Программа элективного курса по географии для 6 класса "Люби и знай, родной свой край"
элективный курс по географии (6 класс) по теме
Пояснительная записка
Настоящая программа имеет краеведческое направление, предназначена для учащихся 6 класса общеобразовательной школы. Предусматривает изучение материала о родном крае, что позволяет развить интерес школьников к своей малой родине.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_elektivnogo_kursa_po_geografii.docx | 34.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Средняя
общеобразовательная школа д. Шибково»
Программа элективного курса по географии
для 6 класса
«Люби и знай, родной свой край»
Автор: учитель географии-
Давыдова Ирина Владимировна
2017-2018 учебный год.
Пояснительная записка
Настоящая программа имеет краеведческое направление, предназначена для учащихся 6 класса общеобразовательной школы. Предусматривает изучение материала о родном крае, что позволяет развить интерес школьников к своей малой родине. Краеведение имеет большое значение в воспитании патриотических чувств учащихся, расширении кругозора, развитии их интеллектуального и творческого потенциала.
Важным условием развития современного общества является возросший интерес к своему историческому прошлому, народным обычаям и традициям, проблемам регионального развития и возрождения самобытности, а также проблемам экологии. Поэтому краеведение становится приоритетным направлением школьного образования. Этому способствует введение в учебный процесс регионального компонента, предусмотренного Законом РФ «Об образовании», в котором одним из целевых ориентиров является защита национальных культур и региональных культурных традиций.
В проекте «Национальной доктрины образования в Российской Федерации» подчеркивается, что система образования призвана обеспечить «историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России; воспитание патриотов России, граждан правового и демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость». Поэтому изучение родного края становится ведущим фактором воспитания патриотизма, что очень актуально в наши дни.
Необходимо подчеркнуть важнейшую роль изучения родного края в формировании духовного мира школьников и духовного развития нации в целом. Ведь богатство страны в активном культурном взаимодействии всех ее регионов. Решение многих проблем в жизни страны зависит от гражданской позиции, сформированной у учащихся, уважения к историческому наследию своего народа, бережному отношению к природе.
Цель элективного курса «Люби и знай, родной свой край» - расширение знаний о родном крае и его людях, развитие творческих способностей учащихся, активизация их познавательной деятельности, воспитание гражданственности и патриотизма, бережного отношения к природе, уважения к истории и культуре региона и страны, народов их населяющих.
Задачи программы:
- обучение методам географического познания, умению работать с различными источниками информации;
- развитие умений рассказывать о красотах природы, важнейших исторических событиях своей родины, их участниках; давать описание природных объектов, исторических событий и памятников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ (сочинений, рефератов, отчетов об экскурсиях);
- активизация познавательной активности учащихся, совершенствование умений и навыков самостоятельной работы, работы в группе;
- развитие интереса к предмету, расширение кругозора учащихся;
- воспитание бережного отношения к природе.
Программа рассчитана на 18 часов, носит интегративный характер, включает интеграцию знаний учащихся по учебным дисциплинам: географии, истории, литературе, изобразительному искусству.
Курс состоит из введения, трех основных разделов и заключения. Введение «Мой край» знакомит учащихся с понятиями «малая родина», «патриот», «патриотизм», нацелен на воспитание любви к родному краю, формирование целостной картины среды обитания.
Первый раздел «Природа родного края» дает возможность учащимся получить знания о географическом положении области, района и своего населенного пункта, о природных условиях и ресурсах родного края и научиться работать с географическими картами, а также с другими источниками географической информации, выделять главное, составлять план, писать сообщения и рефераты, заполнять таблицы.
Второй раздел «Страницы истории родного края» предусматривает изучение исторического прошлого своего края и организацию практических занятий по изучению краеведческих материалов: работа с историческими источниками (материалы периодической печати, воспоминания, документы), подготовка докладов и выступлений, написание творческих и исследовательских работ.
Третий раздел «Экскурсионный» предполагает проведение экскурсий в краеведческий музей, библиотеку, на объекты природы (лес, река).
В заключительной части учащиеся получают возможность рассказать о результатах своего труда: подготавливают и защищают творческие работы: презентации, сообщения, рефераты, доклады.
Образовательными результатами программы являются:
- Устойчивый интерес к истории и природе своей Родины;
- Умение устанавливать связи между прошлым и современностью;
- Способность творчески мыслить и рассуждать;
- Способность заниматься исследовательской деятельностью индивидуально и в творческих группах.
Критериями успешности учащихся по окончании занятий является: представление и защита творческой работы, выступление с сообщением или презентацией, написание доклада или реферата.
Программа элективного курса «Люби и знай, родной свой край», нацеленная на патриотическое воспитание школьников на основе изучения истории и природы родного края, служит решению образовательных и воспитательных задач современной школы.
Учебно-тематический план
№ п/п | Название темы | К-во часов | Форма занятия | Форма контроля |
Введение «Мой край» 2 часа | ||||
1. | Моя малая родина. | 1 | Вводная лекция с элементами беседы | Распределение тем сообщений, докладов |
2. | Сердцу милый уголок | 1 | Конкурс сочинений и рисунков о родном крае | Сочинение, рассказ, стихотворение «Мой любимый уголок земли». Конкурс рисунков |
.I раздел «Природа родного края» 5 часов | ||||
3. | НСО. Искитимский район. д. Шибково – место на карте | 1 | Лекция с элементами беседы. Практическая работа с картами | Составление плана по данной теме. Работа с географическими атласами и контурной картой |
4. | Топонимический словарь района. | 1 | Работа с материалами периодической печати, Интернет-ресурсами, географическими картами | Составление географического словаря топонимов района. |
5. | Берега родного края. | 1 | Работа в группах с топографическими и физическими картами | Составление картосхем с расположением форм рельефа и внутренних вод. |
6. | Климатические условия лесостепи | 1 | Работа в группах с различными источниками информации | Составление сообщений о погоде и сезонных изменениях в природе |
7. | Природные ресурсы нашего края. | 1 | Лекция. Самостоятельная работа с источниками информации | Заполнение таблицы «Богатства природы края». Кроссворд «Родная сторона» |
II раздел «Страницы истории родного края» 6 часов | ||||
8-9. | Село, в котором мы живем | 2 | Лекция с элементами беседы. Работа с историческими источниками и интернет - ресурсами | Краткая летопись села. Викторина |
10. | Наш край в годы Великой Отечественной войны | 1 | Семинар. | Сообщения: - об участниках войны, - о тружениках тыла, - о земляках – героях Советского Союза |
11-12. | Образование средней школы | 2 | Самостоятельная работа с различными источниками информации | Составление викторины «Моя школа» |
13. | Люди села | 1 | Устный журнал «Знатные люди села» | Коллективный проект «Люди нашего села» |
III раздел. «Экскурсионный» 3 часа | ||||
14. | Шибковская библиотека | 1 | Экскурсия «У книжной полки» | Отзыв об экскурсии |
15. | Краеведческий школьный музей | 1 | Экскурсия | Оформление материалов для музея |
16. | Объекты природы | 1 | Прогулка в лес и к реке «Экологическая тропа» | Фотовыставка, выставка рисунков «Красоты родной природы» |
Заключение 2 часа | ||||
17-18 | Итоговое обобщающее занятие | 2 | Конференция | Защита творческих работ: доклады, презентации. |
Содержание программы
Введение «Мой край» (2 часа)
Общая характеристика курса. Понятие «малой Родины». Мой край, моя страна. Панорамное видение малой Родины (село – район – край). Чувства и образы Родины. Любовь к родному краю. Понятие «патриот», «патриотизм». Рассказы и рисунки учащихся о родном крае. Сочинения «Мой любимый уголок земли».
I раздел «Природа родного края» (5 часов)
Тема 1. (1 час) НСО. Искитимский район. д. Шибково – место на карте
Географическое положение. Границы с другими районами Новосибирской области. Работа с географическими картами.
Тема 2. (1 час) Топонимический словарь района.
Топонимика района. Названия населенных пунктов, рек, озер и т.д. История их возникновения и происхождение названий. Работа с картами и со словарями.
Тема 3. (1 час) Берега родного края.
Особенности рельефа. Речная система. Озера и болота, подземные воды. Неповторимость и своеобразие родной природы. Работа с физическими и топографическими картами. Составление картосхем.
Тема 4. Климатические условия лесостепи (1 час)
Климатические условия. Сезоны года. Особенности сезонных изменений в природе и хозяйственной деятельности населения. Работа с материалами метеорологических станций, с климатическими картами, сводками погоды.
Тема 5. Природные ресурсы нашего края. (1 час)
Природная зона. Лесостепь. Природные ресурсы и экология края. Полезные ископаемые нашего края, их использование. Памятники природы. Растительный и животный мир.
II раздел «Страницы истории родного края» (6 часов)
Тема 1. Село, в котором мы живем. (2 часа)
Образование района. История заселения края. Первые письменные источники по истории края. Первые жители края. Этнический состав населения. Основание населенных пунктов. Прошлое и настоящее села.
Тема 2. Наш край в годы Великой Отечественной войны. (1час)
Земляки – участники Великой Отечественной войны. Женщины – фронтовички. Труженики тыла. В тылу как на фронте. Дети военной поры. Боевые земляки - Герои Советского Союза. Ветераны войны. Никто не забыт, ничто не забыто. Книга Памяти.
Тема 3. Образование средней школы. (2 часа)
История Шибковской средней школы. Первые руководители школы. Учебные дисциплины, состав учеников, материальная база. География выпускников школы. Гордость школы – медалисты. Педагогический коллектив. Ветераны педагогического труда.
Тема 4. Люди села. (1 час)
Знакомство с именами знаменитых земляков, их биографиями.
III раздел «Экскурсионный» (4 часа)
Тема 1. Шибковская библиотека. (1 часа)
История создания сельской библиотеки. Библиотечные фонды: художественная литература, научно-публицистическая, справочная, детский фонд. Обзор литературы. Краеведческие материалы. Просветительская и организаторская деятельность библиотеки. Профессия библиотекарь.
Тема 2. Краеведческий школьный музей. (1 час)
Школьный музей. Музей – хранилище исторической памяти. История создания музея. Знакомство с экспозициями и фондами музея. Экскурсия по музею. Профессии работников музея.
Тема 3. Объекты природы (1 час)
Прогулка в лес и к реке «Экологическая тропа».
Заключение. (2 часа)
Итоговые обобщающие занятия.
Представление и защита творческих и исследовательских работ.
Темы творческих работ:
Мой любимый уголок земли.
Люди нашего села.
Наши земляки на фронтах Великой Отечественной войны.
Топонимический словарь района.
Кроссворд «Родная сторона»
Викторина «Моя школа»
Примерные темы исследовательских работ:
Наше село: прошлое, настоящее, будущее.
Боевые традиции земляков.
Природные богатства Новосибирской области.
Искитимский район: перспективы развития.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Люби и знай родной свой край
Игра-путешествие по родному краю. Материал по патриотическому воспитанию для следопытов...
Внеклассное мероприятие "Люби и знай родной свой край!"в форме игры "Умники и умницы"
Актуализация биологических и экологических знаний на основе национально-регионального компонента; развитие интереса к предмету; расширение кругозора; любовь к родной стороне и бережное отношение...
Проект "Люби и знай родной свой край"
Проект- знакомство с культурой родного края - Республики Марий Эл...
Проект "Люби и знай родной свой край"
Проект по нравственно-патриотическому воспитнанию...
Командная игра «ЛЮБИ и ЗНАЙ родной свой край» по предмету «Этнография коренных народов Севера»
Повторение и закрепление пройденного материала по предмету "Этнография коренных народов Севера", развитие познавательных способностей учащихся, воспитание любви к своей Родине - Югре....
Рабочая программа Элективного курса по географии "Изучение природы родного края" по УМК Бариновой 8 класс ( 17 часов)
Данная программа может быть использована на уроках географии и краеведения в 8 классах...
Мероприятие по географии «Люби и знай родной свой край!»
Мероприятие по географии «Люби и знай родной свой край!»Цель мероприятия: расширить и закрепить знания обучающихся о родном крае.ЗадачиОбразовательная:создавать объективн...