Проектная деятельность в преподавании истории
опыты и эксперименты по истории на тему
Работа содержит теоретическую часть по проектной деятельности - историю, классификацию, а также требования к проектам, описана роль учителя и ученика в проектной деятельности и применение в практике метода на уроках истории
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod_proektov_na_urokakh_istorii.docx | 50.32 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ Высокоосельская ООШ
Проектная деятельность в преподавании истории.
Учитель истории
МБОУ Высокоосельской ООШ Черкасова Н,В.
2014
Содержание.
1. Введение
2. Теоретическая часть
2.1. Понятие метода проекта
2.2.Цели и особенности проектного обучения
2.3. Классификация проектов
2.4. Требования к организации проектов
2.5. Этапы работы над проектом
2.6. Роль учителя в проектной деятельности
2.7. Роль обучающегося в проектной деятельности
3.Метод проектов в преподавании истории
4.Заключение
Список литературы
Приложение
- Введение.
Скажи мне – и я забуду.
Покажи мне – и я запомню.
Вовлеки меня – и я научусь.
Проектный метод входит в жизнь как требование времени, своего рода ответ системы образования на социальный заказ государства и родительской общественности. Метод проектов - один из интерактивных методов современного обучения. Он является составной частью учебного процесса. Практика использования метода проектов показывает, как отмечает Е.С.Полат, что “вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее”. Преподавание истории и обществознания В настоящее время методу проектов придается большое внимание в связи с переходом к новым образовательным стандартам, подразумевающим приобщение учеников к поиску информации и самостоятельному анализу ее содержания. Метод проектов открывает значительные возможности для формирования основных компетенций учащихся в процессе их включения в практическую и научно-исследовательскую деятельность. Проекты в классическом понимании предполагают большой объем времени и усилий, как со стороны учителя, так и со стороны ученика. В процессе реализации проекта необходимо реализовать определенный алгоритм действий: Проект – это “пять П”: Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт – Презентация.
Под методом проектов понимается система обучения, при которой подросток приобретает знания и умения в процессе самостоятельного планирования и выполнения, постепенно усложняющихся, практических заданий – проектов.
Метод проектов возник в начале прошлого столетия. Основателями его считаются американские ученые Дьюи и Килпатрик. Они предлагали строить обучение на активной основе, через практическую деятельность ученика, ориентируясь на его личный интерес и практическую востребованность полученных знаний в дальнейшей жизни.
В советской педагогике метод получил распространение в 20-е годы XX века (В.Н. Шульгин, М.В. Крупенина, Б.В. Игнатьев). Его сторонники пытались преобразовать школу учебы в школу жизни, где приобретение знаний осуществлялось на основе труда, а содержание учебных программ базировалось на общественно-полезных делах. На основе проективной методики была создана комплексная система обучения, по которой учебные предметы заменялись выполнением практических проектов. Абсолютизация метода привела к резкому снижению общеобразовательной подготовки. В результате, проективная методика была осуждена и до 90-х гг. XX века в практике советской школы не использовалась.
На современном этапе российского образования появилось много информации, посвященной использованию проектной методики на уроке.
Целью данной работы является обобщение собственного опыта применения проективной методики при преподавании истории.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- определить понятие, классифицировать проектную методику как образовательную технологию;
- определить методику работы над исследовательскими проектами;
- показать практическое применение
2. Теоретическая часть.
2.1. Понятие метода проектов.
Метод проектов (проективная методика), как образовательная технология - это дидактическая категория, обозначающая систему приемов и способов овладения определенными практическими и теоретическими знаниями, той или иной деятельностью. Это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая завершается практическим результатом, оформленным тем или иным способом.
Под методом проектов в дидактике понимают совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют учащимся приобретать знания и умения в процессе планирования и самостоятельного выполнения определенных практических заданий с обязательным представлением результатов.
2.2. Цели и особенности проектного обучения
Цели и особенности проектного обучения.
Какими же могут быть конкретные цели проектного обучения? Ряд исследователей под целями проектного обучения понимают следующее:
1. Способствовать повышению личной уверенности у каждого участника проектного обучения, его самореализации и рефлексии.
Указанное становится возможным:
• через "ситуацию успеха" (на уроке или вне урока) не на словах, а в деле почувствовать себя значимым, нужным, успешным, способным пре-одолевать различные проблемные
ситуации
• через осознание себя, своих возможностей, своего вклада, а также личностного роста в процессе выполнения проектного задания.
2. Развивать у обучающихся осознание значимости коллективной работы для получения результата, роли сотрудничества, совместной деятельности в процессе выполнения творческих заданий; вдохновлять детей на развитие коммуникабельности. Важно в жизни умение не только высказать свою точку зрения, свой подход к решению проблемы, но и выслушать и понять другую, иногда, полностью противоположную своей.
3. Развивать исследовательские умения: анализировать проблемную ситуацию, выявлять проблемы, осуществлять отбор необходимой информации из литературы, проводить наблюдения практических ситуаций, фиксировать и анализировать их результаты, строить гипотезы, осуществлять ихпроверку, обобщать, делать выводы. Указанные цели достигаются через особую организацию образовательного пространства, влияющую на разные аспекты и стороны личности, создавая условия для появления у нее мотива к самоизменению, личностному росту, способности к реализации собственной "Я-концепции" ("Я могу" – "Я хочу" – "Я нравлюсь" и т.д.), для освоения интеллектуальных средств познания и исследования мира (процессов, явлений, событий, свойств, законов и закономерностей, отношений и др.).
2.3. Классификация проектов
Урок, реализованный методом проектов, может быть как уроком освоения нового материала, так и уроком закрепления и отработки навыков решения учебных задач. Выбор метода научного познания, который будет использован в учебном исследовании, зависит от конкретного содержания урока.
Существуют различные классификации проектов. Так, Е.С. Полат предлагает пять основных критериев, по которым различают типы проектов:
По доминирующему в проекте методу или виду деятельности:
- исследовательские,
- творческие,
- ролево-игровые,
- информационные,
- практико-ориентированные (прикладные).
По признаку предметно-содержательной области:
- монопроекты,
- межпредметные проекты.
По характеру контактов:
- внутренние или региональные,
- международные.
По количеству участников проекта:
- индивидуальные,
- парные,
- групповые.
По продолжительности проекта:
- краткосрочные,
- средней продолжительности,
- долгосрочные.
По результатам:
- доклад, альбом, сборник, каталог, альманах;
- макет, схема, план-карта;
- видеофильм;
- выставка; и др.
2.4. Требования к организации проектов
Проект должен быть включен в процесс обучения и воспитания учащихся;
- учащиеся должны обсуждать реальные проблемы и ставить актуальные задачи;
- деятельность учащихся должна иметь целесообразный характер;
- работа учащихся должна быть осмысленной и активной;
- учащиеся должны уметь четко формулировать свои мысли в письменном виде,
- анализировать новую информацию, участвовать в создании новых идей;
- конечный вид проекта (представленный в любой форме), должен иметь пояснительную записку, т. е., теоретическую часть с титульным листом, в котором указаны название проекта, автор, класс, учебное заведение, руководитель и другие необходимые сведения.
2.5. Этапы работы над проектом: В проектной деятельности принято выделять несколько этапов, так Е.С. Полат выделяет следующие:
1 Подготовка. Определение темы и целей проекта. Формирование рабочей группы. Обсуждают предмет проекта с учителем и получают при необходимости дополнительную информацию. Устанавливают цели. Знакомит со смыслом проектного подхода и мотивирует учащихся. Помогает в постанов-ке цели проекта. Наблюдает за деятельностью учащихся.
2 Планирование. а) Определение источников информации. б) Определение способов сбора и анализа информации. в) Определение способа представления результатов (формы проекта). г) Установление процедур и критериев оценки результатов и процесса проектной деятельности. д) Распределение задач (обязанностей) между членами команды. Формируют задачи. Вырабатывают план действий. Выбирают и обосновывают свои критерии и показатели успеха проектной деятельности. Предлагает идеи, высказывает предположения. Наблюдает за деятельностью учащихся.
3 Исследование. Сбор и уточнение информации, решение промежуточных задач. Обсуждение альтернатив методом "мозгового штурма". Выбор оптимального варианта. Основные инструменты: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты и т.п. Выполняют исследование, решая промежуточные зада-чи. Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью учащихся.
4 Формулирование результатов или выводов. Анализ информации. Формулирование выводов. Выполняют исследование и работают над проектом, анализируя информацию. Оформляют проект. Консультирует учащихся.
5 Защита проекта. Подготовка доклада: обоснование процесса проектирования, представление полученных результатов. Возможные формы отчета: устный отчет, устный отчет с демонстрацией материалов, письменный отчет. Участвуют в коллективном самоанализе проекта и самооценке деятельности. Слушает, задает целесообразные вопросы в роли рядового участника. При необходимости направляет процесс анализа.
6 Оценка результатов и процесса проектной деятельности. Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и их причин. Участвуют в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок деятельности. Оценивает усилия учащихся, их креативность, качество использования источников. Определяет потенциал продолжения проекта и качество отчета.
Прежде чем начнется работа над проектом, руководитель проекта должен ответить на ряд вопросов:
1. Для чего создается данный проект? Чем вызвана необходимость его создания? Существует ли на самом деле потребность в этом проекте? Как в дальнейшем будет использоваться данный проект? Кто выступит в роли той целевой группы, для которой создается данный проект? Найдет ли он своих потребителей?
2. Каким должен быть проект для того, чтобы отвечать полностью постав-ленным задачам?
3. Кто будет создавать проект? В какой мере сможет он (смогут они) воплотить творческий замысел руководителя, реализовать задуманное? Какие из необходимых им для реализации проекта знаний, умений и навыков учащие-ся имеют сейчас, будут иметь к моменту исполнения определенного требуемого видаработы?
4. Как лучше распределить обязанности среди членов бригады, если исполнителей несколько?
Таким образом, приступая к реализации проекта, руководитель должен про-думать в деталях конечный вид создаваемого продукта. Прогностическую оценку следует производить как с точки зрения воплощения дидактической авторской идеи, так и с точки зрения пользователя, для которого создается программа.
2.6. Роль учителя в проектной деятельности.
Проектирование в школе невозможно без организационной и культурной позиции учителя. На практике это ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности своих учеников.
Творческий, нестандартный подход учителя к проведению уроков ведет к повышению мотивации и ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся. Роль преподавателя заключается в постоянной консультативной помощи.
Проектная деятельность позволяет учителю осуществлять более индивидуальный подход к ребенку.
Меняется и психологический климат на уроке. Из авторитетного источника информации преподаватель становится соучастником исследовательского, творческого процесса, наставником, консультантом, организатором самостоятельной деятельности учащихся. А это и есть подлинное сотрудничество.
В работе над проектом учитель:
- помогает ученикам в поиске нужных источников информации;
- сам является источником;
- координирует весь процесс;
- поощряет учеников;
- поддерживает непрерывную обратную связь для успешной работы учеников над проектом.
2.7. Роль обучающихся в проектной деятельности.
Проектная деятельность учащихся — одна из важнейших составляющих образовательного процесса. В ходе выполнения проектных заданий учащийся оказывается вовлеченным в активный познавательный творческий процесс на основе методики сотрудничества. Он погружен в процесс выполнения творческого задания, а вместе с ним и в процесс получения новых и закрепления старых знаний по предмету, в рамках которого и проводится проект.
Кроме того, ученик вместе с учителем выполняет собственный проект, решая какую-либо практическую, исследовательскую задачу. Включаясь, таким образом, в реальную деятельность, он овладевает новыми знаниями.
Методика работы над исследовательскими проектами.
Для того, чтобы эффективно использовать метод проектов необходимо четко представлять особенности исследовательской деятельности, как образовательной деятельности, связанной с решением учащимися творческих, исследовательских задач и предполагающей наличие основных этапов, характерных для научного исследования, а также таких элементов, как практическая методика познания выбранного явления, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, собственные выводы.
Исследовательский проект как элемент творчества учащихся сегодня часто рассматривается как органичная составная часть современных педагогических технологий. Введение в педагогические технологии элементов исследовательской деятельности учащихся позволяет педагогу не только и не столько учить, сколько помогать ребенку учиться, направлять его познавательную деятельность.
Как отмечает Е.С. Полат, проектный метод позволяет:
- научить учащихся самостоятельному, критическому мышлению;
- размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы;
- принимать самостоятельные аргументированные решения;
- научить работать в команде, выполняя разные социальные роли.
Самым сложным моментом при введении в учебный процесс исследовательских проектов является организация этой деятельности, а особенно – подготовительный этап. Не каждый урок должен проходить с помощью метода проектов. При планировании обучения на год учителю необходимо выделить темы, которые будут «проектироваться». Далее нужно сформулировать несколько примерных тем на класс (как индивидуальных, так и групповых), работа над которыми потребует усвоения учащимися необходимых знаний и формирования нужного опыта. При определении перечня таких знаний и умений педагогу необходимо руководствоваться программными требованиями по соответствующему учебному курсу.
Основными этапами организации исследовательской деятельности являются следующие:
- выявление проблем исследования;
- постановка цели и задач, определение объекта и предмета исследования;
- формулировка гипотез исследования;
- определение методов сбора и обработки данных в подтверждение выдвинутых гипотез, проверка гипотез;
- оформление результатов исследования;
- обсуждение и транслирование полученных результатов.
Первым этапом проектной деятельности является определение проблемы.
Проблема – это объективно возникающий в ходе развития познания вопрос, или целостный комплекс вопросов, решение которых представляет существенный практический или теоретический интерес.
При определении проблемы учитель должен помнить, что ситуация приобретает проблемный характер, если:
- имеются те или иные противоречия, которые необходимо разрешить;
- требуется установить сходство и различия;
- важно установить причинно-следственные связи;
- необходимо обосновать выбор;
- требуется подтверждение закономерностей примерами из собственного опыта и примеров опыта – теоретическими закономерностями;
- стоит задача выявления достоинств и недостатков того или иного решения.
Вторым этапом в работе над проектом является формулировка основополагающего вопроса. Основное направление развития проекта определяется основополагающим вопросом, суть которого заключается в том, что основополагающий вопрос – это вопрос самого высокого уровня в цепочке вопросов, наиболее общий, абстрактный, «философский», не имеющий определенного ответа. Основополагающий вопрос служит «концептуальной рамой» для нескольких учебных тем или для всего предмета в целом.
Тема задает общее направление проектирования, определяет основное содержание работы.
Определенная трудность для педагога заключается в том, что проект должен отражать одну из тем школьного предметного курса, обеспечить реализацию обязательного минимума и предусматривать осуществление аналитической, исследовательской, творческой деятельности учащихся.
Не менее важной задачей является формулировка творческой темы проекта: необходимо, чтобы формулировка темы привлекала внимание учащихся, была неординарной и запоминающейся.
На данном этапе работы над проектом целесообразно провести мини-тренинг для слушателей, предоставив им для работы общую тему общекультурного, философского характера.
Следующим этапом является формулировка проблемных вопросов. Основополагающий вопрос и проблемный вопрос – близкие понятия. Не совпадают они в психологической функции, которой проблемный вопрос обычно не имеет. Проблемный вопрос скорее логически концентрирует противоречия в наличном наборе наблюдаемых фактов и установленных теорией закономерностей. Как и основополагающий вопрос, проблемный вопрос может предопределить направление для экспериментального добывания ответа. Проблемные вопросы тесно связаны с темами самостоятельных исследований учащихся. Тема является результатом индивидуального творческого поиска и может быть определена только после выбора проблемного вопроса.
Важным моментом в исследовательской деятельности является формулировка целей, задач и гипотезы исследования.
Под целью понимается желаемый конечный результат проекта. Постановка цели определяется гипотезой, и предполагает ее проверку.
Цель проекта состоит в решении противоречия, имеющегося в практике, и ее достижение связано с усовершенствованием участка педагогической действительности.
Постановка проектных задач предполагает выработку определенной последовательности действий – шагов для достижения цели, осуществление выбора путей и средств ее достижения.
Гипотеза – это логически обоснованное предположение автора проекта, которое нуждается в подтверждении или опровержении, истинность которого не очевидна. Гипотеза должна быть проверяемой, не должна содержать в себе противоречивых суждений и суждений оценочного характера.
Как правило, описание хода исследования проекта не вызывает затруднений. Некоторые вопросы возникают при отражении результатов исследовательской деятельности.
Результаты исследования учащихся часто целесообразно представить в графическом виде. Это могут быть результаты проведения социологических опросов, обработки статистических данных. Результаты исследования более наглядно будут смотреться в виде таблиц, организационных диаграмм, схем.
Особое внимание при разработке проекта учителю необходимо уделять дидактическим и методическим материалам в поддержку проектной деятельности. Весьма эффективно применение небольших методических рекомендаций или инструкций по выполнению проекта, где указывается необходимая и дополнительная литература для самообразования, требования педагога к качеству проекта, формы и методы количественной и качественной оценки результатов проектирования. Иногда возможно выделить алгоритм проектирования или другое поэтапное разделение деятельности.
При использовании проектной методики важным является организационная деятельность, как со стороны учителя, так и учащихся. Начиная с погружения учащихся в проектную, исследовательскую деятельность до ее реализации. При организации проектной деятельности от учителя требуется направить мысль ребенка в нужном русле самостоятельного поиска, подсказать источники информации, но нельзя предлагать учащимся решение проблемы в готовом виде. Следует обращать внимание на актуальность проблемы, недостаточную освещенность ее, указывать на то, что учитель ждет в лице своих учеников исследователей, способных найти новое решение.
Важным моментом в проектной деятельности является оценка творческих работ: презентаций, тематических буклетов, сайтов.
- Метод проектов в преподавании истории (практическая часть).
Цели моей работы:
- Организация учебно-воспитательного процесса, при котором каждый ученик имеет возможность овладеть не только базовым уровнем учебного материала, но и развить свои творческие способности;
- Формирование и развитие познавательного интереса к историческому исследованию, научному поиску, творческой деятельности;
- Воспитание социально-активной творческой личности, способной к самоутверждению и самосовершенствованию. Метод проектов формирует активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении (не без помощи учителя), развивает предметные и общеучебные умения и навыки, формирует компетенции, т.е. умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности, приоритетно нацеленные на развитие познавательного интереса учащихся. На ряде уроков организация проектной деятельности учащихся осуществляется с использованием информационных технологий. В практике информационными технологиями называют все технологии, использующие специальные технические информационные средства (компьютеры, аудио, видео).
Применение проективной методики на уроках истории и в процессе внеклассной работы очень перспективно, так как позволяет решить ряд важных образовательных задач: выдвигать темы проектов, вырабатывать самостоятельный взгляд на решение проблемы, приобретать знания и умения в процессе планирования и выполнения работы. Опыт, приобретаемый в процессе проектной деятельности, базируется на интересах учащихся.
В полном объеме данная методика может быть применена в основном в старших классах и во внеучебное время. Для подготовки учеников к настоящим проектам необходимо начать их знакомство с данной технологией на уровне второй ступени обучения. Отдельные элементы метода проектов вполне успешно могут внедряться при обучении истории уже в 6–9-х классах. Для этого необходимо использовать разнообразные приемы и методики направленные на развитие когнитивных, социально-коммуникативных компетенций учащихся. В ходе традиционного урока возможно создание ситуации интеллектуального поиска, основанной на поиске решения проблемной задачи или ситуации в самых различных ее вариантах.
Краеведческие проекты возможны на уроках повторения и обобщения, в качестве домашнего задания и мини-проектов на уроках истории Отечества.
Учащиеся второй ступени обучения уже владеют достаточным уровнем навыков по поиску и анализу информации, осваивают способы ее правильного оформления и предъявления. Наряду с большими проектами существуют мини-проекты, которые отличаются рядом особенностей. Во-первых, они должны отвечать уровню психофизического развития подростков данного возраста, поэтому должны обязательно включать игровой, творческий момент. Во-вторых, они не должны занимать слишком много учебного времени, должны быть рассчитаны на быструю их реализацию. В-третьих, проекты должны подразумевать разнообразную форму их воплощения, создающую для каждого индивидуальные условия для творческой самореализации. По способам своей реализации мини-проекты можно разделить на несколько видов: творческие домашние задания, проблемные задачи на уроке, комбинированные, индивидуальные, групповые. Вид мини-проекта зависит от нескольких моментов: от уровня подготовленности учащихся, от содержания изучаемого материала, от особенностей организации учебного процесса в данном образовательном учреждении. Из опыта работы можно предложить несколько примеров применения метода мини-проектов. В 5-м классе при изучении истории Древнего мира учащимся можно предложить после изучения соответствующих разделов выполнить дома следующие задание: изготовить из различных материалов, имитирующих настоящие, образцы древней письменности: глиняных таблички (можно использовать пластилин, покрытый лаком), папирус ( на особой бумаге, которую можно предварительно искусственно состарить), пальмовые листья (можно использовать засушенные листья комнатных растений), шелковая ткань, бамбуковые дощечки, берестяная кора и т.д. Так же на уроке можно предложить самостоятельно составить и проиллюстрировать сводную таблицу применяемых в Древнем мире систем счета и фиксирования цифр. Более сложной формой задания является составление отрывков из утерянных летописей и записей древних историков на определенную тему, например, неизвестный источник по истории Греко-персидских войн, воспоминания ветерана Цезаря, письмо Александра Македонского Аристотелю из Восточного похода и т.д. В этом случае можно усложнить задание и поставить перед учениками проблему проверки подлинности документа путем совместного критического анализа и поиска исторических ошибок, допущенных в нем (намеренно или случайно). Поиск неточностей и фальсификаций заставляет учеников более внимательно и критично относиться к информации и подстегивает желание самостоятельно продолжить работу по ее расширению и освоению. В 6-м классе уже возможно привлечение учащихся к решению более сложных задач. Например, после изучения соответствующих разделов по истории Средних веков, связанных с ролью католической церкви в обществе, с положением рыцарского сословия и Крестовых походов, ученикам предлогается творческое задание на дом: придумать и написать свою "Историю рыцаря", придумать его биографию, девиз, герб, знамя, поставить его в реальное историческое окружение, отправить его в реальный Крестовый поход, записать его приключения, составить карту его странствий, описать реальные сражения. Ученикам можно предложить составить кроссворд на историческую тему. Это будет способствовать развитию самых разнообразных умений и компетенций. Исторический кроссворд можно модернизировать например, путем применения комбинированных вопросов и способов кодирования информации. В 5–6-х классах хорошие результаты дает использование кроссворда, в котором часть вопросов заменяется на рисунки, фрагменты картинок, символов, карт, репродукций и т.д. Тем самым привлекаются для составления кроссвордов самые разнообразные источники информации, актуализируются межпредметные связи и развиваются коммуникативные навыки. Такая творческая работа требует большого объема времени и поэтому правильнее ее организовать в виде домашнего мини-проекта, тем более что он требует индивидуальной творческой работы, создавая тем самым условия для самореализации учащихся с разным уровнем подготовки. Таким образом, использование мини-проектов позволяет формировать позитивную динамику мотивации образовательного процесса, создать ситуацию успеха и творческой атмосферы на уроке и дома. Метод проектов, во-первых, позволяет решить одну из самых острых проблем современного образования – проблему мотивации. Во-вторых, реализуются принципы личностно-ориентированного обучения, когда учащиеся могут выбрать дело по душе в соответствии со своими способностями и интересами. В-третьих, выполняя проекты, школьники осваивают алгоритм проектно-преобразовательной деятельности, учатся самостоятельно искать и анализировать информацию, интегрировать и применять полученные ранее знания. В итоге развиваются их творческие и интеллектуальные способности, самостоятельность, ответственность, формируются умения планировать и принимать решения. Учебные проекты учащихся должны быть прообразами проектов в их будущей самостоятельной жизни. Выполняя их, учащиеся приобретают опыт разрешения реальных проблем, продвигаясь вперед к поставленной цели. В-четвертых, метод проектов тесно связан с использованием новейших компьютерных технологий.
Для проведения диагностики по выявлению уровня сформированности ключевых компетенций у учащихся и определения результативности работы учителя при применении метода проектов можно использовать материалы Приложений.
- Заключение
Анализ научных работ и педагогической литературы показал усиление личностной направленности образования: необходимость обеспечивать активность школьника в образовательном процессе, увеличив возможности выбора у ученика вариативной образовательной системы и формирование обобщенных способностей. Использованная методика раскрывает и реализует возможности метода проектов как средство формирования информационных и коммуникативных компетенций. Разработанные инструкционный материал, методы диагностики позволят нам решить основную задачу – повышение качества образования.
Литература.
1.Балаян Г.В. Метод проектов на уроке истории // Школьные технологии, 1997, №1., с.116-119.
2.Васильев В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации // Народное образование, 2000, №9, с.177-180.
3.Митрофанов К., Богоявленский Б. О конкурсах исследовательских работ. // Первое сентября. История, 2000, №24, с.1-3.
4.Новикова Т.А. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности // Народное образование, 2000, №7, с.151-157.
5.Сиденко А.С. Метод проектов: история и практика применения // Завуч, 2003, №6, с.36-44.
Электронные ресурсы.
- Мельникова Е.А. О современных методах преподавания истории. – Оренбург, 2011. http://bank.orenipk.ru/Text/t32_30.htm
- Полат Е.С. Метод проектов. http://distant.ioso.ru/project/meth%20project/metod%20pro.htm
Приложение 1
Инструкционный материал
Как организовать работу над проектом?
Как правило, полезно выделить следующие этапы работы.
- Выбор темы проекта, определение его типа и числа участников.
- Обоснование проблемы, исследуемой в рамках намеченной тематики.
- Распределение задач по группам, поиск информации.
- Составление технологической карты с представлением в логической последовательности хода работы.
- Самостоятельная работа участников проекта по своим творческим заданиям.
- Промежуточные обсуждения полученных данных.
- Презентация (защита) проектов, оппонирование.
- Коллективное обсуждение, выводы.
Какие требования предъявляются к результатам учебных проектов?
Результаты проектной работы могут быть получены при помощи как традиционных, так и современных методов сбора информации. При этом результаты проектной деятельности:
- представляются в виде конкретного «продукта» (доклада, альбома, сборника, плана карты, фильма и др.);
- выполняются в едином стиле (например, итоговый доклад должен содержать заголовки, подзаголовки, иметь поля и т.п.);
- содержат соответствующие сноски, примечания, указывающие на источники информации;
- рассчитаны на восприятие как зрителей, так и читателей;
- защищаются в присутствии заинтересованной аудитории;
- должны в дальнейшем использоваться в учебном процессе.
Приложение 2
Лист самоконтроля.
Как я усвоил материал?
- В материале разобралась (ся), на уроке было интересно - 3 балла.
- Мне все понятно, но материал не всегда интересен - 2 балла.
- Мне хотелось разобраться, но я не все понял (а) - 1 балл.
- Материал трудный и малоинтересный. Мало что поняла - 0 баллов.
Приложение 3
Оценка работы группы
Вопросы | Ваши впечатления | Отличившиеся |
1. Хорошо ли вам работалось в группе? С кем особенно хорошо и почему? | ||
2. Удавалось ли вам договориться друг с другом? Все ли слушали друг друга? Кто в большей степени проявлял культуру диалога? | ||
3. Все ли члены группы принимали равноценное участие в работе группы? Кто в большей степени проявил себя, и кто не проявил себя никак? | ||
4. Всю ли работу, предложенную группе, удалось выполнить? | ||
5. Что считаете основным достижением группы? Кого бы хотели особенно отметить и за что? | ||
6. Какие были трудности в работе группы? Кто, на ваш взгляд, мог сделать больше? | ||
7. Ваша оценка работе группы? |
Приложение 4
Правила успешной проектной деятельности (для учащихся).
- В команде нет лидеров. Все члены команды равны.
- Команды не соревнуются.
- Все члены команды должны получать удовольствие от общения друг с другом и от того, что они вместе выполняют проектное задание.
- Каждый должен получать удовольствие от чувства уверенности в себе.
- Все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело. Не должно быть так называемых “спящих” партнеров.
- Ответственность за конечный результат несут все члены команды, выполняющие проектное задание.
Приложение 5 Педагогическая диагностика результативности работы учителя
Вопросы анкеты:
1.Умеете ли Вы осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний?
Да, нет, не уверен.
2.Умеете ли вы отвечать на вопрос, чему нужно научиться для решения задачи?
Да , нет, не уверен.
3.Умеете ли вы самостоятельно изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей?
Да, нет, не уверен.
4.Умеете ли вы самостоятельно находить недостающую информацию?
Да, нет, не уверен.
5.Умеете ли вы находить несколько вариантов решения проблемы?
Да, нет, не уверен.
6.Умеете ли вы устанавливать причинно- следственные связи?
Да, нет, не уверен.
7.Умеете ли вы коллективно планировать работу?
Да, нет, не уверен.
8.Умеете ли вы взаимодействовать с любым партнером?
Да, нет, не уверен.
9.Умеете ли вы оказывать помощь в группе для решения общих задач?
Да, нет, не уверен.
10. Имеете ли вы навыки делового партнерства?
Да, нет, не уверен.
11.Умеете ли вы находить и исправлять ошибки в работе других участников группы
Да, нет, не уверен.
12.Умеете ли вы планировать деятельность, время, ресурсы?
Да, нет, не уверен.
13.Умеете ли вы принимать решения и прогнозировать их последствия?
Да, нет, не уверен.
14.Умеете ли вы анализировать собственную деятельность?
Да, нет, не уверен.
15. Умеете ли вы вступать в диалог, вести дискуссию, задавать вопросы?
Да, нет, не уверен.
16.Умеете ли вы отстаивать свою точку зрения?
Да, нет, не уверен.
17. Умеете ли вы находить компромисс?
Да, нет, не уверен.
18.Имеете ли вы навыки монологической речи?
Да, нет, не уверен.
19.Умеете ли вы использовать различный наглядный материал при выступлении?
Да, нет, не уверен.
20. Умеете ли вы отвечать на незапланированные вопросы?
Да, нет, не уверен.
Сравнительная таблица результатов анкетирования. ( до работы методом проектов и после применения)
№ вопроса | да | нет | не уверен | Вывод | Вывод | Вывод не |
1. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс на тему:"Проектная деятельность в преподавании кубановедения"
Цель мастер - класса - познакомить с особенностями организации и проведения проектного занятия по истории Кубани в 11 классе. В качестве проекта ученикам предлагается «выпустить» номер исто...
Проектная деятельность в преподавании базового курса информатики
Каждый проект – это творчество, это личностное знание, он рассказывает о своем создателе гораздо информативнее, чем безликая оценка. «Направляемый проект» относится к активным способам обучения. В про...
Проектная деятельность в преподавании химии и во внеурочной деятельности
Автор статьи делится опытом реализации метода проектов в урочной и внеурочной деятельности с учетом основных положений технологии проектного обучения....
Презентация "Проектная деятельность в преподавании русского языка и литературы"
Презентация содержит теоретические материалы и практическую часть....
Проектная деятельность в преподавании литературы
Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках литературы является одним из приоритетов современного образования. Развивающие приемы обучения, семинары, элективные курсы поискового хара...
Роль проектной деятельности в преподавании литературы
p { margin-bottom: 0.25cm; direction: ltr; color: rgb(0, 0, 0); line-height: 120%; }p.western { font-family: "Liberation Serif","Times New Roman",serif; font-size: 12pt; }p.cjk { font-family: "Dej...
Методические рекомендации для учителей истории и обществознания "Формирование исследовательской компетентности одаренных учащихся посредством организации проектной деятельности на уроках истории, обществознания и во внеурочной деятельности"
Методические рекомендации могут быть применимы в любом типе общеобразовательного учреждения, реализующего общеобразовательные программы не только учителями истории и обществознания, но и педагогами др...