Химический марафон "Лучшие знатоки страны "Химляндии"
методическая разработка по химии (9 класс) на тему
Внеклассное мероприятие "Химический марафон "Лучшие знатоки страны Химляндии" рассчитано для учащихся 9 классов. Цель мероприятия: повышение познавательного интереса к науке химии, создание ситуации успеха для учащихся, вызвать положительные эмоциональные переживания в ходе игры. Данное внеклассное мероприятие позволяет повторить основные термины химии, вспомнить самые особенные химические вещества, ученых-химиков, проследить связь между наукой "Химия" и повседневной жизнью, разобраться в экологических проблемах современного мира. Содержит разнообразные конкурсы не только для учащихся, но и для болельщиков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneklassnoe_meropriyatie_1427615841_116242.docx | 26.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеклассное мероприятие
«Химический марафон
«Лучшие знатоки страны «Химляндии»
Цель игры: повышение познавательного интереса к науке химии; обобщение всех полученных знаний по неорганической химии, создание ситуации успеха для учащихся, вызвать положительные эмоциональные переживания в ходе игры.
Ведущий: Что такое игра? Игра – это среда, под воздействием которой людская масса диссоциирует на игроков и болельщиков. Игроки выигравшей команды заряжены положительно, проигравшей - отрицательно.
Наш первый закон – закон сохранения успеха. Полный запас успеха всех команд постоянен, он может только переходить от одной команды к другой.
Второй закон – Когда игроки тянут время, зрителей тянет к выходу.
Третий закон – Наука + юмор = const. Чем больше науки, тем меньше юмора и наоборот.
Мы приглашаем команды принять участие в нашем химическом марафоне «Лучшие знатоки страны «Химляндии»
I. Представление жюри. Представление команд.
Команда «Восстановители». Девиз: «На нашем турнире, друзья, инертным газом быть нельзя!»
Команда «Окислители». Девиз: «Думай, работай, ищи, трудно будет не пищи!»
II. Наш первый конкурс: «Обгонялки (ответ : 1 балл)
Задача команды быстро дать ответы на вопросы ведущего, время – 2 минуты.
Одна команда временно уходит из зала.
Валентность кислорода (2)
Жидкий металл (ртуть)
Распад электролита на ионы (диссоциация)
Соли угольной кислоты (карбонаты)
Аллотропная форма кислорода (озон)
Кислотный индикатор (лакмус)
Продукт горения водорода (вода)
Газ, выделяющийся при фотосинтезе (О2)
Реактив на сульфат – ион (Ва2+)
Бытовое название гидрокарбоната натрия (сода)
Вещество, замедляющее реакцию (ингибитор)
Газ, поглощающийся при фотосинтезе (углекислый газ)
Химически неделимая частица вещества (атом)
Самый распространенный элемент во Вселенной (водород)
Процесс отдачи электрона атомом (окисление)
Соли азотной кислоты (нитраты)
Химический элемент, открытый в Казани (рутений)
Реакции, протекающие с выделением теплоты (экзотермические)
Самая легкая жидкость на свете (жидкий водород)
Вещества, ускоряющие химические реакции (катализаторы)
Процесс принятия электрона атомом (восстановление)
Формула гашеной извести /Са(ОН)2/
С чем совпадает порядковый номер элемента (с зарядом ядра)
Связь, образованная общими электронными парами (ковалентная)
Самый электроотрицательный элемент (фтор)
Валентность цинка (2)
Растворимые в воде основания (щелочи)
Оксид, реагирующий и с кислотами, и с щелочами (амфотерный)
Формула фосфорной кислоты (Н3РО4)
Химическая связь, возникающая между ионами (ионная)
III. Экспериментальный конкурс «Поджигатели» (3 балла )
Командам необходимо добыть огонь без применения спичек.
Варианты:
1. Растертый в порошок перманганат калия (6 гр) + 1 мл глицерина (в результате реакции выделяется атомарный кислород и глицерин воспламеняется)
2. Растертый в порошок перманганат калия + Н2SO4 (конц.), помешать стеклянной палочкой и палочку поднести к фитилю спиртовки (при помощи «волшебной палочки») При реакции выделяется атомарный кислород, выделяется достаточное количество теплоты и спирт воспламеняется.
IV. Конкурс капитанов (ответ оценивается в 2 балла)
По вкусу, цвету, запаху она ничем не отличается от обычной воды, но совершенно непригодна для живых организмов («мертвая» или «тяжелая» вода Д2О)
Какая вода полезнее для организма – сырая, кипяченая или талая? (Талая. Она еще долго сохраняет структуру льда. Её называют «живой водой»)
Для чего одна из фирм мелкие игрушки для детей наполняет сульфатом бария ? (Если ребенок проглотит игрушку, то её можно будет обнаружить с помощью рентгена)
Железные лопаты, которые использовали при добыче медной руды, покрывались слоем меди. Значит ли это, что железо превращалось в медь ? (Нет, произошла химическая реакция: Fe + CuCl2 = FeCl2 + Cu)
История. Император Наполеон III на банкете велел подать для почетных гостей приборы из очень дорогого серебристого металла. А всем прочим было обидно до слез: пришлось пользоваться обычной золотой и серебряной посудой. Из чего были изготовлены вилки ? (Из алюминия)
Геология. Назовите металл, который входит в состав рубина, граната, сапфира, бирюзы (алюминий)
V. Конкурс «Шпаргалка» (5 баллов)
После проведения контрольной работы по химии была обнаружена разорванная шпаргалка с правыми частями уравнений химических реакций. Нужно восстановить левую часть.
= 2LiOH + H2
= СuSO4 + SO2 + 2H2O
= Fe(OH)3 + 3 КCl
= К2SO4 + CO2 + H2O
= AgCl + KNO3
1.2Li + 2H2O = 2LiOH + H2
2. Cu + 2 H2SO4 (конц.) = СuSO4 + SO2 + 2H2O
3. FeCl3 + 3КOH = Fe(OH)3 + 3 КCl
4. К2CO3 + H2SO4 = К2SO4 + CO2 + H2O
5. AgNO3 + KCl = AgCl + KNO3
VI. Конкурс болельщиков (1 балл)
История. Какой камень сыграл большую роль в истории химии, хотя он в действительности не существовал ? (Философский камень)
В каком молоке не содержится молока ? /В известковом молоке –
Са (ОН)2/
Назовите семь металлов, известных человечеству с древности ( серебро, золото, медь, железо, свинец, олово, ртуть)
VII. Загадочная пауза (2 балла)
Ему не страшно окисленье.
Пластичностью не превзойден,
В кислоте без растворенья
Может содержаться он.
Чтобы легче догадаться,
Подскажу я вам, что он
Может только растворяться
В «царской водке» целиком.
/Золото/
Млекопитающее животное – первый слог, тоже млекопитающее животное – второй слог. В целом химический элемент. Какой ? (мышьяк)
Сосновый лес – первая часть слова. Число - вторая часть слова. В целом химик, который был одновременно и композитором. Кто этот человек ? (Бородин)
VIII. Конкурс «Ты мне, я тебе»
Команды задают друг другу по 2 вопроса. Правильный ответ оценивается в 2 балла. За самый интересный вопрос добавляется одно очко команде.
IX. Конкурс «Обнаружь противника (3 балла)
Нужно в окислительно-восстановительной реакции определить окислитель и восстановитель. Уравнять реакцию методом электронного баланса:
+7 +3 +2 +5
2KMnO4 + 3H2SO4 +5KNO2 = 2MnSO4 + 5KNO3 + 3H2O + K2SO4
окислитель восстановитель
X. Снова конкурс для болельщиков
Вопрос из области биологии:
Название какой аквариумной рыбки идентично названию химического элемента ? (неон)
В название какого важнейшего для жизни растений соединения входит название химического элемента (хлорофилл)
Музыкальная пауза.
XI. Вопросы из «черной шляпы» (2 балла)
История. Какой знаменитый химик погиб на гильотине? (Знаменитый французский химик, один из творцов научной химии, доказавший закон сохранения вещества, выяснивший сущность процессов горения и дыхания, установивший состав воды, и выполнивший много других работ по химии. Во время французской революции был казнен,1784 г. (Это Антуан Лоран Лавуазье)
Что такое «царская водка» и почему ее так называют ? (Смесь азотной (1) и соляной (3) кислот. Такое название эта жидкость получила потому, что растворяет «царя» металлов» - золото)
В фамилии какого ученого – химика девять букв, из них четыре «е». Какие основные научные открытия и идеи он оставил потомкам ? (Д.И.Менделеев. Периодический закон, гидратную теорию растворов, идею подземной газификации, переработки нефти, освоения северных морей и.т.д.)
Недостаток какого элемента в организме ведет к кариесу зубов ? (фтора)
XII. Кроссворд (7 баллов) 2 мин.
Любимое занятие многих юных химиков – отгадывание кроссвордов. В нашем марафоне следующий конкурс отгадывание кроссворда.
КРОССВОРД
к | и | с | л | о | р | о | д | |||||
л | а | т | у | н | ь | |||||||
н | и | т | р | а | т | ы | ||||||
а | н | а | л | и | з | |||||||
б | е | р | и | л | л | и | й | |||||
г | и | д | р | и | д | ы | ||||||
с | у | с | п | е | н | з | и | и | ||||
п | е | р | м | а | н | г | а | н | т | ы | ||
а | ц | е | т | и | л | е | н | |||||
в | о | д | о | р | о | д | ||||||
ф | о | с | ф | о | р |
1. Продукт фотосинтеза
2. Сплав меди с цинком
3. Соли азотной кислоты
4. Метод определения состава вещества путем его разложения
5. Амфотерный элемент
6. Соединения водорода с металлами
7. Разновидность взвесей
8. Соли марганцевой кислоты
9. Горючий газ, используемый для сварки
10.Самый легкий элемент
11. Простое вещество, применяемое в производстве спичек
XIII. И снова конкурс болельщиков.
Бытовое название перманганата калия – (марганцовка)
Негорючее вещество, а его гасят (негашеная известь:
CaO + H2O = Ca(OH)2 + Q )
Какой газ выделяется, если на “хлеб химической промышленности» «намазать» «купоросное масло» ? (ничего не произойдет. Это одно и тоже вещество – серная кислота)
XIV. Экспериментальная пауза «Отгадай реакцию»
Ассистент демонстрирует реакции, участники должны написать уравнения реакций, дать пояснения.
«Нет дыма без огня» (NH3 + HCl = NH4Cl)
Один стакан заранее должен быть сполоснут раствором HCl, другой – раствором NH3. Когда соединяются стаканы образуется NH4Cl в виде «белого дыма»
«Аленький цветочек»
(2Na + 2H2O = 2NaOH + H2 , NaOH + фенофталеин = малиновое окрашивание)
В стакан с водой ложится фильтровальная бумага, на нее положен кусочек металлического натрия. Вскоре появляется огонь на поверхности воды, вода становится малиновой.
XV. Конкурс «Химик – лингвист» (5 баллов)
Если вы правильно назовете вещества, формулы которых приведены на плакате, то из первых букв этих названий получится крылатая фраза. Какая ?
Золото никель аммиак ниобий индий европий сода иридий литий америций
Au Ni NH3 Nb Jn Eu NаHCO3 Jr Li Am
(Знание – сила)
XVI. Конкурс болельщиков
Какое холодное масло при вливании в холодную воду делает ее горячей ? (купоросное масло, или серная кислота)
Разрушение металла под воздействием окружающей среды (коррозия)
Название кислых солей серной кислоты (гидросульфаты)
XVII. Конкурс «Дешифрование» (3 балла)
В зал заносят конверт. Ведущий открывает конверт, а там два чистых листочка.
Задание командам: «помочь прочитать «письмо»
Варианты:
Поднести к пламени горелки (запись заранее была сделана разбавленной H2SO4, которая при нагревании становится концентрированной, обугливает бумагу)
На бумаге появляется: «спасибо за внимание»
«Прочитать» при помощи раствора NaOH (запись была сделана фенолфталеином). Появляются слова: «Спасибо всем участникам за хорошие ответы!»
Жюри подводит итоги, объявляет победителей, выявляет «лучшего химика» Победившая команда произносит шутливую торжественную клятву: «Мы, команда … класса, принимая звание лучших химиков … , обязуемся:
Вступать в экзотермические реакции обмена с окружающей средой.
Проявлять окислительно-восстановительный характер в добывании знаний.
Чтить и соблюдать закон сохранения массы и энергии, ибо сколько в одном месте убавится, столько же в другом месте прибавится.
Быть катализаторами во всех полезных для школы делах. Жить в гармонии с окружающей средой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Физико- химический КВН "Знатоки естествознания"
Материал содержит методическую разработку внеклассного мероприятия, проведенного в рамках предметной недели химии, биологии и физики для 11 класса...
Турнир знатоков химии по теме "Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева".
Девиз турнира: «Не в количестве знаний заключается образование, а в полном понимании и искусном применении того, что знаешь» (А.Дистервег).Цели турнира:Развивать познавательную активность учащихся, пр...
Факторы, влияющие на смещение химического равновесия (концентрация реагентов, температура, давление и катализатор). Принцип Ле Шателье. Роль смещения химического равновесия в увеличении выхода продукта в химической промышленности
Презентация к уроку по теме: "Факторы, влияющие на смещение химического равновесия (концентрация реагентов, температура, давление и катализатор). Принцип Ле Шателье. Роль смещения химического равновес...
Физические и химические явления, закон сохранения массы веществ, химические уравнения, типы химических реакций.(слайды к урокам)
Слайды к урокам: Физические и химические явления, закон сохранения массы веществ, химические уравнения, типы химических реакций....
Клуб знатоков в школе ( внеклассное мероприятие) Интеллектуальная игра "Знатоки"
Внеклассное мероприятие с презентацией....
Открытый урок. Тема: Скорость химической реакции. Факторы, влияющие на скорость. Химическое равновесие. Смещение химического равновесия. Для СПО.
Дано понятие скорости химической реакции. Экспериментальное изучение факторов , влияющих на скорость. Понятие химического равновесия. Принцип Ле-Шателье. Урок проводится с применением презентации этой...
Проверочная работа по теме "Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. Знаки химических элементов. Химические формулы. Относительная атомная и молекулярная массы"
Проверочная работа по теме "Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. Знаки химических элементов. Химические формулы. Относительная атомная и молекулярная массы" предназначена дл...