Программа внеурочной проектной деятельности учащихся « История страны в истории моей семьи»
рабочая программа (5 класс) на тему

Царева Лариса Александровна

Программа рассчитана на 17 часов.

Класс: 5 класс

Цель программы - создание условий получения значимых личностных результатов учащимися в освоении основной образовательной программы основного общего образования через осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни и осознание связи истории семьи с историческими событиями истории России.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_proektnoy_deyatelnosti_po_teme.docx21.98 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гимназия №40» имени Народного учителя СССР

Овсиевской Руфины Серафимовны

«ПРИНЯТО»

Заведующая кафедрой

____________________________

____________________________ ____________/                              /

Протокол заседания кафедры

 августа 2018 года

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МБОУ

«Гимназия №40»

_____________ А.Г.Овсиевский

Приказ №    

от    августа 2018 г.

Программа внеурочной проектной деятельности учащихся

« История страны в истории моей семьи» для 5 класса

На 2018- 2019 учебный год

ФГОС ООО

Основное общее образование

Составитель: Царева Л.А.

учитель истории и обществознания

Барнаул 2018

Пояснительная записка.

Программа разработана на основе нормативных документов:

- Федеральный Государственный образовательный стандарт основного общего образования (5 – 9 кл.) - Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 N 1897

- Письма Министерства образования РФ «О реализации дополнительных образовательных программ в учреждениях дополнительного образования детей» от 20.05.2003 г. № 28-51-391/66;

- Письма Министерства образования РФ «Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей» от 18.06.2003 г. №28-02-484/16

- Государственной программы РФ «Развитие образования» на 2013-2020 гг. Распоряжение правительства от 15 мая 2013 г. № 792-р.

Программа внеурочной проектной деятельности учащихся « История страны в истории моей семьи» составлена на основе примерных программ внеурочной деятельности под ред. В.А. Горского, А.А.Тимофеева и др., Москва Просвещение» 2010. (Программы подготовлены в рамках проекта «Разработка, апробация и внедрение Федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения», реализуемого Российской академией образования по заказу Министерства образования и науки РФ и Федерального агентства по образованию).

В разделе «Внеурочная проектная деятельность» примерных программ основного общего образования уточняется, что под «проектом» понимается комплекс взаимосвязанных действий, предпринимаемых для достижения определенной цели в течение заданного периода в рамках имеющихся возможностей.

Курс предназначен для проведения в рамках внеурочной деятельности в 5 а классе

Количество часов: 17 ч

Актуальность такой программы продиктована реалиями сегодняшнего дня, когда очень остро стоит вопрос о воспитании молодого здорового поколения и государство делает особый упор на духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, которое невозможно осуществлять без опоры на осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятия ценности семейной жизни, уважительного и заботливого отношение к членам своей семьи. Через это осознание значительно проще вывести подрастающее поколение на те личностные результаты освоения основной образовательной программы, которые заложены в Федеральные государственные образовательные стандарты - воспитание российской гражданской идентичности, а, уважения к Отечеству, усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной и т.д.

Новизна курса: программа построена на теоретическом и практическом изучении истории родного края, через призму истории своей семьи.

Цель  – создание условий получения значимых личностных результатов учащимися в освоении основной образовательной программы основного общего образования через осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятия ценности семейной жизни и осознание связи истории семьи с историческими событиями Отечественной истории.

Задачи :

- воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к Отечеству

- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России.

- Формирование у учащихся интереса к изучению истории России как общеобразовательного предмета в старших классах

- Развитие познавательных, исследовательских и коммуникативных навыков учащихся

- Развитие творческого мышления и творческих способностей учащихся

- формирование навыков самопознания, самомотивации и повышения самооценки

Тип проектной деятельности: информационно – исследовательский.

Класс: 5а

Методы исследования:

- теоретические: анализ и обобщение полученной информации

- эмпирические: описание, анкетирование, беседа, работа с семейным архивом

- графические: создание семейного древа

- сказкотерапевтические

Основные принципы реализации программы – научность, доступность, добровольность, деятельностный и личностный подходы

Личностные, метапредметные, предметные результаты проекта:

Личностные результаты проектной деятельности включают:

- воспитание любви и уважения к своей стране

- осмысление культурно-нравственного опыта предшествующих поколений

- осознание своей этнической принадлежности, истории и традиций своей семьи

Метапредметные  результаты проектной деятельности включают:

- владение умениями работать с различными видами внеучебной информации, различными логическими действиями (определение понятий, установление причинно-следственных связей)

- способность решать исследовательские и поисковые задачи, представлять результаты своей деятельности в форме исследовательской работы

- умение осуществлять сотрудничество с ближайшим окружением

Предметные результаты проектной деятельности включают:

- формирование интереса к истории своей семьи, своего Отечества, развитие у учащихся стремления внести свой достойный вклад в развитие своей страны

- формирование культурно – исторической базы для гражданской, этнической, социальной, культурной самоидентификации личности

- развитие умения находить, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях прошлого

Основное содержание курса

Тема 1. Без меня народ не полный (1ч)

Зачем изучать историю семьи. Науки, изучающие происхождение, историю и родственные связи семей.

Путь исследователя (3ч)

Где и как правильно найти сведения о своем роде: методы исследовательской деятельности. Как проводить сбор информации: интервью, беседа. Создание опросника. 

Как работать с семейным архивом (2ч)

Работа с фотографиями, письмами, документами. Создание базы данных своих предков. Анализ и оформление семейного архива

Мое родовое древо (3ч)

Виды и типы родословных. Составление своего родового древа

История страны в истории моей семьи: Столыпинская аграрная реформа (1ч)

Определяем важные события, происходившие в истории страны, наложившие отпечаток на историю семьи. Столыпинская аграрная реформа и Алтай. Причины реформы. Итоги и последствия реформы для Алтайского края. История семьи в свете Столыпинской аграрной реформы

История страны в истории моей семьи: Гражданская война (1ч)

Что такое Гражданская война. Раскол страны на два лагеря: красные и белые. Алтай в годы Гражданской войны. История семьи в период Гражданской войны

История страны в истории моей семьи: индустриализация и коллективизация (1ч)

Что такое индустриализация и коллективизация. Коллективизация на Алтае. История семьи в 30-е годы XX в

История страны в истории моей семьи: Великая Отечественная война (2ч)

Великая Отечественная война: основные события. Роль Алтайского края в событиях 1941-1945гг Участие семьи в событиях Великой Отечественной войны: на фронте и в тылу

История страны в истории моей семьи: освоение целины (1ч)

Причины, итоги и последствия освоения целинных и залежных земель на Алтае. История семьи и освоение целины

Сказки  моего Рода (1ч)

Виды родологических сказок и цели их написания. Написание родологической сказки.

Подготовка к выступлению на конференции (1ч)

Тематическое планирование:

Тема занятия

К-во

часов

Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий

1

Без меня народ не полный

1

2

Путь исследователя

3

3

Как работать с семейным архивом

2

4

Мое родовое древо

3

5

История страны в истории моей семьи: Столыпинская аграрная реформа

1

6

История страны в истории моей семьи: Гражданская война

1

7

История страны в истории моей семьи: индустриализация и коллективизация

1

7

История страны в истории моей семьи: Великая Отечественная война

2

8

История страны в истории моей семьи: освоение целины

1

9

Сказки  моего Рода

1

11

Подготовка к выступлению на конференции

1

17 часов

Итогом данного проекта является защита своей работы и выступление на городской конференции «Колосовские чтения» - 2019

Список литературы

Литература:

  1. Ашурков В. Н. и другие. Историческое краеведение: учебное пособие для студентов ист. фак. пед. ин-тов / В. Н. Ашурков, Д. В. Кацюба, Г. Н. Матюшин; под ред. Г. Н. Матюшина. — 2-е издание, переработанное и дополненное. — М.: Просвещение, 1980. — 192с.
  2. Богородская О.Е. Пишем «историю семьи». Методические указания к работе над родословной – Иваново, 2007г
  3. Борисов Н. С., Дранишников В. В., Иванов П. В., Кацюба Д. В. Методика историко-краеведческой работы в школе: Пособие для учителей /Н. С. Борисов, В. В. Дранишников, П. В. Иванов, Д. В. Кацюба; под редакцией Н. С. Борисова. — М.: Просвещение, 1982. — 223с.
  4. Бородаев В.Б., Демин М.А., Контев А.В. Рассказы по истории Алтайского края. Барнаул, Пикет, 1997
  5. Булыгин Ю.С. Первые крестьяне на Алтае Барнаул, Алтайское книжное издательство, 1974. - 144 с.
  6. История Алтая. Часть I: Учебное пособие. – Барнаул: Издательство Алтайского университета, 1995.
  7. Коган М.Л. Алтайские дивизии в боевых операциях Великой Отечественной войны 1941-1945 годов Справочное издание. Ред. В. Паньшин. — Барнаул: Алтайский полиграфический комбинат, 1997.
  8. Лопатина А.А., Скребцова М.В. Беседы и сказки для детей и взрослых: 32 беседы по семейному воспитанию в школе. – М., 2007.
  9. Степанская Т.М. Служили Отечеству на Алтае: Книга для чтения по художественному краеведению. – Барнаул: Пикет, 1998.
  10. Энциклопедия Алтайского края: в 2-х т. Барнаул: Алт. кн. изд-во, 1995.

Интернет - ресурсы

  1. Журавлева В.В. Технология составления генеалогического древа// http://festival.1september.ru/articles/605082/
  2. Коршунова М.С. Методика составления родословной// http://nsportal.ru/sites/default/files/2014/11/19/metodika_sostavleniya_rodoslovnoy.doc
  3. Всероссийское генеалогическое древо - http://www.vgd.ru/generes.htm
  4. Генеалогия. ру - http://genealogia.ru/
  5. Сайт о солдатах Великой Отечественной войны и технологии их поиска в интернете - http://www.soldat.ru/
  6. Подвиг народа - Банк документов о ходе и итогах боевых операций, подвигах и наградах всех воинов Великой Отечественной войны. Календарь награждений, боевых операций. - http://podvignaroda.mil.ru/
  7. Мемориал - Обобщенный банк данных содержит информацию о защитниках Отечества, погибших и пропавших без вести в период Великой Отечественной войны и послевоенный период. - http://www.obd-memorial.ru/html/default.htm

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа элективного курса по истории "История страны в истории моей семьи"

Курс предназначен для более глубокого изучения истории России в 9-ом предпрофильном классе....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Внеурочная проектная деятельность «Азбука общения»

Общение — основное условие гармоничного развития подростка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, направленный на познание и оценку самого себя через пос...

выступление на педагогическом совете на тему: "Организация внеурочной проектной деятельности учащихся"

выступление на педагогическом совете на тему: "Организация внеурочной проектной деятельности учащихся"...

Выступление на педагогическом совете «ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ»

выступление на педагогическом совете "Организация внеурочной проектной деятельности учащихся"...

Проектно-исследовательская работа по английскому языку "История страны в истории памятников. Лондонский Big Ben и Кремлевские Куранты"Купцова Светлана, 6 класс

Проектно-исследовательская работа ученицы 6 класса Купцовой Светланы "История страны в истории памятников. Лондонский Big Ben и Кремлевские Куранты"...

Рабочая программа внеурочная проектная деятельность Азбука общения

Общение — основное условие гармоничного развития подростка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, направленный на познание и оценку самого себя чер...

Памятники павшим за независимость Родины – символ истории страны и истории моей семьи.

Сегодня, когда осуществляются попытки переписать историю Великой Отечественной войны и пересмотреть её итоги, очень важно определить роль и значение памятников Второй мировой войны. О войне, о подвига...