Роль проектной деятельности в преподавании литературы
статья по литературе на тему
Предварительный просмотр:
Роль проектной деятельности в преподавании литературы
В современной школе особую актуальность получают приёмы и методы, способствующие формированию умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Вследствие этого наблюдается интерес к проектной деятельности учащихся. Кроме того, актуальность этого процесса обусловлена возросшими социальными запросами; необходимостью предоставить в условиях информатизации общества умение быстро находить, анализировать и использовать новую информацию.
В преподавании литературы использование проектов дает возможность по-новому интерпретировать, оценивать и систематизировать информацию, что позволяет частично отказаться от репродуктивного уровня усвоения материала и выйти на новый уровень осмысления проблематики художественного произведения. Формулирование проблемных вопросов учебной темы потребует от учащихся знания содержания произведения, умения вести анализ художественного текста на всех уровнях, навыка работы с различными источниками информации, позволит высказать собственное мнение с непременным обоснованием своей позиции.
В основе содержания проекта лежит материал учебной темы, представленный как проблемно-поисковая задача. Решение же должно быть представлено в виде готового продукта, который должен быть наполнен и личностно, и социально значимым смыслом для его участников. Тематика проектов в области литературы может быть связана как со школьной программой, так и выходить за её рамки. Организовать проектную работу можно по следующим направлениям: изучение новаторства и традиций, сопоставление творчества различных авторов, анализ развития той ли иной темы, поиск исторических параллелей с литературными произведениями. Но какая бы тема выбрана не была необходимо учесть следующие моменты организации и проведения деятельности:
- необходима постановка определённых целей и задач;
- проблема должна быть сформулирована так, чтобы ориентировать учеников на привлечение фактов из смежных областей знаний и разнообразных источников информации;
- тема исследования должна быть интересной и значимой;
- следует вовлечь в работу всех учащихся класса, предложив каждому задание с учетом уровня его подготовки;
- создание на уроке условий для творческой и исследовательской деятельности;
- желательно использование информационно-коммуникационных технологий.
Довольно часто исследовательские проекты имеют мультимедийное сопровождение или представлены в виде презентации. Эта форма также имеет свои специфические особенности. Во-первых, она имеет смысл, если состоит не менее чем из 7-10 слайдов (а не сводится к обозначению темы работы, целей, задач и общих выводов). Во-вторых, желателен единый стиль оформления каждого из разделов и всей презентации в целом. В-третьих, нельзя забывать об указании ссылок на источники используемой информации. И наконец, должна быть четко продумана система управления презентацией (установлены соответствующие настройки и закреплен определенный человек, помогающий при её демонстрации).
Говоря о практической реализации метода проектов на уроке литературы, важно отметить, что, метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся в течение определенного отрезка времени. Для метода проектов очень существенным является вопрос практической, теоретической и познавательной значимости предполагаемых результатов (например, совместный выпуск газеты, альманаха с репортажами с места событий и т.п.) Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, «осязаемыми»: если это теоретическая проблема – то конкретное ее решение, если практическая – конкретный результат, готовый к внедрению.
Хороший проект должен:
- иметь практическую ценность,
- предполагать проведение учащимися самостоятельных исследований,
- предполагать возможность решения актуальных проблем,
- давать учащимся возможность заниматься в соответствии с его способностями,
- способствовать налаживанию взаимодействия между учащимися.
Включение школьников в создание учебных проектов дает им возможность осваивать новые способы человеческой деятельности, поскольку метод проектов ориентирован не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и на приобретение новых. В основе проектирования лежит присвоение новой информации, но процесс этот нужно организовать. Важно помнить, что учащиеся в ходе работы могут столкнуться с рядом трудностей:
- намечать ведущие и текущие (промежуточные) цели и задачи;
- искать пути их решения, выбирая оптимальный при наличии альтернативы;
- осуществлять или аргументировать выбор;
- предусматривать последствия выбора;
- действовать самостоятельно (без подсказки);
- сравнивать полученное с требуемым;
- корректировать деятельность с учетом промежуточных результатов;
- объективно оценивать саму деятельность и результаты проектирования.
Организуя работу над проектом, учителю важно развить способности ученика к целеполаганию и планированию. Необходимо также создать условия для составления плана и помочь ученику в его реализации. Учитель должен способствовать развитию способностей ученика и его умению анализировать свою деятельность.
В целом использование проектной деятельности предусматривает:
развитие личности обучаемого;
развитие навыков проектно-исследовательской деятельности;
подготовку к самостоятельной продуктивной деятельности в условиях информационного общества;
формирование информационной культуры;
развитие творческого мышления;
формирование умений принятия решений.
В результате, работая над проектом, ученик чувствует, что процесс ориентирован на него, его личность, его деятельность с учетом собственного опыта, интересов и склонностей. В работе над проектом важнейшее значение приобретает обсуждение и разрешение проблемы, которые интересны самому школьнику. Дети получают возможность обсуждать интересные темы и проблемы литературоведческого, философского, искусствоведческого и общечеловеческого характера, учатся высказывать свое мнение, обосновывать собственную позицию, анализировать информацию, обобщать результаты исследовательской работы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс на тему:"Проектная деятельность в преподавании кубановедения"
Цель мастер - класса - познакомить с особенностями организации и проведения проектного занятия по истории Кубани в 11 классе. В качестве проекта ученикам предлагается «выпустить» номер исто...
Проектная деятельность в преподавании истории
Работа содержит теоретическую часть по проектной деятельности - историю, классификацию, а также требования к проектам, описана роль учителя и ученика в проектной деятельности и применение в практике м...
Проектная деятельность в преподавании химии и во внеурочной деятельности
Автор статьи делится опытом реализации метода проектов в урочной и внеурочной деятельности с учетом основных положений технологии проектного обучения....
Презентация "Проектная деятельность в преподавании русского языка и литературы"
Презентация содержит теоретические материалы и практическую часть....
Проектная деятельность в преподавании литературы
Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках литературы является одним из приоритетов современного образования. Развивающие приемы обучения, семинары, элективные курсы поискового хара...
Статья "МЕСТО И РОЛЬ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ ЛИТЕРАТУРЫ"
Статья методической направленности, предназначенная для учителей литературы....
Роль проектной деятельности на уроках родного (татарского) языка и литературы
Повышение интереса ребёнка к предмету является большой проблемой для учителя, я думаю, с этим многие согласятся. Однообразные уроки, домашние задания, которые совершенно не хочется выполнять. Пресытив...
- Мне нравится (1)