Конспект интегрированного урока по математике и химии
план-конспект урока по алгебре (11 класс) по теме
Урок-симпозиум
Тема: Применение производных в решении практических задач.
Эпиграф урока: «Мыслить последовательно, судить доказательно, опровергать неправильные выводы должен уметь всякий: физик и поэт, тракторист и химик» Э.Я. Кольман
Цель: Осмыслить необходимость изучения производной при решении практических задач. Утвердиться в своих знаниях.
Задачи:
Образовательные:
-Повторение и коррекция знаний по теме «Скорость химических реакций»;
-Закрепление навыков вычисления производных;
- Применение производных при решении задач;
Развивающие:
-Развитие логического мышления, внимания;
-Развитие математической и химической речи;
-Развитие интереса к предметам;
Воспитательные:
-Способствовать осознанию роли знаний в развитии личности;
-Развитие навыков дружеского общения;
-Формирование положительного отношения к учению.
Интеграционные связи: химия и математика, применение производной при решении задач, скорость химических реакций.
Тип урока: повторение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_proizv.docx | 32.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект интегрированного урока
по математике и химии
МБОУ «СОШ имени В.С. Архипова с. Семеновка г. Йошкар – Ола»
учитель математики - Зверева Т.Н., учитель химии - Безденежных О.Г.
Урок-симпозиум
Тема: Применение производных в решении практических задач.
Эпиграф урока: «Мыслить последовательно, судить доказательно, опровергать неправильные выводы должен уметь всякий: физик и поэт, тракторист и химик» Э.Я. Кольман
Цель: Осмыслить необходимость изучения производной при решении практических задач. Утвердиться в своих знаниях.
Задачи:
Образовательные:
-Повторение и коррекция знаний по теме «Скорость химических реакций»;
-Закрепление навыков вычисления производных;
- Применение производных при решении задач;
Развивающие:
-Развитие логического мышления, внимания;
-Развитие математической и химической речи;
-Развитие интереса к предметам;
Воспитательные:
-Способствовать осознанию роли знаний в развитии личности;
-Развитие навыков дружеского общения;
-Формирование положительного отношения к учению.
Интеграционные связи: химия и математика, применение производной при решении задач, скорость химических реакций.
Тип урока: повторение.
- наглядно – демонстративный,
- частично – поисковый (учим детей наблюдать, анализировать, сравнивать, делать выводы и обобщения под руководством учителя),
- практический.
Форма проведения урока: урок – деловая (ролевая) игра (урок-симпозиум).
Формы организации деятельности учащихся: общеклассная, индивидуальная, самостоятельная.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, наглядно – демонстрационный материал (презентации), раздаточный материал по вопросам ЕГЭ, карточки - рефлексия.
Ход урока
Учитель: Здравствуйте. Сегодня мы проводим необычный урок. Урок – симпозиум, который проходит на химическом предприятии. Тема: «Применение производных в решении практических задач». Просим без стеснения высказывать свои мысли и активно работать. Председатель симпозиума: Осипенко Е., секретарь: Коржавин Д. Слово председателю.
Председатель: Добрый день, уважаемые коллеги и гости. На нашем симпозиуме присутствуют: химик – теоретик – Безденежных О.Г., математик – теоретик – Зверева Т.Н., ведущие специалисты: математик – Осипенко Е., химик – Барышникова Е., логист – Захарова И. и заинтересованные представители лаборатории нашего предприятии.
Цель нашего заседания – осмыслить необходимость изучения производной при решении практических задач, утвердиться в своих знаниях.
Итак, начнем наш симпозиум. Я, как ведущий математик, нашего предприятия в своей работе часто сталкиваюсь с задачами, которые я могла бы решить математическим способом, но мне не хватает химического обоснования этих задач. Приведу пример такой задачи: Газовая смесь состоит из оксида азота (NO) и кислорода (О2). Требуется найти концентрацию О2, при которой, содержащийся в смеси оксид азота окисляется с наибольшей скоростью.
Что скажет математик-теоретик по этому вопросу?
Математик – теоретик – Т.Н. Зверева: Главный вопрос задачи – найти концентрацию, когда скорость окисления будет наибольшей. Уважаемые коллеги, наш математик Осипенко Е. права в том, что её можно решить математическим методом. Это пример задачи на нахождение наибольшего (наименьшего) значения функции и решается с использованием производной.
Выдвинем гипотезу: Дифференциальное исчисление - это описание окружающего нас мира, выполненное на математическом языке. Производная помогает нам успешно решать не только математические задачи, но и задачи практического характера в разных областях науки и техники.
Предлагаю заслушать историческую справку, которую подготовил нам специалист информационного отдела Иванов К.
Специалист информационного отдела Иванов К. (гиперссылка по стрелке, см. презентация «Великие математики»): Основное понятие дифференциального исчисления - понятие производной – возникло в XVII веке в связи с необходимостью решения ряда задач из физики, механики, и математики, в первую очередь следующих двух: определение скорости прямолинейного неравномерного движения и построение касательной к произвольной плоской кривой.
Первой проблемой занимался великий Исаак Ньютон - английский математик, физик, алхимик и историк. Родился в семье фермера.
В12 лет поступил в Грантемскую школу, в 1661 г — в колледж Св. Троицы Кембриджского университета.
Окончив университет, Ньютон в 1665 г получил ученую степень бакалавра. В 1665-1667 гг. у него сложились в основном те идеи, которые привели его к созданию дифференциального и интегрального исчислений, изобретению зеркального телескопа, открытию закона всемирного тяготения.
В 1687 г. Ньютон опубликовал свой грандиозный труд «Математические начала натуральной философии».
В 1705 г. за научные труды королева Анна возвела его в рыцарское звание. В последние годы жизни Ньютон много времени посвящал теологии и античной и библейской истории.
Второй проблемой занимался не менее великий Готфрид Лейбниц - немецкий философ. Родился в Лейпциге. Интересы Лейбница были многогранны: помимо философии, он оставил серьезный след в логике, математике и физике, занимался юриспруденцией, историей и языкознанием.
Являлся членом Лондонского Королевского общества, Парижской Академии наук, Академии естествознания в Риме, в 1700 г. стал основателем и первым президентом Берлинской Академии наук.
Они работали независимо друг от друга, но пришли к выводам, сводящимся к одному понятию – производной, однако в разных областях знаний. Ученые опубликовали свои исследования в печатных работах. Если в «Методе флюксий (производной)» Ньютона в качестве первоначального понятия фигурирует скорость, то в «Новом методе» Лейбница таким понятием является касательная.
Большой вклад в изучение дифференциального исчисления внесли Лопиталь, Бернулли, Лагранж, Эйлер, Гаусс, Коши.
Необходимо сказать, что ни Ньютон, ни Лейбниц не дали четкого определения производной. Впервые определение производной было сформулировано Коши, и именно это определение стало общепринятым и в настоящее время используется почти во всех курсах анализа.
Математик – теоретик: Спасибо Кирилл. Прежде чем приступить к решению предложенной задачи, давайте освежим в памяти известные вам знания о производной. Теоретический материал представит ведущий математик.
Ведущий математик: Мы знаем, что
производной функции y=f(х), заданной на некотором интервале (a;b), в точке х0 этого интервала называют предел отношения приращения функции в этой точке к соответствующему приращению аргумента, когда приращение аргумента стремится к нулю
Для производной справедливы утверждения:
- Мгновенная скорость - выражает физический смысл производной: V(t)=fʹ(t).
- Угол наклона касательной – выражает геометрический смысл производной:
fʹ(x0)=tgβ=к (производная в точке совпадет с тангенсом угла наклона касательной и угловым коэффициентом касательной)
Математик – теоретик: Для дальнейшей работы каждый из вас сейчас проверит себя в выполнении заданий по нахождению производных. Работаем самостоятельно с карточками, которые находятся у вас на столах (гиперссылка по стрелке, см. приложение).
Карточка №1. Необходимые вычисления выполняйте на карточках. Обдумайте, запишите ответы на карточке под соответствующим заданием. Сверим получившиеся результаты (ответы на слайде).
Карточка №2. Будьте внимательны. На какой теоретический материал опираемся при выполнении заданий карточки №2? Сверим получившиеся результаты (ответы на слайде).
Карточка №3. На какой теоретический материал опираемся при выполнении заданий карточки №3? Сверим получившиеся результаты (ответы на слайде).
Все решили. Молодцы.
Председатель: Вопросов нет, хорошо. Значит, можем перейти к нашей исходной задаче. Чтобы её решить, рассмотрим некоторые теоретические вопросы. Слово предоставляется нашим теоретикам.
Химик – теоретик: В математике и химии есть много общих точек соприкосновения. Найдём их. Одним из важных вопросов, которые изучаются в химии, является вопрос о скорости химической реакции (анализирует таблицу вместе с математиком – теоретиком).
Математик – теоретик: Концентрация зависит от времени, значит, концентрация есть функция времени, время t – аргумент.
Понятие на языке химии | Назначение | Понятие на языке математики |
Концентрация вещества на момент начала реакции | С= С(t0) | Функция - концентрация вещества в начальный момент времени, t - аргумент |
Интервал времени | ∆t = t– t0 | Приращение аргумента |
Изменение концентрации вещества | С= С(t0 + ∆ t) – С(t0) | Приращение функции |
Средняя скорость химической реакции | ∆С/∆t | Отношение приращения функции к приращению аргумента |
Математик – теоретик: ∆С/∆t – средняя скорость, а предел этого отношения при ∆t→0 есть производная или мгновенная скорость. Бывает надо найти мгновенную скорость.
Решим задачу №2: Найти скорость реакции в момент времени t = 10 сек, если концентрация исходного продукта меняется по закону С(t) = ½t² + 3t – 3.
Кто желает пояснить задачу? (Решение задачи разбирается устно и записывается в раздаточном материале).
Председатель: Вернёмся к нашей исходной задаче. Хочу напомнить, что при решении любой задачи прикладного характера мы должны выполнить три этапа.
Обобщим алгоритм решения задач: Кто желает?
Заинтересованное лицо: 1. Перевести задачу на язык функций. 2. Решаем задачу математическим путем. 3. Отвечаем на вопрос задачи.
Председатель: Чтобы выполнить первый этап обратимся к ведущему химику нашего предприятия Барышниковой Екатерине.
(Барышникова Е. переводит задачу на язык математики)
Осуществим первый шаг:
Запишем химическое уравнение для задачи, для этого читаем ещё раз условие задачи.
Итак:
2NO+O2= 2NO2
V пр. = k[NO]2 [O2],
[NO]= ?, [O2]=?
Чтобы решить задачу далее введём переменные, пусть x = [NO], y = [O2], тогда
V пр. =kx2y. Получили математическую модель нашей задачи.
Председатель: А теперь я смогу решить задачу сама (второй этап). Концентрацию газов выразим в объемных процента. Возьмем весь объем газовой смеси за 100%. Тогда х+у =100, у=100-х, у подставляем в уравнение. V=kx2(100-x), где х [0;100], D(V)=R.
V(x)=100кх2-кх3 нас интересует концентрация при наибольшей скорости, поэтому исследуем функцию на наибольшее и наименьшее значение функции. Находим производную.
(x)=200кх-3кх2
(x)=0
200кх-3кх2=0
х=0, х=200/3, чертим ось, находим точку минимума функции: х=200/3
Третий этап: Поскольку х – это концентрация оксида азота, то концентрация кислорода равна 100-200/3=100/3.
Ответ: Концентрация кислорода 100/3, когда скорость окисления наибольшая.
Логист: Можно предложить рассмотреть ещё один тип задач, с которыми мне приходиться сталкиваться при работе на нашем предприятии?
Председатель: Да, конечно, слушаем Вас.
Логист: Предлагаю рассмотреть следующую задачу.
Задача №3. Ёмкость с квадратным дном должна иметь объём равный 32 м3. При каких размерах на её изготовление пойдёт наименьшее количество материала?
Логист решает задачу №3 на доске, выделяя три этапа.
Председатель: Спасибо за интересное дополнение.
Итак, мы с вами рассмотрели решение нескольких практических задач. Можем ли мы сказать, что наша гипотеза подтвердилась? Действительно, производная помогает нам успешно решать не только математические задачи, но и задачи практического характера в разных областях.
План симпозиума выполнен, спасибо всем за работу. На этом наш симпозиум закрыт.
Учитель: Ребята, спасибо вам за урок. Вы замечательно поработали. Надеюсь, этот материал вы не забудете, он пригодиться в конце учебного года на ЕГЭ.
Оценки за урок: всем специалистам 5-ки, дополнения учту при работе на следующем уроке.
Домашнее задание: задача №3 при условии, что ёмкость имеет крышку (литок с задачей возьмите с собой).
Ребята, мы хотели бы узнать ваше мнение об уроке. Его вы можете отразить на карточке «Рефлексия», раскрасив соответствующую ячейку цветным карандашом.
Ещё раз всем спасибо, урок окончен.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект интегрированного урока по математике и географии
Интегрированный урок по информатике и математике по теме "Масштаб" (6 кл) - рассматривается понятие масштаба с математической и географической точки зрения, закрепляются знания учащихся по теме пропор...
План-конспект интегрированного урока по географии и химии на тему: «Кремний и его соединения»
Показать роль и значение кремния в жизни человека, сформировать представление о силикатной промышленности, о производстве керамики, стекла, цемента. Показать применение соединений кремния для нужд чел...
конспект интегрированного урока по биологии и химии на тему "Белки" для 10 кл
Интеграция - необходимое условие современного учебного процесса. Интеграция дает возможность для саморализации, самовыражению творчества учителя. Интегрированные уроки дают ученику достаточно широкое ...
Конспект интегрированного урока английского языка и химии по теме " Чай, как он приятен, вкусен, ароматен» "
Интегрированный урок английский язык + химия на тему «Чай, как он приятен, вкусен, ароматен» проводился в рамках внеклассного мероприятия с использ...
план конспект интегрированного урока по физике и химии
конспект урока по физике и химии по теме "Физические и химические явления". Урок интегрированный....
Интегрированный урок по математике и химии
Разработка конспекта интегрированного урока по математике и химии на тему: "Решение задач на растворы, сплавы и смеси при подготовке к ОГЭ"...
Конспект интегрированного урока по математике и физике "Квадратичная функция в задах ОГЭ по математике и физике"
Представленный урок имеет большое значение как для математики, так и для физики, особенное при подготовке к ОГЭ. В нем показана связь меджу предметами, и как можно использовать знания из математики дл...