Роль проектной деятельности в преподавании литературы
статья по литературе на тему

Высоцкая Юлия Владимировна
*/ /*-->*/

Работая над проектом, ученик чувствует, что процесс ориентирован на него, его личность, его деятельность с учетом собственного опыта, интересов и склонностей. В работе над проектом важнейшее значение приобретает обсуждение и разрешение проблемы, которые интересны самому школьнику. Дети получают возможность обсуждать интересные темы и проблемы литературоведческого, философского, искусствоведческого и общечеловеческого характера, учатся высказывать свое мнение, обосновывать собственную позицию, анализировать информацию, обобщать результаты исследовательской работы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_o_proektnoy_deyatelnosti.doc25.5 КБ

Предварительный просмотр:

Роль проектной деятельности в преподавании литературы

В современной школе особую актуальность получают приёмы и методы, способствующие формированию умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Вследствие этого наблюдается интерес к проектной деятельности учащихся. Кроме того, актуальность этого процесса обусловлена возросшими социальными запросами; необходимостью предоставить в условиях информатизации общества умение быстро находить, анализировать и использовать новую информацию.

В преподавании литературы использование проектов дает возможность по-новому интерпретировать, оценивать и систематизировать информацию, что позволяет частично отказаться от репродуктивного уровня усвоения материала и выйти на новый уровень осмысления проблематики художественного произведения. Формулирование проблемных вопросов учебной темы потребует от учащихся знания содержания произведения, умения вести анализ художественного текста на всех уровнях, навыка работы с различными источниками информации, позволит высказать собственное мнение с непременным обоснованием своей позиции.

В основе содержания проекта лежит материал учебной темы, представленный как проблемно-поисковая задача. Решение же должно быть представлено в виде готового продукта, который должен быть наполнен и личностно, и социально значимым смыслом для его участников. Тематика проектов в области литературы может быть связана как со школьной программой, так и выходить за её рамки. Организовать проектную работу можно по следующим направлениям: изучение новаторства и традиций, сопоставление творчества различных авторов, анализ развития той ли иной темы, поиск исторических параллелей с литературными произведениями. Но какая бы тема выбрана не была необходимо учесть следующие моменты организации и проведения деятельности:

  • необходима постановка определённых целей и задач;
  • проблема должна быть сформулирована так, чтобы ориентировать учеников на привлечение фактов из смежных областей знаний и разнообразных источников информации;
  • тема исследования должна быть интересной и значимой;
  • следует вовлечь в работу всех учащихся класса, предложив каждому задание с учетом уровня его подготовки;
  • создание на уроке условий для творческой и исследовательской деятельности;
  • желательно использование информационно-коммуникационных технологий.

Довольно часто исследовательские проекты имеют мультимедийное сопровождение или представлены в виде презентации. Эта форма также имеет свои специфические особенности. Во-первых, она имеет смысл, если состоит не менее чем из 7-10 слайдов (а не сводится к обозначению темы работы, целей, задач и общих выводов). Во-вторых, желателен единый стиль оформления каждого из разделов и всей презентации в целом. В-третьих, нельзя забывать об указании ссылок на источники используемой информации. И наконец, должна быть четко продумана система управления презентацией (установлены соответствующие настройки и закреплен определенный человек, помогающий при её демонстрации).

Говоря о практической реализации метода проектов на уроке литературы, важно отметить, что, метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся в течение определенного отрезка времени. Для метода проектов очень существенным является вопрос практической, теоретической и познавательной значимости предполагаемых результатов (например, совместный выпуск газеты, альманаха с репортажами с места событий и т.п.) Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, «осязаемыми»: если это теоретическая проблема – то конкретное ее решение, если практическая – конкретный результат, готовый к внедрению.

Хороший проект должен:

  • иметь практическую ценность,
  • предполагать проведение учащимися самостоятельных исследований,
  • предполагать возможность решения актуальных проблем,
  • давать учащимся возможность заниматься в соответствии с его способностями,
  • способствовать налаживанию взаимодействия между учащимися.

Включение школьников в создание учебных проектов дает им возможность осваивать новые способы человеческой деятельности, поскольку метод проектов ориентирован не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и на приобретение новых. В основе проектирования лежит присвоение новой информации, но процесс этот нужно организовать. Важно помнить, что учащиеся в ходе работы могут столкнуться с рядом трудностей:

  • намечать ведущие и текущие (промежуточные) цели и задачи;
  • искать пути их решения, выбирая оптимальный при наличии альтернативы;
  • осуществлять или аргументировать выбор;
  • предусматривать последствия выбора;
  • действовать самостоятельно (без подсказки);
  • сравнивать полученное с требуемым;
  • корректировать деятельность с учетом промежуточных результатов;
  • объективно оценивать саму деятельность и результаты проектирования.

Организуя работу над проектом, учителю важно развить способности ученика к целеполаганию и планированию. Необходимо также создать условия для составления плана и помочь ученику в его реализации. Учитель должен способствовать развитию способностей ученика и его умению анализировать свою деятельность.

В целом использование проектной деятельности предусматривает:

развитие личности обучаемого;

развитие навыков проектно-исследовательской деятельности;

подготовку к самостоятельной продуктивной деятельности в условиях информационного общества;

формирование информационной культуры;

развитие творческого мышления;

формирование умений принятия решений.

В результате, работая над проектом, ученик чувствует, что процесс ориентирован на него, его личность, его деятельность с учетом собственного опыта, интересов и склонностей. В работе над проектом важнейшее значение приобретает обсуждение и разрешение проблемы, которые интересны самому школьнику. Дети получают возможность обсуждать интересные темы и проблемы литературоведческого, философского, искусствоведческого и общечеловеческого характера, учатся высказывать свое мнение, обосновывать собственную позицию, анализировать информацию, обобщать результаты исследовательской работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс на тему:"Проектная деятельность в преподавании кубановедения"

Цель мастер - класса - познакомить с особенностями организации и проведения проектного занятия по истории Кубани в 11 классе.  В качестве проекта ученикам предлагается «выпустить» номер исто...

Проектная деятельность в преподавании истории

Работа содержит теоретическую часть по проектной деятельности - историю, классификацию, а также требования к проектам, описана роль учителя и ученика в проектной деятельности и применение в практике м...

Проектная деятельность в преподавании химии и во внеурочной деятельности

Автор статьи делится опытом реализации метода проектов в урочной и внеурочной деятельности с учетом основных положений технологии проектного обучения....

Презентация "Проектная деятельность в преподавании русского языка и литературы"

Презентация содержит теоретические материалы и практическую часть....

Проектная деятельность в преподавании литературы

Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках литературы является одним из приоритетов современного образования. Развивающие приемы обучения, семинары, элективные курсы поискового хара...

Статья "МЕСТО И РОЛЬ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ ЛИТЕРАТУРЫ"

Статья методической направленности, предназначенная для учителей литературы....

Роль проектной деятельности на уроках родного (татарского) языка и литературы

Повышение интереса ребёнка к предмету является большой проблемой для учителя, я думаю, с этим многие согласятся. Однообразные уроки, домашние задания, которые совершенно не хочется выполнять. Пресытив...