Приложение к рабочей программе по литературе 9 класс.
рабочая программа (9 класс) по теме

Антонина Николаевна Узких

Приложение содержит контрольно - измерительные материалы и критерии оценивания по предмету "литература".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lit-_ra._prilozhenie_9_bv.docx71.63 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение

к рабочей программе учителя

Контрольно-измерительные материалы

и критерии оценивания по предмету «литература», 9 Б, В  класс

Контрольно-измерительные материалы составлены для оценивания учебных достижений учащихся 9 класса по предмету «литература». Задания составлены в соответствии с изученными темами и с учетом требований ФКГОС к уровню подготовки учащихся 9 классов.

Цель: контроль и управление процессом приобретения обучающимися необходимых знаний, умений, навыков ФКГОС.

Задачи:

Оценка достижений обучающихся в процессе изучения  предмета «литература» с определением положительных и отрицательных результатов и планирование предупреждающих и корректирующих  мероприятий

Контрольно - измерительные материалы включают в себя разные формы работ:

Форма работ

Тема

Дата проведения

Тест

 Древнерусская  литература

Тест

 Литература 18 века

Контрольная работа

Поэзия 19 века

Тест

А.С. Грибоедов  «Горе от ума»

Тест.

Лирика А.С.Пушкина

Тест .

А.С.Пушкин “Евгений Онегин”.

Тест

Н.В.Гоголь «Мёртвые души»

Тест

Русская литература XIX века.

Тест

 «Русская лирика 20 века»

Контрольные вопросы

М.А.Булгаков"Собачье сердце".

Контрольная работа

Произведения, изученные в 9 классе

Критерии оценивания устных ответов

Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учащихся по литературе и русскому языку.

Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.

При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями, учитывать:

1) полноту и правильность ответа;

2) степень осознанности, понимания изученного;

3) языковое оформление ответа.

Балл

Степень выполнения учащимся

общих требований к ответу

«5»

1) ученик полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий;

2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только из учебника, но и самостоятельно составленные;

3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

«4»

ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5», но допускает 1 - 2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1 - 2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

«3»

ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:

1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;

2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;

3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого

Отметка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

Отметка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т.е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.

Критерии оценивания письменных работ (сочинение)

Критериями оценки содержания и композиционного оформления сочинений являются:

соответствие работы теме, наличие и раскрытие основной мысли высказывания;

полнота раскрытия темы;

правильность фактического материала;

последовательность и логичность изложения;

правильное композиционное оформление работы.

Критерии оценивания языкового оформления

-богатство (разнообразие) словаря и грамматического строя речи;

-стилевое единство и выразительность речи;

-правильность и уместность употребления языковых средств.

Сочинение оценивается двумя оценками: первая – за содержание работы и речь, вторая – за грамотность (в журнале ее рекомендуется ставить на странице «Русский язык» и учитывать при выставлении итоговой оценки по русскому языку)

При выставлении оценки за содержание и речевое оформление согласно установленным нормам необходимо учитывать все требования, предъявляемые к раскрытию темы, а также к соблюдению речевых норм (богатство, выразительность, точность).

При выставлении второй оценки учитывается количество орфографических, пунктуационных и грамматических ошибок. Грамматические ошибки, таким образом, не учитываются при оценке языкового оформления сочинений и изложений.

Основные критерии оценки за изложение и сочинение

Оценка

Содержание и речь

Грамотность

«5»

1.Содержание работы полностью соответствует теме.

2.Фактические ошибки отсутствуют.

3.Содержание излагается последовательно.

4.Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.

5.Достигнуты стилевое единство и выразительность текста.

В целом в работе допускается 1 недочет в содержании 1-2 речевых недочета.

Допускаются:

I орфографическая, или I пунктуационная, или 1 грамматическая ошибки

«4»

1.Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).

2.Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.

3.Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.

4.Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.

5.Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.

В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.

Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки

 «3»

1.В работе допущены существенные отклонения

2.Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.

3.Допущены отдельные нарушения последовательности изложения

4.Беден словарь и однообразны употребляемые

синтаксические конструкции, встречается

неправильное словоупотребление.

5.Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.

Допускаются:

4 орфографические и

4 пунктуационные ошибки,

или 3 орф. и 5 пунк.,или

7 пунк. при отсутствии

орфографических (в 5 кл.-

5 орф. и 4 пунк., а также

4 грамматических ошибки

«2»

Работа не соответствует теме. Допущено много фактических неточностей. Нарушена последовательность мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случат неправильного словоупотребления. Нарушено стилевое единство текста. В целом в работе допущено 6 недочетов и до 7 речевых недочетов

Допускаются:

7 орф. и 7 пунк. ошибок, или

6 орф. и 8 пунк., или

5 орф. и 9 пунк., или

9 пунк., или 8 орф. и 5 пунк.,

а также 7 грамматических ошибок

Оценка тестовых работ

При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:

«5» - 90 – 100 %;

«4» - 78 – 89 %;

«3» - 60 – 77 %;

«2»- менее  59%.

Оценка за тестовую работу:

«5»: 90% – 100 %

«4»: 72% - 89 %

«3»: 50% - 71 %.

Тесты, состоящие из пяти вопросов,  можно использовать после изучения материала каждого урока. Тест из 10—15 вопросов используется для периодического контроля. При оценивании используется следующая шкала:

Для теста из пяти вопросов: нет ошибок — оценка «5»;  одна ошибка - оценка «4»;  две ошибки — оценка «3»;три ошибки — оценка «2».

Приложение №1 к уроку № 6

Тест по древнерусской литературе

1. Историк С.М.Соловьёв утверждал, что автор «Слова…» «верен обещанию рассказывать по былинам: рассказ его совершенно одинаков с рассказом летописца, лишнего в нём были только поэтические украшения; что же касается подробностей, то их гораздо больше в летописи».

     А) Можете вы согласиться с тем, что рассказ в «Слове…» «совершенно одинаков с рассказом летописца»? Аргументируйте свой ответ.

     Б) Верно ли, что подробностей похода князя Игоря «гораздо больше в летописи» нежели в «Слове…»? Приведите конкретные  примеры.

     В) Какие «поэтические украшения» вы заметили в «Слове…»? Какую роль они играют в тексте? «Лишние»  ли они? Почему?

2. Академик Б.А.Рыбаков пишет: «Идеализировав Игоря, считать его главным героем поэмы и самоотверженным защитником Русской земли – значит следовать в его оценке оперному либретто, а не историческим фактам?

     А) Не идеализирует ли , на ваш взгляд, автор «Слова» князя Игоря? Если да, то в чём вы это заметили?

     Б) Действительно ли князя Игоря нельзя считать «главным героем поэмы» и «самоотверженным защитником Русской земли»?

3. Профессор В.Ф.Переверзев писал: «Герой «Слова…» Игорь представляет собой идеал дружинно-феодального героя своего времени…  Сознавая, что на нём лежит священный долг оберегать от хищников Русь, он «наплънився ратного духа, наведе своя храбрыя плъки на землю Половецкую за землю Руськую».

     А) Каким предстаёт князь Игорь в «Слове…»? Могли бы вы назвать его образ «идеальным»? Обоснуйте свой ответ примерами из текста.

     Б) Можете вы согласиться с тем, что князь Игорь сознаёт свой долг перед Русью? Если да, то как об этом говорит автор «Слова»?

4. Считается, что: «…автор «Слова…»широко использует метафоры, эпитеты, сравнения, уходящие корнями в устное народное творчество. Но это не перенесение отдельных слов в текст, а их литературная переработка, что придаёт им в тексте памятника особую красоту и совершенство.»

     А) Какие метафоры , эпитеты, сравнения вы встречали в «Слове…»? Каково их место в образном строе произведения?

     Б) Можно ли согласиться с тем, что образный строй  «Слова» близок  устному народному творчеству? Обоснуйте ответ примерами из текста.

Приложение №2 к уроку 22

Тест

«Литература 18 века»

для урока литературы в 9 классе

Тест «Литература XVIII века»                                                            

 Вариант № 1        

Часть 1. Из предложенных вариантов ответа выберите правильный, запишите его.

А1. О каком писателе идёт речь: «Русский учёный и поэт 18 века, который, скрыв своё крестьянское происхождение, в 1730 году поступил в славяно-греко-латинскую академию». Укажите фамилию.

1) Державин   2) Фонвизин   3) Радищев   4) Ломоносов

А2. Укажите фамилию русского поэта-энциклопедиста 18 века, для которого поэтическое творчество было важным средством просветительской пропаганды передовых научных и общественно-патриотических идей:

 1) Радищев   2) Ломоносов   3) Державин   4) Фонвизин

 А3. Укажите название литературного направления, возникшего в России во 2 четверти 18 века, к которому относят творчество Ломоносова, Державина, Фонвизина.

1) классицизм   2) сентиментализм   3) романтизм   4) реализм

А4. Кого прославлял Державин в оде «Фелица»?

1) Екатерину I   2) Елисавету Петровну   3) Екатерину  II   Анну Иоанновну

Часть 2. Ответы к заданиям этой части запишите словом в именительном падеже или цифрами (по 2 балла за верно выполненное задание, 1 балл – за неточный ответ, ответ с орфографической ошибкой)

В2. О каком писателе идёт речь: «Родился в большой обедневшей дворянской семье с глубокими религиозными и культурными интересами; русская ветвь ливонского рода»

В3. Укажите жанр произведения «Недоросль». Высокий, средний или низкий

В6. Что в конце повести «Бедная Лиза» случилось с главной героиней?

В7. Кто это? «Не щадя редкой красоты своей, трудилась день и ночь – ткала холсты, вязала чулки».

В8. Укажите средство выразительности: «приятные места», «мрачные башни»

В9. Да или нет? Отец Лизы был зажиточный поселянин.

В10. Укажите современный вариант выделенного слова «Все вещи представятся днесь в естественном их виде»

Ответьте подробно на вопрос. Укажите автора и произведение

С1. «Что в имени тебе моём...» Имя Митрофан в переводе с греческого означает «подобный матери». Оправдывает ли герой своё имя? Обоснуйте свою точку зрения, приведите два аргумента.

Тест «Литература XVIII века»                                                            

 Вариант № 2        

Часть 1. Из предложенных вариантов ответа выберите правильный, запишите его.

А2. Укажите фамилию русского комедиографа, чья пьеса явилась просветительской сатирой на нравы русского дворянства второй половины 18 века:

1) Княжнин  2) Грибоедов   3) Карамзин   4) Фонвизин

А3. Укажите название литературного направления второй половины 18 века, которое характеризуется высоким гражданско-просветительским пафосом и утверждением культа человеческого разума.

1) классицизм   2) сентиментализм   3) романтизм   4) реализм

А4. Кого прославлял Ломоносов в оде 1747 года?

1) Екатерину I   2) Елисавету Петровну   3) Екатерину  II   4) Анну Иоанновну

Часть 2. Ответы к заданиям этой части запишите словом в именительном падеже или цифрами (по 2 балла за верно выполненное задание, 1 балл – за неточный ответ, ответ с орфографической ошибкой)

В1. Кто из правителей, отправив Г. Р. Державина в отставку, назвал причину: «Ты очень ревностно служишь»?

В2. О ком идёт речь: «Родился в небогатой, но старинной дворянской семье хилым и слабым ребёнком»

В4. Откуда фраза (укажите автора, произведение, жанр): «...ибо и крестьянки любить умеют!»

В6. Какие цветы продавала Лиза, главная героиня повести «Бедная Лиза»?

В7. Кто это? «Узнав о судьбе её, он не мог утешиться и почитал себя убийцею».

В8. Укажите средство выразительности: «Душа светилась в глазах твоих, подобно как солнце светится в каплях росы небесной»

В9. Да или нет? Эраст был в армии и сражался с неприятелем.

В10. Укажите современный вариант слова «изрёк»

В11. Кто из писателей 18 века закончил свой жизненный выпуском журнала «Друг честных людей, или Стародум», который был запрещён; это сломило автора, он заболел и вскоре умер»

Ответьте подробно на вопрос. Укажите автора и произведение

С1. «Что в имени тебе моём...» Имя Эраст в переводе  означает «горячо любящий». Оправдывает ли герой своё имя? Обоснуйте свою точку зрения, приведите два аргумента.

Тест «Литература XVIII века»                                                          

   Вариант № 3        

Часть 1. Из предложенных вариантов ответа выберите правильный, запишите его.

А1. О каком писателе идёт речь: «Русский учёный и поэт 18 века, который писал, что физика – это его упражнения; стихотворство – его утеха. Укажите фамилию.

1) Фонвизин   2) Державин   3) Ломоносов   4) Карамзин

А2. Укажите фамилию русского поэта-одописца 18 века, который пытался подражать Ломоносову, но не выдержал великолепия и пышности языка, поэтому внёс элементы живой разговорной речи.

1) Фонвизин   2) Державин   3) Ломоносов   4) Карамзин

А3. Укажите  литературное направление 18 века, основой которого был взгляд на человека как на существо чувствительное.

1) классицизм   2) сентиментализм   3) романтизм   4) реализм

А4. Какое произведение не принадлежит Г. Р. Державину?

1) «Властителям и судиям»   2) «Бог»   3) «Утреннее размышление о божьем величии»   4) «Фелица»

Часть 2. Ответы к заданиям этой части запишите словом в именительном падеже или цифрами (по 2 балла за верно выполненное задание, 1 балл – за неточный ответ, ответ с орфографической ошибкой)

В1. С каким историческим лицом связана ода 1747 года М. В. Ломоносова?

В3. Укажите жанр произведения «Фелица». Высокий, средний или низкий жанр?

В4. Откуда фраза (укажите автора, произведение): «Тщетно звать врача к больным неисцельно. Тут

врач не пособит, разве сам заразится»

В6. Красоты какого города описываются в начале произведения «Бедная Лиза»?

В7. Кто это? «Молодой, хорошо одетый человек, приятного вида, встретился ей на улице»

В8. Укажите средство выразительности: «Но скоро восходящее светило пробудило все творения»

В9. Да или нет? Лизин букет стоил один рубль.

В10. Укажите современный вариант выделенного слова «Покрыты мздою очеса»

Ответьте подробно на вопрос. Укажите автора и произведение

С1. «Что в имени тебе моём...» Имя Елизавета в переводе с еврейского означает «почитающая Бога». Оправдывает ли героиня своё имя? Обоснуйте свою точку зрения, приведите два аргумента.

Тест «Литература XVIII века»  

                                                           Вариант № 4

Часть 1. Из предложенных вариантов ответа выберите правильный, запишите его.

А1. Какой русский учёный, поэт 18 века в своих одах пропагандировал идеи мирного процветания родины под руководством мудрых монархов, заботящихся о развитии науки?

1) Ломоносов   2) Фонвизин  3) Державин   4) Карамзин

А2. Назовите фамилию русского поэта 18 века, поэтическое новаторство которого проявилось в разрушении чистоты классицистического жанров: соединил элементы оды и сатиры в одном стихотворении, сочетал «высокий» и «низкий» «штили».

1) Ломоносов   2) Фонвизин  3) Державин   4) Карамзин

А3. Укажите литературное направление 18 века, к которому принадлежит повесть Карамзина «Бедная Лиза».

1) классицизм   2) сентиментализм   3) романтизм   4) реализм

А4. Какое произведение не принадлежит М. В. Ломоносову?

1) «Памятник»   2) «О движении Земли»   3) «Разговор с Анакреоном»   4) «Вечернее размышление»

Часть 2. Ответы к заданиям этой части запишите словом в именительном падеже или цифрами (по 2 балла за верно выполненное задание, 1 балл – за неточный ответ, ответ с орфографической ошибкой)

В1. С каким историческим лицом связана ода «Фелица» в творчестве Державина?

В2. О ком идёт речь: «Происходил из небогатого, но старинного дворянского рода, который вёл своё происхождение от татарского мурзы».

В3. Укажите жанр произведения «Бедная Лиза»

В4. Откуда фраза (укажите автора, произведение, жанр): «Я взглянул окрест меня – душа моя страданиями человечества уязвлена стала»

В5. В какой главе «Путешествия из Петербурга в Москву»  действует не русский царь, а «царь, шах, хан, король, бей, набаб, султан»

В6. Описание какого монастыря присутствует в произведении «Бедная Лиза»?

В7. Кто это? «Бедная вдова, почти непрестанно проливавшая слёзы о смерти мужа своего»

В8. Укажите средство выразительности: «...и кровь её от ужаса охладела»

В9. Да или нет? Царская водка – смесь серной и уксусной кислоты.

В10. Укажите современный вариант выделенного слова «но ниже у Господа моего дураком быть не хочу»

В11. Кто из писателей 18 века закончил свой жизненный путь со словами: «Я не тужу о смерти: пожил, потерпел и знаю, что обо мне дети отечества пожалеют»

Ответьте подробно на вопрос. Укажите автора и произведение

С1. «Что в имени тебе моём...» Имя Софья в переводе в греческого означает «мудрая». Оправдывает ли героиня своё имя? Обоснуйте свою точку зрения, приведите два аргумента.

Ответы. Тест «Литература 18 века»

1 вариант

2 вариант

3 вариант

4 вариант

А1

4

2

3

1

А2

2

4

2

3

А3

1

1

2

2

А4

3

2

3

1

В1

А.М.Кутузов

Александр I

Елизавета Петровна

Екатерина II

В2

Фонвизин Д. И.

Державин

Радищев

Державин

В3

Комедия, низкий

путешествие

Ода, высокий

повесть

В4

Державин «Бог»

Карамзин «Бедная Лиза», повесть

Фонвизин «Недоросль»

Радищев «Путешествие ...», путешествие

В5

«Медное»

«София»

«Любани»

«Спасская полесть»

В6

утопилась

ландыши

Москва

Симонов монастырь

В7

Лиза

Эраст

Эраст

Мать Лизы

В8

эпитет

сравнение

олицетворение

метафора

В9

да

нет

нет

нет

В10

теперь

сказал

глаза

Даже

В11

Радищев А. Н.

Фонвизин

Державин

Ломоносов

С1

Митрофан

Эраст

Елизавета

Софья

Приложение №3 к уроку 28

Контрольная работа по поэзии 19 века

1. Общая характеристика русской и мировой литературы XIX века.

Основные направления:

2. Основоположник русского романтизма –

3. Что такое «баллада»?

4. Сюжет баллады Жуковского «Светлана»:

5. Назовите элементы фантастики в балладе «Светлана»

6. Какое стихотворение принесло известность Жуковскому?

7. В качестве кого и в какой период находился Жуковский при дворе Николая I?  

8. Как погиб А.С.Грибоедов?

9. Замысел комедии Грибоедова «Горе от ума»  

10. Назовите главных героев комедии «Горе от ума»

11. Год выхода в свет комедии Грибоедова

12. Какие два лагеря противопоставлены в комедии друг другу?

13. Критическую статью «Мильон терзаний» написал

14. Назовите ранние комедии Грибоедова

15. Какое учебное заведение окончил А.С.Пушкин?

16. Какие произведения пишет Пушкин в Болдинскую осень?

17. С какого стихотворения началась романтическая южная ссылка Пушкина?

18. Какие темы звучат в лирике Пушкина? Приведите примеры.

19. Почему поэт уверен, что воздвиг памятник, к которому «не зарастет народная тропа»?

20. Кого называли вундеркиндом и почему?

Приложение №4  к уроку № 34

Тест по комедии  А.С. Грибоедова  «Горе от ума»

Задание 1. Правильно соотнесите литературные направления и характерные для них черты, проявившиеся в комедии «Горе от ума»

А) классицизм

1) главный герой: одинок и не понят окружающими; противостоит обществу; речь насыщена трагическим пафосом ; мотив изгнанничества.

Б) романтизм

2) социальная и психологическая типизация; индивидуализация героев, отсутствие однозначности в образах и героев комедии, «порок не наказан, добродетель не торжествует»; в произведении присутствует более двадцати действующих лиц.

В) реализм

3) единство места, времени и действия произведения, амплуа, принцип говорящих фамилий.

Задание 2. А.С.Грибоедов писал: «В моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека, и этот человек, разумеется, в противоречии с обществом, его окружающим» Кого имел в виду писатель?

А) Скалозуба

Б) Молчалина

В) Чацкого

Г) Софью

Задание 3. Отметьте, в чём состоит новаторство системы образов комедии «Горе от ума»?

А) соответствие системе «амплуа»

Б) количество действующих лиц – более 20

В)в основу системы образов положен принцип типизации

Г) отсутствие деления персонажей на положительные и отрицательные

Д) введение внесценических персонажей

Задание 4. Соотнесите имя героя и роль, которую он играет в комедии

А) Хрюмины, Тугоуховские, Хлёстова

1) главные герои

Б) князь Фёдор, Кузьма Петрович, Максим Петрович

2) второстепенные

В) Чацкий, Софья, Молчалин, Фамусов

3) эпизодические

Г) Г.Д. и Г.Н

4) образ-пародия

Д) Скалозуб, Лиза, Загорецкий, Горич

5) внесценические персонажи

Е) Репетилов

6) герои, необходимые для связи сценического действия

Задание 5. Кому из героев комедии принадлежат следующие высказывания, ставшие афоризмами:

1. «Свежо предание, а верится с трудом»

А) Софья

2. «А судьи кто?»

3. «Дома новы, а предрассудки стары»

4. «Я вам советовать не смею»

Б) Чацкий

5. «Я вас перепугал, простите ради Бога»

6. «Счастливые часов не наблюдают»

7. «Шё1л в комнату, попал в другую»

В) Молчалин

8. «Не человек, змея»

9. «Герой не моего романа»

Задание 6. Назовите полные имена героев.

Чацкий, Фамусов, Молчалин, отец Чацкого, Загорецкий, Горич, Скалозуб

Задание 7. Отметьте основные средства создания сатирических характеров в комедии.

Индивидуализация языка; афористичность; трагический пафос; авторская ремарка; гипербола; фарсовые детали; катарсис; фразеологизмы; драматизм; просторечия; ирония; сарказм.

Задание 8. Кого считает хорошим женихом для Софьи Фамусов?

А) образованного человека, который «славно пишет, переводит»…

Б) «…если наберёт душ тысячи две родовых…»

В) человек, которого «способностями Бог не наградил», но «Дал сердце доброе»…

Г) молодой человек, «враг исканий»

Задание 9. Сколько времени отсутствовал в Москве Чацкий?

А) 3 месяца

Б) 3 года

В) 5 лет

Г) полгода

Задание 10. Из какого города приехал в Москву Молчалин?

А) из Петербурга

Б) из Саратова

В) из Твери

Г) из Смоленска

Д) из губернского города Н

Задание 11. Выражение «злые языки страшнее пистолета» принадлежат:

А) Фамусову

Б) Лизе

В) Софье

Г) Чацкому

Д) Репетилову

Е) Молчалину

Задание 12. «…Чацкий в комедии не является ни идеалом, ни даже носителем более или менее чёткой позитивной программы» (Е.Рогачёвская)

     А) Как вы понимаете определение «идеал» применительно к герою литературного произведения? Можете вы согласиться с тем, что Чацкий таковым не является? Почему?

     Б) Верно ли, что у Чацкого нет «более или менее чёткой позитивной программы»? Если вы не согласны с мнением исследовательницы, то в каких, на ваш взгляд, монологах героя комедии эта программа изложена наиболее чётко  и последовательно?

Задание 13. В известном монологе Чацкого цензурой были опущены слова:

Своя провинция.

Посмотришь вечерком –

Он чувствует себя здесь маленьким царьком.

А) Как вы считаете, чем могла быть вызвана такая цензурная правка?

Б) Насколько изменился монолог главного героя? Может быть, опущенные слова не несут важного смысла?

Приложение № 5 к уроку № 40

Тест.

Лирика А.С.Пушкина.

1. Назовите годы жизни А.С. Пушкина.

А) 1802-1841
Б) 1789-1828
В) 1799-1837
Г) 1805-1840

2. В каком городе родился А.С. Пушкин?

А) Петербург
Б) Москва
В) Киев
Г) Тула

3. Сколько лет было Пушкину, когда он стал лицеистом?

А) 10 лет
Б) 8 лет
В) 12 лет
Г) 11 лет

4. Какая дата, связанная с Лицеем, не раз встретится в лирике Пушкина?

А) 5 мая
Б) 21 октября
В) 1 января
Г) 19 октября

5. Какое стих-е читал Пушкин перед Державиным на экзамене в Лицее?

А) “Лициния”
Б) “Воспоминания в Царском Селе”
В) “Городок”
Г) “Деревня”

6. Кто из названных поэтов не был лицейским товарищем Пушкина?

А) И.Пущин
Б) А.Дельвиг
В) В.Кюхельбекер
Г) П.Чаадаев

7. Назовите жанр стихотворения “Вольность”.

А) мадригал
Б) стансы
В) баллада
Г) ода

8. Из какого стих-я строки: “Мы ждем с томленьем упованья / Минуты вольности святой…”?

А) “К Чаадаеву”
Б) “Вольность”
В) “Поэт”
Г) “К морю”

9. Какое стих-е Пушкина восходит к библейскому источнику?

А) “Поэт”
Б) “Поэт и толпа”
В) “Пророк”
Г) “Я памятник себе…”

10. Какое историческое событие предшествовало написанию стих-я “Пророк”?

А) Отечественная война 1812 г.
Б) восстание декабристов 1825 г.
В) смерть императора Николая 1 в 1855 г.
Г) восшествие на престол Александра 1 в 1801 г.

11. Какие темы были развернуты в элегии “К морю”?

А) тема революционного преображения
Б) тема природы
В) тема свободы и несвободы
Г) патриотическая тема

12. Героем какой романтической поэмы является Алеко?

А) “Бахчисарайский фонтан” Б) “Цыганы”
В) “Руслан и Людмила”
Г) “Кавказский пленник”

13. Соотнесите стих-я и жанры.

А) “На холмах Грузии”
Б) “Вольность”
В) “К Чаадаеву”
Г) “На Воронцова”

1) элегия
2) послание
3) эпиграмма
4) ода

14. Распределите стих-я по тематике.

А) пейзажная
Б) философская
В) свободолюбивая
Г) назначение поэта и поэзии
Д) дружба
Е) любовная

1) “Во глубине сибирских руд”
2) “Памятник”
3) “К Чаадаеву”
4) “Пророк”
5) “ Я помню чудное мгновенье”
6) “Зимнее утро”

15. Соотнесите стих-я и адресаты.

А) “Я помню чудное мгновенье”
Б) “Мадонна”
В) “Я вас люблю…”
Г) “Сожженное письмо”

1) Е. Воронцова
2) Н. Гончарова
3) А. Керн
4) А .Осипова

Приложение №6 к уроку № 45

Тест .

“Евгений Онегин”.

1. Кто из русских критиков назвал роман “Евгений Онегин” “энциклопедией русской жизни”?

А) И.Гончаров
Б) В.Белинский
В) Д.Писарев
Г) Н.Добролюбов

2. К какому литературному направлению следует отнести роман?

А) классицизм
Б) сентиментализм
В) реализм
Г) романтизм

3. Как долго создавался роман?

А) 3 года
Б) 8 лет
В) 10 лет
Г) всю жизнь

4. Какие этапы биографии отражены в романе?

А) детство
Б) Лицей
В) южная ссылка
Г) женитьба
Д) Михайловское

5. В романе повествователь говорит: “Но вреден север для меня”. Что он имеет в виду?

А) нездоровье
Б) нелюбовь к Петербургу
В) “охоту к перемене мест”
Г) южную ссылку

6. Сколько дней сидел Онегин у постели умирающего дяди?

А) один
Б) три
В) ни одного
Г) неделю

7. Назовите отчество Татьяны Лариной.

А) Ивановна
Б) Дмитриевна
В) Владимировна
Г) Николаевна

8. Какое чувство, по мнению Онегина, овладеет им у постели больного дяди?

А) скука
Б) злость
В) любовь
Г) забота

9. Чей это портрет:

Всегда скромна, всегда послушна,
Всегда как утро весела,
Как жизнь поэта простодушна,
Как поцелуй любви мила…

А) Ольга Ларина
Б) Татьяна Ларина
В) Дуняша
Г) няня

10. Какой стихотворный жанр предпочитал Ленский, когда писал Ольге?

А) ода
Б) баллада
В) элегия
Г) мадригал

11. Кому посвящена следующая эпитафия:

Надгробный памятник гласит:
Смиренный грешник…
Господний раб и бригадир
Под камнем сим вкушает мир.

А) дядя Онегина
Б) В.Ленский
В) Дмитрий Ларин
Г) Онегин

12. В чем был “истинный гений” Евгений Онегин?

А) “был глубокий эконом”
Б) в лицемерии
В) в науке “страсти нежной”
Г) “знал довольно по латыне”

13. Почему Ленского называли “полурусским соседом”?

А) стремление подражать иностранному
Б) один из родителей был нерусским
В) в родне были иностранцы
Г) имел иностранное образование

14. О Ленском сказано, что он “красавец, в полном цвете лет”. Сколько ему лет?

А) 17 лет
Б) 18 лет
В) 19 лет
Г) 20 лет

15. Кто был секундантом Ленского?

А) Петушков
Б) Зарецкий
В) Трике
Г) Гильо

16. Как сложилась судьба Ольги после дуэли Онегина и Ленского?

А) вышла замуж за улана
Б) ушла в монастырь
В) посвятила жизнь памяти Ленского
Г) вышла замуж за богатого помещика

17. Ларины устроили бал по поводу:

А) помолвки Ольги
Б) Нового года
В) Рождества
Г) именин Татьяны

18. Чьи традиции использует А.Пушкин, описывая святочные гадания?

А) Батюшкова
Б) Жуковского
В) Баратынского
Г) Державина

19. На каком языке написала свое признание Татьяна?

А) английский
Б) немецкий
В) французский
Г) русский

20. Где родился Евгений Онегин, О котором подробно рассказано в 1 главе?

А) Москва
Б) Петербург
В) Михайловское
Г) Болдино

21. Ленский является в романе олицетворением:

А) высокого героизма
Б) торжественного классицизма
В) мечтательного романтизма
Г) сурового реализма

22. В ком из героев воплощен авторский идеал?

А) Онегин
Б) Ленский
В) Татьяна
Г) Ольга

23. Где встречается Татьяна с Онегиным после трехлетней разлуки?

А) Москва
Б) Париж
В) поместье Лариных
Г) Петербург

24. Сколько писем написал Онегин Татьяне?

А) одно
Б) три
В) пять
Г) ни одного

25. Какие фрагменты романа не соответствуют “онегинской” строфе?

А) сон Татьяны
Б) письмо Татьяны к Онегину
В) авторские отступления
Г) письмо Онегина к Татьяне
Д) сцена дуэли
Е) песня девушек

Приложение №6 к уроку 55

Тест  по лирике М.Ю. Лермонтова, роману «Герой нашего времени»

1. Михаил Юрьевич Лермонтов жил:

А. …в 1814-1841 гг; Б. …в 1824-1849 гг; В. …в 1799-1837 гг.

2. В каком стихотворении М.Ю. Лермонтова проявляется реальная символика, олицетворяющая свободу?

А. «Парус»  Б. «Бородино»  В. «Поэт»

3. О каком стихотворении М.Ю. Лермонтова А.И. Герцен сказал: «Душу поэта разбудил пистолетный выстрел, убивший Пушкина»?

А. «Поэт»  Б. «Смерть поэта»  В. «Журналист, читатель и писатель»

4. Что составляет основу композиции лирического произведения?

А. Основу композиции составляет взаимодействие отдельных образов и развертывание мотивов в процессе лирического размышления

Б. Основой композиции является сюжет, построенный на каком-либо конфликте

5. К какому идейно-эстетическому направлению в литературе относится роман «Герой нашего времени»?

А. Романтизм Б. Классицизм В. Реализм Г. Сентиментализм  Д. Просветительский реализм

6. О ком из героев романа «Герой нашего времени» сказано: «Ни в чем не видит для себя закона, кроме самого себя»?

А. Печорин  Б. Максим Максимыч  В.  Грушницкий  Г. Вернер

7. Определить, кому из героев романа принадлежат приведенные характеристики.

А. Непосредственный, цельный, честный, добрый, великодушный, здравомыслящий, «честная душа и золотое сердце», мужественный и скромный до самоунижения, смиренный, верноподданный

Б. «Эталон идеальных фразеров», не способных «ни к действительному добру, ни к действительному злу», недалекий по уму, безличный, хвастливо-самолюбивый, завистливый, фальшивый, с необоснованным сомнением

В. Разночинец прогрессивных взглядов, материалист по убеждению, имеет критический и сатирический ум. Высокая и благородная душа, человек большой культуры, скептик и пессимист, честный и прямой, человечный

Г. Непосредственная, стихийно-страстная натура, странная, жертвенно-любящая

Д. Умная, начитанная, благородная, нравственно чистая натура

1) Грушницкий 2) Княжна Мери  3) Максим Максимыч  4) Вернер 5) Бэла

8. О ком из героев романа идет рассказ?

Славный был малый, смею вас уверить, только немного странен. Ведь, например, в дождик, в холод, целый день на охоте, все иззябнут, устанут – а ему ничего. А другой раз сидит у себя в комнате, ветер пахнет, уверяет, что простудился, ставня стукнет, он вздрогнет и побледнеет, а при мне ходил на кабана один на один, бывало по целым часам слова не добьёшься, зато уж иногда как начнет рассказывать, так животики надорвёшь от смеха… Да-с, с большими был странностями…

А. Грушницкий Б. Максим Максимыч В. Печорин Г. Вернер

9. Печорина звали:

А. Максим Максимыч Б. Григорий Александрович В. Сергей Александрович Г. Александр Григорьевич

10. Восстановить хронологическую последовательность событий романа «Герой нашего времени».

А. «Бэла» Б. «Максим Максимыч» В. «Предисловие к журналу Печорина» Г. «Тамань» Д. «Окончание журнала Печорина» Е. «Княжна Мери» Ж. Фаталист»

1-   ; 2-  ; 3-  ; 4-  ; 5-  ; 6-  ; 7-  .

11. Определите главную тему романа «герой нашего времени».

А. Осуждение социально-типической личности, возникшей после восстания декабристов, а вместе с ней и породившей ее социальной среды

Б. Изображение социально-типической личности дворянского круга после поражения восстания декабристов

12. От чьего лица ведется повествование в романе? Найти лишнее.

А. Писатель Б. Максим Максимыч В. Печорин  Г. М.Ю. Лермонтов

13. По приведенным признакам речевой характеристики определить принадлежность к речи.

А. Обилие научно-философской терминологии, речь ироничная, насыщенная яркими неожиданными сравнениями и афоризмами, весьма парадоксальна

Б. Неравнодушие к вычурно-пышной фразе, речь отрывиста, четкая, бесстрастная

В. Герой изъясняется несколько грубовато, порой неграмотно. В его лексике много простонародных  и разговорно-просторечных слов, есть бранные и вульгарные. Изъясняется неторопливо, пространно, без должной определенности

1) Максим Максимыч  2) Печорин 3) Грушницкий

14. По характерным признакам определить, к какому жанру относится произведение «Герой нашего времени».

А. В русской средневековой литературе так называли любое произведение, рассказывающее о каком-либо событии

Б. Короткий динамический рассказ с острым сюжетом и неожиданной концовкой

В. Жанр эпоса, в котором основной проблемой является проблема личности и который стремится с наибольшей полнотой изобразить все многообразные связи человека с окружающей его действительностью, всю сложность мира и человека

15. В чем трагедия Печорина?

А. В конфликте его с окружающими

Б. В неудовлетворенности окружающей действительностью и свойственном ему индивидуализме и скептицизме

В. В безразличии ко всему, что его окружает: людям, событиям

Г. В эгоистичности                                              

Приложение №7 к уроку 63

Тест по поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души»

1. Кто подсказал Гоголю сюжет произведения

А) Белинский Б) отец В) Пушкин Г) никто

II. Как Гоголь определили жанр своего произведения:

А)роман Б)повесть В) поэма

III. В произведении нашли отражения черты

А) сентиментального романа Б) плутовского романа В) романа - путешествия

IV. Почему Гоголь выбрал для своего произведения форму путешествия?

А) она была традиционна для русской литературы;

Б) позволяла Гоголю развернуть широкую панораму русской жизни;

В) потому что путешествие вводило мотив дороги, то есть движение вопреки внешнему застою.

V. Каков должен был быть объём произведения по замыслу автора?

А)1 том Б)2 тома В) 3 тома Г) 4 тома

VI. Первый том «Мёртвых душ» вышел в

А) 1809 г. Б) 1835г. В) 1842 г. Г) 1852 г

VII. Кого из героев поэмы Н.В. Гоголь не относит к «мертвым душам»?

А)Чичикова Б) Плюшкина В) чиновников Г) умерших крестьян

VIII Восстанови последовательность изложения в произведении Гоголя «Мертвые души»:

1.Биография Чичикова

2. Приезд Чичикова в уездный город

3. Повесть о капитане Копейкине

4. Лирическое отступление «Птица-тройка»

5. Оформление купчих

6. Болезнь Чичикова

7. Посещение Чичиковым помещиков

8. Смерть прокурора

9. Разговор дам просто приятной и приятной во всех отношениях

10. Отъезд Чичикова из города

IX А) Манилов Б)Плюшкин В) Собакевич Г) Коробочка Д )Ноздрёв Е) Чичиков

1. Восстанови последовательность посещения помещиков Чичиковым.

2. Кто из помещиков должен был действовать в продолжении произведения?

3.Узнайте героя по его описанию

3.1 «Долго он не мог рассмотреть, какого пола была фигура. Платье на ней было совершенно неопределённое, похожее на женский капот, на голове колпак, какой носят деревенские дворовые бабы...»

3.2. «Чуткий нос его слышал за несколько десятков вёрст, где была ярмарка со всякими съездами и балами; он уж в одно мгновение ока был там, спорил, заводил сумятицу за зелёным столом, ибо имел, подобно всем таковым, страстишку к картишкам».

3.3. «Есть род людей, известных под именем: люди так себе, ни то, ни сё, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан».

3.4 «...был ни толст, ни тонок собой, имел на шее Анну, и поговаривали даже, что был представлен к звезде; впрочем, был большой добряк и даже сам вышивал иногда по тюлю».

3.5. «Он показался весьма похожим на средней величины медведя… Есть много на свет лиц, над отделкой которых натура недолго мудрила : хватила топором раз- вышел нос, хватила другой – выщли губы…».

3.6. Не красавец,  но и не дурной наружности, ни слишком толст ни слишком тонок, нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так, чтобы слишком молод

4. К кому из помещиков относятся следующие описания помещений?

4.1. Больше всего было табаку. Он был в разных вещах: в картузе и в табачнице и, наконец, просто был насыпан кучею на столе. На обоих окнах тоже были помещены горки выбитой из трубки золы, расставленной не без старания. Очень красивыми рядами.

4.2. Никак нельзя было сказать, что в комнате сей обитало живое существо, если бы не возвещал его пребывание старый поношенный колпак, лежаший на столе.

4.3. В углу гостиной стояло пузатое ореховое бюро на пренелепых четырех ногах: совершенный медведь

4.4. Повёл их в свой кабинет, в котором не было заметно следов того, что бывает в кабинетах, то есть книг или бумаги; висели только сабли и два ружья. Вслед за тем

показалась гостям шарманка

4.5. На картинах не всё были птицы: между ними висел портрет Кутузова и писаный масляными красками какой-то старик с красными обшлагами на мундире, которые нашивали при Павле Петровиче. Часы опять испустили шипение и пробили десять.

5. Кому принадлежат слова: Я их знаю всех : это мошенники, весь город такой: мошенник на

мошеннике сидит и мошенником погоняет. Все христопродавцы.

X. Почему Гоголь расположил посещение Чичиковым помещиков именно в такой последовательности:

А) герои располагаются по принципу «оживления»

Б) каждый последующий помещик противопоставлен предыдущему

В) герои располагаются по степени деградации, омертвления души

XI. Имя и отчество Чичикова

А) Иван Павлович Б) Павел Иванович В) Павел Николаевич

XII Чичиков скупал мертвые души для того, чтобы

А) Выгодно женится Б) Заложить их в опекунский совет и получить деньги В)занять положение в обществе в Г) Избежать уплаты налогов

XIII С какой целью Н. В. Гоголь вводит в произведение «Повесть о капитане Копейкине»?

А) Показать бездуховность бюрократических законов

Б.)Изобразить жизнь столичного чиновничества.

В.) Опровергнуть идею безнаказанности властей.

Г) Показать губительную власть денег.

XIV. Какую роль в поэме Н. В. Гоголя выполняет образ дороги?

А) Является символом жизненного пути человека.

Б.) Образ дороги – символ будущего России.

В.) Это форма организации произведения.

XV.Выбери факты биографии Чичикова.

1.Родился в богатой дворянской семье.

2. Из детства помнил только упражнения письмом

3. Получил хорошее домашнее образование.

4. Отец отвёз Павлушу в город, чтобы тот учился

5. Она прощание отец велел сыну копить копейку и не заводить товарищей

6. Павлуша быстро истратил деньги, оставленные отцом.

7. Чтобы заработать Павел давал уроки

8. Чтобы заработать, Павел продавал товарищам еду.

9. По окончании училища поступил на военную службу

10. Чтобы получить хорошую должность, дал взятку

11. Потеряв должность, начал пить.

12. Долгое время, служа в таможне, не брал взяток и ревностно исполнял свои обязанности. 13. Выгодно женился

XVI. Как можно объяснить смысл заглавия произведения «Мертвые души»:

А) определение бюрократического жаргона, обозначающее умершего крестьянина

Б) противопоставление в художественном мире произведения понятий «мертвого» и «живого»

В) бездуховный, погрязший в заботах о суетном герой;

Г) обозначение «омертвления» помещиков и чиновников


Приложение №8 к уроку 77

 Тест по русской литературе XIX века.

1 вариант.

  1. Участвовал ли А.С.Грибоедов в восстании декабристов?

А) да                       Б) нет

  1. В каком году и из-за чего Грибоедов был арестован?

А) в 1825 по делу декабристов

Б) в 1823 из-за участия в сходке студентов

В) в 1830 из-за мирного договора с Персией

  1. Какие слова о Грибоедове сказала его жена:

А) «Грибоедов – один из самых умных людей России».

Б) «…он был человек бесстрашный, очень смелый, честный, прямой и в высшей степени преданный своему Отечеству и государству».

В) «Ум и дела твои бессмертны в памяти русской…»

  1. Где происходит действие комедии Грибоедова «Горе от ума»?

А) в Москве                      Б) в Петербурге                            В) в Саратове

  1. Чья это характеристика: «И золотой мешок, и метит в генералы»?

А) Фамусов                          Б) Молчалин                              В) Скалозуб

  1. Кто из героев комедии Грибоедова говорит: «Служить бы рад, прислуживаться тошно»?

А) Чацкий                             Б) Скалозуб                                 В) Молчалин

  1. Чем больше всего гордится Молчалин?

А) своим имением

Б) коллекцией старинного оружия

В) тремя награжденьями

  1. Кому из героев комедии Грибоедова принадлежат слова:

Когда в делах – я от веселий прячусь,

Когда дурачиться – дурачусь,

А смешивать два эти ремесла

Есть тьма искусников, я не из их числа.

А) Молчалину                           Б) Фамусову                                     В) Чацкому

  1. Годы жизни А.С.Пушкина:

А) 1798  - 1837                                          Б)1812 – 1837                               В) 1799 – 1837

  1. Где родился поэт?

А) в Москве                                Б) в Болдино                                 В) в Михайловском

  1. Кто  из этих людей учился  вместе с Пушкиным в Царскосельском лицее и стал его другом на всю жизнь?

А) В.Жуковский                           Б) И.Пущин                          В) П.Чаадаев      

  1. Где проходила первая ссылка поэта?

А) в Сибири                         Б) на юге России                     В) в имении Болдино

  1. Участвовал ли Пушкин в восстании декабристов:

А) да                                  Б) нет

  1. Какая  из этих поэм написана  не  Пушкиным?

А) «Кавказский пленник»              Б) «Демон»         В) «Бахчисарайский фонтан»

  1. Узнай произведение Пушкина, из которого взяты эти строки.

Пока свободою горим,

Пока сердца для чести живы,

Мой друг, отчизне посвятим

Души прекрасные  порывы!

А) «В Сибирь»              Б) «Осень»          В) « Поэту»     Г) «Признание»       Д) «На холмах Грузии…»

Е) «К Чаадаеву»          Ж) «Зимний вечер»                   З) «К*»             И) «Деревня»      К) «Памятник»

Л) «19 октября 1825 года»

  1. Узнай произведение Пушкина, из которого взяты эти строки.

Здесь барство дикое, без чувства, без закона

Присвоило себе насильственной лозой

И труд, и собственность, и время земледельца.

А) «В Сибирь»            Б) «Осень»                  В) « Я вас любил»                   Г) «Признание»    

             Д) «На холмах Грузии…»                             Е) «К Чаадаеву»                       Ж) «Зимний вечер»            

             З) «К*»                                                           И) «Деревня»                             К) «Памятник»

             Л) «19 октября 1825 года»                            М) «Узник»                               Н) «Пророк»

  1. Узнай произведение Пушкина, из которого взяты эти строки.

Как это объяснить? Мне нравится она,

Как, вероятно, вам чахоточная дева

 Порою нравится. На смерть осуждена,

Бедняжка клонится без ропота, без гнева.

Улыбка на устах увянувших видна…

А) «В Сибирь»              Б) «Осень»                     В) «Я вас любил»                Г) «Признание»    

             Д) «На холмах Грузии…»                    Е) «К Чаадаеву»                      Ж) «Зимний вечер»            

             З) «К*»                                                    И) «Деревня»                           К) «Памятник»

             Л) «19 октября 1825 года»                     М) «Узник»                               Н) «Пророк»

  1. Узнай произведение Пушкина, из которого взяты эти строки.

Мы вольные птицы; пора, брат, пора!

Туда, где за тучей белеет гора…

А) «В Сибирь»                   Б) «Осень»                      В) «Я вас любил»              Г) «Признание»    

             Д) «На холмах Грузии…»                    Е) «К Чаадаеву»                      Ж) «Зимний вечер»            

             З) «К*»                                                    И) «Деревня»                           К) «Памятник»

             Л) «19 октября 1825 года»                М) «Узник»                               Н) «Пророк»

  1. Узнай произведение Пушкина, из которого взяты эти строки.

И он мне грудь рассёк мечом,

И сердце трепетное вынул,

И угль, пылающий огнём,

Во грудь отверстую водвинул.

А) «В Сибирь»                     Б) «Осень»                     В) «Я  вас любил»»             Г) «Признание»    

             Д) «На холмах Грузии…»                 Е) «К Чаадаеву»             Ж) «Зимний вечер»            

             З) «К*»                                                И) «Деревня»                 К) «Памятник»

             Л) «19 октября 1825 года»                М) «Узник»                       Н) «Пророк»

  1. О какой героине романа Пушкина «Евгений Онегин» сказано:

Дика, печальна, молчалива,

Как лань лесная боязлива.

Она в семье своей родной

Казалась девочкой чужой…

А) Ольга Ларина             Б) Татьяна Ларина            В) мать Ольги и Татьяны Лариных

  1. О каком герое романа Пушкина «Евгений Онегин» сказано:

… деревенский старожил

Лет сорок с ключницей бранился,

В окно смотрел и мух давил.

А) Отец Евгения Онегина                              Б) Дядя Евгения Онегина        

             В) Помещик Дмитрий Ларин                        Г) Владимир Ленский

  1. О каком герое романа Пушкина «Евгений Онегин» сказано:

Служив отлично, благородно.

Долгами жил …

Давал три бала ежегодно

И промотался….

А) Отец Евгения Онегина                             Б) Дядя Евгения Онегина                                                                 В) Помещик Дмитрий Ларин                        Г) Владимир Ленский

  1. О каком герое романа Пушкина «Евгений Онегин» сказано:

Быть может, он для блага мира

Иль хоть для славы был рождён…

А) Отец Евгения Онегина                             Б) Дядя Евгения Онегина                                                                 В) Помещик Дмитрий Ларин                       Г) Владимир Ленский

  1. Описание комнаты какого героя или героини романа Пушкина здесь приведено:

… забытый в зале

Кий на бильярде отдыхал.

На смятом канапе лежал

Манежный хлыстик.

А) Ольга Ларина                                   Б) Татьяна Ларина                             В) Евгений Онегин

             Г) Дядя Евгения Онегина                   Д) Владимир Ленский

  1. О какой героине романа Пушкина «Евгений Онегин» сказано:

Она была нетороплива,

Не холодна, не говорлива,

Без взора наглого для всех…

А) Ольга Ларина                                  Б) Татьяна Ларина                             В) Нина Воронская

  1. Годы жизни Лермонтова:

А) 1814-1841                             Б) 1814-1837                                    В) 1812-1847

  1. Как фамилия бабушки Лермонтова, у которой он воспитывался?

А) Арсеньева                             Б) Арсентьева                                 В) Лопухина

  1. Сколько романов написал Лермонтов?

А) один                                       Б) два

  1. В комнате какого  помещика из поэмы Гоголя «Мёртвые души» было больше всего табаку?

А) Манилов           Б) Коробочка             В) Ноздрёв             Г) Собакевич             Д) Плюшкин  

  1. У кого на стенах висели картины с греческими полководцами?

А) Манилов           Б) Коробочка             В) Ноздрёв             Г) Собакевич             Д) Плюшкин  

  1. Его Гоголь охарактеризовал как «человек-кулак».

А) Манилов           Б) Коробочка             В) Ноздрёв             Г) Собакевич             Д) Плюшкин  

  1. Кто кормил Чичикова щами?

 А) Манилов           Б) Коробочка             В) Ноздрёв             Г) Собакевич             Д) Плюшкин  

  1. Стены комнаты этого помещика были выкрашены «какой-то голубенькой краской вроде серенькой».

А) Манилов           Б) Коробочка             В) Ноздрёв             Г) Собакевич             Д) Плюшкин

  1. Кого из помещиков Гоголь называет «историческим человеком»?

А) Манилов           Б) Коробочка             В) Ноздрёв             Г) Собакевич             Д) Плюшкин

  1. Чей это портрет: «На взгляд он был человек видны; черты лица его были не лишены приятности, но в эту приятность, казалось, чересчур было передано сахару».

А) Манилов           Б) Коробочка             В) Ноздрёв             Г) Собакевич             Д) Плюшкин

  1. Кто отдал Чичикову мертвые души бесплатно?

А) Манилов           Б) Коробочка             В) Ноздрёв             Г) Собакевич             Д) Плюшкин  

2 вариант.

  1. Какие слова о Грибоедове сказала его жена:

А) «Грибоедов – один из самых умных людей России».

Б) «…он был человек бесстрашный, очень смелый, честный, прямой и в высшей степени преданный своему Отечеству и государству».

В) «Ум и дела твои бессмертны в памяти русской…»

  1. Участвовал ли А.С.Грибоедов в восстании декабристов?

А) да                       Б) нет

  1. Как звали жену Грибоедова?

А) Наталья Чавчавадзе

Б) Нина Одоевская

В) Нина Чавчавадзе  

  1. Кто и о ком сказал:

 «А впрочем, он дойдёт до степеней известных, ведь нынче любят бессловесных »?

А) Чацкий о Молчалине               Б) Чацкий о Скалозубе                     В) Лиза о Молчалине

  1. Кто из героев комедии Грибоедова говорит: «Служить бы рад, прислуживаться тошно»?

А) Чацкий                             Б) Скалозуб                                 В) Молчалин

  1. Какие два таланта есть, по его словам, у Молчалина?

А) умеренность и аккуратность

Б) трудолюбие и степенность

В) скромность и аккуратность

  1. Кому из героев комедии Грибоедова принадлежат слова:

Слепец! Я в ком искал награду все трудов!

Спешил!...летел! дрожал! вот счастье, думал, близко.

А) Молчалину                           Б) Фамусову                                     В) Чацкому

  1. Кто из героев комедии Грибоедова мечтает: «Мне только бы досталось в генералы»?

А) Молчалин                           Б) Скалозуб                                       В) Фамусов

  1. Годы жизни А.С.Пушкина:

А) 1798  - 1837                                          Б)1812 – 1837                               В) 1799 – 1837

  1. Где родился поэт?

А) в Москве                                               Б) в Болдино                         В) в Михайловском

  1. В каком учебном заведении учился Пушкин?

А) Московский университет           Б) Царскосельский лицей              В) Петербургский университет            

  1. Годы и место второй ссылки поэта.

А) 1824-1826, село Михайловское            Б) 1823-1826, Кишинёв               В) 1824-1830, Одесса

  1. Как называлась первая поэма Пушкина:

А) «Братья разбойники»                Б) Руслан и Людмила»            В) «Кавказский пленник»

  1. Сколько лет продолжалась первая ссылка Пушкина?

А) 5  лет                            Б) 2 года                      В)  4  года                                   Г) 3 года

  1. Узнай произведение Пушкина, из которого взяты эти строки.

Я твой: люблю сей тёмный сад

С его прохладой и цветами,

Сей луг, уставленный душистыми скирдами…

А) «В Сибирь»              Б) «Осень»          В) « Поэту»     Г) «Признание»       Д) «На холмах Грузии…»                        Е) «К Чаадаеву»          Ж) «Зимний вечер»                   З) «К*»             И) «Деревня»                К) «Памятник»                Л) «19 октября 1825 года»

  1. Узнай произведение Пушкина, из которого взяты эти строки.

Клюёт, и бросает, и смотрит в окно,

Как будто со мною задумал одно.

Зовёт меня взглядом и криком своим

И вымолвить хочет: «Давай улетим!»

А) «В Сибирь»                 Б) «Осень»                    В) « Я вас любил»                Г) «Признание»    

             Д) «На холмах Грузии…»                    Е) «К Чаадаеву»                      Ж) «Зимний вечер»            

             З) «К*»                                                    И) «Деревня»                           К) «Памятник»

             Л) «19 октября 1825 года»                М) «Узник»                               Н) «Пророк»

  1. Узнай произведение Пушкина, из которого взяты эти строки.

В глуши, во мраке заточенья

Тянулись тихо дни мои

Без божества, без вдохновенья,

Без слёз, без жизни, без любви.

А) «В Сибирь»                  Б) «Осень»                     В) « Я вас любил»                Г) «Признание»    

             Д) «На холмах Грузии…»                    Е) «К Чаадаеву»                      Ж) «Зимний вечер»            

             З) «К*»                                                    И) «Деревня»                           К) «Памятник»

             Л) «19 октября 1825 года»                М) «Узник»                               Н) «Пророк»

  1. Узнай произведение Пушкина, из которого взяты эти строки.

Моих ушей коснулся он,-

И их наполнил шум и звон:

И внял я неба содроганье,

И горний ангелов полёт…

А) «В Сибирь»                     Б) «Осень»         В) «Я вас любил»                Г) «Признание»    

             Д) «На холмах Грузии…»             Е) «К Чаадаеву»                      Ж) «Зимний вечер»            

             З) «К*»                                            И) «Деревня»                           К) «Памятник»

             Л) «19 октября 1825 года»            М) «Узник»                               Н) «Пророк»

  1. Узнай произведение Пушкина, из которого взяты эти строки.

И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в мой жестокий век восславил я свободу

И милость к падшим призывал.

А) «В Сибирь»                                       Б) «Осень»               В) «Я вас любил»      Г) «Признание»    

             Д) «На холмах Грузии…»                    Е) «К Чаадаеву»                      Ж) «Зимний вечер»            

             З) «К*»                                                    И) «Деревня»                           К) «Памятник»

             Л) «19 октября 1825 года»                М) «Узник»                               Н) «Пророк»

  1. О каком герое романа Пушкина «Евгений Онегин» сказано:

Как рано мог он лицемерить,

Таить надежду, ревновать,

Разуверять, заставить верить,

Казаться мрачным, изнывать…

А) Евгений Онегин                                 Б) Владимир Ленский            В) дядя Онегина

  1. О какой героине романа Пушкина «Евгений Онегин» сказано:

Всегда скромна, всегда послушна,

Всегда, как утро весела…

А) Татьяна Ларина                                  Б) Ольга Ларина        

             В) мать Ольги и Татьяны                       Г) служанка Ольги и Татьяны

  1. О  чём идёт речь:

Они ей (Татьяне) заменяли всё.

А) игры                         Б) цветы                В) родители                      Г) книги

  1.  Какой герой романа Пушкина «Евгений Онегин» сказал о себе :

Но я не создан для блаженства;

Ему чужда душа моя.

А) Отец Евгения Онегина                             Б) Дядя Евгения Онегина                                                                 В) Евгений Онегин                                         Г) Владимир Ленский

  1. Описание комнаты какого героя или героини романа Пушкина здесь приведено:

… забытый в зале

Кий на бильярде отдыхал.

На смятом канапе лежал

Манежный хлыстик.

А) Ольга Ларина                                   Б) Татьяна Ларина                             В) Евгений Онегин

             Г) Дядя Евгения Онегина                   Д) Владимир Ленский

  1. Какое время года больше всего любила Татьяна Ларина?

А) лето                                        Б) весна                          В) осень                           Г) зима

  1. Годы жизни Лермонтова:

А) 1814-1841                             Б) 1814-1837                                    В) 1812-1847

  1. Куда поступил учиться Лермонтов в возрасте 14 лет?

А) в Царскосельский лицей                  Б) в Военный корпус                     В) в Благородный пансион

  1. С каким из этих мест была связана жизнь Лермонтова?

А) Ясная Поляна                     Б) Тарханы                  В) Болдино              Г) Миргород

  1. Он показался Чичикову похожим на средней величины медведя.

А) Манилов           Б) Коробочка             В) Ноздрёв             Г) Собакевич             Д) Плюшкин  

  1. О ком из помещиков Гоголь сказал: «Люди так себе, ни то, ни сё, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан» ?

А) Манилов           Б) Коробочка             В) Ноздрёв             Г) Собакевич             Д) Плюшкин  

  1. Кто из помещиков отличался нелюбовью ко всем людям.

А) Манилов           Б) Коробочка             В) Ноздрёв             Г) Собакевич             Д) Плюшкин  

  1. Кого из помещиков можно охарактеризовать так: врун, кутила, скандалист и драчун, игрок и шулер?

 А) Манилов           Б) Коробочка             В) Ноздрёв             Г) Собакевич             Д) Плюшкин  

  1. Стены комнаты этого помещика были выкрашены «какой-то голубенькой краской вроде серенькой».

А) Манилов           Б) Коробочка             В) Ноздрёв             Г) Собакевич             Д) Плюшкин

  1. У кого из помещиков «люди, как мухи, мрут»?

А) Манилов           Б) Коробочка             В) Ноздрёв             Г) Собакевич             Д) Плюшкин

  1. Чей это портрет: «На взгляд он был человек видный; черты лица его были не лишены приятности, но в эту приятность, казалось, чересчур было передано сахару».

А) Манилов           Б) Коробочка             В) Ноздрёв             Г) Собакевич             Д) Плюшкин

  1. Кто продал Чичикову мертвые души по два с полтиной?

А) Манилов           Б) Коробочка             В) Ноздрёв             Г) Собакевич             Д) Плюшкин  

Приложение №9 к уроку 87

Тест  по теме «Русская лирика 20 века»

1.  Название какого поэтического течения связано со словом «будущее»? 1) Акмеизм

2) Символизм

3) Футуризм  

2.  Кто ввел термин «серебряный век»?

1) Н. Оцуп

2) В. Маяковский

3) О. Мандельштам  

3.  Поэтом-символистом был

1) В. Маяковский

2) А. Блок

3) Б. Пастернак  

4.  Какому поэту принадлежат строки: Я на правую руку надела Перчатку с левой руки?

1) А. Ахматова

2) М. Цветаева

3) З. Гиппиус

 5.  Кто из поэтов увлекался философией?

1) В. Маяковский

2) А. Твардовский

3) Б. Пастернак  

6.  Кто из поэтов был удостоен Нобелевской премии?

1) Ахматова

2) Блок

3) Пастернак

 7.  Кто из поэтов был футуристом?

1) В. Хлебников

2) А. Твардовский

3) С. Есенин  

8.  М. Цветаева была поэтом

1) Символистом

2) Акмеистом

3) Вне течений  

9.  Для творчества какого поэта характерно трагическое восприятие любви?

1) А. Блок

2) Б. Пастернак

 3) А. Ахматова

 10. В стихотворении какого автора поэт противопоставлен городу?

1) А. Твардовский

 2) С. Есенин

3) В. Маяковский  

11. Кто из поэтов пережил блокаду Ленинграда?

1) В. Маяковский

2) А. Твардовский

3) А. Ахматова  

12. Какому поэту принадлежит сборник «На ранних поездах»?

 1) Б. Пастернак

 2) А. Ахматова

3) М. Цветаева  

Приложение №10 к уроку № 93

Контрольные вопросы по повести Булгакова "Собачье сердце".

Содержание вопроса

Ответ

1

В каком году была опубликована в нашей стране повесть "Собачье сердце".

1987

2

Что такое сатира?

вид комического

3

Какие художественные приемы вы увидели в повести "Собачье сердце".

метафоры, контрастные детали

4

Кто выступает рассказчиками в повести?

пес Шарик

5

Какие персонажи повести носят "литературные" имена?

Преображенский

6

Традиции каких писателей прослеживаются  в сатирических повестях Булгакова наиболее явно?

Гоголь, Чехов

7

С какими православными праздниками совпадают рождение и смерть Шарикова?

Рождество, пасха

                                                   

Приложение №11 к уроку 104

Итоговая контрольная работа по литературе.

Вариант I

1. Определите жанры произведений:

А) «Герой нашего времени» М.Ю.Лермонтов

Б) «Евгений Онегин» А.С.Пушкин

В) «Тоска» А.П.Чехов

Г) «Судьба человека» М.А.Шолохов

2. Кто из авторов не относится к русской литературе 18 века 

А) М.В.Ломоносов.  «Ода на день восшествия…1747 года»

Б)   М. А. Шолохов. «Судьба человека»

В)   Д.И.Фонвизин. «Недоросль»

Г) Н.М. Карамзин. «Бедная Лиза»

3. Композиция – это:

А) Эпизод литературного произведения.

Б) Организация отдельных элементов, частей и образов художественного произведения.

В) Основной вопрос, поставленный в литературном произведении.

Г) Столкновение, противоборство персонажей.

4. Правильно соотнесите литературные направления и характерные для них черты, проявившиеся в комедии «Горе от ума»

1) классицизм

2) романтизм

3) реализм

А) главный герой: одинок и не понят окружающими; противостоит обществу; речь насыщена трагическим пафосом; мотив изгнанничества;

Б) социальная и психологическая типизация; индивидуализация героев; отсутствие однозначности в образах героев комедии; «порок не показан, до-бродетель не торжествует»; в произведении присутствует более двадцати действующих лиц;

В) единство места, времени и действия произведения; амплуа; принцип говорящих фамилий.

5. Определите вид жанра: "Лиро-эпичеcкое произведение c оcтрым, напряженным, драматичеcким, большей чаcтью фантаcтичеcким cюжетом, которое раccказывает о поражении или победе человека при его cтолкновении c cудьбой".

А) Элегия Б) Баллада В) Комедия Г) Ода

6. Где родился Евгений Онегин

7. Сколько завершенных глав в романе «Евгений Онегин»?

8. Соотнесите данные ниже характеристики с действующими лицами романа «Евгений Онегин»:

  1. …но я привык А. Ольга

К его язвительному спору, Б. Онегин

И к шутке с желчью пополам, В. Татьяна

И злости мрачных эпиграмм. Г. Ленский

  1. Кругла, красна лицом она, Д. Ларин

Как эта глупая луна Е. Ларина

На этом глупом небосклоне.

  1. Ни красотой сестры своей,

Ни свежестью ее румяной

Не привлекла б она очей.

  1. Красавец, в полном цвете лет,

Поклонник Канта и поэт.

  1. Он был простой и добрый малый,

В прошедшем веке запоздалый.

  1. Чудак печальный и опасный,

Созданье ада иль небес,

Сей ангел, сей надменный бес,

Что ж он?

  1. Она езжала по работам,

Солила на зиму грибы,

Вела расходы, брила лбы.

9. Восстановите хронологическую последовательность событий романа «Герой нашего времени»:

1) «Бэла» 2) «Максим Максимыч» 3) «Тамань» 4) «Княжна Мери» 5) «Фаталист»

10. Сколько томов Н.В.Гоголь задумывал написать, работая над поэмой «Мертвые души»?

11. В произведении Н.В. Гоголя "Мертвые души" главной темой является:

А) Жизнь помещиков

Б) Жизнь чиновников
В) Жизнь крестьянства
г) Жизнь всех слоёв общества

12. Определите помещика - хозяина усадьбы по представленным ниже зарисовкам из поэмы «Мертвые души»:

1) дом открыт всем ветрам, сад с кустами сирени и акации, беседка с надписью «Храм уединенного размышления»;

2) ассиметричный дом вроде тех, что строят для военных поселений, забор из крепкого дуба;

3) рядом с домом конюшня, псарня, в кабинете – только сабли и два ружья;

4)дом, утонувший в землю, комната с полосатыми обоями и зеркалами в темных рамах;

5)дом казался дряхлым инвалидом, в сенях дует холодом, как из погреба, зеленая плесень на ограде и воротах.

А. Плюшкин Б. Собакевич В. Ноздрев Г. Коробочка Д. Манилов

13. За какую книгу был удостоен А. И. Солженицын Нобелевской премии?

А) «Бодался теленок с дубом» В) «Архипелаг ГУЛАГ»

Б) «Красное колесо» Г) «Один день Ивана Денисовича»

14. Какова основная тема рассказа А.П.Чехова «Тоска»?

15. Какую роль играет встреча Андрея Соколова с мальчиком Ванюшей в рассказе «Судьба человека»?

Вариант II

1. Определите жанры произведений:

А) «Горе от ума» А.С.Грибоедов

Б) «Евгений Онегин» А.С.Пушкин

В) «Мертвые души» Н.В.Гоголь

Г) «Матрёнин двор» А.И.Солженицын

2.  Кто из авторов не относится к периоду романтизма.

А)  В.А.Жуковский

Б)  А.С.Пушкин

В)  М.Ю. Лермонтов

Г) А.Н. Островский.

3. Лирическое отступление – это:

А) Выраженное художественными средствами эмоциональное восприятие действия повествователем или лирическим героем.

Б) Условный образ, в котором автор стремится передать свое отношение к изображаемому.

В) Не связанное с сюжетным повествованием размышление автора, включенное им в произведение литературы.

Г) Эпизод литературного произведения.

4. Правильно соотнесите литературные направления и характерные для них черты, проявившиеся в комедии «Горе от ума»

1) классицизм

2) романтизм

3) реализм

А) главный герой: одинок и не понят окружающими; противостоит обществу; речь насыщена трагическим пафосом; мотив изгнанничества;

Б) социальная и психологическая типизация; индивидуализация героев; отсутствие однозначности в образах героев комедии; «порок не показан, до-бродетель не торжествует»; в произведении присутствует более двадцати действующих лиц;

В) единство места, времени и действия произведения; амплуа; принцип говорящих фамилий.

5. Определите вид жанра: «Лирическое стихотворение, передающее глубоко личные переживания человека, проникнутые настроением грусти».

А) Баллада Б) Элегия В) Ода Г) Трагедия

6. Соседи прозвали Ленского «полурусским». В какой европейской стране он получил образование?

7. Сколько писем Онегин написал Татьяне?

8. Соотнесите данные ниже характеристики с действующими лицами романа «Евгений Онегин»:

1)Он застрелиться, слава богу, А. Ольга

Попробовать не захотел, Б. Онегин

Но к жизни вовсе охладел. В. Татьяна

2)Как поцелуй любви мила, Г. Ленский

Глаза как небо голубые; Д. Ларина

Улыбка, локоны льняные,

Движенья, голос, легкий стан…

3)Он верил, что друзья готовы,

За честь его принять оковы

И что не дрогнет их рука

Разбить сосуд клеветника.

4)Рвалась и плакала сначала,

С супругом чуть на развелась;

Потом хозяйством занялась,

Привыкла и довольна стала.

5)…Ужели подражанье,

Ничтожный призрак, иль еще

Москвич в Гарольдовом плаще,

Чужих причуд истолкованье,

Слов модных полный лексикон?

Уж не пародия ли он?

6) Дика, печальна, молчалива,

Как лань лесная боязлива.

9. Какие повести составляют роман М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»?

10. Н.В.Гоголь писал: «Один за другим следуют у меня герои, один пошлее другого». Восстановите последовательность в изображении деградации помещиков в поэме «Мертвые души».

А) Коробочка Б) Собакевич В) Ноздрев Г) Манилов Д) Плюшкин.

11. Среди художественных средств, используемых Н.В.Гоголем для индивидуализации характеров героев, выделяются детали-«лейтмотивы». Соотнесите такие детали с характерами помещиков.

1) мешочки, коробочки А) Манилов

2) сахар Б) Коробочка

3) куча, прореха В) Ноздрев
4) здоровье Г) Плюшкин


12. Кто из перечисленных является автором следующих произведений? Соотнесите автора и его произведения.

1) «Тихий Дон», «Поднятая целина», «Донские рассказы»;

2) «Смерть чиновника», «Вишневый сад», «Злоумышленник», «Хирургия»;

3) «Один день Ивана Денисовича», «Раковый корпус», «Архипелаг ГУЛАГ»;

4) «Белая гвардия», «Мастер и Маргарита», «Записки юного врача»

А) А.П.Чехов Б) М.А.Булгаков В) М.А.Шолохов Г) А.И. Солженицын

13. Укажите произведение, написанное А. И. Солженицыным.

А) «Раковый корпус» В) «Судьба человека»

Б) «Тоска» Г) «Тёмные аллеи»

14. Какова основная тема рассказа А.П.Чехова «Тоска»?

15. Почему главную героиню рассказа А.И.Солженицына «Матренин двор» можно назвать праведницей?

 




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

приложение к рабочей программе изо 7 класс

Приложение к рабочей программе "Изобразительное искусство"  7 класс. Предметная линия учебников под редакцией Б.М. Неменского ФГОС...

Приложение к рабочей программе изо 6 класс ФГОС

Приложение к рабочей программе "Изобразительное искусство" 6 класс ФГОС. Предметная линия учебников под редакцией Б.М.Неменского. (тематическое планирование, контрольные материалы)...

Приложение к рабочей программе 8-9 класса на 105 часов на 2017 учебный год

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН «Физическая культура - 8»...

Приложение к рабочей программе по литературе 6 класс.

Приложение содержит контрольно - измерительные материалы и критерии оценивания  по предмету "литература"....

Приложение к рабочей программе по литературе для 5 класса

Приложение содержит контрольно - измерительные материалы, составленные для оценивания учебных достижений обучающихся 5 класса по предмету "литература". Задания составлены в соответствии с из...

Приложение к рабочей программе по литературе, 5 класс

Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 5 классе с контрольно-измерительными материалами....

Приложение к рабочей программе по литературе, 6 класс

Календарно-тематическое планирование по литературе в 6 классе с контрольно-измерительными материалами....