Программа спецкурса "Литература - лучшая история страны"
рабочая программа по литературе (8 класс) по теме
Программа ориентирована на тексты, предусмотренные программами общеобразовательных организаций, и рекомендации по овладению теоретическими знаниями, практическими умениями и навыками по анализу текста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
spetskurs_sorokinoy_t.v.literatura_i_istoriya.doc | 125.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа
п.Поливаново Барышского района Ульяновской области
ПРОГРАММА СПЕЦКУРСА
для 8 класса
«Литература – лучшая история страны»
Автор-составитель:
Сорокина Татьяна Васильевна
учитель русского языка и
литературы
п.Поливаново - 2008
Программа спецкурса «Литература и история» 8 класс
Пояснительная записка
Сегодня перед школой поставлена вполне конкретная задача: воспитание и формирование активной, творческой, созидательной, социально адаптированной личности.
Одним из возможных путей решения этой задачи может стать целенаправленная работа по формированию целостной картины восприятия мирового историко-культурного процесса. Этого можно добиться за счет введения в курс 8 класса спецкурса гуманитарного цикла «Литература и история».
Особенностью программы курса является то, что изучается не каждый предмет в отдельности, а историческая эпоха как историко-культурное целое.
Программа ориентируется на тексты, предусмотренные программами общеобразовательных учреждений, и рекомендации по овладению теоретическими знаниями, практическими умениями и навыками по анализу текста. В программу включены и уроки по краеведению. Тематика уроков связана главным образом с изучением жизни и творчества писателей-симбирян: И.И.Дмитриева, Н.М.Языкова, Д.В.Давыдова, И.А.Гончарова.
Курс позволяет, не увеличивая количества часов в учебном плане, значительно расширить и качественно изменить содержание гуманитарного образования. В этом дидактическое достоинство курса. Спецкурс рассчитан на 34 часа.
Актуальность и новизна данного спецкурса заключается в системности, логической последовательности объединения двух предметов: истории и литературы, формирующих единство ценностей и представлений учащихся об окружающем мире и самом человеке. Концепция курса основана на воссоздании целостности мировосприятия – единство мира и человека, живущего в нем и его познающего. Человек и является центральным звеном в курсе истории и литературы. Каждый предмет выполняет в этой системе определенную функцию, обеспечивая взаимосвязь изучаемых в эволюционной цепи явлений.
В результате такой работы ученики получают возможность раскрыть собственный потенциал, развить свои творческие способности, реализовать себя как успешную личность.
Цель курса:
- Создание условий для развития заложенных в ученике потенциала и стремлений к самообразованию и саморазвитию.
Задачи:
- Раскрыть пространственно-временные и причинно-следственные связи мирового процесса;
- Помочь ученику установить диалог в историко-культурном пространстве, научиться выражать свое мироощущение в слове;
Содержание программы
№ п/п | Тема курса | Всего часов по теме | Из них | |
теоретич. | практич. | |||
1 | Вводное занятие. Русская литература и история | 1 | 1 | |
2 | Устное народное творчество. В мире русской народной песни. Исторические песни | 2 |
1 | 1 |
3 | Предания как исторический жанр русской народной прозы | 1 | 1 | |
4 | Из древнерусской литературы. Из «Жития Александра Невского». | 2 | 1 | 1 |
5 | Н.М.Карамзин .Наталья, боярская дочь» | 3 | 1 | 2 |
6 | И.А.Крылов. «Обоз» | 1 | 1 | |
7 | Уроки литературного краеведения | 7 | 1 | 6 |
8 | А.С.Пушкин «Капитанская дочка».Историзм художественной литературы | 3 | 1 | 2 |
9 | Н.В.Гоголь «Ревизор», «Шинель» | 3 | 1 | 2 |
10 | М.Е.Салтыков-Щедрин «История одного города» |
2 | 1 | 1 |
11 | Л.Н.Толстой «После бала» | 2 | 1 | 1 |
12 | А.А.Блок «Россия» | 1 | 1 | |
13 | С.А.Есенин Поэма «Пугачев» | 1 | 1 |
|
14 | Великая Отечественная война в творчестве современных ульяновских поэтов. | 2 | 1 | 1 |
15 | Занимательное краеведение | 3 | 3 | |
Итого: | 34 | 14 | 20 |
Программа курса
Введение.1 ч.
Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы.
Устное народное творчество. В мире русской народной песни. 3ч.
Исторические песни. Отражение русской истории в исторических песнях: «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен». Средства художественной выразительности в исторических песнях, используемые для изображения народного заступника.
Предания как исторический жанр русской народной прозы. Особенности содержания и формы народных преданий. «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком»
Древнерусская литература. 2ч.
«Житие Александра Невского». Защита русских земель от нашествий и набегов врагов » Бранные подвиги А.Невского и его духовный подвиг самопожертвования. Сравнительный анализ воинской повести и жития.
Русская литература 18 века. 3ч.
Н.М.Карамзин «Наталья, боярская дочь». Сентиментально-психологическая повесть. Русская жизнь во времена царя Алексея Михайловича. Воспроизведение в повести бытовых черт, свойственных тому времени. Изображение внутреннего мира героев в развитии, в динамике. Художественные приемы, используемые в повести (сравнения, перифразы, эпитеты, обращения, фразеологические сочетания).
Русская литература 19 века. 11ч.
И.А.Крылов. Поэт и мудрец. Язвительный сатирик и баснописец. «Обоз». Критика вмешательства императора Александра 1 в стратегию и тактику Кутузова в Отечественной войне 1812 года. Мораль басни. Осмеяние пороков: самонадеянности, безответственности, зазнайства. Развитие представлений об аллегории.
А.С.Пушкин. Роман «Капитанская дочка».Жизненный путь, формирование характера главного героя – Гринева. Работа с эпиграфом: «Береги честь смолоду». Маша Миронова – нравственная красота героини. Гуманизм и историзм Пушкина. Историческая правда и художественный вымысел в романе. Различие авторской позиции в «Капитанской дочке» и «Истории Пугачева».
Н.В.Гоголь. «Ревизор». История создания и история постановки комедии. Разоблачение пороков чиновничества. Новизна финала, немой сцены. Хлестаковщина как общественное явление.. Развитие представлений о сатире и юморе.
«Шинель». Образ «маленького человека» в литературе. Образ Акакия Акакиевича Башмачкина. Петербург как символ вечного адского холода. Роль фантастики в произведении.
М.Е.Салтыков-Щедрин.. «История одного города». (Отрывок). Художественно-политическая сатира на современные писателю порядки. Гротескные образы градоначальников. Развитие представлений о понятиях гипербола, гротеск. Начальное представление о литературной пародии.
Л.Н.Толстой. «После бала». Идея разделенности двух Россий,
Противоречие между сословиями и внутри сословий. Понятие о контрасте как средстве раскрытия конфликта. Развитие представлений об антитезе. Роль антитезы в композиции произведения.
Русская литература 20 века. 2ч.
А.А.Блок. «Россия». Историческая тема в стихотворении, его современное звучание и смысл..
С.А.Есенин. «Пугачев». Поэма на историческую тему. Современность и историческое прошлое в драматической поэме Есенина.
Литературное краеведение. 7ч.
И.И.Дмитриев. Басни «Муха», «Нищий и собака», «Отец с сыном», «Две лисы», «Дуб и трость». Назидательный характер басен Дмитриева, осмеяние человеческих пороков. Сравнительный анализ басен Дмитриева и Крылова «Дуб и трость»
Н.М.Языков. « Морское купание», «Море», «Буря». Пейзажная лирика в творчестве поэта.
Н.Рябинин «Я шел с цветами, «Гроза», «Было тяжело». Н. Благов «Кипрей», «В детской». В.Дворянсков «Ни одного не уцелело сына»
Великая Отечественная война в творчестве современных ульяновских поэтов.
Занимательное краеведение. Кроссворды. Чайнворды. Ребусы. Анаграммы, метаграммы, шарады.
Тематическое планирование
Дата | Тема занятия | Форма проведения | Содержание работы и деятельность учащихся |
Вводное занятие. Русская литература и история | Аналитическая беседа | Знакомство с программой курса; выразительное чтение отрывков из произведений на историческую тему. | |
Устное народное творчество. В мире русской народной песни. | Беседа, чтение наизусть известных песен | Пересказ эпизодов с использованием системы выразительных средств | |
Исторические песни «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен» | Прослушивание песен на аудиокассетах | Работа с художественными средствами, используемыми в песнях для изображения народного заступника | |
Предания как исторический жанр русской народной прозы | Беседа, выразительное чтение преданий | Выявление особенности содержания и формы народных преданий | |
Из древнерусской литературы. Из «Жития Александра Невского». Бранные подвиги А.Невского и его духовный подвиг самопожертвования | Беседа, выразительное чтение | Работа над художественными особенностями воинской повести и жития | |
Из «Жития Александра Невского». Защита русских земель от нашествий и набегов врагов | Анализ жития | Исследователская работа с текстами в группах | |
Н.М.Карамзин .Наталья, боярская дочь» | Выразительное чтение и беседа по прочитанному | Работа с трудными словами | |
Изображение внутреннего мира героев в развитии, в динамике. | Комментированное чтение повести | Анализ текста | |
Художественные приемы, используемые в повести (сравнения, перифразы, эпитеты, обращения, фразеологические сочетания). | Работа с текстом | Исследовательская работа с текстом | |
И.А.Крылов. «Обоз» | Чтение, анализ басни, выразительное чтение | Выразительное чтение и анализ басен | |
Баснописец И.И.Дмитриев и его басни | Выразительное чтение, анализ, инсценирование | Подготовка сообщения об авторе; исследовательская работа с текстом; элементы театрализации | |
И.И.Дмитриев. Басни | Исследовательская работа | ||
А.С.Пушкин «Капитанская дочка». Историзм художественной литературы | Беседа по прочитанному | Комментированное чтение | |
«История Пугачева» | Беседа, выступления уч-ся | Сравнительный анализ | |
«История Пугачева», «Капитанская дочка Пейзажная лирика в творчестве Н.М.Языкова | Чтение и анализ стихотворений | Работа над пейзажной лирикой поэта; новаторская поэтика и особенности изображения природы | |
Н.В.Гоголь «Ревизор» | Беседа по прочитанному; Чтение по ролям | История создания и история постановки комедии | |
«…высмеять все дурное в России» | Анализ; выборочное комментированное чтение по ролям | Разоблачение пороков чиновничества. Новизна финала, немой сцены. Хлестаковщина как общественное явление | |
Н.В.Гоголь «Шинель» Симбирские страницы в творчестве русских писателей. | Анализ текста Рассказ учителя | Петербург как символ вечного адского холода. Работа с текстом Анализ лир-го произведения | |
М.Е.Салтыков-Щедрин «История одного города» | Работа над развитием понятия «эзопов язык». Комментированное чтение | Художественно-политическая сатира на современные писателю порядки | |
Гротескные образы градоначальников | Анализ текса, выборочное чтение | Пародия на официальные исторические сочинения. Работа с текстом | |
Л.Н.Толстой «После бала» Край-отчизна поэтов | Художественное чтение произведения Рассказ учителя, выступления учащихся | Идея разделения двух Россий. Противоречие между сословиями Комментированное чтение Формировать систему знаний по краеведению Выразительное чтение ст-ий | |
Роль антитезы в композиции рассказа «После бала» | Анализ, комментированное чтение | Контраст как средство раскрытия конфликта. Работа над понятием | |
А.А.Блок «Россия» | Анализ лирического произведения | Историческая тема в ст-ии, его современное звучание и смысл. Работа с текстом | |
«Пламенный боец, певец вина, любви и славы…» (Д.давыдов) | Выступления уч-ся; чтение произведений о Д.Давыдове | Пробудить интерес к истории нашего края. Выразит-ое чтение | |
С.А.Есенин Поэма «Пугачев» | Сопоставление образа предводителя восстания в разных произведениях: в фольклоре, в произведениях А.С.Пушкина,С.А.Есенина | Современность и историческое прошлое в драматической поэме Есенина. Сравнительный анализ | |
Вов в творчестве современных ульяновских поэтов | Поисково-исследовательская работа; Составление текста публичного выступления | Воспитание уважения к подвигу советских людей в Вов; любовь к родному краю | |
Вов в произведениях русских писателей и поэтов | Чтение и анализ произведений | Анализ ст-ий | |
Вов в произведениях русских писателей и поэтов | Урок-концерт | Выразительное чтение | |
Занимательное краеведение. Анаграммы, ме таграммы, шарады | конкурсы | Разгадывание анаграмм, работа с шарадами | |
Занимательное краеведение. Викторина | викторина | ||
Занимательное краеведение. Загадки | Конкурс на лучшего разгадывателя загадок | Отгадывание загадок |
Произведения для учащихся
- Исторические песни «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен».
- «Житие Александра Невского».
- Н.М.Языков. Стихи.
- Н.В.Гоголь «Ревизор».
- Н.В.Гоголь «Шинель»
- М.Е.Салтыков-Щедрин «История одного города»
- Л.Н.Толстой «После бала»
- Н.М.Карамзин .Наталья, боярская дочь»
- И.И.Дмитриев. Басни
- А.С.Пушкин «Капитанская дочка».
- А.А.Блок «Россия»
- С.А.Есенин Поэма «Пугачев»
- Вов в творчестве современных ульяновских поэтов
Литература для учителя.
- Изучение литературы (19-20 век) по современным программам. Самара, 2000
- Обучение литературе в условиях профилизации образовнаия. Ул-к, 2007
- Тихонова А.Ю., Волкова П.И. Занимательное краеведение 1,2 часть. Ул-к, ИПК, 2001
- Филологическое краеведение в школе. Сборник учебно-методических материалов. ИПК, Ул-к, 2001
- Элективные курсы для гуманитарного профиля. Ул-к, 2007
- Уроки литературного краеведения.Сборник учебно-методических материалов. Ульяновск, 2001
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа элективного курса по истории "История страны в истории моей семьи"
Курс предназначен для более глубокого изучения истории России в 9-ом предпрофильном классе....
Программа краеведческого кружка "История населенного пункта в истории страны"
Краеведение поддерживает живую связь времен, поколений, их преемственность в родном крае, селе, городе. Благодаря краеведению хранится память историческая, воспитывается духовная оседлость. ...
Проектирование внеурочной деятельности обучающихся на основной ступени общего образования. Программа курса «История страны в истории края»
Данная программа предполагает знакомство учащихся с историей деревень, с некоторыми событиями, происходившими на территории нынешнего Масловского сельского поселения на протяжении не...
Химический марафон "Лучшие знатоки страны "Химляндии"
Внеклассное мероприятие "Химический марафон "Лучшие знатоки страны Химляндии" рассчитано для учащихся 9 классов. Цель мероприятия: повышение познавательного интереса к науке химии, создание ситуации у...
Программа внеурочной проектной деятельности учащихся « История страны в истории моей семьи»
Программа рассчитана на 17 часов.Класс: 5 классЦель программы - создание условий получения значимых личностных результатов учащимися в освоении основной образовательной программы основного общего обра...
программа элективного курса"История района-история страны"
Программа по краеведению для 10-11 классов...
Методический материал на IV Всероссийский дистанционный конкурс среди классных руководителей на лучшие методические разработки воспитательных мероприятий в Республике Бурятия «Читая, изучаем историю страны (по произведениям А. Гайдара)»
В связи с тем, что в настоящий момент вопросы патриотического воспитания подрастающего поколения приобретают первостепенный характер для нашего общества, идея воспитания гражданственности и патриотизм...