Человек на войне в цикле “Севастопольские рассказы”.
методическая разработка по литературе (10 класс) на тему
Методическая разработка урока литературы для 10 класса по теме: “Человек на войне в цикле “Севастопольские рассказы”.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chelovek_na_voyne_v_tsikle.doc | 67 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока литературы для 10 класса по теме: “Человек на войне в цикле “Севастопольские рассказы”.
Автор материала А.И. Aфанасьева - учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ №51 Петроградского района Санкт-Петербурга
1 раздел
Пояснительная записка
Урок, посвященный анализу “Севастопольских рассказов” Л.Н.Толстого проводит-
cя перед изучением романа “Война и мир”. Он рассчитан на учащихся 10 класса, изучающих литературу по программе Т.Ф.Курдюмовой. Данная тема интересна и поучительна для десятиклассников.
Цели: познакомить с историей создания данного произведения; выяснить, как Толстой решает тему “Человек перед лицом смерти”; проанализировать кульминационные эпизоды; сравнить поведение героев; рассмотреть художественные приёмы изображения.
Оборудование: интерактивная доска
2 раздел
Ход урока
- Вступительное слово учителя.
Музыкальная заставка (”Прощание славянки”).
“Севастопольские рассказы” графа, подпоручика Толстого появились в журнале “Современник” в 1854-1855 гг. В них он выразил свои самые сокровенные мысли о войне, о человеке на войне.
-Почему Л.Н.Толстой оказался в осаждённом Севастополе?
-Что вы знаете о поведении человека на войне.
Доска Герой… - … правда.
оптимист …увидите войну в настоящем её
пессимист выражении - в крови, в страданиях, в
реалист смерти… пацифист …война есть сумасшествие Лев Толстой
- Сообщение ученика о Крымской войне и осаде Севастополя.
- Ещё в 1847 году Толстой составляет для себя правила, некий “моральный
кодекс”. Одно из правил гласит: Всегда говори правду. Будь полезен, сколько ты можешь, отечеству. Следуя этому правилу, Толстой и оказывается в Севастополе в дни его осады: “Главное, я затем просился, что всё-таки как-то совестно жить в Петербурге, когда тут умирают за отечество. Да и с тобой мне хотелось быть” (Севастополь в августе”).
- Лексическая работа.
Подберите ряд ассоциаций к слову война.
Война- кровь, слёзы, голод, страдания.
Используя эти слова и другие, дайте своё определение войны.
Война - вооружённая борьба между государствами.
III. Война в определении Толстого.
Самое страшное на войне – смерть человека.
В “Севастополь в декабре” Толстой показывает смерть солдата
В “Севастополь в мае/августе” – смерть Праскухина, братьев Козельцовых
- Анализ эпизодов.
Доска: …смерть Праскухина …смерть Михаила Козельцова
…смерть Владимира Козельцова
(в конце какое определение)
скоропостижная
незаметная, снуподобная (Обломов)
ранняя
ужасная
мученическая
чёрная (чума)
героическая
нелепая
бессмысленная
случайная
Работа в группах
I.Группа Смерть Праскухина. Ротмистр. Кульминационный эпизод.
Не простая игра случайностей губит Праскухина.В критический момент у них возникает различный поток мыслей и чувств, различное поведение, которое по-разному решает их судьбу.
Бомба упала рядом с Праскухиным и Михайловым, когда они вышли на менее опасное место и “Праскухин стал оживать немного”. “Оживать” - это значит тщеславиться.
В отличие от него не очень тщеславный Михайлов, “трус” по аристократическому кодексу, тотчас упал на живот, когда чей-то голос крикнул: “Ложись!”
Демократизм Михайлова, его инстинктивная привычка жить вместе с простыми солдатами одерживает верх над другими его чувствами.
Праскухин заметив падающую бомбу лишь “невольно согнулся до самой земли”, а спустя секунду “испугался, не напрасно ли он струсил”. Открыв глаза, верный себе Праскухин сначала с “самолюбивым удовольствием” увидел не бомбу, а то, что Михайлов “около самых ног его лежал на земле”. Когда же наконец Праскухин всего на аршин от себя заметил волчком крутящуюся бомбу и “ужас, исключающий все другие мысли и чувства”, охватил его тщеславие, ставшее второй натурой, сыграло с ним последнюю злую шутку. Он не лёг пластом, не прижался к земле, а упал на колени и закрыл лицо руками.
Беспощадный аналитик Толстой показывает далее, что самолюбие определяет и предсмертную вспышку душевной жизни Праскухина.
Первой мыслью, вспыхнувшей в его охваченном ужасом сознании, был вопрос: “Кого убьёт - меня или Михайлова?”
Эпизод смерти Праскухина показывает, как уже севастопольский период Толстой в таких мелочах и подробностях чувств своих героев учится ловить скрытый ход истории
Смерть Праскухина сродни самоубийству, нравственной подоплёкой которого является тщеславие.
Эпизод смерти Праскухина в какой-то мере перекликается с эпизодом смерти князя Андрея в Бородинском сражении. Князь Андрей не ложился при виде падающей бомбы. В поведении князя Андрея мотивы тщеславия приглушены. Высокое чувство гордости командного полка, на которое обращают внимание подчинённые.
Тщеславие, а не патриотизм решающий стимул в поведении офицеров. Элита не выдерживает испытание войной.
В поведении офицеров – аристократические эгоистические мотивы взяли верх над патриотическими.
Каким словом можно определить смерть Праскухина?
II.Смерть Михаила Козельцова. Героическая.
Михаилу Козельцову штабные офицеры ненавистны. Свойственна народная точка зрения на жизнь, прислушивается к мнению рядовых участников обороны. Солдатские разговоры подсознательно вторгаются в его внутренний мир.
Поведение во время штурма Севастополя.
Связь между внутренним миром личности и общим духом войска. Чувство страха невольно сообщилось и Козельцову. Солидарность с людьми, подчиняющиеся ему, даёт Козельцову внутренние силы для героического поступка. Ему противопостав-
лен молодой офицер, у которого страх перерастает в дух беззащитности и обособленности. Козельцов разделяет общее настроение масс. Его порыв увлекает роту лишь потому, Козельцов духовно с нею связан. Это самочувствие солдат близко его собственному.
III.Случайная смерть прапорщика Владимира Козельцова.
Война равнодушна человеческим судьбам. Героя убивают обыденно, как бы походя
(что-то в шинели ничком лежало на том месте, где стоял Владимир).
IV.Почему в каждом из циклов присутствует смерть героя?
В этом проявляется отношение Толстого к войне, античеловеческая направленность
Для чего же Толстой показывает нам смерть солдата, штабного офицера – аристократа, пехотного офицера.
Выводы: 1)Главный человек на войне русский солдат – защитник Севастополя
Чем питается этот будничный повседневный героизм защитников города?(любовью к родине)
2)Истинный патриотизм, любовь к родине следует искать не в высших
сферах, не у адьютантов и штабных, а в среде простых людей, на плечи которых падает основная тяжесть войны.
О Войне Толстой:
“Cевастополь в декабре” …увидите войну в настоящем её выражении – в крови, в страданиях, в смерти…
“Севастополь в мае” ...или война есть сумасшествие, или ежели люди делают это сумасшествие, то они совсем не разумные создания…
Герой повести, которого я люблю всеми силами, которого старался воспроизвести во всей красоте его и который всегда был есть и будет прекрасен,- правда.
Смерть на четвёртом батальоне матроса, у которого вырвана часть груди
Под влиянием патриотического чувства выпрямленная спина солдата, вспыхиваю-
щий в нём огонёк человеческого достоинства - высоко благородная мысль.
Основные черты: мужество, простота, скромность, естественность.
Война – это суровая стихия. Она жестоко мстит за легковесное представление
о ней, безжалостно разбивает и юношеские розовые представления. Толстой
показывает нам крушение юношеских представлений Козельцова. Мужество
рождается в борьбе, оно приходит к Володе только в боевой обстановке, на ба-
стионе.
Рисуя войну правдиво, писатель в центре своих сцен поставил живого человека,
раскрыл его внутренний мир, мотивировал его действия, поступки, его сокровен-
ные мысли.
Критерий оценки человека – его отношение к всенародному делу. Война с её ужа-
сом и величием показана изнутри путём раскрытия внутреннего отношения к ней
рядовых учеников, а сами ученики охарактеризованы в зависимости от их места во
всенародной борьбе.
Перед смертью ощущения человека особенно остры.
4 раздел
Библиография
- Интернет-источник: Л.Н.Толстой – Википедия
- “Севастопольские рассказы” Л.Н.Толстова
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Правда о войне в "Севастопольских рассказах" Л.Н.Толстого
Папка содержит презентацию, рассказывающую о защите Севастополя в Крымской войне 1855-56г.г., об участии в ней Л.Н.Толстого, и урок по "Севастопольским рассказам"....
Правда о войне в "Севастопольских рассказах" Л.Н.Толстого
Папка содержит презентацию, рассказывающую о защите Севастополя в Крымской войне 1855-56г.г., об участии в ней Л.Н.Толстого, и урок по "Севастопольским рассказам"....
Интегрированный урок по литературе и истории "Человек на изломе эпохи 50-60-х гг. 19 века в творчестве Л.Н. Толстого («Севастопольские рассказы»)"
Урок проводится в 8 классе при изучении творчества Льва Толстого.Цель урока: рассмотреть образ русского воинства на материале исторических документов, материале учебника истории и тексте рассказ...
Методическая разработка "Война в изображении Л.Н. Толстого. От "Севастопольских рассказов" к роману "Война и мир".
Данная работа представляет собой осмысление традиций Л.Н. Толстого в изображении войны. Работа состоит из вступления, двух глав, заключительной части и дидактического материала....
Урок литературы на тему "Севастопольские рассказы" Л.Н. Толстого - еще одна правда о войне"
Конспект урока литературы с презентацией....
РАЗРАБОТКА УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ 10 КЛАССА ПО ТЕМЕ «ЧЕЛОВЕК НА ВОЙНЕ В ЦИКЛЕ «СЕВАСТОПОЛЬСКИЕ РАССКАЗЫ»»
Урок, посвящённый анализу «Севастопольских рассказов» Л.Н. Толстого проводится перед изучением романа «Война и мир». Он рассчитан на учащихся 10 класса, изучающих литературу по...
Правда о войне в "Севастопольских рассказах" Л.Н. Толстого
Урок-путешествие может быть использован при изучении Л.Н.Толстого в 10 классе. Цель этого урока: знакомство с рассказом Толстого и воспитание патриотизма. Презентация: https://docs.google.co...