Открытый урок по внеклассному чтению в 6 классе коррекционной школы "Чтение произведений по зимней тематике"
план-конспект урока (6 класс)

Открытый урок по внеклассному чтениюв 6 классе коррекционной школы "Чтение произведений по зимней тематике"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_po_chteniyu_6_klass_osipova.docx29.64 КБ

Предварительный просмотр:

         Краснодарский край, Темрюкский район, город Темрюк

государственное казенное общеобразовательное учреждение Краснодарского края специальная (коррекционная) школа-интернат г.Темрюка

           «Чтение произведений по зимней тематике»

      (Открытый урок по внеклассному чтению в 6 классе)

                                                                                               Учитель русского языка

                                                                                                и чтения

                                                                                                                  Осипова В.Ю.

                                   2022-2023 учебный год

 

        «Чтение произведений по зимней тематике»

  (Открытый урок по внеклассному чтению в 6 классе)

Цель: Формирование у учащихся функционально – грамотного чтения. Прививать любовь к самостоятельному чтению и интерес к книгам.

Задачи:

образовательные:
Познакомить учащихся со стихотворениями о зиме различных поэтов, картинами русских художников, музыкой Чайковского «Времена года», Вивальди «Зима».

коррекционно-развивающие :Развивать связную речь,расширять словарный запас по теме «Зима» ,коррекция познавательных процессов: воображение, память, внимание, мышление

воспитательные: способствовать воспитанию любви к природе, к Родине, умения видеть прекрасное в окружающем мире, любознательности и эмоциональной отзывчивости.

Оборудование: плакаты, выставка книг на тему: ««Зимушка-зима!», рисунки и поделки детей, тексты произведений,зрительные тренажеры,репродукция картины И.И.Шишкина «Зима»,снежинки,самодельные книжки детей,
музыка Чайковского «Времена года, Вивальди «Зима»

Предварительная работа:

*Наблюдение в природе за признаками зимы
*Рассматривание репродукций разных художников по теме
*Беседа по содержанию роизведений о зиме, разъяснение незнакомых слов
*Рисунки и поделки на тему « Зима»
*Посещение библиотеки, выбор книг по теме
*Составление своей книги из понравившихся литературных произведений

                             

                                     Ход урока:

I.Организационный момент.

II.Психологический настрой:

                  - Назовите-ка, ребятки,

                    Кто хозяюшка загадки?

                    Щиплет уши, щиплет нос,

                    Лезет в валенки мороз.

                    Брызнешь воду – упадёт,

                    Не вода уже, а лёд.

                    Даже птице не летится,

                    От мороза стынет птица.

                    Снег мешками валит с неба

                    И вокруг сугробы снега.

                    Снегопады и метели

                    На наш Темрюк налетели.

                    Двор в снегу. Белы дома.

                         В гости к нам пришла…  (Зима)

III.Вводная беседа учителя:

 - А по каким признакам вы догадались, что это зима?

(Ответы учащихся)

  - Скажите, какие признаки зимы мы наблюдаем у нас на Кубани?   (Ответы учащихся)

-После какого времени года наступает зима? ( После осени).

- Как вы думаете, о каком месяце можно сказать, зиму начинает, год заканчивает? (Декабрь).

- А какой сейчас месяц зимы? (последний, февраль)

- Какое время года наступит после зимы? (Весна).

- Как  светит  солнце зимой? (Солнце светит, но не греет)  

- Чем покрыта земля в зимний период? (Кругом лежит снег)        

- Как одеваются люди? (Люди одеваются тепло)        

- Что происходит с дикими животными зимой? (Ответы детей.)

- А вы любите зиму? Почему?   (Дети катаются на коньках, лыжах, санках)

- Вспомните, сколько всего зимних месяцев? Назовите их.(ответы детей)

  IV.Сообщение темы урока: Сегодня у нас урок внеклассного чтения . А догадались ли вы  о каком времени года мы будем говорить?

– Зима – одно из самых  красивых и любимых в народе времён года. Народ ласково называет зиму – зимушкой, волшебницей, чародейкою, гостьей, матушкой. Зима это – обилие снега, мягкого, пушистого; сказочная красота инея на ветвях деревьев, морозная дымка, забавы детей и даже взрослых.

Y.Артикуляционная гимнастика.Сначала  отправимся в зимний лес. В лесу чистый воздух.
1.Упражнения на дыхание .
-Давайте подышим зимним воздухом. Глубоко делаем вдох и на выдохе скажем громко: Ах!
-В лесу нельзя кричать, не будем нарушать зимнюю тишину. Скажем тихо: Ах!
2.Чтение чистоговорок:
Ма-ма-ма –(2 раза)
вот пришла зима.
Озы-озы-озы –(2 раза)
ой, трещат морозы!
Ег-ег-ег –(2 раза)
выпал белый снег.
Ра-ра-ра –(2 раза)
ах, как рада детвора!
Ой-ой-ой –(2 раза)
как хорошо зимой!
2.Упражнение «Снежинки» - Пока мы с вами беседовали, на улице пошел снег, и к нам прилетели настоящие снежинки. Посмотрите,  какие они? - Давайте заставим наши снежинки кружиться. Положите снежинку на ладошку.Медленно наберите воздух через нос. Щеки не надувайте, вытягивайте губы трубочкой и дуйте на снежинки.

Учитель -А вы знаете,что Снежинки служат хорошую службу человеку.Они очищают воздух от пыли и гари, и поэтому всегда легко дышится во время снегопада.Снежинки-это скопление множества кристалликов льда.Большинство снежинок не больше 1см в ширину.(показ детьми на линейках).А 30 апреля 1944 года, во время ВОВ в Москве выпал удивительный снег,форма снежинок размером почти в ладонь напоминала страусиные перья .

В Японии существует музей снежинок- единственный в мире.

4. Интонационные упражнения(дети читают с разной интонацией)
Кешка побежал к окну.
Вставай, соня, зима!
Кто же из воды такую сделает?
- Из какого рассказа эти предложения? (« Неприятностей не оберешься». По Р. Погодину)

YI.Проверка домашнего задания
1.Прочитаем отрывок из этого произведения по ролям
(Чтение по ролям 1 части).
2.Беседа по содержанию                                                                                                    1 вопрос. Как в рассказе назван первый снег?
Ответ. В рассказе первый снег назван - белые мухи.
2 вопрос. С чем сравнивает снег Людмилка?
Ответ. Людмилка сравнивает снег со звёздочками.
3 вопрос. Как Кешка объяснил, что такое снег?
Ответ. Снег – это замёрзлая вода. С тёплых морей к нам прилетают облака, туманы и здесь от мороза превращаются в снег.
-Кто согласен с этим объяснением?(ответы детей)

YII.Работа над стихотворением.
-Вспомним стихотворение Г. Ладонщикова «Здравствуй, Зимушка-зима!»,
Чтение стихотворения хором
- Сколько столбиков в стихотворении?(ответы детей)
- 1 столбик читают девочки.

- 2 столбик читают мальчики .
- 3 столбик читают все.
Девочки, мальчики, вместе. Кто запомнил - наизусть, кто не запомнил - читайте!
Нацеливание: Я спрошу…
-Кого можно встретить в зимнем лесу? (Зайца)
Давайте вместе с зайцем побегаем по зимнему лесу глазками
YIII. Физминутка для глаз (у каждого на парте зрительный тренажер)
IX.Словарная работа
Вспомните, кого автор называет пичугами?
пи-чу-ги – маленькая птичка, пташка
- Какими словами природа приветствует зиму?

-Какие слова употребляет автор, говоря о зиме?
-За что дети и взрослые так любят зиму?
-За что вы любите зиму? ( за белый снег, зимние забавы, Новый год и другие праздники) Вспомнили про праздники, давайте отдохнем
X. Музыкальная физминутка.

  •  Назовите один из главных символов Нового года. Правильно, это елка. В лесу растут самые разные елочки: и высокие, и низкие, и широкие, и тонкие. Сейчас мы поиграем в игру на внимательность, которая так и называется «Елки”( выполнят упражнения под музыку)
  • XI .Упражнение “Закончи предложение

- Давайте поиграем в игру. Я буду говорить начало предложения, а вы будете добавлять слово снеговик.

Мы решили слепить…(снеговика).

Мы приделали нос-морковку нашему…(снеговику).

Мы показали соседям нашего…(снеговика).

Мы играли с нашим …(снеговиком).

Мы рассказали бабушке о …(снеговике).

XI. Продолжение работы по теме

 Учитель-Обратите внимание на выставку книг по нашей теме. Поднимите руки, кто просмотрел все книги, нашел чтение по теме.
Кто заглянул в уголок чтения и повторил все, что нужно к уроку?
Зима - любимое время года не только детей. Многие поэты рады приходу зимы и воспевают её в своих стихотворениях.

Учитель-Сегодня почитаем стихи, которых нет в учебнике, но мы с вами нашли их в других книгах и составили свою из тех, которые нам больше всего понравились. (Каждый ребенок выбрал сам стихотворение и под руководством учителя старался его выразительно прочитать или выучить наизусть)
(Чтение стихотворений учащимися)
3.Учитель-А сейчас я хочу вас пригласить на  экскурсию в картинную галерею (это музей, где находятся картины знаменитых художников) и посмотреть, как русские художники в своих картинах изображали зиму.
Художники очень любили писать зимние пейзажи. Кто из вас знает, что такое пейзаж?(ответы детей -Изображение природы в картинах)
    Учитель-   Эту спокойную величавость леса, зимнее оцепенение природы мы можем увидеть на картине И. Шишкина «Зима». Зимний лес окован морозом и как будто окаменел. Но вот редкий луч солнца проникает в царство снега, окрашивая его розовато-золотистым цветом. Мастерски рисует художник безмятежный зимний покой.

Поэты передают свои чувства с помощью слов, а художники используют краски. Всмотритесь в картину и скажите, какие чувства она у вас вызывает?  (Ответы детей-Грусти и восхищения)

Кажется, что зима надолго, когда вокруг такой темный лес.
Художник хотел показать, что зимой природа засыпает, как бы замирает, находится в состоянии покоя.
-Мы с вами ещё не раз посетим картинную галерею и познакомимся с творчеством других известных художников. Ваши лучшие рисунки тоже на выставке в классе.

4.Инсценирование.

-Кто-то стучится? ( Появляется Зимушка)
Зимушка: Здравствуйте! Я всё это время стояла за дверью, слушала, как вы много обо мне знаете! Какие же вы молодцы! Я посмотрела ваши рисунки и поделки! Порадовали зимушку, спасибо! Попробуйте разгадать загадки

 ( Зима зачитывает загадки, дети отгадывают. )  

5.Игра с детьми. «Природные явления».

Учитель: Ребята,давайте пригласим Зимушку поиграть с нами.Я буду называть разные природные явления, если оно зимой бывает – дружно хлопните в ладоши, если же нет – дружно топните ногами. Но сначала проведем репетицию!

Как вы будете хлопать? … (дети хлопают).

Как вы будете топать? … (дети топают).

Зимушка (ученица 8 класса) играет с детьми.

Как зимою с неба падает снежок. (Хлоп-хлоп)

На полянке распускается цветок. (Топ-топ)

В поле вьюга воет, завывает. (Хлоп-хлоп)

Дождик по лесу гулять мешает. (Топ-топ)

Медвежата крепко спят в берлоге. (Хлоп-хлоп)

Грибы растут прямо на дороге. (Топ-топ)

Поспевает славный урожай. (Топ-топ)

Много ягод вкусных – налетай. (Топ-топ)

Наступает долгожданный Новый год. (Хлоп-хлоп)

В небе радуга-дуга всеми красками цветет. (Топ-топ)

Щиплет уши, щеки, нос добрый дедушка Мороз. (Хлоп-хлоп)

 

(Зимушка прощается с детьми и уходит, оставляя им подарки)

XII. Итог урока

Рефлексия. В феврале зима еще в полном разгаре, но день уже заметно прибавился, и солнышко стало понемногу пригревать. В полдень с крыш начинает капать, а к вечеру под окнами свисают длинные сосульки. Значит, дело идет к весне.

А наш урок  заканчивается.(Вспомним строки из стихотворения Н. Зубаревой)
Не боится детвора!
Не уходит со двора!
Бабу снежную катает
И вовсю в снежки играет!
-Поднимите руки, про кого сказаны эти слова.
-Кто из вас катается на лыжах, на санках и на коньках? (ответы детей)

-Зимой вы должны играть на улице, кататься на коньках, на лыжах, на санках, закалять свой организм. Закаленные дети не болеют.

- Не забывайте о безопасном поведении(повторяют правила безопасного поведения).

- Поднимите руки, кто доволен своей работой на уроке?
-А кто мог бы работать лучше?
-Ребята, я довольна вашей работой! Спасибо!
-Зиме и гостям тоже понравилось! У нас получился урок-праздник

XIII.Домашнее задание 

-Сегодня необычное домашнее задание ( На бумажных варежках написан текст)
«Дорогой друг! Когда будет грустно, возьми эту варежку в руки. Вспомни красивое стихотворение о зиме. Сердце твое согреется. Согрейся сам и дари тепло и добро другим людям. Это домашнее задание на всю жизнь».

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка урока внеклассного чтения, 6 класс, коррекционная школа 8 вида

разработка урока по теме "К.Паустовский. Кот-ворюга" для 6 класса коррекционной школы 8 вида...

Конспект урока по внеклассному чтению. 10 класс.

В данном уроке-конспекте вы познакомитесь с творчеством В.М.Шукшина.Найдете анализ его произведений....

Методическая разработка открытого урока развития речи в 7 классе коррекционного учреждения I и II вида на тему: «Описание двух животных по своим наблюдениям. Сравнение.»

Методическая разработка содержит материал по составлению описания и описания-сравнения двух животных с использованием презентации, составленной мною к уроку....

Открытый урок "Смена супинатора" в 9 классе коррекционной школы 8 вида

Открытый урок "Смена супинатора" в 9 классе коррекционной школы 8 вида...

Конспект открытого урока по физкультуре в 1 классе коррекционной школы 8 вида на тему "Лазание по гимнастической стенке".

Обучение детей разного возраста и физического развития различным способам лазания по гимнастической стенке....

Открытый урок ФГОС внеклассного чтения. А. Гавальда. 35 кило надежды.

Урок в формате ФГОСПредмет:           литература (урок внеклассного чтения)          Класс:   8...