конспект интегрированного урока по математике и географии
план-конспект урока географии (6 класс) по теме

Интегрированный урок по информатике и математике по теме "Масштаб" (6 кл) - рассматривается понятие масштаба с математической и географической точки зрения, закрепляются знания учащихся по теме пропорция.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon integrirovannyy_urok_po_matematike_i_geografii.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный урок по математике и географии

«Масштаб»

Цели урока:

  1.  Ввести понятие масштаба карты;
  2. Показать решение задач с помощью пропорции при заданном масштабе;
  3. Закрепить навык решения уравнений, записанных в виде пропорций;
  4. Показать связь между математикой и географией при составлении планов и карт;
  5. Продолжить знакомство учащихся с понятием «масштаб»; с видами масштаба и его значением в работе с планом местности и картой; переводить численный масштаб в именованный и наоборот;  
  6. Сформировать практическое умение работать с масштабом на плане, топографической карте, географических картах, глобусе; углубить навыки работы с картами атласа и контурными картами.

Учебно-наглядный комплекс: ЦОРы, дидактический материал для индивидуальной работы; план местности, план класса, карты, глобус, линейки, циркули (для черчения на доске и работе по картам).

Термины и понятия: масштаб, величина масштаба, виды масштаба – численный, именованный, «генерализация».

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания (слайд 2).

III. Устная работа (слайд 3).

    1. Дать определение пропорции.

    2. Сформулировать основное свойство пропорции.

    3.Составьте три пропорции, используя верное равенство: а) 18 : 2 = 54 : 6;  б) 4,5 : 1,5 = 1,26 : 0,42;      в) 2,8 ∙ 45 = 6,3 ∙ 20;    г) 3,9 ∙ 0,14 = 0,6 ∙ 0,91.

    4.Решить уравнение:  а) х : 5 = 20 : 25;     б) 3 : х = 18 : 42;     в) 5 : 6 = х : 36;   г) 3 : 5 = 21 : х.

    5. Выразить: а) в км: 30000 м, 500000 см, 75000000 мм;  в) в м: 3 км, 500см, 25000 мм.

IV. Изучение нового материала (слайд 4, 5, 6).

   1. Участки земной поверхности изображаются на бумаге в уменьшенном виде.

   2. О п р е д е л е н и е.  Отношение длины отрезка на карте к длине отрезка на местности называют масштабом карты.

   Записывают:  М 1 :  100000 = . Говорят, что карта сделана в масштабе одна стотысячная. Это означает, что 1 см на карте соответствует

100000 см = 1000 м = 1 км на местности.

Примеры.

   Задача 1. Длина отрезка на карте 5 см. Найти длину соответствующего отрезка на местности, если масштаб карты 1 : 1000000.

   Решение:

    5 см – х см

    М 1 : 1000000

   5 : х = 1 : 1000000

   х = 5 ∙ 1000000 = 5000000 см = 50000 м = 50 км.

 Ответ: 50 км.

   Задача 2. Длина отрезка на местности 7,5 км. Чему равна длина этого отрезка на карте, сделанной в масштабе 1 : 100000?

   Решение:

     х см – 7,5 км

    М 1 : 100000

    х : 7,5 = 1 : 100000

    х = 7,5 : 100000 = 0,000075 км = 0,075 м = 7,5 см.

Ответ: 7,5 см.

V. Закрепление (слайд 7).

    1. Определите по карте (рис. 36 учебника) расстояние от опушки леса (точка А) до точки пересечения дороги с рекой. Масштаб карты 1 : 100000.

    2. Отрезку на карте, длина которого 3,6 см, соответствует расстояние на местности в 72 км. Каково расстояние между городами, если на этой карте расстояние между ними 12,6 см?

   3 (самостоятельно). Расстояние между городами  А и В на карте равно 8,5 см. Найдите расстояние между городами на местности, если масштаб карты .

География

I. Понятие «масштаб». От рисунка – к плану; от плана – к карте.

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Внимание!

С Людмилой Владимировной вы рассмотрели понятие «масштаб» - теоретически. Я предлагаю показать вам применение математического понятия «масштаб» в практических целях.

- Одной из важнейших задач географии во все времена была фиксация полученных знаний о Земле, о распределении объектов и явлений во времени  и пространстве в виде изображений.

Рисунок.

С древнейших времен люди рисовали на камне, на дереве,  папирусе, ткани – для ориентирования и передвижения на местности. На рисунке предмет изображают так, как видят. Рисунок не дает нам представления о размерах предмета (Карта по древним грекам Эратосфену, Геродоту – слайд 10, 11).

План. С III в. до н. э. люди стали составлять планы. План – это вид сверху, и в отличие от рисунка, по плану уже можно определить размеры предмета. При составлении плана пользуются масштабом.

Кто ответит, что показывает масштаб?

(Слайд 12, 13). Так, например, изображение холма будет на плане выглядеть вот таким образом, а вот так производится невелирование местности, которое вам предстоит выполнить в апреле на г. Горбуновой.

Давно известно, что география занимает пограничное положение между естественными и общественными науками, что способствует формированию интегральных научных дисциплин, например, ресурсоведение, медицина, география, и без математики, особенно при составлении карт, не обойтись.

Рисунок. Люди давно начали думать, как изобразить на бумаге то, что они видят вокруг. Все, что люди знают сейчас о нашей планете, когда-то им было неизвестно. А ведь кто-то был самым первым, узнавшим все это. И таких любознательных было много – имя им первооткрыватели. Как бы давно они ни жили, память о них остается в названиях на географической карте. Ведь для того, чтобы уйти из родного дома, пустится на поиски неизвестного края, нужна смелость и целеустремленность. Но мало пуститься на поиски неизвестного, нужно еще вернуться домой. А для того, чтобы вернуться, необходимо знать, как отыскать дорогу к дому. Ведь не станешь так же как сказочные герои сыпать то зерна, то камешки, то клубок ниток разматывать.

План. А как людям объяснить, где  побывал, что видел? Для этого все, что видел, надо зарисовать как можно точнее. Так стали появляться первые географические карты, похожие на рисунки. Самым древним на Земле подобием карты можно считать найденный под Житомиром бивень мамонта с выцарапанным на нем планом-картой. Ей очень много лет. Ученые находят места, где когда-то жили и охотились наши предки, которые рисовали на склонах картины своей жизни, окружающую природу.

Время

Деятельность учителя

Т.е. для того, чтобы уменьшить предметы при нанесении их на бумагу, применяют масштаб.

Если мы сравним рисунок и план, то увидим: на рисунке, местность такая, какая она в действительности, но как бы издалека: ближние предметы выглядят крупнее, дальние - мельче (по законам  составления рисунка). На рисунке нельзя точно определить стороны горизонта, из-за отсутствия масштаба, нельзя точно измерить расстояния между предметами. План местности – научное название, которого топографическая карта строится с помощью условных знаков.

Географическая карта – это плоское, сильно уменьшенное изображение земной поверхности, на которой географические объекты показаны с помощью условных знаков.

В 18 веке появились первые примеры применения карт в научных целях, когда накопились сведения о Земле, и появились тематические карты (слайд 15, 16, 17, 18). По картам были открыты многие глобальные закономерности, выявлены связи одних явлений с другими, и даже предсказаны еще неоткрытые объекты. А. Гумбольдт, используя карты обнаружил глобальные климатические закономерности и открыл климатические зоны. Впоследствии В.В. Докучаев, русский ученый, занимаясь почвенным картографированием, обнаружил, что почвы соответствуют определенной растительности и климатам, и подошел к идее всеобщей географической зональности. Еще один пример - обнаруженное А. Вегенером по картам поразительное сходство очертаний Ю.Америки и Африки, что дало импульс идее мобилизма, дрейфа континентов и теории глобальной тектоники плит. Таким образом, использование карт всегда развивалось на стыке картографии с другими науками о Земле и обществе.

Оценка математической основы карт состоит в том, чтобы выяснить целесообразность принятого масштаба, т.е. использования карты для количественных определений с заданной точностью.

По масштабу карты делятся на 4 группы: 1. Планы – 1 : 5000 и крупнее; 2. Карты – крупномасштабные  1 : 10000 – 1 : 200000;  среднемасштабные  1 : 200000 – 1 : 1000000;   мелкомасштабные  -  мельче 1 : 1000000.

Масштаб указывается на картах в разных вариантах (слайд 14):

1. Численный – представляет собой дробь с единицей в числителе. Он показывает во сколько раз длины на карте меньше соответствующих длин на местности. 2. Линейный (или графический): дается на полях карты в виде линейки, разделенной на части, обычно в см, с подписями, означающими соответствующие расстояния на местности. Он удобен для измерения по карте; 3. Именованный – указывает в виде надписи, какое расстояние на местности соответствует 1 см на карте.

- Показываю 1)изображенные на доске план класса, план школы, план участка, 2) карту Благодарного в разном масштабе – 1 : 100000, 1 : 500000.

Влияние масштаба проявляется в том, что при переходе от более крупного изображения к более мелкому сокращается площадь карт. Здесь в силу вступает термин «генерализация» - что означает общий, главный отбор, т.е. отбор, обобщение изображенных на карте объектов соответственно ее назначению, масштабу, содержанию, и особенностям картографируемой территории.

VI. Итог урока (слайд 19).

Ответь на вопросы:

  1. Что нового узнали на уроке?
  2. Что понравилось?
  3. Что называется масштабом?
  4. Какие масштабы бывают?

VII. Домашнее задание (слайд 20).

Математика: п. 23, № 824, 827, 830(б).

География: 1. Определить расстояние между объектами на плане местности в школьном атласе. 2. Выполнить план школьного участка в масштабе

1 : 4000.

Интегрированный урок по математике и географии по теме: «Масштаб»

Разработан:

Учителем математики Гладких Л.В.

Учителем географии Клочковым А.А.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект интегрированного урока по математике и географии

Интегрированный урок по информатике и математике по теме "Масштаб" (6 кл) - рассматривается понятие масштаба с математической и географической точки зрения, закрепляются знания учащихся по теме пропор...

интегрированный урок по математике и географии по теме "Масштаб"

Презентация интегрированного урока урока по математике и географии по теме "Масштаб" в 6 классе - рассматривается: основные виды масштаба и их применение на уроке математики и географии...

Интегрированный урок по математике и географии. Тема «План и карта. Масштаб».

План урока:I. Блок математики и географии. Организационный  момент. Постановка задач урока.II. Блок математики.  Проверка выполнения домашнего задания.III. Блок географии (фронтально-ин...

интегрированный урок по математике и географии тема "Масштаб"

архив содержит конспект урока, презентацию, опорный конспект для учащихся....

Интегрированный урок по математике и географии в 8-м классе по темам «Решение линейных уравнений» (2-ой урок) и "Байкал"

Данный урок разработан для проведения в 8 классе. Урок является интегрированным: по теме «Решение линейных неравенств» по алгебре и по теме «Байкал» по географии. В начале урока учитель объявляет тему...

план-конспект интегрированного урока по биологии и географии для 10 класса на тему "География современных болезней человечества"

Данную разработку можно использовать в качестве материала для проведения классного часа о здоровом образе жизни....

Конспект интегрированного урока по математике и физике "Квадратичная функция в задах ОГЭ по математике и физике"

Представленный урок имеет большое значение как для математики, так и для физики, особенное при подготовке к ОГЭ. В нем показана связь меджу предметами, и как можно использовать знания из математики дл...