Статья "МЕСТО И РОЛЬ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ ЛИТЕРАТУРЫ"
статья по литературе

Силиверстова Наталия Борисовна

Статья методической направленности, предназначенная для учителей литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon siliverstova_n.b._statya_igrovye_tehnologii_-_kopiya.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Силиверстова Н.Б., учитель русского языка

и литературы  ГБОУ школы № 593

  с углубленным изучением английского языка

Невского района Санкт-Петербурга

МЕСТО И РОЛЬ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ ЛИТЕРАТУРЫ

Игра - это естественный механизм познания мира.

Вадим Демчог 

 

        Современная школа требует от учителя грамотного и профессионального использования активных форм обучения. Это требование ФГОС способствует реализации системно-деятельностного подхода. Решением этой задачи может служить использование в образовательном процессе игровых технологий.

        Игра – это вид деятельности, направленный на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. (Толковый словарь С.И. Ожегова). 

        Важно отметить, что игра выполняет следующие функции в учебно-воспитательном процессе:

  1. развлекательную функцию;
  2. коммуникативную функцию;
  3. функцию самореализации;
  4. функцию коррекции;
  5. диагностическую функцию;
  6. игротерапевтическую функцию;
  7. функцию межнациональной коммуникации;
  8. функцию социализации.

         Понятие "игровые педагогические технологии" включает  группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр, нацеленных на побуждение к учебной деятельности, на соревновательный характер обучения, что предполагает успешное выполнение дидактического задания.

П.М.Баев дает основное понятие игры как средства обучения и отмечает, что игра - эффективное средство воспитания познавательных интересов и активизации деятельности учащихся. Правильно организованная с учётом специфики материала игра тренирует память, помогает учащимся выработать речевые умения и навыки. Игра стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету, учит выдержке, настойчивости. Он также отмечает, что игра - один из приёмов преодоления пассивности учеников, она создает ситуацию азарта. В составе команды каждый ученик несёт ответственность за весь коллектив, каждый заинтересован в лучшем результате своей команды, каждый стремится как можно быстрее и успешнее справиться с заданием. Таким образом, соревнование способствует усилению работоспособности всех учащихся.

В структуру игры как процесса входят:

1) роли, взятые на себя играющими;

2) игровые действия как средство реализации этих ролей;

3) замещение реальных вещей условными;

 4) реальные отношения между играющими в игровой ситуации;

 5) сюжет как область действительности, условно воспроизводимая в игре.

        Ценность игровой формы урока заключается в том, что создаются предпосылки для активизации познавательной деятельности, для эффективности восприятия и понимания учеником учебного материала, для раскрытия его творческих способностей. Игра на уроке создает ситуацию психологической раскованности, способствует повышению общего развития, умению ориентироваться в различных жизненных обстоятельствах. Таким образом, игра на уроке литературы отражает всё многообразие человеческой деятельности: интеллектуальную, эстетическую, нравственно-психологическую, коммуникативную и другие.

К игровым технологиям относятся следующие:

1. Урок с дидактической игрой.

        Дидактическая игра состоит из следующих основных компонентов: игровой замысел, игровые действия, познавательное содержание или дидактические задачи, оборудование, результаты игры. Игровой замысел заключается в названии игры. Он заложен в той дидактической задаче, которую надо решить на уроке, и придаёт игре познавательный характер, предъявляет к её участникам определённые требования в отношении знаний. Правилами определяется порядок действий и поведение учащихся в процессе игр. Они разрабатываются с учётом цели урока и возможностей учащихся. Правилами создаются условия для формирования умений учащихся управлять своим поведением. Регламентированные правилами игры действия способствуют познавательной активности учащихся.

        Основой дидактической игры является инновационное содержание. Оно заключатся в усвоении тех знаний и умений, которые применяются при решении учебной проблемы. Оборудование игры включает в себя оборудование урока: наглядность, ИКТ, дидактический раздаточный материал и др. Дидактическая игра имеет определённый результат, который выступает в форме решения поставленного задания и оценивания действий учащихся. Все структурные элементы дидактической игры взаимосвязаны и взаимообусловлены. Целесообразность использования дидактических игр на различных этапах урока различна. При усвоении новых знаний возможности дидактических игр уступают более традиционным формам обучения. Поэтому их чаще применяют при проверке результатов обучения, выработке навыков и умений.

        Выделяют следующие виды дидактических игр:

1) Игры-упражнения. Они совершенствуют познавательные способности учащихся, способствуют закреплению учебного материала, развивают умение применять его в новых условиях. Примеры игр-упражнений: кроссворды, ребусы, викторины.

2) Игры-путешествия. Эти игры способствуют осмыслению и закреплению учебного материала. Активность учащихся в этих играх может быть выражена в виде рассказов, дискуссий, творческих заданий, высказывания гипотез.

3) Игры-соревнования. Такие игры включают все виды дидактических игр. Учащиеся соревнуются, разделившись на команды.

2. Урок – деловая игра

Деловые игры делятся на производственные, организационно – деятельностные, проблемные, учебные и комплексные. Технология деловой игры состоит из следующих этапов, входящих в данную технологическую схему:

1. Этап подготовки.

2.Разработка игры (разработка сценария, план деловой игры, содержание инструктажа, подготовка материального обеспечения).

3.Ввод в игру (постановка проблемы, целей, условия, инструктаж, регламент, правила, распределение ролей, формирование групп, консультации).

4.Этап проведения.

5.Групповая работа над заданием (работа с источниками, тренинг, «мозговой штурм»).

6.Межгрупповая дискуссия (выступление групп, защита результатов, правила дискуссии, работа экспертов).

7.Этап анализа и обобщения (вывод из игры, анализ, рефлексия, оценка и самооценка работы, выводы и обобщения, рекомендации).

        Игровые формы могут быть использованы как элемент урока, они легко подбираются по тематическому принципу для каждого раздела школьного курса. Можно отметить следующие формы игр:

1) «Аукцион». Суть игры заключается в том, чтобы записать как можно больше слов на определенное задание, правило. Например, выставляется лот «Герои-злодеи». Победит тот, кто больше «предложит» подобранных имен героев.

2) «В роли…(какого-то конкретного)…. человека». Например, представьте, что Вы-Обломов. Ваша задача- убедительно объяснить свою жизненную позицию.

3. Урок – ролевая игра. В отличие от деловой игры ролевая игра характеризуется более ограниченным набором структурных компонентов. Уроки - ролевые игры можно разделить по мере возрастания их сложности на 3 группы:

- Имитационные, направленные на имитацию определённого профессионального действия;

- Ситуационные, связанные с решением какой – либо узкой конкретной проблемы – игровой ситуации;

- Условные, посвящённые разрешению, например, учебных конфликтов и т. д.

        При проведении урока литературы в игровой форме важно помнить, что игра не может быть самоцелью, а должна стать органичным продолжением художественного текста, авторской позиции, важно осознавать, что слепое использование игровых технологий на уроках недопустимо. Подобные приемы и методы обучения должны соответствовать следующим критериям:

1) соответствие метода и приема целям урока;

2) возрастной критерий;

3)доступность условий игры соответствующим группам обучающихся;

4) уместность игровых приемов и методов в конкретных условиях урока.

В своей практике я обращаюсь к следующим продуктивным игровым методам:

1)урок, построенный в форме соревнования команд (различные литературные викторины, проекты, конкурсы, викторины);

2) элементы инсценирования литературных произведений (фрагментов произведений);

3) игровая организация учебного процесса с использованием заданий, которые обычно предлагаются на традиционном уроке(формы этих заданий крайне разнообразны, могут носить как устный, так и письменный характер, возможны задания наглядного характера);

4) использование игры на определённом этапе урока (начало, середина, конец; знакомство с новым материалом, закрепление знаний, умений, навыков, повторение и систематизация изученного);

5) различные виды внеклассной работы по литературе (литературный КВН, экскурсии, вечера, олимпиады, спектакли, суды,  конференции,    диспуты,  аукционы знаний,  концерты), которые могут проводиться между учащимися как одного класса, так и разных классов.

            Таким образом, на уроках литературы можно создать условия для формирования познавательных действий учащихся, применяя разнообразные формы , методы и приемы игровых технологий, которые, способны не только разнообразить образовательный процесс, но и сделать его более продуктивным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые технологии в преподавании физики

В презентации дана методика создания игры...

Игровые технологии в преподавании русского языка

Цели, задачи и теоретико-методологические основы игровой технологии. Сущность игровой технологии, ее компоненты. Организация игровых технологий.Как повысить эффективность урока? Какими способами...

Использование ролевых (сюжетных) игровых технологий в преподавании географии.

Для того, чтобы школьники равнодушно не смотрели по сторонам и не скучали, не находя для себя ничего интересного, необходимо активизировать процесс обучения, чтобы не только географическая...

Игровые технологии в преподавании химии

Игра наряду с трудом и ученьем один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования.Среди различных способов активизации познавательной деятельности определенное мес...

Применение игровых технологий в преподавании русского языка и литературы в соответствии с ФГОС.

Применение игровых технологий в преподавании русского языка и литературы в соответствии с ФГОС....

Место и роль игровых технологий в преподавании английского языка.

Место и роль игровых технологий в преподавании английского языка...

Место и роль игровых технологий в преподавании истории

Современный учитель истории должен уметь выбирать те формы и методы организации образовательного процесса, которые помогут школьнику не только усвоить новый материал, но и найти средство для самовыраж...