верой спокойной

 Бурю, ты встреть и померься с грозой.

3. Учёба за границей.

Ехать за границу было не просто: от лиц, уезжающих за границу, требовался паспорт, получить который девушка могла только с согласия родителей или вступив в брак. Так как отец Сони не отпускал её за границу, то ей пришлось подумать о фиктивном браке, как о единственном выходе из положения. Вот тогда и был заключён брак между С. В. Корвин-Круковской и палеонтологом В. О. Ковалевским. Это произошло 15 сентября 1868 года. Вскоре они полюбили друг друга, и их брак стал действительным.

15 апреля 1869 года супруги уехали за границу в Германию. Софью привлекал город Гельдерберг, Она стала хлопотать о допуске к слушанью лекций. Общего разрешения она не получила, но лишь некоторые из профессоров разрешили ей посещать свои лекции. Софья посещала 22 лекции в неделю, 16 из них по математике. Профессора удивлялись её способностям быстро схватывать и усваивать материал.

С. В. Ковалевская смотрела на свои занятия математикой не только как на личное дело, она хотела открыть новую дорогу женщинам и доказать, что они тоже могут успешно заниматься наукой.

Софья много слышала о Берлинском профессоре, математике …..(Карле Вейерштрассе), лекции которого привлекали слушателей из многих стран мира, и Соня во что бы то ни стало, решила стать слушательницей его лекций и поехала в Берлин.

Задание №4. Назовите имя знаменитого немецкого математика, главы Берлинской математической школы, ставшего научным руководителем Софьи Васильевны Ковалевской.

Найдите сумму корней квадратного уравнения  х2 -15х+14=0

Давид Гильберт

Карл Вейерштрассе

Феликс Клейн

14

15

-1

В октябре 1870 года к пятидесятилетнему учёному пришла двадцатилетняя женщина маленького роста, худенькая, с короткими вьющимися волосами, с блестящими зелёными, как крыжовник глазами и обратилась к нему с необычной просьбой – разрешить ей слушать его лекции.

Как это было. Сценка  «Софья и Вейерштрасс».

Вейерштрасс. Кто здесь желал меня видеть? Говорите быстрее. Что вам угодно?

Софья. Господин профессор… Я так наслышана о вашей доброте… У меня к вам огромная просьба. Я верю, что вы не откажете мне…

Вейерштарсс. Сколько? На многое не рассчитывайте.

Софья. Господин профессор, я вас не понимаю. Вейерштарсс. Пожертвования! Я не интересуюсь, на какие они цели. Говорите прямо, сколько?

Софья. Как вы смеете?

Вейерштарсс. Простите, но какие могут быть дела у вас ко мне?

Софья. Нет, нет, именно вы, профессор, необходимы мне. Вы моя последняя надежда!

Вейерштарсс. Странно… Что же вам, наконец, угодно?

Софья. Я занимаюсь математикой. Клянусь вам, что это не шутка.

Вейерштарсс. Вы чересчур красива, чтобы заниматься подобными глупостями. Это удел для стариков и уродов.

Софья. Умоляю вас, разрешите мне посещать ваши лекции.

Вейерштарсс. Что!? Вам мои лекции? Яблоки еще падают вниз. Вот когда они, срываясь с ветки, будут лететь вверх, а параллельные линии будут пересекаться, то милости прошу на мои лекции. Откройте дверь, Я тороплюсь.

Софья. И не подумаю.

Вейерштарсс. Тогда я позову в помощь– пусть взломают.

Софья. Когда ее взломают, я скажу, что давно люблю вас и у нас маленький, но прелестный роман. Поверьте, что я способна на это. Я умоляю… Я ехала к вам из России. Мне так нравиться то, чем вы занимаетесь!..

Вейерштарсс. Вы знакомы с моими трудами?.. Вот что. Я позволю вам слушать мои лекции при условии, если вы решите одну задачу. Перо! Бумагу! (Софья подносит перо, бумагу, чернила.) Вот вам задание. Понятно? Даю вам сроку два часа. Желаю успеха.

Софья. Я вам благодарна.

Вейерштарсс. Я ничем не рискую. Даже профессору требуется для этого целый день. Пусть знают эти дамы, как лесть в науку. (Проходит немного времени)

Софья. (протягивает листок). Вот

Вейерштарсс. Что вам еще угодно? (Смотрит листок.) Как? Вы решили? Когда?

Софья. Сейчас. Только что.

Вейерштарсс. Не может быть! Ведь прошло несколько минут! Понимаете ли вы, что это чудо. Чудо, черт вас подери. За такой срок доказать мою теорему! Я всегда утверждал, что русские – это загадка. Вы давно занимаетесь математикой?

Софья. С детства.

Вейерштарсс. Не знаю. Чем я могу помочь вам. У нас в Германии женщины не допускаются в университеты. Спасибо вам за то, что дали мне возможность увидеть чудо.

Софья. Вот она, просвещенная Европа! Да это же воззрения дикарей!

Вейерштарсс. Пораженный знаниями Ковалевской, я стал хлопотать о допуске ее к слушанью моих лекций. Но ученый совет был неумолим. Тогда я сам решил заниматься с этой талантливой женщиной. За неполных четыре года Софья не только усвоила университетский курс математики, но и сумела написать три серьезных работы, за которые она получила премии.

За эти работы Ковалевской была присуждена учёная степень доктора философии с наивысшей похвалой.

4. Возвращение в Россию.

В 24 года «с докторским  дипломат в кармане» С.В. Ковалевской приехала в С. Петербург. По  существующим в России законам женщина имела право преподавать только арифметику в младших классах  гимназии. В это время началась ее литературная  деятельность: она начала писать стихи, романы, рассказы, статьи. Сама Софья писала, что она всю жизнь не могла решить «к чему у нее больше склонность – к математике или литературе».

Вскоре Софья Васильевна обратилась к министру народного просвещения с заявлением о допуске к магистерским экзаменам и стала готовиться к ним. Министр не только отказал, но и дал следующий прогноз: “Ковалевская и её дочка успеют состариться, прежде чем женщин будут допускать к институту”.

5. Работа в Стокгольме

В царской России для первой женщины – математика не нашлось университетской кафедры. С.В.К. вынуждена была принять предложение занять кафедру в одном из университетов за границей.

Задание №5.  В каком университете Софья Васильевна согласилась заведовать кафедрой и читать лекции?

Какому промежутку принадлежит число√6

Берлинский

Стокгольмский

Пражский

(-10;2)

(2;2,5)

(2,5;10)

 

Швеция ждала учёную-математика. Газеты писали: “Наш город почтила своим посещением принцесса науки – госпожа Ковалевская. Она будет первым приват – доцентом женщиной во всей Швеции”. Будучи профессором Стокгольмского университета, Ковалевская прочла студентам более 10 различных математических курсов. Популярность её быстро возрастала.

Софья Васильевна любила спорт, принимала участие в верховой езде и в катании на коньках. Но главным её делом, ради которого она приехала в Швецию, было преподавание высшей математики. В 1884 году она стала первой в мире женщиной – профессором.

В 1888 году она получает премию Парижской Академии Наук за работу о вращении твёрдого тела.

Находясь на вершине славы, Софья Васильевна не забывала о Родине. В Академии наук существовало звание члена-корреспондента, которое давалось иногородним и иностранным учёным. В 1887 году по просьбе Чебышева Софья Ковалевская была избрана членом-корреспондентом Петербургской Академии Наук. Получив известие об этом, Софья Ковалевская воскликнула: “Наконец-то я удостоена чести от дорогого мне Отечества. Наконец-то русская женщина вошла в Академию Наук”.

6. Литературное творчество.

Софья Васильевна Ковалевская была наделена и другим даром – даром воображения. Этот бесценный дар проявился у неё и в другой области – в области литературного творчества. “Я понимаю. Что вас, так удивляет, что я могу зараз заниматься и математикой и литературой. Математика – наука, требующая фантазии. Нельзя быть математиком, не будучи в то же время поэтом в душе”. В течении всей жизни Ковалевская время от времени предавалась литературным занятиям, сотрудничая в некоторых русских журналах. Софья Васильевна написала роман “Нигилистка”. В нём она нарисовала тип русской женщины, готовой отдать жизнь за свою идею. Её повесть “Воспоминания детства” интересна описанием нравов помещичьей усадьбы, методов воспитания детей. В очерке “Воспоминания и письма” содержатся интересные сведения о Достоевском, Чебышеве, Жуковском, Менделееве, Чернышевском, Сеченове и других. В драме “Борьба за счастье” отражены политические идеалы Ковалевской. Служение математике Софья Васильевна представляла себе неотрывным от служения литературе.

                                <13 АПРЕЛЯ>

                         Вот весна; теплом пахнуло;

                         И конец зиме холодной.

                         Лед прошел, раскрылись реки,

                         И Нева течет свободно.

                         Дождь и солнце друг за другом

                         Угощают пешехода.

                         Говорят, непостоянна,

                         Как апрельская погода.

                         Вечера, концерты, балы

                         Надоесть уже успели.

                         И теперь другие думы

                         На душе у всех засели.

                         О деревне да о дачах

                         Всюду слышны разговоры.

                         В хлопотах отцы семейства,

                         Всюду счеты, шум да сборы.

                         Но престранно и преглупо

                         Создала меня природа.

                         [Жалко мне зимы суровой,

                         И весенняя погода

                         В нервах с болью возбуждает

                         Порыванья и томленье.]

                         Не прельщает меня вовсе

                         Эта светлая погода,

                         И весны душистой, свежей

                         Не люблю я приближенье.

7. Последние годы жизни.

В мае 1890 года Ковалевская в последний раз приехала в Россию. Своё сорокалетие она встречала очень нервным и больным человеком: сказались все отрицательные переживания и систематическое переутомление. Она знала, что страдает болезнью сердца. В конце января 1891 года Софья Васильевна сильно простуженная вернулась в Стокгольм. 10 февраля она скончалась от воспаления лёгких. Её загадочные последние слова: “Слишком много счастья”.

Учитель: Кем же была С.Ковалевская? Математиком или литератором?

Учитель: Послушайте слова С.Ковалевской, где она говорит о себе:

 «Я понимаю, что вас так удивляет, что я могу заниматься зараз и литературой, и математикой. Я всю жизнь не могла решить: к чему у меня больше склонности – к математике или литературе. Только устанет голова от занятий, тотчас начинает тянуть к наблюдениям над жизнью, к рассказам и наоборот, все в жизни начинает казаться ничтожным и неинтересным, и только одни вечные, непреложные научные законы привлекают к себе». (Слайд №27).

Учитель: Талант математический и поэтический родился одновременно, учился и совершенствовался. Её имя – символ. Символ щедрого таланта и яркого самобытного характера.

Но самым главным достижением её жизни было стремление служить справедливости, истине. И поэтому по праву мы должны говорить о С.В.Ковалевской как о личности с большой буквы.

Возвращаясь к нашему вопросу, мы имеем полное право сказать, что С.Ковалевская была математиком и литератором.

(На доске:

? меняется на!

союз или на союз и )

(Слайд №28)

Заключение.

-Среди математиков писателей, людей занимавшихся не только строгой наукой, но и творчеством. Это, наверное, связано с тем, что ни один из них не считал свои успехи в науке единственной целью жизни, каждый из этих ученых стремился познать окружающий мир во всей красоте и многообразии. Так же, как и математики, писатели и поэты стремятся найти истину, постичь красоту мира, понять его устройство – в этом им успешно помогает наука, наука, прежде всего – математика. Мы надеемся, что наш урок поможет вам найти свое место в жизни, и понять, что мир не показываться нам только одной стороной. Он многолик, и, чтобы познать его, нужно быть и ученым, и поэтом в душе.

IV. Синквейн

Учитель:

Сегодня мы попытались создать портрет личности С.В.Ковалевской. Каким останется у вас образ в памяти? Давайте нарисуем ее образ путем создания синквейна.

Первое слово в вашем синквейне будет слово - Ковалевская

(Варианты учащихся)

Ведущий. Софья Васильевна Ковалевская – великая личность! Она – первая женщина, не побоявшаяся заявить о себе. Несмотря на короткую жизнь и превратности судьбы, она сделала так много в науке и литературе.

И я желаю вам быть такими же сильными, смелыми и целеустремленными и так же уверенно и настойчиво идти к своей цели, как Софья Васильевна Ковалевская.

VI.РЕФЛЕКСИЯ.

Учитель: На последнем этапе нашей встречи мы хотим, чтобы каждый из вас подчеркнул слова или словосочетания, совпадающие с вашими внутренними ощущениями.

Необычно, скучно, интересно, тяжело, познавательно, утомительно, поучительно, устал, возникло много вопросов, сложные задания, я справился, есть о чем подумать, потерял время, я доволен работой в группе, в группе работать интересно, пришлось задуматься, мне это неинтересно, мне это интересно, меня не услышали….

ИЛИ

Рефлексия урока.

Учитель русского языка читает притчу про строительство храма:

«Шел мудрец, а навстречу ему три человека, которые везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства храма. Мудрец остановился и задал каждому по вопросу. У первого спросил: «Что ты делаешь целый день?». И тот с ухмылкой ответил, что целый день возил проклятые камни. У второго мудрец спросил: « А что ты делал целый день?». И тот ответил: «А я добросовестно выполнял свою работу». А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью и удовольствием: «А я  принимал участие в строительстве храма!».

Ребята, давайте мы тоже попробуем с вами оценить свою работу за урок.

Кто работал так, как первый человек? (т.е. без удовольствия)

Кто работал как второй человек? (т.е. добросовестно)

А кто работал как третий человек? (т.е. с удовольствием, творчески)

V. Домашнее задание на интегрированном уроке математики и литературы.

Учитель:

Дома мы предлагаем вам решить задачу, которую решала в детстве С.В.Ковалевская или выполнить анализ стихотворения, написанного Софьей Васильевной. Но есть надежда, что оба задания покажутся вам интересными , и вы не сможете отказать себе в удовольствии выполнить всю работу.Место для формулы.

А) Задача из “ Курса алгебры” А.Н. Страннолюбского

( Страннолюбский А.Н. был домашним учителем C.Ковалевской в детстве, текст задачи оригинальный)

 Отец завещал 1/3 своего имения сыну и 2/5- дочери; из оставшегося затем капитала 2500 руб. должны были пойти на оплату долга, а 3000 рублей – в пользу вдовы. Как велик был оставленный отцом капитал и сколько должен получить сын и дочь? (Слайд № 32).

Б)

 Если ты в жизни хотя на мгновенье

 Истину в сердце своем ощутил,

 Если луч света сквозь мрак и сомненье

 Ярким сияньем твой путь озарил:

 Что бы, в решеньи своем неизменном,

 Рок ни назначил тебе впереди,

 Память об этом мгновенье священном

 Вечно храни, как святыню, в груди.

 Тучи сберутся громадой нестройной,

 Небо покроется черною мглой,

 С ясной решимостью, с верой спокойной

 Бурю ты встреть и померься с грозой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект интегрированного урока по математике и географии

Интегрированный урок по информатике и математике по теме "Масштаб" (6 кл) - рассматривается понятие масштаба с математической и географической точки зрения, закрепляются знания учащихся по теме пропор...

конспект интегрированного урока по математике и географии

Интегрированный урок по информатике и математике по теме "Масштаб" (6 кл) - рассматривается понятие масштаба с математической и географической точки зрения, закрепляются знания учащихся по теме пропор...

Конспект интегрированного урока по математике и химии

Урок-симпозиумТема: Применение производных в решении практических задач.Эпиграф урока: «Мыслить последовательно, судить доказательно, опровергать неправильные выводы должен уметь всякий: физик и поэт,...

План-конспект интегрированного урока по математике и литературе"Хлеб войны"

Разработка содержит исторические материалы военной тематики и  соответствующий подбор заданий по математике и литературе....

Конспект интегрированного урока (история+математика) по теме "Великая Отечественная Война в цифрах".

Урок приурочен к 72летию Победы в Великой Отечественной войне.Цель урока: закрепление знаний о фактах ВОВ, о цене победы в ней на основании умения решать примеры и задачи с десятичными дробями....

Конспект интегрированного урока по математике и физике "Квадратичная функция в задах ОГЭ по математике и физике"

Представленный урок имеет большое значение как для математики, так и для физики, особенное при подготовке к ОГЭ. В нем показана связь меджу предметами, и как можно использовать знания из математики дл...