РАЗРАБОТКА УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ 10 КЛАССА ПО ТЕМЕ «ЧЕЛОВЕК НА ВОЙНЕ В ЦИКЛЕ «СЕВАСТОПОЛЬСКИЕ РАССКАЗЫ»»
план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему

Афанасьева Алла Ивановна

Урок, посвящённый анализу «Севастопольских рассказов» Л.Н. Толстого проводится перед изучением романа «Война и мир». Он рассчитан на учащихся 10 класса, изучающих литературу по программе Т.Ф. Курдюмовой. Данная тема поучительна и интересна для десятиклассников.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_uroka_literatury_dlya_10_klassa_po_teme.docx26.87 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗРАБОТКА УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ 10 КЛАССА ПО ТЕМЕ «ЧЕЛОВЕК НА ВОЙНЕ В ЦИКЛЕ «СЕВАСТОПОЛЬСКИЕ РАССКАЗЫ»»

А.И. АФАНАСЬЕВА, учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ № 51 Петроградского района Санкт-Петербурга

Пояснительная записка

Урок, посвящённый анализу «Севастопольских рассказов» Л.Н. Толстого проводится перед изучением романа «Война и мир». Он рассчитан на учащихся 10 класса, изучающих литературу по программе Т.Ф. Курдюмовой. Данная тема поучительна и интересна для десятиклассников.

Цели: познакомить учащихся с историей  создания произведения; выяснить, как л.Н. Толстой рассматривает тему «Человек перед лицом смерти»; проанализировать кульминационные эпизоды; сравнить поведение героев; рассмотреть художественные приёмы изображения.

Оборудование: интерактивная доска

Ход урока

  1. Вступительное слово учителя.

Музыкальная заставка («Прощание славянки»)

«Севастопольские рассказы» графа, подпоручика Толстого появились в журнале «Современник2 в 1854-1855 гг. в них он выразил свои самые сокровенные мысли о войне, о человеке на войне.

Доска:

Оптимист

Пессимист

Реалист

Пацифист

Герой… - …правда.

…увидите войну в настоящем её

выражении – в крови,

в страданиях, смерти…

…война есть сумасшествие

    Лев Толстой

  1. Сообщение ученика о Крымской войне и осаде Севастополя.
  2. Ещё в 1847 году Толстой составляет для себя правила, некий «моральный кодекс». Одно из правил гласит: всегда говори правду. Будь полезен, сколько можешь, отечеству. Следуя этому правилу, толстой и оказывается в Севастополе в дни его осады: «Главное, я затем и просился, что всё-таки совестно жить в Петербурге, когда тут умирают за отечество. Да и с тобой мне хотелось быть». («Севастополь в августе»).
  3. Лексическая работа

Подберите ряд ассоциаций к слову война.

Война – кровь, слёзы, голод, страдания.

Используя эти слова и другие, дайте своё определение войны.

Война – вооружённая борьба между государствами.

  1. Война в определении Толстого

Самое страшное на войне – смерть человека.

«Севастополь в декабре» - смерть солдата.

«Севастополь в мае/августе» - смерть Праскухина, братьев Козельцовых.

  1. Анализ эпизодов

На доске: …смерть Праскухина   …смерть Михаила Козельцова   …смерть Владимира Козельцова (какое определение?)

Скоропостижная

Незаметная. Снуподобная (Обломов)

Ужасная

Мученическая

Чёрная (чума)

Нелепая

Бессмысленная

Случайная

Работа в группах

1 группа.

Смерть Праскухина. Ротмистр. Кульминационный эпизод.

 Не простая игра случайностей губит Праскухина. В критический момент у них возникает различный поток мыслей и чувств, различное поведение, которое по-разному решает их судьбу.

Бомба упала рядом с Праскухиным и Михайловым, когда они вышли на менее опасное место и «Праскухин стал оживать немного». «Оживать» - это значит тщеславиться. В отличие от него не очень тщеславный Михайлов, «рус» по аристократическому кодексу, тотчас упал на живот, когда чей-то голос крикнул: «Ложись!»

Демократизм Михайлова, его инстинктивная привычка жить вместе с простыми солдатами одерживает верх над другими его чувствами. Праскухин, заметив падающую бомбу, лишь «невольно согнулся до самой земли», а спустя секунду «испугался, не напрасно ли он струсил». Открыв глаза, верный себе Праскухин сначала с «самолюбивым удовольствием» увидел не бомбу, а то, что Михайлов «около самых ног его лежал на земле». Когда же наконец Праскухин всего на аршин от себя заметил волчком крутящуюся бомбу и «ужас, исключающий все другие мысли и чувства», охватил его тщеславие, ставшее второй натурой, сыграло с ним последнюю злую шутку. Он не лёг пластом, не прижался к земле, а упал на колени и закрыл лицо руками.

 Беспощадный аналитик Толстой показывает далее. Что самолюбие определяет и предсмертную вспышку душевной жизни Праскухина. Первой мыслью, вспыхнувшей в его охваченном ужасом сознании, был вопрос: «Кого убьёт – меня или Михайлова?»

Смерть Праскухина сродни самоубийству, нравственной подоплёкой которго является тщеславие. Эпизод смерти Праскухина в какой-то мере перекликается с эпизодом ранения Андрея Болконского в Бородинском сражении. Князь Андрей не ложился при виде падающей бомбы. В поведении князя Андрея мотивы тщеславия приглушены.

Тщеславие. А не патриотизм – решающий стимул в поведении офицеров. Элита не выдерживает испытание войной. В поведении офицеров аристократические эгоистические мотивы взяли верх над патриотическими.

Каким словом можно определить смерть Праскухина?

2 группа. Смерть Михаила Козельцова. Героическая.

Михаилу Козельцову штабные офицеры ненавистны. Свойственна народная точка зрения на жизнь. Прислушивается к мнению рядовых участников обороны. Солдатские разговоры подсознательно вторгаются в его внутренний мир.

Поведение во время штурма Севастополя.

Связь между внутренним миром личности и общим духом войска. Чувство страха невольно сообщилось и Козельцову. Солидарность с людьми, подчиняющимися ему, даёт Козельцову внутренние силы для героического поступка. Ему противопоставлен молодой офицер, у которого страх перерастает в дух беззащитности и обособленности. Козельцов разделяет общее настроение масс. Его порыв увлекает роту лишь потому, что Козельцов духовно с нею связан. Это самочувствие солдат близко его собственному.

3 группа. Случайная смерть прапорщика Владимира Козельцова.

Война равнодушна к человеческим судьбам. Героя убивают обыденно. Как бы походя (что-то в шинели ничком лежало на том месте, где стоял Владимир).

4 группа. Почему  в каждом из циклов присутствует смерть героя?

В этом проявляется отношение Толстого к войне, античеловеческая направленность войны.

Для чего же Толстой показывает нам смерть солдата, штабного офицера–аристократа, пехотного офицера.

Выводы:

  1. Главный человек на войне – русский солдат, защитник Севастополя.

Чем питается этот  будничный повседневный героизм защитников города?(любовью к родине)

  1. Истинный патриотизм, любовь к родине следует искать не в высших сферах, не у адъютантов и штабных, а в среде простых людей, на плечи которых падает основная тяжесть войны.

Толстой о войне:

«Севастополь в декабре»: …увидите войну в настоящем её выражении – в крови, в страданиях, в смерти.

«Севастополь в мае»: …или война ест сумасшествие, или ежели люди делают это сумасшествие, то они совсем неразумные создания.

                            Герой повести, которого я люблю всеми силами, которого старался      

                            воспроизвести во всей красоте его и который всегда был, есть и будет

                            прекрасен, - правда.

Смерть на четвёртом батальоне матроса, у которого вырвана часть груди.

Под влиянием патриотического чувства выпрямленная спина солдата, вспыхивающий в нём огонёк человеческого достоинства – высоко благородная мысль.

Основные черты: мужество, простота, скромность, естественность.

Война – это суровая стихия. Она жестоко мстит за легковесное представление о ней, безжалостно разбивает юношеские розовые представления. Толстой показывает нам крушение  юношеских представлений Козельцова. Мужество рождается в борьбе, оно приходит к Володе только в боевой обстановке, на бастионе.

Рисуя войну правдиво, писатель в центре поставил живого человека, раскрыл его внутренний мир, мотивировал его действия, поступки. Его сокровенные мысли.

Критерий оценки человека – его отношение к всенародному делу. Война с её ужасом и величием показана изнутри путём раскрытия внутреннего отношения к ней рядовых. А сами они охарактеризованы в зависимости от их места во всенародной борьбе.

Перед смертью ощущения человека  особенно остры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Человек на войне в цикле “Севастопольские рассказы”.

Методическая разработка урока литературы для 10 класса по   теме: “Человек на войне в цикле “Севастопольские рассказы”....

Методическая разработка урока, 9-й класс История России, Человека на войне

Цель урока показать, что в любой войне главное место занимает человек. Проанализировать вместе с учащимися причины войны, ход военных действий, причины побед большевиков, причины поражения белых. Осмы...

Методическая разработка интегрированного урока. 9-й класс, История России, Человек на войне

Цель урока показать, что в любой войне главное место занимает человек. Проанализировать вместе с учащимися причины войны, ход военных действий, причины побед большевиков, причины поражения белых. Осмы...

урок литературы 5 класс по теме "Человек и природа в рассказе В.Астафьева "Васюткино озеро"

Урок проводиля в 5 классе,на нём использована компьютерная презентация....

Методическая разработка урока литературы 5 класс по рассказу М.Зощенко "Галоша"

Сатирик и юморист М.Зощенко вошел в литературу в начале 20-х годов, в эпоху сложную, драматическую, полную социальных перемен и нововведений. Думаю,что пятиклассникам  еще не под силу понять...

Урок истории России в 10 классе по теме «Человек и война: единство фронта и тыла».

Конспект и материалы к уроку истории в 10 классе по разделу «Великая Отечественная война». Урок посвящен искусству в годы Великой Отечественной войны. Тема: «Человек и война: единств...