Программа элективного курса по литературе в 8 классе "Гражданское воспитание на примере литературы родного края"
элективный курс по литературе (8 класс) по теме
Данная работа прошла экспертную редакционную оценку и получила положительное заключение оргкомитета официального сайта "Моя Югра".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_grazhdanskoe_vospitanie.docx | 137.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа
элективного курса по литературе «Гражданское воспитание на примере литературы родного края»
Актуальность программы
Стратегической целью социального развития нашей страны является формирование гражданского общества и построение правового государства. Повышение гражданско-правовой культуры личности приобретает в связи с этим особую актуальность, так как при отсутствии навыков активного участия граждан в жизни отдельного региона и всего государства, без развитого чувства ответственности за судьбу страны все намечаемые преобразования так и останутся на стадии теоретического обсуждения, и демократических изменений не произойдёт, потому что функционирование демократии и правового государства зависит от грамотных, образованных граждан, имеющих доступ к широчайшему спектру информации, что позволяет людям активно участвовать в жизни общества, принимая осознанные и ответственные решения. В связи с этим необходимо глубокое теоретическое осмысление проблем гражданской культуры детей и подростков, выявление особенностей формирования гражданского самосознания в подростковом возрасте, разработка и осуществление специальных программ, с помощью которых возможно создать условия для гражданского становления и самореализации личности, решить актуальную проблему самоопределения подростка в системе жизненных ценностей. Гражданское становление личности подростка на уроке и во внеурочной деятельности расширяет диапазон проявления его способностей, увеличивает возможность каждого выпускника школы занять достойное положение в обществе и проявить свою сознательную гражданскую активность. Литература родного края является благодатным материалом для формирования данных качеств, поскольку любовь к родине начинается с любви к своему краю, его литературе в том числе. Современным школьникам известны имена Пушкина, Достоевского, Толстого, Лермонтова и других мэтров русской культуры, а вот своих земляков, прославивших их малую родину – не знают, а значит, понятия не имеют, почему они должны гордиться местом, где родились и где живут. В программе большое внимание уделяется работе с произведениями писателей и поэтов родного края и города Нижневартовска, так как подросток должен знать свой край, литературу и культуру, осознавать место литературы и культуры своего края в общем литературном процессе.
Основные принципы реализации программы – научность, доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.
Описание программы
Программа элективного курса по литературе «Гражданское воспитание на примере литературы родного края» для 8 класса представляет собой проект, направленный на реализацию ФГОС ООО. В основе содержания и структуры программы лежит концепция изучения края на основе литературного наследия писателей в процессе их творческой деятельности. Литературные произведения изучаются как результат конкретного периода. В программе раскрываются основные аспекты организации проектно – исследовательской работы во внеурочной деятельности. Программа представляет документ, содержащий комплекс взаимосвязанных мероприятий по достижению целей и задач обучения в старшей школе. Программа разработана на основе анализа результатов обучения, с учетом имеющихся ресурсов (кадровых, материально-технических, дидактических) для ее реализации. Программа учитывает возрастные особенности восьмиклассников. С этой целью включены такие виды деятельности, как исследование, проектирование, презентация, экскурсия, медиа-мост, публикации.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Целевое направление программы: общеинтеллектуальное, гражданское и социальное.
Цель программы элективного курса по литературе «Гражданское воспитание на примере литературы родного края»: создание условий для формирования и развития личности школьника, обладающего качествами гражданина, патриота через воспитание чувства причастности к литературному наследию родного края.
Задачи программы:
- дать представление о творчестве писателей и поэтов родного края;
- развитие интереса к истории родного края и формирование на конкретном литературном материале гражданско-патриотических чувств и убеждений;
- использование материала наследия и традиций в процессе формирования позитивного отношения учащихся к активной социально-значимой деятельности через вовлечение их в активную деятельность музея, библиотек;
- развитие речи и творческих способностей учащихся;
- развитие исследовательских умений и навыков публичной защиты исследования (проекта).
- воспитание гражданина, знающего историю и литературу родного края, уважающего культуру разных народов, ответственного за настоящее и будущее своей страны.
Нормативное и методическое основание
Федеральный уровень:
Письмо Департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 года № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»; Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников; Назарова И.Г. Теоретические основы организации внеурочной (внеурочной) деятельности школьников (НПК, Ярославль, ИРО, 22.01.09).
Региональный уровень:
Приказ Департамента образования и науки Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 30.06.2010 №481 «О введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в образовательных учреждениях Ханты-Мансийского автономного округа – Югры»; Методические рекомендации по составлению рабочих программ, примерное положение о рабочей программе внеурочной деятельности Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 01.06.2012 №4694/12.
Муниципальный уровень
Приказ департамента образования администрации г. Нижневартовска от 26.07.2010 №260 «О введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в общеобразовательных учреждениях города Нижневартовска»
Место программы в учебном плане:
Программа рассчитана на 35 часов в год с проведением двухчасовых занятий 1 раз две недели. Содержание программы отвечает требованиям к организации внеурочной деятельности. Тематика задач и заданий отражает реальные интересы учащихся, содержит полезную и информацию, интересные факты, способные дать простор воображению, создать почву для развития интереса к истории родного края и формирования на конкретном литературном материале гражданско-патриотических чувств и убеждений, а также для проведения исследования и проектирования, создания творческих работ и их публикаций на образовательных сайтах.
Социальные партнеры: Центральная городская библиотека им. М.К. Анисимковой, Центральная городская детская библиотека «Читай-город», городская библиотека №4, краеведческий музей имени Т.Д. Шуваева, Литературное объединение «Замысел» и Литературная студия «Самотлор».
Применяемые способы обучения: проектный и исследовательский методы, технологии развивающего, проблемного обучения, групповые, индивидуальные формы работы. Технология интерактивного обучения.
Мотивационные приемы: создание ситуации успеха, положительный эмоциональный настрой, сотрудничество учителя и ученика, ученика и ученика, привлечение обучающихся к оценочной деятельности, занимательность обучения, создание проблемных ситуаций, применение мер поощрения, наглядность, развитие у учащегося желания быть полезным обществу, возможность опубликовать свою творческую работу.
Организационные формы обучения: индивидуально-групповая, групповая, коллективная.
Ожидаемые результаты:
Личностными результатами реализуемой программы являются:
- воспитание гражданина, знающего историю и литературу родного края, уважающего культуру разных народов, ответственного за настоящее и будущее своей страны;
- совершенствование духовно-нравственных качеств личности;
- воспитание гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России, воспитание чувства ответственности;
- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы др.);
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование стремления знать, как можно больше о родном крае;
- развитие потребности к самостоятельному изучению различных проблем через исследовательскую деятельность.
Метапредметными результатами изучения программы являются универсальные учебные действия. Учащиеся научатся:
- формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями;
- применять изученные способы работы с дополнительной литературой;
- анализировать учебный материал, действовать в соответствии с заданными правилами;
- включаться в групповую работу, участвовать в решении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его;
- контролировать свою деятельность (обнаруживать и исправлять ошибки).
Предметными результатами реализуемой программы являются:
- сравнивать произведения героического эпоса разных народов, определять черты национального характера;
- определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;
- создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;
- осуществлять самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и проект, создавать творческую работу.
Мониторинг эффективности реализации программы
Показатель | Критерии |
Количество партнёров, эффективность взаимодействия. | Наличие системы социального партнёрства. |
Удовлетворенность учащихся внеурочной деятельностью, своим участием в данной деятельности; удовлетворение интересов учащихся. | Критерий успеха (достижение поставленной цели, удовлетворенность собой, признание общества). |
Сформированность специальных умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске. | Проявляемые умения: видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать свои идеи. |
Возросшие познавательные потребности и развивающиеся способности. | Положительная динамика детского отношения к процессу познания и росту успешности основной учебной деятельности. Изменение характера познавательной деятельности в сторону повышения степени самостоятельности. |
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА С УКАЗАНИЕМ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Раздел 1. «Традиции и культура народов Севера» (12 ч.)
Занятия 1, 2.Тема: «Введение. Литература родного края».
Цель: создать условия для знакомства обучающихся с новинками литературных изданий города и округа, для формирования умения работать с библиографией, справочной и документальной литературой.
Содержание: Общая характеристика. Краевой фольклор. Литературная Югра. Периодические литературные издания города округа. Образ края в современной литературе. Своеобразие истории и этнической географии, особенностей климата и специфика сибирского характера.
Форма занятия: библиоквест.
Занятия 3,4. Тема: «Фольклор народов Севера».
Цель: создать условия для знакомства с укладом жизни и культурой народов Севера, формирования умения видеть общность произведений, принадлежащих разным народам.
Содержание: Народные песни, сказки, мифы, легенды, пословицы, поговорки, загадки народов Севера. Трехуровневый мир народов Севера. Сказки о богатырях. Проблема автора в сказках. Мифологические боги. Священные и старинные сказания о происхождении мира. Особенности жанра и содержание загадок народов Севера. Мудрость и смекалка пословиц и поговорок. Сочетание занимательности с важными нравственными проблемами.
Форма занятия: познавательная экскурсия в краеведческий музей.
Занятия 5, 6. Тема: «Сказители и собиратели произведений устного народного творчества».
Цель: создать условия для формирования умения выразительно читать текст с учетом особенностей произведения.
Содержание: Анна Митрофановна Конькова (бабушка Аннэ), Мария Вагатова (М.К. Волдина) – сказительницы и собирательницы сказок. Особенность речи сказочников, манера сказывания. Местный колорит в сказках.
Форма занятия: сундучок литературный – литературная игра, аналитическая беседа.
Занятия 7, 8. Тема: «Уклад жизни и фольклор народов Севера в историко - этнографическом трактате М.К. Анисимковой и А.С. Кузьминой «На священных берегах Ваха».
Цель: создание условий для формирования умения работать с этнографической литературой.
Содержание: «На священных берегах Ваха». Жизнь и быт народов Севера. Фольклор – источник познания мира. Метафоричность народного языка. Одухотворенность природы. Нравственные нормы и мораль языческой веры.
Форма занятия: творческая встреча, аналитическая беседа.
Занятия 9,10. Тема: «Историко – этнографический трактат - уникальный источник сведений о Нижневартовском районе».
Цель: создание условий для формирования умения анализировать произведение, владения навыками поисково-исследовательской деятельности.
Содержание: Историко – этнографический трактат. Особенности композиции и языка. Архивные документы, исторические факты, легенды и поверья, дневник путешествия по реке Вах. Предметный мир. Отпечаток эпохи. Источник сведений о Нижневартовском районе.
Форма занятия: поисково-исследовательская работа.
Занятия 11, 12. Тема: «Традиции и культура народов Севера».
Цель: создание условий для формирования умения публично защищать самостоятельно выполненную исследовательскую работу (проект).
Содержание: Защита ученических исследовательских работ (проектов) по теме «Традиции и культура народов Севера».
Форма занятия: научно-практическая конференция.
Раздел 2. «Писатели о прошлом Югорского края» (8 ч.)
Занятия 1, 2. Тема: «История земли сибирской в творчестве Ю. Шесталова».
Цель: знакомство с основными биографическими сведениями о Ю. Шесталове, его общественной деятельности; формирование умения анализировать произведение.
Содержание: История земли сибирской. Картины жизни народов Севера. Подземные кладовые древней земли манси. Думы о «русском мужике». Мысли и мечты народа о светлом будущем. Многовековое органичное единство Человека и Природы.
Форма занятия: презентация.
Занятия 3,4. Тема: «Мансийский эпос в поэме Ю. Шесталова».
Цель: создать условия для раскрытия творческих возможностей обучающихся.
Содержание: «Языческая поэма». Эпический образ Сибири. Философия народа манси. Самобытная поэтика Ю. Шесталова. Стилистическое своеобразие поэмы. Думы о Медвежьей Голове. Формирование Космического Сознания. Философский код спасения человечества.
Форма занятия: литературная гостиная.
Занятия 5, 6. Тема: «Историческая тема в творчестве М.К. Анисимковой».
Цель: познакомить обучающихся с историей родного края на примере романов М.К. Анисимковой; проследить исторические процессы через судьбы героев, их поиски смысла.
Содержание: М.К. Анисимкова – писатель и гражданин. Информационный задел страниц сибирской истории в романах писательницы. «Ваули» - роман о ненецком вожде, восставшем против шаманов, богатеев и местных князьков. Походы русских ратичей в Сибирь, события 15-16 веков в романе «Великий камень». «Порушенная невеста» - печальное повествование о судьбе Марии, старшей дочери опального князя Александра Меншикова. «Плач гагары» - роман о великородных изгнанниках Березовского острога, судьбе одного из крупнейших аристократических родов России Долгоруких. «Наледь» - роман, посвященный историко-революционным событиям Обского Севера. Историческая основа романов и художественный вымысел.
Форма занятия: экскурсия в Центральную городскую библиотеку им. М.К. Анисимковой.
Занятия 7, 8. Тема: «Герои и подвиги в романе М. К. Анисимковой «Великий камень».
Цель: создание условий для формирования умения публично защищать самостоятельно выполненную исследовательскую работу (проект).
Содержание: Роман «Великий Камень». Народность, сила и красочность языка. Героические судьбы Югорских князей, их роль в произведении. Царь Иван III и его политика. Первый острог на Лозьве. Походы русских ратичей в Сибирь. Освоение Сибири. Знаменитый путь из Москвы в Сибирь.
Форма занятия: публичная защита реферата.
Раздел 3. «О подвиге, о мужестве, о славе» (4 ч.)
Занятия 1, 2. Тема «Великая Отечественная война в творчестве А.П. Дарьиной».
Цель: знакомство с основными признаками понятий: патриотизм, патриотический пафос, Отечество, патриотическое самосознание; создание условий для формирования умения определять авторскую позицию и формулировать свое отношение к ней.
Содержание: Стихотворения «Поставим память в караулы», «Баллада о матери», «Набат Хатыни», «Похоронка», «Памяти узников». Мотив исторической памяти. Проблема чувства и долга. Стойкость и подвиг советского, российского народа в Великой отечественной войне. Поиск подлинных человеческих ценностей.
Форма занятия: час Памяти, творческая встреча с поэтессой и ветеранами Великой Отечественной войны.
Занятия 3, 4. Тема: «Гражданская лирика Н.С. Лысейко».
Цель: знакомство с основными признаками понятий: гражданственность, честь и достоинство, воинский долг, гражданское самосознание; формирование умения определять гражданскую позицию поэта и формулировать свое отношение к ней, вести поисково-исследовательскую деятельность на основе архивных документальных сведений своих близких и родственников.
Содержание: Стихотворения «С Днем защитника Отечества», «Офицерские жены», «Российская душа», «Три героя», «Наш ратный крест». Прославление защитников Отечества, их воинского долга перед Родиной. Проблема истинных человеческих ценностей в современном обществе. Гражданская позиция автора. Боль за настоящее и тревога за будущее России. Героическое прошлое близких и родственников, участников Великой Отечественной войны. Документы, фотографии, письма с мест событий. Герои и подвиги. Альбом памяти «История моей семьи в истории края».
Форма занятия: презентация, исследовательская работа - альбом памяти «История моей семьи в истории моего края».
Раздел 4. «Тема Родины в творчестве писателей и поэтов Югорского края» (10 ч.)
Занятие 1, 2. Тема: «Образ Сибири в рассказах А.С. Кузьминой».
Цель: знакомство с творчеством А.С. Кузьминой, её общественной деятельностью; формирование умения определять роль важнейших эпизодов произведения в развитии его темы, идейного содержания в изображении характеров героев.
Содержание: «Главный лесничий» - автобиографичная книга А. С. Кузьминой. Рассказы, созданные на личных воспоминаниях и переживаниях. Родительская любовь и дочерняя привязанность. Главные герои – люди из народа. Искренность, доброта и духовная красота главных героев рассказов. Любовь к родине как источник формирования гражданственности.
Форма занятия: творческая встреча с писательницей, старожилами города.
Занятия 3, 4. Тема: «Сторона родная в творчестве Г.А. Кузнецовой».
Содержание: Литературный сборник «Сторона родная». Мотивы любви к своей родине. Жизненная проза, осмысление действительности, раздумья о бытии, сложностях и перипетиях судьбы. Призыв автора отдать дань признательности родине, которой многим обязан.
Форма занятия: библиотечный урок.
Занятия 5, 6. Тема: «Образ края в поэзии А. С. Тарханова».
Цель: раскрыть образ края на примере творчества А.С. Тарханова.
Содержание: «Белая ночь», «Иду за стихами к лесному ручью», «Вдыхаю запах сосняка…», «Письмо в Сибирь», «На улице праздник и вербы, и снега». Образ края в современной литературе. Реалистическое искусство. Черты русской классики в творчестве мансийского поэта. Сочетание реалистичной конкретности с романтической символикой. Лаконизм поэзии Тарханова как национальная черта. Эстетика «цивилизации сосновой иглы». Глубокая и страстная любовь к родному краю и к своему народу, связь с его историческим укладом и моралью.
Форма занятия: библио-кафе.
Занятия 7, 8. Тема: «В. Акимов о родном крае и людях труда».
Цель: знакомство с творчеством В.Акимова о родном крае и людях труда; формирование умения давать устный отзыв о самостоятельно прочитанном литературном произведении.
Содержание: «Нижневартовск – Ханты–Мансийск», «Весенние парадоксы», «Слава Югре», «О нашей Белозерке», «Самотлорские ночи», «Монолог вахтовика». Любовь к родному городу, краю, людям труда. Покорение легендарного Самотлора. Освоение природных богатств. Героический труд нефтяников. Любовь к родине как источник формирования необыкновенных характеров. Одухотворенность природы, единство с ней человека.
Форма занятия: творческая встреча.
Занятия 9, 10,11. Тема: «Город глазами молодых поэтов».
Цель: формирование умения создавать стихотворное произведение о родном городе, крае, людях труда; самостоятельно создавать поэтический сборник.
Содержание: Ритм и рифма. Композиция. Роль изобразительно-выразительных средств. Идейное содержание стихотворения. Тема «большой» и «малой» родины. Достопримечательности города. Прославленные имена. Детское творчество о родном крае и людях, проживающих в нем. Поэтический сборник детского творчества.
Форма занятия: творческая мастерская.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
8 класс (35 часов)
№ | Тема занятий | Кол-во часов | Дата по плану | фактически | Результат (выход) |
Традиции и культура народов Севера (12 ч.) | |||||
1-2 | Введение. Литература родного края. | 2 | |||
3-4 | Фольклор народов Севера. | 2 | |||
5-6 | Сказители и собиратели произведений устного народного творчества. | 2 | |||
7-8 | Уклад жизни и фольклор народов Севера в историко- этнографическом трактате М.К. Анисимковой и А.С. Кузьминой «На священных берегах Ваха». | 2 | |||
9-10 | Историко – этнографический трактат - уникальный источник сведений о Нижневартовском районе. | 2 | |||
11-12 | Традиции и культура народов Севера. | 2 | Исследовательские работы (проекты) по теме «Традиции и культура народов Севера» | ||
Писатели о прошлом Югорского края (8 ч.) | |||||
1-2 | История земли сибирской в творчестве Ю. Шесталова. | 2 | |||
2-3 | Мансийский эпос в поэме Ю. Шесталова. | 2 | |||
5-6 | Исторические романы М.К. Анисимковой. | 2 | |||
7-8 | Герои и подвиги в романе М. К. Анисимковой «Великий камень». | 2 | Сочинение «Югорская земля – родина моя» | ||
О подвиге, о мужестве, о славе (4 ч.) | |||||
1-2 | Великая Отечественная война в творчестве А.П. Дарьиной. | 2 | |||
3-4 | Гражданская лирика Н. С. Лысейко. | 2 | Альбом памяти «История моей семьи в истории края» | ||
Тема Родины в творчестве писателей и поэтов Югорского края (10 ч.) | |||||
1-2 | Образ Сибири в рассказах А.С. Кузьминой. | 2 | |||
3-4 | Сторона родная в творчестве Г.А. Кузнецовой. | 2 | |||
5-6 | Образ края в поэзии А. С. Тарханова. | 2 | |||
7-8 | В. Акимов о родном крае и людях труда. | 2 | |||
9-11 | Город глазами молодых поэтов. | 3 | Поэтический сборник «Город глазами молодых поэтов» с последующей публикацией на образовательных порталах | ||
Итого: | 35 ч. |
Возможные результаты («выходы») деятельности
обучающихся:
Возможные результаты («выходы») деятельности обучающихся: исследовательская работа (проект), альбом памяти «История моей семьи в истории моего края», фотоальбом, сочинение «Югорская земля – родина моя», справочник, презентация, видеоролик, поэтический сборник «Город глазами молодых поэтов» с последующей публикацией на образовательных порталах.
Данный элективный курс по литературе предполагает сформировать и развить личность школьника, обладающего качествами гражданина, патриота через воспитание чувства причастности к литературе родного края.
Курс позволит школьникам познакомиться с биографией писателей и поэтов родного края, их общественной деятельностью, гражданской позицией, литературой родного края, расширить базовые для основной школы знания.
Данный курс поможет школьникам овладеть способами исследовательской и творческой деятельности, повысить компетентность учащихся в области проектных и информационно-коммуникационных технологий, самостоятельной работы с библиографией, научными и документальными источниками, включая анализ информации, поступающей из средств массовой информации; создать основу для становления гражданского самосознания личности, осмысления перемен в мире и собственной стране.
Созданные творческими ученическими группами научно-исследовательские работы (проекты) будут опубликованы на сайте школы и в средствах массовой информации, на образовательных порталах.
Курс будет способствовать развитию связей школы с внешкольными учреждениям (краеведческим музеем, городскими библиотеками, НОУ и т.п., литературными сообществами).
Таким образом, элективный курс направлен на формирование предметной, коммуникативной и социальной компетентностей, облегчающих процесс социализации.
Направления сотрудничества с внешкольными учреждениями по реализации программы
Аппарат контроля
Контроль и оценивание внеурочной деятельности обучающихся основывается на критериях уровня и качества выполняемых заданий по содержанию представленных результатов, на основе наблюдений учителя за личностным ростом обучающегося в ходе работы.
Формы контроля и система оценивания.
Контрольно-оценочная деятельность осуществляется через вербальную, содержательную, прогностическую оценку, оценку по конечному результату, рецензирование, самооценку, взаимооценку, создание определенного общественного мнения, «Листа оценивания» в конце занятия.
Лист оценивания деятельности обучающихся
Информационные ресурсы для педагога и учащихся:
- Активные формы преподавания курса «Граждановедение» (тренинги, деловые и ролевые игры). М., 2015.
- Азаров А.Я. Права человека. Новый взгляд. М., 2016.
- Белоусов Л.М. Элементы краеведения в преподавании литературы. В сб. «Краеведение в средней школе» - М., 2016.
- Кузнецова Л.М., Пудикова Л.В. Творчество народов Севера.- Нижневартовск, 2016.
- Методические приемы в гражданском и патриотическом образовании. Иоффе А.Н., Пахомов В.П., Тольятти, 2016 г.
- Патриотическое воспитание на уроках литературы и во внеклассной работе. Москва, «Просвещение», 2015 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса "Топонимика родного края"
Предлагаемый курс посвящен одному из разделов лексикологии - топонимике. Топонимы могут рассказать нам много интересного из жизни наших предков. Интересна народная этимология, в ней проявляются творче...
Программа элективного курса "Родной край"
Программа "Родной край" имеет краеведческую направленность, предназначена для учащихся 8-9 классов общеобразовательной школы,предусматривает изучение материала о родном крае. Цель данного курса - расш...
Программа элективного курса "Культура родного края"
Программа курса предлагается учащимся 9 классов общеобразовательной школы. Она направлена на развитие жизненных навыков старшеклассников, связанных с нормами человеческого обще...
: Программа элективного курса по английскому языку «Путешествие по родному краю» (8-9 классы)
Данный курс «Путешествие по родному краю» направлен на систематизацию и расширение зна...
Программа элективного курса "Мой край родной"
В соавторстве с М. Б. СолодкимРабочая программа элективного курса «Мой край родной» для 11 класса направлена на достижение следующих целей:- формирование экологической грамотности обучающихся;- воспит...
Программа элективного курса по географии для 6 класса "Люби и знай, родной свой край"
Пояснительная запискаНастоящая программа имеет краеведческое направление, предназначена для учащихся 6 класса общеобразовательной школы. Предусматривает изучение материала о родном крае, что позволяет...
Программа элективного курс по родной литературе "Литература писателей Алтайского края"
Данный элективный курс составлен на основе авторской программы О. В. Богдановой « Роль регионального компонента в преподавании литературы и во внеклассной работе». Программа элективного ку...
- Мне нравится (1)