Мастер-класс на тему:"Проектная деятельность в преподавании кубановедения"
статья по краеведению по теме

Цель мастер - класса - познакомить с особенностями организации и проведения проектного занятия по истории Кубани в 11 классе.  В качестве проекта ученикам предлагается «выпустить» номер исторического журнала, посвященного изучаемой теме. Ученики делятся на малые группы, функции которых определяются их ролью в «журнале».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx321.08 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс на тему:

«Проектная деятельность в преподавании кубановедения»

Цель мастер - класса:

познакомить слушателей с особенностями организации и проведения проектного занятия по истории Кубани в 11 классе

Задачи мастер - класса:

- осветить современные подходы к организации проектной деятельности школьников;

 - систематизировать информацию об отличительных характеристиках  и о формах представления результатов проектной деятельности учащихся;

- научить в общих чертах методике постановки проектной деятельности школьников.

Ко мне на урок приходят одновременно дети с разными способностями, склонностями, увлечениями, различным уровнем подготовки. В этом случае моя задача– включить в активную работу по своему предмету каждого ребенка, чтобы каждому было интересно, чтобы каждый за 40 минут урока прожил маленькую жизнь сопряжения с другими, а не просто считал минуты до звонка. Поэтому я стараюсь предоставить каждому возможность испытать свои силы в разнообразной по форме, содержанию и направленности совместной деятельности с учетом его индивидуальности и выбора, используя при этом различные современные образовательные технологии.  

В начале урока «открытия» знаний учитель организует  включение каждого ребенка в учебный процесс. Затем идет подготовка их мышления к самостоятельному выполнению следующего шага и осознание его необходимости. На этапе проектирования каждый ребенок сам ставит перед собой учебную цель, определяет средство и способ ее  достижения, строит и реализует план своих действий. Затем самоконтроль, самооценка, включение в систему знаний, тренинг, сопровождающийся рефлексивным осмыслением и коррекцией своих индивидуальных затруднений. И только после этого контроль, причем обучающий.

Такой способ учения становится для детей привычным и радостным: позволяет усвоить знания, пережить свой личный успех в познавательной деятельности, найти и исправить собственные ошибки.

Задача учителя многократно усложняется. Теперь он не просто объясняет новый материал, а создает ситуацию, когда дети сами его «откроют» для себя. Таким образом, ребенок становится в позицию своего обучения и, как результат, у него образуются новые знания, он овладевает новыми  способами действия. У учащихся  формируются  такие мыслительные операции как анализ, синтез, оценка и рефлексия. Учитель перестает выполнять просто информационные функции, а становится управленцем, организующим самостоятельную познавательную  деятельность детей.

Таким образом, системно – деятельностный подход позволяет учителю :

         систематизировать  знания об активизации деятельности учащихся, накопленные в различных подходах (традиционном, системах развивающего обучения);

         каждому учителю «увидеть» себя в новой системе обучения;

         переходить к новому способу обучения поэтапно, своим темпом, в соответствии со своими возможностями;

         уже на первых этапах перехода повысить качество образования в соответствии с существующими сегодня измерителями, которые мотивируют к дальнейшему развитию;

         работать в условиях «открытого» комплекта;

         включиться в инновационный процесс на  посильном для себя уровне;

         вырасти профессионально и подготовиться к переходу к новым госстандартам (второго поколения).

Еще Ж. – Ж. Руссо заметил, что среди многих тропинок к знанию самая важная и самая короткая та, что позволяет получать знания с затруднениями. О том же говорил и Л. В. Занков: «Опыт преодоления дает личности возможность полноценно развиваться, помогает становлению тех качеств, которые нужны для того, чтобы быть успешным в жизни».

Имитационная игра: Проектные занятия
Ученический проект представляет собой совокупность определенных действий, реализующих замысел для создания реального объекта, предмета или теоретического продукта. Особенности проектного занятия: исследовательский характер, самостоятельность, результативность.
Этапы работы над проектом могут быть следующие:
1.Определение темы, цели проекта.
2. Формирование групп, планирование, распределение труда (выбор методов и объектов исследования).
3. Исследование проблемы на основе распределения труда.
4. Оформление проектных материалов.
5. Презентация (защита) проекта.
6. Оценка результатов и процесса проектной деятельности

Скажите, кто из вас читает местную прессу? (Заря Кубани, Кубанские новости, Вольная Кубань, Вечерний Славянск)

Какие кубанские журналы вы читаете?

Сегодня выйдет в свет первый номер журнала «Люби и знай свой край»

Вы будете свидетелями его рождения.

Итак, в качестве проекта ученикам предлагается «выпустить» номер исторического журнала, посвященного изучаемой теме. Ученики делятся на малые группы, функции которых определяются их ролью в «журнале». Можно выделить следующие группы учеников:
1. «Редакторы». На основе изучения материалов учебного пособия пишут «передовицу», где раскрывают значение данных исторических событий, актуальность проблематики для современности. Готовят «презентацию» номера журнала.
2. «Информационный отдел». Готовят для журнала материал информационного характера: заметка об историческом событии или деятеле, «репортаж с места события», «интервью» с очевидцем или специалистом и т.п.
3. «Аналитический отдел». Пишут материалы аналитического жанра: статья, эссе, обозрение, очерк и т.п.
4. Отдел, отвечающий за подготовку развлекательно-познавательного материала под рубриками: «Это интересно». Ученики могут подготовить фельетон, эпиграммы, анекдоты, ребусы, кроссворды по изучаемой теме.
5. «Художники-оформители». Отбирают или создают свои иллюстрации для журнала.

Отделы получают задания:

«Редакторы»

Задание:

Используя хронологическую таблицу событий и дат 1930-х годов составьте собственную хронологическую таблицу по теме «Культурная жизнь Кубани в 30-е годы ХХ века»(отметьте в тексте). Выберите из них наиболее значимые для дальнейшего исторического развития Кубани и сформулируйте названия статей для «передовицы».

1930:7-9- января

Сентябрь

1931

1932      1 апреля

Май

1 августа

1932-1933

1933  11 октября

5 декабря

1934     8 января

1935  20 октября

21 октября

27 декабря

1936         январь

10 апреля

20 апреля

25 июля

5 ноября

1937       январь

13 апреля

Апрель

Сентябрь

Декабрь

1939    январь

январь

1 Краевой съезд рабочих и крестьян по сплошной коллективизации.

Завершение введения всеобщего начального образования на Кубани.

Завершение на Кубани (в основном) сплошной коллективизации.

Пуск маргаринового завода в Краснодаре.

 Завершение строительства коксового завода в Туапсе (второго в СССР по выработке нефти и бензольного кокса).

Открытие стадиона "Динамо" в Краснодаре.

Массовый голод на Кубани.

Постановление ЦК ВКП(б) о заселении Северного Кавказа семьями демобилизованных красноармейцев.

Завершение реконструкции и пуск в эксплуатацию Краснодарского гудронового завода - самого мощного в СССР.

Включение реконструкции курорта Сочи-Ма цеста в список ударных строек постановлением правительства.

Первый слет стахановцев завода имени Седина.

 Начало строительства в Краснодаре завода электроизмерительных приборов.

Пробный пуск маслоэкстракционного завода в Краснодаре - самого крупного в СССР.

Создание в Краснодаре театра кукол.

Постановление Президиума ВЦИК о переводе центра Адыгейской автономной области из Краснодара в Майкоп.

Отмена ограничений для казачества в отношении службы в армии (постановление ВЦИК СССР).

Решение Президиума Азово-Черноморского крайисполкома о создании Кубанского казачьего хора.

Открытие Дворца пионеров в Краснодаре. Присуждение Новороссийскому цементу золотой медали за высокое качество на всемирной выставке в Париже.

Создание Краснодарского театра музыкальной комедии.

Образование Краснодарского края в составе РСФСР.

Открытие цирка в Краснодаре.

Первая краевая выставка самодеятельного изобразительного искусства. Создание в Краснодаре комбината биохимических и витаминных препаратов.

Краевая выставка товаров народного потребления;

создана Краснодарская государственная филармония.

«Информационный отдел»

Задание: Прочитайте текст. Сформулируйте ответы на вопросы и  запишите их в бланке «Сочи: вчера-сегодня-завтра»

1.Ранее Кубань была сельскохозяйственным центром России и СССР. Как изменился хозяйственно-экономический статус Кубани в годы индустриализации?

2.Сформулируйте свое мнение связан ли этот факт  с оживлением культурной жизни кубанцев в 30-е годы?

2. Подтвердились ли  прогнозы начальника Сочинского округа Д. Г. Розалион-Сошальского? Каково состояние и перспективы развития Сочи сегодня?

Кубанская индустриализация. Кубань издавна славилась как развитой сельскохозяйственный регион России. Промышленность носила подчиненный по отношению к сельскому хозяйству характер. Начавшаяся в стране индустриализация не могла не затронуть Кубань и Черноморье.

Крупнейшей стройкой, развернувшейся на территории края стало создание "всесоюзной здравницы" в Сочи-Мацестинском районе.

Всесоюзная ударная... Сочи-Мацестинская стройка в ряду других выглядела необычно. При упоминании слова "стройка" в нашем воображении встают Днепрогэс, Магнитка, Уралмаш ... А тут - курорт... Но ошибки нет: Сочи-Мацестинский курорт создавался методом социалистической стройки, к тому же ударной.

Специальным постановлением от 8 января 1934 года СНК СССР внёс курорт Сочи-Мацеста в число ударных строек. Это означало повышенное внимание к стройке, особое финансирование, обеспечение рабочей силой, материалами, квалифицированными проектировщиками.

На уникальные возможности Сочи-Мацесты обратили внимание ещё в начале XX века. Тогда же здесь началось курортное строительство. Оно велось одновременными усилиями государства и частного капитала. За короткое время небольшой городок обстроился зданиями, парками, бульварами, гостиницами. В 1913 году на 14 тысяч жителей приходилось в сезон 18 тысяч курортников. Основой развития курорта были уникальные сероводородные источники Мацесты. В сочетании с морским климатом, субтропическим климатом Черноморья они обеспечивали будущее этому уголку России.

В 1911 г. начальник Сочинского округа, в прошлом блестящий офицер, Д. Г. Розалион-Сошальский по-военному прямо высказался о будущем Черноморья Кавказа: "Роль нашей Черноморской губернии - не торговать сливами и кукурузой, а торговать солнцем и тёплым морем, которого в остальной России, кроме южного берега Крыма, нет. Всё будущее нашего побережья - в использовании этих богатств - солнца, тепла и моря, в развитии дачной жизни, всё побережье должно стать курортом для остальных 150 млн., не имеющих того, что здесь имеется". замысел и планы создания "всесоюзной здравницы"стали воплощаться в начале 30-х годов. К этому времени сложились экономические и психологические условия для создания крупного курорта. Был уже опыт первой пятилетки, энтузиазм строителей (подкрепленный использованием "спецконтингента"). Наконец, немаловажным фактором стало личное желание И.В. Сталина создать курорт именно в Сочи.

В 1934 году был утвержден план строительства, включавший работы по электрификации, водоснабжению, дорожно-мостовому строительству, регулированию рек и противооползневым мероприятиям, созданию санаторно-лечебного комплекса, научно-медицинской базы.

С середины 30-х годов Сочи превратился в единую "стройплощадку". Планы корректировались, финансовые потоки менялись, успехи соседствовали с просчётами, административный нажим сочетался с инициативой.

В строительство курорта вложили свои силы и талант известные архитекторы, медики, строители, ученые (М. В. Жолтовский, В. А. Щуко, А. В. Щусев, К. Н. Чернопятов, А. К. Мержанов, И. А. Валединский, А. И. Нестеров и многие другие).

К началу 40-х годов в Сочи возвели 16 санаториев, создали новую систему водоснабжения и канализации, наладили автомобильное и морское сообщение, построили хлебозавод, мясокомбинат, мол- комбинат, в девять раз увеличили мощность электростанций. Это была лишь часть из задуманного, но крупный курорт был создан.

Создание курортной зоны стало одной из особенностей кубанской индустриализации. К числу других можно отнести преимуще- ственую реконструкцию уже работавших предприятий, дальнейшее развитие индустрии по переработке сельскохозяйственного сырья, возникновение новых крупных предприятий на заключительной стадии индустриализации.

«Это интересно»

Задание: используя сведения по истории Кубани в 30-е годы ХХ века составьте занимательные задания

Например: 1.кроссворд

1

д

и

н

2.

с

т

а

х

а

н

о

в

ц

ы

м

о

1.стадион, открытый в Краснодаре 1 августа 1932 года

2. как называли передовиков производства, слет которых состоялся на заводе имени Седина 20 октября 1935г.?
2.исторические уравнения по формуле  

25 июля 1936 года + Краснодар =  ?    (Ответ: Кубанский казачий хор)

Или

Апрель 1937 года + ? = Открытие цирка

Возможны другие варианты занимательных заданий.

Задания (без ответов) оформите на бланке

1930:Сентябрь

1932     1 августа

1934     8 января

1935  20 октября

1936         январь

10 апреля

25 июля

5 ноября

1937       январь

13 апреля

Апрель

Сентябрь

1939    январь

январь

Завершение введения всеобщего начального образования на Кубани.

Открытие стадиона "Динамо" в Краснодаре.

Включение реконструкции курорта Сочи-Мацеста в список ударных строек постановлением правительства.

Первый слет стахановцев завода имени Седина.

 Создание в Краснодаре театра кукол.

Постановление Президиума ВЦИК о переводе центра Адыгейской автономной области из Краснодара в Майкоп.

Решение Президиума Азово-Черноморского крайисполкома о создании Кубанского казачьего хора.

Открытие Дворца пионеров в Краснодаре.

Создание Краснодарского театра музыкальной комедии.

Образование Краснодарского края в составе РСФСР.

Открытие цирка в Краснодаре.

Первая краевая выставка самодеятельного изобразительного искусства.

Краевая выставка товаров народного потребления;

создана Краснодарская государственная филармония.

Продумывают и согласовывают с «редакторами» оформление обложки номера.
После того как группы подготовят свои материалы, редакторы организуют «презентацию» журнала.

Заключение

Оценка  и анализ представленного опыта

Внесение предложений

Отбор полезных идей. Планы на будущее

Обмен впечатлениями

КУБАНСКИЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ

№1  ОТ   24 АПРЕЛЯ 2012 ГОДА

ПОСВЯЩАЕТСЯ 75-ЛЕТИЮ ОБРАЗОВАНИЯ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

Авторы составители:

Участники конкурса «Учитель года Кубани по кубановедению»

2012

Сегодня в номере:

«Культурная жизнь Кубани в 30-е годы»

        

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность на уроках Кубановедения в 5 классе

Проектная деятельность – это система или набор заданий, целенаправленно стимулирующие детские действия, направленные на получение никогда не существовавшего в практике ребёнка результата. ...

Проектная деятельность в преподавании истории

Работа содержит теоретическую часть по проектной деятельности - историю, классификацию, а также требования к проектам, описана роль учителя и ученика в проектной деятельности и применение в практике м...

Проектная деятельность в преподавании химии и во внеурочной деятельности

Автор статьи делится опытом реализации метода проектов в урочной и внеурочной деятельности с учетом основных положений технологии проектного обучения....

Проектная деятельность на уроках кубановедения

Аннотация: метод проектов, как один из продуктивных методов современного обучения, его практическое применение на уроках кубановедения.     Метод проектов является одним из основны...

Конспект мастер – класса по теме « Проектная деятельность обучающихся на уроках географии

Материал в основном для 6 класса. Можно использовать как на уроках, так же в неурочное время....