Методическая разработка интегрированного урока. 9-й класс, История России, Человек на войне
методическая разработка по истории (9 класс) по теме
Цель урока показать, что в любой войне главное место занимает человек. Проанализировать вместе с учащимися причины войны, ход военных действий, причины побед большевиков, причины поражения белых. Осмыслить с учащимися трагизм гражданской войны, которая по-разному отразилась на судьбах людей. Развивать у учащихся умение высказывать свое мнение, отстаивать его. Научить рассматривать прошлое через работу с историческими документами, художественными произведениями литературы 20-х годов. Способствовать проявлению чувств сопереживания, сочувствия, неприятия зла.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
integrirovannyy_urok.doc | 66 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МБОУ СОШ № 41 г. Белгорода
код школы: 31001041
Интегрированный урок по истории и литературе
Тема урока: «Человек на войне»
(Гражданская война 1917 – 1922 гг.)
9-ый класс
История России
Урок разработан учителем
высшей категории:
Лебедевой З.В.
Белгород 2013 г.
Цели урока:
1. Показать, что в любой войне главное место занимает
человек.
2. Проанализировать вместе с учащимися причины войны, ход военных действий, причины побед большевиков, причины поражения белых.
3. Осмыслить с учащимися трагизм гражданской войны, которая по-разному отразилась на судьбах людей.
4. Развивать у учащихся умение высказывать свое мнение, отстаивать его.
5. Научить рассматривать прошлое через работу с историческими документами, художественными произведениями литературы 20-х годов.
6. Способствовать проявлению чувств сопереживания, сочувствия, неприятия зла.
Учебное оборудование:
историческая карта «Гражданская война и интервенция в России», художественные произведения В.В. Маяковский «Стихи и поэмы»1972 г., М. Волошин Избранное М.1980 г., А. Фадеев «Разгром» М. 1972, фото-архив «плакаты времен гражданской войны», мультимедийный цифровой материал по теме гражданская война.
Вся Русь – костер!
Неугасимый пламень
Из края в край, из века в век
Гудит, ревет… и трескается камень
И каждый факел - человек!
М. Волошин
Ход урока:
Учитель истории: Гражданская война… Грозные, незабываемые страницы нашей истории, нашего прошлого. Столкновение различных социальных групп, отдельных личностей. Столкновение двух организованных непримиримых сил – белые и красные, между ними еще одна сила зеленые. И все это русские люди…Вот уже много десятилетий оглядываясь назад возникает вопрос: а что мы знаем о той страшной гражданской войне? Каким был наш русский человек на этой войне?
Учитель литературы: М. Волошин писал:
Одни идут освобождать
Москву и вновь сковать Россию
Другие, разнуздав стихию,
Хотят весь мир пересоздать
В тех и в других волна вдохнула
Гнев, жадность, мрачный хмель разгула,
А вслед героям и вождям
Крадется хищник стаей жадной,
Что б мощь России неоглядной
Размыкать и продать врагам!
М.Волошин (1919г.)
Учитель истории: Слушая учителя самостоятельно сформулировать и записать в тетрадь причины гражданской войны и интервенции в России (Мультимедийный просмотр)
- Вооруженный захват власти большевиками
- Отказ большевиков от возможности создания «однородного социалистического правительства»
- Разгон большевиками Учредительного собрания
- Национализация земли и предприятий
- Изъятие хлеба у крестьян
- Отказ Советского правительства от выплаты государствам кредиторам денежных займов
- Страны Антанты боялись «расползания социализма по всему миру»
Итак:
Что такое гражданская война?
период острых
классовых
столкновений
Способ разрешения
противоречий с помощью
вооруженных сил
противостояние
классов и
общественных групп
Учитель истории: В чем, на ваш взгляд, особенности особенности гражданской войны: варианты ответов:
1. не имеет четких границ, ни временных, ни пространственных
2. на первый план выходят классовые интересы
3. Сложное явление. Борьба социалистических, анархических, буржуазно – демократических, монархических партий.
4. Общечеловеческие ценности отступают на второй план. Главный принцип – кто на с нами тот против нас»
5. Это трагедия нашей страны., т.к. несет злобу, жестокость, террор
6. Здесь нет победителей и побежденных.
Учитель литературы:
Да, он назад не возвратится вчерашний день –
Но и в нечто не превратится вчерашний день
Чтоб никогда мы не забыли каким огнем
Горели дни когда мы жили
Грядущим днем.
Л.Мартынов
Давайте подумаем, как отражались интересы человека на войне вспомнив роман А. Фадеева «Разгром»?
- Возможно ли проявление гуманных чувств в поступках на войне (Жалости, сострадания, доброты, гуманности).
- Дайте оценку с позиции гуманности двум, поступкам красного командира Левинсона.
- Есть ли ответ на мысль Мечика: «Неужели без этого нельзя?..»
Я синим пламенем пройду в душе народа,
Я красным пламенем пройду по городам.
Устами каждого воскликнул я: « Свобода!» -
Но разный смысл для каждого придал
Я напишу: «Завет мой – справедливость!»
И враг прочтет: « Пощады больше нет!»
Убийству я придал манящую красивость,
И в душу мстителя вопьется страшный бред.
М.Волошин
Учитель истории: В классе присутствуют представители, участники 3-х движений времен гражданской войны.
1-ое движение – Красные (Красная армия)
2-ое движение – Зеленые (основная масса - крестьянство)
3-ье движение – Белые (Белая гвардия)
Задание 1: Проанализировать цифровые данные:
- 1917 – 1922гг. – в результате потерь на фронте, красного и белого террора, голода, болезней, страна потеряла 8 млн. человек.
- 2 млн. человек финансово – промышленной, научно – художественной интеллигенции оказалось за границей в эмиграции.
- война оказала воздействие на психику людей, подорвал генетический фонд нации
- экономический ущерб составил 50 млрд. золотых руб.
- промышленное производство сократилось в 1920г. по сравнению с 1913 г. в 20 раз, сельскохозяйственное сократилось на 38 %.
Выступают учащиеся, представители каждого движения, обсуждая эти цифры и факты.
Учитель литературы:
Не лебедей это в небе стая
Белогвардейская рать святая
Белым виденьем тает, тает…
Старого мира последний сон
Молодость-Доблесть-Ваидея-Дон
М.Цветаева, 1918 г.
Вопрос: Что означал символ белой армии белый цвет? Он означал порядок, чистоту помыслов, благородство целей, вернуть прежние устои русской жизни, вернуть былой авторитет России.
Учитель истории: Обозначьте на исторической карте с помощью флажков белого цвета районы формирования белого движения (Дон, Кубань, Поволжье, Сибирь)
Вопрос: Почему на ваш взгляд, именно казачьи поселения выступили на борьбу с советами?
Ответ дает представитель движения белых.
Вопрос: Назовите три фронта времен гражданской войны и покажите на карте (Южный фронт – генерал А.И. Деникин, Восточный фронт – контр-адмирал А. В. Колчак, Белый Север – генерал Е.К. Миллер, Белый Крым – генерал П.Н. Врангель).
Учитель литературы: А сейчас представители движения исполнят песни времен гражданской войны
Зеленые:
1. Батька Махно смотрит в окно,
На дворе темным-темно.
Звезды светят и луна,
А в округе тишина...
припев:
Мертвые с косами вдоль дорог стоят -
Дело рук красных дьяволят!
Мертвые с косами сбросили царя,
Занималась алая,
Занималась алая,
Занималась алая, эх
Заря, заря, заря,
Алая заря...
2. Спит монастырь, дремлет село,
Мошки бьются о стекло..
На посту стоит монах,
Еле-еле на ногах...
Красные:
Вставай проклятьем заклейменный
Весь мир голодных и рабов!
Кипит наш разум возмущенный
И в смертный бой идти готов!
Припев: Весь мир насилья мы разрушим до основанья,
А затем, мы наш, мы новый мир построим
Кто был ничем, тот станет всем
Это есть последний
И решительный бой
С интернационалом
Воспрянет род людской. Интернационал.
Полыхает гражданская война
От темна, до темна
Много в поле тропинок
Только правда одна
Льют свинцовые ливни
Нам пророчат беду
Мы на плечи взвалили
И войну, и нужду
Если ж снова над миром грянет гром
Небо вспыхнет огнем
Вы нам только шепните
Мы на помощь придем
Из кинофильма: «Неуловимые
мстители»
Белые:
(1) Ваше благородие, госпожа Удача
Для кого ты добрая
Для кого иначе
Девять граммов в сердце
Постой, не зови
Не везет мне в смерти.
Повезет в любви.
(2) Ваше благородие, госпожа Разлука
Мы с тобой друзья давно
Вот какая штука
Письмецо в конверте
Погоди, не рви
Не везет мне в смерти,
Повезет в любви
(3) Ваше благородие, госпожа Чужбина
Жарко обнимала ты
Да только не любила
В ласковые сети постой, не зови
Не везет мне в смерти
Повезет в любви
(4) Ваше благородие, госпожа Победа
Значит моя песенка
До конца не спета
Перестаньте, черти
Да клясться на крови
Не везет мне в смерти
Повезет в любви.
Учитель истории: Выделите какие слои населения поддерживали белых, зеленых и красных.
Кто мне свои и кто чужие в гражданской войне?»
Выделяются 3 группы населения:
I группа:
Большая часть промышленного и сельского пролетариата, городская и сельская беднота, низшая часть офицерства и интеллигенции
Красная армия
II группа:
Городская и деревенская промышленность, мелкая буржуазия, крестьянство, часть офицерства, часть интеллигенции
Пассивны
III группа:
Крупная промышленная и финансовая буржуазия, помещики, часть офицерства, высококвалифицированная интеллигенция
Белая гвардия
Когда началась гражданская война?
В научной исторической литературе существует несколько точек зрения. Ряд западных истоков считает, что начало гражданской войны – это вооруженный захват власти большевиками в октябре 1917 г. Однако большее распространение получило у отечественных историков мнение о начале гражданской войны весны – лета 1918 г.
Учитель истории: Как вы думаете, почему проиграли белые офицеры, белое движение?
- они были поборниками старой власти
- у них не было для народа привлекательной программы
- отказ от сотрудничества с либеральными партиями, анархисты стали врагами белых
- не было единства и взаимодействия в лагере белых, каждый стремился к верховенству
- моральное разложение армии: грабежи, погромы, насилие, «Начали, как святые, закончили, как бандиты» слова лидера русских националистов В.В. Шульгина.
Учитель истории: Каждое движение должно ответить на вопросы
Задание 2:
Задумайтесь, какие уроки после гражданской войны могли извлечь белые?
Белые: ответы:
- могли осознать необходимость единства действий
- необходим был единый военный, политический лидер
- надо было выдвинуть более привлекательную и понятную массам программу, лозунги.
Красные: ответы:
- убедились, что самые жестокие действия способствуют достижению победы
- разуверились в надежде на быструю мировую революцию
- осознали невозможность продолжать прежнюю экономическую политику
Учитель истории:
Задание 3:
Какие уроки гражданской войны мы можем извлечь с вами сегодня?
- Гражданская война – страшное бедствие, национальная трагедия
- Высшей ценностью являются не идеи, а человеческие жизни
- В гражданской войне нет победителей
- Надо обществу уметь заключать компромиссы
- Диктатура одного класса или партии должна быть исключена
Учитель истории:
Задание 4:
Выскажите свое отношение к событиям в Екатеринбурге.
- расстрел царской семьи
- Как большевики объясняют свой поступок?
Казнь царской семьи нужна была не просто для того, чтобы запугать, ужаснуть, лишить надежды врага, но и для того, встряхнуть собственные ряды, показать, что отступления нет, что впереди полная победа или полная гибель. В
«интеллигентны» кругах партии, вероятно, были сомнения и покачивания головами. Но масса рабочих и солдат не сомневались ни минуты, никакого решения они не приняли бы и ни поняли ли бы».
Л.Д. Троцкий
председатель Реввоенсовета
Учитель литературы: Какими были слова в годы гражданской войны? Как люди говорили друг с другом?
«Брали на мушку», «ставили к стенке»,
«Списывали в расход» -
Так изменялись из года в год быта и речи оттенки
«Хлопнуть», «угробить»
«Отправить на шлеку»
«К Духонину в штаб», «разменять» -
Проще и хлеще нельзя передать
Нашу кровавую трепку.
Правду выпытывали из под ногтей
В шею вставляли «фугасы»,
«Шили погоны», «кроили лампасы»
«Делали однорогих чертей» -
Сколько понадобилось лжи
В эти проклятые годы,
Чтобы разъярить и поднять на ноги
Армии, классы, народы…
М.Волошин
И там и здесь между рядами
Звучит один и тот же глас:
Кто не за нас – тот против нас!
Нет безразличных: правда, с нами!
М.Волошин
«Гражданская война»
Учитель истории: Прочитать стихотворение И. Северянина «Суд Истории» и выразить свое отношение к изложенным событиям
Я чувствую близится судное время:
Бездушье мы духом своим победим:
И в сердце России пред странами всеми
Народом народ будет грозно судим.
И спросят избранники – русские люди –
У всех обвиняемых русских людей,
За что умертвили они в самосуде
Цвет яркий культуры отчизны своей.
Зачем православные Бога забыли,
Зачем шли на брата, рубя и разя…
И скажут они: «Мы обмануты были,
Мы верили в то, во что верить нельзя
И судьи умолкнут с печалью любовной,
Проверив себя в неизбежный черед,
И спросят: «Но кто же зачинщик виновный?»
И будет ответ: «Виноват весь народ»,
Он думал о счастье отчизны родимой,
Он шел на жестокость во имя любви…
И судьи воскликнут: Народ подсудимый!
Ты нам неподсуден: мы – братья твои!»
Мы часть твоя, плоть твоя, кровь твоя, грешный,
Наивный, стремящийся вечно вперед,
Взыскающий Бога в Европе кромешной,
Счастливый в несчастье, великий Народ!»
И.Северянин
Заключение:
Учителя истории и литературы: Гражданская война залила страну кровью, отравила общественное сознание ненавистью и злобой, противопоставила классовые и общественные ценности. Поэтому наша задача – сделать все возможное для исключения и повторения гражданской войны.
Список использованной литературы:
- Большой справочник «История», 1998 г. «Дрофа».
- Страницы истории гражданской войны. М., Просвещение. 1992 г.
- Хрестоматия по истории 1917-1975 г. М., 1991 г.
- Красные Маршалы. Р. Гуль М., 1990 г.
- Нетрадиционные уроки. История России XX века. 9, 11 классы. Волгоград, «Учитель».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка интегрированного урока по географии и истории для 9 класса по использованию учебного пособия «Гусь – Хрустальный – столица Мещёрского края»
Цели урока:- познакомить учащихся с полезными ископаемыми и горными породами Гусь – Хрустального района;- формирование умения по внешним признакам различать горные породы;- формирование навыков ...
Методическая разработка. Интегрированный урок (английский язык и история) в 5 классе в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения
Интегрированный урок в 5 классе (английский язык и история). Тема " Путешествие в Древнюю Грецию"...
Методическая разработка урока, 9-й класс История России, Человека на войне
Цель урока показать, что в любой войне главное место занимает человек. Проанализировать вместе с учащимися причины войны, ход военных действий, причины побед большевиков, причины поражения белых. Осмы...
Методическая разработка интегрированного урока в 11 классе с применением ЭОР "Поэзия, опаленная войной"
Интегрированный урок по литературе и истории в 11 классе,урок-презентация с применением ЭОР (электронных образовательных ресурсов) и групповой формы работы....
Методическая разработка интегрированного урока в 11 классе с применением ИКТ и ЭОР "Поэзия, опаленная войной"
Урок-презентация,интегрированный урок по литературе и историис применением ЭОР, ИКТ...
Обобщение опыта учителя истории Лякутиной Татьяны Евгеньевны и обществознания по использованию игровой технологии на уроках. Методическая разработка интегрированного урока в 5 классе на тему "Путешествие по Московскому Кремлю"
Интегрированный урок по предметам математика и история....
Методическая разработка интегрированного урока (русский язык, литература, история) "Когда-то и сейчас"
Урок постороен в технологии развития критического мышления, затрагивает тему Холокоста....