Внеклассное чтение 5 класс (продолжение)
календарно-тематическое планирование по литературе (5 класс) на тему

Шустова Наталья Владимировна

Уроки внеклассного чтения по литературе в 5 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uroki_vneklassnogo_chteniya_v_5_klasse.docx25.65 КБ

Предварительный просмотр:

Уроки внеклассного чтения в 5 классе

Тема урока

Время проведения

Часы

1

Вступительный урок. Искусство быть читателем

Начало учебного года

1

2

А Лиханов. Мой генерал

Сентябрь

1

3

Твой современник и сверстник в литературе

Сентябрь

1

4

СП Алексеев. Красное знамя труда. Жить – значит бороться (об участии подростков в революции и гражданской войне)

Октябрь-ноябрь

1

5

АИ Куприн. Тапер

Декабрь

1

6

Тема дореволюционного детства в произведениях русских писателей

Декабрь

1

7

Тема детства в произведениях зарубежных писателей

Январь

1

8

Ж. Верн. Пятнадцатилетний капитан.

Февраль

1

9

Мир фантастики и приключений

Февраль

1

10

ВВ Бианки. Она.

Март

1

11

Природа – наш дом

Март

1

12

СС Смирнов. Гаврош Брестской крепости

Апрель

1

13

Героями не рождаются – ими становятся (об участии подростков в Великой Отечественной войне)

Май

1

14

Заключительный урок. Праздник книголюбов

Май

1

Эффективным будет на одном занятии (в начале месяца) обсудить 1-2 произведения по намеченной для работы теме, к другому занятию учитель рекомендует (конец месяца) ряд произведений по этой же теме. Активно читающие ученики познакомятся при этом с 5-8 рекомендованными учителем книгами, слабоуспевающие по литературе прочитают 1-2 произведения. Весь пафос урок направлен на то, чтобы учащиеся полюбили книгу, привыкли постоянно обращаться к ней для удовлетворения своих растущих интересов, для осмысления различных волнующих подростков вопросов жизни. Один урок обязательно для практики, направленной на усвоение самообразовательных умений. На этих уроках мы учим видеть и формулировать проблему произведения. Вырабатываем умение находить ответы на интересующие читателя вопросы. Помогаем осознавать цель чтения, выделять главное и наиболее существенное, продолжаем углублять библиографические умения. Надо учесть ряд моментов. 1. Произведение, которое будет детально обсуждаться на уроке, должно быть небольшим по объему, чтобы на уроке была возможность неоднократно обратиться к тексту. 2. В отобранном для работы на уроке произведении должна быть затронута проблема, которая доступна ученикам, но и остро интересна им, личностно значима. 3. Дома учащиеся, читая произведение, должны подумать над тем, затрагиваются ли в книге проблемы, которые их волнуют. На уроке предлагаем различные практические виды деятельности, направленные на овладение самообразовательным чтением.

1 урок. Первоначальное представление о самообразовательном чтении. Вопросы. Приходилось ли вам наблюдать за читающим человеком (взрослым или ребенком)? Можно ли предположить, какую книгу он читает (веселую, грустную)? Мимика и жесты человека говорят о многом (равнодушен, спокоен, взволнован), но внешних впечатлений недостаточно, чтобы понять, как человек воспринимает прочитанное, что происходит в его сознании. Трудно ответить на вопрос, с каким читателем – вдумчивым или поверхностным – мы встретились. Обобщение. Жизнь МВ Ломоносова, М. Горького. Основа образованности которых составило самообразование. Однако чтение может и не иметь ничего общего с самообразованием. Это происходит в тех случаях, когда к чтению относятся как к безделице и предпочитает только занимательное чтение. Что же находит в чтении вдумчивый читатель? Чтение эпизодов из 9 главы повести М Горького «В людях» («Снова я читаю толстые книги», «Бывало, уже с первых страниц начинаешь догадываться», «Старик Гранде ярко напомнил мне деда»), в которых писатель характеризует себя как читателя, раскрывая трудности и радости своей «читательской биографии». Отрывки из повести позволяют подвести учащихся к мысли, что Алеша относился к каждой книге как к рассуждению писателя о жизни, окружающей действительности, людях. Он вдумывался в прочитанное, соглашался или спорил с автором. Вопросы не приходят в голову сами собой, нужно развивать в себе эту способность ставить вопросы, постепенно приручая себя думать по поводу прочитанного.  Вопросы для обсуждения. Как вы понимаете выражение писателя: «Прекратив чтение, думаю о книге, как о задаче из учебника арифметики»? М. Горький говорит о том, что постоянно сравнивает прочитанное с тем, что видел в жизни. Что дает читателю такой прием чтения? Как вы объясните выражение «хорошая книга»? вспомните, что вкладывал в эти слова М. Горький. Какое значение в жизни писателя имело чтение художественной литературы? Вспомните книги, которые помогли вам разобраться в каких-то волнующих вас вопросах. В повести А Лиханова «Мой генерал» затрагиваются сложные вопросы воспитания детей в семье, с тревогой говорит автор о формализме в работе организации класса, где учится Антошка. О тех нездоровых отношениях, которые складываются в иных ребячьих коллективах. Домашнее задание. Определить центральную проблему повести. Рекомендации о правилах ведения читательского дневника. В нем ученики будут записывать названия рекомендованных для чтения книг. Выполнять различные задания, помещать отзывы о прочитанных книгах. К следующему уроку ученики оформляют читательский дневник: на первую страницу они выпишут высказывания писателей, ученых, общественных деятелей о книге, чтении.

2-3 уроки. Твой современник и сверстник в литературе. Закрепляем понятие о самообразовательном чтении, школьники учатся находить под руководством учителя ответы на волнующие вопросы.

1 урок. Обсуждение повести А. Лиханова «Мой генерал». Об авторе повести. Его жизненном пути. Замечательных произведениях, о большой общественной деятельности в защиту сирот. Вопрос. Какие наиболее важные проблемы, волнующие подростков, рассматривает писатель в произведении «Мой генерал»? проблемы: ученического коллектива, дружбы, взаимоотношений взрослых в семье. Центральные проблемы повести – взаимоотношения деда и внука и становление характера Антошки. Кто главный герой произведения – дед или внук? Какие эпизоды помогают представить характер Рыбакова-старшего? Какие герои сопоставляются с генералом Рыбаковым и почему? На какие размышления наводит история Рыбакова-младшего? Ситуации нравственного выбора, в которые ставит писатель своего героя – подростка, дают возможность читателю проследить процесс формирования его характера: нужен продолжительный период времени, чтобы Антошка осознал беспочвенность своих притязаний на особое положение генеральского внука, чтобы совершенно новым содержанием наполнились для него слова «мой генерал» и дедушка стал образцом, которому Рыбаков-младший решил во всем подражать. В конце урока ученик  читают высказывания, записанные ими в читательский дневник. Почему я выбрал именно это высказывание, что мне в нем нравится? Записи отзыва на самостоятельно прочитанное произведение. Кто автор? Как называется книга? О чем она? Интересно ли было читать? Понравился ли главный герой? Стоит ли порекомендовать товарищам эту книгу, почему? Этим планом учащиеся будут пользоваться, когда получат задание – написать отзыв.

2 урок. Твой современник. Драгунский «Девочка на шаре», Крапивин «Та сторона, где ветер». Сотник «Мишка  Самбо и Заноза». Яковлев «Багульник» (чтение книг при подготовке к уроку).

Дома ученик  готовят устный отзыв по плану, записанному в читательский дневник. Формулируют вопросы литературной викторины. Они должны продумать центральную проблему произведения, волнующую современных школьников. Назвать действующих лиц. Эпизоды, которые связаны с выдвинутой ими для обсуждения проблемой. Вступительное слово. Впечатления о прочитанных книгах. Викторина, подготовленная самими учениками: Годы жизни ВЮ Драгунского. Как зовут писателя? Главная черта характера Дениски – героя рассказов Драгунского? Назовите пять повестей В. Крапивина. Назовите летучих змеев, которые поднимаются в небо с невысоких крыш Берегового поселка («Та, сторона, где ветер»). Как зовут героя повести В. Крапивина «Звезды под дождем»? кто из героев Ю. Сотника изобретает подводную лодку? Расскажите историю фамилии Сережи Каховского. Что означают таинственные буквы КВШ в повести Ю. Сотника «Про наши дела»? Героем каких рассказов , Сотника является Леша Тучков? Что строят герои повести «Мой генерал»? затем школьники обмениваются впечатлениями о прочитанных произведениях. Пересказывают понравившиеся эпизоды. Называют вопросы, которые заинтересовали их в связи с чтением книг. Выводы: центральное место в большинстве повестей и рассказов, предложенных для чтения к этому уроку, занимает взаимоотношение между подростками, дружба сверстников. Вопросы для конкретизации общей проблемы. Расскажите о дружбе детей, изображенной в произведениях. Как писатель объясняет, что есть ребята, которые не имеют друга? Всегда ли они занимают правильную позицию по отношению к окружающим? Приведите примеры, когда «победа над собой» помогла подростку в его отношениях с окружающими. С кем из героев прочитанных книг вы хотели бы дружить? Почему?

4-5 уроки рассматривают произведения, повествующие об участии детей и подростков в революции и гражданской войне.  

Задания к 4 уроку. Прочитать рассказ С. Алексеева «Красное знамя труда». Продумать вопросы для обсуждения, подготовить рассказ о герое революции и гражданской войны. Важно, опираясь на литературу, живопись, музыку дать возможность соприкоснуться с трагическими событиями того времени, разглядеть ту молодую силу, которая вливается в общее движение. Использовать репродукции картин: ГМ Коржев «Интернационал Поднимающий знамя». СВ Герасимов «Клятва сибирских партизан». ЕЕ Моисеенко «Красные пришли». Какое настроение создает каждая из картин? Чем оно вызвано? Можно ли по выражению лиц определить, о чем думают, что переживают герои этих картин? Почему в центре изображенных каждым художником событий мы видим Красное знамя? Красное знамя – символ борьбы, верности, завоеванной свободы. Прошли десятилетия, но события тех великих грозных лет продолжают волновать сердца людей, воспитывать в молодом поколении уважение к великим завоеваниям отцов и дедов. Произведение С. Алексеева «Красное знамя труда» лаконично и просто написанное. Чем объясняется раннее взросление и сознательное участие Гошки в борьбе? Какое из трех условий является решающим в формировании маленького мальчика (влияние окружающей обстановки, активность самого подростка, авторитет взрослых)? В рассказе резко диссонирует возраст мальчика и грозный мир, куда он спешит войти. Он вступает в этот мир вместе с отцом. Можно послушать некоторые песни тех времен «Варшавянка», «Дан приказ ему на Запад», «Там, вдали, за рекой». Мелодия передает настроение самоотверженности, энергии, веры в будущее, того всеобщего энтузиазма, который отражен в литературе и картинах художников.

5 урок. Произведения о революции и гражданской войне. Формирование умения видеть в тексте произведения решение проблемы, поставленной писателем и интересующей читателя. Рекомендованная литература, которая записывается за месяц до урока в читательский дневник: И Василенко. Артемка. Гайдар. Военная тайна. Григорьев. Красный бакен. А. Рыбаков. Кортик, Бронзовая птица. Б. Житков. Вата, Компас. Принести книги для выставки. Отзывы. Краткий рассказ о жизни писателей. Конкурс на лучшую иллюстрацию. Вступительное слово – итоги чтения по данной теме за месяц. Похвалить тех, кто много и хорошо читал. Беседа и вопросы, задания. Расскажите о тех исторических событиях, в которых принимали участие вместе со взрослыми дети и подростки – герои прочитанных вами книг. Охарактеризуйте изображенных в этих произведениях взрослых героев, укажите, какие черты их характера восхищали детей-героев. Как изменялись взгляды героев-подростков на жизнь под влиянием событий? На кого из героев хотелось бы вам быть похожими? Обобщение. Люди той эпохи да и любой могут выбрать для себя разную судьбу, но мы сегодня говорим о тех, кто посвятил свою жизнь революционному переустройству общества. В жестокой борьбе многие отдали жизни ради будущего. Но за теми, кто погиб, шло новое поколение. На смену Пармену Ивановичу, бесстрашному лоцману из рассказа «Красный бакен», приходит Максимка. На смену Владе – ее брат Владик Дашевский. Похожим на мать рос Алька. Смерть Альки пробуждает ненависть к врагам в сердцах читателей многих поколений. Литературный кроссворд.

                1        0        6        0        0        8                

                                0                        0                

5                                0                        0                

0                                        7                0                

3        0        0        0        0        2        0        0        0        0

0                                        0                0                

4        0        0        0        0        0        0        0                

0                                        0                                

По горизонтали:

  1. Холодное короткое колющее оружие у морских офицеров, послужившее названием повести А. Рыбакова (кортик)
  2. Городок, в котором начинается действие повести «Кортик» (Ревск)
  3. Имя юного героя рассказа С Григорьева «Красный бакен» (Максим)
  4. Имя героя, которое стало названием книги (Артемка)

По вертикали:

  1. Один из рассказов, входящих в «Морские истории» Б. Житкова (Компас)
  2. Рассказ АП Гайдара о гражданской войне (РВС)
  3. Название парохода, на котором происходят основные события в рассказе «Красный бакен» (Ермак)
  4. Беспризорник – герой повести А Рыбакова (Коровин)

Конкурс иллюстраторов. Эпизоды для иллюстраций: 1. Сцены в театре из повести И Василенко «Артемка» (Глава «Всю жизнь – нашему делу»). 2. «Пармен Иванович и Максимка в разведке» (С. Григорьев «Красный бакен»). 3. «Схватка Полевого с бандитами» (А. Рыбаков «Кортик»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "решение проблемы формирования читательских интересов у школьников через организацию семейного чтения и уроки внеклассного чтения"

В статье рассматриваются некоторые пути решения проблемы формирования читательских интересов у учащихся....

Факультативные занятия по коррекции чтения: "Внеклассное чтение". 5 класс

Календарно-тематическое планирование составлено для учащихся 5 классов школы-интерната V вида с использованием учебников-хрестоматий:Литература 5 класс. Часть I. Под редакцией Н.А. Нефедовой и М.Б. Ла...

Урок внеклассного чтения на тему: «Виды камней Тувы» (интегрированный урок можно провести после чтения и обсуждения рассказа А.Куприна «Гранатовый браслет» в 11 классе)

Рисунок на скале, в какие временаНанёс своим резцом тебя арат иль воин?Какие времена, какие семенаНесёшь ты в наши дни, бесстрастен и спокоен?.. Рисунок на скале, в моём воспрянув сне,Явили снова...

Технологическая карта урока внеклассного чтения по литературе, выполненного в технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) ( класс-комплект 8-9). Тема урока: Нравственные уроки Г.Х. Андерсена (по сказке «Чайник»).

Технологическая карта урока внеклассного чтения по литературе, выполненного в технологииразвития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП)( класс-комплект 8-9)Цель урока: Знакомство учащихся...

Урок внеклассного чтения в 7 классе "Много ли человеку надо?" Чтение с остановками рассказа В.П.астафьева "Приветное слово".

quot;Чтение  с  остановками"  способствует  критическому  мышлению, поиску  здравого смысла. Школьники  учатся  рассуждать  объективно и  поступ...

Урок внеклассного чтения по юмористическим и сатирическим рассказам М. Зощенко, Н. Тэффи, А. Аверченко). Особенности моноспектакля. Требования выразительного чтения.

Урок внеклассного чтения по юмористическим и сатирическим рассказам М. Зощенко, Н. Тэффи,  А. Аверченко). Особенности моноспектакля. Требования выразительного чтения.Цель: приобщение ученико...