РАЗРАБОТКА УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ 10 КЛАССА ПО ТЕМЕ «ЧЕЛОВЕК НА ВОЙНЕ В ЦИКЛЕ «СЕВАСТОПОЛЬСКИЕ РАССКАЗЫ»»
план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему
Урок, посвящённый анализу «Севастопольских рассказов» Л.Н. Толстого проводится перед изучением романа «Война и мир». Он рассчитан на учащихся 10 класса, изучающих литературу по программе Т.Ф. Курдюмовой. Данная тема поучительна и интересна для десятиклассников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_uroka_literatury_dlya_10_klassa_po_teme.docx | 26.87 КБ |
Предварительный просмотр:
РАЗРАБОТКА УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ 10 КЛАССА ПО ТЕМЕ «ЧЕЛОВЕК НА ВОЙНЕ В ЦИКЛЕ «СЕВАСТОПОЛЬСКИЕ РАССКАЗЫ»»
А.И. АФАНАСЬЕВА, учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ № 51 Петроградского района Санкт-Петербурга
Пояснительная записка
Урок, посвящённый анализу «Севастопольских рассказов» Л.Н. Толстого проводится перед изучением романа «Война и мир». Он рассчитан на учащихся 10 класса, изучающих литературу по программе Т.Ф. Курдюмовой. Данная тема поучительна и интересна для десятиклассников.
Цели: познакомить учащихся с историей создания произведения; выяснить, как л.Н. Толстой рассматривает тему «Человек перед лицом смерти»; проанализировать кульминационные эпизоды; сравнить поведение героев; рассмотреть художественные приёмы изображения.
Оборудование: интерактивная доска
Ход урока
- Вступительное слово учителя.
Музыкальная заставка («Прощание славянки»)
«Севастопольские рассказы» графа, подпоручика Толстого появились в журнале «Современник2 в 1854-1855 гг. в них он выразил свои самые сокровенные мысли о войне, о человеке на войне.
Доска:
Оптимист
Пессимист
Реалист
Пацифист
Герой… - …правда.
…увидите войну в настоящем её
выражении – в крови,
в страданиях, смерти…
…война есть сумасшествие
Лев Толстой
- Сообщение ученика о Крымской войне и осаде Севастополя.
- Ещё в 1847 году Толстой составляет для себя правила, некий «моральный кодекс». Одно из правил гласит: всегда говори правду. Будь полезен, сколько можешь, отечеству. Следуя этому правилу, толстой и оказывается в Севастополе в дни его осады: «Главное, я затем и просился, что всё-таки совестно жить в Петербурге, когда тут умирают за отечество. Да и с тобой мне хотелось быть». («Севастополь в августе»).
- Лексическая работа
Подберите ряд ассоциаций к слову война.
Война – кровь, слёзы, голод, страдания.
Используя эти слова и другие, дайте своё определение войны.
Война – вооружённая борьба между государствами.
- Война в определении Толстого
Самое страшное на войне – смерть человека.
«Севастополь в декабре» - смерть солдата.
«Севастополь в мае/августе» - смерть Праскухина, братьев Козельцовых.
- Анализ эпизодов
На доске: …смерть Праскухина …смерть Михаила Козельцова …смерть Владимира Козельцова (какое определение?)
Скоропостижная
Незаметная. Снуподобная (Обломов)
Ужасная
Мученическая
Чёрная (чума)
Нелепая
Бессмысленная
Случайная
Работа в группах
1 группа.
Смерть Праскухина. Ротмистр. Кульминационный эпизод.
Не простая игра случайностей губит Праскухина. В критический момент у них возникает различный поток мыслей и чувств, различное поведение, которое по-разному решает их судьбу.
Бомба упала рядом с Праскухиным и Михайловым, когда они вышли на менее опасное место и «Праскухин стал оживать немного». «Оживать» - это значит тщеславиться. В отличие от него не очень тщеславный Михайлов, «рус» по аристократическому кодексу, тотчас упал на живот, когда чей-то голос крикнул: «Ложись!»
Демократизм Михайлова, его инстинктивная привычка жить вместе с простыми солдатами одерживает верх над другими его чувствами. Праскухин, заметив падающую бомбу, лишь «невольно согнулся до самой земли», а спустя секунду «испугался, не напрасно ли он струсил». Открыв глаза, верный себе Праскухин сначала с «самолюбивым удовольствием» увидел не бомбу, а то, что Михайлов «около самых ног его лежал на земле». Когда же наконец Праскухин всего на аршин от себя заметил волчком крутящуюся бомбу и «ужас, исключающий все другие мысли и чувства», охватил его тщеславие, ставшее второй натурой, сыграло с ним последнюю злую шутку. Он не лёг пластом, не прижался к земле, а упал на колени и закрыл лицо руками.
Беспощадный аналитик Толстой показывает далее. Что самолюбие определяет и предсмертную вспышку душевной жизни Праскухина. Первой мыслью, вспыхнувшей в его охваченном ужасом сознании, был вопрос: «Кого убьёт – меня или Михайлова?»
Смерть Праскухина сродни самоубийству, нравственной подоплёкой которго является тщеславие. Эпизод смерти Праскухина в какой-то мере перекликается с эпизодом ранения Андрея Болконского в Бородинском сражении. Князь Андрей не ложился при виде падающей бомбы. В поведении князя Андрея мотивы тщеславия приглушены.
Тщеславие. А не патриотизм – решающий стимул в поведении офицеров. Элита не выдерживает испытание войной. В поведении офицеров аристократические эгоистические мотивы взяли верх над патриотическими.
Каким словом можно определить смерть Праскухина?
2 группа. Смерть Михаила Козельцова. Героическая.
Михаилу Козельцову штабные офицеры ненавистны. Свойственна народная точка зрения на жизнь. Прислушивается к мнению рядовых участников обороны. Солдатские разговоры подсознательно вторгаются в его внутренний мир.
Поведение во время штурма Севастополя.
Связь между внутренним миром личности и общим духом войска. Чувство страха невольно сообщилось и Козельцову. Солидарность с людьми, подчиняющимися ему, даёт Козельцову внутренние силы для героического поступка. Ему противопоставлен молодой офицер, у которого страх перерастает в дух беззащитности и обособленности. Козельцов разделяет общее настроение масс. Его порыв увлекает роту лишь потому, что Козельцов духовно с нею связан. Это самочувствие солдат близко его собственному.
3 группа. Случайная смерть прапорщика Владимира Козельцова.
Война равнодушна к человеческим судьбам. Героя убивают обыденно. Как бы походя (что-то в шинели ничком лежало на том месте, где стоял Владимир).
4 группа. Почему в каждом из циклов присутствует смерть героя?
В этом проявляется отношение Толстого к войне, античеловеческая направленность войны.
Для чего же Толстой показывает нам смерть солдата, штабного офицера–аристократа, пехотного офицера.
Выводы:
- Главный человек на войне – русский солдат, защитник Севастополя.
Чем питается этот будничный повседневный героизм защитников города?(любовью к родине)
- Истинный патриотизм, любовь к родине следует искать не в высших сферах, не у адъютантов и штабных, а в среде простых людей, на плечи которых падает основная тяжесть войны.
Толстой о войне:
«Севастополь в декабре»: …увидите войну в настоящем её выражении – в крови, в страданиях, в смерти.
«Севастополь в мае»: …или война ест сумасшествие, или ежели люди делают это сумасшествие, то они совсем неразумные создания.
Герой повести, которого я люблю всеми силами, которого старался
воспроизвести во всей красоте его и который всегда был, есть и будет
прекрасен, - правда.
Смерть на четвёртом батальоне матроса, у которого вырвана часть груди.
Под влиянием патриотического чувства выпрямленная спина солдата, вспыхивающий в нём огонёк человеческого достоинства – высоко благородная мысль.
Основные черты: мужество, простота, скромность, естественность.
Война – это суровая стихия. Она жестоко мстит за легковесное представление о ней, безжалостно разбивает юношеские розовые представления. Толстой показывает нам крушение юношеских представлений Козельцова. Мужество рождается в борьбе, оно приходит к Володе только в боевой обстановке, на бастионе.
Рисуя войну правдиво, писатель в центре поставил живого человека, раскрыл его внутренний мир, мотивировал его действия, поступки. Его сокровенные мысли.
Критерий оценки человека – его отношение к всенародному делу. Война с её ужасом и величием показана изнутри путём раскрытия внутреннего отношения к ней рядовых. А сами они охарактеризованы в зависимости от их места во всенародной борьбе.
Перед смертью ощущения человека особенно остры.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока литературы 6 класс по теме "Образ учителя в рассказе В.Г.Распутина "Уроки французского".
Комбинированный уроклитературы с использованием ИКТ...
Человек на войне в цикле “Севастопольские рассказы”.
Методическая разработка урока литературы для 10 класса по теме: “Человек на войне в цикле “Севастопольские рассказы”....
Методическая разработка урока, 9-й класс История России, Человека на войне
Цель урока показать, что в любой войне главное место занимает человек. Проанализировать вместе с учащимися причины войны, ход военных действий, причины побед большевиков, причины поражения белых. Осмы...
Методическая разработка интегрированного урока. 9-й класс, История России, Человек на войне
Цель урока показать, что в любой войне главное место занимает человек. Проанализировать вместе с учащимися причины войны, ход военных действий, причины побед большевиков, причины поражения белых. Осмы...
урок литературы 5 класс по теме "Человек и природа в рассказе В.Астафьева "Васюткино озеро"
Урок проводиля в 5 классе,на нём использована компьютерная презентация....
Методическая разработка урока литературы 5 класс по рассказу М.Зощенко "Галоша"
Сатирик и юморист М.Зощенко вошел в литературу в начале 20-х годов, в эпоху сложную, драматическую, полную социальных перемен и нововведений. Думаю,что пятиклассникам еще не под силу понять...
Урок истории России в 10 классе по теме «Человек и война: единство фронта и тыла».
Конспект и материалы к уроку истории в 10 классе по разделу «Великая Отечественная война». Урок посвящен искусству в годы Великой Отечественной войны. Тема: «Человек и война: единств...
- Мне нравится (1)