Урок истории России в 10 классе по теме «Человек и война: единство фронта и тыла».
план-конспект урока по истории (10 класс)
Конспект и материалы к уроку истории в 10 классе по разделу «Великая Отечественная война». Урок посвящен искусству в годы Великой Отечественной войны. Тема: «Человек и война: единство фронта и тыла». (учебник под ред. А.В. Торкунова: М. М. Горинов, А. А. Данилов, М. Ю. Моруков и др. История России, 10 класс. В 3-х частях. Ч.2. – М.: Просвещение, 2017, §23).
На данном уроке на основе анализа различных источников информации (отрывок художественного фильма, фоно документы (песни) посредством фронтальной и групповой работы учеников изучается проблема роли и значения искусства в Великой Отечественной войне.
Материал предназначен для учителей истории, изучающих с учениками на уроках историю Великой Отечественной войны. Также данная разработка может стать основой для внеклассного мероприятия, посвященного патриотическому воспитанию. Структура и методы соответствуют требованиям ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
10_iskusstvo_v_voyne.docx | 139.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Предмет: история
Класс: 10 класс слепых или слабовидящих детей.
Тема урока: Человек и война: единство фронта и тыла.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Технология: элементы проблемного обучения, КСО
Оборудование: компьютер, экран (мультимедийная доска), колонки.
Дидактическое обеспечение: аудиофайлы («Заветный камень»), «В землянке», «Барон фон дер Пшик», Фрагмент фильма «Два бойца».
Ссылка на материалы (медиа файлы) к уроку: https://disk.yandex.ru/d/kT3v6glBkw7Cyw
Цель урока: самостоятельно с помощью подлинных фото- и видеоматериалов сделать вывод о месте и роли искусства в победе над врагом. |
Коррекционная составляющая урока: формирование новых и уточнение имеющихся представлений, развитие слухового восприятия, использование в образовательной деятельности сохранных анализаторов, коррекция и развитие внимания, логического мышления, произвольной и непроизвольной памяти и связной речи, эмоционально-волевой сферы, проблем в межличностном общении и коллективном взаимодействии. |
Планируемые результаты: |
предметные:
|
метапредметные:
|
личностные:
|
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | ||
Проверка домашнего задания | |||
- Какие события стали предметом нашего изучения на прошлом уроке? - Какие же главные изменения вы можете назвать? | - На прошлом уроке узнали, как изменилась обыденная жизнь людей в годы войны и как простые граждане помогали фронту. - Падение уровня жизни, карточки, печки-буржуйки из Гражданской войны. А в Ленинграде вообще страшный голод. - Организация госпиталей, отличная работа советской медицины, помощь школьников раненым. - Всеобщее военное обучение. | ||
Мотивационный этап | |||
- В 5 классе мы с вами изучали историю Древнего Рима и обращали внимание на пословицу «Inter arma silent Musae» [интер арма силэнт музэ], созданную на основе выдержки из речи Марка Туллия Цицерона (52 до н. э.). Кто помнит, что она означает? - Как мы объясняли её значение? - В нашем городе очень часто выставки, музыкально-поэтические композиции, посвящённые дню прорыва или снятия блокады Ленинграда, называются «А музы не молчали». Какой смысл заключён в этом названии? | - Когда гремит оружие, музы молчат. - Искусство отходит на второй план, когда страна ведет военные действия. - Проводимые мероприятия рассказывают о том, какие произведения искусства создавались в блокадном Ленинграде, опровергая привычный смысл пословицы. | ||
Определение темы урока | |||
- Попробуйте определить тему нашего урока. Я приведу вам несколько устойчивых выражений, а вы скажете, какая общая тема все это объединяет: «фронтовые артистические бригады», «7-я Ленинградская симфония Д.Д. Шостаковича», «военная проза». | - Это все об искусстве и о войне. Искусство времен Великой Отечественной войны. | ||
Актуализация знаний по предложенной теме и выявление затруднения | |||
- Знаете ли вы какие-нибудь произведения искусства, которые были созданы во время Великой Отечественной войны? - Наверное, самым ярким примером роли искусства в достижении победы являются популярные в годы войны песни, ведь именно их знало и любило множество людей в армии и стране. А вы знаете какие-нибудь песни времен той войны, только не «День Победы», это произведение было написано гораздо позже. - Песни, стихи, фильмы, спектакли, оркестровая музыка, картины… Это искусство было очень популярно в свое время, но и сейчас, в совсем другую эпоху, есть немало людей, которые те произведения ценят, слушают, смотрят, играют, рассказывают и поют. Как вы думаете, почему? - Но есть ведь люди, которым душевность военных лет не нужна. Почему авторы программы включили тему в число обязательных для изучения? | - Песни, «День Победы», например. - Фильмы были черно-белые. - Стихов много есть, мы учили. - Некоторые слышали, но знаем не очень хорошо. - Наверно, красивые мелодии, простые понятные слова, Какая-то душевность. Все это нужно и сейчас. - Произведения искусства военных лет воспроизводят с художественной достоверностью обстановку своего времени, рассказывают о том, какими мыслями и чувствами жил народ. | ||
Целеполагание и планирование деятельности | |||
- Что же нам нужно узнать, изучая эту тему, чему научиться? - К произведениям каких жанров нам стоит сегодня обратиться в первую очередь? | - Узнать, что являлось предметом изображения в произведениях искусства в годы войны, научиться привлекать песни, стихи, музыку и кино для изучения прошлого. - Песни, стихотворения, художественные фильмы. | ||
Открытие нового знания | |||
- В годы Великой Отечественной войны народ и государство имели общие цели: подготовить победу над врагом, обеспечить защиту страны, - и потому грань между официальным и народным искусством стала менее резкой, хотя и не исчезла совсем. Например, песню «Священная война», плакат «Родина-мать зовёт» мы можем отнести к официальному искусству. А как быть со стихотворением А.А. Ахматовой? Да и «Священную войну» пели и слушали очень часто просто так, потому что «просила душа». Ведь деятели искусства, так же, как и все, работали на Победу, не только по приказу, но и по зову сердца. Практически все мысли и чувства людей были связаны с войной. Какие же это были мысли и чувства? Давайте начнём нашу работу со знакомства с песнями. Напоминаю нашу цель: узнать, что являлось предметом изображения в произведениях искусства в годы войны, научиться привлекать песни, стихи, музыку и кино для изучения прошлого. - Работать будем в трёх группах. Каждая из групп анализирует все песни, но обязательно записывает тезисы ответов на вопросы по одной, «своей», песне. | |||
- Прослушать песню «Заветный камень» Б.А. Мокроусова, А.А. Жарова (1943). Обсудить в группах ответы на вопросы: кто является героем песни и о чём мы узнаём из неё? - Прослушать песню «В землянке» К.Я. Листова, А.А. Суркова (1942). От чьего лица она написана, что мы узнаём из неё о войне? - Прослушать песню «Барон фон дер Пшик» - сатирический перепев известной в народе песни «В Кейптаунском порту» на музыку еврейского композитора Шолома Секунды. О ком что и как в ней рассказывается? | - Героем этой песни является матрос, оставляющий Севастополь врагу. Он взял с собой, как горсть родной земли, заветный камень, который потом прошёл «сквозь бури и штормы». В песне слышатся скорбь и горечь от захвата родной земли врагом, гордость за героев, не щадящих жизни в битве за Родину, вера в грядущую победу, готовность все отдать для нее и т.п.) - Это более мягкая, лиричная песня. Она написана от лица фронтовика, В ней поётся о том, о чем мечтали солдаты, за что воевали. В ней воплотилась мечта о мирной жизни после Победы. Мы чувствуем любовь героя, тревогу за любимую, тяжесть испытаний, но готовность их вынести, надежду на будущее. - Эта песня - насмешка над самоуверенностью, авантюризмом и хвастовством фашистов. Она рассказывает о немецком бароне, который соблазнился русским шпигом, но попал на русский штык. Выражает безоговорочную веру народа в конечную победу… | ||
- Давайте подытожим сказанное. Прочитайте свои записи. Чем помогли нам песни в изучении истории Великой Отечественной войны? | - ? | ||
- Теперь обратимся к искусству кино. Давайте познакомимся с фрагментом художественного фильма «Два бойца» режиссёра Л.Д. Лукова (1943). В чем он созвучен прослушанным вами песням и что в нем нового и необычного? И какие чувства вы здесь увидели и услышали? - Поделитесь своими впечатлениями. - Что общего у песен и фильма? | Ссылку на фрагмент см. в конце документа. Обучающиеся просматривают фрагмент фильма. - Мы видим разговор солдат. Один из них рассказывает о своей родине, городе Одессе. Он испытывает гнев и горечь от того, что его город занят врагами. Он смеется над фашистами, называет их «жабами». А еще подшучивает над своим другом, хотя очень его любит. Такой немного странный солдатский юмор. - ? | ||
- Посмотрите на экран. Видели ли вы когда-нибудь эту картину?
- Знаете ли вы, кто ее написал и как она называется? - Как она оказалась в учебнике литературы? - Так категорично высказываться не стоит, возможно, художника и в самом деле вдохновил на создание этой картины образ Василия Тёркина. По крайней мере, герои этих произведений очень похожи. Предметом нашего изучения сегодня картина быть не может, поскольку написана в 1951 году, а вот о Василии Тёркине стоит поговорить. Кто это такой? - Кто придумал этого героя? Когда? - Прочитайте каждый по одной строфе из главы «О войне» и скажите, на какую тему рассуждает герой и что узнаем мы о войне из его слов? - Политики разных стран пытались установить, почему война с русскими испокон веков заканчивалась неудачами для других держав. В чем же секрет русского воинства? И вывод был сделан удивительный: все дело в психологии русского солдата. Именно в том его взгляде на войну и свою роль в ней, изложенную в этой главе. Русский солдат, собираясь на войну, твердо уверен в том, что он погибнет. Но его смерть ничего не значит, он всего-навсего один из многих, которые сложат там голову. Зато дети погибших будут жить долго и счастливо в мире, и никто их не посмеет тронуть. | - Да, в учебнике литературы? - Это картина Ю.М. Непринцева «Отдых после боя». - Там Василий Тёркин изображён. - Это солдат, он воевал в Великую Отечественную войну. Веселый был, никогда не унывал. - Поэт А.Т. Твардовский в течение всей войны писал поэму «Василий Тёркин», её очень любили бойцы.
- Герой рассуждает о войне, учит не трусить, не жалеть себя, воевать честно за счастливую жизнь детей. | ||
Первичное закрепление нового знания. | |||
- Наше знакомство с произведениями искусства завершилось. Вы изложили то, что услышали и увидели в произведениях военных лет. А теперь давайте суммируем ваши впечатления. Что являлось предметом изображения в них, как песни, стихи, и кино послужили нам для изучения прошлого? - А вы верите этим произведениям? Вам эти чувства кажутся искренними или это просто пропаганда? | - В них запечатлены чувства и мысли народа. Он накопил горечь утрат, гнев, ненависть к врагу, готовность сражаться до конца, не теряя при этом особой, обостренной любви к Родине, к родному дому, к своим близким, веры в грядущую победу. - Очевидно, что это искренние чувства людей, выраженные художниками. | ||
- Так каким же было песенное, да и вообще любое, искусство военных лет, государственным или народным? - Чем бы вы объяснили ту великую ненависть к врагу и желание сражаться до конца, которые слышатся в этих песнях? | Оно было и тем, и другим. Мы выше отметили, что во время Великой Отечественной войны цели государства и народа совпадали. - Люди почувствовали, что враг хочет отнять у них право быть страной и народом, жить на своей земле так, как они хотят. За это свое право они готовы были сражаться до последнего. | ||
А теперь давайте подумаем, чему мы, россияне XXI века, могли бы поучиться у наших предков, участников и героев Великой Отечественной войны? Чем они были лучше нас? Запишите в тетрадях заголовок: «Участники войны…» и перечислите самое главное, на ваш взгляд. - Что вы записали? - Если бы современные люди были такими же, наша страна стала бы лучше? | - Участники войны
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок истории России. 9 класс по теме "Начало Великой Отечественной войны"
Урок с применением ИКТ. Цель урока:Цели ур1) Познакомить учащихся с трагическими событиями в начале войны.2) Подвести учащихся к пониманию причины поражений Красной Армии в начале Великой Отечественно...
Урок истории в 9 классе по теме"По обе стороны линии фронта"
Разработка к уроку истории в 9 классе по теме "Великая Отечественная война"...
План - конспект урока Истории России. 8 класс по теме: "Крымская война 1853 -1856 г."
Урок для учащихся 8 классо. Урок изучения нового материала....
РАЗРАБОТКА УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ 10 КЛАССА ПО ТЕМЕ «ЧЕЛОВЕК НА ВОЙНЕ В ЦИКЛЕ «СЕВАСТОПОЛЬСКИЕ РАССКАЗЫ»»
Урок, посвящённый анализу «Севастопольских рассказов» Л.Н. Толстого проводится перед изучением романа «Война и мир». Он рассчитан на учащихся 10 класса, изучающих литературу по...
Человек и война: единство фронта и тыла
Тема урока: Человек и война: единство фронта и тылаТип урока: КомбинированныйЦели урока:1) Образовательная: раскрыть важнейшие особенности истоков победы советского народа в этой войне;2) Развивающая:...
выступление в рамках кустового методического семинара по теме "Формирование глобальных компетенций на уроке истории в 10 классе по теме "Великая Отечествнная война"
Цель мастер - класса: продемонстрировать использование заданий на уроках истории в 10 классе по формированию глобальных компетенций у обучающихся по теме «Великая Отечественная война...