программа элективного курса"История района-история страны"
элективный курс по краеведению (11 класс) на тему
Программа по краеведению для 10-11 классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_elektivnogokursa_po_istoriyarayona_-_istoriya_strany.docx | 26.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство Просвещения Республики Мордовия
МБОУ «Атюрьевская средняя общеобразовательная школа №1»
Программа
элективного курса
« История района–история страны»
Автор : учитель истории и
обществознания Сенькина А.М.
2018 г.
Пояснительная записка
Актуальность предмета:
История родного края дает образцы для подражания, формирует нормы поведения, формирует историческое мышление, формирует духовную культуру, развивает и укрепляет связь между народами в условиях совместного проживания. Преподавание региональной истории, культуры должно способствовать консолидации многонационального российского общества и регионального полиэтнического сообщества, интеграции последнего в общероссийское и мировое социокультурное пространство. В связи с этим необходимо преподавание курса вести параллельно с отечественной и всеобщей историей, так как только в данном контексте могут быть поняты и оценены содержание событий, тенденции развития культуры в регионе, положение человека в обществе и его ценностные ориентации; такой подход позволяет увидеть общее, особенное, неповторимое в историческом движении, происходящем в одно и то же время в различных исторических пространствах, выявить факторы, которые рождают или тормозят перемены, ведут к прогрессу или регрессу, понять истоки культурного многообразия.
Цели курса:
- освоение учащимися знаний о важнейших событиях и процессах истории Мордовии и Атюрьевского района в их взаимосвязи с историей России в хронологической последовательности;
- воспитание патриотических чувств, уважения к истории и традициям малой Родины, трепетного отношения к историческому и культурному наследию
Задачи:
- овладение элементарными методами исторического познания, навыками работы с историческим источником.
- формирование ценностных ориентаций в ходе знакомства с исторически сложившимися этнокультурными, религиозными традициям района;
-приобретение умения применять знания о системах социальных норм и ценностей для ориентации в полиэтническом и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии.
-формирование собственного оценочного отношения к фактам родного края прошлого и настоящего, его аргументации, ведению диалога на принципах взаимоуважения, равноправия, толерантности;
-применение полученных знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в современных условиях
Общая характеристика элективного курса
Каждый регион – это самоорганизующаяся система, территориальное сообщество, в котором люди из поколения в поколение удивительным образом воспроизводят связи и отношения, образуя устойчивую в пространству и во времени целостность
Познание родной истории, культуры – это не только интерес к прошлому, но и путь к нахождению форм и методов целостного воспроизводства социальной жизни, социализации личности, ее вхождения в наличный «сгусток бытия», имеющего статус исторического субъекта.
Программа рассчитана на 34 ч. для учащихся 10-11 классов. Ее можно использовать при прохождении истории и культуры мордовского края в 9 классе как дополнительный материал.
В ходе изучения элективного курса: « История села- история страны» ожидаются следующие результаты:
Личностные:
- осознание себя гражданином Российской Федерации, членом семьи, этнической или религиозной группы, какой либо локальной или региональной общности
- освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека
- осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе
- понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность
Метапредметные результаты :
- способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и др.
- владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т.д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях
- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и т.д.)
- готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.
Предметные:
В результате изучения курса ученик должен
- знать основные этапы и ключевые события истории Атюрьевского района
- знать важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
- знать изученные виды исторических источников;
- уметь использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
- уметь рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников в связной монологической форме;
- использовать приобретенные знания при написании творческих работ
- выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий;
- объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов;
- выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений;
- определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
- объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям Атюрьевского района, достижениям культуры;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;
- объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;
- использования знаний об историческом пути и традициях народов мордовского края в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности
Содержание программы
Глава 1.Российская империя в начале 20 в.-4 ч.
Тема 1.Мордовский край и Атюрьевский район в начале 20 века. Население. Имущественное неравенство. Промышленность. Промыслы, торговля, быт. Повинности.
Тема 2. Столыпинская реформа 1906 г.Создание хуторов , отрубов в мордовском крае и в Атюрьевском районе. Переселенческая политика . Итоги аграрной реформы.
Глава 2. Первая мировая война 1914-1918гг.-4 ч.
Тема1. Мордовия в годы Первой мировой войны, Атюрьевский край в годы Первой мировой войны. Состояние сельского хозяйства. Влияние войны на состояние аграрной сферы. Положение крестьянских и помещичьих хозяйств.
Тема 2. В.А. Девятаев- Георгиевский кавалер четырех степеней , уроженец села Атюрьево.
Глава 3.Установление Советской власти и Гражданская война.-4 ч.
Тема1.Установление Советской власти и Гражданская война в Мордовии и на территории Атюрьевского района. Политика «военного коммунизма» и ее последствия.
Тема 2.Кулацкий мятеж в с. Атюрьево 18 мая 1918 г.
Тема 3. Участники Гражданской войны 1918-1920гг.- уроженцы Атюрьевского района.
Глава 4 . Индустриализация и коллективизация в СССР.-4ч.
Тема 1. Индустриализация и коллективизация в Мордовии , Атюрьевском крае. .Переход от экономического вытеснения зажиточных хозяйств к политике «ликвидации кулачества как класса» в конце 1929 г.
Тема 2. Голод 1932-33, 1936-37 гг. в Поволжье и Атюрьевском районе.
Тема 3. Образование Атюрьевского района.
Глава 5 Великая Отечественная война 1941-1945 гг.-5ч.
Тема 1. Участие жителей Мордовии и Атюрьевского района в героической обороне рубежей СССР.
Тема 2.Население и развитие района в годы войны.
Тема3. Герои Советского Союза – уроженцы Мордовии и Атюрьевского района- А. Г. Махров , Е. Г. Акиняев, Ф.Ф. Коновалов.
Тема 4. Участники Великой Отечественной войны.
Тема 5.Дети войны.
Глава 6. СССР , Мордовия и Атюрьевский район в 50-80-е гг..-7 ч.
Тема1. Промышленность и сельское хозяйство в 50-80-е годы. Герой Социалистического труда – уроженка Атюрьевского района Н. С. Маресина
Тема 2.Культурное развитие 60-80-егг .Строительство культурных учреждений на территории Мордовии и Атюрьвского района.
Тема 3. Писатели и поэты Мордовии и Атюрьевского района.
Тема 4.Образование. Почетные работники образования .
Тема 5. Здравоохранение. Заслуженные врачи Мордовии и Атюрьевского района. Почетные граждане Мордовии и Атюрьевского района.
Глава7. Афганская и Чеченская война.-4ч.
Тема 1.Участники Афганской войны Мордовии и Атюрьевского района, выпускники « Атюрьевской СОШ №1» С.П. Атмазин, Н. Семочкин, П. Чевтайкин, Ф. Баин, Ф. Полькин и др.
Тема 2 . Участники Чеченской войны из Мордовии и Атюрьевского района. выпускники « Атюрьевской СОШ №1».
Глава 8. Перестройка в СССР , Мордовии и в Атюрьевском районе.-2ч.
Тема1.Изменения в демографическом, социальном и национальном составе населения. Рост миграции населения за пределы района , республики и его причины .
Тема 2.Исчезновение сел в Мордовии и Атюрьевском районе.
Литература:
Путешествие в Атюрьевскую землю.. Мордовское книжное издательство . Саранск.2011г.
Земля Атюрьевская . Краеведческое издание. Составители Карыгин А.И. И Маркова С. С.Мордовское книжное издательство г. Саранск 2001 г.
М.Я. Зеленов .Боевые братья. Саранск .Издательство мордовского университета . 2007г.
Гезета « Сельские вести» № 7, 8, 11, 12 . 2018 г.
Газета «Мокшень правда» № 3,8 ,15. 2018 г.
Дополнительная литература:
1)Климбовский А. А. Наш путь к миллионным доходам. Саранск: Мордов. кн. изд., 1966.
2. Абрамов В.К. Мордовский народ. (1897 – 1939 гг.) – Саранск, Мордов. кн. изд., 1966
3.Абрамов В.К. По следу времени. Саранск, Мордов. кн. изд., 1991
4. Есин С.Г. Экономическое и социальное развитие МАССР в Х пятилетке Саранск, Мордов. кн. изд., 1985
5. Жиганов М.Ф. Память веков. Саранск, Мордов. кн. изд., 1976
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса «История физической культуры и Олимпийского движения» (9 класс)
Программа курса «История физической культуры и Олимпийского движения» предназначена для использования в общеобразовательных учреждениях, избравших углубленное изучение предмета «Физическая культура». ...
электронное приложение к программе элективного курса История духоборческой культуры
Во внеурочной деятельности учитель придерживается следующих принципов во взаимоотношениях с детьми: - принцип независимого развития человека. Ребён...
программа элективного курса по истории "История страны в истории моей семьи"
Курс предназначен для более глубокого изучения истории России в 9-ом предпрофильном классе....
Программа элективного курса «История русского искусства рубежа XIX – XX веков»
В Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования сказано: «Изучение искусства в основной школе призвано сформировать у учащихся художественный способ познания мира, дать сист...
Программа элективного курса "История Русской Православной Церкви в истории России"
Элективный курс "История Русской Православной Церкви в истории России" может быть использован в предпрофильной подготовке и профильном обучении в средней общеобразовательной школе....
Программа элективного курса "Социокультурный портрет англоговорящих стран".
Программа элективного курса для учащихся старших классов, углубленно изучающих английский язык....
Рабочая программа элективного курса "Молодежь в англоязычных странах - жизнь, проблемы, права и обязанности.”
Данная программа направлена на формирование исследовательских умений учащихся в ходе осуществления учебно-исследовательской деятельности....