Открытый урок по внеклассному чтению в 6 классе коррекционной школы "Чтение произведений по зимней тематике"
план-конспект урока (6 класс)
Открытый урок по внеклассному чтениюв 6 классе коррекционной школы "Чтение произведений по зимней тематике"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 29.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Краснодарский край, Темрюкский район, город Темрюк
государственное казенное общеобразовательное учреждение Краснодарского края специальная (коррекционная) школа-интернат г.Темрюка
«Чтение произведений по зимней тематике»
(Открытый урок по внеклассному чтению в 6 классе)
Учитель русского языка
и чтения
Осипова В.Ю.
2022-2023 учебный год
«Чтение произведений по зимней тематике»
(Открытый урок по внеклассному чтению в 6 классе)
Цель: Формирование у учащихся функционально – грамотного чтения. Прививать любовь к самостоятельному чтению и интерес к книгам.
Задачи:
образовательные:
Познакомить учащихся со стихотворениями о зиме различных поэтов, картинами русских художников, музыкой Чайковского «Времена года», Вивальди «Зима».
коррекционно-развивающие :Развивать связную речь,расширять словарный запас по теме «Зима» ,коррекция познавательных процессов: воображение, память, внимание, мышление
воспитательные: способствовать воспитанию любви к природе, к Родине, умения видеть прекрасное в окружающем мире, любознательности и эмоциональной отзывчивости.
Оборудование: плакаты, выставка книг на тему: ««Зимушка-зима!», рисунки и поделки детей, тексты произведений,зрительные тренажеры,репродукция картины И.И.Шишкина «Зима»,снежинки,самодельные книжки детей,
музыка Чайковского «Времена года, Вивальди «Зима»
Предварительная работа:
*Наблюдение в природе за признаками зимы
*Рассматривание репродукций разных художников по теме
*Беседа по содержанию роизведений о зиме, разъяснение незнакомых слов
*Рисунки и поделки на тему « Зима»
*Посещение библиотеки, выбор книг по теме
*Составление своей книги из понравившихся литературных произведений
Ход урока:
I.Организационный момент.
II.Психологический настрой:
- Назовите-ка, ребятки,
Кто хозяюшка загадки?
Щиплет уши, щиплет нос,
Лезет в валенки мороз.
Брызнешь воду – упадёт,
Не вода уже, а лёд.
Даже птице не летится,
От мороза стынет птица.
Снег мешками валит с неба
И вокруг сугробы снега.
Снегопады и метели
На наш Темрюк налетели.
Двор в снегу. Белы дома.
В гости к нам пришла… (Зима)
III.Вводная беседа учителя:
- А по каким признакам вы догадались, что это зима?
(Ответы учащихся)
- Скажите, какие признаки зимы мы наблюдаем у нас на Кубани? (Ответы учащихся)
-После какого времени года наступает зима? ( После осени).
- Как вы думаете, о каком месяце можно сказать, зиму начинает, год заканчивает? (Декабрь).
- А какой сейчас месяц зимы? (последний, февраль)
- Какое время года наступит после зимы? (Весна).
- Как светит солнце зимой? (Солнце светит, но не греет)
- Чем покрыта земля в зимний период? (Кругом лежит снег)
- Как одеваются люди? (Люди одеваются тепло)
- Что происходит с дикими животными зимой? (Ответы детей.)
- А вы любите зиму? Почему? (Дети катаются на коньках, лыжах, санках)
- Вспомните, сколько всего зимних месяцев? Назовите их.(ответы детей)
IV.Сообщение темы урока: Сегодня у нас урок внеклассного чтения . А догадались ли вы о каком времени года мы будем говорить?
– Зима – одно из самых красивых и любимых в народе времён года. Народ ласково называет зиму – зимушкой, волшебницей, чародейкою, гостьей, матушкой. Зима это – обилие снега, мягкого, пушистого; сказочная красота инея на ветвях деревьев, морозная дымка, забавы детей и даже взрослых.
Y.Артикуляционная гимнастика.Сначала отправимся в зимний лес. В лесу чистый воздух.
1.Упражнения на дыхание .
-Давайте подышим зимним воздухом. Глубоко делаем вдох и на выдохе скажем громко: Ах!
-В лесу нельзя кричать, не будем нарушать зимнюю тишину. Скажем тихо: Ах!
2.Чтение чистоговорок:
Ма-ма-ма –(2 раза)
вот пришла зима.
Озы-озы-озы –(2 раза)
ой, трещат морозы!
Ег-ег-ег –(2 раза)
выпал белый снег.
Ра-ра-ра –(2 раза)
ах, как рада детвора!
Ой-ой-ой –(2 раза)
как хорошо зимой!
2.Упражнение «Снежинки» - Пока мы с вами беседовали, на улице пошел снег, и к нам прилетели настоящие снежинки. Посмотрите, какие они? - Давайте заставим наши снежинки кружиться. Положите снежинку на ладошку.Медленно наберите воздух через нос. Щеки не надувайте, вытягивайте губы трубочкой и дуйте на снежинки.
Учитель -А вы знаете,что Снежинки служат хорошую службу человеку.Они очищают воздух от пыли и гари, и поэтому всегда легко дышится во время снегопада.Снежинки-это скопление множества кристалликов льда.Большинство снежинок не больше 1см в ширину.(показ детьми на линейках).А 30 апреля 1944 года, во время ВОВ в Москве выпал удивительный снег,форма снежинок размером почти в ладонь напоминала страусиные перья .
В Японии существует музей снежинок- единственный в мире.
4. Интонационные упражнения(дети читают с разной интонацией)
Кешка побежал к окну.
Вставай, соня, зима!
Кто же из воды такую сделает?
- Из какого рассказа эти предложения? (« Неприятностей не оберешься». По Р. Погодину)
YI.Проверка домашнего задания
1.Прочитаем отрывок из этого произведения по ролям
(Чтение по ролям 1 части).
2.Беседа по содержанию 1 вопрос. Как в рассказе назван первый снег?
Ответ. В рассказе первый снег назван - белые мухи.
2 вопрос. С чем сравнивает снег Людмилка?
Ответ. Людмилка сравнивает снег со звёздочками.
3 вопрос. Как Кешка объяснил, что такое снег?
Ответ. Снег – это замёрзлая вода. С тёплых морей к нам прилетают облака, туманы и здесь от мороза превращаются в снег.
-Кто согласен с этим объяснением?(ответы детей)
YII.Работа над стихотворением.
-Вспомним стихотворение Г. Ладонщикова «Здравствуй, Зимушка-зима!»,
Чтение стихотворения хором
- Сколько столбиков в стихотворении?(ответы детей)
- 1 столбик читают девочки.
- 2 столбик читают мальчики .
- 3 столбик читают все.
Девочки, мальчики, вместе. Кто запомнил - наизусть, кто не запомнил - читайте!
Нацеливание: Я спрошу…
-Кого можно встретить в зимнем лесу? (Зайца)
Давайте вместе с зайцем побегаем по зимнему лесу глазками
YIII. Физминутка для глаз (у каждого на парте зрительный тренажер)
IX.Словарная работа
Вспомните, кого автор называет пичугами?
пи-чу-ги – маленькая птичка, пташка
- Какими словами природа приветствует зиму?
-Какие слова употребляет автор, говоря о зиме?
-За что дети и взрослые так любят зиму?
-За что вы любите зиму? ( за белый снег, зимние забавы, Новый год и другие праздники) Вспомнили про праздники, давайте отдохнем
X. Музыкальная физминутка.
- Назовите один из главных символов Нового года. Правильно, это елка. В лесу растут самые разные елочки: и высокие, и низкие, и широкие, и тонкие. Сейчас мы поиграем в игру на внимательность, которая так и называется «Елки”( выполнят упражнения под музыку)
- XI .Упражнение “Закончи предложение”
- Давайте поиграем в игру. Я буду говорить начало предложения, а вы будете добавлять слово снеговик.
Мы решили слепить…(снеговика).
Мы приделали нос-морковку нашему…(снеговику).
Мы показали соседям нашего…(снеговика).
Мы играли с нашим …(снеговиком).
Мы рассказали бабушке о …(снеговике).
XI. Продолжение работы по теме
Учитель-Обратите внимание на выставку книг по нашей теме. Поднимите руки, кто просмотрел все книги, нашел чтение по теме.
Кто заглянул в уголок чтения и повторил все, что нужно к уроку?
Зима - любимое время года не только детей. Многие поэты рады приходу зимы и воспевают её в своих стихотворениях.
Учитель-Сегодня почитаем стихи, которых нет в учебнике, но мы с вами нашли их в других книгах и составили свою из тех, которые нам больше всего понравились. (Каждый ребенок выбрал сам стихотворение и под руководством учителя старался его выразительно прочитать или выучить наизусть)
(Чтение стихотворений учащимися)
3.Учитель-А сейчас я хочу вас пригласить на экскурсию в картинную галерею (это музей, где находятся картины знаменитых художников) и посмотреть, как русские художники в своих картинах изображали зиму.
Художники очень любили писать зимние пейзажи. Кто из вас знает, что такое пейзаж?(ответы детей -Изображение природы в картинах)
Учитель- Эту спокойную величавость леса, зимнее оцепенение природы мы можем увидеть на картине И. Шишкина «Зима». Зимний лес окован морозом и как будто окаменел. Но вот редкий луч солнца проникает в царство снега, окрашивая его розовато-золотистым цветом. Мастерски рисует художник безмятежный зимний покой.
Поэты передают свои чувства с помощью слов, а художники используют краски. Всмотритесь в картину и скажите, какие чувства она у вас вызывает? (Ответы детей-Грусти и восхищения)
Кажется, что зима надолго, когда вокруг такой темный лес.
Художник хотел показать, что зимой природа засыпает, как бы замирает, находится в состоянии покоя.
-Мы с вами ещё не раз посетим картинную галерею и познакомимся с творчеством других известных художников. Ваши лучшие рисунки тоже на выставке в классе.
4.Инсценирование.
-Кто-то стучится? ( Появляется Зимушка)
Зимушка: Здравствуйте! Я всё это время стояла за дверью, слушала, как вы много обо мне знаете! Какие же вы молодцы! Я посмотрела ваши рисунки и поделки! Порадовали зимушку, спасибо! Попробуйте разгадать загадки
( Зима зачитывает загадки, дети отгадывают. )
5.Игра с детьми. «Природные явления».
Учитель: Ребята,давайте пригласим Зимушку поиграть с нами.Я буду называть разные природные явления, если оно зимой бывает – дружно хлопните в ладоши, если же нет – дружно топните ногами. Но сначала проведем репетицию!
Как вы будете хлопать? … (дети хлопают).
Как вы будете топать? … (дети топают).
Зимушка (ученица 8 класса) играет с детьми.
Как зимою с неба падает снежок. (Хлоп-хлоп)
На полянке распускается цветок. (Топ-топ)
В поле вьюга воет, завывает. (Хлоп-хлоп)
Дождик по лесу гулять мешает. (Топ-топ)
Медвежата крепко спят в берлоге. (Хлоп-хлоп)
Грибы растут прямо на дороге. (Топ-топ)
Поспевает славный урожай. (Топ-топ)
Много ягод вкусных – налетай. (Топ-топ)
Наступает долгожданный Новый год. (Хлоп-хлоп)
В небе радуга-дуга всеми красками цветет. (Топ-топ)
Щиплет уши, щеки, нос добрый дедушка Мороз. (Хлоп-хлоп)
(Зимушка прощается с детьми и уходит, оставляя им подарки)
XII. Итог урока
Рефлексия. В феврале зима еще в полном разгаре, но день уже заметно прибавился, и солнышко стало понемногу пригревать. В полдень с крыш начинает капать, а к вечеру под окнами свисают длинные сосульки. Значит, дело идет к весне.
А наш урок заканчивается.(Вспомним строки из стихотворения Н. Зубаревой)
Не боится детвора!
Не уходит со двора!
Бабу снежную катает
И вовсю в снежки играет!
-Поднимите руки, про кого сказаны эти слова.
-Кто из вас катается на лыжах, на санках и на коньках? (ответы детей)
-Зимой вы должны играть на улице, кататься на коньках, на лыжах, на санках, закалять свой организм. Закаленные дети не болеют.
- Не забывайте о безопасном поведении(повторяют правила безопасного поведения).
- Поднимите руки, кто доволен своей работой на уроке?
-А кто мог бы работать лучше?
-Ребята, я довольна вашей работой! Спасибо!
-Зиме и гостям тоже понравилось! У нас получился урок-праздник
XIII.Домашнее задание
-Сегодня необычное домашнее задание ( На бумажных варежках написан текст)
«Дорогой друг! Когда будет грустно, возьми эту варежку в руки. Вспомни красивое стихотворение о зиме. Сердце твое согреется. Согрейся сам и дари тепло и добро другим людям. Это домашнее задание на всю жизнь».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
разработка урока внеклассного чтения, 6 класс, коррекционная школа 8 вида
разработка урока по теме "К.Паустовский. Кот-ворюга" для 6 класса коррекционной школы 8 вида...

Открытый урок трудового обучения в 3 классе коррекционной школы Тема: «Изготовление клумбы с цветами из ниток» (коллективная работа)
Учащиеся выполняют коллективную работу из текстильных цветов....

Конспект урока по внеклассному чтению. 10 класс.
В данном уроке-конспекте вы познакомитесь с творчеством В.М.Шукшина.Найдете анализ его произведений....

Методическая разработка открытого урока развития речи в 7 классе коррекционного учреждения I и II вида на тему: «Описание двух животных по своим наблюдениям. Сравнение.»
Методическая разработка содержит материал по составлению описания и описания-сравнения двух животных с использованием презентации, составленной мною к уроку....
Открытый урок "Смена супинатора" в 9 классе коррекционной школы 8 вида
Открытый урок "Смена супинатора" в 9 классе коррекционной школы 8 вида...

Конспект открытого урока по физкультуре в 1 классе коррекционной школы 8 вида на тему "Лазание по гимнастической стенке".
Обучение детей разного возраста и физического развития различным способам лазания по гимнастической стенке....

Открытый урок ФГОС внеклассного чтения. А. Гавальда. 35 кило надежды.
Урок в формате ФГОСПредмет: литература (урок внеклассного чтения) Класс: 8...